Алгоритм правописание гласных в суффиксах глаголов

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Правописание гласных в суффиксах глаголов

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Работа над особенностями произношения глаголов с суффиксами -ова- (-ева-) и -ыва- (-ива-).

2. Правописания глаголов с суффиксами -ова- (ева-) и -ыва- (-ива-).

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие.

1. Баранов М. Т. Русский язык. 6 класс, Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1 // Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2014. – 191 с.

1. Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку.6 класс. – М.: ВАКО, 2017. – 416 с.

Открытые электронные ресурсы:

1. Сайт «Культура русской речи» www.gramma.ru

https://methodological_terms.academic.ru/ (Дата обращения 19.06.2019)

2. Информационно-образовательный портал Грамота.ру

http://slovari.gramota.ru (Дата обращения 19.06.2019)

3. Сайт Словари.ру

http://slovari.ru (Дата обращения 19.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие.

Научиться грамотно писать глаголы – задача не из лёгких. Давайте приступим!

Для того чтобы запомнить данное правило правописания гласных в глагольных суффиксах, составим алгоритм.

Перед нами глаголы горевать, докладывать. Что же нужно знать, чтобы правильно написать гласную в суффиксе?

Алгоритм правописания гласных в глагольных суффиксах

Поставить глагол в форму настоящего или будущего времени 1-го лица единственного числа. Посмотреть, на окончание глагола. Если в настоящем или в будущем времени глагол оканчивается на -ываю(-иваю), то в неопределённой форме и в прошедшем времени пишется -ыва- (-ива-): раздумываю – раздумывать – раздумывал.

Если в настоящем или будущем времени глагол оканчивается на -ую(-юю), то в неопределённой форме и в прошедшем времени пишется -ова-(-ева-): рисую – рисовать – рисовал.

Выделим суффиксы в глаголе узнавал. Подумайте, а есть ли в этом глаголе изученные нами суффиксы? Нет!

Какие же суффиксы мы сможем выделить? (-ва, -л)

Глаголы с суффиксами -ова-, -ева-, -ыва-, -ива- необходимо отличать от глаголов с ударным суффиксом -ва-, которые данному правилу не подчиняются; перед суффиксом -ва- сохраняется та же гласная, что и в начальной форме: запить – запивать, напеть – напевать.

Таким образом, суффикс -ва- сочетается с предшествующими корневыми гласными а, е или и. Для проверки буквы в корне надо опустить суффикс -ва-: успевать – успеть; переставать – перестать.

Необходимо запомнить исключения:

застрять – застревать, застреваю;

затмить – затмевать, затмеваю;

продлить – продлевать, продлеваю.

Обратите внимание на то, что суффикс -ва- всегда ударный, а суффикс -ива(-ыва-) всегда безударный.

От безударных гласных в суффиксах -ыва-, -ова-, -ива- и -ева- надо отличать гласные в корне перед суффиксом -ва-, которые проверяются по правилам правописания безударных гласных в корне слова: запевать песню (петь), запивать водой (пить).

Запомните, что с помощью суффикса -ва- образуется несовершенный вид глаголов от глаголов совершенного вида.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Проанализируйте данные глаголы и подчеркните «третий лишний».

Использ..вать, жал..ваться, развеш..вать

Забол..вать, ноч..вать, доклад..вать.

Команд..вать, совет..вать, заигр..вать

Танц..вать, расспраш..вать, обмен..вать.

Использ..вать, жал..ваться, развеш..вать

Забол..вать, ноч..вать, доклад..вать.

Команд..вать, совет..вать, заигр..вать

Танц..вать, расспраш..вать, обмен..вать.

Выберите глагол, который имеет суффикс -ыва-.

Правописание суффиксов глаголов

О чем эта статья:

Понятие суффикса

Суффикс — часть слова, которая расположена обычно после корня.

У суффиксов есть две функции:

  • словообразовательная — образование новых слов;
  • формообразующая — образование новых форм одного и того же слова.

Знать особенности глагольных суффиксов нужно, чтобы правильно писать. Обычно затруднения вызывают безударные гласные в суффиксах и перед ними.

Словообразовательные суффиксы глаголов

Суффиксы -ова-/ева-, -ыва-/-ива-

Суффиксы -ова-/-ева- и -ыва-/-ива- образуют глаголы несовершенного вида:

Чтобы не ошибиться в выборе букв «о», «е» или «ы», «и», нужно запомнить правило правописания суффиксов глаголов.

