Алгоритм н нн в суффиксах прилагательных причастий и наречий

Сводная таблица о правописании Н и НН в прилагательных, причастиях и наречиях.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (8 класс) по теме

В своей практике я очень люблю использовать различного рода таблицы, кластеры, краткие записи, которые позволяют ребятам очень быстро вспомнить большое количество учебного материала. Осоюенно это актуально в начале учебного года. Кроме того, работая с таблицами, ребята не просто вспоминают изученное ранее, а находят взаимосвязь между разными темами. Это позволяет в сжатые сроки систематизировать большое количество материала, развить внимательность, чуткость к языку. Данную обобщающую таблицу также можно использовать и при подготовке к ОГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
n_i_nn_vprilagatelnyh_narechiyah_i_prichastiyah.docx17.53 КБ

Предварительный просмотр:

Слова, образованные от существительных

Слова, образованные от глаголов

Существительные + отымённые прилагательные

(от глаголов несов.в.)

(от глаголов сов.в.)

багря н ый, юный, румя н ый, сви н ой, пря н ый

гость – гост ин ый (двор), гост ин ая, гост ин ица, НО гост инн ый гарнитур – мебель для гостиной

революци онн ый

художеств енн ый

искусств енн ый

туман – тума нн ый

карман – карма нн ый

прилагательные от слов на -ИНА (сросшийся суффикс)

истина- исти нн ый

старина- стари нн ый

былина — были нн ый

нет приставки и зависимого слова:

красить – краше н ый пол,

пудрить – пудре н ый парик

некраше н ый пол, НО незакраше нн ое пятно (не + за)

Н, НН в причастиях, прилагательных, наречиях

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 1272.

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 1272.

Правильное написание -Н- и -НН- в суффиксах причастий, прилагательных и наречий зависит от нескольких факторов. В этой статье приведены основы правописания -Н- и -НН- в этих частях речи. Для лучшего усвоения информации каждое правило представлено примерами.

Написание н, нн в суффиксах прилагательных причастий и наречий зависит от особенностей образования конкретного слова, его формы и наличия зависимых слов.
Таблица Правописание н, нн в прилагательных, причастиях, наречиях

Урок русского языка по теме «Буквы Н и НН в суффиксах имён прилагательных, причастий и наречий

Осипова Татьяна Халилбаговна,

учитель русского языка

МАОУ «Светлинская средняя

общеобразовательная школа №2»

УМК «Русский язык» (авторы: Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В.) под редакцией Разумовской М.М., Леканта П.А.-3-е изд.-М.: Дрофа,2012.

Урок № 3.Повторение изученного в 5-7 классах.

Буквы Н и НН в суффиксах имён прилагательных, причастий и наречий.(1 час)

Тип урок а: комбинированный.

Цель урока: 1 ) Закрепить знание правил написания Н и НН в суффиксах имён прилагательных, причастий и наречий .

Задачи урока:1) Учить различать прилагательные, причастия и наречия, определять их состав.

2) Знать условия выбора Н и НН в словах .

3) Воспитывать любовь к русскому языку, бережное отношение к природе.

Планируемые результаты : учащиеся различают части речи, знают строение слов, умеют применять знания на практике, логически излагают свои мысли, умеют аргументировать, доказывать свою точку зрения;

Оборудование : карточки, раздаточный материал.

II .Актуализация знаний.

— На прошлом уроке мы говорили о стилях речи, подбирали к каждому стилю речевую ситуацию. Прочитайте данный текст, определите стиль, тип речи, речевую ситуацию (раздаточный материал).

Мы вошли в лес который был освеще___ лучами осен___его солнца. Расчищен___ая дорожка вела к неугомон___ому морю. Мы часто останавливались поражен___ые красотой необыкновен____ого леса. Позолочен____ые солнцем листья радуют взор. Лесные дорожки пустын____ы но иногда попадается дача окружен____ая деревян____ым выкрашен____ым маслян____ой краской красивым забором.

-Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Как называется данная орфограмма? Какие затруднения возникли? Почему?

