Суффиксы причастий
Суффиксы причастий — это формообразующие суффиксы, с помощью которых от глаголов образуются действительные и страдательные причастия. Составим таблицу, в которой укажем суффиксы причастий. Приведем правила написания суффиксов причастий.
С помощью характерных суффиксов глаголы образуют причастия. Вспомним, что такое причастие в русском языке.
Как следует из этого определения, причастие является глагольной формой, которая выражает признак предмета, сопряженный с действием:
- (какой?) бегущий мальчик — это мальчик, который (что делает?) бежит;
- (какая?) пойманная рыбка — это рыбку, которую (что сделали?) поймали.
Причастию принадлежат грамматические признаки как глагола, так и прилагательного.
Для этой особой формы глагола характерны специфичные суффиксы, с помощью которых образуются действительные и страдательные причастия. Рассмотрим суффиксы причастий и правила их написания.
Суффиксы действительных причастий настоящего времени
Действительные причастия — это глагольный формы, которые обозначают признак предмета, который сам совершает действие:
Действие может происходить как в настоящем, так и в прошлом, поэтому у причастий, как и у глагола, различают категорию настоящего и прошедшего времени.
Суффиксы — ущ-/-ющ- или -ащ-/-ящ- образуют действительные причастия настоящего времени от основы переходных и непереходных глаголов настоящего времени (форма 3 лица мн.ч.).
Написание безударных гласных в суффиксах причастий зависит от принадлежности производящего глагола к I или II спряжению.
Чтобы правильно написать суффиксы действительных причастий, сначала определяем спряжение глагола.
Понаблюдаем, как образуются действительные причастия настоящего времени. Для безошибочного написания безударных гласных «у», «ю» или «а», «я» в суффиксах причастий воспользуемся следующим алгоритмом:
- знать (I спр.) — они зна́ ю т — зна́ ю щ ий предмет на отлично;
- плакать (I спр.) — они пла́ч у т — пла́ч у щ ий малыш;
- лечить ( II спр.) — они ле́ч а т — ле́ч а щ ий врач;
- кра́сить ( II спр.) — они кра́с я т — кра́с я щ ий стену.
Суффиксы действительных причастий прошедшего времени
Суффиксы -вш- и -ш- участвуют в образовании действительных причастий прошедшего времени от основы неопределенной формы глагола.
Суффикс -вш- образует причастия от основы глагола, заканчивающейся на гласный, а -ш- — от основы на согласный:
- размышля ть — размышля вш ий о жизни;
- полз ти — полз ш ий по листочку жук.
Перед формообразующим суффиксом причастия -вш- сохраняется та же безударная гласная, что и в основе производящего глагола. Понаблюдаем:
- успоко́ и ть — успоко́ и вш ий ребенка;
- пове́ я ть — пове́ я вш ий ветерок;
- ненави́д е ть — ненави́д е вш ий ложь.
Для наглядности составим таблицу суффиксов действительных причастий.
Суффиксы причастий | Особенности употребления | Примеры | |
---|---|---|---|
Действительные причастия (Какой? Какая? Какое? Какие?) | -ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ- | в действительных причастиях настоящего времени | колющий, хохочущий, значащий, чистящий |
-вш-/-ш- | в действительных причастиях прошедшего времени | отсыревший, уставший, построивший, отправившийся |
Суффиксы страдательных причастий настоящего времени
Страдательные причастия обозначают признак предмета, который подвергается действию извне:
Суффиксы -ем- или -им- участвуют в образовании страдательных причастий настоящего времени от основы настоящего времени переходных глаголов несовершенного вида.
Написание безударных гласных, обозначенных буквами «е» или «и», в суффиксах страдательных причастий настоящего времени зависит от спряжения глагола. Предлагаем следующий безошибочный алгоритм выбора суффикса -ем- или -им-:
- колебать (I спр.) — мы коле́бл е м — коле́бл е м ый ветром камыш;
- расходовать (I спр.) — мы расходу е м — расхо́ду е м ые средства;
- видеть ( II спр.) — мы ви́д и м — ви́д и м ый вдали берег;
- любить ( II спр.) — мы лю́б и м — нами люб и м .
Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени
Страдательные причастия прошедшего времени образуем от основ неопределенной формы переходных глаголов совершенного и несовершенного вида. В их оформлении участвуют суффиксы причастий -нн-, -енн- и -т-.
