Беседа глагол с суффиксом ся

Урок русского языка на тему «Правописание глаголов с суффиксом ся и -сь»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
russkiy_yazyk_4_kl._suffiksy_sya_i_s.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

«Шахтинский педагогический колледж»

Технологическая карта (план-конспект)

урока русского языка,

проведенного в 4 «А» классе

гимназии им. А. С. Пушкина

студентом группы 4 «А»

Дреевым Дмитрием Александровичем

Дата проведения: 07.04.2017 г.

Учитель: Астраханцева Т. В.

Дата 07.04.2017 ФИО учителя Астраханцева Татьяна Викторовна

Класс 4 «А» ФИО практиканта Дреев Дмитрий Александрович

Технологическая карта урока № 1

Предмет: Русский язык

«Правописание глаголов с суффиксом -ся и (–сь)

  1. Познакомить учащихся с возвратными глаголами, их суффиксами;
  2. Научить отличать эти глаголы от других, а также употреблять их в речи.

-Умение анализировать, сравнивать, обобщать, развивать внимание, память;

— Умение работать с правилом на уроке.

-Умение признавать важность учебы и познания нового; понимать, зачем нужно выполнять те или иные учебные действия;

-Умение проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.

*Регулятивные: 1.Умение участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;

2.Умение сотрудничать с одноклассниками;

3.Умение сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

4.Умение вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.

*Коммуникативные: 1.Умение подтверждать аргументы фактами;

2.Умение участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

*Познавательные: 1.Умение делать выводы на основе обобщения;

2.Умение определять последовательность действий для решения предметной задачи.

Урок введения нового знания и формирования УУД

Формы, приёмы и методы

Словесный, наглядный, практический, частично – поисковый, логические

Учебник, ТСО, доска, мел

1. Организация начала урока.1-3 мин.

2. Актуализация знаний.10 мин.

3. Постановка проблемы.10-15 мин.

4. Физминутка 3-5 мин.

5. «Открытие» детьми новых знаний.7-10мин.

6. Итог урока. Рефлексия.3-5 мин.

1. Организация начала урока

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дмитрий Александрович и урок русского языка проведу у вас я. Садитесь. Проверили готовность к уроку.

На парте у вас учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, ластик.

-Откройте тетради. Запишите число, классная работа

-Начнем урок со словарной работы. Ставим ударение и выделяем орфограммы.

Горизонт, желтеть, заповедник, земледелие, огород, равнина, овраг, ураган, болото, растение.

3. Постановка проблемы.

-Откройте учебник на странице 77. О чем пойдет речь на уроке? (На уроке пойдет речь о правописании глаголов с суффиксом –ся (-сь)).

-Хорошо. Вы правы. Но прежде чем приступить к работе, скажите, что такое глагол? (Глаго́л — самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние или действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глагол может быть переходным и непереходным, возвратным и невозвратным)

-Как изменяются глаголы? ( В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам (спрягаются), а в прошедшем времени – по числам и по родам (в единственном числе)

1) Настоящее время: хожу-ходим, ходишь — ходите, ходит — ходят;

2) Будущее время: вынесу -вынесем, вынесешь-вынесете, вынесет-вынесут;

3) Прошедшее время: ходил, ходила, ходили.)

-Ребята, сегодня на уроке такая тема как «Суффикс». Скажите, что такое суффикс?

(Суффикс- это часть слова, которая стоит после корня, с помощью суффикса образуются новые слова).

-Откройте учебники на странице 77. Выполним упражнение 141.

Прочитайте. Сравните выделенные глаголы. В чем их различие по смыслу? А на письме?

1. Утром мать умывает, одевает, причёсывает, обувает маленького Серёжу и ведет его в ясли. Утром мать умывается, одевается, причёсывается, обувается и ведёт маленького Сережу в ясли.

