Правописание гласных в суффиксах глаголов -ыва-, -ива-,-ова-,-ева-
Чтобы не ошибиться в выборе гласной в суффиксе глаголов -ыва-,-ива-, -ова-,-ева-, необходимо следовать алгоритму:
1) поставить глагол в форму 1 лица единственного числа настоящего или будущего времени: я (что делаю? что сделаю?);
2) посмотреть, на что оканчивается глагол:
• если на -ываю, -иваю, то нужно писать —ыва-, -ива-: я (что делаю?) раскладываю → раскладывать; я (что делаю?) сворачиваю → сворачивать);
• если на -ую,-юю-, то нужно писать -ова-, -ева- : я (что делаю?) танцую → танцевать; я (что делаю?) завидую → завид овать ).
Следует отличать безударные гласные в суффиксах -ыва-, -ива-, -ова-, ева- от корневых гласных перед суффиксом —ва- ! Корневые гласные подчиняются правилу правописания проверяемых безударных гласных в корне слова: за пе ва ть песню ( пе ть), за пи ва ть водой ( пи ть) .
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Урок русского языка на тему» ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ГЛАГОЛА. ГЛАСНЫЕ В СУФФИКСАХ -ОВА- (ЕВА), -ЫВА- (ИВА-)» (6 класс)
Тема : ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ГЛАГОЛА. ГЛАСНЫЕ В СУФФИКСАХ -ОВА- (ЕВА), -ЫВА- (ИВА-)
изучить правописание суффиксов глагола; гласные в суффикса -ова- (ева), -ыва- (ива); прививать любовь к русскому языку; развивать память, мышление.
-развить навык устной и письменной связной речи, аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания на практике.
-развить орфографическую и пунктуационную зоркость.
-способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся, умение работать в коллективе, умение слушать;
-воспитывать интерес к урокам русского языка.
учебник Г.К.Лидман-Орлова, С.Н.Пименова, А.П.Еремеева, А.Ю.Купалова, рабочие листы для учащихся, интерактивная доска, презентация, раздаточный материал с заданиями.
Тип урока – изучение нового материала.
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сейчас я вас попрошу посмотреть друг на друга и улыбнуться, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению. Я рад, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня дружно и активно поработаем.
2.. Повторение с использованием карточки
«Уважаемое Словообразование».
Отвечая на поставленный вопрос, ученики заполняют карточку.
— Как словообразовательный разбор помогает решить орфографическую задачу?
Видеть -видел, осенний- осень
(На интерактивной доске картинка с изображением очень неряшливой девочки.)
— Какой суффикс поможет девочке привести себя в порядок?
умываетСЯ, расчесываемся, одеваетСЯ, собирается
(Учитель открывает шторку. На другой стороне экрана — изображение аккуратной девочки.)
— Какая приставка поможет ученику завершить действие?
3. Объяснение нового материала.
Постановка проблемы. Карточка «Загадки Словообразования»:
— Какая орфографическая проблема возникла в данных глаголах? В какой морфеме?
Доклад..вать, команд ..вать,горевать, наста..вать.
Сообщение темы урока: «Правописание суффиксов глагола. Гласные в суффиксах -ова- (ева-), -ыва- (ива)»-.
— Мы убедились, что при написании суффиксов глаголов необходимо выбрать гласную букву. Должно существовать правило, которое поможет нам сделать этот выбор. Цель сегодняшнего урока — познакомиться с правилом и научиться без ошибок писать глаголы с указанными суффиксами.
Знакомство с теоретическим материалом (в учебнике под ред. В. В. Бабацевой данный материал представлен в § 97).
Учащиеся читают текст параграфа и составляют инструкцию для применения правила:
Алгоритм правописания суффиксов -ова- (ева), -ыва- (ива).
1. Ставлю глагол
в форму наст, или буд. вр.
Я что делаю? что сделаю?
2. Смотрю, на что оканчивается глагол
-ую, -юю -ываю, -иваю
Применение алгоритма. Обозначение орфограммы.
«Пропускаем» через алгоритм записанные нами глаголы, вставляя пропущенные буквы:
Устно учащиеся отвечают на вопрос: «Почему в каждом случае мы говорим о двух суффиксах?» (Гласные о, ы в суффиксах ова-, -ыва- показывают твердость предшествующей согласной, а гласные е, и в суффиксах -ева-, -ива- показывают мягкость предшествующей согласной.)
