Ать это суффикс или окончание у глагола

СУФФИКС ИЛИ ОКОНЧАНИЕ?

Л.С.СТЕПАНОВА

В большинстве принятых сейчас учебников и учебных пособий морфемы неопределенной формы глаголов (-ть, -ти и -чь) называют «окончанием инфинитива» или «показателем неопределенной формы». Эта точка зрения встречается, например, в учебниках С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

В пособии М.Т. Баранова, Т.А. Костяевой, А.В. Прудниковой «Русский язык. Справочные материалы» (М.: Просвещение, 1987) говорится: «Глаголы в неопределенной форме имеют следующие окончания. » (с. 104). Далее приводится таблица, где -ть и -ти называются окончаниями, а -чь – суффиксом, после которого следует нулевое окончание. В «Сборнике упражнений по русскому языку для поступающих в вузы» Д.Э. Розенталя (Изд-во Московского университета, 1994) также читаем: «Неопределенная форма образуется посредством окончаний -ть или -ти» (с. 109).

Однако в том же «Сборнике упражнений. » Д.Э. Розенталя в § 17 «Состав слова» говорится: «Слова русского языка с точки зрения морфологической структуры делятся на слова, имеющие формы словоизменения, и слова, не имеющие форм словоизменения. Слова первой группы распадаются на две части: основу и окончание, или флексию; слова второй группы представляют собой чистую основу» (с. 37–38). И далее: «Окончание, или флексия, – это изменяемая часть слова, которая указывает на отношение данного слова к другим словам, т.е. является средством выражения синтаксических свойств слова в предложении» (с. 38). То же находим и в пособии «Русский язык. Справочные материалы» М.Т. Баранова и др.: «В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание. а в неизменяемых – только основа. ». И дальше: «Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Неизменяемые слова окончаний не имеют» (с. 34).

Налицо противоречие: если неопределенная форма глагола имеет окончание, то в соответствии с приведенными определениями она должна представлять собой грамматическую категорию, имеющую формы словоизменения, т.е. надо тогда признать неопределенную форму глагола изменяющейся. Однако во всех приведенных изданиях мы без труда найдем недвусмысленное указание на неизменяемость инфинитива. В разделе «Словосочетание» при определении примыкания, естественно, приводятся примеры примыкания инфинитива, а в учебнике русского языка С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко для 8-го класса прямо говорится: «Зависимое слово при примыкании является неизменяемым (наречие, неопределенная форма глагола, деепричастие)».

Вероятно, чтобы избежать этого непримиримого противоречия, в учебном пособии под ред. В.В. Бабайцевой («Русский язык. Теория и практика». М.: Просвещение) конечные морфемы инфинитива -ть, -ти и -чь определяются как суффиксы. Так же определяются эти морфемы и в справочном издании «Русский язык. Энциклопедия» (Изд. 2-е, перераб. и доп. Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М.: «Большая Российская энциклопедия», «Дрофа», 1997). Здесь в статье «Инфинитив» говорится: «Инфинитив состоит из основы и суффикса» (с. 158).

Но тут мы сталкиваемся с другим противоречием – с традиционным определением основы как части слова без окончания. Получается, что в неопределенной форме глагола суффикс не входит в основу.

Однако все противоречия снимаются, если в школьную программу ввести давно принятое в лингвистике деление суффиксов на словообразовательные и словоизменительные, или формообразующие. В процитированном издании «Русский язык. Энциклопедия» в статье «Суффикс» читаем: «Суффиксы могут быть словообразовательными (служащими для образования отдельных слов) и словоизменительными (служащими для образования форм слова). Словоизменительными являются суффиксы сравнительной и превосходной степени (сильн-ее, сильн-ейш-ий), прошедшего времении (нес-л-а), инфинитива (нес-ти), причастий (нес-ущ-ий, нес-ш-ий, принес-енн-ый) и деепричастий (гляд-я, написа-вши). » (с. 547). В учебнике для студентов высших учебных заведений «Современный русский язык» под ред. Д.Э. Розенталя, ч. 1. (М.: Высшая школа, 1979) словоизменительные аффиксы называются формообразующими: «По. своей функции аффиксы делятся на словообразовательные и формообразующие. Формообразующие аффиксы новых слов не образуют, они не меняют лексического значения слова, а используются для образования форм того же самого слова» (с. 146). В этом же учебнике совершенно определенно говорится: «Большинство глаголов образует неопределенную форму при помощи суффиксов -ть и -ти. Глаголы на -чь представляют в современном языке небольшую группу. ».

