Конспект по русскому языку на тему: Правописание парных согласных в корне слова».
Тема: Правописание парных согласных в корне слова
Цель: Формировать навыки проверки написания парных звонких и глухих согласных в корне слова
Задачи: 1. Дать понять учащимся, что парные согласные в конце слова произносятся одинаково глухо, и их написание нужно обязательно проверять либо изменением числа, либо подбором родственного слова, у которого после проверяемого согласного звука звучит гласный или звонкие согласные звуки [л], [м], [н], [р], [й’]
2. Способствовать развитию орфографической зоркости
3. Содействовать воспитанию культуры учебного труда, воспитанию личностных качеств учащихся: взаимовыручки, дружелюбия, толерантности.
Тип урока: урок формирования новых знаний
УУД: Предметные: знать понятия «звонкие» и «глухие» согласные; формировать навыки проверки написания парных звонких и глухих согласных в корне слова;
научиться алгоритму проверки написания парных согласных в корне слова.
Личностные: у меть проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные. Регулятивные : у меть определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё мнение.
К оммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Оборудование: презентация, словарные слова по периметру класса; фишки для самооценивания, таблички с видами деятельности, задания для групповой работы, индивидуальные карточки для разноуровневой самостоятельной работы, маркеры; демонстрационные листы для алгоритма
1. Организационный момент (Слайд 1)
Прозвенел уже звонок, начинается урок! Садитесь!
Создадим хорошее настроение. Исполним песенку «Улыбка» (1 куплет)
2. Проверка домашнего задания
– Какое задание выполняли?
– Прочитайте как получилось
– Работаем в тетрадях. Запишите сегодняшнее число. Классная работа
Минутка чистописания. Назовите буквы
з с г к д т в ф б п ж ш
– Какие звуки они обозначают? (Парные согласные)
– Напишем данные пары букв . (Показ учителем попарно)
– С какой целью выполняем словарную работу? (Запоминаем непроверяемые орфограммы)
– Найдите по периметру класса данные словарные слова на карточках, проверьте. Оцените работу фишкой нужного цвета
5. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Формулировка темы и целей урока
– Прослушав стихотворение, вы определите тему урока
В нашем русском языке
Ходят пары «налегке».
Часто «хитрые подружки»
Подменить хотят друг дружку.
Как узнать писать какую —
Эту букву иль другую.
Предстоит сегодня вам
Всё расставить по местам.
(Слайд 4) Правописание парных согласных в корне слова
Тему в алгоритм на доску
(Слайд 5) В алфавите пары есть
Их у нас всего лишь 6.
Верхний ряд всегда звенит.
Нижний — тихо говорит.
– На экологическом панно найдите буквы звонких согласных. Назовите.
– Какие они потеряли? (Глухие) Отыщем их пары (Подставим)
(Слайд 6) – Обратите внимание на словарные слова, какая проблема ещё возникает при их написании?
(На конце в парных согласных допустимы ошибки)
– Чтобы решить проблему, поставьте перед собой цели, продолжив фразы?
– Да, мы узнаем правила проверки парных согласных, научимся находить слова с парными согласными, сумеем их проверять и правильно писать
– Как вы хотите работать на уроке?
– Работать в парах
– Предлагаю коллективно поработать по учебнику
6. Включение в систему знаний. Работа по учебнику
– На какой странице тема урока? (с. 98)
Рубрика «Давай подумаем» (Ученик читает, дети коллективно отвечают)
– Прочитайте правило «Обрати внимание»
Сенсорный крест : – Читаем примеры, приведённые в таблице.
– Какое слово подбирают для проверки? ( Родственное )
– А после сомнительного согласного, какой окажется звук? ( Гласный )
Алгоритм (… родственное слово, чтобы после согласного оказался гласный)
(Слайд 8) Упражнение 2, стр. 100
– На доске и в тетрадях, устно называя проверочные слова
– Сформулируйте правило проверки
7. Физминутка на офтальмо тренажере
8. Работа в парах по учебнику
(Слайд 9) Стр. 99 упражнение 1. Разбор устно. Письменно в парах.
(Слайд 10) Проверка. Докажите, почему так написали… Самооценка.
