А ты не обижайся емеля тип сказуемого

1.3. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое

Упражнение 2. Выделите грамматическую основу в каждом предложении. Разберите подлежащие и сказуемые по плану.

1. Всё утро я ловлю рыбу (Паустовский). 2. На дне озера лежали истлевшие листья (Паустовский). 3. Во всех звуках есть что-то вечернее (М. Горький). 4. Старуха бросилась было за сыном (Григорович). 5. Так она же день-деньской ревмя ревёт (Чехов). 6. Вот я возьму и продам тройку! (Чехов). 7. Его слова снова задели Валицкого за живое (Чаковский). 8. Я пойду позову маму (Чехов). 9. А ты и плакать сейчас же (А.Н. Толстой). 10. Сквозь обнажённые бурые сучья дерев мирно белеет неподвижное небо (Тургенев). 11. Брат вступился было за меня (Маршак). 12. Ещё я долго буду петь (Есенин). 13. День как будто дремал (Паустовский). 14. Ваша ложь во все девять лет стоит у меня поперек горла (Чехов). 15. Первые недели плавания принесли разочарование (Паустовский). 16. Подруга каждая тут тихо толк подругу (Крылов). 17. Тут он – ругать меня (М. Горький). 18. А ты не обижайся, Емеля (Чехов). 19. Пускай они оставят Годунова (Пушкин). 20. Пусть читатели знают эту мою ошибку (М. Горький). 21. Вдруг старушка мать – шасть в комнату (Тургенев). 22. Ваш батюшка возьми да к ней и привяжись (Тургенев). 23. Оля Нечаева локти себе будет кусать от раскаяния (Катаев). 24. Отсюда берет начало река Кулумбе (Арсеньев). 25. Депутат французского собрания зондировал у Красина почву, выясняя возможность торговли с Россией (Могилевский).

Упражнение 3. В предложениях, представленных в упражнении 2, выделите простые глагольные сказуемые – фразеологизмы. Докажите, что это не составные именные сказуемые.

Виды сказуемых. 8 класс.
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) на тему

Дидактический материал по теме «Виды сказуемых»

Скачать:

ВложениеРазмер
vidy_skazuemyh._8_kl.docx50.55 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое

Сказуемое – это главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим (в числе, в лице или в роде) и имеет значение, выраженное в вопросах: что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой?

Сказуемое выражает грамматическое значение одного из наклонений (изъявительное наклонение – настоящее, прошедшее, будущее время; условное наклонение, повелительное наклонение).

Способы выражения простого глагольного сказуемого

1. Глагол в форме какого-либо наклонения

Наступает хмурое утро.
Наступило хмурое утро.
Сергей будет поступать в театральное училище.
Он с удовольствием уехал бы в деревню.
Запишите домашнее задание.

2. Независимый инфинитив

Жить – родине служить .

3. Междометные глагольные формы (усечённые формы глагола типа бац, хвать, прыг )

Подруга каждая тут тихо толк подругу.

4. Фразеологический оборот с главным словом – глаголом в спрягаемой форме

Команда одержала победу в чемпионате.
Он опять лодыря гоняет .

5. Глагол в спрягаемой форме + модальная частица ( да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что и др.)

Давай я поеду с тобой.
Пусть уезжает с отцом.
Да приснятся тебе сладкие сны.
Он было пошёл к двери, но вдруг остановился.
В комнате как будто попахивало гарью.
Он словно остолбенел от испуга.
Он чуть не умер с горя.
Он только что не кувыркался , стараясь рассмешить публику.
Он едва ли не помешался от радости.

1) Форма сложного будущего времени ( буду писать; будут петь и др.) – это простое глагольное сказуемое;

2) словно, будто, как будто, точно, как бы при сказуемом – модальные частицы, а не сравнительные союзы, поэтому запятая перед ними не ставится (подлежащее со сказуемым никогда не разделяются запятой!);

3) модальная частица было обозначает действие, начавшееся, но не свершившееся из-за каких-либо причин, непредвиденных обстоятельств, и запятыми (в отличие от вводных слов бывает, бывало со значением регулярной повторяемости действия) не выделяется.

Ср.: Он, бывало , неделями в деревне не показывался ;

4) чтобы отличить простое глагольное сказуемое, выраженное фразеологизмом, от составного именного сказуемого, следует помнить:

а) фразеологизм часто можно заменить одним словом:

одержать победу – победить; иметь значение – значить; дать обещание – обещать; отдать приказ – приказать и др.;

б) в простом глагольном сказуемом-фразеологизме глагол нельзя заменить на связку быть , а в составном именном сказуемом – можно.

Ср.: Он повесил нос (ПГС) – нельзя: Он был нос ; Она сидела усталая (СИС) – Она была усталая; Он родился счастливым (СИС) – Он был счастливым .

Примечание. В речи (особенно разговорной) могут встречаться различного рода осложнённые простые глагольные сказуемые с экспрессивным значением. Наиболее распространёнными среди них являются следующие:

1) сочетание двух глагольных форм с частицей так ( Удружил так удружил! );

2) сочетание глагола пойти с другим глаголом в той же форме ( Пойду позову маму );

3) сочетание глагола взять с другим глаголом в той же форме в соединении с частицами да, да и, и ( Возьму вот и уеду завтра в деревню; возьму и уеду – это не однородные сказуемые (!), а одно; и в данном случае – частица, не союз);

4) сочетание глагола с частицами да как, знай (себе), ну и, так и, себе ( А Иванушка знай себе держись; Я так и вскрикнула );

5) сочетание глагола с однокоренной формой наречного типа ( Он её поедом ест; Она ревмя ревёт ).

Осложнённые типы простого глагольного сказуемого не содержат знаков препинания !

План разбора простого глагольного сказуемого

  1. Указать тип сказуемого.
  2. Указать форму спрягаемого глагола.

Мои дела идут в гору.

Идут в гору – простое глагольное сказуемое; выражено глагольным фразеологизмом в настоящем времени изъявительного наклонения.

Забыть бы обо всём.

Забыть бы – простое глагольное сказуемое; выражено глаголом в условном наклонении.

Упражнение 1. Выделите грамматическую основу в каждом предложении. Разберите сказуемые по плану.