Понятно, что в этом случае несколько меняется и определение основы. Поскольку формообразующие суффиксы не входят в основу слова, то и само понятие основы можно определить так: основа – это часть слова, остающаяся после отсечения окончания и формообразующего суффикса (писа-ть, писа-л, писа-вш-ий). На практике основа так и определялась всегда (объясняя учащимся, например, образование формы глаголов прошедшего времени, учитель говорил, что она образуется прибавлением к основе суффикса прошедшего времени -л-), поэтому тем более стоит устранить путаницу в теории.

Основываясь на вышесказанном, я предлагаю внести в курс изучения русского языка в школе следующие изменения.

1. В разделе «Словообразование» дать подразделение суффиксов на словообразовательные и формообразующие 1 .

    Словообразовательные суффиксы служат для образования новых слов, меняя лексическое значение слова: дом – дом-ик (маленький дом), узна-ть – узна-ва-ть (глагол приобретает значение длительности/многократности и незавершенности действия) и т.д.

    Формообразующие суффиксы служат для образования форм слова и не меняют лексического значения слова. Формообразующие суффиксы отличаются от окончаний прежде всего тем, что не могут служить для выражения связи слов в словосочетании и предложении. К формообразующим суффиксам относятся следующие:

    суффиксы сравнительной и превосходной степени -ее, -е (быстр-ый – быстр-ее, быстр-о – быстр-ее; чищ-е), -ейш-, -айш- (скучн-ый – скучн-ейш-ий, велик-ий – велич-айш-ий);

    суффикс прошедшего времени глаголов -л- (писа-л, сиде-л-а);

    суффиксы инфинитива (писа-ть, нес-ти, бере-чь)

    суффиксы инфинитива (писа-ть, нес-ти, бере-чь) (при этом в случае с суффиксом -чь происходит явление наложения (аппликации), когда -ч- одновременно принадлежит и корню, и суффиксу (историч. изменения: берег-ти – бере-чь);

    суффиксы причастий -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- (пиш-ущ-ий, чита-ющ-ий, стро-ящ-ий, дыш-ащ-ий), -ш-, -вш-, -нн-, -енн-, -т- (нес-ш-ий, писа-вш-ий, разодра-нн-ый, купл-енн-ый, обу-т-ый), -ем-, -ом-, -им- (преследу-ем-ый, вед-ом-ый, гон-им-ый);

    суффиксы деепричастий -а, -я (крич-а, чита-я), -учи, -ючи (крад-учи-сь, жале-ючи), -в, -вши, -ши (увиде-в, умы-вши-сь, вынес-ши);

    суффикс повелительного наклонения (в глаголах с основой наст. вр. на согласный) (попрос-и) 2 .

    2. При графическом морфемном и словообразовательном разборе обозначать формообразующие суффиксы обычным, принятым для обозначения суффиксов значком ^ 3 .

    3. При графическом морфемном и словообразовательном разборе не включать формообразующие суффиксы в состав основы слова (умыва-я-сь, прочита-вш-ий, буд-учи).