Если в форме 1 лица единственного числа настоящего (будущего) времени глагол оканчивается на -ую/-юю, то в неопределенной форме и в прошедшем времени в нем пишется суффикс-ова- или -ева-.

Если в форме 1 лица глагол заканчивается на неударяемое -иваю/-ываю, то в неопределенной форме и в форме прошедшего времени пишется суффикс -ыва-/-ива-.

Как применить это правило:

  • я распробую— распро́бовать, распро́бовал;
  • запаздываю — запа́здывать, запа́здывал.

Глаголы с древним корнем -вед- («знать») могут сочетаться с разными суффиксами:

Суффикс -ва-

Правописание суффикса -ва- не вызывает затруднений, потому что гласная в нем находится под ударением. Проблемы обычно возникают с безударной гласной основы, которая стоит перед суффиксом:

  • разбить → разб_ва́ть;
  • созреть → созр_ва́ть.

Перед суффиксом -ва- всегда пишется та гласная, которая слышится в корне производящего слова под ударением.

Буквы «е», «ё», «и» в суффиксах глаголов

В суффиксах глаголов после шипящих пишутся буквы «е», «ё»:

В безударных суффиксах пишутся буквы «и» или «е» у глаголов с приставками о-бес/о-без-. Переходные глаголы; пишутся с суффиксом -и-, а непереходные — с суффиксом -е-. Вот так:

Формообразующие суффиксы глаголов

Суффикс -л-

Глаголы прошедшего времени изъявительного наклонения и условного наклонения имеют суффикс -л-, который присоединяется к основе неопределенной формы:

  • узнать — узналновость; узналбы поточнее.

Перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что стоит перед -ть в неопределенной форме глагола.

Чтобы правильно написать безударный суффикс -я- перед формообразующим суффиксом -л-, запомним список глаголов:

Нулевой суффикс

Формообразующий нулевой суффикс можно встретить в нескольких глагольных формах:

  • повелительном наклонении — читай, пой, сядь;
  • условном наклонении (мужской род, единственное число) — вез бы, высох бы;
  • изъявительном наклонении (прошедшее время, мужской род, единственное число) — унес, сох.

Постфикс -ся (-сь)

С помощью постфикса -ся (-сь) образуются возвратные глаголы:

Морфема -ся пишется после согласных, а -сь после гласных основы.

Таблица с суффиксами глаголов

Словообразующие суффиксы глаголов — разнообразная группа, каждый из них используется в своем случае. Разобраться в правописании суффиксов глаголов поможет таблица.

Суффикс

Правила написания суффикса

Используются как в неопределенной форме, так и в прошедшем времени, когда в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени глагол оканчивается на -ую (-юю):

балую — баловать, беседую — беседовать.

Используются как в неопределенной форме, так и в прошедшем времени, когда в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени глагол оканчивается на -иваю или -ываю:

Этот суффикс всегда под ударением. Чтобы понять, что перед нами именно суффикс -ва-, нужно выделить корень слова: если е, о, ы или и в нем не сохраняются, нужно действовать по правилам выше. Если сохраняются, то это как раз суффикс -ва-:

В глаголах после шипящих под ударением всегда пишется ё, без ударения — е:

Используются в тех глаголах, которые образованы от существительных:

лед — леденеть (стать как лед самому), леденить (покрывать льдом кого-то или что-то).

Эти суффиксы зависят от переходности или непереходности глагола. Если он переходный, то пишется суффикс и (обескровить), а если непереходный — то е (обескроветь).

Вот алгоритм, по которому можно проверить написание безударных гласных в суффиксах глаголов и перед ними.

Алгоритм написания суффиксов глаголов
консультация по русскому языку (5 класс)

Данный материал в помощь родителям и учащимся.

Скачать:

ВложениеРазмер
алгоритм правописания суффиксов глагола314.4 КБ
проверочная работа14.28 КБ
морфологические свойства глагола17.03 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Правописание суффиксов глаголов –ива, –ыва, –ова, –ева

Сегодня мы будем изучать совсем небольшую, но сложную тему. Будьте внимательны!

Очень часто возникают сложности с написанием суффиксов глаголов:

выстраивать или выстраевать, исследовать или исследывать?

Вывод: Если в форме 1 лица нас.вр.глагол оканчивается на –ую(–юю), тогда пиши суффиксы –ова или –ева, если на –иваю(–ываю) — суффиксы –ива или –ыва.