1. Всё утро я ловлю рыбу (Паустовский). 2. На дне озера лежали истлевшие листья (Паустовский). 3. Во всех звуках есть что-то вечернее (М. Горький). 4. Старуха бросилась было за сыном (Григорович). 5. Так она же день-деньской ревмя ревёт (Чехов). 6. Вот я возьму и продам тройку! (Чехов). 7. Его слова снова задели Валицкого за живое (Чаковский). 8. Я пойду позову маму (Чехов). 9. А ты и плакать сейчас же (А.Н. Толстой). 10. Сквозь обнажённые бурые сучья дерев мирно белеет неподвижное небо (Тургенев). 11. Брат вступился было за меня (Маршак). 12. Ещё я долго буду петь (Есенин). 13. День как будто дремал (Паустовский). 14. Ваша ложь во все девять лет стоит у меня поперек горла (Чехов). 15. Первые недели плавания принесли разочарование (Паустовский). 16. Подруга каждая тут тихо толк подругу (Крылов). 17. Тут он – ругать меня (М. Горький). 18. А ты не обижайся, Емеля (Чехов). 19. Пускай они оставят Годунова (Пушкин). 20. Пусть читатели знают эту мою ошибку (М. Горький). 21. Вдруг старушка мать – шасть в комнату (Тургенев). 22. Ваш батюшка возьми да к ней и привяжись (Тургенев). 23. Оля Нечаева локти себе будет кусать от раскаяния (Катаев). 24. Отсюда берет начало река Кулумбе (Арсеньев). 25. Депутат французского собрания зондировал у Красина почву, выясняя возможность торговли с Россией (Могилевский).

Упражнение 2. В предложениях, представленных в упражнении 2, выделите простые глагольные сказуемые – фразеологизмы. Докажите, что это не составные именные сказуемые.

1.4. Составные сказуемые. Составное глагольное сказуемое

Составные сказуемые – это сказуемые, в которых лексическое значение и грамматическое значение (время и наклонение) выражаются разными словами. Лексическое значение выражено в основной части, а грамматическое значение (время и наклонение) – в вспомогательной части.

Ср.: Он запел (ПГС). – Он начал петь (СГС); Он болел два месяца (ПГС). – Он был болен два месяца (СИС).

Составное глагольное сказуемое (СГС) состоит из двух частей:

а) вспомогательная часть (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время и наклонение);
б) основная часть (неопределённая форма глагола – инфинитив) выражает лексическое значение.

СГС = вспомогательный глагол + инфинитив

Например: Я начал петь; Я хочу петь; Я боюсь петь.

Однако не любое сочетание спрягаемого глагола с инфинитивом является составным глагольным сказуемым! Для того чтобы такое сочетание было составным глагольным сказуемым, должно быть выполнено два условия:

  1. Вспомогательный глагол должен быть лексически неполнозначным, то есть его одного (без инфинитива) недостаточно, чтобы понять, о чем идёт речь в предложении.

Cр.: я начал – что делать?; я хочу – что делать?.

Если в сочетании «глагол + инфинитив» глагол знаменательный, то он один является простым глагольным сказуемым, а инфинитив – второстепенный член предложения.

Ср.: Она присела (с какой целью?) отдохнуть.

  1. Действие инфинитива должно относиться к подлежащему (это субъектный инфинитив). Если действие инфинитива относится к другому члену предложения (объектный инфинитив), то инфинитив не входит в состав сказуемого, а является второстепенным членом.

Ср.:
1. Я хочу петь. Хочу петь – составное глагольное сказуемое ( хочу – я , петь буду – я ).
2. Я просил её спеть . Просил – простое глагольное сказуемое, спеть – дополнение ( просил – я , петь будет – она ).

Значения вспомогательного глагола

Типичные глаголы и фразеологизмы

1. Фазовое (начало, продолжение, конец действия)

Начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и др.

Он стал готовиться к отъезду.
Он продолжал готовиться к отъезду.
Он бросил курить.
Он опять пустился рассуждать о тяготах сельской жизни.

2. Модальное значение (необходимость, желательность, способность, предрасположенность, эмоциональная оценка действия и т.п.)

Мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, стараться, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть, любить, ненавидеть, бояться, страшиться, трусить, стыдиться, задаться целью, гореть желанием, иметь честь, иметь намерение, дать обещание, иметь привычку и др.

Я умею петь.
Я хочу петь.
Я боюсь петь.
Я люблю петь.
Я стыжусь петь.
Я рассчитываю спеть эту арию.

План разбора составного глагольного сказуемого

  1. Указать тип сказуемого.
  2. Указать, чем выражена основная часть (субъектный инфинитив); какое значение имеет вспомогательная часть (фазовое, модальное) и какой формой глагола она выражена.

Старик опять пустился жевать.

Пустился жевать – составное глагольное сказуемое. Основная часть ( жевать ) выражена субъектным инфинитивом. Вспомогательная часть ( пустился ) имеет фазовое значение и выражена глаголом в прошедшем времени изъявительного наклонения.

Упражнение 1. Выделите грамматические основы предложений. Разберите простые и составные глагольные сказуемые по плану.

1. Он боялся идти к врачам (Паустовский). 2. Приходил лакей звать меня к княгине (Лермонтов). 3. Старуха ушла хлопотать об отъезде (Григорович). 4. Он попросил меня похлопотать об отъезде (Чаковский). 5. Великий национальный поэт умеет заставить говорить и барина, и мужика их языком (Белинский). 6. Я уважению к родной земле учить их стараюсь (Паустовский). 7. Ни при каких усилиях человек не сможет передать очарование этого дня (Паустовский). 8. В Москве я не буду ни видеть вас, ни писать вам, ни звонить (Паустовский). 9. Редкие капли дождя начали тяжело стучать по земле (Паустовский). 10. Долго будет моросить осенний дождь (Паустовский). 11. И будто в ответ на её слова по реке и кустам тихонько начинает шуметь редкий и тёплый дождь (Паустовский). 12. За калиткой сразу начинались густые, запущенные аллеи (Паустовский). 13. Стали носиться зловещие слухи о необходимости не только знания грамоты, но и других, до тех пор неслыханных в том быту наук (Гончаров). 14. Они продолжали целые десятки лет сопеть, дремать и зевать (Гончаров). 15. Море временами совсем переставало шуметь (Паустовский). 16. А пурга, словно издеваясь, не хотела униматься (Лавренев). 17. Антоненко приказал людям покинуть баржу (Конецкий). 18. Я не позволю в своём присутствии плохо отзываться о жизни (Луконин). 19. Завтракать к Наталье Тагилов не пошёл (Дичаров). 20. Она даже не успела поздороваться с ним (Федин).