Всегда, когда есть такая возможность, стараюсь использовать разные способы объяснения нового материала. После логического, научного объяснения можно рассказать грамматическую сказку. Такой ассоциативно-образный подход позволит представить правило и лучше его запомнить.
Жили-были в русской грамматике суффиксы -ова-, -ева- и -ыва-, -ива-. Честно трудились: образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному.
Суффиксы -ыва-, -ива- были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли свое место другим суффиксам: рассказЫВАю ,
Злые языки, правда, говорили, что дело не в преданности — просто буквам ы, и тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут. Так или иначе, но суффиксы -ыва-, -ива всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах.
А вот суффиксы -ова-, -ева- таким постоянством не отличались и уступали свое место суффиксам -у-, -ю-, оставаясь только в некоторых формах:
Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает свое место, это -ыва-, -ива, а если стремится убежать, как колобок, то это
— Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какой урок дает нам эта сказка? Сформулируем правило еще раз.
4. Закрепление нового материала. Работа по алгоритму.
Учащиеся получают карточки с пропусками слов и букв (то, что они должны вписать, дано курсивом).
1. Замените глаголы или словосочетания близкими по смыслу (см. слова для справок) глаголами с рассматриваемыми суффиксами. Выполните орфографический разбор.
Его усиленно угощали, (потчевали — потчУЮ)
Кучер подгонял лошадей, (подстёгивал — подстёгИВАЮ)
На уроки нельзя являться с опозданием. (опаздывать — опаздЫВАЮ)
Раненому сделали операцию, (прооперировали — проогшрирУЮ)
Улицу покрыли асфальтом, (заасфальтировали — заасфальтирУЮ)
Два часа я гулял по улице, (прогуливался — прогулИВАЮсь)
Слова для справок: п..дстёги вал, з..асфальтировали, прооперировали, опаздывать.
2. Объясните смысл пословиц, произведя по алгоритму необходимые действия, определите суффикс глагола.
Обозначьте орфограмму.
Не та хозяйка, которая (разговарИВАЮ) разговаривает, а та, которая щи (наварИВАЮ) наваривает. Враг хотел (пирУЮ) пировать, а пришлось (горЮЮ) горевать.
Кто не умеет выполнять, не должен (пршазЫВАЮ) приказывать. Всякий трус любит о храбрости (беседУЮ) беседовать.
Новых друзей (жИть) наживай, а старых не теряй.
Последний глагол является «провокационным», так как орфограмма в нем не в суффиксе, а в корне. Подобные «ловушки» позволяют удерживать внимание учащихся и подчеркивают необходимость перед применением правила проверить, в какой морфеме орфограмма. Наше правило применимо лишь тогда, когда выбиваем гласную в суффиксе глагола.
3′. Фразеологическая пауза.
Соедините фразеологизмы и глаголы с таким же значением. Объясните орфограммы.
подливать масла в огонь усердствовать
набрать в рот воды подзадоривать
из кожи вон лезть безмолвствовать
(На интерактивной доске)
подливать масла в огонь
набрать в рот воды
из кожи вон лезть
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Следуйте за мной.
а)Закройте глаза, мысленно подумайте о чём-то хорошем;
б)откройте глаза, посмотрите вперёд, влево, затем — вправо;
в)опустите голову , резко посмотрите вниз;
г)поднимите голову , резко посмотрите вверх;
д)делайте вращательные движения глаз;
Глаголы написаны на доске парами. Из каждой пары глаголов выбираем слово с требуемым суффиксом и записываем его в таблицу, выделяем суффикс.
—ыва
-ова- Воспитывать — торжествовать.
-ова- Лакировать — испытывать.
-ова- Докладывать — исслед..вать.
-ова- Записывать — чувств..вать.
-ова- Негод..вать — откус.вать.
-ыва- Действ..вать — образовывать.
— Обведите столбик, состоящий из первых букв каждого слова; если задание выполнено верно, то вы прочитаете вашу отметку.
Разбираем допущенные ошибки.
6. Самостоятельная работа.
Работая по алгоритму, вставьте пропущенные буквы.
Использ..вать, жал..ваться, танц..вать, расспраш..вать, отпляс..вать, откапывать, высчитывать, вспахивать, пропалывать, складывать, попробовать, затрагивать, проветривать, дневать и ночевать.
На интерактивной доске.
Выставление отметок, разбор допущенных ошибок.
7. Подведение итога урока и выставление оценок.