Формообразующий суффикс -нн- образует причастия от глаголов с основой, заканчивающейся суффиксом -а- или -я-:
- замеш а ть тесто — заме́ш а нн ое тесто;
- потер я ть — поте́р я нн ая перчатка.
Если же производящий глагол заканчивается на -ить или -чь, то причастие образуется с помощью суффикса -енн-:
- укра́с ить — укра́ш е нн ая гирляндами ёлка;
- подве́с ить — подвеш е нн ый фонарик;
- сбере чь — сбереж енн ая фотография.
Как видим, правописание безударных гласных в суффиксах страдательных причастий зависит от способа образования этих форм глагола.
Суффикс -т- образует причастия от односложных глаголов и производных слов с приставками (мыть — мытый, по мыть — помытый), от глаголов с конечным сочетанием -оть (полоть — полотый), от слов с суффиксом -ну- (откинуть — откинутый капюшон), а также глаголов с фрагментом -ереть (стереть — стер т ый).
Страдательные причастия прошедшего времени образуют краткие формы, в которых пишется одна буква «н» в суффиксе:
- разбудить — разбуженный — он разбуж ен ;
- увешать — увешанная плодами — яблоня увеш а н а плодами;
- осмеять — осмеянное предложение — предложение всеми осме я н о.
Подытожим наши рассуждения составлением таблицы суффиксов страдательных причастий.
Суффиксы страдательных причастий | Особенности употребления | Примеры | |
---|---|---|---|
Страдательные причастия | -ем-/-ом-, -им- | в страдательных причастиях настоящего времени | оттеняемый, закрепляемый, ведомый, руководимый, слышимый |
-нн-/-енн, -т- | в страдательных причастиях прошедшего времени | оторванный, посеянный, увлеченный, расставленный, протертый, размолотый |
Видеоурок
Суффиксы причастий
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему
Алгоритм «Написание суффиксов причастий», образец применения правила к алгоритму, упражнение и ключ к упражнению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritm_suffiksy_prichastiy_poryadok_primeneniya_pravila.docx | 17.51 КБ |
uprazhnenie_suffiksy_prichastiy.docx | 13.87 КБ |
klyuch_k_uprazhneniyu_napisanie_suffiksov_prichastiy.docx | 11.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгоритм «Суффиксы причастий»
Порядок применения правила
- Убедись, что перед тобой причастие. Причастие всегда образуется от глагола и отвечает на вопросы Какой? Каков?
- Определи, действительное причастие или страдательное. Действительное причастие обозначает признак того предмета, который сам совершает действия, а страдательное причастие обозначает признак предмета, над которым совершают действия.
Солнце, освещающее землю – солнце, которое освещает – действительное.
Дорога, освещенная солнцем – дорогу, которую осветило солнце – страдательное.
- Определи время, в котором стоит причастие.
- Дальше пользуйся алгоритмом.
Правило пользования алгоритмом
- Чита __ ий. Это действительное причастие, стоит в форме настоящего времени, образовано от глагола читать – I спр., пишем суффикс –ющ-.
- Подта__вший. Это действительное причастие, стоит в форме прошедшего времени, образовано от глагола подтаять, перед суффиксом — -вш- пишем суффикс –я-, который стоит перед –ть в глаголе.
- Увлеч__нный. Это страдательное причастие, стоит в форме прошедшего времени, образовано не от глагола на –ать, -ять, поэтому пишем суффикс –енн-.
- Муч__мый. Это страдательное причастие, стоит в форме настоящего времени, образовано от глагола мучить – II спр. Пишем суффикс –им-.
Предварительный просмотр:
I.Объясни пропущенную орфограмму, используя алгоритм
- Камин был большой, вылож_нный внизу кирпичом.
- Рядом с продавл_нным диваном стояли красивые кресла.
- Колебл_щиеся языки пламени прыгали по веткам.
- Одновременно со стро_щимся заводом начали возводить городок.
- Дети опечал_ны осенней погодой.
- Утер_нная расписка была найдена.
- Тихо вбегают волны на берег, усе_нный толпой людей.
- Засе_нные поля дали всходы.
- Та_щий на солнце снег превращался в ручьи.
- Сегодня встретились бор_щиеся за выход в финал команды.