  1. Он боялся идти (ПГС; вспомогательная часть имеет модальное значение). 2. Лакей приходил(СГС); звать – объектный инфинитив, обстоятельство цели. 3. Старуха ушла (ПГС, выраженное лексически полнозначным глаголом); хлопотать – обстоятельство цели. 4. Он попросил (ПГС); похлопотать – дополнение. 5. Поэт умеет заставить (СГС; вспомогательная часть имеет модальное значение); говорить – объектный инфинитив, дополнение. 6. Я стараюсь учить (СГС; вспомогательная часть имеет модальное значение). 7. Человек не сможет передать (СГС; вспомогательная часть имеет модальное значение). 8. Я не буду видеть, писать, звонить (ПГС, выраженное формой сложного будущего времени глагола). 9. Капли начали стучать (СГС; вспомогательная часть имеет фазовое значение). 10. Дождь будет моросить (ПГС, выраженное формой сложного будущего времени глагола). 11. Дождь начинает шуметь (СГС; вспомогательная часть имеет фазовое значение). 12. Аллеи начинались (ПГС). 13. Слухи стали носиться (СГС; вспомогательная часть имеет фазовое значение). 14. Они продолжали сопеть, дремать, зевать (СГС; вспомогательная часть имеет фазовое значение). 15. Море переставало шуметь (СГС; вспомогательная часть имеет фазовое значение). 16. Пурга не хотела униматься (СГС; вспомогательная часть имеет модальное значение). 17. Антоненко приказал (ПГС); покинуть – объектный инфинитив, дополнение. 18. Я не позволю(ПГС); отзываться – объектный инфинитив, дополнение. 19. Тагилов не пошёл (ПГС, выраженное лексически полнозначным глаголом); завтракать – обстоятельство цели. 20. Она не успела поздороваться (СГС; вспомогательная часть имеет модальное значение).

1.5. Составное именное сказуемое

Составное именное сказуемое (СИС) состоит из двух частей:

а) вспомогательная часть – связка (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время и наклонение);
б) основная часть – именная часть (имя, наречие) выражает лексическое значение.

СИС = связка + именная часть

Примеры: Он был врачом; Он стал врачом; Он был болен; Он был больным; Он был ранен; Он пришёл первым.

Вид связки по значению

1. Грамматическая связка – выражает только грамматическое значение (время, наклонение), лексического значения не имеет.

Глаголы быть, являться . В настоящем времени связка быть обычно стоит в нулевой форме («нулевая связка»): отсутствие связки указывает на настоящее время изъявительного наклонения.

Он был врачом.
Он будет врачом.
Он врач.
Он был больным.
Он будет больным.
Он больной.
Он является больным.
Лирика есть самое высокое проявление искусства.

2. Полузнаменательная связка – не только выражает грамматическое значение, но и вносит в лексическое значение сказуемого дополнительные оттенки, но быть самостоятельным сказуемым (в том значении) не может.

а) возникновение или развитие признака: стать, становиться, делаться, сделаться ;
б) сохранение признака: остаться ;
в) проявление, обнаружение признака: бывать, оказаться ;
г) оценка признака с точки зрения реальности: показаться, казаться, представляться, считаться, слыть ;
д) название признака: зваться, называться, почитаться .

Он стал больным.
Он остался больным.
Он бывал больным каждую осень.
Он оказался больным.
Он считался больным.
Он казался больным.
Он является больным.
Он слыл больным.
Их называли больными.

3. Знаменательная связка – глагол с полным лексическим значением (может один выступать в роли сказуемого).

а) Глаголы положения в пространстве: сидеть, лежать, стоять ;
б) глаголы движения: идти, приехать, вернуться, бродить ;
в) глаголы состояния: жить, работать, родиться, умереть .

Она сидела усталая.
Он ушёл сердитый.
Он вернулся расстроенный.
Он жил отшельником.
Он родился счастливым.
Он умер героем.

Глагол быть может выступать самостоятельным простым глагольным сказуемым в предложениях со значением бытия или обладания:

У него было три сына; У него было много денег.

Глаголы стать, становится, оказаться и т.д. тоже могут быть самостоятельными простыми глагольными сказуемыми, но в другом значении:

Он оказался в центре города; Он стал у стены.

Наиболее сложными для анализа являются составные именные сказуемые со знаменательной связкой, потому что обычно такие глаголы являются самостоятельными сказуемыми (ср.: Он сидел у окна ). Если глагол становится связкой, то его значение оказывается менее важным, чем значение имени, связанного с глаголом ( Он сидел усталый ; более важным является то, что он был усталым , а не то, что он сидел , а не стоял или лежал ).

Чтобы сочетание «знаменательный глагол + имя» было составным именным сказуемым, должны соблюдаться следующие условия:

  1. знаменательный глагол можно заменить грамматической связкой быть :

Он сидел усталый – Он был усталый; Он родился счастливым – Он был счастливым; Он пришёл первым – Он был первым;

  1. связку можно сделать нулевой:

Он сидел усталый – Он усталый ; Он родился счастливым – Он счастливый ; Он пришёл первым – Он первый .

Если глагол имеет при себе зависимые формы полного прилагательного, причастия, порядкового числительного (отвечает на вопрос какой? ), то это всегда составное именное сказуемое ( сидел усталый, ушёл расстроенный, пришёл первым ). Запятыми части такого составного именного сказуемого не разделяются!

Способы выражения именной части

1. Имя существительное

1.1. Существительное в именительном или творительном падеже

Он мой брат.
Он был моим братом.

1.2. Существительное в косвенном падеже с предлогом или без предлога

Штурман был в забытьи.
Я без гроша.
Этот дом – Мешкова.

1.3. Цельное словосочетание с главным словом – существительным в родительном падеже (со значением качественной оценки)

Зять был молчаливой породы.
Эта девушка высокого роста.

