Алфавит русский язык 1 класс правописание слов

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме «Русский алфавит или азбука» УМК «Школа России»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Дети познакомятся с этимологий слов «Алфавит», «Азбука», со значением алфавита в жизни людей; получат возможность называть буквы в алфавитном порядке.

Скачать:

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_po_r._yazyku.docx60.08 КБ

Предварительный просмотр:

План — конспект урока по русскому языку в 1-а классе

«Русский алфавит, или Азбука»

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №4 г. Егорьевска Моск. области

Митрофанова Наталья Георгиевна

Предмет: русский язык

Учебник : Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе (Школа России) – М. : Просвещение, 2016. – 143 с.

Название раздела, темы: Звуки и буквы.

Решаемые проблемы. Что такое алфавит? Для чего надо знать алфавит?

Цели: познакомить с русским алфавитом (азбукой), его ролью в жизни людей; развивать умение пользоваться алфавитом.

Познакомятся с этимологией слов алфавит, азбука, со значением алфавита в жизни людей.

Получат возможность научиться называть буквы в алфавитном порядке.

Регулятивные: Оценивать результаты выполненного задания.

Познавательные: классифицировать буквы по сходству в их названии. Применять знания алфавита при пользовании справочниками, словарями.

Коммуникативные: высказываться о значимости изучения алфавита. Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач.

Личностные результаты: имеют представление о своей этнической принадлежности, проявляют уважение к родному языку.

Оборудование: 1). Орфографические словари (для каждого ученика);

2). Плакаты: памятник Кириллу и Мефодию в Москве,

3). Карточки: анаграммы (для каждого ученика);

Рисунки с буквами алфавита

Долгожданный дан звонок – начинается урок!

-Запишите сегодняшнее число и «классная работа».

  • Сейчас я вам загадаю загадку, и если вы её отгадаете, то узнаете какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

В море плавала акула

Ела всё, что в нём тонуло.

К нам акула приплыла –

Превратилась в букву. (А)

  • Напишите в тетради по образцу заглавную букву А и строчную букву а одну строчку.

3.Самоопределение к деятельности.

  • 1). -На доске написаны буквы.

-На какие две группы можно разделить буквы? (Гласные и согласные).

-Назовите согласные. (Л Ф Т В)

— Назовите буквы, которые имеют пары по звонкости/глухости.( Ф В Т )

— Что можете сказать про букву Л?

— Назовите гласные (А И).

-Что можно сказать о букве И ? (Согласные звуки произносятся мягко в слиянии со звуком [и]).

-Что можно сказать о букве А ? (Согласные в слиянии произносятся твёрдо).

  • 2).Соберите буквы в слово и узнаете тему нашего урока. (АЛФАВИТ).

-Правильно, тема нашего урока — Алфавит .

— На 2-ой строке запишите слово АЛФАВИТ

4. Работа по теме урока.

1).Знакомство с алфавитом.

-Сколько всего букв в русском языке? (33).

-Сколько гласных букв? (10).

-А сколько согласных? (21).

-Сколько букв не обозначают звука? (2).

Назовите эти буквы. (Ъ, Ь).

Буквы-значки, как бойцы на парад,

в строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

и называется он .

  • 2). Кто знает, как образовалось это слово Алфавит? (Предположения детей).

— Слово Алфавит пришло к нам из греческого языка. Первые две буквы назывались «Альфа» и «Вита». Из этих двух названий получилось слово – Алфавит.

— Как называется ваша первая учебная книга? (Азбука).

-Попробуйте объяснить, почему её так назвали? (Высказывания детей).

-Это первые две буквы из старославянского письма- «Аз» и «Буки». Из этих двух названий получилось слово – Азбука.

Русское слово «Азбука» и греческое слово «Алфавит» – обозначают одно и тоже.

-После слова АЛФАВИТ запишите слово АЗБУКА

3). Кто–то может сказать, что такое Алфавит? (Высказывания детей).

