Приставка
Приставка, или префикс (от лат. prae — впереди, fixus — прикреплённый) — это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов, например: выписать, накинъ, разнести. Приставка не является обязательным элементом слова. Есть много слов различных частей речи, не имеющих приставок, но являющихся базой для образования новых слов с помощью приставок или приставок и суффиксов: думать — вздумать, выдумать, додумать, задумать, надуматъ, недодумать; граница — заграничный, пограничный, пограничник; вред — безвредный, небез-вред-н-ый, обез-вред-и-ть; нет — от-не-ка-ть-ся; против — напротив; простой — за-прост-о, попросту, по-простому, у-прост-и-тъ. При помощи приставок образуются слова той же части речи, что и производящее слово: бежать — при-бежать, радостный — безрадостный, автор — соавтор.
В русском языке существуют исконно русские приставки (в-, от-, без-, при-, пере-, над-, под- и т. д.) и заимствованные (а-, анти-, архи-, де-, суб-, дис-, интер- и др.): подстригать, бесцветный, слезать, почистить; античастица, деклассированный, диспропорция, интернационалист.
В слове может быть одна приставка, а может быть несколько. Ср.: без-мерный — без-раз-мерный, положить — рас- полож-ить неприятный — пре-не-приятный. Приставка обычно находится в начале слова, но в сложном слове может быть и в середине: смысло-раз-личительный, рель-со-у-кладчик, водо-за-бор.
Чаще всего с помощью приставок образуются имена прилагательные и глаголы. При этом на основное значение слова накладываются дополнительные смысловые оттенки, привносимые приставками. Например, от глагола бежать с помощью различных приставок <при-, у-, от-, за- и др.) можно образовать родственные слова, которые будут различаться оттенками значений, выражаемых приставками: при— значение приближения, у-, от- значение удаления, за- — значение кратковременности действия, до- — значение результата действия и т. д.
Приставки могут быть синонимичными, антонимичными и омонимичными. Так, в парах слов беспорядок и непорядок, выстроить и построить, выкупать и искупать приставки имеют одно и то же значение, употребляются в одинаковых по смыслу словах, различаются лишь оттенками значений, следовательно, являются синонимами.
Примерами приставок-антонимов могут быть глагольные приставки в- и вы- (влететь и вылететь), за- и раз-(завязать и развязать), за- и от- (закрыть и открыть), по- и раз- (полюбить и разлюбить).
Омонимичными являются приставки в глаголах: 1) сбежать, скатиться (с горы); 2) сбегать, сходить (в магазин); 3) сделать, сшить. Приставки в первом и втором примерах различаются значением, а приставка с- в третьем примере отличается от указанных ещё и функцией (является не словообразовательной, а формообразующей, образует форму совершенного вида глаголов).
Приставка является словообразовательным элементом, но некоторые приставки могут употребляться для образования форм имён прилагательных и глаголов. Например: лучший — наи-лучший, скверный — прескверный, делать — с-делать, ломать — с-ломатъ.
Морфемика. Словообразование
Морфемика (от греч. morphe — форма) — раздел науки о языке, изучающий состав слова. Морфемика решает два вопроса: 1) как классифицируются морфемы и 2) как слово членится на морфемы.
Морфема — минимальная значимая единица языка, значимая часть слова (минимальной, но незначимой языковой единицей, напомним, является звук). Иными словами, морфема имеет и звучание, и значение.
Морфемы делятся на корневые и некорневые (аффиксальные), выделяют как отдельную группу флексии.
Корень — общая часть родственных слов; обязательная часть слова. Именно корень является носителем основного лексического значения. Слов без корня нет. Служебные слова (например, от, если. ведь), междометия (ах, алло, ура), некоторые наречия (очень), а также неизменяемые существительные (кафе, метро) состоят только из корня.
Если корень употребляется самостоятельно или в сочетании с флексией, то он называется свободным . Свободные корни мы видим, например, в словах дом , школ а, ид ти.
Корни, употребляемые только с приставками и/или суффиксами, называются связанными :
об у ть, на де ть, подъ ём — под ним ать , под ня ть .
Если морфемы, не теряя своего значения, в разных позициях пишутся и произносятся по-разному (как в случае с корнями НИМ — НЯ — ЁМ), то их называют алломорфами.
К аффиксальным морфемам относят приставки, суффиксы, постфиксы и интерфиксы.
Приставка (префикс) — морфема, находящаяся перед корнем и служащая для образования новых слов в рамках одной части речи: при бежал — у бежал — за бежал; над стройка — пере стройка — за стройка.
В роли приставки (префикса) может употребляться корневая морфема, употребляющаяся с несколькими корнями. В этом случае она называется префиксоидом : авиа отряд, авиа бомба (префиксоид авиа-), авто заправка, авто мойка (префиксоид авто-), еже дневный, еже годный (префиксоид еже-), радио передача, радио спектакль (префиксоид радио-).
Суффикс — морфема, стоящая после корня перед флексией, указывающая, как правило, на часть речи и/или на элемент значения слова: уч и ть — учи тель — учитель ниц а; тигр — тигр ёнок ; чай н ый — чай ник .