2. Утром я умываю, одеваю, причёсываю, обуваю маленького Серёжу и веду его в ясли. Утром я умываюсь, одеваюсь, причёсываюсь, обуваюсь и веду маленького братишку в ясли.

3. Утром ты умываешься, одеваешься, причесываешься, обуваешься и ведешь маленького братишку в ясли.

-Сравните выделенные глаголы. Чем они отличаются? (У глаголов разные лица и разные окончания. Одни имеют окончания, а другие оканчиваются на -ся, -сь.)

-Как вы думаете, что такое –ся и –сь ? На что указывает эта часть слова?

(Если дети не могут ответить, учитель вывешивает на доску две иллюстрации, где на одной мама одевает, а на другой, ребенок одевается сам).

-Посмотрите на иллюстрации. На кого направлено действие? На первой иллюстрации? (Мама одевает ребенка — действие направлено на ребенка.) (Вывешивает карточку одевает под первую иллюстрацию)

-А на второй иллюстрации? (Ребенок одевается сам – действие направленно на самого себя.)

— Значит, что обозначает –ся? (Что действие направлено на себя?)

Как вы думаете, что такое –ся? Какой частью слова она является: корнем, суффиксом или окончанием? (На доске над карточкой, со словом одевается, ставит суффикс над –ся)

— Это суффикс. Что в нем необычного? Где он ставится? (Он стоит на конце слова.)

— Раньше суффикс –ся был самостоятельным словом — местоимением и писался отдельно. Обозначал «себя», «сам». Глаголы с суффиксом -ся обозначают действие, которое возвращается к себе, направлено на самого человека, на предмет. — Как бы вы назвали глаголы с суффиксом -ся?

— Давайте прочитаем сведения на с. 78 (Среди глаголов есть глаголы, обозначающие действие, которое не переходит на другой предмет, а как бы «возвращается» к самому действующему лицу. «Возвращение» действие обозначается суффиксом –ся и –сь Умыться, причесался, обуваюсь, оденусь.)

Суффикс ся и сь входят в основу слова.

— Так как называются глаголы с –ся и –сь? (Возвратные глаголы.) — Да, ребята, это возвратные глаголы. (На доску вывешивается карточка)

5. «Открытие» детьми новых знаний.

Упражнение 143. Прочитайте. Сравните формы глаголов с суффиксами -ся и –сь: когда пишется суффикс -ся, когда – суффикс –сь?

-Выделили суффикс и подчеркнули букву, которая стоит перед суффиксом.

Кататься, катаешься, катается, катался- катаюсь, каталась, катались.

Наряжаться, наряжаешься, наряжался- наряжаюсь, наряжалась, наряжались.

-Хорошо. Какой вывод можно сделать? (Суффикс –ся употребляется после буквы, обозначающей согласный звук: катается. Суффикс –сь употребляется после буквы, обозначающей гласный звук: катались).

-Молодцы, ребята. Вы очень хорошо работали.

6. Итог урока. Рефлексия.

-С какой темой на уроке мы познакомились? (Правописание глаголов с суффиксом –ся и (-сь)).

Я хочу научиться …….

-Записываем домашнее задание. Стр. 78-79 упр. 144.

Урок русского языка. Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ С СУФФИКСОМ СЯ (-СЬ). 4 класс.

Урок русского языка.

Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ С СУФФИКСОМ СЯ (-СЬ).

познакомить учащихся с возвратными глаголами, их суффиксами; научить отличать эти глаголы от других, а также употреблять их в речи;

формировать умение различать и образовывать такие глаголы;

развивать умения сравнивать, сопоставлять, наблюдать;

создать атмосферу сотрудничества, воспитывать доброжелательное отношение к товарищу.

Сегодня мы будем проблему решать,

Знания новые открывать

Научимся смело их применять,

Задания сможем легко выполнять.

-Желаю успехов в открытии новых знаний.

Самоопределение к учебной деятельности.

У вас на партах лежит «ШКАЛА УСПЕХА.»