-Правильно, Алфавит- это буквы, расположенные в строго определённом порядке. В Алфавите каждая буква имеет своё место и название.

4). А знаете ли, вы кто создал алфавит? (Предположения детей)

Для того чтобы убедиться в правильности наших предположений, мы должны выполнить задание, которое находится в конвертах у вас на парте.

(Собрать буквы по порядку проставленных цифр)

6 5 4 2 1 3 2 4 7 1 5 6 3

1вариант — л л и и К р 2 вариант- е о й М д и ф

-Проверим, что у вас получилось. Кто же создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий) ФОТО

История возникновения Алфавита.

1). Славянскую (русскую) азбуку составили более 1000лет назад братья Кирилл и Мефодий. В память о них 24 мая славянский мир празднует День славянской письменности и культуры.

На Российскую землю этот праздник пришёл недавно – 17 лет назад, когда в Москве, на Славянской площади, был открыт памятник братьям – просветителям Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была зажжена Неугасимая лампада – знак вечной памяти.

2). Вот так выглядела старославянская азбука.

3).В старом русском алфавите первые две буквы назывались : «аз» и «буки».

— Произнесите быстро-быстро эти названия друг за другом: аз-буки, аз-буки… Теперь вы знаете, как получилось слово «азбука».

-Название полного собрания букв пришло к нам из Древней Греции. Там первые две буквы такого собрания назывались так – «альфа» и «вита». Попробуйте-ка произнести эти названия быстро-быстро друг за другом: альфа-вита, альфа-вита, альфа-вита… Именно так и возникло слово «алфавит».

-Поэтому «алфавит» и «азбука» — это одно и то же, слова-синонимы.

-Прошло время, и сейчас алфавит имеет несколько другой вид. Именно его мы сейчас и изучаем.

-Давайте прочитаем буквы алфавита, повторяя их за мной.

5.Списывание предложения с доски:

Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку.

А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать её легко:

Ноги ставит широко.

Дети должны стоять, широко расставив ноги. На каждый счёт руки поочерёдно:

на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс вниз – два хлопка. (Темп постепенно убыстряется.)

Дети садятся на свои места.

7.-Давайте подумаем, для чего нужен Алфавит? (Предположения детей).

-Посмотрите ребята, вопрос один, а мнений много.

Давайте вместе находить ответ на этот вопрос.

8.Чтение алфавита хором, правильно называя буквы.

Дом сторожит. (Собака).

  • 1). -Что вы можете сказать об этом слове? (Это слово из словаря)

-Попробуйте быстро найти это слово в орфографическом словаре, который лежит у вас на парте.

Трудно было выполнить задание? (Ответы детей).

-А можно было это задание выполнить быстрее? (Ответы детей)

Что для этого нужно знать? (Алфавит)

  • -С какой целью слова располагаются в словаре в алфавитном порядке? (Для удобства поиска нужного слова).

-Значит, Алфавит используется для составления словарей, различных справочников, каталогов.

  • 2). Обратимся к классному журналу. Вы часто наблюдали, как учитель быстро находит фамилию ученика. Как вы думаете, почему? (Высказывания детей).

-Конечно, он использует Алфавит.

10. Самостоятельная работа.

— Записать в алфавитном порядке фамилии наших учеников: Кравченко, Ким, Каменева.

— Какое правило нужно помнить при записи фамилий, начинающихся с одной и той же буквы?

Проверка с доски: Каменева, Ким, Кравченко.

  • 3). Ребята, вы все посещали библиотеку и наверно заметили, что библиотекарь быстро находит ту или иную книгу. Почему? (Предположения детей).

-Конечно, книги в библиотеке стоят в алфавитном порядке, для удобства поиска книги.

11. Практическое пользование алфавитом.

— Давайте немного побудем библиотекарями и разложим книги, ставя в алфавитном порядке фамилии авторов книг.

