Автор программы русское правописание о

Программа элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация». 10-11 класс. Базовый уровень. ФГОС СОО.

Данная рабочая программа создана на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5-11 классы: основной курс, элективные курсы / (авт.-сост. С.И.Львова). – 3-е изд., М.: Мнемозина, 2009. Рабочая программа элективного (факультативного) курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» рассчитана на 68 часов.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация». 10-11 класс. Базовый уровень. ФГОС СОО.»

Данная рабочая программа создана на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5-11 классы: основной курс, элективные курсы / (авт.-сост. С.И.Львова). – 3-е изд., М.: Мнемозина, 2009. Рабочая программа элективного (факультативного) курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» рассчитана на 68 часов.

Повысить грамотность учащихся, развивать культуру письменной речи.

Знать правила, уметь применять их, учитывая речевую ситуацию.

Уделять особое внимание речевому общению в целом и речевому этикету.

Развивать творческий и интеллектуальный потенциал школьников.

Расширить познания учащихся по определенным темам языкознания.

Научить самостоятельно систематизировать материал, выделять главное.

Развивать умение применять теоретические знания на практике.

Воспитывать интерес к предмету, чувство патриотизма.

Владеть приемами лингвистического анализа.

Уметь применять свои знания при анализе текстов и языкового материала.

Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Курс русского языка и литературы в 10-11 классах предпо­лагает освоение предмета с целью формирования у обучающих­ся посредством освоения системы русского языка целостного представления о мире и формирования общей культуры лич­ности как неотъемлемых составляющих современного выпуск­ника общеобразовательной организации, способного ориентиро­ваться в постоянно изменяющейся действительности, готового к таким изменениям и способного адекватно на основе общече­ловеческих ценностей и общественной целесообразности адап­тироваться к изменяющейся среде, а также способного самому активно менять условия своей жизни и деятельности на благо себе, обществу и государству как нерасторжимому единству со­ставляющих мира человеческого бытия.

Важнейшими результатами освоения курса «Русский язык и литература» являются личностные, метапредметные и пред­метные результаты.

сформированность гармоничной языковой личности, спо­собной посредством усвоения языка впитать в себя уважение к нравственным ценностям русского народа, русской много­вековой культуре, толерантное отношение к языку и культу­ре народов многонациональной России и усвоение форм толе­рантного поведения в поликультурном мире;

через осознанное освоение лексического богатства русского языка, получившего образцовое воплощение в литературных произведениях отечественной классики, формирование лич­ности, несущей звание гражданина России, умеющей любить и ценить малую родину, связывающей своё будущее с разви­тием своего края, города, села;

посредством выявления языковых особенностей произведе­ний русской литературы, несущей мощнейший гуманисти­ческий заряд, формирование нравственного сознания и пове­дения на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

через понимание эстетических основ художественного текс­та, выраженных языковыми средствами, приобщение обуча­ющихся к эстетическому отношению к миру, сформированность основ экологического сознания, понимаемого относи­тельно изучения русского языка как неприменение речевой агрессии и умение противостоять речевой агрессии посред­ством организации гармонизирующего диалога, осознания необходимости саморазвития и самовоспитания в соответ­ствии с общечеловеческими ценностями и идеалами граждан­ского общества;

через усвоение научных основ изучения русского языка обес­печение понимания его системности, выявление взаимосвязи его разделов и уровней, сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

обеспечение готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни. Метапредметные результаты:

способность и готовность к продуктивному общению и эф­фективному взаимодействию на основе адекватного речевого поведения, правильного применения этикетных формул веж­ливого общения, умения выбирать языковые средства, умест­ные в конкретной речевой ситуации;

обеспечение научного исследования и самостоятельной про­ектной деятельности языковыми средствами оформления по­исковой работы, владение соответствующими стилями речи;

освоение навыков научного мышления посредством освоения учебного материала, аналитической работы с текстами раз­личной направленности и стилевой принадлежности, рефери­рования, тезирования, выявления основной мысли и приво­димых аргументов;

приобретение умений самостоятельного поиска решений и от­ветственности за принятое решение в ходе ведения исследова­тельской и проектной деятельности по предложенным линг­вистическим, межпредметным, этнокультурным и поликультурным темам проектов;