Оцените себя, свои силы в начале урока.

Как вы думаете, все ли у вас получится на уроке?

К этой шкале мы с вами вернемся в конце урока.

Что без меня предметы? Лишь названья.

Но я приду – всё в действие придет:

Летит ракета, люди строят зданья, и рожь в полях растёт.

Мы много на уроках с вами узнали о глаголе.

Кое – что нам о нем необходимо вспомнить.

— Как вы думаете? Для чего мы повторяем знания о глаголе?

— Предлагаю составить кластер по теме « глагол ». (Коротов Д., Гайло М., Клинтух В.).

-Наверное, они могут быть полезными на уроке.

Актуализация опорных знаний, определение темы урока

“Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и принес … язык. “Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что эта самая лучшая вещь в мире?” – спросил Ксанф. “Конечно, — ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?”

— Согласны ли вы с мнением Эзопа, что язык – самая лучшая вещь в мире?

Если мы будем хорошо знать язык, то сможем.

Внимание! Сегодня нам предстоит сделать важное открытие.

Для этого нужно быть внимательными и активными.

На уроке вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

Не спеши языком, спеши делом.

— Хотите открыть новые тайны русского языка?

-Тогда в путь. Запишите число и место нашей работы.

— Да. С помощью языка люди обогащаются, передают свои мысли, познают мир…

-Лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать

Уч-ся записывают число, классная работа.

в к под на ист тель еньк н сь ся

Запишите ее в тетрадь

— По какому признаку можно распределить данные буквы и сочетания букв на две группы

— А на три группы?

— Назовите предлоги, приставки и суффиксы.

— К какой группе вы отнесете сочетания букв сь и ся?

по частям речи по частям слова.

предлоги , приставки, суффиксы.

Повторение о глаголе

Игра « Исключи лишнее».

— Посмотрите на слова.

Желтеть, пробежал, оденемся, дышать, оденусь, желаешь

— Что можете сказать о них?

— Какое задание можно предложить?

Предлагаю вам игру: «Исключи лишнее…»

1. Назови глагол прошедшего времени, ед.ч., м.р. – пробежал

2. Найди глагол во 2 лице, ед. числа –

3. Укажи глагол – исключение –

4. Глагол, стоящий в инфинитиве –

Какие глаголы остались??

— Что можете сказать о них сказать?

Выступление детей по очереди.

Дети защищают кластер

Создание проблемной ситуации

— Как вы думаете, все ли знаете о глаголах?

— Внимание на экран. СЛАЙД 3

— Что можете сказать?

— Что вы знаете о нем?

— Есть ли разница в значении глаголов?

Какую цель поставим перед собой?

1. Значение глаголов.

2. Как образуются?

3. Где находится суфф. — ся ?

4. Как называются такие глаголы?

5. Почему так называются?

А чему должны научиться ?

— Научиться писать такие глаголы, уяснить значение этих глаголов.

Открытие нового знания

— Составьте предложения с данными глаголами.

Катя причесывает Иру.

Назовите грамматическую основу.

— В чем различие глаголов по смыслу?

Ученики (В первом предложении действие выполняет Катя, действие направлено на другой предмет, на Иру.)

Во втором предложении – действие выполняет Катя, но оно направлено на себя.

— Как вы думаете, как называются такие глаголы?

Суффикс ся раньше был словом и писался отдельно. Обозначал он «себя».

ГЛАГОЛ + СЯ (себя). Например:

Мыться – т.е. мыть себя

Моюсь – т.е. мою себя

Одеваться – т.е. одевать себя.

Одеваюсь – т.е. одеваю себя.

Действие возвращается на себя.

3. МАМА УМЫВАЕТ СЕРЕЖУ. СЛАЙД 6

-Измените, предложение так, чтобы глагол принял возвратное значение.

Поэтому такой глагол называется ВОЗВРАТНЫМ.