2. Имя прилагательное

2.1. Краткое прилагательное

Он весел.
Он стал весел.

2.2. Полное прилагательное в именительном или в творительном падеже

Он весёлый.
Он стал весёлым.

2.3. Прилагательное в сравнительной или в превосходной степени

Здесь звуки музыки были слышнее.
Ты самый лучший.

3.1. Краткое причастие

Он ранен.
Стекла были разбиты.

3.2. Полные причастия в именительном или творительном падеже

Стекла были разбитые.
Стекла были разбитыми.

4. Местоимение или цельное словосочетание с главным словом местоимением

Вся рыба – ваша.
Это что-то новенькое.

5. Числительное в именительном или творительном падеже

Их изба – третья с краю.
Их изба была третьей с краю.

Я был настороже.
Его дочь замужем за моим братом.

1) Даже если сказуемое состоит из одного слова – имени или наречия (с нулевой связкой), это всегда составное именное сказуемое;

2) краткие прилагательные и причастия всегда часть составного именного сказуемого;

3) именительный и творительный падежи – основные падежные формы именной части сказуемого;

4) именная часть сказуемого может быть выражена цельным словосочетанием в тех же случаях, что и подлежащее.

Наиболее типичные ошибки при разборе составного именного сказуемого:

1. Краткую форму прилагательного и особенно причастия принимают за глагол, поэтому сказуемое ошибочно считают простым глагольным. Чтобы не ошибиться, поставьте сказуемое в прошедшее время: в глаголе появляется суффикс -л , а у краткого прилагательного или причастия появится связка был ( была, было, были ).

Например:
Он болеет (ПГС). – Он болел ;
Он болен (СИС). – Он был болен ;
Город взят (СИС). – Город был взят .

2. Краткое прилагательное среднего рода (именную часть сказуемого) путают с наречием на -о . Чтобы не ошибиться, обратите внимание на форму подлежащего:

  • если подлежащего нет (предложение односоставное), то именная часть сказуемого – наречие.

Ср.: На море спокойно;

  • если подлежащее – инфинитив, существительное женского, мужского рода, существительное во множественном числе, то именная часть сказуемого – наречие:

Жить – это хорошо; Жизнь – это хорошо; Дети – это хорошо;

  • если подлежащее – существительное среднего рода, измените число подлежащего или подставьте другое подлежащее – существительное женского или мужского рода: форма наречия не изменится; окончание краткого прилагательного изменится; можно также заменить краткое прилагательное на полное.

Ср.: Море спокойно (СИС; именная часть выражена кратким прилагательным). – Река спокойн а ; Моря спокойн ы ; Море спокойн ое ).

3. Именную часть сказуемого, выраженную полным прилагательным, причастием, порядковым числительным, ошибочно разбирают как второстепенный член – определение. Чтобы не ошибиться, обратите внимание на то, от какого слова ставится вопрос какой? к данному имени.

  • Если вопрос ставится от подлежащего или дополнения, то это определение.

Ср.: У неё было красное

Ср.: У неё было красное (какое?) платье ; красное – определение.

  • Если вопрос какой? ставится от глагола, то это именная часть сказуемого.

Ср.: Её платье было

Ср.: Её платье было (какое?) красное ; красное – именная часть сказуемого.

  • Если глагола в предложении нет, то обратите внимание на порядок слов:
  • определение обычно стоит перед подлежащим-существительным.

Ср.: У неё красное платье ;

  • именная часть сказуемого обычно стоит после подлежащего-существительного.

Ср.: Её платье красное.

4. Именную часть сказуемого, выраженную существительным, местоимением в именительном падеже, часто путают с подлежащим. Особенно трудно разграничить подлежащее и сказуемое, если оба члена выражены формами именительного падежа.

Для разграничения подлежащего и сказуемого, выраженных формами именительного падежа, учитывайте следующее:

  • подлежащее обычно предшествует сказуемому:

Москва – столица России; Столица России – Москва.

Однако в русском языке сказуемое тоже может предшествовать подлежащему.

Ср.: Хороший человек Иван Иванович ;

  • указательная частица это стоит или может быть поставлена перед сказуемым:

Москва – это столица России; Столица России – это Москва; Иван Иванович – это хороший человек.

Обратите внимание , что в предложениях типа: Это хорошо; Это мой брат – это является подлежащим, выраженным указательным местоимением в именительном падеже;

  • подлежащее может быть выражено только формой именительного падежа; у сказуемого две основные падежные формы – именительный и творительный падежи. Если поставить в предложении связку быть в прошедшее время ( был, была, было, были ) или связку являться , то форма именительного падежа сказуемого изменится на форму творительного, а у подлежащего она останется прежней.

Ср.: Москва была столиц ей России; Москва является столиц ей России; Иван Иванович был хорош им человек ом ; Иван Иванович является хорош им человек ом .

План разбора составного именного сказуемого

  1. Указать тип сказуемого.
  2. Указать, чем выражена именная часть, в какой форме стоит глагол-связка.

Жизнь – это хорошо.

Хорошо – составное именное сказуемое. Именная часть хорошо выражена наречием; грамматическая связка быть – в нулевой форме; нулевая связка указывает на настоящее время изъявительного наклонения.

Я пришёл первый.

Пришёл первый – составное именное сказуемое. Именная часть первый выражена порядковым числительным в именительном падеже; знаменательная связка пришёл выражена глаголом в прошедшем времени изъявительного наклонения.

Этот парень среднего роста.

Среднего роста – составное именное сказуемое. Именная часть среднего роста выражена цельным словосочетанием с главным словом – существительным в родительном падеже; грамматическая связка быть – в нулевой форме; нулевая связка указывает на настоящее время изъявительного наклонения.

1.5. Составное именное сказуемое

Упражнение 5. Выделите грамматические основы предложений. Разберите сказуемые по плану.

1. Последняя дверь была закрыта (Бондарев). 2. Алёшка с Алексашкой пришли однажды к ужину весёлые (А.Н. Толстой). 3. Кабинет является для Шуры Заколдованным царством (Мамин-Сибиряк). 4. С час она лежала неподвижная (Лермонтов). 5. Муж и жена люди самые почтенные (Пушкин). 6. Вся рыба – ваша (Солоухин). 7. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка (Лермонтов). 8. Уступить – позорно (Тендряков). 9. В младших классах гимназии я был очень маленького роста (Вересаев). 10. Слово – одежда всех фактов, всех мыслей (М. Горький). 11. Как некстати было это воспоминание (Чехов). 12. Все явления природы одеты работой нашего разума в слова (М. Горький).