    4. Изменить определение основы. Основа – это часть слова, выражающая его лексическое значение и остающаяся после отсечения от слова окончания и формообразующего суффикса. В склоняемых или спрягаемых словах (кроме причастий, превосходной степени прилагательных и прошедшего времени глаголов) основа определяется при отсечении от них окончания (мор-е, торопл-ю-сь, осенн-ий). В причастиях, прилагательных превосходной степени и глаголах прошедшего времени, кроме того, при определении основы отсекаются формообразующие суффиксы (бушу-ющ-ий, свеж-айш-ий, привез-л-а). В сравнительной степени наречий и прилагательных, в деепричастиях, инфинитивах и повелительном наклонении глаголов при определении основы отсекаются формообразующие суффиксы (быстр-ее, проигра-в, откры-ть, принес-и).

    5. Безусловно, такое определение основы потребует и несколько иного, чем принятый сейчас, порядка изучения морфемного состава слова. Понятие об основе слова и ее практическое нахождение станет возможным лишь после знакомства учащихся с категорией «суффикс» и «формообразующий суффикс».

    Все перечисленные изменения позволят, по моему мнению, не слишком усложняя обучение русскому языку в школе, избежать непримиримых противоречий и путаницы в данном вопросе, механического запоминания учениками морфемного состава слова, а также помогут приблизить уровень школьного изучения русского языка к вузовским требованиям.

    1 Термин «формообразующие суффиксы» представляется более удачным, чем «словоизменительные», прежде всего потому, что словоизменительной морфемой является окончание, которое действительно служит средством изменения слов в соответствии с синтаксическими требованиями. Окончания как словоизменительная морфема есть только у изменяемых (склоняемых или спрягаемых) слов. Формообразующие суффиксы присутствуют и у неизменяемых слов и не выполняют синтаксической функции. Они именно образуют особые формы слова.

    2 Суффикс повелительного наклонения -и выделяется как формообразующий в цитировавшемся ранее учебнике Д.Э. Розенталя для студентов высших учебных заведений, т. 1, с. 258. В некоторых других работах -и определяется как окончание глаголов повелительного наклонения (см. «Русский язык. Энциклопедия», изд. 2-е, с. 346). Однако, на мой взгляд, эта морфема не соответствует определению окончания, т.к. не служит для выражения синтаксических связей данного слова с другими словами в словосочетании и предложении.

    3 В некоторых новейших работах можно встретить значок «^» («домик») для обозначения конечной морфемы инфинитива. Мотивировано это тем, что данная морфема совмещает признаки суффикса и окончания. Однако мне представляется эта точка зрения неубедительной, т.к. окончание – это словоизменительная морфема, служащая для выражения синтаксических отношений согласования и управления данного слова с другими словами словосочетания и предложения. Формообразующий суффикс никогда не выполняет и не может выполнять такую синтаксическую функцию, т.е. он лишен главных свойств и признаков окончания.

    Поиск ответа

    Всего найдено: 13

    Вопрос № 295324

    Здравствуйте! Подскажите,пожалуйста, почему глагол «спать», который было бы логично отнести к первому спряжению, так как оканчивается на -ать , принимает окончания второго спряжения?он же не является исключением.

    Ответ справочной службы русского языка

    У глаголов с ударными личными окончаниями тип спряжения определяется по окончаниям. При этом совершенно не имеет значения, какой гласный перед —ть. Поэтому глагол спать (а также лететь, гореть, шуметь и т. д.) второго спряжения.

    Вопрос № 280144

    Здравствуйте.
    Я обнаружила, что в школьной программе инфинитив глагола остался без окончаний.
    В школе мы проходили, что -ить, -ать — окончания, в институте — что -а-, -и- — суффиксы, а -ть — окончание.
    Сейчас с удивлением увидела, что -ть тоже стало суффиксом, хотя морфемные словари об этом еще не знают.
    Как вы можете это прокомментировать, на что следует ориентироваться при морфемном разборе, где можно ознакомиться с обоснованием этих новшеств?
    Заранее спасибо.

    Ответ справочной службы русского языка

    В лингвистике нет (и не было) единой позиции по этому вопросу. Одни языковеды считают — ть суффиксом, другие – окончанием. В школьной практике — ть сейчас чаще выделяют как суффикс, но в некоторых школьных курсах -ть по-прежнему рассматривают как окончание.