9. Постановка проблемы, обсуждение и реализация проекта выхода из затруднения. Работа в группах
– Как ещё можно проверять сомнительные парные согласные, вы определите, поработав в группах
– На доску вывешиваем. Проверяем. Делаем вывод.
(В проверочном слове после сомнительного парного согласного может оказаться…)
– Прочтём правило «Подсказку» в учебнике (с. 99)
Алгоритм (… изменить слово, чтобы после согласного оказались согласные [л] [м] [н] [р] [й’])
– Разбор по составу первого и последнего прилагательного в тетради самостоятельно (1группа – хлебный, дождливый; 2 группа – холодный, трусливый). Два ученика у доски
– Проверьте с доски. Оцените
10. Разноуровневая самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (внутренняя речь)
(Слайд 11) – На индивидуальных карточках с двух сторон задания.
Выберите одно себе по силам и в карточке выполните.
1 вариант. Прочитай. Исправь ошибки.
Ночью был сильный морос. Выпал мягкий снек. Красиф зимний нарят.
2 вариант. Вставь пропущенные буквы.
Улетели птицы на ю.. . Ду.. скинул свой наря.. . Са.. осенью опустел.
(Слайд 12) Проверьте. Оцените.
– Какое правило применили?
11. Рефлексия учебной деятельности
(Слайд 13) – Какую тему изучали на уроке?
– Как проверить сомнительные парные согласные?
(Слайд 14) – Достигли мы целей урока? Продолжите фразы …
– Что для вас было трудным? А что интересным?
12. Задание на дом (Слайд 15)
Парные согласные в русском языке: примеры, таблица. Правописание парных согласных. Что такое парная согласная?
В начальных классах формируется основа орфографической грамотности человека.
Что такое парная согласная?
Все согласные состоят друг с другом в той или иной оппозиции по своим характерным признакам. Одна из них — противопоставление звуков по глухости-звонкости.
Некоторые согласные при совпадении всех иных особенностей, таких как место образования и способ произношения, различаются лишь участием голоса в процессе звучания. Они называются парными. Остальные согласные не имеют пары по глухости-звонкости: л, м, х, ц, ч, щ, й.
примеры слов с парными согласными
Звонкие (с участием голоса)
Глухие (без участия голоса)
Здесь даны парные согласные. Таблица содержит и примеры, которые иллюстрируют орфограмму «Проверяемые согласные в корне слова».
Правило правописания парных согласных
В процессе произношения парные звуки могут быть взаимозаменяемыми. Но на письме этот процесс не отражается. То есть буквы не изменяются, какие бы звуки на их месте нам ни слышались. Так в русском языке реализуется принцип единообразия морфем. Правописание парных согласных полностью подчиняется этому закону.
Правило может быть изложено в следующих пунктах:
- корень слова пишется всегда одинаково, так как от этого зависит семантика;
- правописание нужно проверить, подбирая однокоренные слова или изменяя словоформы;
- выбрать в качестве проверочного необходимо то, у которого после сомнительного согласного стоит или гласный звук, или сонорный (р,л,м,н,й).
Это можно увидеть на примерах из таблицы: орфограммы-согласные стоят или в конце слов, или перед другим парными звуками. В проверочных словах они находятся перед гласными или перед непарными по звонкости фонемами.
Применение правила
Правописание парных согласных необходимо отработать. Начинать нужно с формирования умения видеть изучаемую орфограмму. Это будет конец слова или стечение согласных, при котором звуки начинают влиять на звучание друг друга – последующий изменяет качество произношения предыдущего.
Орфограммы – парные согласные
в стечении согласных
- бо[п]
- бро[т]
- бро[ф’]
- гвоз[т’]
- огоро[т]
- дро[ш]
- поло[с]ка
- ко[з’]ба
- ре[з’]ба
- горо[д’]ба
- кро[в’]
- стра[ш]
Далее отрабатываем навык подбора проверочных слов.
