Алгоритм правописания окончаний глаголов

Личные окончания глаголов

О чем эта статья:

Лицо и окончания глаголов

Для начала вспомним определение глагола.

Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и выражает это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.

Глаголы отвечают на вопросы: «что делать?», «что сделать?», «что делал?», «что сделал?», «что делает?», «что будет делать?».

Каждый глагол в форме настоящего или будущего времени можно соотнести с определенным лицом или с участником речи:

Личная форма глагола — это такая форма, в которой глагол изменяется по лицам.

С точки зрения грамматики лицо глагола выражается с помощью окончания, которое называется личным. Личные окончания глаголов сопряжены с местоимениями, с помощью которых можно обозначить лицо, которое выполняет действие или участвует в нем.

В русском языке есть три формы лица глагола в единственном и множественном числе:

1. Первое лицо показывает, что субъект действия — говорящий:

  • я плаваю — мы плаваем;
  • я смеюсь — мы смеемся.

2. Второе лицо отражает действие собеседника:

  • ты плаваешь — вы плаваете;
  • ты смеешься — вы смеетесь.

3. Третье лицо указывает на то, что субъект действия не является ни говорящим, ни собеседником:

  • он, она, оно плавает — они плавают;
  • он, она, оно смеется — они смеются.

Правописание личных окончаний глаголов

Личные окончания глаголов — это система окончаний спрягаемых форм глаголов, которые отражают лицо и число глагола. Правописание личных окончаний глаголов зависит от их спряжения.

Спряжение глаголов — это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Глаголы не спрягаются в прошедшем времени, а также в сослагательном и повелительном наклонениях.

В русском языке у глаголов два типа спряжения — первое и второе. Так выглядит парадигма личных окончаний глаголов:

  • I спряжение: -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют);
  • II спряжение: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -aт (-ят).

Приведем примеры личных окончаний глаголов в таблице:

Управляю

Выберу

Управляем

Выберем

Спорю

Понравлюсь

Спорим

Понравимся

Управляешь

Выберешь

Управляете

Выберете

Споришь

Понравишься

Спорите

Понравитесь

Управляет

Выберет

Управляют

Выберут

Спорит

Понравится

Спорят

Понравятся

Алгоритм написания личных окончаний глаголов:

  1. Убедиться, что глагол употреблен не в форме повелительного наклонения или прошедшего времени — для них действуют другие правила. Личные окончания есть только у глаголов в форме настоящего или будущего времени.
  2. Если в слове есть приставка вы-, нужно ее убрать, проверить ударное окончание и написать ту букву, которую мы слышим под ударением. Например, если убрать приставку у глагола выбер_шь, получится берешь. Под ударением в окончании буква е, значит, ее мы и пишем: выберешь.
  3. Если приставки вы- нет, нужно поставить глагол в неопределенную форму (что делать? что сделать?) и определить спряжение. Дальше остается выбрать из соответствующего столбика нужное окончание.

Чтобы писать личные окончания глаголов правильно, нужно:

  • отличать личные формы глагола от других;
  • уметь ставить глагол в неопределенную форму;
  • знать глаголы-исключения;
  • уметь определять тип спряжения;
  • помнить, что в I спряжении в личных окончаниях стоят буквы е, ю, у, а во II спряжении — и, а, я.

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Личные окончания глаголов могут быть ударными и безударными.

Глаголы с ударными личными окончаниями не требуют дополнительной проверки, их спряжение определяется сразу. Безударные личные окончания мы проверяем инфинитивом глагола.

По правилу безударных личных окончаний глаголов ко II спряжению относятся:

  • Глаголы с инфинитивом на -ить (исключения: брить, зиждиться, стелить);
  • Семь глаголов с инфинитивом на -еть: вертеть, терпеть, обидеть, смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть;
  • Четыре глагола с инфинитивом на -ать: слышать, гнать, держать, дышать.

Все остальные глаголы относятся к I спряжению.

Алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов:

  1. Ставим глагол в неопределенную форму («что делать?», «что сделать?»).
  2. Выясним, какая гласная буква стоит перед окончанием -ть (ать, оть, уть, ить).
  3. По этой гласной букве определяем I или II спряжение (учитываем глаголы-исключения).
  4. Выбираем гласную букву е/и, а/я или у/ю в безударном окончании.

Безударные личные окончания глаголов школьники проходят в 4 классе. Если вы только начали изучать эту тему и хотите запомнить, как определить безударное личное окончание глагола — чаще обращайтесь к правилам и словарю.

Правописание разноспрягаемых глаголов

Разноспрягаемые глаголы — особый вид глаголов, которые при изменении по лицам и числам имеют окончания то I, то II спряжения. К ним относятся глаголы бежать, хотеть, чтить.

Хочу

Бегу

Чту

Хотим

Бежим

Чтим

Хочешь

Бежишь

Чтишь

Хотите

Бежите

Чтите

Хочет

Бежит

Чтит

Хотят

Бегут

Чтут (чтят)

Также есть два глагола, которые спрягаются по архаическому типу: есть, дать. Посмотрите на парадигму их спряжения в таблице:

Дам

Ем

Дадим

Едим

Дашь

Ешь

Дадите

Едите

Даст

Ест

Дадут

Едят

Некоторые глаголы невозможно употребить в форме 1-го лица единственного числа, например: победить, гудеть.