Постфикс — морфема, стоящая после флексии: улыбаешь ся , что- либо . В школьной практике изучения морфемики допустимо обозначать постфикс как суффикс.
Интерфикс — морфема, служащая для соединения корней и для образования таким образом новых слов. Чаще всего интерфиксами являются О и Е: вод о провод, молок о воз, лес о заготовки, кин о фильм, пеш е ход, везд е сущий, птиц е лов, пыл е сос. Реже используются интерфиксы И, А, Ю: десят и классник, сорок а летний, тро ю родный.
По поводу этой группы соединительных элементов в науке нет единого мнения, нет даже единой позиции по поводу того, называть ли их морфемами. Чаще всего к интерфиксам (их называют интерфиксы первой группы) относят соединительные гласные: пар-о-ход, сам-о-лёт, солнц-е-стояние, шест-и-этажный .
Относительно интерфиксов второй группы существуют разные точки зрения. К ним относят вставляемые между корнем и суффиксом согласные: жи-л-ец, пе-в-ец, стул-ь-я (ь=[j]), мат-ер-и, чуд-ес-а . Возникновение этих «согласных-прокладок» вызвано явлениями исторической фонетики и грамматики. Преобладающая точка зрения такова: в большинстве случаев интерфиксы второй группы относят к части суффикса: пе-вец ; в словах, происходящих от старославянского пятого склонения (мать — матер-и , чудо — чудес-а ) вставные элементы считаются наращением корня.
К флексиям относят окончание и формообразующий суффикс.
Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая есть только у изменяющихся слов. Нет и не может быть окончаний у наречий, неизменяемых существительных и прилагательных, у инфинитива и деепричастия, а также у служебных частей речи. Окончания как правило, несут грамматическое значение рода, числа, падежа, лица. Если морфема выражает хотя бы одно из перечисленных грамматических значений, то она является окончанием. В сложных существительных и числительных выделяют два окончания: дв ум стам, диван ом -кровать ю .
Формообразующий суффикс — вид флексии, служащий для образования форм слова. В отличие от окончаний, формообразующие суффиксы служат для выражения значений времени, наклонения, степени сравнения, залога. В слове пис-а-вш-ий две флексии: окончание -ий и формообразующий суффикс -вш- , указывающий на действительный залог и прошедшее время. То же наблюдаем в слове пис-а-л-а : формообразующий суффикс -л- и окончание -а . Как и окончание, формообразующий суффикс не входит в основу .
Флексия может быть формально не выражена, в этом случае мы имеем дело с нулевой флексией, или значимым отсутствием морфемы, несущим информацию о грамматической форме слова. Например, в слове дом нулевое окончание указывает на мужской род, именительный или винительный падеж, а в слове читал нулевое окончание указывает на мужской род.
Основа — обязательный элемент морфемной структуры слова, выражающий его лексическое значение; это часть слова без флексий.
Следует особо отметить, что в глаголах выделяют две модификации основы: 1) основу инфинитива и 2) основу настоящего/будущего времени.
Основа инфинитива определяется путём отделения формообразущего суффикса -ть, -ти или -чь:
слыша-ть, помо-чь, вез-ти, работа-ть .
Основа настоящего/будущего времени определяется по форме третьего лица множественного числа :
слыш-ат, помог-ут, вез-ут, работаj-ут .
Морфемы, как и другие языковые единицы, вступают друг с другом в системные отношения. Эти отношения могут быть омонимичными, синонимичными или антонимичными.
Омонимичными называют морфемы, совпадающие по звучанию-написанию, но различающиеся по значению. В первую очередь, это корни слов-омонимов : гриф (птица; часть струнного инструмента; штемпель), мир (отсутствие войны; земля, свет). Префиксальные омонимы : с- (значение «вниз» — с- прыгнуть ; значение «результат действия» — с-делать ), про- (значение «полнота выполнения действия» — про-смотреть, про-читать; значение «вместо», «за» — про-ректор). Суффиксальные омонимы : -тель- (значение «прибор» — нагрева-тель, выключа-тель; значение «лицо, производящее действие» — учи-тель, води-тель).
Синонимичными являются морфемы, разные по написанию и звучанию, но имеющие близкое значение. Синонимичные корни , разумеется, встречаются в словах-синонимах: говор-ить, бесед-овать; спеш-ить, тороп-иться; муж, супруг. Синонимичные приставки : из-гнать, вы-гнать, про-гнать . Синонимичные суффиксы , например, -тель, -ец, -щик со значением «лицо, производящее действие»: чита-тель, чт-ец; жи-тель, жи-л-ец; смотри-тель, надсмотр-щик .
Антонимичными чаще всего, кроме корней слов-антонимов, бывают приставки : при-ехать, у-ехать; во-йти, вы-йти; при-вык, от-вык; под-земный, над-земный . Антонимичными являются также суффиксы с противоположным значением: нож-к-а, нож-ищ-а .
Внимательный анализ слова необходим прежде всего там, где одинаковость звучания и написания слова не совпадает с одинаковостью морфемной структуры: точ-к-а (от «точить») и точк-а («знак препинания»), лис-ичк-а («маленькая лиса») и лисичк-а («гриб»), с-пе-ть (от «петь») и спе-ть («зреть»), печь («печка») и пе-чь («выпекать»).