(Барто, Михалков, Пушкин, Чарушин)

  • (Напомнить написание имён собственных).

Проверка с доски

Изобразите движением рук, ног, туловища, букву Ф,Р,Ж, Т, Я

13. Работа по учебнику.(с.56 упр.8)

Отгадайте, работая парами, слово, зашифрованное в упражнении. ( учитель )

-А теперь отгадайте мои слова:

1).1-ая буква-стоит между буквами Й и Л

2-ая-первая буква алфавита

3-я-стоит после буквы П

4-я- первая буква алфавита

5-я-стоит перед буквой М

6-я- пятая буква алфавита

7-я-первая буква алфавита

8-я-стоит между буквами Ч и Щ (КАРАНДАШ)

14. Домашнее задание

  • Что такое алфавит?
  • Сколько букв в русском алфавите?
  • Кто уже запомнил алфавит?
  • Кто правильно называет буквы?
  • Кому ещё нужно немного потренироваться?
  • Молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали. Урок окончен, всем спасибо!

Работа по карточкам: соединить буквы в алфавит. порядке и закончить рисунок

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий может быть проведён не только во 2 классе, но и в 1-ом (на усмотрение учителя в зависимости от подготовки и подбора класса).Презента.

Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. 2. Развивающие:- развивать.

В данной работе практически решаются задачи ознакомления детей с темой «Алфавит», работа проходит в группах и фронтально.

Это второй урок по данной теме. Цель: формирование практических навыков пользования алфавитом.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Что обозначает глагол»Цели деятельности учителя: закрепление понятия о глаголах, о роли глаголов в речи; Планируемые результатыПредметн.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Составление письма другу»Цели деятельности учителя: формирование способности излагать свои мысли письменно через построение предложений. Планируемы.

Тема: «Алфавит»Цели деятельности учителя: закрепление и обобщение знаний обучающихся о гласных и согласных звуках; определение роли алфавита в жизни людей, формиров.

Урок письма в 1 классе. «Алфавит». Школа России.

Алексеева Юлия Романовна

Урок письма в 1 классе.

Тема урока: «Алфавит».

Цель урока : познакомить с русским алфавитом и объяснить его значение, формировать умения располагать слова в алфавитном порядке

систематизировать знания учащихся об алфавите;

формировать умения пользоваться алфавитом;

продолжить формирование понятия «звук-буква», умение правильно называть и писать буквы;

формировать умение запоминать последовательность букв русского алфавита.

развивать навыки каллиграфического почерка, речевые умения, внимание и пространственную ориентировку, умение анализировать и обобщать;

развивать навыки самооценки, оценки.

воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в паре;

воспитывать интерес к учению, аккуратность и самостоятельность.

Оборудование: тетрадь в узкую линейку, цветные карандаши.

Встало солнышко с утра,

Заниматься нам пора!

Дружно руки поднимаем.

— Открываем тетради. Две строчки вниз, в третьей по середине пишем «26 января».

Ниже пишем «В классе».

Открывают, записывают в тетради 26 января.

Ниже записывают «В классе».

2. Актуализация знаний.

А) Подготовка к письму.

— Новая строчка, в начале ставим точку.

Первое с чего начнем – это с каллиграфической минутки (чистописание). Но для начала подготовим пальцы рук к письму.

Две веселые лягушки

Ни минуты не сидят –

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

— Ваша задача: в тетради прописать 3 строчки:

— Как вы считаете, для чего выполняли это задание?

— Ребята, обратите внимание на записанные вами сочетания букв. Составите из них слово.

— Что за слово у вас получилось?

Выполняют действия: сгибают пальцы в кулак, разгибают, ладонью по парте.

Чтобы отработать навык правильного письма.

— Ребята, а что такое алфавит?

— Сформулируйте цели урока?

(записываем на доске)

Алфавит – это порядок букв принятый в азбуке.