— Что будет главным на уроке?

Разная гр. основа

Работа по учебнику.

— Прочитайте правило на стр. 78.

— Итак, мы с вами выяснили, как называются такие глаголы, почему они так называются?

4. Выясним, где находятся суфф. — СЯ (-СЬ)

— Разберем глагол по составу: (У доски ученик)

— Надо выяснить, входит ли в основу ^ СЯ?

Найдите на стр. 79 информацию, которая поможет вам ответить на вопрос.

— Посмотрите, где стоит ^ ся (-сь) в слове?

^ ся возвращает действие обратно.

— формообразущие суфф. –СЯ (-СЬ) в основу входят.

-в глаголах в конце слова, после окончания.

-Назовите возвратные глаголы, которые услышали в физминутке?

— Почему они называются возвратными?

5. Ребята, а когда пишется в глаголах ^ся, а когда сь?

-Попробуем ответить и на этот вопрос.

УПР. 143, стр. 78. Прочитайте задание.

-Подчеркните буквы, обозначающие звуки перед

ВЫВОД. – Кода пишется суффикс СЯ? СЬ?

(на доске появляется схема)

согл. СЯ гласн. СЬ

— Потренируемся образовывать возвратные глаголы .

Образуйте глаголы с помощью суффиксов СЯ (-СЬ)

Умывать — умываться — умываюсь

Дифференцированные задания по выбору .

а) (У каждого ученика лежат три карточки в форме листика с дифференцированными заданиями:

желтый – повышенной сложности,

б) Самопроверка. (Открывают листок – там ответы.)

1. (Зеленый.) Выпишите только те глаголы, которые можно употребить с суффиксом -ся. Запишите их с суффиксом -ся.
Запутаешь, развлекаешь, гонит, завянет, чистит, ездить, посмотришь, портить, чертить, нарядит.

2. (Желтый.) Замените глаголы синонимами с суффиксом -ся.
Блестит, хохочет, грустить, работать, спешить, трусить.

3. (Красный.) Заменить фразеологические обороты возвратными глаголам.
Ждать у моря погоды, не верить своим глазам, надуть губы, вешать нос, писать как курица лапой .

(Учащиеся выбирают индивидуальную карточку с заданием, которое им понравилось.)

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— С какой формой глагола мы познакомились?

— Какое значение придает суфф. ся (-сь)?

— Где пишется суфф. ся и (-сь) ?

— Подумайте, какая разница в значениях глаголов:

ИЗВИНИТЬ и ИЗВИНЯЮСЬ?

Почему следует говорить : извините меня, а не «я извиняюсь?»

Мы убедились, что глаголы с возвратным значением нужны нам, они украшают нашу речь, делают ее более точной.

Действие возвраща-ется на себя.

-показывает, что это возвратный глагол.

— в конце слова, после окончания.

Мы много сегодня с вами говорили о глаголе, узнали новое. Предлагаю вам написать синквейн на тему нашего урока.

Задача на след. урок.

— А как вы думаете, ко всем ли глаголам можем приставить суфф. — СЯ (- СЬ)?

— Об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.

Задание по выбору:

Стр. 78-79 правила – для всех.

Записать 6 пословиц с возвратными глаголами

Оцените себя по шкале успеха в конце урока.

— У кого совпала оценка?

(Старайтесь объективно подходить к своей оценке)

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

  • Музыка Татьяна НиколаевнаНаписать 2561 22.04.2018

Номер материала: ДБ-1494414

    20.04.2018 1790
    16.04.2018 664
    16.04.2018 552
    16.04.2018 179
    16.04.2018 403
    16.04.2018 1188
    16.04.2018 371
    16.04.2018 2433

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

В России выбрали лучшего педагога-психолога

Время чтения: 1 минута

Российские студенты стали чемпионами мира по программированию

Время чтения: 1 минута

Меньше половины россиян довольны качеством обучения в школах

Время чтения: 2 минуты

Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021

Время чтения: 1 минута

Учителя рассказали, какую зарплату хотели бы получать

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Урок русского языка на тему «Правописание глаголов с суффиксами -ся(сь)»

Цели:

  1. Познакомить детей с суффиксами –ся, –сь.
  2. Закрепление знаний о глаголе.
  3. Развивать речь, мышление и память детей.
  4. Воспитывать навыки культуры.

