Алгоритм правописания безударных гласных в корне слова

Безударные гласные в корне слова

О чем эта статья:

Понятие безударных гласных

Безударные гласные — это буквы, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не падает ударение. Такие гласные делятся на два типа:

А еще есть безударные гласные в корнях с чередованием.

Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона и длинное звучание. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в разных частях слова:

Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.

Проверяемые безударные гласные

В русском языке мы проверяем написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.

Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые можно проверить ударением с помощью подбора родственных слов или изменением грамматической формы слова.

Чтобы избежать ошибок и правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными, нужно запомнить правило.

Правило для проверяемых безударных гласных в корне слова

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.

Если гласная под ударением, значит ее хорошо слышно и очевидно, какую букву нужно написать. Если без ударения — применяем специальные правила.

В качестве проверочного слова может выступать:

Однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи).

дождливый — дождь, лесной — лес.

Измененная форма этого же слова.

грибы — гриб, зима — зимы.

Если в корне несколько безударных гласных, нужно подобрать слова для проверки каждой:

молодой — молод, молоденький.

Давайте узнаем, в корне каких слов есть проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются без ударения:

В русском языке ударение в словах может падать на гласную любой морфемы:

Правила написания безударных гласных в корне слова

Написание гласных, на которые не падает ударение, нередко вызывает затруднение. Не все из них можно легко проверить, подобрав однокоренное слово. Легко запутаться и с чередующимися гласными. Меняется написание, если безударные гласные расположены после определенных согласных. Нельзя забывать и о словах-исключениях.

Проверяемые безударные гласные — это гласные, которые проверяются ударением с помощью подбора родственных слов или изменением грамматической формы слова. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются в слабой фонетической позиции — без ударения. Разберемся, что такое проверяемые безударные гласные.

Что такое безударные гласные

Начнем с определения. Безударными гласными в корне слов называется те гласные, на которые не падает ударение. ее можно проверить подбором имеющих тот же корень слов, сменой грамматических форм. Или же с помощью правил русского языка.

Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов повышением тона и долготой звучания. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в различных частях слова:

При выделении голосом гласного звука любой другой морфемы, гласный корня оказывается в слабой фонетической позиции. Он будет безударным, так как “остается без внимания”. Слышится не так четко, как ударный.

Из-за этой нечеткости требуется проверка для правильного написания. Принцип русской орфографии — морфологический. То есть, вне зависимости от звучания, гласные в корнях родственных слов пишутся одинаково (исключение — чередующиеся). Если нам слышится “зиленый”, мы пишем “зеленый”, “зелень”.

Способы проверки безударных гласных в корне

Чтобы не ошибиться с написанием гласной, нужно найти однокоренное слово, где сомнительный звук окажется в сильной фонетической позиции. Проще говоря, будет под ударением.

Методов проверки таких гласных несколько:

  • Подобрать другое число. Вместо единственного – обратное, множественное (и в другую сторону). “Волна” — “волны”.
  • Найти родственное слово по принципу “большой-маленький”. “Ковер”-”коврик”.
  • Подобрать родственное ласкательное слово. “Трава”-”травушка”.
  • Подыскать другую часть речи с таким же корнем: к существительному — прилагательное, к глаголу — причастие. “Желтизна”-”желтый”.

    Главных способа проверки безударных гласных два:

    • Найти однокоренное слово (в том числе, и других частей речи). “Пешком”-”пеший”, “проглотить”-”глотка”, “раздарить”-”подарок”.
    • Поменять грамматическую форму. “Написать”-”напишет”, “большой”-”больший”.

    Эти правила не одинаково применимы. В каких-то случаях они не действуют: необходимо пользоваться орфографическим словарем или держать в голове правила написания чередующихся гласных.

    Проверяемые безударные гласные

    Главное правило: без ударения в корнях слов прописываются те же гласные буквы, что и под ударением (в случае изменения грамматической формы этого слова). Проверяемые безударные гласные подчиняются этому правилу. Чтобы узнать, какую букву писать на месте не выделяемого ударением звука, достаточно воспользоваться способами, указанными выше.