Важно: не путать с суффиксом «ва», который :

  • Является ударным
  • Сочетается с гласной «е»/»и», которые находятся перед ним в корне

В этом случае корневая гласная сохраняется у инфинитива даже без суффикса «ва».

Поли ва ть – полить.Преодоле ва ть – преодолеть.Запе ва ть – запеть.

Предварительный просмотр:

Проверочные работы по теме Прилагательное

1 вариант

A1. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) в син..м, в зимн..й ночи
2) зимн..м днем, глубок..м озером
3) клейк..й листок, о младш..м брате
4) у старш..го брата, со старш..м товарищем

А2. Укажите слово с ошибкой

1) могуч
2) дремучь
3) ночь
4) брошь

А3. Укажите краткое прилагательное

1) ясный
2) ясен
3) ясность
4) ясненький

А4. Укажите неверное суждение

1) имена прилагательные изменяются по числам
2) имена прилагательные согласуются с существительными
3) имя прилагательное — самостоятельная часть речи
4) имя прилагательное в предложении не может быть сказуемым

А5. Укажите неверное суждение

В предложении Над моим окном свили гнездо проворные трясогузки.

1) проворные — имя прилагательное
2) начальная форма прилагательного проворные — проворный
3) в предложении проворные являются определением
4) проворные — стоит в форме винительного падежа

А6. Укажите вариант ответа, в котором на месте пропуска во всех словах пишется О

А. В колюч..м кустарнике
Б. На больш..м расстоянии
В. В свеж..м салате
Г. В чуж..м доме

1) А, Г
2) Б, В
3) Б, Г
4) Б, В, Г

Прочитайте текст и выполните задания B1-В3.

(1)Ночь ясна. (2)Одна сторона реки лежит в тени. (3)При лунном свете тени черны. (4)Серебристые кусты низко склонились над водою, точно хотели скрыть что-то около своих берегов. (5)Кругом стоит тишина (6)Только река слабо шумела на каменных перекатах.

B1. Укажите номера предложений, в которых сказуемое выражено именем прилагательным.

В2. Выпишите из предложений 1-4 краткое(-ие) прилагательное.

В3. Укажите падеж прилагательного из предложения 6.

C1. Опишите цветущий луг. Можно ли обойтись без прилагательных? Сделайте вывод о роли прилагательных в вашем описании.

2 вариант

A1. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) в стояч..м болоте, около стояч..го болота
2) дружеск..м отношением, неуклюж..м человеком
3) в колюч..м кустарнике, колюч..м кустарником
4) могуч..м дубом, стояч..м болотом

А2. Укажите слово с ошибкой

1) отдашь 2) течь 3) могучь 4) дремуч

А3. Укажите краткое прилагательное

1) сладость 2) сладок 3) сладкий 4) сладенький

А4. Укажите неверное суждение

1) имена прилагательные отвечают на вопрос чей?
2) имена прилагательные ставятся в том же падеже, что и существительные, к которым они относятся
3) имена прилагательные не изменяются по падежам
4) имена прилагательные в предложении бывают определениями

А5. Укажите неверное суждение

В предложении Птицы дергали из пазов стены мягкую паклю.

1) мягкую — прилагательное
2) начальная форма прилагательного мягкую — мягкая
3) в предложении мягкую является определением
4) мягкую — стоит в форме винительного падежа

А6. Укажите вариант ответа, в котором на месте пропуска во всех словах пишется Е

А. Старш..го брата
Б. Больш..го веса
В. Хорош..го человека
Г. В чуж..й земле

1) А, Б, В
2) А, Г
3) В, Г
4) А, В

Прочитайте текст и выполните задания B1-В3.

(1)Около реки густой лес состоит из ольхи, белой березы, ели и пихты. (2)Особенно много растет лиственницы. (3)Это тайга дика. (4)Она пустынна и неприветлива. (5) Нигде не видно звериных следов. (6)За двое суток мы не встретили ни одной птицы.(7)Такая тайга влияет на психику людей.

B1. Укажите номер(-а) предложения(-ий), в котором(-ых) сказуемое выражено именем прилагательным.

В2. Выпишите из предложений 1-4 краткие прилагательные.

В3. Укажите падеж прилагательных из предложения 1.

C1. Опишите цветущий луг. Можно ли обойтись без прилагательных? Сделайте вывод о роли прилагательных в вашем описании.