    Вопрос № 278218

    Уважаемая Грамота! Помогите разобраться с морфемным анализом инфинитива. Например, в словах типа бегать, говорить и пр. выделяется два суффикса (бег-а-ть, говор-и-ть), или же ть — это окончание? Дело в том, что разные источники по-разному именуют ть: в некоторых его называют суффиксом инфинитива, а в других — окончанием. Даже попался источник, где -ать (бегать), -ить (говорить) считались окончанием. Благодарю за ответ!

    Ответ справочной службы русского языка

    Всё именно так: в лингвистике нет единой позиции по этому вопросу. Одни языковеды считают — ть в инфинитиве суффиксом, другие – окончанием. Гласный перед — ть – суффикс. Выделение окончания -ать , -ить неправомерно.

    Вопрос № 273427

    Здравствуйте!
    Какой частью слова являются -еть, -ать , -ить и т.д. в неопределенных формах глагола (инфинитивах)?
    Благодарю. Ольга.

    Ответ справочной службы русского языка

    «ТЬ» является показателем неопределенной формы (инфинитива), а предшествующий гласный входит в основу глагола.

    Вопрос № 265513

    содержать
    По правилам, глагол относится к 1-му спряжению ( на -ать , ять), но при этом в окончании нужно писать И. Например: Книга не содержит умных мыслей.
    Но в глаголах на АТЬ нужно писать не содержет. .
    Можете прояснить эту ситуацию?
    Запуталась в правилах .

    Ответ справочной службы русского языка

    Вспомните об исключениях: гнать, держать, дышать, зависеть. Все приставочные образования от этих глаголов тоже являются исключениями. Держать входит в число исключений, в личных окончаниях пишется И (держит) , поэтому тот же гласный пишется и в личных окончаниях глагола содержать.

    Вопрос № 265504

    Скажите, пожалуйста, какое правило постановки дефиса действует в отношении растягиваемых в речи слов, как например: «че-е-е-ерез», «опя-я-я-ть» и т. д. Заранее спасибо за Ваш ответ!

    Ответ справочной службы русского языка

    Дефис употребляется для передачи протяжного звучания гласных (обычно гласный повторяется 3 раза): че-е-ерез, опя-а -ать .

    Вопрос № 261007

    Подскажите, пожалуйста, как определить спряжение глагола журчать. По окончанию инфинитива -ать данный глагол относится к 1 спряжению, а при спряжении появляются окончания -ит, -им, свойственные 2 спряжению.

    Ответ справочной службы русского языка

    Журчать – глагол второго спряжения (определяется по ударным личным окончаниям). См. также «Горячую десятку вопросов».

    Вопрос № 258903

    Здравствуйте. Каковы правила формирования страдательных причастий прошедшего времени? Заранее спасибо

    Ответ справочной службы русского языка

    Страдательные причастия прошедшего времени образуются от переходных глаголов НСВ и СВ (причастия от глаголов НСВ немногочисленны) от основы прошедшего времени с помощью суффиксов:

    -н(н)- от глаголов на -ать , -ять и -еть : прочита-нн-ый ,

    -ен(н)- от основ на согласный и -ить : унес-енн-ый, построенный,

    -т- от основ на -нуть , -оть , -ереть и от односложных глаголов и производных от них: замкну-т-ый, коло-т-ый, запер-т-ый, би-т-ый, разби-т-ый .

    Вопрос № 257467

    В диктанте дочь написала: «. выровненная тропинка. » Учитель русского языка исправила так: «выровнянная» — это правильно?

    Ответ справочной службы русского языка

    Написание выровнянная невозможно. Есть слова выровненный (от вы ровнять – сделать ровным, прямым без изгибов) и выравненный (от выра внять – сделать равным). Ваша дочь написала правильно: выровненная тропинка. Действительно, в причастиях (а также отглагольных прилагательных), образованных от глаголов, оканчивающихся в неопределенной форме на -ать (-ять), пишется а (я) , например: привязать – привязанный, настоять – настоянный, посеять – посеянный, развеять – развеянный, валять – валяный. Но страдательные причастия глаголов — равнять и — ровнять с приставками – исключения, у таких причастий в суффиксах пишется е: выровненный, выравненный, приравненный.

