Анализ текста по теме правописание приставок и корней

Анализ текста по теме: «Правописание приставок и корней» (5 класс)

Анализ текста по теме: «Правописание приставок и корней» Вариант1

1. Все кошки расположились на значительном расстоянии и дожидались своей порции еды. 2) Среди них была одна жительница трущоб, бездомная кошка. 3) Своим хитрым кошачьим глазом она поглядывала, не подстерегает ли её собака. 4) Десятки кошек уже получили свою долю печёнки и ушли. 5) А серая кошка всё не уходила, её в ящике на свалке ждали подрастающие котята. 6) Она спряталась в зарослях и стала ждать удобного случая.

1. Найдите в тексте однокоренное слово к слову УХОДИЛА, выпишите его, добавьте ещё 2- 3 своих примера.

2. Выпишите из текста все формы слова КОШКА.

3. Выпишите из текста слово(-а) с орфограммой «Буквы О-Ё после шипящих в корне» Обозначьте корни.

4. Среди предложений 1 -3 найдите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук»

5. В словах предложений 1- 2 обозначьте приставки.

6. Выпишите из текста слово, соответствующее орфограмме «Ы –И после Ц». Графически объясните написание.

7. Выпишите из текста слово с орфограммой «Буквы О- А в корне ЛАГ //ЛОЖ», запишите однокоренное слово так, чтобы произошло чередование гласной и согласной в корне.

8. Подчеркните в тексте слова с орфограммой «Буквы О-А в корне РАСТ//РАЩ//РОС»

9. Подчеркните грамматическую основу в предложении 1.

10. Из предложения 4 выпишите слово, в котором звуков больше, чем букв.

Анализ текста по теме: «Правописание приставок и корней» Вариант 2

1. Напрасно дожидался матери подрастающий трущобный котёнок. 2) Он вылез из ящика, прошёл через густые растения и подошёл к клетке с широкой решёткой, в которой располагались лисицы. 3) Котёнок осторожно продвинулся к решётке, но тут лисица схватила его. 4) И сразу закончилась бы кошачья жизнь, но появившийся человек прогнал лисицу. 5) Лисица рассердилась, разбросала всё в клетке, потом сложила передние лапки вместе, распушила свой красивый лисий хвост и затихла.

1. Подберите и запишите однокоренные слова к слову ПРОГНАЛ — 2- 3 своих примера.

2. Выпишите из текста все формы слова ЛИСИЦА.

3. Выпишите из текста слово(-а) с орфограммой «Буквы О-Ё после шипящих в корне» Обозначьте корни.

4. Среди предложений 4 -5 найдите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук»

5. В словах предложений 4 и 5 обозначьте приставки.

6. Выпишите из текста слово, соответствующее орфограмме «Ы –И после Ц». Графически объясните написание.

7. Выпишите из текста слово с орфограммой «Буквы О- А в корне ЛАГ //ЛОЖ», запишите такие однокоренные слова, чтобы произошло чередование гласной и согласной в корне.

8. Подчеркните в тексте слова с орфограммой «Буквы О-А в корне РАСТ//РАЩ//РОС»

9. Подчеркните грамматическую основу в предложении 5.

10. Из предложения 2 выпишите слово(а), в котором(ых) звуков больше, чем букв.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Правописание приставок

Теория к заданию 10 из ЕГЭ по русскому языку

Необходимо запомнить, что большинство приставок в русском языке неизменяемые. То есть пишутся всегда одинаково. В любых словах.

! Заимствованные иноязычные приставки также неизменяемые:

В русском языке есть несколько небольших групп приставок, которые все-таки изменяются при определенных условиях. Иначе говоря, их правописание зависит от чего-то. Рассмотрим эти группы приставок.

1. Приставки, правописание которых зависит от глухости/звонкости последующего согласного.

Сюда относятся так называемые приставки на -з, — с, их ровно шесть:

2. Приставки, правописание которых зависит от лексического значения.