III .Объяснение темы урока. -Сегодня на уроке мы вспомним правописание суффиксов Н и НН в прилагательных, причастиях и наречиях.

IV. Актуализация знаний. Работа со схемой-алгоритмом.

У прилагательных пиши:

“ сделанный из. ”-ан, -ян, -ин

НО! Оловянный, деревянный, стеклянный

2) Основа на. н + н Туман + н = туманный Сон + н = сонный

3) Отглагольные прилагательные Печеный (картофель)

образовано от существительных при помощи суффиксов – енн, -онн

Соломенный, Станционный НО! Ветреный

У причастий пиши :

1) приставка (кроме не-) освещенный

2) зависимое слово сорванной (ветром)

3) от глагола совершенного вида рассказанная, купленная

4) образованы при помощи суффиксов – ова, — ева

НО! Кованый, жеваный

1) краткая форма причастий

— ен куплены, посажена

-н прочитана, вырезано

-н засеяно, повеяно

2) причастия несовершенного видаРаненый (солдат)

Правописание -Н- и -НН- в наречиях

Пишется столько Н, сколько в словах, от которых они образованы

Объяснял путано (путаный) Говорил торжественно (торжественный)

Отличай наречие от краткого причастия!

1)Упражнения 12,15,16 (выполняются выборочно) Задание: отработка навыка правописания Н иНН

V. Проверочная работа. Спишите, вставляя Н или НН, распределяя их в две колонки. Разберите по составу выделенные причастия.

Освеще_ая площадка, рассея_ый ученик, приведе_ый пример, купле_ый товар, ране_ый боец, краше_ая блондинка, перекраше_ые стены, некраше_ый пол, организова_ая спонсорами, рва_ая куртка, оторва_ый рукав, лома_ая линия, слома_ая игрушка, встревожа_ый известием, исправле_ая ошибка, реза_ая рана, подреза_ые деревья.

Рассортирова_ый, суше_ый, подсуше_ый, полирова_ый, туше_ый, оглуше_ый, точе_ый, подточе_ый, туше_ый в гусятнице, травмирова_ый, глаже_ый, фарширова_ый, посеребре_ый , кале_ый, раскроше_ый, реза_ый, размассирова_ый, маза_ый, крошеч_ый.

Работа по карточке.

Задание : из данных рядов слов выберите одно «лишнее» слово, устно объясните написание.

1. Тума..ый, племе..ой, соломе..ый, ветре..ый.

2. Деревя..ый, оловя..ый, стекля..ый, торфя..ой.

3. Козли..ый, тополи..ый, маши..ый, лебеди..ый.

4. Ю..ый, сви..ой, багря..ый, карти..ая.

5. Торжестве..ая, искусстве..ые, провокацио..ый, румя..ый.

6. Осе..ий, весе..ий, дли..ый, мыши..ый.

7. Многото..ый, миллио..ый, карто..ый, авиацио..ый.

8. Семе..ой, льня..ой, племе..ой, стреме..ой.

9. Орли..ый, сме..ый, суко..ый, жизне..ый.

10. Карава..ый, скобя..ая, слюдя..ая, ледя..ой.

Сделайте выводы о том, как различить наречия и краткие причастия? В чем различия их написания? Какие трудные случаи написания данной орфограммы в причастиях и прилагательных вы можете назвать?

VII . Дом. задание: выучить алгоритм, упр.18

Методическое обеспечение урока:

1) Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 8 кл.» М.М.Разумовская. С.И.Львова, В.И.Капинос; Под ред. М.М.Разумовской.- 2-е изд.,М,: дрофа, 2012

2) Уроки русского языка в 8 классе : поурочные планы по учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова / сост. О.А. Финтисова. — Волгоград : Учитель, 2010.


источники:

http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/n-nn-v-suffiksah-prilagatelnyh-prichastiy-i-narechiyah

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-po-teme-bukvi-n-i-nn-v-suffiksah-imyon-prilagatelnih-prichastiy-i-narechiy-2806493.html