овладение качествами хорошей речи как основе логичного, последовательного, целесообразного оформления собствен­ной точки зрения, использование соответствующих речевых средств;

владение умениями работы с информацией (поиск, хранение, использование);

владение речемыслительными операциями (интерпретация, поиск аналогий; выдвижение гипотезы, научный аппарат обоснования и опровержения), необходимыми для работы с информацией;

формирование навыка познавательной рефлексии как осозна­ния правильности, целесообразности, эффективности и эко­логичности совершаемых действий и мыслительных процес­сов за счёт выполняемых в рамках программы проектных и исследовательских работ, аналитических лингвистических упражнений и аналитико-синтетических заданий к фрагмен­там предложенных текстов нравственно-этической, социаль­но значимой и научно-публицистической тематики. Предметные результаты:

сформированность понятий «национальный русский язык» и «русский литературный язык»;

понимание характера обязательности, вариативности, допус­тимости в применении норм литературного языка; закрепле­ние навыка соблюдения языковых норм в речи в ходе повсе­дневного бытового, учебного, научного, делового общения;

владение на основе полученных знаний о нормах русского литературного языка навыками самоанализа и самооценки собственной произвольной речи или воспроизведённой речи;

владение умением анализировать текст с точки зрения содер­жащейся в нём информации (основная/второстепенная, яв­ная/скрытая);

умение представлять текст в виде тезисов, конспектов, рефе­ратов, сочинений разных жанров, а содержание грамматичес­ких правил — в виде таблиц, алгоритмов, свёрнутых алгорит­мических предписаний;

более глубокое и детальное знание содержания произведений художественной литературы;

способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё к ним отношение в развёр­нутых аргументированных устных и письменных высказыва­ниях;

знание изобразительно-выразительных средств русского язы­ка и умение их применять;

осознание художественной картины мира, созданной в лите­ратурном произведении в единстве эмоционального личност­ного и интеллектуального понимания.

Основные приемы работы:

работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации;

работа с разнообразными лингвистическими словарями ( в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконичной форме дает информацию не только о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание);

орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных моделей.

Коммуникативно-деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова – функциональной грамотности, т.е. способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию (в том числе и представленную в виде правила правописания).

Рабочая программа элективного (факультативного) курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» рассчитана на 68 часов: 10 класс – 34 часа (1 час в неделю); 11 класс – 34 часа (1 час в неделю) .

Особенности письменного общения (

Речевое общение как взаимодействие между людьми посред­ством языка. Единство двух сторон общения: передача и воспри­ятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение (пере­дача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме) — слу­шание (восприятие речевых сигналов, принятых на слух); пись­мо (передача смысла с помощью графических знаков) — чтение (смысловая расшифровка графических знаков). Формы речевого общения: письменные и устные.

Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания:

в устной речи от смысла к средствам его выражения в письменной речи

Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (букв, знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвра­щения к написанному, совершенствования текста и т. д. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (раз­ные типы), конспекты, планы, рефераты и т. п.

Возникновение и развитие письма как средства общения.

Орфография Орфография как система правил правописания

Русское правописание. Орфография и пунктуация как разде­лы русского правописания.

Некоторые сведения из истории русской орфографии.

Роль орфографии в письменном общении людей, ее возмож­ности для более точной передачи смысла речи.

Орфографическое правило как разновидность учебно-научно­го текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, схема, таблица, алго­ритм и др.

Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каж­дого из них:

1) правописание морфем («пиши морфему единооб­разно»);

2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже — через дефис»);

3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, с малой — нарицатель­ные»);

4) перенос слова («переноси слова по слогам»).

Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем — ведущий прин­цип русского правописания (морфематический).

Правописание корней. Система правил, регулирующих напи­сание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.

Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; сиэв заимствованных словах.

Правила, нарушающие единообразие написания корня и и в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.

Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас- / / -кос-, -лаг-// -лож-, -бир-//-бер-, тир//-тер-, -стил- // стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса а); 2) раст//-рос-, -скак-// -скоч- (зави­симость от последующего согласного); 3) -гар- // -гор-, -твар- // -твор-, -клан- // клон-, -зар-// -зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями .

Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности .

Правописание иноязычных словообразовательных элементов .

Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з/с — фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) — морфологический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при разли­чении приставок при- и пре-.

Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правиль­ного написания суффиксов.

Типичные суффиксы имен существительных и их написание. Различение суффиксов чик- и -щик- со значением лица. Суффиксы -ек- и — ик—, -ец- и ий- в именах существительных со значением умень­шительности.

Типичные суффиксы прилагательных и их написание. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-; к- и -ск- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степе­ни и превосходной степени прилагательных и наречий и написа­ние суффиксов в этих формах слов.

Типичные суффиксы глагола и их написание. Различение на письме глагольных суффиксов ова- (ева) и ыва-(ива-). Написание суффикса е-или -и- в глаголах с приставкой; -ться и -тся в глаголах.

Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суф­фикса при образовании причастий прошедшего времени .

Правописание н и ни в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.

Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.

Различение окончаний и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падеж­ных окончаний полных прилагательных и причастий.

Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ь и ъ..

Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребле­ние ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.

Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов .

Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.

Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.

Использование орфографических, морфемных и словообра­зовательных словарей для объяснения правильного написания слов.

Прием поморфемной записи слов и его практи­ческая значимость.

Слитные, дефисные и раздельные написания

Система правил данного раздела правописания. Роль смысло­вого и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).

Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.

Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, посколь­ку и др. от созвучных сочетаний слов.

Образование и написание сложных слов (имена существи­тельные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматичес­кие отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний .

Употребление дефиса при написании знаменательных и слу­жебных частей речи.

Работа со словарем «Слитно или раздельно?».

Написание строчных и прописных букв

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.

Работа со словарем «Строчная или прописная?»

Учебно-тематический план. 10 класс

Кол-во часов, предусмотренное рабочей программой

Рабочая программа элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» для 10 класса
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме

Рабочая программа составлена на основе программы «Русское правописание: орфография и пунктуация» С.И. Львовой и рассчитана на 35 учебных недель — 1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
rabochaya_programma_10_klass_elektiv.docx82.84 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Протокол № ___ от

Заместитель директора по НМР МАОУ «СОШ №___»

Директор МАОУ«СОШ №___»

Приказ № ___ от «__»_________________20__г.

по элективному курсу «Русское правописание:

орфография и пунктуация»

Русское правописание: орфография и пунктуация

курса для 10 класса (35 ч)

Рабочая образовательная программа курса для 10 «Б» класса МОУ «СОШ№16» г. Губкина составлена в соответствии с:

  1. Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 статьи 9,15,32 (ред. от 27.12.2009)»Об образовании».
  2. Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г. №1312;
  3. Приказом Минобрнауки РФ от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  4. Приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  5. Примерной программы основного общего образования по русскому языку (базовый уровень);
  6. Программой по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы, (автор-составитель С.И.Львова). – 3-е издание, переработанное М., Мнемозина, 2009;
  7. Программой элективного (факультативного) курса для 10—11 классов;
  8. федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
  9. требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
  1. Законом Белгородской области от 3.07.2006г. №57 «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области»;
  2. Законом Белгородской области от 4.06. 2009 года №282 «О внесении изменений в закон Белгородской области «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области»;
  3. Приказом управления образования и науки Белгородской области от 26.04.2006г. №656 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования»;
  4. Приказом департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 06.05.2009г. №935 «О внесении изменений в базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений области»;
  5. Инструктивным письмом департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области «Об использовании БУП в общеобразовательных учреждениях области в 2010-2011 учебном году» от 13.05.2010 г. №9-06/2729-ВА.

Данная рабочая программа предназначена для проведения учебного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» С.И. Львовой, В.В. Львова в 10- классе и рассчитана на 35часов , 2 из них – контрольные зачётные работы в виде тестирования, предусматривающие контроль и оценку знаний по основным темам курса.

Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Учебный курс в 10 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
— воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
— совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;

— обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

— развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
— освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
— формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Деятельностный подход к обучению русскому языку определяет основную цель преподавания – развитие личности учащегося путём усвоения им основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, формирования у него умений нормативного, целесообразного использования языковых средств через различные виды деятельности.

Программа направлена на интенсивное речевое развитие школьников. Вся система упражнений нацелены на развитие основных видов речевой деятельности: способности осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умения правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в устной и письменной форме (говорить и писать).

Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.

Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» (Г. О. Винокур) становится надёжным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков. И наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.).

Программа даёт представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности (несмотря на некоторые нарушения общих орфографических и пунктуационных закономерностей).

На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые поглощают несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.

Для того чтобы полностью воплотить идею систематизации знаний и совершенствования на этой основе соответствующих умений, предлагается изолированное изучение каждой части русского правописания: орфография — 10-й класс, пунктуация— 11-й класс. Такой подход, разумеется, не исключает, а напротив, предусматривает попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации — совершенствование орфографических умений.

Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приёмами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконичной форме дает информацию не только о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание). Кроме того, значительными обучающими возможностями обладает такой прием, как орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов этой группы.

Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной речи (говорение, письмо) с учетом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи.

старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.

Коммуникативно-деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова — функциональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию (в том числе и представленную в виде правила правописания), а также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определённой коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию (в том числе и правописными).

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в Рабочей программе, соответствуют требованиям, сформулированных в федеральном государственном стандарте общего образования и примерной (типовой) учебной программе (Закон РФ «Об образовании» ст. 12, 13, 15, 32).

Основные умения и навыки (10 класс)

Большое значение придаётся развитию и совершенствованию навыков речевого самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления. Формы организации работы учащихся должны носить преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением научить школьников эффективному речевому поведению, сформировать навыки речевого самосовершенствования.

Таким образом, на занятиях данного курса формируется:

  1. готовность к речевому взаимодействию,
  2. моделированию речевого поведения в соответствии с задачами общения;
  3. расширяются сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  4. совершенствуется умение не только опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, но и осуществлять речевой самоконтроль,
  5. оценивая языковые явления с точки зрения нормативности, находить орфографические, грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;
  6. применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА

ОСОБЕННОСТИ ПИСЬМЕННОГО ОБЩЕНИЯ (2 ч)

Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение (передача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме) – слушание (восприятие речевых сигналов, принятых на слух); письмо (передача смысла с помощью графических знаков) – чтение (смысловая расшифровка графических знаков). Формы речевого общения: письменные и устные.

Речевая ситуация и языковой анализ высказывания:

к средствам в устной речи

от смысла его выражения

в письменной речи

Пунктуация (32 ч)

Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (букв, знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата: возможность возвращения к написанному, совершенствование и т.д. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (разные типы), конспекты, планы, рефераты и т.п.

Возникновение и развитие письма как средство общения.

ОРФОГРАФИЯ (32 ч)

Орфография как система правил правописания (2 часа)

Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.

Некоторые сведения из истории русской орфографии.

Роль орфографии в письменном общении людей, её возможности для более точной передачи смысла речи.

Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, таблица, алгоритм и др.

Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем «пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже – через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, с малой – нарицательные); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).

Правописание морфем (18ч)

Система правил, связанных с правописание морфем. Принцип единообразного написания морфем – ведущий принцип русского правописания (морфематический).

Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.

Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах.

Правила, нарушающие «единообразие написания корня ( ы и и в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.

Группы корней с чередованием гласных: 1) –кас-//-кос-, -лаг-//-лож-, -бир-//-бер-, -тир-//-тер-, -стил-//-стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса – а -); 2) –раст-//–рос-, -скак-//-скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) –гар-//-гор-, -твар-//-твор-, -клан-//-клон-, -зар-//-зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере//ре, ело//ле.

Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности ( доска – дощатый, очки – очечник ).

Правописание иноязычных словообразовательных элементов ( лог, фил, гео, фон и т.п.).

Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з/с – фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) – морфологический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при-/пре-.

Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.