Упражнение 6. Выделите грамматические основы предложений. Какие из данных сказуемых являются простыми, а какие – составными? Обоснуйте ответ.

1. А матрос шагал израненный, усталый (Семерин). 2. Покорно идёт за мной на поводу мокрая, усталая лошадь (Бунин). 3. В начале августа жары часто стоят нестерпимые (Тургенев). 4. Он стоял к ней боком, надвинув на лоб шляпу (Тургенев). 5. Видно, родился я такой (Бунин). 6. От второй жены у лесника родились две девочки (Исаковский). 7. Вся эта история оказалась глупым вздором (А. Островский). 8. В одно мгновение сани оказались над обрывом (Марков). 9. Дождь в течение лета шёл некрупный и тёплый (Солоухин). 10. Тёплый дождик сыплется впотьмах (Бергольц).

Упражнение 7. Выделите грамматические основы предложений. Обоснуйте разграничение подлежащих и сказуемых.

1. Для тебя все люди – покупатели и продавцы? (М. Горький). 2. Что же я такое? (М. Горький). 3. Ну и забавник ты! (М. Горький). 4. Ловкая штучка – умишко человеческий (М. Горький). 5. Потребность упрощать – наша детская болезнь (М. Горький). 6. Какое счастье – уметь всё делать (М. Горький). 7. Точность и определённость – одни из главнейших и необходимейших качеств и условий истинной поэзии (Белинский). 8. Оленёнок родился таким же пятнистым, как мать (Пришвин). 9. Замечательным свойством Валетки было его непостижимое равнодушие ко всему на свете (Тургенев). 10. В книге было много цветных картинок, прикрытых папиросной бумагой (Паустовский). 11. Я проснулся на жёсткой вагонной лавке весь закоченелый от жёсткости и утреннего холода (Бунин). 12. На другой день я рано поутру велел заложить свою коляску (Тургенев). 13. Я пошёл побродить по небольшому, некогда фруктовому, теперь одичалому саду (Тургенев). 14. Принялся я с напряжением глядеть в полумрак лунного, парами застланного света (Тургенев). 15. Аннушка стояла у стены бледная (Паустовский).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 8 классе по программе С.И.Львовой Мастерская построения знаний /Урок усвоения новых знаний/.

Конспект урока в 8 классе по программе С.И.Львовой Мастерская построения знаний /Урок усвоения новых знаний/.

Данная презентация содержит следующие разделы: «По следам домашней работы» (разминка на определение основы предложения; чем выражено подлежащее); «Словообразовательная разминка»; «Теория по простому г.

Бинарный урокПо русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»(Реализация метапредметного подхода как основы для формирования ключевых компетенций уча.

Бинарный урокПо русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»(Реализация метапредметного подхода как основы для формирования ключевых компетенций уча.

Бинарный урокПо русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»(Реализация метапредметного подхода как основы для формирования ключевых компетенций уча.

Данная презентация используется при изучении темы «Сказуемое» в 8 классе, содержит материал для подготовки к ОГЭ.

Главные члены предложения

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Способы выражения подлежащего.

А) Подлежащее – одно слово:

1.1. Имя существительное

Старший сын (кто?) уехал в столицу.

Он (кто?) уехал в столицу.

1.3. Имя прилагательное

Старший (кто?) уехал в столицу.

Поднявший (кто?) меч от меча и погибнет.

1.5. Имя числительное

Двое (кто?) уехали в столицу.

2. Инфинитив (неопределённая форма глагола)

Любить (что?) – это прекрасно.

Жить (что?) – родине служить.

3. Неизменяемая (знаменательная или служебная) часть речи в значении имени существительного

Настало и роковое послезавтра (что?).

«В» (что?) является предлогом.

«А» (что?) – противительный союз.

«Не» (что?) с глаголами пишется отдельно.

Неслось со всех сторон «ау» (что?).

Б) Подлежащее –синтаксически неделимое словосочетание (главное + зависимое слово):

1. Имя в И. п. (наречие) + имя в Р. п.

Пять стульев стояло у стены. Несколько стульев стояло у стены. Много стульев стояло у стены.

2. Имя в И. п. + имя в Р. п. с предлогом из

Двое из нас поедут в столицу.

Каждый из нас поедет в столицу.

Многие из нас поедут в столицу.

3. Имя в И. п. + имя в Т. п. с предлогом с (только при сказуемом – во мн. ч.!)

Ср.: Мать с сыном поедут (мн. ч.) отдыхать.

Мать с сыном поедет (ед. ч.) отдыхать.

4. Сущ. начало, середина, конец + сущ. в Р. п.

Стоял конец сентября.

5. Сущ. + согласуемое имя (фразеологизм)

Млечный путь разостлался по небу.

6. Неопределённое местоимение (от основ кто, что) + согласуемое имя

Что-то неприятное было во всем его облике.

1) К подлежащему всегда можно задать вопросы кто? что?, даже если оно не изменяется по падежам.

2) Именительный падеж – единственный падеж, с помощью которого может выражаться подлежащее.

Примечание. Подлежащее может быть выражено косвенным падежом в том случае, если оно указывает на приблизительное количество кого-либо или чего-либо. Ср.: Тридцать кораблей вышло в море. Около тридцати кораблей вышло в море. Свыше тридцати кораблей вышло в море.

1. Найдите подлежащие в следующих предложениях.

1. Домашние Настю к себе не требовали (Лесков).

2. На площади куча народа стояла (Лесков).

3. Многое изменилось в хуторе (Шолохов).

4. Маша с лётчиком медленно пошли по росе (Паустовский).

5. Уже более трёх часов протекло с тех пор (Тургенев).

6. Пусть другие и расхлёбывают эту кашу (Гончаров).

7. Подвод в обозе было около двадцати (Чехов).

8. Это «если бы», отнесённое к прошлому, сбылось (Тургенев).

9. В решительности её взора было что-то страшное (Лермонтов).