    Тут важно не ошибиться, когда встречается безударная проверяемая гласная:

    “Залезать” (на дерево) и “зализать” (ранку) — одинаковые по звучанию, но разные по смысловому значению слова. Поэтому проверочное слово должно быть близким по смыслу проверяемому. “Холодильник”-”холод”. “Примерять”- “мерка”, а не “мир”.

    Гласные в корнях глаголов определяемого совершенного вида не получится проверить с помощью однокоренных глаголов несовершенного вида. “Опоздать” и “опаздывать”. А верный вариант проверки — “поздний”.

    В некоторых случаях однокоренные слова исторически относятся к различным языкам, поэтому вариант для проверки нередко подбирают ошибочный. “Ворота” и “врата”, “голова” и “главы”. Чтобы не ошибиться, нужно запомнить правило-исключение на случай, когда встретится проверяемая безударная гласная: неполногласные “ра”, “ла” в корнях слов всегда будут писаться с гласной “а”. Но полногласные “оро” и “оло” в корне всегда имеют в себе две “о”.

    Безударные проверяемые гласные — это только один из вариантов, в отношении которого можно применить правила. Но есть и слова, которые нужно только запоминать.

    Непроверяемые безударные гласные

    В нашем языке нередки слова с гласными в корне, которые объективно нельзя проверить уже знакомыми нам способами. Они в этом случае проходят проверку по словарю. Большая их доля — заимствованные.

    Поэтому слова, имеющие в корне гласные, которые не получается проверить при помощи ударения, называются словарными. Лучший способ всегда знать их правильное написание — постараться запомнить его. Диктант на безударные гласные (4 класс), решение тестовых заданий помогают лучше справиться с такой задачей.

    Примеры словарных слов по данной теме:

    • фонтан;
    • матрос;
    • ладонь;
    • ватрушка;
    • горизонт;
    • багровый;
    • коварный;
    • стакан;
    • обаяние:
    • палисадник:
    • инициалы;
    • поликлиника:
    • диапазон.

    Чередующиеся гласные

    Третий вариант — это чередующиеся в корне гласные. Проверять их ударением неправильно: “растет”, но “подрос ”. В орфографическом словаре они не указаны. Вставить безударные гласные верно, если они чередующиеся, возможно, запомнив ряд правил для каждого такого “исключительного” корня.

    Они разделяются по буквам, которые будут заменяться в зависимости от условий.

    Чередование “а” и “о”

    Чтобы запомнить эти правила школьнику, лучше использовать специальные безударные гласные картинки. Следует также изучать каждый из корней слова отдельно. Приступать к новой теме, когда предыдущая полностью понятна, иначе не избежать “каши в голове”.

    Корни “гар” и “гор”. Под ударением надо писать “а”. Без ударения — “о”. “Пригорел”, “нагар”. Однако будут и исключения:

    Это специфические варианты ряда русских диалектов, которые нужно запомнить.

    Корни “зор” и “зар”.

    Правило другое: под ударением нужно писать именно ту букву, что слышится при произношении слова. Без ударения — “а”, без исключений. “Зори”, “озарение”, “дозор”, “зорька”.

    Корни “клон” и “клан”.

    Если на корень падает ударение, то пишется та буква, что слышна при произношении. Если ударение не падает — только “о”. “Поклон”, “преклониться”, “кланяется”.

    Корни “кас” и кос”.

    Буква “о” пишется лишь в том случае, если после данного корня идет “н”. При других вариантов без исключений нужна “а”. “Прикоснуться”, “касательной”.

    Корни “скоч” и “скак”.

    Буква “а” нужна перед “к”. Соответственно, “о” — перед “ч”. ”Скакать”, но “наскочить”. Есть два слова, не подходящих под правило: “скачу” и “скачок”.

    Корни “лож” и “лаг”.

    Задания на безударные гласные нередко вызывают затруднение, если встречаются эти корни. правило тут простое. Если в корне “ж”, то перед ней пишут “о”. Если “г”, то “а”. Сравнение: “положил”, но “прилагать”. Исключение только одно — “полог”. Это слово семантически не связано с корнями “лаг” и “лож”.

