Алгоритм в суффиксах причастий и прилагательных

Суффиксы причастий

Суффиксы при­ча­стий — это фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы, с помо­щью кото­рых от гла­го­лов обра­зу­ют­ся дей­стви­тель­ные и стра­да­тель­ные при­ча­стия. Составим таб­ли­цу, в кото­рой ука­жем суф­фик­сы при­ча­стий. Приведем пра­ви­ла напи­са­ния суф­фик­сов причастий.

С помо­щью харак­тер­ных суф­фик­сов гла­го­лы обра­зу­ют при­ча­стия. Вспомним, что такое при­ча­стие в рус­ском языке.

Как сле­ду­ет из это­го опре­де­ле­ния, при­ча­стие явля­ет­ся гла­голь­ной фор­мой, кото­рая выра­жа­ет при­знак пред­ме­та, сопря­жен­ный с действием:

  • (какой?) бегу­щий маль­чик — это маль­чик, кото­рый (что дела­ет?) бежит;
  • (какая?) пой­ман­ная рыб­ка — это рыб­ку, кото­рую (что сде­ла­ли?) поймали.

Причастию при­над­ле­жат грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки как гла­го­ла, так и прилагательного.

Для этой осо­бой фор­мы гла­го­ла харак­тер­ны спе­ци­фич­ные суф­фик­сы, с помо­щью кото­рых обра­зу­ют­ся дей­стви­тель­ные и стра­да­тель­ные при­ча­стия. Рассмотрим суф­фик­сы при­ча­стий и пра­ви­ла их написания.

Суффиксы действительных причастий настоящего времени

Действительные при­ча­стия — это гла­голь­ный фор­мы, кото­рые обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та, кото­рый сам совер­ша­ет действие:

Действие может про­ис­хо­дить как в насто­я­щем, так и в про­шлом, поэто­му у при­ча­стий, как и у гла­го­ла, раз­ли­ча­ют кате­го­рию насто­я­ще­го и про­шед­ше­го времени.

Суффиксы — ущ-/-ющ- или -ащ-/-ящ- обра­зу­ют дей­стви­тель­ные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни от осно­вы пере­ход­ных и непе­ре­ход­ных гла­го­лов насто­я­ще­го вре­ме­ни (фор­ма 3 лица мн.ч.).

Написание без­удар­ных глас­ных в суф­фик­сах при­ча­стий зави­сит от при­над­леж­но­сти про­из­во­дя­ще­го гла­го­ла к I или II спряжению.

Чтобы пра­виль­но напи­сать суф­фик­сы дей­стви­тель­ных при­ча­стий, сна­ча­ла опре­де­ля­ем спря­же­ние глагола.

Понаблюдаем, как обра­зу­ют­ся дей­стви­тель­ные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни. Для без­оши­боч­но­го напи­са­ния без­удар­ных глас­ных «у», «ю» или «а», «я» в суф­фик­сах при­ча­стий вос­поль­зу­ем­ся сле­ду­ю­щим алгоритмом:

  • знать (I спр.) — они зна́ ю т — зна́ ю щ ий пред­мет на отлично;
  • пла­кать (I спр.) — они пла́ч у т — пла́ч у щ ий малыш;
  • лечить ( II спр.) — они ле́ч а т — ле́ч а щ ий врач;
  • кра́сить ( II спр.) — они кра́с я т — кра́с я щ ий сте­ну.

Суффиксы действительных причастий прошедшего времени

Суффиксы -вш- и -ш- участ­ву­ют в обра­зо­ва­нии дей­стви­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни от осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы глагола.

Суффикс -вш- обра­зу­ет при­ча­стия от осно­вы гла­го­ла, закан­чи­ва­ю­щей­ся на глас­ный, а -ш- — от осно­вы на согласный:

  • раз­мыш­ля ть — раз­мыш­ля вш ий о жизни;
  • полз ти — полз ш ий по листоч­ку жук.

