Алгоритмы правописания русского языка

Алгоритмы в обучении орфографии современного русского языка Текст научной статьи по специальности « Компьютерные и информационные науки»

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Надточий Елена Дмитриевна

Рассмотрена возможность использования алгоритмического подхода к представлению системы правил орфографии современного русского литературного языка . Представлен пример алгоритма и образец работы с ним.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Надточий Елена Дмитриевна

Алгоритми в навчанні орфографії сучасної російської мови

Розглянуто можливість застосування алгоритмічного підходу до пред-ставлення системи правил орфографії сучасної російської літературної мови . Наведено приклад алгоритма та зразок роботи з ним.

Текст научной работы на тему «Алгоритмы в обучении орфографии современного русского языка»

Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия «Филология. Социальные коммуникации» Том 25 (64) №1. Часть №2. С.304-307.

Алгоритмы в обучении орфографии современного русского языка

Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова, г. Киев, Украина

Рассмотрена возможность использования алгоритмического подхода к представлению системы правил орфографии современного русского литературного языка. Представлен пример алгоритма и образец работы с ним.

Ключевые слова: алгоритмы, орфография, русский, язык.

Алгоритмическое обеспечение современных методических приемов является важным компонентом процесса обучения современному русскому языку. Система алгоритмов, представляющих собой точные, однозначно понимаемые, логически четко составленные предписания о реализации определенных правил орфографии, является эффективным средством успешного изучения орфографии, а, следовательно, повышения уровня грамотности.

Преподавателям хорошо знакома ситуация, когда обучаемые бойко пересказывают орфографическое правило, цитируя примеры и исключения из учебника, но с большим трудом выполняют упражнения с орфограммами и допускают множество ошибок в словарных диктантах. Это вызвано тем, что механическое заучивание многоуровневых, сложных по структуре правил орфографии, включающих понятия фонетики, словообразования, морфологии, синтаксиса, не обеспечивает их адекватного применения. Чтобы помочь обучаемым овладеть правилами, надо обратиться к внутренней логической иерархии последних, которая наглядно может быть представлена в виде особых схем — алгоритмов.

Термин «алгоритм» и понятия, связанные с его составляющими, а также правила построения алгоритмов, взяты филологами из математики и широко используются в современных лингво-методических исследованиях. Основные требования к алгоритмам следующие: 1) Определенность алгоритмического предписания не может быть истолкована неоднозначно. Это требование иногда формулируется как детерминированность: каждая стадия процесса однозначно определяет следующую стадию. 2) Массовость: возможность применения алгоритма к начальным данным, варьируемым в известных пределах, т.е. возможность решения с его помощью определенного класса задач. 3) Результативность: выполнение операций, предписанных алгоритмом, должно обязательно приводить к решению задач данного класса. Иногда указывают еще одно требование к алгоритмам: формальность.

В работах по программированному обучению, имеет место довольно вольное толкование понятия «алгоритм». Под алгоритмом понимают систематизированный перечень тщательно отобранных и дозированных тем, разделов, параграфов, свя-

занных между собой и с соответствующими разделами других курсов определенной логической последовательностью, а также такую систему изложения учебного материала, которая позволяет изучать его наиболее эффективно, вводятся понятия «алгоритмы темы», «алгоритм курса в целом». Применительно к учебному процессу могут быть выделены алгоритмы, которыми пользуются обучаемые для решения различных учебных задач; алгоритмы обучения, которые определяют действия преподавателя. Первый вид алгоритмов является составной частью второго: предписания, даваемые обучаемым, могут рассматриваться как выполнение преподавателем некоторой системы операций, предписываемых алгоритмом для решения определенных дидактических задач.

Применение первого вида алгоритмов следует рассмотреть в двух типичных случаях. В одном случае их вводят с целью формирования у учащихся определенных приемов познавательной деятельности (мышления, памяти, внимания и т.д.). Здесь они выступают как предметы специального усвоения, как составные части содержания обучения. В другом случае они входят в состав средств усвоения. Здесь предметом усвоения являются те или иные знания. Но поскольку для усвоения последних необходимы определенные действия обучаемых, требуются и соответствующие задачи на применение этих действий, а, следовательно, и определенное предписание о содержании и порядке выполнения операций, входящих в состав каждого действия. Эти случаи в процессе обучения часто совпадают: как правило, действия (а тем самым, и алгоритмы применения их к решению задач), служащие средством усвоения знаний, одновременно входят и в содержание цели обучения.