    Корни “ровн” и “равн”.

    Чередующиеся безударные гласные (5 класс) тут проставляются по смыслу слова. Если это значение, схожее с “одинаковый, равный, на одном уровне”, употребляется “а”.

    Примеры: “равенство”, “уравнивать”. А букву “о” следует употреблять в словах со значением “гладкий”, прямой, ровный”. То есть, “уровень”, “ровесник”.

    Корни “твор” и “твар”.

    Под ударением будет писаться “а”, без ударения — “о”. “Тварь” и “творец”. Следует отличать от слова “утварь”, которое уже семантически не связано с данными корнями.

    Корни “мок” и “мак”.

    Безударные гласные, которые нужно проверять по смыслу слова. “А” должно быть в глаголах, употребляемых в значении “помещать что-либо в жидкость”.

    Например, “макать”, “обмакнуть”. А вот буква “о” в словах, по смыслу схожих с “пропускать через себя жидкость». Примеры: “промокашка”, “вымокший”. Внимание нужно обратить и на производные от данных слов: “макание”, “непромокаемый”, “промокательная”.

    Корни “плов”, “плав”, “плыв”.

    Буква “а” тут пишется и под ударением, и без него, а буква “о” — только в словах-исключениях: “пловец” и “пловчиха”. Буква “ы” — “плывун”.

    Если нужно вставить безударные гласные (3 класс) на место пропусков в корнях глаголов, то важно помнить, что где-то под ударением будет писаться “о”, а где-то — “а”. К примеру “затронуть” и затрагивать”. Поэтому не стоит использовать глаголы, если вы сомневаетесь в написании слова.

    Чередование “е” и “и”

    Задание: «выбери безударные гласные “е” или “и”». Чтобы с ним успешно справиться, нужно запомнить следующие корни:

    Для них действует единое правило: если после данных корней идет суффикс “а”, то следует писать “и”. В других примерах нужна “е”. “Прибираться”- “уберет”, “блестящий”-”блистательный”, “протирать”-”утер”.

    Чередование “а” (“я”) и “им”, “а”, “я” и “ин”

    Если после корня употребляется суффикс “а”, то, согласно звучанию, нужно использовать или “им”, или “ин” при чередовании гласных. “Понять” -”понимать”, “начать”-”начинать”.
    Что касается производных форм, то продолжит сохраняться “им” даже в отсутствии суффикса “а”. “Подними”, “сниму”.

    Гласные после шипящих

    После шипящих (к ним относятся “ч”, “щ”, “ж”, “ш”) пишутся только “а”, “о”, “у”. Неправильным будет употреблять “ы”, “ю” или “я”. Примеры: “чушь”, “жара”, “шутка”.

    Выделяется несколько исключений:

    • Иноязычные слова. “Жюри”, “парашют”, “брошюрка”.
    • Собственные иноязычные имена, названия. “Жюли”.

    Что касается буквы “ё”, то она будет писаться после шипящих под ударением, если в безударной позиции на ее месте находится буква “е”. “Чёрный” — “чернота”, “пшёнка” — “пшено”.

    Если же в безударной позиции “е” не присутствует. Правильным будет писать в корне слова за шипящей “о”. “Жор”, “шов”, “чокаться”.

    Гласные после “ц”

    Задание “выбери безударные гласные после “ц”” тоже нередко вызывает трудности. Тут действуют такие правила:

    “Я” и “ю” после этой буквы допустимо писать только в заимствованных словах.

    “Ы” после “ц” не употребляется. Только буква “и”: “циклон”, “цивилизация”. Исключениями будут “цыц”, “цыпленок”, “цыпочки”, “цыган” и слова, которые с ними будут однокоренными.