- Едва слыш_мая вдалеке песня была услышана.
- Стел_щийся туман поднимался от земли.
- На дороге лежал подстрел_нный зверь.
- Отряд, рассе_вшийся в лесу, соединился у деревни.
II.Проверь себя. Ключ на обратной стороне листа
1. выздоров_вший ребенок 8. разве_нные сомнения 15. завис_мый от погоды
2. наде_вшийся на удачу 9. паш_щий трактор 16. скач_щие на коне
3. увид_нный издали 10. прогрева_мая вода 17. движ_мый состраданием
4. увенч_нный рогами 11. дремл_щий ребёнок 18. успоко_нные родители
5. муч_мый жаждой 12. кол_щая боль 19. маяч_щий огонек
6. сдерж_нный шепот 13. завис_щий от погоды 20. обессил_вший боксер
7. колебл_мый ветром 14. догоня_щий пешеход
III.Работа с тестами (может быть несколько вариантов ответов)
Алгоритм определения написания Н-НН в суффиксах прилагательных и причастий
в суффиксах отымённых и отглагольных прилагательных и причастий
Определите часть речи!
Если прилагательное отымённое , то проверяем
— ин, -ан, -ян пишутся с одной Н; искл .: стеклянный, оловянный, деревянный ;
-онн, -енн пишутся с двумя НН.
Во-вторых , учитываем способ образования:
в прилагательных, образованных при помощи суффикса –Н от сущ-ных с основой на Н , пишется НН ;
в прилагательных первообразных, не образованных от других частей речи, пишется одна Н: юный, синий, румяный, рьяный, рдяный, пьяный, свиной, багряный, пряный, бараний, тюлений.
! В кратких отымённых прилагательных пишется столько Н , сколько было в полной форме .
! Следует различать прилагательное ветреный ( «с ветром») и прилагательные ветряный, ветряной («приводимый в движение ветром»):
ветреная погода, ветреный день, ветреная девушка
НО ветряной двигатель, ветряная мельница, ветряная оспа.
! Прилагательное ветреный пишется с одним Н , а все приставочные образования – с двумя ( НН ): безветренный, подветренный .
Если прилагательное отглагольное , то проверяем
наличие-отсутствие 4 условий:
— наличие приставки – НН (перед вами причастие), кроме приставки НЕ (она не влияет на выбор НН);
искл: смышлёный, названый (брат), посажёный (отец,) Прощёное (воскресенье), приданое (сущ.);
искл: медленный, священный, желанный, жеманный, деланный, чеканный, чванный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, недрёманный и нек.др.
— наличие суффиксов -ОВА, -ЕВА, -ИРОВА – НН;
запомни: кованый, жёваный, клёваный;
— наличие зависимого слова – НН (перед вами причастие);
— исходный глагол совершенного вида – НН , искл: конченый (человек).
! Слово раненый имеет двоякое написание: ран ен ый (прил.), и ран енн ый (прич.);
если в контексте оно указывает на временное состояние, то пишется НН.
! Написание Н-НН не меняется в составе сложных слов: златотканый, свежемороженый, мелкодроблёный, хоженый-перехоженый.
! В кратких страдательных причастиях пишется одна Н.
Чтобы отличить краткое страдательное причастие,
примените 2 способа :
— причастие может быть заменено глаголом прошедшего времени,
— причастие может иметь зависимое слово в Творит. падеже ( кем? чем?).
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
- Лебедева Лариса ДмитриевнаНаписать 4541 10.04.2016
Номер материала: ДБ-020316
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 10.04.2016 863
- 10.04.2016 2358
- 10.04.2016 321
- 10.04.2016 1380
- 10.04.2016 1248
- 10.04.2016 2813
- 10.04.2016 2079
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
Роскачество предупредило об опасности для детей азартной механики в мобильных играх
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения создаст цифровую платформу для колледжей по конструированию программ
Время чтения: 2 минуты
В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства
Время чтения: 1 минута
Кравцов призвал создать федеральную систему учета успеваемости
Время чтения: 1 минута
В Москве открылся Всероссийский профессиональный конкурс «Флагманы образования»
Время чтения: 4 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/01/08/suffiksy-prichastiy
http://infourok.ru/algoritm-opredeleniya-napisaniya-nnn-v-suffiksah-prilagatelnih-i-prichastiy-1020668.html