Постановка проблемы алгоритмизации обучения является актуальной, так как способствует выявлению конкретной системы операций, входящих в умения, навыки, приемы деятельности даже при выполнении такого требования как формальность алгоритмов. Цель данной статьи — рассмотреть возможность использования алгоритмического подхода к представлению системы правил орфографии современного русского литературного языка, а также представить пример алгоритма и образец работы с ним.

Однако не следует смешивать формальность записи алгоритмов и формальность действий по ним. Первое допустимо в процессе обучения, второе должно быть сведено до минимума. Владение формальными приемами решения задач, не требующими понимания сути их, не предполагающими ориентировки в той предметной области, к которой они относятся, малопродуктивно. Однако алгоритмы не предполагают формальности действий по ним как обязательного требования: они лишь допускают такую возможность. Второе свойство алгоритма, которое обычно вызывает возражение, это их жесткость — обязательное выполнение предписанных операций в определенном порядке. Но в ряде случаев такая жесткость необходима, без нее не может быть получено решение задачи [1]. Что же касается орфографии, то алгоритм важен здесь как логическая последовательность действий в соответствии с орфографическими правилами, приводящая к грамотному написанию слов.

Основные требования, предъявляемые к алгоритмам в орфографии: определенность, массовость, результативность. Первое требование — определенность — состоит в том, что последовательность действий не может быть воспринята обучаемыми по-разному, т.е. каждый шаг (действие) алгоритма обусловливает следующий шаг (действие). Второе требование — массовость — это возможность использовать алгоритм для большого количества слов, которые пишутся по определенному правилу. И, на-

конец, результативность — работа с алгоритмом обязательно приводит к правильному написанию слова. Исключения из правил традиционно прилагаются в виде отдельного списка. Реализация этих требований в алгоритмах позволяет четко сформулировать систему действий в соответствии с правилами, донести до сознания обучаемого содержание правила в таком виде, который становится надежным способом усвоения орфограмм. Каждый шаг алгоритма представляет собой органичное соединение конкретной языковой ситуации и правила: слова и фрагмента логически организованного предписания действий по правилу. В этом состоит основное отличие нового вида графической наглядности — алгоритмов — от хорошо известных таблиц, которые помогают запомнить текст правила, но не дают продуктивного подхода к его реализации на практике.

Так, например, тема «Правописание чередующихся гласных в корне» может быть представлена в виде нескольких орфограмм, следовательно, в виде нескольких алгоритмов. Приведем в качестве примера один из них [2, с. 19] .

Первая орфограмма в названной теме «Правописание чередующихся гласных в корне в зависимости от наличия или отсутствия суффикса -а-: бир-бер, дир-дер, мир-мер, пир-пер, тир-тер, стил-стел, блист-блест, жиг-жег, чит-чет, кас-кос, лаг-лож».

Ниже приведен алгоритм (рис. 1) и образец работы с ним при выполнении заданий типа: вставить пропущенные буквы, обосновать выбранное написание, используя алгоритм. Например: выб — раете. Шаг 1. Выделить корень в слове: б — р. Шаг 2. Определить, следует ли за корнем суффикс -а-. Шаг 3. Да, следует. Шаг 4. Написать в корне и: выбираете.

Вывод. Работая с алгоритмами, обучаемые приобретают осознанные навыки применения правил, что практически исключает механическое использование последних и облегчает усвоение орфограмм. При отработке правописных навыков алгоритмы являются предметом и средством усвоения знаний, что способствует активному, углубленному повторению и закреплению правил орфографии, развитию самостоятельности обучаемых в познавательной и практической деятельности. Алгоритмы становятся простым и удобным, а следовательно, эффективным средством обучения.

1. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения // Н.Ф. Талызина. — М. : Издательство Московского университета, 1979. — 132 с.

2. Надточий Е.Д. Орфография русского языка в алгоритмах [сборник упражнений] / В.И. Гончаров. — К. : Свитогляд, 2011. — 182 с.

Правописание чередующихся гласных в корне в зависимости от наличия или отсутствия суффикса -а-: бир-бер, дир-дер, мир-мер, пир-пер, тир-тер, стил-стел, блист-блест, жиг-жег, чит-чет, кас-кос, лаг-лож Выделить корень в слове

Если это корни бир-бер, дир-дер, мир-мер, пир-пер, тир-тер, стил-стел, блист-блест, жиг-жег, чит-чет, определить, следует ли за корнем суффикс -а-

Если это корни кас-кос, лаг-лож, определить, следует ли за корнем суффикс -а-

Исключения: сочетать, сочетание.