    Буквы “э”, “е”

    Правила русского языка здесь следующие:

    • С буквы “э” начинается корень слова, если последняя буква приставки — согласная (“сэкономить”).
    • Если слово заимствованное, то в его корне без ударения после твердой согласной будет стоять “е”. “Рейтинг”, “компьютерный”, “адекватно”. Есть исключения: “мэр”, “дзэн”, “пленэр”.
    • С буквы “э” начинается второй корень в сложном слове, если первый оканчивался на согласную (“двухэтажный”).
    • Также нужно обратить внимания на иностранные собственные имена (“Бэкон”).

    После “и” в корне слова практически всегда будет стоять “е” (“реквием”).

    Исключение: заимствованные слова с приставками (или первыми частями слова), оканчивающиеся на “и”.

    Буква “й”

    Если в заимствованном слове при произношении первой гласной выступает “ё”, то пишется это как “йо”. Примеры: “йота”, “йог”, “йогурты”.

    В отношении исконно русских слов это правило не действует: “ёлка”, “ёж”.

    Правописание безударных гласных

    Чтобы не встречаться с трудностями при написании безударной гласной в корне, нужно воспользоваться таким алгоритмом правил:

    • Можно ли проверить букву с помощью ударения, подобрав однокоренное слово?
    • Является ли оно словарным?
    • Не относится ли корень слова к чередующимся? Не будет ли слово исключением из правил для таких корней?
    • После какой буквы стоит безударная гласная? Шипящая, “ц”, твердая согласная?
    • Если это первая буква в корне, на что заканчивается приставка или первый корень сложного слова?
    • Не является ли слово заимствованным?

    Для того чтобы ответить на эти вопросы и правильно написать безударную гласную, необходимо помнить, периодически повторять все правила из статьи.

    Примеры

    В заключение несколько примеров на пройденные правила:

  • “К..ртофель”. Это словарное слово с непроверяемой гласной в корне. Его написание нужно запомнить: “картофель”.
  • “Прил..скать”. Гласную можно проверить, подобрав однокоренное слово — “ласка” (но не “полоскать”). Соответственно, “приласкать”.
  • “Заб..рает”. Это слово с чередующейся гласной. Стоит суффикс “а”. Правильно — “забирает”.
  • “Соск..чил”. Снова слово с чередующейся гласной.
  • Так как он заканчивается на “ч”, будет “соскочил”.
  • “Ц..када”. Слово не является исключением. Значит в его корне нужна “и” — “цикада”.

    Для правильно написания безударных гласных в корне слова недостаточно уметь их проверять подбором однокоренных слов. Нужно помнить словарные слова, правила для чередующихся корней, исключения из них, правила употребления гласных после конкретных слов.

    Алгоритм проверки безударных гласных в слове

    Цели:

    • формировать умение находить в словах буквы безударных звуков;
    • развивать умение находить проверочные слова путём изменения формы слова;
    • создать представление о единообразном написании слова.

    Планируемые результаты:

    Предметные – повторить понятия «ударные» и «безударные» гласные; различать понятия «проверяемая» и «непроверяемая» гласная; совершенствовать навыки написания и проверки написания безударных гласных в корне слова.

    Личностные – уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

    • Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
    • Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им (Коммуникативные УУД).
    • Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

    Основной метод, используемый на уроке – проблемный.

    Проблема, решаемая на уроке – «Алгоритм проверки безударной гласной в слове».

    Оборудование: ПК, экран, учебная презентация, учебник, рабочая тетрадь.

    Содержание урока

    1. Организационный момент.

    — Запись числа и классной работы.

    — Нацеливание на урок.

    Ребята, я надеюсь, что сегодняшний урок будет очень интересен вам. Урок даст вам не только новые знания, но и возможность проявить себя, показать свои знания, пообщаться со своими одноклассниками, помочь им в овладении знаниями.

    А сейчас — загадка.

    Тёмной ночью вылетает
    На охоту и хватает
    И лягушек и мышей.
    Лучше не встречаться с ней.
    Да, большая голова.
    Угадали кто? — . (Сова)

    А как правильно написать слово — сова? В нём есть безударная гласная, проверим: — совы.

    А вы знаете, что сова является символом мудрости? А знаете, почему? (Сова занимает первое место среди птиц по соотношению массы мозга к массе тела). Сегодня мудрая сова поможет и нам стать мудрыми.