Существительные и прилагательные изменяем по числам, падежам, глаголы по лицам и числам
Используем суффиксы, образуем иные части речи
- бо[п] — бобы
- бро[т] — брода
- бро[ф’] — брови
- гвоз[т’] — гвозди
- огоро[т] — огороды
- дро[ш] — дрожи
- поло[с]ка — полосонька
- ко[з’]ба — косить
- ре[з’]ба – резать
- горо[д’]ба – городить
- кро[в’] — кровный
- стра[ш] — стражник
Когда мы знаем, что такое парная согласная, не составит труда сделать вывод о том, какой вариант выбрать:
- бо[п] – бобы – боб;
- бро[т] – брода – брод;
- бро[ф’] – брови – бровь;
- гвоз[т’] – гвозди – гвоздь;
- огоро[т] – огороды – огород;
- дро[ш] – дрожи – дрожь;
- поло[с]ка – полосонька – полоска;
- ко[з’]ба – косить – косьба;
- ре[з’]ба – резать – резьба;
- горо[д’]ба – городить – городьба;
- кро[в’] – кровный – кровь;
- стра[ш] — стражник – страж.
Парные согласные. Примеры различения слов
Глухость и звонкость способны различать слова по смыслу. Например:
- (суп) густ – (над речкой) куст;
- (телеграфный) столб — (Александрийский) столп;
- кора (дуба) – (высокая) гора;
- (невыносимая) жара – (поверхность) шара;
- (букет) роз — (мальчик) рос;
- (новый) дом – (толстый) том.
В слабых позициях, на конце слов, например, как в примере «роз» и «рос», обязательно необходима проверка во избежание смысловой путаницы. Парные согласные в русском языке требуют внимательного к себе отношения.
Тест по изученной теме
1. Что такое парная согласная? _____________________________________________
2. Допишите предложение:
Чтобы проверить парные согласные, нужно _____________________________________
3. Выделите слова, нуждающиеся в проверке:
Погру..ка, подво..ный, гла..кий, наря..ный, лоша..ка, осторо..ный, гото..ить, ду..ки, дру..ный.
трав[..]ка, ры[..]ка, зу[..]ки, арбу[..], ло[..]ка, коро[..]ка, ко[..]ти.
5. Подчеркните проверочное слово:
Сказочный – сказка, голова – головка, пирожок – пирожки, канава – канавка, берёза – берёзка, глаза – глазки, полоса – полоски, тетрадный – тетрадка, колосок – колоски, прыжок – прыжки
Сапо…ки, доро…ки, бума…ки, кро…ки, ро…ки, поро..ки, бара…ки, ло…ки, игру…ки, ча…ки, лягу…ки.
7. Запишите проверочные слова и вставьте вместо точек буквы:
- гу…ки (__________);
- фла…ки (__________);
- гри… (__________);
- гла… (__________);
- пры…ки (____________);
- ло…ка (____________);
- лоша…ь (______________);
- зу.. (_______).
8. Выберите правильный вариант:
Ша(п/б)ка, прово(д/т), кру(г/к), повя(с/з)ка, мё(д/т), су(д/т), сла(д/т)кий, оши(б/п)ка, доба(в/ф)ка, ука(з/с)ка.
9. Вставьте буквы в тексте:
Лебе…ь — царь всех водоплавающих птиц. Он, как сне…, белый, грациозный, у него блестящие гла…ки, чёрные ла…ки и длинная ги…кая шея. Как красиво он плывёт по гла…кой воде пруда!
10. Исправьте ошибки:
- Я люблю читать скаски.
- Как душисты яготки земляники!
- На грятках посеяна моркофка.
- Гипкая береска трепещет лепестками на ветру.
- Лотка плыла по озеру.
- Берек постепенно приближается.
- Сторош не спит.
- Громко тяфкает во дворе дворняшка.
- Ёш шуршит в кустах.
Ответы
1. Что такое парная согласная? Согласная, имеющая пару по глухости или звонкости.
2. Допишите предложение:
Чтобы проверить парные согласные, нужно подобрать проверочное слово.
3. Выдели слова, нуждающиеся в проверке:
погру..ка, подво..ный, гла..кий, наря..ный, лоша..ка, осторо..ный, гото..ить, ду..ки, ло…ки, дру..ный.
4. Напишите звуки в квадратных скобках:
трав[В]ка, ло[Д]ка, зу[Б]ки, арбу[З], ло[Д]ка, коро[Б]ка, ко[Г]ти.
5. Подчеркните проверочное слово:
Сказочный – сказка, голова – головка, пирожок – пирожки, канава – канавка, берёза – берёзка, глаза – глазки, полоса – полоски, тетрадный – тетрадка, колосок – колоски, прыжок – прыжки
Сапожки, дорожки, бумажки, крошки, рожки, порошки, барашки, ложки, игрушки, чашки, лягушки.
