Беглый гласный в суффиксе ек

Суффиксы -ек, -ик

Особенности написания отдельных суффиксов.

Следует различать уменьшительно ласкательные суффиксы существительных мужского рода -ек (в безударной позиции) и -ик, -чик (всегда безударные). В суффиксе -ек гласный (проверяемый под ударением в словах типа пенёк, творожо́к ) является беглым, а в суффиксах -ик и -чик гласный при склонении сохраняется. Таким образом, беглый гласный передается здесь буквой е (см. § 64), а небеглый – буквой и, напр.: овражек – овражка, кусочек – кусочка, ножичек – ножичка, барашек – барашка, но столик – столика, калачик – калачика, стаканчик – стаканчика .

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

По этому же правилу пишутся характерные для разговорной речи и просторечия образования на -ик с небеглым гласным суффикса и усеченной основой производящего слова типа ве́лик (велосипед), телик (телевизор), видик (видеомагнитофон), шизик (шизофреник), а также усеченные уменьшительные личные имена типа Алик, Владик .

Проверочная работа на тему «.Беглые гласные в суффиксе слова. Суффиксы-ек, -ик.»

Проверь себя… №1 вариант 1

1)Выбери букву гласного в суффиксах –ЕК, — ИК, давай письменные объяснения.

горшоч ек – горшоч к а куст…к — ___________________________

мешоч…к — _______________________ огонёч…к — _________________________

словар…к — _______________________ ореш…к — __________________________

секрет…к — ________________________ хвост…к — __________________________

звоноч…к — ________________________ ёрш…к — ___________________________

2) Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни основу предложения.

Тарантас тронулся. К…локол…ч…ки заплакали. Бубен…ч…ки засм…ялись. С поля дон…сился треск кузнеч…ков. Маша д…ржала в руках свёрточ…к. В нём были яблоки и кусоч…к пирога.

3) Разбери слова по составу.

дубочек заморозки стороны лесной маленький травка

Проверь себя… №1 вариант 2

1)Выбери букву гласного в суффиксах –ЕК, — ИК, давай письменные объяснения.

дубоч ек – дубоч к а цветоч…к — ___________________________

кусоч…к — _______________________ крючоч…к — _________________________

фонар…к — _______________________ ковш…к — __________________________

билет…к — ________________________ корж…к — __________________________

зайч…к — ________________________ гном…к — ___________________________

2) Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни основу предложения.

Пришли подру…ки к избу…ке лесн…ка. Села Ариша под кусточ…к. А в куст…ке спрятался дубоч…к. Дев…чка стала собирать сла…кие красные яго…ки. В…сёлый луч…к пробивался сквозь л…ству д…рев…ев.

3) Разбери слова по составу.

дубки листочки травинки большой летний деревце

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

Курс профессиональной переподготовки

Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

  • Бородина Марина ВалерьевнаНаписать 7602 26.04.2016

Номер материала: ДБ-054344

    26.04.2016 371
    26.04.2016 4708
    26.04.2016 312
    26.04.2016 1198
    26.04.2016 2496
    26.04.2016 1394
    26.04.2016 456

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В России ввели День отца

Время чтения: 1 минута

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения откроет центр образования на русском языке в Таджикистане

Время чтения: 1 минута

На «Госуслугах» пройдет эксперимент по размещению документов об образовании

Время чтения: 2 минуты

Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021

Время чтения: 1 минута

Сколько россияне тратят на репетиторов

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

1. Суффиксы -ек/-ик;

2. Беглая гласная;

3. Правописание других суффиксов имени существительного.

Беглая гласная – гласные, которые чередуются с нулём звука.

Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2016. – с. 156.

1. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация. – М.: Оникс 21 век, Мир и Образование, 2016 г. – с. 41, п.1.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Для разбора правила «Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик» обратимся к словообразованию возьмём несколько слов: цветок, билет, календарь, дождь, кружок. Используя уменьшительно-ласкательный суффикс, образуйте новые слова.

Цветок → цветоч..к, билет → билет..к, календарь → календар..к, дождь → дожд..к, кружок → кружоч..к. Во всех словах расставим ударения: цветоч..к, билет..к, календар..к, дожд..к, кружоч..к. Оказалось, что все суффиксы находятся в безударном положении. Это говорит о том, что для правописания суффикса есть какое-то правило. Возьмём первые два слова и просклоняем их.

Какую закономерность мы заметили? С чем она может быть связана?

Во-первых, слово цветоч..к в косвенных падежах (не именительный) теряет гласную, в правописании которой мы не уверены. Такие гласные называются беглыми. Их мы изучали в 5 классе. Это гласные е и о, которые могут чередоваться с нулём звука. Какой вывод мы можем сделать, учитывая эти данные? На месте пропуска в таких словах пишется Е или О.

Правило будет звучать так: если в косвенном падеже гласная исчезает, то там Е, а если звучит, то И. Проверим на практике, а потом по словарю.

Календар..к – календар..ка, дожд..к – дожд..ка, кружоч..к – кружочка. Только в последнем случае пропала гласная, значит, в нём в И.п. суффикс -ек: кружочек. Во всех остальных -ик: календарик, дождик.

Разберём ещё несколько слов: человеч..к – нет человечка (беглая гласная), пишем через Е: человечек. Фонар..к – нет фонарика, суффикс сохранился, пишем через И. Птенч..к – нет птенчика, суффикс сохранился, пишем через И.

Для закрепления результата составим графический алгоритм для правила.

Найдите слово, от которого образовалось. Искомое место – это суффикс?


источники:

http://infourok.ru/proverochnaya-rabota-na-temu-beglie-glasnie-v-suffikse-slova-suffiksiek-ik-1054696.html

http://resh.edu.ru/subject/lesson/6971/conspect/