Словообразование — это процесс образования производных слов и раздел языкознания, изучающий этот процесс. Новые слова образуются несколькими способами.
1. Приставочный способ: пере делать ← делать; полу ботинки ← ботинки; не большой ← большой.
2. Суффиксальный и суффиксально-постфиксальный способ: дом ик ← дом; син ев а ← синий; горд и ть ся ← гордый.
3. Постфиксальный способ (может рассматриваться как вариант суффиксального): брить ся ← брить.
4. Приставочно-суффиксальный (конфиксация) : под зем н ый ← земля; под стакан ник ← стакан; при бреж н ый ← берег. Одновременное присоединение приставки и суффикса/постфикса называется конфиксацией .
5. Приставочно-постфиксальный (может рассматриваться как вариант конфиксации): раз бежать ся ← бежать.
6. Безаффиксный , или бессуффиксный способ (в науке является разновидностью суффиксального, так как используется нулевой суффикс): бег ← бежать; слух ← слушать.
7. Аббревиация — сокращение исходных слов до первых букв или начальных и/или конечных частей: МИД ← Министерство иностранных дел; вуз ← высшее учебное заведение; обком ← областной комитет; колхоз ← коллективное хозяйство; торгпредство ← торговое представительство.
8. Сложение основ : тёмно-красный, лесостепь, многоуважаемый .
9. Сложение слов : диван-кровать, нижеподписавшиеся, сегодня .
10. Транспозиция — переход из одной части речи в другую:
а) субстантивация (переход прилагательных, причастий, числительных и др. частей речи в разряд существительных): столовая в школе, домашняя гостиная , навестить больного в госпитале, трое в лодке, заведующий складом;
б) адъективация (переход причастий в разряд прилагательных): блестящий ответ, приподнятое настроение;
в) вербализация (переход в разряд глаголов — чаще всего междометий): Татьяна ах ! а он реветь (А.С. Пушкин);
г) адвербиализация (переход в разряд наречий): увидимся утром , получить даром ;
д) препозиционализация (переход в разряд предлогов): благодаря помощи, в течение часа;
е) интеръективация (переход слов и словосочетаний в разряд междометий): батюшки! караул! вот оно что!
Омонимичные, синонимичные и антонимичные морфемы
Морфемы, как и единицы других языковых уровней, вступают в системные отношения друг с другом. С точки зрения значения морфемы, как и слова, могут быть омонимичны, синонимичны или антонимичны друг другу.
Омонимичными называются морфемы, совпадающие по звуковому составу, но различающиеся по значению.
К о р н е в ы е омонимы — это прежде всего корни лексических омонимов, например, гриф ‘птица’, гриф ‘штемпель, печать’ и гриф ‘часть струнного инструмента’.
К п р е ф и к с а л ь н ы м омонимам относятся некоторые приставки, участвующие в образовании слов как одной части речи (с 1 — со значением ‘вниз’: с-прыгнуть ← прыгнуть; с 2 — со значением ‘результат’: с-делать ← делать), так и разных частей речи (про-ректор ← ректор и про-слушать ← слушать).
Омонимичные с у ф ф и к с ы могут быть представлены у слов как одной и той же части речи (-ин 1 — со значением ‘единичность’: солом-ин-а ← солома; -ин 2 — со значением ‘большой’: столб-ин-а ← столб; -ин 3 — со значением ‘мясо’: лосос-ин-а ← лосось), так и разных частей речи (дом-ин-а ← дом, бабушк-ин ← бабушка).
Синонимичными являются морфемы, имеющие совершенно разный звуковой состав, но совпадающие или близкие значения. Синонимичными могут быть морфемы всех видов.
К о р н е в ы е синонимы употребляются в составе лексических синонимов: спеш-и-ть — тороп-и-ть- ся.
Как пример синонимичных п р и с т а в о к можно отметить вы- и из- (вы-гнать — из-гнать).
С у ф ф и к с а л ь н ы х синонимов особенно много среди суффиксов существительных, например суффиксы -ец-, -тель-, -ун-, -щик- со значением ‘производитель действия’: чт-ец, писа-тель, бег-ун, надсмотр-щик.
Синонимичны п о с т ф и к с ы -то, -либо, -нибудь.
Морфемы с противоположными значениями называются антонимичными.
К к о р н е в ы м антонимам относятся корни лексических антонимов, например: глубок-ий — мелк-ий.
К с у ф ф и к с а л ь н ы м антонимам относятся словообразовательные суффиксы с
соотносительным противоположным значением, например: руч-ищ-а — руч-к-а.
Особенно широко распространены антонимичные отношения среди п р и с т а в о к: с-прыгнуть — за- прыгнуть, в-бежать — вы-бежать, при-лететь — у-лететь.
© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.
http://moslingvist.ru/10_klass/morfemika_slovoobrazovanie/
http://grammatika-rus.ru/omonimichnye-sinonimichnye-i-antonimichnye-morfemy/