10. Копенгагенская Русалочка – это единственный памятник в мире, который посвящен героине сказки.

11. Около трехсот высоких гостей присутствовали на открытии памятника Андерсену.

12. Уйти сейчас было бы глупо ().

13. «Гони в шею» звучало в его ушах сладкой мелодией (Чехов).

14. Сорок лет ему будет ещё не скоро (Чехов).

15. Большинство детей в нашей стране читают сказки Андерсена с самого раннего детства.

16. Читать сказки и представлять себя принцессой – самое любимое занятие маленьких девочек.

17. Белоснежка с семью гномами стали самыми популярными мультипликационными героями в Америке.

18. Читающий всегда получает удовольствие не только от содержания, но и от внешнего вида книги.

19. Что-то загадочное происходит с туристами при виде дома.

20. Несколько пуль провизжало над моей головой (Лермонтов).

Наступает хмурое утро.

Он врач. Он был врачом.

Способы выражения простого глагольного сказуемого (ПГС)

1. Глагол в форме какого-либо наклонения

Наступает хмурое утро. Наступило хмурое утро. Он с удовольствием уехал бы в деревню. Запишите домашнее задание.

Жить – родине служить.

3.Междометные глагольные формы (усечённые формы глагола типа бац, хвать, прыг)

Подруга каждая тут тихо толк подругу.

4. Фразеологический оборот с главным словом – глаголом

Команда одержала победу в чемпионате.

Он опять лодыря гоняет.

5. Глагол + модальная частица (да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, словно, точно др.)

Давай я поеду с тобой.

Пусть уезжает с отцом.

Да приснятся тебе сладкие сны.

Он было пошёл к двери, но вдруг остановился.

1) Форма сложного будущего времени (буду писать; будут петь и др.) – это простое глагольное сказуемое;

2) словно, будто, как будто, точно, как бы при сказуемом – модальные частицы, а не сравнительные союзы, поэтому запятая перед ними не ставится (подлежащее со сказуемым никогда не разделяются запятой!);

Осложнённое простое глагольное сказуемое:

1) сочетание двух глагольных форм с частицей так

Удружил так удружил!

2) сочетание глагола пойти с другим глаголом в той же форме

Пойду позову маму

3) сочетание глагола взять с другим глаголом в той же форме в соединении с частицами да, да и, и

Возьму вот и уеду завтра в деревню; возьму и уеду – это не однородные сказуемые (!), а одно; и в данном случае – частица, не союз

4) сочетание глагола с частицами да как, знай (себе), ну и, так и, себе

А Иванушка знай себе держись; Я так и вскрикнула

5) сочетание глагола с однокоренной формой наречного типа

Он её поедом ест; Она ревмя ревёт

2. Выделите грамматическую основу в каждом предложении.

1. Всё утро я ловлю рыбу (Паустовский). 2. На дне озера лежали истлевшие листья (Паустовский). 3. Во всех звуках есть что-то вечернее (М. Горький). 4. Старуха бросилась было за сыном (Григорович). 5. Так она же день-деньской ревмя ревёт (Чехов). 6. Вот я возьму и продам тройку! (Чехов). 7. Его слова снова задели Валицкого за живое (Чаковский). 8. Я пойду позову маму (Чехов). 9. А ты и плакать сейчас же (). 10. Сквозь обнажённые бурые сучья дерев мирно белеет неподвижное небо (Тургенев). 11. Брат вступился было за меня (Маршак). 12. Ещё я долго буду петь (Есенин). 13. День как будто дремал (Паустовский). 14. Ваша ложь во все девять лет стоит у меня поперек горла (Чехов). 15. Первые недели плавания принесли разочарование (Паустовский). 16. Подруга каждая тут тихо толк подругу (Крылов). 17. Тут он – ругать меня (М. Горький). 18. А ты не обижайся, Емеля (Чехов). 19. Пускай они оставят Годунова (Пушкин). 20. Пусть читатели знают эту мою ошибку (М. Горький). 21. Вдруг старушка мать – шасть в комнату (Тургенев). 22. Ваш батюшка возьми да к ней и привяжись (Тургенев). 23. Оля Нечаева локти себе будет кусать от раскаяния (Катаев). 24. Отсюда берет начало река Кулумбе (Арсеньев). 25. Депутат французского собрания зондировал у Красина почву, выясняя возможность торговли с Россией (Могилевский). 25.Он целые дни бьет баклуши. 26.Королева взяла да и отравила яблоко. 27.Тут он ответил так ответил, все даже растерялись.

СГС (составное глагольное сказуемое) = вспомогательный глагол + инфинитив

Значения вспомогательного глагола

1. Фазовое (начало, продолжение, конец действия). Начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и др.

2. Модальное значение. Мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться,

Он стал готовиться к отъезду.

Он продолжал готовиться к отъезду.

3. Выделите грамматические основы предложений.

1. Он боялся идти к врачам (Паустовский). 2. Тогда мы решили отодрать плохо прибитую доску. 3. Миша опять начинает упрямиться. 4. Должны ли мы немедленно уехать отсюда? 5. Отдыхающие обязаны все распоряжения администрации выполнять точно. 6. Мы с мамой решили отдохнуть летом в деревне у дедушки. 7. Ни при каких усилиях человек не сможет передать очарование этого дня (Паустовский). 8. Она даже не успела поздороваться с ним (Федин).9. Редкие капли дождя начали тяжело стучать по земле (Паустовский). 10. И будто в ответ на её слова по реке и кустам тихонько начинает шуметь редкий и тёплый дождь (Паустовский). 11. Стали носиться зловещие слухи о необходимости не только знания грамоты, но и других, до тех пор неслыханных в том быту наук (Гончаров). 12. Они продолжали целые десятки лет сопеть, дремать и зевать (Гончаров). 13. Море временами совсем переставало шуметь (Паустовский). 14. А пурга, словно издеваясь, не хотела униматься (Лавренев).

СИС (составное именное сказуемое)= связка + именная часть

Глаголы быть, являться. В настоящем времени связка быть обычно стоит в нулевой форме («нулевая связка»):

Он был врачом. Он будет врачом.

Он врач. («нулевая связка»)

стать, становиться, делаться, сделаться, бывать, казаться, считаться, слыть, называться,

Он стал больным. Он бывал больным каждую осень. Он оказался больным.

