Алгоритмы по правописанию непроизносимых согласных

Урок «Правописание непроизносимых согласных в корне»

Выбранный для просмотра документ Правописание непроизносимых согласных в корне.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

В Л Т Д М К Х Б Н Д Т В Р С Ц Л В Ф Ч З

НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ — зДн- -сТн- — рДц- -Лнц- -Вств- -сн-

Приносит, тот, другим, счастлив, счастье, кто.

Счастлив тот, кто другим счастье приносит.

Алгоритм проверки написания слов с непроизносимыми согласными: Слышишь в слове сочетание согласных? нет да Слово нужно проверять: Подбери родственное слово Если в сочетании слышится другой звук, то его пишем и в проверяемом слове Если звука в сочетании нет, то его нет и в проверяемом слове Произнеси слово

2 вариант трос(?)ник интере(?)ный 1 вариант сер(?)це опа(?)ный

Ребята, берегите зрение!

Стр. 120 Упражнение 229

Я могу объяснить, какие согласные звуки называются непроизносимыми. Использовал алгоритм, чтобы не ошибиться в написании слов. В паре помогал подбирать проверочные слова. Внимательно слушал учителя, одноклассников . Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы . Ф . Имя оценка

Будьте как солнце, красивыми! Будьте прелестными, милыми! Между собою честными! Будьте всегда счастливыми!

Выбранный для просмотра документ Правописание непроизносимых согласных.docx

Раздел: «Слово. Непроизносимые согласные в корне слова»

Тема : Непроизносимые согласные в корне слова.

Цель : учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова .

Закрепление умения постановки орфографической задачи, связанной с опознаванием орфограммы «непроизносимая согласная в корне слова»;

формирование умения решать орфографическую задачу, связанную с обозначением непроизносимой согласной в корне слова;

способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию;

развитие орфографической зоркости , познавательной активности , самостоятельности ;

развитие речи детей и обогащение их словарного запаса ;

развитие рефлексии и адекватной самооценки;

воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать);

воспитывать позитивно- ценностное отношение к окружающему миру и людям.

Тип урока : закрепление изученного.

Технология деятельностного подхода.

Метод: проблемно- диалогический.

Оборудование : В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык. 3 класс», компьютер, мультимедийный проектор.

1. Организационный момент.

Тихо садятся девочки

Еще тише мальчики

— Улыбнулись друг другу- подарили хорошее настроение. Ребята, у нас в гостях много гостей. Пусть это вас не пугает и не смущает.

2. Чистописание.(слайд 1)

— Найдите в каждом столбике лишнюю букву.

(Л- буква, обознач. Сог., непар. звонк, Д- звон, пар., Т-глух., пар,.В- звонк,.пар.)

— Что общего у них?

— Как называются такие буквы?

— Запишите буквы в тетради. (Слайд 2)

3 .- Сформулируйте тему нашего урока . (слайд 3)

(Правописание непроизносимых согласных в корне.)

— В каких сочетания встречаются непроизносимые согласные.

— Проверим . (Слайд 4)

Работа над закреплением темы урока.(Слайд 5)

— Составьте из данных слов предложение.

Счастлив тот, кто другим счастье пожелает.(Слайд 6)

— к какому жанру устного народного творчества относится?

— как вы понимаете смысл этой пословицы? ( делай добро другим)

— назовите однокоренные слова

— почему? Как проверить непроизносимую согласную в корне?

Работа с алгоритмом. (слайд 7)

Словарная работа по вариантам ( слайд 8)

— прочитайте слова про себя;

— разберите по алгоритму;

— запишите в тетрадь

7.Работа в парах. (слайд 9)

На партах карточки со словами, вы должны друг с другом обсудить и подобрать проверочные слова.

— У кого нет ни одной ошибки?

-У кого одна ошибка?

Физкультминутка. ( слайд 10)

Работа по учебнику. Упр. 229.(работа у доски)

Игра «Помоги лосю». ( диск к учебнику «Русский язык» 3 класс)

Работа с интерактивной доской.

.

— Ребята, перед вами таблица самооценки. Поставьте «+» или «- « напротив каждой строчки и оцените себя. Поставьте отметку.

Я могу объяснить, какие согласные звуки называются непроизносимыми.

Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов.