Перед фор­мо­об­ра­зу­ю­щим суф­фик­сом при­ча­стия -вш- сохра­ня­ет­ся та же без­удар­ная глас­ная, что и в осно­ве про­из­во­дя­ще­го гла­го­ла. Понаблюдаем:

  • успо­ко́ и ть — успо­ко́ и вш ий ребен­ка;
  • пове́ я ть — пове́ я вш ий вете­рок;
  • ненави́д е ть — ненави́д е вш ий ложь.

Для нагляд­но­сти соста­вим таб­ли­цу суф­фик­сов дей­стви­тель­ных причастий.

Суффиксы при­ча­стийОсобенности упо­треб­ле­нияПримеры
Действительные при­ча­стия

(Какой? Какая? Какое? Какие?)

-ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-в дей­стви­тель­ных при­ча­сти­ях насто­я­ще­го времениколю­щий, хохо­чу­щий, зна­ча­щий, чистящий
-вш-/-ш-в дей­стви­тель­ных при­ча­сти­ях про­шед­ше­го времениотсы­рев­ший, устав­ший, постро­ив­ший, отправившийся

Суффиксы страдательных причастий настоящего времени

Страдательные при­ча­стия обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та, кото­рый под­вер­га­ет­ся дей­ствию извне:

Суффиксы -ем- или -им- участ­ву­ют в обра­зо­ва­нии стра­да­тель­ных при­ча­стий насто­я­ще­го вре­ме­ни от осно­вы насто­я­ще­го вре­ме­ни пере­ход­ных гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида.

Написание без­удар­ных глас­ных, обо­зна­чен­ных бук­ва­ми «е» или «и», в суф­фик­сах стра­да­тель­ных при­ча­стий насто­я­ще­го вре­ме­ни зави­сит от спря­же­ния гла­го­ла. Предлагаем сле­ду­ю­щий без­оши­боч­ный алго­ритм выбо­ра суф­фик­са -ем- или -им-:

  • коле­бать (I спр.) — мы коле́бл е м — коле́бл е м ый вет­ром камыш;
  • рас­хо­до­вать (I спр.) — мы рас­хо­ду е м — расхо́ду е м ые сред­ства;
  • видеть ( II спр.) — мы ви́д и м — ви́д и м ый вда­ли берег;
  • любить ( II спр.) — мы лю́б и м — нами люб и м .

Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени

Страдательные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ем от основ неопре­де­лен­ной фор­мы пере­ход­ных гла­го­лов совер­шен­но­го и несо­вер­шен­но­го вида. В их оформ­ле­нии участ­ву­ют суф­фик­сы при­ча­стий -нн-, -енн- и -т-.

Формообразующий суф­фикс -нн- обра­зу­ет при­ча­стия от гла­го­лов с осно­вой, закан­чи­ва­ю­щей­ся суф­фик­сом -а- или -я-:

  • замеш а ть тесто — заме́ш а нн ое тесто;
  • потер я ть — поте́р я нн ая пер­чат­ка.

Если же про­из­во­дя­щий гла­гол закан­чи­ва­ет­ся на -ить или -чь, то при­ча­стие обра­зу­ет­ся с помо­щью суф­фик­са -енн-:

  • укра́с ить — укра́ш е нн ая гир­лян­да­ми ёлка;
  • подве́с ить — под­веш е нн ый фона­рик;
  • сбе­ре чь — сбе­реж енн ая фото­гра­фия.

Как видим, пра­во­пи­са­ние без­удар­ных глас­ных в суф­фик­сах стра­да­тель­ных при­ча­стий зави­сит от спо­со­ба обра­зо­ва­ния этих форм глагола.

Суффикс -т- обра­зу­ет при­ча­стия от одно­слож­ных гла­го­лов и про­из­вод­ных слов с при­став­ка­ми (мыть — мытый, по мыть — помы­тый), от гла­го­лов с конеч­ным соче­та­ни­ем -оть (полоть — поло­тый), от слов с суф­фик­сом -ну- (отки­нуть — отки­ну­тый капю­шон), а так­же гла­го­лов с фраг­мен­том -ереть (сте­реть — стер т ый).