сидеть, лежать, стоять, идти, приехать, вернуться, бродить, жить, работать, родиться, умереть.

Она сидела усталая. Он ушёл сердитый.

Он вернулся расстроенный.

Способы выражения именной части

1. Имя существительное

2. Имя прилагательное

Он весел. Он весёлый.

Он ранен. Стекла были разбиты.

4. Местоимение или цельное словосочетание с главным словом местоимением

Это что-то новенькое.

5. Числительное в именительном или творительном падеже

Их изба – третья с краю.

Их изба была третьей с краю.

Я был настороже.

4. Выделите грамматические основы предложений.

1. Последняя дверь была закрыта (Бондарев). 2. Алёшка с Алексашкой пришли однажды к ужину весёлые (). 3. Все явления природы одеты работой нашего разума в слова (М. Горький).4. С час она лежала неподвижная. 5. Муж и жена люди самые почтенные (Пушкин). 6. Вся рыба – ваша (Солоухин). 7. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка (Лермонтов). 8. Уступить – позорно. 9. В младших классах гимназии я был очень маленького роста (Вересаев). 10. Слово – одежда всех фактов, всех мыслей (М. Горький). 11. Как некстати было это воспоминание (Чехов). 12. Последняя дверь была закрыта.13. Воздух чист и свеж. 14.Я был настороже.

5. Определите вид сказуемого:

1. Я буду долго гнать велосипед.

2. Швецовы пришли в себя от неожиданности.

3. Всем хотелось принять участие в вечере.

4. Мы должны были пересечь равнину.

5. Сейте разумное, доброе, вечное.

6. Осень пришла дождливая и холодная.

7. В вагоне оказалось пусто и темно.

8. Рад учиться языку.

9. Он был мастером на все руки.

10. Пять плюс пять будет десять.

11. За калиткой сразу начинались густые, запущенные аллеи.

12. Долго будет моросить осенний дождь.

13. Последняя дверь была закрыта.

14. Уступить – позорно.

15. Алёшка с Алексашкой пришли однажды к ужину весёлые.

16. Редкие капли дождя начали тяжело стучать по земле

17. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка.

18. Муж и жена — люди самые почтенные.

19. В Москве я не буду ни видеть вас, ни писать вам, ни звонить

20. Ни при каких усилиях человек не сможет передать очарование этого дня.

6.Подчеркните в предложениях подлежащее.

1. Мы с Аликом принялись за работу.

2. Подойти к зверю было страшно.

3. Пять не делится на два.

4. На площади куча народа стояла.

5. Пусть другие и расхлёбывают эту кашу.

6. Никто из жителей не видал и не помнит никаких страшных небесных знамений.

7. Сорок лет ему будет ещё не скоро.

8. Маша с лётчиком медленно пошли по росе.

9. Уже более трёх часов протекло с тех пор.

10.Уйти сейчас было бы глупо.

11.«Ура» прокатилось над судами флотилии.

12.Была середина марта.

13.«Гони в шею» звучало в его ушах сладкой мелодией.

14.Жить – Родине служить.

15.А в раннем детстве всё представляется нам в розовом свете.

16.В решительности её взора было что-то страшное.

17.Кто-то погиб на войне. Кто-то умер. Иные пропали безвестно.

18.Несколько пуль провизжало над моей головой.

19.Княгиня с княжной сидели на скамейке.

20.Княгиня с московским франтом сидела на лавке.

7. Подчеркните в предложениях сказуемое. Определите тип сказуемого (ПГС, СГС, СИС).

1. Сегодня месяц как светлый серп.

2. Пять подбитых танков являются результатом боя.

3. Пойду погуляю в сад.

4. Он горел желанием поскорее уехать.

5. Ветер был встречный.

6. Девушка бродит такая унылая.

7. Жизнь прекрасна и удивительна.

8. Я слышу веселую речь.

9. К полночи Зарево погасло.

10. Я всегда готов вам помочь.

11. Как некстати было это воспоминание.

12. Ещё я долго буду петь.

13. Все явления природы одеты работой нашего разума в слова.

14. Тут он – ругать меня.

15. Я пойду позову маму.

16. Вся рыба – ваша.

17. Первые недели плавания принесли разочарование.

18. Оля Нечаева локти себе будет кусать от раскаяния.

19. Слово – одежда всех фактов, всех мыслей.

20. Старуха бросилась было за сыном.

8.Подчеркните сказуемое, определите типы сказуемого (простое, составное глагольное, составное именное)

1)На дворе у Кирилы Петровича воспитывались обыкновенно несколько медвежат. 2)В самом деле, Лизавета Ивановна была пренесчастное создание. 3)Любопытство начинало меня беспокоить. 4)Тут он стал подробно рассказывать. 5)Молодые сели вместе в карету и поехали в Арбатово. 6)Молодость и природа ускорили моё выздоровление. 7)Воспоминания светской жизни обыкновенно слабы и ничтожны даже в эпоху историческую. 8)Брат был в восторге. 9)Алексей не мог удержаться от радостного восклицания. 10)Накануне праздника гости начали съезжаться. ()

1)Лошади стали у почтового домика. 2)Мы чрезвычайно были встревожены. 3)Она казалась не в духе. 4)Окна во флигеле были загорожены деревянною решёткою. 5)Несколько солдат подхватили его на руки и спешили унести в лес. 6)Образованность и потребность веселиться сблизили все состояния. 7)Конюхи его были одеты английскими жокеями. 8)Маша имела прекрасный голос и большие музыкальные способности. 9)Гости стали прощаться между собою. 10)Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика. ()

1)Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра. 2)Однако, услыхав о таком ужасном проигрыше, он вышел из себя. 3)Марья Кириловна была ни жива ни мертва. 4)Воля ваша для меня священна. 5)Вдруг три или четыре солдата показались из лесу и тотчас подались назад, выстрелами дав знать товарищами. 6)Ночь была тёмная. 7)Почтовая контора учреждена была в дупле старого дуба. 8)Её записки час от часу становились длиннее и нежнее. 9)Жители начали присягать. 10)Германн долго не мог опомниться. ()