В паре помогал подбирать проверочные слова.

Внимательно слушал учителя, одноклассников .

Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы .

Итог урока. ( слайд 13)

-Ребята, в этом пожелании встречаются слова на изученное правило?

— Назовите эти слова.

— Подберите проверочные слова.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

  • Дурушева Людмила НиколаевнаНаписать 2105 08.03.2016

Номер материала: ДВ-510159

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    08.03.2016 584
    08.03.2016 1773
    08.03.2016 2250
    08.03.2016 475
    08.03.2016 3709
    08.03.2016 1063

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В Тульской области вводят школьные каникулы c 25 октября по 7 ноября

Время чтения: 1 минута

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

В России пройдет конференция «Исследования, улучшающие образование»

Время чтения: 2 минуты

Правительство выделит свыше 231 млрд рублей на выплаты учителям за классное руководство

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Тема урока «Непроизносимые согласные»

Причина явления непроизносимых согласных в одной из тенденций произношения: сложные сочетания согласных в речевой практике сокращаются. Постоянный пропуск согласного звука в сочетании шумных согласных создает возможность ошибки в правописании сочетаний «стн», «здн», «стл», «рдц», «вств», «лнц». Эти сочетания встречаются обычно в корне слова, но нередко в их образовании участвует и суффикс: «доблест-н-ый, здрав-ств-уйте, чув-ств-о».

Правило «Правописание непроизносимых согласных » только указывает на приём проверки. Для проверки необходимо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы этот согласный слышался отчётливо: после проверяемого согласного стоит гласный (поздний — опоздать), после второго согласного этой группы стоит гласный (солнце — солнечный), согласный слышится отчётливо (честный — честь). Не проверяются данным способом слова: блеснуть (хотя: блестеть), плеснуть (хотя: плеск), лестница (хотя: лесенка), склянка (хотя: стекло).

От слов с непроизносимыми согласными необходимо отличать слова, в которых непроизносимых согласных нет, например: вкусный, гласный, искусный, косный, опасный, ровесник, словесность, ужасный, участвовать, чествовать, шествовать, яства.

Необходимо также различать слова, сходные по звучанию, но различные по значению и написанию, например: искусный (умелый; умело сделанный) и искусственный (не природный, сделанный наподобие подлинного; притворный, неискренний); косный (невосприимчивый к новому, отсталый) и костный (прилагательное от слова кость); шествовать (торжественно идти) и шефствовать (оказывать помощь).

Вопреки проверке с непроизносимым согласным пишется слово лестница (хотя: лесенка).

С непроизносимым согласным пишутся непроверяемые слова чувство, сверстник.

При изучении и применении этого орфографического правила необходимо руководствоваться следующими вопросами:

  1. Область применения правила.
  2. Какие сведения служат опорой?
  3. Какие сходные случаи возможны, как их разделить?
  4. Какие ошибки наиболее вероятны?

Изучение темы «Непроизносимые согласные» дает возможность обобщения всех случаев проверки корня и его стыков с приставкой и с суффиксом на основе морфемного анализа и подбора однокоренных, родственных слов. Дети осознают единую основу всех правил проверки корней слов с безударными гласными, звонкими/глухими согласными и с непроизносимыми согласными.

Порядок изучения темы:

  1. Наблюдение над словами, в которых есть непроизносимые согласные.
  2. Выделение сочетаний, и которых они бывают.
  3. Составление правила проверки (самостоятельно).
  4. Составление алгоритма проверки непроизносимых согласных.
  5. Введение случаев «ложных сочетаний».
  6. Тренировка — проверка вариантов написания, связанных с изученным правилом.
  7. Поиск орфограмм в тексте по книгам «Литературное чтение».
  8. Составление предложений и текста с использованием слов с изучаемой орфограммой.