    Вопрос № 239156

    Подскажите, пожалуйста, глагол «лежит» какого спряжения? Его личное окончание -ИТ, что, вроде бы, соответствует 2 спряжению. Но в неопр. форме этот глагол становится глаголом -ЛЕЖАТЬ (на -ать ), то есть получается 1 спряжение?

    Ответ справочной службы русского языка

    Это глагол с системой личных окончаний второго спряжения.

    Вопрос № 218767

    В предложении: «Георгиевский крест, обмененный старым солдатом на теплую одежду. » как правильно написать: обменЕННый или обменЯННый и почему? Какое здесь действует правило?

    Ответ справочной службы русского языка

    Правильно: _обменянный_ (от глагола _обменять_). В страдательных причастиях прошедшего времени пишется -анный, -янный, если соответствующий глагол оканчивается в неопределенной форме на -ать , -ять.

    Вопрос № 210215

    В слове читать корень чит-, а -ать — это окончание или суффикс.

    Ответ справочной службы русского языка

    Вопрос № 207336

    объясните в чём заключается правило о глаголах исключения :Гнать, держать, бежать, обидеть, слышать, видеть и вертеть, и дышать, и ненавидеть, и зависеть и терпеть.

    Ответ справочной службы русского языка

    Правило заключается в том, что глаголы с безударными личными окончаниями, оканчивающиеся в неопределенной форме на -ать и -еть, относятся к первому спряжению (и имеют в личных окончаниях гласные е, у, ю), а перечисленные в Вашем списке глаголы относятся ко второму спряжению (и имеют личные окончания с гласными и, а, я).

    Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

    Содержание:

    От чего зависит выбор гласной в личных окончаниях глаголов, суффиксах причастий?

    Когда буква зависит от спряжения

    Спряжение пригодится для выбора буквы, если глагол или причастие НЕ в прошедшем времени:

    • он кле(И/Е)т, они кле(Я/Ю)т, кле(Я/Ю)щий, кле(И/Е)мый;
    • он стел(Е/И)т, они стел(Ю/Я)т, стел(Ю/Я)щийся;
    • он слыш(И/Е)т, они слыш(А/У)т, слыш(А/У)щийся, слыш(И/Е)мый.

    Подборки слов в задании состоят из подобных примеров, когда на слух правильный вариант подобрать трудно, а иногда и невозможно. Чтобы решить задачу, определяем спряжение глагола.

    Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?

    1. Поставим глагол в неопределенную форму: пилит — (что делать?) пилить.
    2. Определить, какая гласная стоить перед — ть.

    I спряжение

    Глаголы на -ить (кроме брить, стелить), например: пилить, клеить

    II спряжение

    Все остальные глаголы, например: паять, таять, сеять, краснеть, открыть, бороться, танцевать + брить, стелить.

    Определяя спряжение глаголов, не забываем про следующие тонкости:

    1. Правильно поставить глагол в неопределенную форму (инфинитив) – это значит сохранить вид – совершенный/несовершенный, например:

    (он) улов…т: вопрос к слову – что сделает? (сов.в), начальная форма – (что сделать?) – уловить II спр.

    Если «потерять» вид, то получим ошибочный вариант :улавливать (что делать? – несов.в), в котором окончание пишется по I спр.

    2. Спряжение не зависит от постфикса СЯ/СЬ – если эта часть мешает разобраться, ее убирают, но на результате это не сказывается.

    Вернувшись к примерам, приведенным выше, получаем ответ:

    • он кле…т – клеИТЬ – II спр.;
    • он стел…т – стелИТЬ (искл.) – I спр.;
    • он слыш…т – слышАТЬ (искл.) – II спр.

    Следующий шаг – выбор гласной.