Структура урока:

  1. Орг. момент.
  2. Словарная работа.
  3. Ознакомление с новым материалом.
  4. Постановка домашнего задания
  5. Подведение итога урока.

Ход урока

I. Орг.момент.

Откройте тетради, запишите число и классная работа.

II. Словарная работа.

(На доске на карточках, вывешены анаграммы 3 слов: петапит, зоринтго, поникзавед).

У: Ребята посмотрите на доску. Решите анаграммы и мы узнаем, что за слова спрятаны.

О: аппетит, горизонт, заповедник.

(Учитель переворачивает карточки с анаграммами, на другой стороне написаны нормальные формы слова).

У: Назовите орфограммы в каждом слове.

У: В тетради, с красной строки запишите, через запятую, слова — аппетит, горизонт, заповедник. Первое слово с большой буквы, остальные с маленькой. В словах поставьте ударение и выделите орфограммы.

III. Ознакомление с новым материалом.

У: Откройте учебники на с. 76, упражнение 342. Прочитайте его.

О: Утром мать умывает, одевает, причёсывает, обувает маленького Серёжу и ведет его в ясли. Утром мать умывается, одевается, причёсывается, обувается и ведёт маленького Сережу в ясли.

Утром я умываю, одеваю, причёсываю, обуваю маленького Серёжу и веду его в ясли. Утром я умываюсь, одеваюсь, причёсываюсь, обуваюсь и веду маленького братишку в ясли.

Утром ты умываешься, одеваешься, причесываешься, обуваешься и ведешь маленького братишку в ясли.

У: Сравните выделенные глаголы. Чем они отличаются?

О: У глаголов разные лица и разные окончания. Одни имеют окончания, а другие оканчиваются на -ся, -сь.

У: Как вы думаете, что такое –ся и –сь? На что указывает эта часть слова?

(Если дети не могут ответить, учитель вывешивает на доску две иллюстрации, где на одной мама одевает, а на другой, ребенок одевается сам).

У: Посмотрите на иллюстрации. На кого направлено действие? На первой иллюстрации?

О: Мама одевает ребенка — действие направлено на ребенка.

(У. вывешивает карточку одевает под первую иллюстрацию)

У: А на второй иллюстрации?

О: Ребенок одевается сам – действие направленно на самого себя.

(У. вывешивает карточку одевается под вторую картинку)

У: Значит, что обозначает –ся?

О: То, что действие направлено на себя.

У: Как вы думаете, что такое –ся? Какой частью слова она является: корнем, суффиксом или окончанием?

(У. на доске над карточкой, со словом одевается, ставит суффикс над –ся)

У: Это суффикс. Что в нем необычного? Где он ставится?

О: Он стоит на конце слова.

У: Раньше суффикс –ся был самостоятельным словом — местоимением и писался отдельно. Обозначал «себя», «сам». Глаголы с суффиксом -ся обозначают действие, которое возвращается к себе, направлено на самого человека, на предмет.

Как бы вы назвали глаголы с суффиксом -ся?

У: Давайте прочитаем сведения на с. 77

О: Среди глаголов есть глаголы, обозначающие действие, которое не переходит на др. предмет, а как бы «возвращается» к самому действующему лицу. «Возвращение» действие обозначается суффиксом –ся и –сь.

Так как называются глаголы с –ся и –сь?

О: Возвратные глаголы.

У: Да, ребята, это возвратные глаголы.