Это приставки пре-/при-.

Итак, какие значения характерны для каждой приставки:

а) Значения приставки пре:

1) Значение высшей степени качества. Проще говоря, это значение равно значению слова очень.

2) Значение, близкое значению приставки пере- (следует понимать, что не всегда в таких случаях приставку пре- можно заменить приставкой пере- , здесь важно сходство их значений)

б) Значения приставки при:

3) «недодействие», то есть неполнота действия, близко к значению «слегка»

4) «завершенное действие», то есть доведенное до конца

5) «близость к чему-либо», то есть «около»

3. Приставки, правописание которых зависит от ударения.

В эту группу входят приставки:
рас-/рос (раз-/роз-)
Если вы не забыли, то эти приставки относятся и к первой группе, поэтому имеют вариант написания —з/-с.

Без ударения в них пишется буква А, а под ударением. — под ударением проблемы нет, что слышим, то и пишем, как правило, это буква О.

Чтобы правильно выполнить задания на правописание приставок, надо знать еще два правила:

1. О выборе Ы-И после приставок в словах с корнями с первой буквой И.

Исключения: русские приставки МЕЖ- (межинститутский, после Ж невозможна Ы!) и СВЕРХ- (сверхинтеллект)и целое слово ВЗИМАТЬ.

! Обратите внимание, речь идет о происхождении приставки, а не корня.

2. Выбор Ъ после приставок.

Ъ также пишется в иноязычных словах после иноязычных приставок (как правило, в современном русском языке эти приставки уже не осознаются и не выделяются) аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс- и после начальной составной частицы пан-

! Не путать со словами, в корнях которых пишется Ь: обезЬяна, пЬедестал, пЬезозажигалка, арЬергард и т.п.

! Не пишутся ни Ъ, ни Ь после приставки перед корнем, начинающимся с нейотированных гласных, например Э, У: сэкономить, разудалый и т.п

Проверочные работы по теме «Морфемика» 5 класс

Представлен материал для проведения проверочных работ после изучения темы «Морфемика», а также работа с текстом по этой же теме.

Просмотр содержимого документа
«Проверочные работы по теме «Морфемика» 5 класс»

Проверочная работа по теме: «Морфемика» Вариант1 Оценка:

Фамилия, имя ___________________________________________

Подчеркните однокоренные слова к выделенным словам: Глаз – глазом, глаза, глазной, о глазе, сглазить, глазастый, глазам, глазу, глазами. Далёкий – далёкого, далёким, далеко, далёкому, отдалить, даль, далёкими, удаление, далёких.

Обозначьте в словах приставку ПОД-: Подарок, подбросить, подавальщик, подбить, подговорить, подождать, подруга, подсвечник, подумать, подъезд.

Обозначьте в словах суффиксы: Автоматчик, баянист, зёрнышко, парусник, берёзонька, голубоватый, писатель, билетик.

Выпишите слова, состоящие из приставки, корня и окончания. Обоснуйте свой выбор графически:

Погрузка, пригород, ореховый, поговорка, облетят, побегут.

Работа с текстом 1) Берёза и осина – светолюбивые деревья. 2) У осины каждый листик робко трепещет и со всех сторон купается в свете. 3) А под осиной растут тенелюбивые травы. 4) Такой густой осинник, что заяц не проскочит.

Из предложений 1 и 2 выпишите слова с нулевым окончанием.

Из предложений 3 и 4 выпишите слово, состоящее из приставки, корня и окончания.

Подчеркните слова, которые имеют два корня.

Выпишите из текста к слову ОСИНА все формы этого слова.

Произведите морфемный разбор слова ОСИННИК.