Типичные суффиксы имён существительных и их написание: -арь, -тель, -ник, изн(а), -есть (-ость), -ени(е) и др. Различение суффиксов – чик и – щик со значением лица. Суффиксы – ек и – ик , -ец и иц — в именах существительных со значением уменьшительности.

Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -оват- (-еват-), -евит-, -лив -, — чат-, -ист-, -оньк-(-еньк-) и др.

Различение на письме суффиксов –ив- и — ев-; — к- и –ск- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.

Типичные суффиксы глагола и их написание: -и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-, -ирова-, -ича-, -ану- и др. Различение на письме глагольных суффиксов –ова-(-ева-) и –ыва- (-ива -). Написание суффикса –е- или –и- в глаголах с приставкой обез- /обес- (обезлесеть – обезлесить) ; — ться и –тся в глаголах.

Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени (посеять – посеявший – посеянный) .

Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.

Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.

Различение окончаний – е и –и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.

Орфографические6правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц ; употребление разделительных Ь и Ъ.

Правописание согласных на стыке морфем ( матросский, петроградский ); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, чн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление Ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.

Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов (͡ нный, без͡ ность ,͡ остный и т.п).

Правописание Ь после шипящих в словах разных частей речи.

Этимологическая справка как приём объяснения написания морфем. Использование орографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правописания слов.

Приём поморфемной записи слов (рас-чес-ыва-ющ-ий, не-за-пятн-а-нн-ый, масл-ян-ист-ого, о-цепл-ени-е ) и его практическая значимость.

Слитные, дефисные и раздельные написания (10 ч)

Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализ слова при выборе правильного написания.

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи. Различение приставки НИ- и слова НИ (частицы, союза).

Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное , дефисное и раздельное написание приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.

Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.

Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний ( многообещающий – много обещающий ).

Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.

Работа со словарём «Слитно или раздельное?»

Написание строчных и прописных букв (2 ч)

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.

Работа со словарём «Строчная или прописная?»

Рабочая программа «Русское правописание»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 60» ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ЗАВЬЯЛОВА

Заместитель директора по УВР

_____________ Л.М. Лазовская

«___» ___________ 2016 года

Директор МБОУ «СОШ №60» _____________В.А. Материкин

от «___» ______________2016 года

Курса по выбору «Русское правописание»

Цель курса «Русское правописание» в 9 классах состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, применяя возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.

Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутьё учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся, во-первх, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» становится надёжным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков. И наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитиывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм.)

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Курс рассчитан на 17 часов (0,5. часа в неделю) взятых из компонента образовательного учреждения

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для достижения основной цели курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приёмами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении:

работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации;

семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла через письмо;

работа с разнообразными лингвистическими словарями, в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконичной форме даёт информацию о происхождении слова , объясняет его написание;

орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных моделей.

В основе учебной деятельности лежит коммуникативно-деятельностный подход

Для осуществления контроля предусмотрены такие формы, как классные письменные работы, устный опрос, классные тестовые работы.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся по окончании курса должны:

принципы русской орфографии и пунктуации;

основные разделы орфографии, виды орфограмм;

изученные лингвистические понятия;

извлекать, понимать, передать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию;

связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1. С.И. Львова. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы: основной курс, элективные курсы/[авт. – сост. С.И. Львова]. М., Мнемозина, 2009

Наименование разделов и тем

Форма организации занятия

Некоторые сведения из истории русской орфографии.

Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них.

Система правил, связанных с правописанием морфем; ведущий принцип русского правописания.

Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня

Правила, нарушающие единообразие написания корня; понятие о фонематическом принципе.

Правописание иноязычных словообразовательных элементов.

Система правил, связанных с написанием суффиксов в разных частях речи.

Правописание Н и НН в в полных и кратких форм прилагательных и причастий.

Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.

Этимологическая справка как приём объяснения написания слова.

Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.

Лекция с элементами беседы

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы.

Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.

Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов от созвучных сочетаний слов.

Особенности написания производных предлогов.

Образование и написание сложных слов

Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/11/26/rabochaya-programma-elektivnogo-kursa-russkoe-pravopisanie

http://infourok.ru/rabochaya-programma-russkoe-pravopisanie-1637173.html