Отработать навык письма изученных букв, научиться пользоваться алфавитом и правильно называть буквы.

В) Звуко-буквенный анализ.

— Запишите это слово с новой строки с заглавной буквы.

— Сколько в этот слове слогов?

— Разделите слово на слоги простым карандашом.

— Ставим тире и записываем 3 слога,.

— Записываем 7 зв.

— Для чего выполняли это задание?

— Поднимите руки у кого возникли трудности при выполнении этого задания. Какие?

— Какой совет дадим, ребятам?

1 ученик работает у доски и объясняет, остальные в тетради и проверяют.

Алфавит – 3 слога,

[а] гласный звук, внизу ставлю точку красным карандашом,

[л] твердый согласный звук, внизу ставлю точку синим карандашом,

[ф] твердый согласный звук, внизу ставлю точку синим карандашом,

[а] гласный звук, ставлю точку красным карандашом,

[в] мягкий согласный звук, ставлю внизу точку зеленым карандашом,

[и] гласный звук, ставим внизу точку красным карандашом,

[т] твердый согласный звук, ставим внизу точку синим карандашом.

В слове 7 звуков.

Учились слышать звуки и характеризовать их, определять количество слогов, букв и звуков в слове.

Поднимают. Не успевают записать, путаются в звуках.

Быть внимательными, выучить какие бывают звуки.

Презентация с подвижной физминуткой.

5. Работа по теме урока.

Письмо под диктовку.

— Ребята, а как вы думаете, для чего нужен алфавит, какова его роль?

— А теперь повторим и проверим, как вы знаете буквы.

— Я показываю букву в алфавитном порядке, а ваша задача — назвать букву правильно.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Э Ь Э Ю Я

— Для чего выполняли это задание?

— Новая строка, с начала.

— Ваша задача: записать слова под диктовку.

Букет, цветы, Ваня, небо, Жучка, замок, школа.

— Ребята, предположите какое задание можно выполнить с этими словами.

— Ваша задача: расположить эти слова в алфавитном порядке.

— Поднимите руку, кто понял, как выполнить это задание.

— Проверяем задание, которое выполняли еще раз, у кого ошибки исправляем.

— Оцените его работу.

— Поднимите руку у кого возникли трудности при выполнении. Какие?

— Какой совет дадим?

— Чему учились в данном задании?

Чтобы быстрее ориентироваться в словарях, в библиотеке книги стоят в алфавитном порядке, в журнале учащихся тоже записывают в алфавитном порядке.

а бэ вэ гэ дэ йэ йо жэ зэ и

и краткое кА эль эм эн о пэ эр эст э у эф ха цэ чэ ша ща ъ ы ь э йу йа

Чтобы вспомнить правильное название букв и их последовательность в алфавите.

Выходят по очереди к доске и записывают слова.

Составить предложение, разделить на слоги, посчитать количество букв и звуков в каждом слове.

Сверху над словами простым карандашом указывают порядковый номер.

1 ученик у доски объясняет.

Первая буква А, теперь ищем слова на эту букву. Такого слова нет. Следующая буква Б

«букет», оно будет первое и т.д.

Запутались в словах.

Не отвлекаться, быть внимательным, выучить алфавит.

Располагать слова в алфавитном порядке.

Включаем видео с подвижной физминуткой.

7. Закрепление изученного.

— Теперь ваша задача самостоятельно выполнить аналогичное задание.

Записать слова в тетради в алфавитном порядке: заяц, медведь, жук, антилопа, верблюд, кошка, рысь, белка, ягуар.

Работа со слабоуспевающими детьми.

— Смотрим на алфавит.

— Какая буква стоит первой?

— Найдите слово на эту букву.

— Следующая, какая буква?

— Теперь найдите слово на эту букву.

— Значит, сверху ставим цифру 1.

— Как вы думаете, почему 1, а не 2?