    2. Минутка чистописания

    На слайде слово — МУДРОСТЬ.

    3. Словарно-орфографическая работа. Один ученик пишет у доски, другие в тетради.

    Называем словарное слово на каждую букву слова мудрость.

    МАГАЗИН, УРОЖАЙ, ДЕЖУРНЫЙ, РАБОТА, ОГОРОД, ОВОЩИ, СОРОКА, ТЕТРАДЬ, МЕДВЕДЬ.

    Проверяем слова из словарика.

    4. Постановка учебной задачи (проблемы) На слайде.

    Учитель рассказывает историю.

    Серёжа прислал своему другу Саше СМС: «Выходи во двор с мичом». Саша взял большой деревянный меч и вышел во двор. Серёжа был удивлён, он хотел играть и футбол и просил вынести мяч.

    Почему Саша не понял Серёжу?

    — Почему Серёжа написал с ошибками?

    — Какое правило он не знал?

    — Поможем ему исправить ошибки?

    Исходя из его ошибок составим алгоритм правописания безударной гласной.

    ПОВТОРЯЕМ ЧТО ТАКОЕ АЛГОРИТМ.

    Буквы а, о, е, и, я в безударных слогах нужно проверять.

    Безударный слог нужно сделать ударным!

    5. Работа в группах.

    Какое правило проверки безударной гласной в слове вы знаете?

    Исходя из этого правила, давайте составим все шаги, которые помогут нам написать слово с безударной гласной правильно.

    Работать вы будете в группах. Каждая группа должна составить план, в котором вы поэтапно распишите все действия по проверке безударного гласного, а затем мы вывесим план проверки безударной гласной на доске.

    1. Поставь в слове ударение

    2.Найди букву безударного гласного звука.

    3. Подобрать проверочное слово, в котором гласный будет ударным.

    4. Написать слово правильно.

    5. Подчеркнуть гласную букву, которую проверяли.

    Проверка: представитель одной из групп выходит и представляет свой план. Каждый объясняет свой выбор.

    6. Физминутка

    Пора немного отдохнуть.

    Я буду называть слово, а вы определять, какой слог ударный. Если первый слог ударный, то встает весь первый ряд, если второй – встает второй ряд, если третий – третий ряд.

    Сова — 2, филин — 1, воробей — 3, цапля — 1, соловей — 3, синица — 2, голубь — 1, сорока — 2, куропатка — 3.

    Ф.И. _________________________________
    Проверь безударную гласную в слове, подбери проверочное слово и запиши его рядом, вставь пропущенную букву.
    М_ря — ____________________
    Гр_за — ____________________
    Д_жди — _____________________
    Сн_га — _____________________

    Ф.И. _________________________________
    Проверь безударную гласную в слове, подбери проверочное слово и запиши его рядом, вставь пропущенную букву.
    Хв_сты — ____________________
    С_сна — _____________________
    Сл_ды — _____________________
    В_да — _____________________

    7. Закрепление умения работать с алгоритмом. Работа в парах.

    Взаимопроверка. (Поменяться тетрадями).

    8. Дополнительное задание.*****

    Спишите. Подчеркните слова с безударной согласной, проверяемой ударением.

    Хорошо летом в лесу! Мы идём по густой сочной траве. Кругом цветы. Гудят шмели. На цветок села пчела. У тропы кучка рыхлой земли. Это нора крота.

    9. Рефлексия.

    1. Все ли задачи, поставленные на уроке, вы выполнили?

    2. Что нового для себя вы унесете с урока?

    3. Что вызвало затруднение на уроке?

    4. Кто из одноклассников вам сегодня на уроке помог?

    10. Д/з. Карточка

    Выберите (подчеркните) нужное проверочное слово, вставьте пропущенные буквы.
    Докажите, почему:


    источники:

    http://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/kak-pravilno-pishetsja/265843-pravila-napisaniya-bezudarnyh-glasnyh-v-korne-slova.html

    http://urok.1sept.ru/articles/670340