Ответы на тест по русскому языку Имя прилагательное 5 класс
1 вариант
А1-1
А2-2
А3-2
А4-4
А5-4
А6-3
В1. 13
В2. ясна, черны
В3. предложный падеж
2 вариант
А1-1
А2-3
А3-2
А4-3
А5-2
А6-4
В1. 34
В2. дика, пустынна, неприветлива
В3. густой — именительный падеж, белой — родительный падеж

Предварительный просмотр:

Морфологические свойства глагола . Вид глагола. Образование видовых пар

Цель: Различать глаголы совершенного и несовершенного вида по значению, формальным признакам. Правильно употреблять в речи глаголы совершенного и несовершенного вида.

  • Сегодня на уроке мы познакомимся с новым морфологическим признаком глагола, который называется ВИД. (работа в тет. спр.)

1. Выразительно прочитайте текст:

Апрель – настоящий водолей. Заиграли талой водой овражки. Моросит на снег первый весенний дождик. Широко разлились лужи и разводья в низинах. Трогаются вешние воды.

Задание: найдите в тексте слова, который рассказывают нам о происходящих в природе изменениях… Выпишите глаголы в тетрадь и поставьте к ним вопросы?

Кто выписал глаголы (заиграли, моросит, разлились, трогаются)

— Правильно, это глаголы.

— Какой из глаголов обозначает законченность действия? — Разлились, заиграли

— Какой из глаголов обозначает незаконченность действия? — Моросит, трогаются

2. Определим вид глагола.

Вид глагола. Образование видовых пар

Совершенный и несовершенный вид.

Вид определяется по вопросу.

Решать (нес.в.) – решить (сов.в.)

Брать (нес.в.) –взять (сов.в.)

Несовершенный вид — что делать? –учить, петь, читать.

Указывают на продолжительность и повторяемость действий .

Совершенный вид – что сделать?

Выучить, запеть, прочитать

Указывают на результат действия .

Подписываем над глаголами — разлились, заиграли ,моросит, трогаются -их вид.

Вывод: На какие вопросы отвечают глаголы совершенного и несовершенного вида.

Вы узнали, что глагол имеет два вида – совершенный и несовершенный.

Как же нам не сделать ошибку при определении вида глагола? (подсказка)

1способ: по лексическому значению.

2 способ: – задать вопрос, и вопросы нужно выучить.

3 способ: есть третий способ, но его вы сформулируете сами, после выполнения следующего задания.

А чему мы должны сегодня научиться на уроке?

Научиться образовывать видовые пары (см.таблицу выше)

Записать видовые пары глаголов:

жить (нес.в.) → пожить, дожить, пережить (сов.в.)

любить(нес.в.) → полюбить,разлюбить (сов.в.)

прыгать(нес.в.) → прыгнуть, перепрыгнуть (сов.в.)

кричать(нес.в.) → крикнуть, вскрикнуть (сов.в.)

Вывод: с помощью приставок и суффиксов образуйте глаголы СВ,

— При помощи какой морфемы вы образовали глаголы сов.вида?

— Правильно, приставки и суффикса — НУ

Распределите глаголы по столбикам: (тет.спр)

Несовершенный вид (что делать?) Совершенный вид (что сделать?)

Приплыть, спасать, з..влечь, н..ступить, пр..бегать, предл..жить, зап..вать (песню), запеть, дружить, ср..жаться, прин..сти, подружит..ся, сберечь, сберегать, мирит..ся, примирит..ся, белеть, белить, побелить, побелеть.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по различным темам для учащихся 5 классов.

Урок дифференцированного обучения для 6 класса среднеобразовательной школы.

Конспект урока в 6 классе.Тема: «Правописание гласных в суффиксах глаголов».Выполнила:Каштанова Н. А.,учитель русского языка и литературыПояснительная записка к уроку.Данный урок предназначен дл.

Орфографическая работа для 11 класса. Задания для подготовки к ЕГЭ.

В разработке представлена удобная схема для практической работы по формированию навыков правописания причастий и деепричастий, а также 5 вариантов самостоятельной работы ( теста) по данной теме.

Урок русского языка в 6 классе по теме «Написание суффиксов ова-ева и ыва-ива&quot.


источники:

http://skysmart.ru/articles/russian/pravopisanie-suffiksov-glagolov

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/04/23/algoritm-napisaniya-suffiksov-glagolov