-Используя записанные на доске слова, составьте предложение, соответствующее схеме:[=, =, =, = и =]. В своем предложении расскажите о том, что мы делали на уроке. Объясните гласные в суффиксах глаголов.
Образов..вали, тренир..вались, использ..вали, доказ..вали, проб..вали.
0егодня на уроке русского языка мы
образовывали новые слова, тренировались в написании суффиксов глаголов, использовали алгоритм, доказывали выбор гласной в суффиксе и пробовали свои силы в самостоятельной работе.
8. Коварные суффиксы.
смотреть — рассмАтривать — (смОтр)
прополоть — пропАлывать — (пОлет)
умолчать — умАлчивать — (мОлча)
— Правильно ли здесь подобраны проверочные слова? Для проверки’ безударной гласной в корне нельзя брать глаголы с суффиксами -ыва-, -ива-. Подберите проверочные слова, определите гласную в корне.
Вечер встречи видовых пар.
Ослабеваю — ослабеть. Повелеваю — повелеть.
В данных глаголах нет знакомых нам суффиксов, в этом легко убедиться, если образовать видовую пару. Глаголы несовершенного вида образованы с помощью суффикса -ва-, а стоящий перед ним суффикс проверяется с помощью глаголов совершенного вида.
(Учитель работает с гитарой)
Итак, сделаем выводы по материалу, с которым мы сегодня работали.
Ребята, закончите мою фразу.
— Мы сегодня повторили ……..
— Мне было интересно (делать что?)
Вы все хорошо работали, молодцы. Сейчас вы сами себя оцените. Кто работал хорошо поднимите красный кружочек, а кто считает, что мог бы работать лучше -зелёный.
11. Домашнее задание (на карточке):
1. От данных слов образуйте глаголы с изученными суффиксами. Не забудьте обозначить орфограмму.
2. К данным глаголам подберите антонимы
с изученными суффиксами.
3. Замените словосочетания глаголами с изученными суффиксами.
ездить по новым местам — ,
12. Организованное окончание урока.
Итак, друзья, пришла пора проститься…
И я хочу вам пожелать:
Всегда с охотою учиться,
Всегда с охотою трудиться
И никогда не унывать.
Спасибо за урок! Было приятно с вами работать.
Суффиксы глаголов в русском языке
Суффиксы глаголов чаще всего имеют безударные гласные. Рассмотрим, как пишутся суффиксы глаголов в соответствии с правилами русского языка.
В морфемном составе глаголов суффиксы бывают словообразовательные и формообразующие. Словообразовательные суффиксы образуют глаголы совершенного и несовершенного вида. Узнаем, какое правило применить в написании безударных гласных в словообразовательных суффиксах.
Словообразовательные суффиксы глаголов
Суффиксы -ова-/ева-, -ыва-/-ива-
Суффиксы -ова-/-ева- и -ыва-/-ива- образуют глаголы несовершенного вида:
- (что сделать?) осво́ить → (что делать?) осва́ ива ть;
- (что сделать?) разма́зать → (что делать?) разма́з ыва ть.
Поставив ударение, убедимся, что гласные в глагольных суффиксах являются безударными, из-за чего возникает затруднение в их написании. Чтобы не ошибиться в выборе букв «о», «е» или «ы», «и» в суффиксах, применим правило орфографии.
Понаблюдаем, как применить это правило:
- я распроб ую — распро́б о ва ть, распро́б о вал;
- я облиц ую — облиц е ва́ ть, облиц е ва́л;
- запазд ываю — запа́зд ыва ть, запа́зд ы вал;
- подмеш иваю — подме́ш и ва ть, подме́ш и вал.
Слова с этимологическим корнем -вед- («знать») пишутся по-разному. Часть этих глаголов имеет суффикс -ова-:
- завед ую — завед ова ть, заведовал;
- исповед ую — исповед ова ть, исповедовал;
- проповед ую — проповед ова ть, проповедовал.
А другая часть глаголов сохраняет суффикс -ыва- во всех грамматических формах:
- провед ыва ю — провед ыва ть, провед ыва л;
- вывед ыва ю — вывед ыва ть, вывед ыва л;
- отвед ыва ю — отвед ыва ть, отвед ыва л;
- развед ыва ю — развед ыва ть, развед ыва л.
Суффикс -ва-
Отличаем эти глаголы от слов с ударным суффиксом -ва-:
- разбить → раз б и ва́ ть;
- созреть → со зр е ва́ ть.