— Продолжаем работать также…)

Если один ученик выполнил первый, то я проверяю его работу. И он становится помощником, т.е. пока я работая с учениками которые отстают, он заменяет меня и проверяет.

— Оцените свою работу.

Если сильные учащиеся все выполнили, они получают карточку со следующим заданием.

Сильные учащиеся выполняют самостоятельно.

Работают с моей помощью.

1 ученик выполнивший задание правильно и быстрее.

Все правильно и 1 ошибка- веселая личико.

2-4 ошибки – нейтральное личико.

5 и больше ошибок – грустное.

Выполняют в парах.

Игра «Отгадай слова»

А-1 Б-2 В-3 Г-4 Д-5 Е-6 Ё-7 Ж-8 З-9 И-10 Й-11 К-12 Л13 М-14 Н-15 О-16 П-17 Р-18 С-19 Т-20 У-21 Ф-22 Х-23 Ц-24 Ч-25 Ш-26 Щ-27 ъ-28 ы-29 ь-30 Э-31 Ю-32 Я-33

18 1 15 6 24 — 18 21 25 12 1 –

26 12 16 13 1 — 5 16 19 12 1 –

17 1 18 20 1 — 12 15 10 4 1 –

12 18 1 19 12 10 — 12 13 1 19 19 —

Напишите слова в тетради.

8. Подведение итогов.

— Каковы были цели урока?

— Удалось ли достичь поставленных целей? Докажите.

— Оцените свою работу на уроке.

Отработать навык письма изученных букв, научиться пользоваться алфавитом и правильно называть буквы.

д/з Выполнить в тетради (отступив строчку от классной работы): записать на первой строке — число, месяц; на следующей строке с заглавной буквы записать — Домашняя работа. На следующей строке выполнить задание.

Записать слова в тетради в алфавитном порядке: заяц, медведь, жук, антилопа, верблюд, кошка, рысь, белка, ягуар.

д/з Выполнить в тетради (отступив строчку от классной работы): записать на первой строке — число, месяц; на следующей строке с заглавной буквы записать — Домашняя работа. На следующей строке выполнить задание.

Записать слова в тетради в алфавитном порядке: заяц, медведь, жук, антилопа, верблюд, кошка, рысь, белка, ягуар.

д/з Выполнить в тетради (отступив строчку от классной работы): записать на первой строке — число, месяц; на следующей строке с заглавной буквы записать — Домашняя работа. На следующей строке выполнить задание.

Записать слова в тетради в алфавитном порядке: заяц, медведь, жук, антилопа, верблюд, кошка, рысь, белка, ягуар.

д/з Выполнить в тетради (отступив строчку от классной работы): записать на первой строке — число, месяц; на следующей строке с заглавной буквы записать — Домашняя работа. На следующей строке выполнить задание.

Записать слова в тетради в алфавитном порядке: заяц, медведь, жук, антилопа, верблюд, кошка, рысь, белка, ягуар.

д/з Выполнить в тетради (отступив строчку от классной работы): записать на первой строке — число, месяц; на следующей строке с заглавной буквы записать — Домашняя работа. На следующей строке выполнить задание.

Записать слова в тетради в алфавитном порядке: заяц, медведь, жук, антилопа, верблюд, кошка, рысь, белка, ягуар.

д/з Выполнить в тетради (отступив строчку от классной работы): записать на первой строке — число, месяц; на следующей строке с заглавной буквы записать — Домашняя работа. На следующей строке выполнить задание.

Записать слова в тетради в алфавитном порядке: заяц, медведь, жук, антилопа, верблюд, кошка, рысь, белка, ягуар.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

Урок письма в 1 классе.

Тема урока: «Алфавит».

Цель урока: познакомить с русским алфавитом и объяснить его значение, формировать умениярасполагать слова в алфавитном порядке

Задачи урока:

Образовательные:

  • систематизировать знания учащихся об алфавите;
  • формировать умения пользоваться алфавитом;
  • продолжить формирование понятия «звук-буква», умение правильно называтьи писать буквы;
  • формировать умение запоминать последовательность букв русского алфавита.