Страдательные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ют крат­кие фор­мы, в кото­рых пишет­ся одна бук­ва «н» в суффиксе:

  • раз­бу­дить — раз­бу­жен­ный — он раз­буж ен ;
  • уве­шать — уве­шан­ная пло­да­ми — ябло­ня увеш а н а пло­да­ми;
  • осме­ять — осме­ян­ное пред­ло­же­ние — пред­ло­же­ние все­ми осме я н о.

Подытожим наши рас­суж­де­ния состав­ле­ни­ем таб­ли­цы суф­фик­сов стра­да­тель­ных причастий.

Суффиксы стра­да­тель­ных при­ча­стийОсобенности упо­треб­ле­нияПримеры
Страдательные при­ча­стия-ем-/-ом-, -им-в стра­да­тель­ных при­ча­сти­ях насто­я­ще­го времениотте­ня­е­мый, закреп­ля­е­мый, ведо­мый, руко­во­ди­мый, слышимый
-нн-/-енн, -т-в стра­да­тель­ных при­ча­сти­ях про­шед­ше­го времениото­рван­ный, посе­ян­ный, увле­чен­ный, рас­став­лен­ный, про­тер­тый, размолотый

Видеоурок

Суффиксы причастий
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Алгоритм «Написание суффиксов причастий», образец применения правила к алгоритму, упражнение и ключ к упражнению.

Скачать:

ВложениеРазмер
algoritm_suffiksy_prichastiy_poryadok_primeneniya_pravila.docx17.51 КБ
uprazhnenie_suffiksy_prichastiy.docx13.87 КБ
klyuch_k_uprazhneniyu_napisanie_suffiksov_prichastiy.docx11.14 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм «Суффиксы причастий»

Порядок применения правила

  1. Убедись, что перед тобой причастие. Причастие всегда образуется от глагола и отвечает на вопросы Какой? Каков?
  2. Определи, действительное причастие или страдательное. Действительное причастие обозначает признак того предмета, который сам совершает действия, а страдательное причастие обозначает признак предмета, над которым совершают действия.

Солнце, освещающее землю – солнце, которое освещает – действительное.

Дорога, освещенная солнцем – дорогу, которую осветило солнце – страдательное.

  1. Определи время, в котором стоит причастие.
  2. Дальше пользуйся алгоритмом.

Правило пользования алгоритмом

  1. Чита __ ий. Это действительное причастие, стоит в форме настоящего времени, образовано от глагола читать – I спр., пишем суффикс –ющ-.
  2. Подта__вший. Это действительное причастие, стоит в форме прошедшего времени, образовано от глагола подтаять, перед суффиксом — -вш- пишем суффикс –я-, который стоит перед –ть в глаголе.
  3. Увлеч__нный. Это страдательное причастие, стоит в форме прошедшего времени, образовано не от глагола на –ать, -ять, поэтому пишем суффикс –енн-.
  4. Муч__мый. Это страдательное причастие, стоит в форме настоящего времени, образовано от глагола мучить – II спр. Пишем суффикс –им-.

Предварительный просмотр:

I.Объясни пропущенную орфограмму, используя алгоритм

  1. Камин был большой, вылож_нный внизу кирпичом.
  2. Рядом с продавл_нным диваном стояли красивые кресла.
  3. Колебл_щиеся языки пламени прыгали по веткам.
  4. Одновременно со стро_щимся заводом начали возводить городок.
  5. Дети опечал_ны осенней погодой.
  6. Утер_нная расписка была найдена.
  7. Тихо вбегают волны на берег, усе_нный толпой людей.
  8. Засе_нные поля дали всходы.
  9. Та_щий на солнце снег превращался в ручьи.
  10. Сегодня встретились бор_щиеся за выход в финал команды.
  11. Едва слыш_мая вдалеке песня была услышана.
  12. Стел_щийся туман поднимался от земли.
  13. На дороге лежал подстрел_нный зверь.
  14. Отряд, рассе_вшийся в лесу, соединился у деревни.