Проверочная работа по теме: «Морфемика» Вариант2 Оценка:

Фамилия, имя ___________________________________________

Подчеркните однокоренные слова к выделенным словам: Звезда – звёздочка, о звезде, звездой, созвездие, звёзды, звёздами, звездопад, о звёздах, звёздный, звезду. Глубокий – глубокому, о глубоком, глубина, глубь, глубокими, глубоко, глубокого, глубоким, глубинный, глубоких.

Обозначьте в словах приставку ОБО-: Обобрать, обогатить, обогнать, ободок, обои, обогнуть, оборвать, оболочка, обожать, оборотень.

Обозначьте в словах суффиксы: Бумажонка, журналист, ковшик, молочник, паркетчик, синеватый, мыслитель, зёрнышко.

Выпишите слова, состоящие из приставки, корня и окончания. Обоснуйте свой выбор графически:

Заберёт, поганка, повар, заводят, заварка, нагрузка.

Работа с текстом 1) Охотники осенью жаловались, что пропали зайцы. 2) Некоторые связывали исчезновение зайцев с вырубкой леса. 3) Слух о зайцах мгновенно обежал весь городок. 4) Но мы быстро взяли заячий след и вышли к кустарнику, там мы увидели зайца.

Из предложений 3 и 4 выпишите слова, в которых нет и не может быть окончания.

Из предложений 2 и 3 выпишите слово, состоящее из приставки, корня, суффикса и окончания.

В предложениях 1 и 4 подчеркните все слова с приставками.

Выпишите из текста все формы слова ЗАЙЦЫ.

Произведите морфемный разбор слова ОХОТНИКИ.

Проверочная работа по теме: «Правописание приставок и корней» Вариант1 Оценка:

Фамилия, имя ___________________________________________

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте приставки: П..глядеть, з..гнать, ..гореть, ..тгреметь, п..дпрыгнуть, ..богатить, .бъехать, н..рисовать, д..прыгнуть, пр..скочить.

Подчеркните слова, к которым можно подставить приставку РАС-: Тереть, мотать, жевать, крошить, швырять, вешать, дробить, чесать, мыть, хвастаться.

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте корни:

Сл..жить вещи грамотно изл..гать молодая пор..сль зар..сли шиповника

Изучать прил..гательное прил..жение к журналу новая отр..сль выр..стить сына

Выпишите слова, в которых после шипящей пишется О:

Ш..лк, обж..ра, ш..пот, ш..рох, ш..ссе, ш..рстка, крыж..вник, ж..рдочка, ж..нглёр, ч..лн _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выпишите сначала слова с буквой И после Ц, а затем с Ы после Ц.

Скворц. станц..я, ц..рк, ц..ганка, синиц..н, ц..ферблат, ц..ркуль, ц..плёнок. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверочная работа по теме: «Правописание приставок и корней» Вариант2 Оценка:

Фамилия, имя ___________________________________________

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте приставки: З..черкнуть, ..бросить, об..гнать, п..дчернуть, п..двинуть, н..крыть, пр..браться, д..катился. ткрыть, ..красить.

Подчеркните слова, к которым можно подставить приставку БЕЗ-: Грамотный, порядок, снежный, денежный, звёздный, крайний, классовый, звучный, страшный, лунный.

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте корни:

Подр..сли на грядке южное р..стение высказать предпол..жение распол..жился на полянке

Маленький р..сток выр..щенная морковь произвести сл..жение сл..гать песни

Выпишите слова, в которых после шипящей пишется О:

Пч..лка, ш..к, ч..рный, ш..колад, щ..чка, ж..кей, реш..тка, ш..рох, щ..лкать, крыж..вник. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выпишите сначала слова с буквой И после Ц, а затем с Ы после Ц.

Полиц..я, ц..ган, танц. ц..ркуль, куниц..н, нац..я, ц..фра, бубенц... _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


источники:

http://examer.ru/ege_po_russkomu_yaziku/teoriya/pravopisanie_pristavok

http://multiurok.ru/files/provierochnyie-raboty-po-tiemie-morfiemika-5-klass.html