Алгоритм написания суффиксов глаголов
консультация по русскому языку (5 класс)
Данный материал в помощь родителям и учащимся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
алгоритм правописания суффиксов глагола | 314.4 КБ |
проверочная работа | 14.28 КБ |
морфологические свойства глагола | 17.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Правописание суффиксов глаголов –ива, –ыва, –ова, –ева
Сегодня мы будем изучать совсем небольшую, но сложную тему. Будьте внимательны!
Очень часто возникают сложности с написанием суффиксов глаголов:
выстраивать или выстраевать, исследовать или исследывать?
Вывод: Если в форме 1 лица нас.вр.глагол оканчивается на –ую(–юю), тогда пиши суффиксы –ова или –ева, если на –иваю(–ываю) — суффиксы –ива или –ыва.
Важно: не путать с суффиксом «ва», который :
- Является ударным
- Сочетается с гласной «е»/»и», которые находятся перед ним в корне
В этом случае корневая гласная сохраняется у инфинитива даже без суффикса «ва».
Поли ва ть – полить.Преодоле ва ть – преодолеть.Запе ва ть – запеть.
Предварительный просмотр:
Проверочные работы по теме Прилагательное
1 вариант
A1. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?
1) в син..м, в зимн..й ночи
2) зимн..м днем, глубок..м озером
3) клейк..й листок, о младш..м брате
4) у старш..го брата, со старш..м товарищем
А2. Укажите слово с ошибкой
1) могуч
2) дремучь
3) ночь
4) брошь
А3. Укажите краткое прилагательное
1) ясный
2) ясен
3) ясность
4) ясненький
А4. Укажите неверное суждение
1) имена прилагательные изменяются по числам
2) имена прилагательные согласуются с существительными
3) имя прилагательное — самостоятельная часть речи
4) имя прилагательное в предложении не может быть сказуемым
А5. Укажите неверное суждение
В предложении Над моим окном свили гнездо проворные трясогузки.
1) проворные — имя прилагательное
2) начальная форма прилагательного проворные — проворный
3) в предложении проворные являются определением
4) проворные — стоит в форме винительного падежа
А6. Укажите вариант ответа, в котором на месте пропуска во всех словах пишется О
А. В колюч..м кустарнике
Б. На больш..м расстоянии
В. В свеж..м салате
Г. В чуж..м доме
1) А, Г
2) Б, В
3) Б, Г
4) Б, В, Г
Прочитайте текст и выполните задания B1-В3.
(1)Ночь ясна. (2)Одна сторона реки лежит в тени. (3)При лунном свете тени черны. (4)Серебристые кусты низко склонились над водою, точно хотели скрыть что-то около своих берегов. (5)Кругом стоит тишина (6)Только река слабо шумела на каменных перекатах.
B1. Укажите номера предложений, в которых сказуемое выражено именем прилагательным.
В2. Выпишите из предложений 1-4 краткое(-ие) прилагательное.
В3. Укажите падеж прилагательного из предложения 6.
C1. Опишите цветущий луг. Можно ли обойтись без прилагательных? Сделайте вывод о роли прилагательных в вашем описании.
2 вариант
A1. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?
1) в стояч..м болоте, около стояч..го болота
2) дружеск..м отношением, неуклюж..м человеком
3) в колюч..м кустарнике, колюч..м кустарником
4) могуч..м дубом, стояч..м болотом
А2. Укажите слово с ошибкой
1) отдашь 2) течь 3) могучь 4) дремуч
А3. Укажите краткое прилагательное
1) сладость 2) сладок 3) сладкий 4) сладенький
А4. Укажите неверное суждение
1) имена прилагательные отвечают на вопрос чей?
2) имена прилагательные ставятся в том же падеже, что и существительные, к которым они относятся
3) имена прилагательные не изменяются по падежам
4) имена прилагательные в предложении бывают определениями
А5. Укажите неверное суждение
В предложении Птицы дергали из пазов стены мягкую паклю.
1) мягкую — прилагательное
2) начальная форма прилагательного мягкую — мягкая
3) в предложении мягкую является определением
4) мягкую — стоит в форме винительного падежа
А6. Укажите вариант ответа, в котором на месте пропуска во всех словах пишется Е
А. Старш..го брата
Б. Больш..го веса
В. Хорош..го человека
Г. В чуж..й земле
1) А, Б, В
2) А, Г
3) В, Г
4) А, В
Прочитайте текст и выполните задания B1-В3.
(1)Около реки густой лес состоит из ольхи, белой березы, ели и пихты. (2)Особенно много растет лиственницы. (3)Это тайга дика. (4)Она пустынна и неприветлива. (5) Нигде не видно звериных следов. (6)За двое суток мы не встретили ни одной птицы.(7)Такая тайга влияет на психику людей.
B1. Укажите номер(-а) предложения(-ий), в котором(-ых) сказуемое выражено именем прилагательным.
В2. Выпишите из предложений 1-4 краткие прилагательные.
В3. Укажите падеж прилагательных из предложения 1.
C1. Опишите цветущий луг. Можно ли обойтись без прилагательных? Сделайте вывод о роли прилагательных в вашем описании.
