Алгоритм правописание окончаний существительных

Алгоритм проверки написания безударных падежных окончаний имён существительных. (русский язык 4 класс)

Выполнила: учитель начальных классов

Комлева Ирина Игоревна,

высшая квалификационная категория

Тема: Алгоритм проверки написания безударных падежных окончаний имён существительных. (русский язык 4 класс)

Ход урока
I . Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря,

И приступим все к работе.

-Улыбнитесь, ведь хорошее настроение – залог успешной работы. Пусть наш урок принесет нам всем радость общения друг с другом.

Игра «Верите ли вы?»

1.В русском языке шесть падежей? (да.)

2.Начальная форма существительного — это слово в единственном числе и винительном падеже? (Нет). А в каком?(И.п.)

3.В русском языке три типа склонения? (Да.)

4.К 1-му склонению относятся слова женского рода с нулевым окончанием? (Нет).

5.Существительные отвечают на вопрос какая? (нет) Что такое существительное?

— Откройте тетради и перед тем, как начать работу, давайте вспомним правила посадки.
Руки на месте? (НА МЕСТЕ)
Ноги на месте? (НА МЕСТЕ)
Локти на месте? (У КРАЯ)
Спина прямая? (ПРЯМАЯ)

2. Минутка чистописания.

На доске записаны слова. (Исаковский, Распэ, Драгунский, Волков, Тютчев, Пушкин) Прочитайте их и скажите, что их объединяет. (Это фамилии писателей и поэтов, имена собственные.) Читайте произведения этих писателей. Ведь не зря есть пословица «Кто много читает – тот много знает». Запишите в тетради только первую заглавную букву от каждого слова. При записи букв соблюдайте наклон и расстояние между ними.

(И Р Д В Т П). Что вам напоминает эта последовательность букв. Вспомним падежи.

III. Самоопределение к деятельности. Сообщение темы, цели урока.

Сейчас февраль, а 17 февраля – день рождения известной поэтессе. А какой вы догадайтесь сами. Закончите стихотворение.

Уронили мишку на пол, Что болтунья Лида, мол,

Оторвали мишке лапу. Это Вовка выдумал.

(Все равно его не брошу- (А болтать-то мне когда?

Потому что он хороший.) Мне болтать-то некогда!)

— Верно. Это Агния Львовна Барто. Сегодня на уроке русского языка вы будите вставлять пропущенные безударные окончания в тексты разных стихотворений Барто.

— С какой проблемой мы можем столкнуться, когда вы будите писать окончание? (можно сделать ошибку)

— Прочитайте тему урока. « Алгоритм проверки написания безударных падежных окончаний имён существительных».

-Сформулируйте цель урока, опираясь на тему.

Цель : составить алгоритм проверки безударных падежных окончаний имен существительных, научиться им пользоваться.

— Для чего нам необходимо этому учиться?

— Что такое алгоритм?

Итак, сейчас работа в группе над составлением алгоритма. Вспомните правила работы в группе (помогать друг другу, выслушивать мнение других ребят)

IV . Работа по теме урока.

Работа в группе (четыре человека)

Возьмите карточки №1 и составьте алгоритм правописания безударных окончаний существительных.

Поставить имя существительное в начальную форму, определить его род и склонение.

Поставить вопрос к существительному и определить его падеж.

Вспомнить, какое окончание надо писать у имени существительного в этом склонении и падеже.

— Что нам надо повторить, чтобы правильно написать окончание существительных (род, склонение, падеж)

2. Задание для работы у доски.

Задание на определение рода.

(Запишите слова в тетради и распределите существительные по родам) Проверка с доской (плащ, окно, дочь, стекло, лебедь (м.р.), прорубь (ж.р.), (Какая проблема? Как с ней справиться? Найти в словаре. (дать ребёнку орфографический словарь для поиска слова и определения рода, остальным дописать ещё по 2 слова в каждый столбик)

— Встаньте, пожалуйста. Мы сейчас и отдохнём, и во время игры вспомним склонения существительных.