II.Проверь себя. Ключ на обратной стороне листа

1. выздоров_вший ребенок 8. разве_нные сомнения 15. завис_мый от погоды

2. наде_вшийся на удачу 9. паш_щий трактор 16. скач_щие на коне

3. увид_нный издали 10. прогрева_мая вода 17. движ_мый состраданием

4. увенч_нный рогами 11. дремл_щий ребёнок 18. успоко_нные родители

5. муч_мый жаждой 12. кол_щая боль 19. маяч_щий огонек

6. сдерж_нный шепот 13. завис_щий от погоды 20. обессил_вший боксер

7. колебл_мый ветром 14. догоня_щий пешеход

III.Работа с тестами (может быть несколько вариантов ответов)

Алгоритм определения написания Н-НН в суффиксах прилагательных и причастий

в суффиксах отымённых и отглагольных прилагательных и причастий

Определите часть речи!

Если прилагательное отымённое , то проверяем

ин, -ан, -ян пишутся с одной Н; искл .: стеклянный, оловянный, деревянный ;

-онн, -енн пишутся с двумя НН.

Во-вторых , учитываем способ образования:

в прилагательных, образованных при помощи суффикса –Н от сущ-ных с основой на Н , пишется НН ;

в прилагательных первообразных, не образованных от других частей речи, пишется одна Н: юный, синий, румяный, рьяный, рдяный, пьяный, свиной, багряный, пряный, бараний, тюлений.

! В кратких отымённых прилагательных пишется столько Н , сколько было в полной форме .

! Следует различать прилагательное ветреный ( «с ветром») и прилагательные ветряный, ветряной («приводимый в движение ветром»):

ветреная погода, ветреный день, ветреная девушка

НО ветряной двигатель, ветряная мельница, ветряная оспа.

! Прилагательное ветреный пишется с одним Н , а все приставочные образования – с двумя ( НН ): безветренный, подветренный .

Если прилагательное отглагольное , то проверяем

наличие-отсутствие 4 условий:

— наличие приставкиНН (перед вами причастие), кроме приставки НЕ (она не влияет на выбор НН);

искл: смышлёный, названый (брат), посажёный (отец,) Прощёное (воскресенье), приданое (сущ.);

искл: медленный, священный, желанный, жеманный, деланный, чеканный, чванный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, недрёманный и нек.др.

— наличие суффиксов -ОВА, -ЕВА, -ИРОВАНН;

запомни: кованый, жёваный, клёваный;

наличие зависимого словаНН (перед вами причастие);

— исходный глагол совершенного вида – НН , искл: конченый (человек).

! Слово раненый имеет двоякое написание: ран ен ый (прил.), и ран енн ый (прич.);

если в контексте оно указывает на временное состояние, то пишется НН.

! Написание Н-НН не меняется в составе сложных слов: златотканый, свежемороженый, мелкодроблёный, хоженый-перехоженый.

! В кратких страдательных причастиях пишется одна Н.

Чтобы отличить краткое страдательное причастие,

примените 2 способа :

— причастие может быть заменено глаголом прошедшего времени,

— причастие может иметь зависимое слово в Творит. падеже ( кем? чем?).

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

  • Лебедева Лариса ДмитриевнаНаписать 4541 10.04.2016

Номер материала: ДБ-020316

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    10.04.2016 863
    10.04.2016 2358
    10.04.2016 321
    10.04.2016 1380
    10.04.2016 1248
    10.04.2016 2813
    10.04.2016 2079

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

Роскачество предупредило об опасности для детей азартной механики в мобильных играх

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения создаст цифровую платформу для колледжей по конструированию программ

Время чтения: 2 минуты

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

Кравцов призвал создать федеральную систему учета успеваемости

Время чтения: 1 минута

В Москве открылся Всероссийский профессиональный конкурс «Флагманы образования»

Время чтения: 4 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/01/08/suffiksy-prichastiy

http://infourok.ru/algoritm-opredeleniya-napisaniya-nnn-v-suffiksah-prilagatelnih-i-prichastiy-1020668.html