    Гласная в личных окончаниях

    Зная спряжение глагола, букву выбирают, как показано в таблице:

    Если слово начинается с приставки ВЫ-, попробуйте эту часть отбросить: чаще сразу получаем ударное окончание, например:

    ВЫшь…шь – шЁшь, ВЫбер…шь – берЁшь, ВЫлет…т – летИт.

    Возвращаясь к примерам, вписываем букву в окончание:

    • он клеИт, они клеЯт;
    • он стелЕт, они стелЮт,
    • он слышИт, они слышАт.
    • в окончаниях глаголов I спр. встречаются только гласные Е/У(Ю);
    • в окончаниях глаголов II спр. встречаются только гласные И/А(Я),

    выпускник без труда разберется с суффиксами причастий наст. вр.

    Гласная в суффиксах причастий настоящего времени

    Причастия наст. вр. всегда образовываются от глаголов в той же форме с помощью суффиксов, в которых стоит та же гласная, что и в личных окончаниях глаголов:

    1. Страдательные причастия от глаголов I спр. – ЕМ: забываЕмый (забывать), читаЕмый (читать);
    2. Страдательные причастия от глаголов II спр. – ИМ: ненавидИмый (ненавидеть).
    3. Действительные причастия от глаг. I спр. – УЩ (ЮЩ): колЮщий (колоть);
    4. Действительные причастия от глаг. II спр. – АЩ (ЯЩ): строЯщий (строить).

    Запомни слова, написание букв в суффиксе которых вызывают затруднения:

    приемлЕМый, неотъемлЕмый, незыблЕмый.

    Слово движимый пишется с ИМ, так как образовано не от слова «двигать» а от ныне устаревшего глагола второго спряжения движити.

    Закончим с примерами из начала статьи:

    Итак, в настоящем времени в глаголах I спр. и причастиях, образованных от них, пишем Е/ У(Ю), проще запомнить по одному соединению в букве. в остальных случаях – И/ А(Я). Две соединительные линии в буквах

    Когда буква НЕ зависит от спряжения

    Глаголы и причастия прошедшего времени пишут по другим правилам. Глаголы перед -Л- всегда сохраняют гласную инфинитива, а в причастиях все зависит от залога (действительные/страдательные):

    1. От инфинитива на -АТЬ, -ЯТЬ гласная перед ТЬ сохраняется в основе глаголов, действительных и страдательных причастий:
      • услышАть – услышАл, услышАвший, услышАнный;
      • посеЯть – посеЯл, посеЯвший, посеЯнный.
    2. Действительные причастия перед суффиксами Ш, ВШ сохраняют гласную инфинитива. По этому же правилу пишут деепричастия:
      • построИть – построИл, построИвший, построИв;
      • увидЕть – увидЕл, увидЕвший, увидЕв.
    3. В страдательных причастиях прошедшего времени перед НН никогда не встречается И, даже если исходный глагол на ИТЬ. Если слово не относится к первому пункту (АТЬ, ЯТЬ), то в суффиксе пишем Е.
      • простроИть – построЕнный;
      • увидЕть – увидЕнный.

    Ряд слов, образованных от Похожих глаголов нужно отметить особо.

    • выкачАнная (качАть) из колодца вода — выкачЕнная из подвала бочка (выкатИть).
    • развешАнное бельё (развешАть) — навешЕнная дверь (навесИть); взвешЕнный товар (взвесИть);
    • замешАнный в авантюру (замешАть) — замешЕнное тесто (замесИть);
    • вывалЯнный в грязи (вывалЯть) — вывалЕнный мусор (вываЛить).

    Знание правильной формы инфинитива помогает и в написании слов:

    • измучЕнный (измуЧить), слова «измучанный» нет.
    • измерЕнный (измерИть, что сделать?, от измерять причастия прошедшего времени не образуется).

    Практика ЕГЭ по русскому языку:


    источники:

    http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=-%D0%B0%D1%82%D1%8C

    http://bingoschool.ru/manual/206/