Игра «Карусель». (Работа в парах сменного состава)

(У каждого есть карточка с существительным) Дети встают в 2 круга. Внутренний остаётся на месте, а внешний делает движение по команде по часовой стрелке. (Дети в паре называют друг другу слово и определяют его склонение)

VI . Работа по теме урока.

Пользуясь алгоритмом, выполните задание на карточке №2. Учитель вызывает детей вставить окончание существительных с доказательством.

(А.Л. Барто. «Сила воли») Чтение.

Был м о ряк у нас на сбор .. ,

Говорил о Черн о м мор .. .

Он служ и л четыре года

Кочегар .. м на линкор … .

-Что такое линкор? ( линко́р , — класс артиллерийских надводных кораблей, один из старейших в истории.

Он во льдах на л е докол …

Оставался з и мовать.

Он сказал, что силу вол …

Надо с детства развивать.

-Ребята, вы пользовались первым способом проверки написания окончания по алгоритму.

-А чтобы найти второй способ, необходимо побыть в роли исследователей. Возьмите карточку № 3. Поставьте ударение в словах. Выделите окончание. Определите склонение.

(Затенить экран. Вызвать одну пару к компьютеру, а остальные делают задание на карточке в паре). Проверка.

В каких словах написание окончаний не вызвало затруднений?

-У существительных 1-го склонения- земля, 2-го склонения- окно, 3-го склонения- степь

-В этих словах ударное окончание и мы его ясно слышим.

-В каких словах возникали сомнения в написании окончаний?

-Сомнения появлялись, когда у существительного безударное окончание.

— Подумайте, различаются ли у существительных одного типа склонения и в одном падеже ударные и безударные окончания?

-Значит какой можете сделать вывод?

-Давайте проверим свои выводы, прочитав второй способ правописание окончаний существительных в учебнике на стр. 37

Поставить имя существительное в начальную форму, определить его склонение.

Подобрать слово – помощник такого же склонения, что и имя существительное с безударным окончанием.

VI . Закрепление изученного материала

— Ребята, на столах лежат разноцветные карточки с заданиями. У вас есть право выбора. (Обучающиеся самостоятельно выбирают уровень сложности задания.)

Желтый цвет 1 уровень – самый легкий, т.к. окончание имени существительного записано, нужно определить тип склонения и падеж, выделить окончание, сравнив с памяткой.

Две бабушки на лавочке

Сидели на пригорке.

— У нас одни пятерки!

На Арбате, в магазине,

За окном устроен сад.

Там летает голубь синий,

Снегири в саду свистят.

Зеленый цвет — 2 уровень – сложнее, т.к. необходимо самостоятельно вставить безударное падежное окончание.

Весна, весна на улиц.

Галдят грачи на дерев.

Во дворе и на бульвар.

В переулк.. и в саду,

И на каждом тротуар..

У прохожих на виду.

Красный цвет — 3 уровень – самый сложный (носит творческий характер), т.к. требуется самостоятельно подобрать существительное с безударным падежным окончанием, верно его вписать и доказать правописание.

Рассказ о __________________.

Сидит на __________________.

Сок из _____________________.

Гулял в ____________________.

Покажите, какую карточку вы выбрали. В карточках вы увидите отрывки стихотворений А.Л.Барто). Проверка задания.

2. Графический диктант.

Возьмите карточку №4. Я буду называть слова, а вы определять, какое окончание надо писать. В нужной ячейке ставьте кружок.

Правописание безударных окончаний имён существительных

Как правильно написать безударное окончание имени существительного

Безударные окончания имен существительных в разных падежах часто вызывают вопросы. Сложно понять, какую букву надо писать.

Запомни, что безударные окончания существительных одного и того же склонения пишутся также, как и ударные! Поэтому, чтобы правильно написать безударное окончание, нужно подобрать контрольное слово — это слово с ударным окончанием, стоящее в том же падеже, что и слово с безударным окончанием:

  • для первого склонения — страна, земля
  • для второго склонения — конь, окно
  • для третьего склонения — степь

Порядок действий:

3. Выбираем контрольное слово и ставим его в том же падеже.