Развивающие:

  • развивать навыки каллиграфического почерка, речевые умения, внимание и пространственную ориентировку, умение анализировать и обобщать;
  • развивать навыки самооценки, оценки.

Воспитывающие:

  • воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в паре;
  • воспитывать интерес к учению, аккуратность и самостоятельность.

Оборудование: тетрадь в узкую линейку, цветные карандаши.

  • Алексеева Юлия РомановнаНаписать 8027 11.02.2019

Номер материала: ДБ-437577

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    11.02.2019 111
    10.02.2019 120
    10.02.2019 301
    10.02.2019 147
    06.02.2019 128
    06.02.2019 115
    04.02.2019 266
    01.02.2019 147

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минобрнауки намерено ввести углубленное изучение климата в вузах

Время чтения: 1 минута

Правительство выделит свыше 231 млрд рублей на выплаты учителям за классное руководство

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили установить предельно допустимые цены за обучение в вузах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Памятка «Основные правила по русскому языку в 1 классе»

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ

  1. Слушание, говорение, чтение, письмо – это речь .

Устная речь – это речь, которую мы произносим или слышим.

Письменная речь – это речь, которую мы читаем или записываем.

  1. Наша речь состоит из предложений . Предложения состоят из слов .
  • Предложение выражает законченную мысль.
  • В предложении говорится о ком-либо или о чём-либо.
  • Слова в предложении связаны между собой по смыслу.
  • В устной речи одно предложение от другого отделяется паузой (остановкой).
  • На письме одно предложение от другого отделяется точкой ( . ), вопросительным ( ? ) или восклицательным ( ! ) знаками, многоточием ( ).
  • По интонации предложения бывают невосклицательные (.) , восклицательные (!) , вопросительные (?) .
  1. Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу и общей темой. У текста есть заголовок, тема, главная мысль.

Тема текста – это о чём говорится в тексте (Можно задать вопрос «О чём говорится в тесте?» ).

Главная мысль текста – вывод, жизненный урок, это то, что хотел сказать автор (Можно задать вопросы «Чему учит текст?» )

  1. Первое слово в предложении пишется с заглавной (большой) буквы.

Красная строка – строка в тексте, начинающаяся с отступа («два пальчика»).

  1. С заглавной буквы ВСЕГДА пишутся:
  • Имена, отчества, фамилии людей;
  • Названия деревень, сёл, городов, стран, озёр, морей, рек и т.д.
  • Клички животных;
  • Начало предложения.
  1. При произношении слова состоят из звуков . Звуки обозначаются буквами .

Звуки, при произношении которых слышится только голос (без шума), а воздух во рту проходит свободно, называют гласными . Гласный звук образует слог .

Гласных звуков 6: [а], [о], [у], [и], [э], [ы] .

Букв, обозначающих гласные звуки 10: а, о, у, и, э, ы, е, ё, ю, я .

  1. Звуки, при произношении которых воздух во рту встречает преграду (губы, зубы, язык) и слышится только шум (например, [с]) или голос и шум (например, [з]) называются согласными .

Все согласные бывают звонкие (произносим их с голосом и шумом) и глухие (произносим их только с шумом).

Буквы, обозначающие звонкие согласные звуки: н, м, л, р, й, б, в, г, д, ж, з (верхняя строка ленты букв).

Буквы, обозначающие глухие согласные звуки: п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ (нижняя строк ленты букв)

Таким образом, согласные по звонкости-глухости образуют пары.


источники:

http://infourok.ru/urok-pisma-v-klasse-alfavit-shkola-rossii-3582780.html

http://mega-talant.com/biblioteka/pamyatka-osnovnye-pravila-po-russkomu-yazyku-v-1-klasse-95729.html