1)В самом деле, сходство Пугачёва с моим вожатым было разительно. 2)Я не мог не подивиться странному сцеплению обстоятельств. 3)С этим словом он хотел в меня прицелиться. 4)Уже давно смеркалось. 5)Чувствования мои были слишком смутны. 6)Всё это продолжалось около трёх часов. 7)Между тем барышня стала выздоравливать. 8)Вскоре пули начали свистать около наших ушей. 9)Ночь была тихая и морозная. 10)Подъезжая к Арбатову, он не мог не любоваться чистыми и весёлыми избами крестьян и каменным господским домом, выстроенным во вкусе английских замков. ()

1)Азов со стороны реки был расположен на полугоре. 2)У чугунных пушек дремал в бараньем тулупе немец-мушкетёр. 3)Вся площадь от Иверской до Василия Блаженного была пустынна. 5)Санная дорога вилась по ней к Спасским воротам. 6)В деревянных избах жить стало неприлично. 7)Дубовые стены украшены синими фаянсовыми блюдами. 8)Полки стали требовать жалованные грамоты. 9)Пётр упрямо желал немедленного приступа. 10)Во всё время разговора он сидел по левую руку от короля в золочёном кресле. (А. Толстой)

1)Запасы иронии, накопленные Виктором Михайловичем за десять лет революции, были неистощимы. 2)Изумлённые друзья сидели недвижимо. 3)Четыре стула в театре Колумба представляли верную добычу. 4)Топот и перебранка продолжались до самого вечера. 5)Он мог обмануть кого угодно. 6)Двенадцать стульев один за другим были погружены в фургон. 7)Они начали выкладывать фундамент. 8)Официант стал топтаться, как конь. 9)В Ипполите Матвеевиче продолжал бушевать делопроизводитель загса. 10)Предводитель хора отбивал такт обеими руками и, вертясь, покрикивал. (И. Ильф, Е. Петров)

9.Определите тип сказуемого.

1. Мы начали огибать могучий овал Колизея (Пауст.).

2. Далекие огни были бледны и потому, что час был поздний, казались сонными (Бун.).

3. Теперь она имела возможность отплатить ему (Фад.).

4. Стал Гусь ни на кого не похож (Сут.).

5. Я не собираюсь описывать его научные достижения. (Гран.).

6. Фонтан все время орошал цветы. От этого они казались ярче и душистее (Пауст.).

7. Но царевна молодая, тихомолком расцветая, между тем росла, росла, Поднялась — и расцвела

8. Впрочем, она совсем не твоя (М. Сиз.).

9. Как вышел из университета, так и не ударил пальцем о палец, даже ни одной книжки не прочел (Ч.).

10. Горы делались круче, зловещее, чернее (Пауст.).

11. Я ее и знать не знал, меняя города. А она мне шепчет: “Как ждала я. ” (Выс.)

12. Публикация произвела впечатление в разных странах (Гран.).

13. Она страшно боялась опоздать (Купр.).

14. Ай, Пушкин! Вот запрятал так запрятал! Полтора века никто сыскать не мог (Бакл.).

15. Дорога была устлана шуршавшими листьями (Л. Т.).

16. После таких поездок автомашина становится почти черного цвета, и ее долго приходится отмывать (газ.).

17. Наташа была зубрилой и училась на факультете славянской филологии (Акс.).

18. Воробьи за окном никак не могли угомониться (газ.).

19. И город весь стоит оледенелый (Ахм.).

20. Любить не люблю, а отвязаться не могу (посл.).

21. Помню широко раскрытые глаза моих слушателей, они переставали стонать, забывали о боли (А. Крив.).

22. Он приходил домой морально свежий, сильный и совершенно счастливый (Л. Т.).

23. Небо было чистым и голубым (Наг.) .

24. Машины не любили заходить в Созополь (Пауст.).

25. Запорошенное крыльцо не тронуто, двери заперты (газ.).

26. Груши как бронза. У яблок румянец — пожар. Ягоды вряд ли

отыщешь крупней и лиловей (Инб.).

27. Одевшись, насколько было возможно, прилично, я отправился в больницу навестить старика (Гил.).

28. Способность оскорбляться есть достояние только душ благородных (Ч.).

29. Звонкий голос твой зовет меня оттуда И просит не грустить и смерти звать, как чуда (Ахм.).

30. Видя, что я серьезно болен и прошу меня отпустить, старшой дал мне записку к хозяину (Гр.).

Определите тип сказуемого в предложениях:

1.Должны ли мы немедленно уехать отсюда?

2.Муромский предложил им осмотреть перед обедом сад.

3.Не будем мы, Саша, даже вспоминать об этом.

4.Все дома слеплены из местной глины.

5.Отдыхающие обязаны все распоряжения администрации выполнять точно.

6.А вы приезжайте ко мне завтра поговорить о проекте.

7.Когда-нибудь люди знать не будут ни голода, ни нищеты.

8.Таганрог заполнен почти звенящей тишиной.

9.Ни о чём я спрашивать не буду.

10.Письменный стол Димитрова завален стопками газет на разных языках

11.Холодный дождь заставил меня искать где-нибудь поблизости временное убежище.

12.Готов я жизнь начать другую.

13.Вот уже и лодка была спущена на пруд.

14.Миша опять начинает упрямиться.

15.Елизавета Алексеевна оказывала им всяческую помощь.

16.Мне не хотелось его слушать.

17.Его дом уже был в это время продан.

18.С младенческих лет любил он приласкаться к милому другу маменьке.

19.И всем делалось в одно и то же время жалко и жутко.

20.Эта жуткая зимняя ночь словно будит его.

21.Мальчик Аким был ещё мал.

22.Тогда мы решили отодрать плохо прибитую доску.

23.Тучи сделались тоньше и прозрачней.

24.Тьма лежала глухая.

25.Снеговая крупа сменилась дождём. Редкие капли начали тяжело стучать по земле

26.Низко над лугом носился сонный ястреб, река была пасмурна.

27.Ночь темна, но видно всю деревню с её белыми крышами.

28.Через два часа небо на востоке начало синеть.

29.Небо было закрыто мглой.

30.Снег начал идти с вечера и к ночи запорошил всю равнину.

31.Мы с мамой решили отдохнуть летом в деревне у дедушки.


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/01/09/vidy-skazuemyh-8-klass

http://pandia.ru/text/82/007/17015.php