Алгоритм проверки непроизносимых согласных:

  1. Есть ли в слове «опасное» сочетание согласных?
    Есть: [сн], [зн]. Нет: проверять нечего.
  2. Подобрать однокоренные слова, в которых после [с) или [з] стоит гласный или эти звуки стоят в конце слова, слышатся отчетливо.
  3. Сравнить проверяемое и проверочные слова. Сделать вывод. Написать правильно. Проверить написанное.
  1. Словарик слов с непроизносимыми согласными: радостный, поздний, ненастный, устный, доблестный, злостный, известный, грустный, лестница, участвовать, постный, яростный, звёздный, местность, местный, свистнул, окрестность, тростник, чувство, честный, частное, счастливый, прелестный, солнце.
  2. Словарик слов с сочетаниями «сн» и «з»: сенокосный, силосный, медоносный, переносной, колбасный, ужасный, запасный, опасный, красный, прекрасный, бесполезный, слёзный, серьёзный, искусный, парусный, уксусный, небесный, отвесный, адресный, тесный, теннисный, пресный, рукописный, напрасный, грозный, колхозный.

Учащиеся часто пропускают непроизносимые согласные или вставляют лишние буквы, потому что у многих не выработан навык образования нужных форм слова, подбора однокоренных слов. При работе над этой темой можно использовать те же методические приемы, что и при изучении сомнительных согласных. Упражнения на правописание слов с непроизносимыми согласными дают большой материал для работы по лексике и словообразованию, помогают учащимся разобраться в семантике целого ряда трудных слов, поупражняться в разборе слов по составу. В результате этой работы, учащиеся убеждаются, как важно правильно выделять корень и подбирать родственные слова. Повторение различных приемов проверки написания непроизносимых согласных приводится в процессе выполнения упражнений.

Вставьте пропущенные буквы: в именах прилагательных – непроизносимые согласные (если таковые имеются), а в именах существительных – парные по признаку глухости-звонкости согласные.

Парус. ная ло. ка, де. ская крова. ка, капус. ные пиро. ки, радос. ная улы. ка, прекрас. ная бро. ка, горо. ская площа. ка, грус. ная ска. ка, интерес. ная кни. ка, прелес. ные серё. ки, гиган. ская ве. ка, вкус. ные оре. ки, опас. ные пры. ки, извес. ный лё. чик, чудес. ная незабу. ка, несчас. ная ко. ка.

Допишите к именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные. Вставьте, где это необходимо, непроизносимые согласные.

Звёз. ный, влас. ный, опас. ный, счас. ливый, вкус. ный, поз. ний, интерес. ный, извес. ный.

Слова для справок: пирог, поворот, вечер, возглас, писатель, денёк, небосклон, рассказ, случай, голос

От данных имён существительных образуйте однокоренные имена прилагательные с непроизносимой или парной по глухости-звонкости согласной в корне слова.

Дети – _________________________
ярость – ________________________
грусть – ________________________
ненастье – ______________________
несчастье – _____________________
капуста – _______________________
уста – __________________________
честь – _________________________
лесть – _________________________

Вставьте пропущенные буквы.

Лес. ница, праз. ник, окрес. ность, сер. це, чес. ность, со. нце, поез. ка, мес. ность, чу. ство, извес. ность, капус. ник, де. ство.

Вставьте пропущенные буквы.

Наступила поз. няя в. сна. П. года стоит ч. дес. ная. Лучи со. нца л. скают землю. (Из)з. мли (по)казалас. м. л. дая тра. ка. Появились (под)снежники и ландыш. . (На)д. рев. ях (на)бухли поч. ки. В лесу запахло сла. ким б. рёзовым соком. Скоро на д. рев. ях заз. ленеют лист. я. Вот уже в. дны их первые з. лёные языч. ки. Хорошо в. сной!
Птицы поют весёлые песни. Радос. но чирикают в. роб. и. Прыгают шустрые синич. ки. Все рады весне!

Вставьте пропущенные буквы:

Час. ный пансионат, запас. ный выход, громко свис. нуть, чудес. ный вкус, извес. ный путешественник, счас. ливый день, радос. ный праз. ник, ветка хрус. нула, чу. ствительная кожа, бескорыс. ный поступок, бесхитрос. ный приём, завис. ливый человек, тяжеловес. ная походка, лес. ничный пролёт, громоз. кий шкаф, здра. ствуйте.

Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

На этом уроке вы понаблюдаете за словами, в которых есть подряд три согласных звука, узнаете, что такие согласные звуки называются непроизносимыми. Вы познакомитесь с правилом проверки написания слов с непроизносимыми согласными.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/607143

http://interneturok.ru/lesson/russian/3-klass/pravopisanie/pravilo-proverki-napisaniya-slov-s-neproiznosimymi-soglasnymi