(У. на доску вывешивает карточку)

Глагол + -ся(-сь)
Возвратные глаголы

У: У вас на партах лежат карточки со словами: умыл, причесать, моет, обуваю, одену, остановили. Запишите эти слова в столбик.

У: Образуйте от данных слов формы возвратных глаголов. Запишите их в столбик, через черточку от них. Выделите суффиксы –ся и –сь.

У: Определите у возвратных глаголов время, лицо, число и род, если определяется.

У: Давайте проверим.

У: Составьте предложения с одним из возвратных глаголов, назовите их.

(У. выслушивает примеры. Лучшее предложение записывают с комментированием, проговариванием всех орфограмм. Если нет хорошего примера У. предлагает свое предложение: Мы остановились отдохнуть на небольшой поляне)

Физминутка.

Раз, два, три, четыре, встал с постели мишка Винни.
Потянулся, улыбнулся и отправился гулять.
Мы тоже с ним пойдем гулять.
По дорожке (2 р.), скачем мы на правой ножке.
По дорожке (2 р.), скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим, до лужайки добежим.
На лужайке (2 р.), мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Присели! И за парты тихо сели.

У: Теперь переходим к упражнению 344. Прочитайте задание.

О: Сравните формы глаголов с суффиксами –ся и –сь: когда пишется –ся, когда –сь.

Кататься, катаешься, катается, катался — катаюсь, каталась, катались.

Наряжаться, наряжаешься, наряжается, наряжался — наряжаюсь, наряжалась, наряжались.

Учиться, учишься, учится, учился — учусь, училась, учились.

У: Посмотрите внимательно на глаголы, сможете ли вы догадаться, когда пишется –ся, когда –сь?

(Если дети не могут понять, У. предлагает им в словах проставить время, число, род, лицо).

У: Так почему же в одних словах пишется суффикс –ся, а в других –сь?

О: Потому что все зависит от время, лица, рода и числа.

У: В какой форме стоит глагол, если у него суффикс –ся?

(У. прикрепляет на доску карточку суффикс –ся, под нее будет прикреплять сведения о форме слова).

О: В формах настоящего времени, 1л, мн.ч.; наст.вр., 2 и 3л., ед. и мн. ч. ;

Будущ.вр. 2 и 3л, ед. и мн. ч.; начальная форма; Прош.вр. м.р.

У: В какой форме должен стоять глагол, если у него суффикс –сь?

О: В форме настоящего времени, 1л, ед.ч.; будущ.вр. 1л, ед.ч.; Прош.вр., ж.р.; Прош.вр. мн.ч.

У: Посмотрите на второе задание этого упражнения. Выполните его.

О: Составьте нераспространенные предложения, в которых сказуемое выражено глаголами опускалось, поднималось, вертелось, сжималось. Запишите предложения.

У: Что у вас получилось?

О: Солнце опускалось, сердце сжималось, сверло вертелось, море поднималось.

У: Посмотрите на глаголы. Какой здесь суффикс? Почему?

О: Суффикс –сь, т.к. глагол стоит в прошедшем времени, ср.р., ед.ч.

(У. на доску добавляет еще одну карточку)

У: Посмотрите на второе задание вашей карточки. Вам предлагаются предложения. Вы должны по смыслу вставить возвратные глаголы. Выделите в них суффиксы.

Солнце (скрывалось) за горами, начинало темнеть. Тихо (плескалось) море. Только на берегу (вертелись) в гнездах птицы. По всему берегу (разносились) их тихие возгласы.

IV. Постановка домашнего задания

У: Откройте дневники, запишите домашнее задание (написано на доске, упражнение 345, с.78). Вам необходимо списать упражнение. Вставить пропущенные буквы. Объяснить выбор суффикса на месте пропущенных букв.

У: Закройте дневники, положите их на край стола.


источники:

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-tema-pravopisanie-glagolov-s-suffiksom-sya-s-klass-2915213.html

http://urok.1sept.ru/articles/579197