Ответы на тест по русскому языку Имя прилагательное 5 класс
1 вариант
А1-1
А2-2
А3-2
А4-4
А5-4
А6-3
В1. 13
В2. ясна, черны
В3. предложный падеж
2 вариант
А1-1
А2-3
А3-2
А4-3
А5-2
А6-4
В1. 34
В2. дика, пустынна, неприветлива
В3. густой — именительный падеж, белой — родительный падеж
Предварительный просмотр:
Морфологические свойства глагола . Вид глагола. Образование видовых пар
Цель: Различать глаголы совершенного и несовершенного вида по значению, формальным признакам. Правильно употреблять в речи глаголы совершенного и несовершенного вида.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым морфологическим признаком глагола, который называется ВИД. (работа в тет. спр.)
1. Выразительно прочитайте текст:
Апрель – настоящий водолей. Заиграли талой водой овражки. Моросит на снег первый весенний дождик. Широко разлились лужи и разводья в низинах. Трогаются вешние воды.
Задание: найдите в тексте слова, который рассказывают нам о происходящих в природе изменениях… Выпишите глаголы в тетрадь и поставьте к ним вопросы?
Кто выписал глаголы (заиграли, моросит, разлились, трогаются)
— Правильно, это глаголы.
— Какой из глаголов обозначает законченность действия? — Разлились, заиграли
— Какой из глаголов обозначает незаконченность действия? — Моросит, трогаются
2. Определим вид глагола.
Вид глагола. Образование видовых пар
Совершенный и несовершенный вид.
Вид определяется по вопросу.
Решать (нес.в.) – решить (сов.в.)
Брать (нес.в.) –взять (сов.в.)
Несовершенный вид — что делать? –учить, петь, читать.
Указывают на продолжительность и повторяемость действий .
Совершенный вид – что сделать?
Выучить, запеть, прочитать
Указывают на результат действия .
Подписываем над глаголами — разлились, заиграли ,моросит, трогаются -их вид.
Вывод: На какие вопросы отвечают глаголы совершенного и несовершенного вида.
Вы узнали, что глагол имеет два вида – совершенный и несовершенный.
Как же нам не сделать ошибку при определении вида глагола? (подсказка)
1способ: по лексическому значению.
2 способ: – задать вопрос, и вопросы нужно выучить.
3 способ: есть третий способ, но его вы сформулируете сами, после выполнения следующего задания.
А чему мы должны сегодня научиться на уроке?
Научиться образовывать видовые пары (см.таблицу выше)
Записать видовые пары глаголов:
жить (нес.в.) → пожить, дожить, пережить (сов.в.)
любить(нес.в.) → полюбить,разлюбить (сов.в.)
прыгать(нес.в.) → прыгнуть, перепрыгнуть (сов.в.)
кричать(нес.в.) → крикнуть, вскрикнуть (сов.в.)
Вывод: с помощью приставок и суффиксов образуйте глаголы СВ,
— При помощи какой морфемы вы образовали глаголы сов.вида?
— Правильно, приставки и суффикса — НУ
Распределите глаголы по столбикам: (тет.спр)
Несовершенный вид (что делать?) Совершенный вид (что сделать?)
Приплыть, спасать, з..влечь, н..ступить, пр..бегать, предл..жить, зап..вать (песню), запеть, дружить, ср..жаться, прин..сти, подружит..ся, сберечь, сберегать, мирит..ся, примирит..ся, белеть, белить, побелить, побелеть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты по различным темам для учащихся 5 классов.
Урок дифференцированного обучения для 6 класса среднеобразовательной школы.
Конспект урока в 6 классе.Тема: «Правописание гласных в суффиксах глаголов».Выполнила:Каштанова Н. А.,учитель русского языка и литературыПояснительная записка к уроку.Данный урок предназначен дл.
Орфографическая работа для 11 класса. Задания для подготовки к ЕГЭ.
В разработке представлена удобная схема для практической работы по формированию навыков правописания причастий и деепричастий, а также 5 вариантов самостоятельной работы ( теста) по данной теме.
Урок русского языка в 6 классе по теме «Написание суффиксов ова-ева и ыва-ива".
Правописание суффиксов глаголов
О чем эта статья:
Понятие суффикса
Суффикс — часть слова, которая расположена обычно после корня.
У суффиксов есть две функции:
- словообразовательная — образование новых слов;
- формообразующая — образование новых форм одного и того же слова.
Знать особенности глагольных суффиксов нужно, чтобы правильно писать. Обычно затруднения вызывают безударные гласные в суффиксах и перед ними.
Словообразовательные суффиксы глаголов
Суффиксы -ова-/ева-, -ыва-/-ива-
Суффиксы -ова-/-ева- и -ыва-/-ива- образуют глаголы несовершенного вида:
Чтобы не ошибиться в выборе букв «о», «е» или «ы», «и», нужно запомнить правило правописания суффиксов глаголов.
Если в форме 1 лица единственного числа настоящего (будущего) времени глагол оканчивается на -ую/-юю, то в неопределенной форме и в прошедшем времени в нем пишется суффикс-ова- или -ева-.
Если в форме 1 лица глагол заканчивается на неударяемое -иваю/-ываю, то в неопределенной форме и в форме прошедшего времени пишется суффикс -ыва-/-ива-.
Как применить это правило:
- я распробую— распро́бовать, распро́бовал;
- запаздываю — запа́здывать, запа́здывал.
Глаголы с древним корнем -вед- («знать») могут сочетаться с разными суффиксами:
Суффикс -ва-
Правописание суффикса -ва- не вызывает затруднений, потому что гласная в нем находится под ударением. Проблемы обычно возникают с безударной гласной основы, которая стоит перед суффиксом:
- разбить → разб_ва́ть;
- созреть → созр_ва́ть.