Гласный корня, обозначенный буквами «е», «и», оказался в безударной позиции. Чтобы правильно написать такое слово, воспользуемся правилом орфографии.
Примеры
- узна́ть → узн а в а́ ть;
- запе́ть → зап е ва́ ть;
- проли́ть → прол и ва́ ть;
- запи́ть → зап и ва́ ть.
Исключения:
- застр я́ ть — застр е ва́ть;
- затм и́ ть — затм е ва́ть;
- растл и́ ть — растл е ва́ть;
- продл и́ ть — продл е ва́ть.
Буквы «е», «ё», «и» в суффиксах глаголов
1. В суффиксах глаголов после шипящих основы пишутся буквы «е», «ё»:
- затуш е ва́ ть → затуш ё вы вать;
- корч е ва́ ть → раскорч е ва ть → раскорч ёв ыва ть;
- ночь → ноч е ва́ть;
- межа → меж е ва́ть → размеж е ва́ть → размежёвывать;
- увещ е ва́ть.
2. В безударных суффиксах пишутся буквы «и» или «е» у глаголов с приставками о-бес/о-без-. Этот выбор сделаем в зависимости от категории переходности глагола и от смысла слова в контексте.
Переходные глаголы пишутся с суффиксом -и-, а непереходные — с суффиксом -е-.
Сравним:
Наша земля совсем обесплод е ла.
Она обессил е ла от этой тяжелой ноши.
Формообразующие суффиксы глаголов
Суффикс -л-
Формы прошедшего времени изъявительного наклонения и условного наклонения глаголов образует суффикс -л-, который присоединяется к основе неопределенной формы:
- написа ть — написа л письмо, написа л бы картину;
- узна ть — узна л новость; узна л бы поточнее.
- вы́смотр е ть — высмотр е л;
- перекра́с и ть — перекра́с и л;
- та́ я ть — та́ я ла;
- му́ч и ть — му́ч и л.
Чтобы правильно написать безударный суффикс, обозначенный буквой -я- перед формообразующим суффиксом -л-, запомним список глаголов:
- веять, затеять, каяться, лаять, лелеять, маяться;
- надеяться, отчаяться, реять, сеять, таять, хаять, чуять.
Нулевой суффикс
Суффикс -л- может быть материально не выраженным буквами или звуками. Наличие нулевого суффикса в форме единственного числа мужского рода можно определить, если сравнить с другими формами прошедшего времени, в которых он проявляет себя.
Сравним:
- ползти — он полз , гусеница полз л а, насекомое полз л о;
- высохнуть — ствол высох , лужа высох л а, поле высох л о.
Формообразующие морфемы повелительного наклонения
С помощью формообразующего суффикса -и- или нулевого суффикса образуются формы единственного числа повелительного наклонения глаголов. Постфикс -те участвует в грамматическом оформлении глаголов множественного числа:
- нести — нес и , нес и те ;
- тащить — тащ и , тащ и те ;
- навьючить — навьючь , навьючь те ;
- резать — режь , режь те .
Постфикс -ся (-сь)
С помощью постфикса -ся(-сь) образуются возвратные глаголы:
- купать — купать ся ;
- нести — нести сь .
Морфема -ся пишется после согласных, а -сь после гласных основы.
Таблица
Суффикс | Условия | Примеры |
---|---|---|
-ова- (-ева-) | В неопределенной форме и в форме прошедшего времени, если глагол в 1-м лице ед. числа настоящего времени оканчивается на -ую, -юю. | ноч ева ть (ноч ую ) бесед ова ть (бесед ую ) гор ева ть (гор юю ) |
-ыва- (-ива-) | В неопределенной форме и в форме прошедшего времени, если глагол в 1-м лице ед. числа настоящего времени оканчивается на -ываю, -иваю. | рассказ ыва ть (рассказ ываю ) учит ыва ть (учит ываю ) наста ива ть (наста иваю ) |
-л | В основе глагола прошедшего времени перед суффиксом -л пишется та же гласная, что и перед -ть в неопределенной форме. | нач а л (нач а ть) пон я л (пон я ть) кле и л (кле и ть) ве я л (ве я ть) вид е л (вид е ть) |
Правописание суффиксов глаголов
Видеоурок
http://infourok.ru/urok_russkogo_yazyka_na_temu_pravopisanie_suffiksov_glagola._glasnye_v_suffiksah_-ova-_eva-578702.htm
http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/suffiksy-glagolov-v-russkom-yazyke.html