Надточт О. Д. Алгоритми в навчанш орфографп сучасноТ росшськоТ мови //

Учение затсш Тавр1ческого национального yHieepcimema ¡м. В.1. Вернадского. Сер1я «Фшолог1я. Сощальш комумкацИ’». — 2012. — Т. 25 (64). — № 1. Частина 2. — С. 304-307.

Розглянуто можливiсть застосування алгоритмiчного тдходу до пред-ставлення системи правил орфографп сучасног ростськог лтературног мови. Наведено приклад алгоритма та зразок роботи з ним.

Ключовi слова: алгоритми, орфографiя, ростська, мова.

Nadtochiy O. Algorithms in teaching orthography of contemporary Russian language // Uchenye zapiski Tavricheskogo Natsionalnogo Universiteta im. V.I. Vernadskogo. Series «Filology. Social communications». — 2012. — V.25 (64). — № 1. Part 2. — P. 304-307.

The possibility of using an algorithmic approach to the orthography rules representation of modern Russian language. An example of an algorithm and a sample of it. Key words: algorithms, orthography, Russian, language.

Статья «Алгоритмизация орфографических правил»

Алгоритмизация орфографических правил.

В системе среднего образования русский язык занимает ведущее место среди предметов гуманитарного цикла. Знание языка создает условия для интеллектуального, эмоционального и нравственного развития учащихся. Главная цель обучения предмета «Русский язык» — это научить детей правильно говорит и, конечно же, грамотно писать. Но как часто ученик, выучив грамматику, допускают ошибки при письме. В чем причина? Дело в том, что знания и умения применять его не одно и тоже. Следовательно, основная причина орфографических ошибок состоит в неумении применять правило. И для того чтобы научить детей пользоваться теми или иными правилами, а значит научить грамотно писать создаются учителями по особому составленные таблицы стихотворные правила, которые вошли в практику преподавания русского языка. Используя традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя формы и методы, опыт коллег в своей работе, чтобы научить детей грамотно писать, я применяю алгоритмы.

Алгоритм — это совокупность действий, правил для решения каких-либо задач. Относительно преподавания русского языка под алгоритмом следует понимать развернутое предписание, указывающее, что и в какой последовательности следует выполнять, чтобы применить правило. Особая роль принадлежит алгоритмам в формировании орфографических умений и навыков. Использование алгоритма упорядочивает процесс обучения. Это достигается благодаря четкому описанию шагов в применении правила.

Например, чтобы разграничить простое и сложное предложение нужно установить,

сколько грамматических основ оно имеет?

одна две и больше

Использование алгоритмических предписаний — один из методов, в котором выражается репродуктивная деятельность учащихся.

В качестве психолого-педагогической основы обучение таким методом психологи рассматривают теорию поэтапного формирования умственных действий. Алгоритмы способствуют целенаправленному управлению мыслительной деятельности учащихся при овладении языковыми категориями и позволяют на нескольких примерах обеспечить ученику прочные знания и умения. Поскольку в педагогике алгоритм есть описание элементарных шагов, возникает вопрос: каков он критерий элементарности?

Понятие элементарность относительное. Многие операции, которые для взрослых элементарны, для ребенка сложны. Но поскольку человек развивает свои знания и способности, то операция, бывшая сложной на одном этапе, становится простой на другом. Следовательно, чтобы алгоритмы были правильными и эффективными, надо точно знать уровень развития школьников, выявить и проанализировать, каким материалом он владеет, а каким нет, что для него элементарно, а что сложно.

Например, прежде чем приступить к изучению темы «Правописание безударных личных окончаний глагола» ученики должны знать:

1) глаголы-исключения (неправильные глаголы);

2) уметь ставить глаголы в инфинитив (неопределенную форму) (ть, ти,)

3) определять вид глагола.

И только после того, как ребята овладеют этими знаниями, можно приступать к изучению выше сказанной темы.

На первый взгляд он кажется громоздким, но он не сложен при правильном ходе рассуждения.

1. Смотри, не относится ли глагол к неправильным глаголам? (7+4+2)

2. Если глагол правильный, поставь его в неопределенную форму, не меняя вида (Что делать? Что сделать?).

