Алгоритм правописание безударных гласных в корне

Алгоритм «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением»
консультация по русскому языку (2 класс) на тему

Представлен алгоритм работы над одной из сложных тем «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением».

Принцип деятельности заключется в такой организации обучения, когда ученик получает не готовые знания, а добывает их сам в процессе собственной учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
algoritm_pamyatka0_prover.bez_.gl_.docx11 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Поставь ударение
  2. Выдели корень
  3. Обозначь безударную гласную
  4. Подбери проверочное слово
  5. Вставь безударную гласную

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по системе Л.В.Занкова.

Обобщающий урок по теме «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением» проводится в форме игры «Что? Где? Когда?». Урок разработан для проведения в 3 классе с учётом регионального компонент.

Урок закрепления. Систематизировать знания детей по теме: «Правописание безударных гласных в корне слова».

В презентации содержится занимательный материал для уроков русского языка по теме «Безударные гласные».

Урок разработан в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Постановка обучающимися проблемы, как определить правильное написание безударной гласной в корне слова, заставляет провести кр.

Цель: совершенствовать умение правильно писать слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударениемЗадачи: • Обучающая:закрепление умения.

Безударные гласные в корне слова

О чем эта статья:

Понятие безударных гласных

Безударные гласные — это буквы, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не падает ударение. Такие гласные делятся на два типа:

А еще есть безударные гласные в корнях с чередованием.

Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона и длинное звучание. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в разных частях слова:

Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.

Проверяемые безударные гласные

В русском языке мы проверяем написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.

Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые можно проверить ударением с помощью подбора родственных слов или изменением грамматической формы слова.

Чтобы избежать ошибок и правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными, нужно запомнить правило.

Правило для проверяемых безударных гласных в корне слова

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.

Если гласная под ударением, значит ее хорошо слышно и очевидно, какую букву нужно написать. Если без ударения — применяем специальные правила.

В качестве проверочного слова может выступать:

Однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи).

дождливый — дождь, лесной — лес.

Измененная форма этого же слова.

грибы — гриб, зима — зимы.

Если в корне несколько безударных гласных, нужно подобрать слова для проверки каждой:

молодой — молод, молоденький.

Давайте узнаем, в корне каких слов есть проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются без ударения:

В русском языке ударение в словах может падать на гласную любой морфемы:

Алгоритм проверки безударных гласных в слове

Цели:

  • формировать умение находить в словах буквы безударных звуков;
  • развивать умение находить проверочные слова путём изменения формы слова;
  • создать представление о единообразном написании слова.

Планируемые результаты:

Предметные – повторить понятия «ударные» и «безударные» гласные; различать понятия «проверяемая» и «непроверяемая» гласная; совершенствовать навыки написания и проверки написания безударных гласных в корне слова.

Личностные – уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

  • Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
  • Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им (Коммуникативные УУД).
  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основной метод, используемый на уроке – проблемный.

Проблема, решаемая на уроке – «Алгоритм проверки безударной гласной в слове».

Оборудование: ПК, экран, учебная презентация, учебник, рабочая тетрадь.

Содержание урока

1. Организационный момент.

— Запись числа и классной работы.

— Нацеливание на урок.

Ребята, я надеюсь, что сегодняшний урок будет очень интересен вам. Урок даст вам не только новые знания, но и возможность проявить себя, показать свои знания, пообщаться со своими одноклассниками, помочь им в овладении знаниями.

А сейчас — загадка.

Тёмной ночью вылетает
На охоту и хватает
И лягушек и мышей.
Лучше не встречаться с ней.
Да, большая голова.
Угадали кто? — . (Сова)

А как правильно написать слово — сова? В нём есть безударная гласная, проверим: — совы.

А вы знаете, что сова является символом мудрости? А знаете, почему? (Сова занимает первое место среди птиц по соотношению массы мозга к массе тела). Сегодня мудрая сова поможет и нам стать мудрыми.

2. Минутка чистописания

На слайде слово — МУДРОСТЬ.

3. Словарно-орфографическая работа. Один ученик пишет у доски, другие в тетради.

Называем словарное слово на каждую букву слова мудрость.

МАГАЗИН, УРОЖАЙ, ДЕЖУРНЫЙ, РАБОТА, ОГОРОД, ОВОЩИ, СОРОКА, ТЕТРАДЬ, МЕДВЕДЬ.

Проверяем слова из словарика.

4. Постановка учебной задачи (проблемы) На слайде.

Учитель рассказывает историю.

Серёжа прислал своему другу Саше СМС: «Выходи во двор с мичом». Саша взял большой деревянный меч и вышел во двор. Серёжа был удивлён, он хотел играть и футбол и просил вынести мяч.

Почему Саша не понял Серёжу?

— Почему Серёжа написал с ошибками?

— Какое правило он не знал?

— Поможем ему исправить ошибки?

Исходя из его ошибок составим алгоритм правописания безударной гласной.

ПОВТОРЯЕМ ЧТО ТАКОЕ АЛГОРИТМ.

Буквы а, о, е, и, я в безударных слогах нужно проверять.

Безударный слог нужно сделать ударным!

5. Работа в группах.

Какое правило проверки безударной гласной в слове вы знаете?

Исходя из этого правила, давайте составим все шаги, которые помогут нам написать слово с безударной гласной правильно.

Работать вы будете в группах. Каждая группа должна составить план, в котором вы поэтапно распишите все действия по проверке безударного гласного, а затем мы вывесим план проверки безударной гласной на доске.

1. Поставь в слове ударение

2.Найди букву безударного гласного звука.

3. Подобрать проверочное слово, в котором гласный будет ударным.

4. Написать слово правильно.

5. Подчеркнуть гласную букву, которую проверяли.

Проверка: представитель одной из групп выходит и представляет свой план. Каждый объясняет свой выбор.

6. Физминутка

Пора немного отдохнуть.

Я буду называть слово, а вы определять, какой слог ударный. Если первый слог ударный, то встает весь первый ряд, если второй – встает второй ряд, если третий – третий ряд.

Сова — 2, филин — 1, воробей — 3, цапля — 1, соловей — 3, синица — 2, голубь — 1, сорока — 2, куропатка — 3.

Ф.И. _________________________________
Проверь безударную гласную в слове, подбери проверочное слово и запиши его рядом, вставь пропущенную букву.
М_ря — ____________________
Гр_за — ____________________
Д_жди — _____________________
Сн_га — _____________________

Ф.И. _________________________________
Проверь безударную гласную в слове, подбери проверочное слово и запиши его рядом, вставь пропущенную букву.
Хв_сты — ____________________
С_сна — _____________________
Сл_ды — _____________________
В_да — _____________________

7. Закрепление умения работать с алгоритмом. Работа в парах.

Взаимопроверка. (Поменяться тетрадями).

8. Дополнительное задание.*****

Спишите. Подчеркните слова с безударной согласной, проверяемой ударением.

Хорошо летом в лесу! Мы идём по густой сочной траве. Кругом цветы. Гудят шмели. На цветок села пчела. У тропы кучка рыхлой земли. Это нора крота.

9. Рефлексия.

1. Все ли задачи, поставленные на уроке, вы выполнили?

2. Что нового для себя вы унесете с урока?

3. Что вызвало затруднение на уроке?

4. Кто из одноклассников вам сегодня на уроке помог?

10. Д/з. Карточка

Выберите (подчеркните) нужное проверочное слово, вставьте пропущенные буквы.
Докажите, почему:


источники:

http://skysmart.ru/articles/russian/bezudarnye-glasnye-v-korne-slova

http://urok.1sept.ru/articles/670340