4. Смотрим на окончание контрольного слова — и такое же ставим в слово с безударным окончанием.

Например: от речк[. ] шёл пар .

Определяем падеж — от (чего?) — от речк.. — Р. п. Определяем склонение — речка — 1-е скл. Подставляем контрольное слово для 1-го склонения в родительном падеже — от земл и шёл пар .

Вставляем окончание: от речк и шёл пар.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Окончания существительных. Таблица окончаний по падежам.

На этом уроке рассмотрим склонения имен существительных и разберемся, когда и какие окончания необходимо писать в зависимости от склонения.

Склонения существительных

Существительные могут относиться к женскому, мужскому и среднему роду и делятся на 3 типа склонения, то есть изменения по падежам: 1-ое, 2-ое, 3-е. Эти части речи встречаются в устной и письменной речи чаще всех остальных слов. Но это очень коварная часть речи. Они имеют свойство постоянно изменяться. Вероятность сделать ошибку в них очень высока, и особенно в окончаниях, которые зависят от падежа существительного и числа.

Таблица окончаний существительных 1, 2, 3-го склонения по падежам

Падежи

1-ое склонение2-ое склонение3-е склонениеИменительный: Кто? Что?весн а , басн ямир , окн остепьРодительный: Кого? Чего?весн ы , басн имир а , окн астеп иДательный: Кому? Чему?весн е , басн емир у , окн устеп иВинительный: Кого? Что?весн у , басн юмир , окн остепьТворительный: (с) Кем? (с) Чем?(с)весн ой , басн ей(с)мир ом , окн ом(с) степь юПредложный: (о) Ком? (о)Чем?(о) весн е , о басн е(о) мир е , окн е(о) степ и

Если на окончание падает ударение, гласная слышится отчетливо, и мы вряд ли ошибемся. Безударные окончания — самые коварные места. Кажется, что слышится, то и надо писать. Но к окончаниям нужно относиться внимательно. Одна ошибка в окончании меняет смысл целой фразы. Например, подарок подруг и (Р.п.) и подарок подруг е (Д.п.). Чтобы не попасть в неловкое положение, надо знать следующие правила.

Буква — Е употребляется в окончании существительных:

  • 1-го склонения в дательном и предложном падежах (кроме существительного на –ия);
  • 2-го склонения в предложном падеже (кроме существительных на –ий, -ие).

Поется в песн е (1-ое, П. п.), думать о мир е (2-ое, П.п.), мечтать о поездк е (1 скл., Пр.п.)

Буква — И (ы) ставится в окончаниях существительных:

  • 1-го склонения в родительном падеже;
  • 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах.

Половина площадки (1 скл., Р.п.), выступать по очереди (3 скл., Д.п.), мечтать об осени (3 скл., Пр.п.)

Алгоритм рассуждения:

Играя на улиц… На улиц.. – улица, 1 склонение, играя (где?) на улиц.. — существительное стоит в предложном падеже, поэтому пишем букву е: играя на улице.

Падежные окончания существительных на –ия, -ий, -ие.

Среди имен существительных есть особая группа слов на – ия, имеющих во всех падежах, кроме именительного и винительного, окончание –и.

Секция – нет секции, к секции, о секции.

Эти имена существительные нельзя путать с существительными на –ья, -ея. Последние проверяются словом земля.

Существительные мужского рода на –ий и среднего рода на – ие в предложном падеже оканчиваются на –ии.

Планетарий – в планетарии, растение – о растении;

Алгоритм рассуждения:

Написать в объявлени… Объявление – сущ. на –ие, стоит в предложном падеже, значит, пишем –и.

Существительных, оканчивающихся на – ий, в русском языке немного и пришли они к нам, в основном, из латинского языка, например: алюминий, планетарий, магний, калий. Существительных на –ия и –ие больше: обсерватория, кавалерия, артиллерия, молния, выделение, заявление, объявление. Все эти слова заимствованы из других языков.


источники:

http://budu5.com/manual/chapter/39

http://spadilo.ru/okonchaniya-sushhestvitelnyx/