7. Запишите проверочные слова и вставьте вместо точек буквы:
- гуДки (гудок);
- флаЖки (флажок);
- гриБ (грибы);
- глаЗ (глаза);
- прыЖки (прыжок);
- лоДка (лодочка);
- лошаДь (лошади);
- зуБ (зубы).
8. Выберите правильный вариант:
ШаПка, провоД, круГ, повяЗка, мёД, суД, слаДкий, ошиБка, добаВка, укаЗка.
9. Вставьте буквы в тексте:
ЛебеДь — царь всех водоплавающих птиц. Он, как снеГ, белый, грациозный, у него блестящие глаЗки, чёрные лаПки и длинная гиБкая шея. Как красиво он плывёт по глаДкой воде пруда!
10. Исправьте ошибки:
- Я люблю читать скаЗки.
- Как душисты ягоДки земляники!
- На гряДках посеяна моркоВка.
- ГиБкая береЗка трепещет лепестками на ветру.
- ЛоДка плыла по озеру.
- БереГ постепенно приближается.
- СтороЖ не спит.
- Громко тяВкает во дворе дворняЖка.
- ЁЖ шуршит в кустах.
Правописание парных согласных в корне слова
Как известно, многие согласные звуки образуют пары по звонкости–глухости: [б]—[п], [в]—[ф], [г]—[к], [д]—[т], [з]—[с], [ж]—[ш].
При написании слов с парными согласными достаточно легко сделать ошибку, если произношение согласного не совпадает с его обозначением на письме. Например, в речи звонкие согласные оглушаются в конце слова и перед глухими согласными: дуб [дуп], сказка [скаска]. Поэтому при написании слова спорные согласные нужно проверять.
Правило
Чтобы правильно обозначить буквой парный по звонкости–глухости согласный на конце слова или перед согласным в корне, надо изменить слово или подобрать родственное слово так, чтобы парный согласный звук оказался перед гласным звуком или звонким согласным звуком [л], [м], [н], [р], [в].
Например: моро з — моро з ы, улы б ка — улы б аться, ду б — ду б рава.
Как проверить парные согласные в корне? При подборе проверочных слов можно использовать разные способы.
Изменить форму слова:
- изменить число существительного: зу б (ед. ч.) — зу б ы (мн. ч.), утю г (ед. ч.) — утю г и (мн. ч.)
- изменить падеж существительного: вра г (И. п.) — (нет) вра г а (Р. п.), кни ж ки (И. п.) — (нет) кни ж ек (Р. п.)
- заменить полную форму прилагательного на краткую, а краткую — на полную: ни з кий (какой?) — ни з ок (каков?), све ж (каков?) — све ж ий (какой?)
Подобрать родственное слово:
- назвать ласково: коро б ка — коро б очка, кру ж ка — кру ж ечка
- взять слово другой части речи: морко в ь (сущ.) — морко в ный (прил.), хо д ьба (сущ.) — хо д ит (гл.), пе с чаный (прил.) — пе с ок(сущ.)
Правописание слов с сомнительной согласной Ж можно проверять обычным способом (бедня ж ка — бедня ж ечка) или чередованием Ж-Г (бедня ж ка — бедня г а).
Помните: Ж чередуется с Г и Д , а Ш — с Х : стри ж ка — стри г у, сле ж ка — сле д ы, поду ш ка — у х о.
Если проверочное слово подобрать невозможно, то написание согласного надо посмотреть в словаре или запомнить.
Например: а в тобус, во к зал, за в тра.
Согласные в корнях слов, правописание которых нельзя проверить, называются непроверяемыми.
Читайте также темы:
Для отработки навыка подбора проверочных слов и правильного написания парных согласных в корне слова можно использовать практикум для учащихся начальной школы:
http://fb.ru/article/265771/parnyie-soglasnyie-v-russkom-yazyike-primeryi-tablitsa-pravopisanie-parnyih-soglasnyih-chto-takoe-parnaya-soglasnaya
http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/75-russkii_yazyk_v_nachalnoi_shkole/stages/4485-pravopisanie_parnyh_soglasnyh_v_korne_slova.html