Правописание неопределенной формы глагола

Напомним: чтобы определить, к какому спряжению относится глагол, нужно поставить его в начальную форму («что делать?», «что сделать?») и посмотреть, на что этот глагол заканчивается.

Правописание личных окончаний глагола. Спряжение глагола

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

На этом уроке вы научитесь правильно определять личные окончания глаголов, узнаете типы спряжения глаголов, научитесь определять спряжение по личной форме глагола, выучите глаголы-исключения, выполните интересные задания на закрепление знаний.

Алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов. 4-й класс

Класс: 4

  • познакомить учащихся с алгоритмом написания безударных личных окончаний глаголов
  • развивать умение обосновывать правильное написание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени
  • воспитывать любовь к родному языку
  • воспитывать культуру общения, умение слушать друг друга, воспитывать внимательное отношение друг к другу при работе на уроке

1. Организационный момент

Прозвенел для вас звонок,
Начинается урок.

– Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на работу. Сегодня мы приоткроем еще одну тайну родного языка.

2. Актуализация знаний

– Какую часть речи изучаем?

– Дайте определение по плану: отвечает на вопросы…

– Что еще мы узнали о глаголе на последнем уроке?

Глаголы бывают I и II спряжения

Какие глаголы относятся к I спряжению?

С окончаниями — ем, — ешь, — ете…

– Какие глаголы относятся ко II спряжению?

С окончаниями — им, — ишь, — ите…

– Мы умеем определять безударные окончания у существительных и прилагательных, а сегодня будем учиться писать окончания глаголов.

– Давайте выполним следующее задание, применив свои знания. Откройте тетрадь-задачник на стр.31 упр.404. Это загадка. Прочитайте.

Бел____ пчёл из син___ туч___
Вылета___ рой летуч____ .
Не гуд___ и не куса___ ,
На ладошк___ тёпл___ та____

Как загадку сделать ясной?

1. Над каждым словом, где пропущено окончание, укажите часть речи.
2. Объясните и впишите окончания у существительных.
3. Объясните и впишите окончания у прилагательных.
4. А теперь вставляем окончания у глаголов. В каком случае мы можем написать окончания?

Если окончание ударное.

– Найдите такие глаголы и впишите окончания.

– А можем ли мы сказать, каким будет безударное окончание?

Нет, не понятно, какую букву писать.

– Оставляем окошечки. Это орфографическая задача. И сегодня мы эту задачу должны решить.

Итак, у существительных и прилагательных мы написали безударные окончания, действуя по определенному алгоритму. Как вы думаете, можем ли мы применить эти же алгоритмы, определяя личные окончания глагола?

Это разные части речи.

– Да, для каждой части речи существует свой алгоритм. А как вы считаете, что надо знать о глаголе, чтобы написать его окончание?

– Как вчера на уроке мы определяли спряжение?

– Давайте, пользуясь этим способом, определим спряжение глаголов в ваших карточках

3. Открытие нового знания

светит –
владеет –
летаете –
влияет –
колете –
спорят –

— Прочитайте глаголы. Можем указать их спряжение?

Да, так как окончания написаны

– Выделите окончания и поставьте ударение. Чем похожи эти глаголы?

– Поставьте глаголы в неопределенную форму (коллективная работа)

– Найдите глаголы II спряжения, посмотрите на их неопределенную форму, что заметили?

Их неопределенная форма заканчивается на – ить

– Найдите глаголы I спряжения, что можете сказать об их неопределенной форме?

Оканчиваются не на – ить

– Итак, какие же глаголы относятся ко II спряжению?

Сравним ваш вывод с правилом из учебника с.33

– А теперь назовите мне два способа определения спряжения у глаголов?

1) по личному окончанию

2) по неопределенной форме

– А для чего нужно уметь определять спряжение у глаголов?

Чтобы правильно писать личные окончания

4. Создание алгоритма

– Мы выяснили, чтобы написать безударное личное окончание глагола надо знать его спряжение, а спряжение можно определить по неопределенной форме. Давайте вернемся к упражнению в тетради. Сможем ли мы теперь написать окончания у глаголов?

– Что для этого нужно сделать? Перечислите те действия, которые вам необходимо выполнить.

1. Поставь ударение
2. Если окончание ударное, пиши как слышишь.
3. Если окончание безударное, поставь глагол в неопределенную форму.
4. Посмотри, глагол оканчивается на – ить или не на – ить.
5. Определи спряжение.
6. Вспомни нужную букву и напиши окончание.

– Что у нас получилось?

– Проверим, как работает наш алгоритм.

Выполним упр.407 в тетради-задачнике

– Найдите среди слов такие, в которых можно сразу написать окончания. Впиши их, выдели и поставь ударение.

Клад__м, (ты) свар___, теч__т, (он) съед__т, (вы) готов__т__, (она) ла__т, (он) вспомн__т, (ты) спеш___, (ты) скуча___, (он) стро___ .

– Действуя по алгоритму, определи окончания у оставшихся глаголов.

Итак, какую орфографическую задачу помог решить наш алгоритм?

Молодцы! Какую же тайну родного языка вы открыли сегодня на уроке?

Познакомились с алгоритмом написания безударных личных окончаний глаголов


источники:

http://interneturok.ru/lesson/russian/7-klass/glagol/pravopisanie-lichnyh-okonchaniy-glagola-spryazhenie-glagola

http://urok.1sept.ru/articles/639201