3. Смотри, какой суффикс у глагола: (на что оканчивается глагол).

а) на – ить — 2 спряжение

б) не на — ить — 1 спряжение

а) если I спряжение — в окончании гласные — е- у (-ю)

б) если II спряжение — в окончании гласные — и -а (-я)

На первых порах, пока ученики не научатся применять правило, подробное объяснение обязательно, и только потом все можно свернуть до минимума. Обращение к алгоритму в методике обучения орфографии не является случайным. Действия, направленные на выработку орфографических навыков, должны быть сознательными, что обеспечивается разложением сложного на части.

Если в алгоритме меньше логических шагов, то он, конечно, предпочтительнее, но не всегда. Сравним два алгоритма по теме «Правописание ь после шипящих в именах существительных».

Алгоритмы на уроках русского языка

Татьяна Станиславовна ДМИТРИЕВИЧ, учитель русского языка и литературы
ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга

АЛГОРИТМЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
(из опыта работы)

Многие учителя русского языка и литературы пытаются найти более эффективные методы преподавания: проводят театрализованные уроки, применяют опорные конспекты, обобщающие таблицы, по-новому структурируют программный материал. Я много думала, как сделать свои уроки не только интересными, запоминающимися, но и повысить грамотность учащихся. Такие поиски путей обучения привели меня к изучению возможности применения на уроках алгоритмов при изучении орфографических правил. Не каждый ученик, хорошо запоминающий правило, может применить его «на практике». Алгоритм помогает осмыслить это правило, потому что фиксирует ход рассуждений, заставляет анализировать каждую выполненную операцию.

Таким образом, действия, направленные на выработку орфографических навыков, становятся вполне осознанными, а значит и более эффективными.

Темы раздела «Орфография» изучаются во всех классах. Например, в начальной школе учащиеся знакомятся с правописанием частицы не с различными частями речи.

В 5-м классе эта тема изучается опять. Учащиеся повторяют правописание не с существительными и прилагательными, в 6-м классе – с глаголами и местоимениями, в 7-м – с причастиями, деепричастиями и наречиями. Кроме того, изучая в 7-м классе тему «Частицы», ребята снова возвращаются к повторению темы «Не с различными частями речи». Алгоритм помогает объединить разбросанные по всем учебникам сведения и освобождает время для практических упражнений.

Работу над составлением алгоритмов обычно провожу на уроке после знакомства с правилом. Иногда даю готовый алгоритм целиком, иногда постепенно, шаг за шагом, путем наводящих вопросов вывожу учеников на самостоятельные составления алгоритма. Это способствует развитию логического мышления ребят. Поэтому им понятен ход рассуждений и многие простые алгоритмы они могут составлять сами. Составление алгоритма заставляет ученика думать, а не получать готовый результат. Затем я провожу работу по закреплению на многократном повторении действий. Вначале проводится устная работа, а затем письменные упражнения.

Таким образом, использование алгоритмов на уроках русского языка способствует повышению качества знаний учащихся по русскому языку, совершенствованию орфографической грамотности, а это приводит к повышению качества знаний по предмету.

В своей работе я использую алгоритмы уже в 5-м классе. Учащиеся заводят тетради для правил, которые постепенно заполняются таблицами, схемами, алгоритмами, примерами, которые позволяют отрабатывать правила правописания при выполнении различных самостоятельных работ.

Предлагаю Вашему вниманию образцы таких алгоритмов.

  • Скачать файл» target=»_blank»>
  • Скачать файл» target=»_blank»>
  • Скачать файл» target=»_blank»>
  • Скачать файл» target=»_blank»>
  • Скачать файл» target=»_blank»>
  • Скачать файл» target=»_blank»>
  • Скачать файл» target=»_blank»>
  • Скачать файл» target=»_blank»>
  • Скачать файл» target=»_blank»>
  • Скачать файл» target=»_blank»>
  • Скачать файл» target=»_blank»>
  • Скачать файл» target=»_blank»>
  • Скачать файл» target=»_blank»>
  • Скачать файл» target=»_blank»>
  • Скачать файл» target=»_blank»>
  • Скачать файл» target=»_blank»>
  • Скачать файл» target=»_blank»>
  • Скачать файл» target=»_blank»>
  • Скачать файл» target=»_blank»>


источники:

http://infourok.ru/statya-algoritmizaciya-orfograficheskih-pravil-906504.html

http://nova56.ru/secondary/algrus