Бескомпромиссный правописание приставки определяется ее значением

Бескомпромиссный правописание приставки определяется ее значением

Из предложений 18—21 выпишите слово, в котором приставка правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия»

(1)Динка огляделась. (2)Уютно белеющая в зелени хата вблизи оказалась старой, вросшей в землю, облупленной дождями и ветрами. (3)Одной стороной хата стояла на краю обрыва, и кривая тропинка, сбегая вниз, приводила к заброшенному колодцу.

(4)Яков сидел у раскрытого окна на низенькой скамеечке перед изрезанным сапожным ножом столиком и, склонившись, тачал сапоги. (5)Иоська, размахивая руками, что-то весело рассказывал отцу, на щеке его вспрыгивала лукавая ямочка. (6)Отец и сын сидели в единственной, но очень просторной комнате с огромной русской печкой.

(7)Осторожно войдя в сени и заглянув в комнату, Динка остановилась от неожиданности. (8)Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом. (9)Она была изображена во весь рост и так, как будто торопилась куда-то, накинув свой лёгкий шарф.

(10)Но больше всего поразили Динку её глаза. (11)Огромные, полные какой-то внутренней тревоги, умоляющие и требовательные. (12)Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета. (13)Казалось, она где-то уже видела эти глаза, улыбку и ямочку на щеке.

(14)3абывшись, она молча переводила глаза с портрета матери на сына.

(15)Иоська смолк и насторожённо смотрел на непрошеную гостью. (16)Яков тоже поднял глаза, и на лице его появилось уже знакомое Динке выражение сосредоточенной строгости.

– (17)3дравствуйте, барышня! — сказал он, поднимаясь навстречу.

– (18)3дравствуйте, Яков Ильич! — низко кланяясь, прошептала оробевшая Динка.

(19)Портрет Катри, её живые, горящие глаза, притихший двойник портрета, Иоська, и сам несчастный, уединившийся здесь после смерти жены скрипач — всё это внушало ей ужас. (20)Ноги её, казалось, приросли к порогу, и, не зная, что ей делать, она жалостно попросила:

– (21)Сыграйте, Яков Ильич.

(22)Иоська с готовностью подал отцу скрипку. (23)Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам.

(24)Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл. (25)Играя, Яков смотрел на портрет и, двигая в такт музыке бровями, улыбался. (26)И Катря отвечала ему нежной, строгой улыбкой. (27)А Иоська сидел на сапожной табуретке и, сложив на коленях ладошки, смотрел то на отца, то на мать.

* Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902—1969 гг.) — детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».

(18)3дравствуйте, Яков Ильич! — низко кланяясь, прошептала оробевшая Динка.

(19)Портрет Катри, её живые, горящие глаза, притихший двойник портрета, Иоська, и сам несчастный, уединившийся здесь после смерти жены скрипач — всё это внушало ей ужас. (20)Ноги её, казалось, приросли к порогу, и, не зная, что ей делать, она жалостно попросила:

– (21)Сыграйте, Яков Ильич.

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного современного лингвиста Н.С. Валгиной, которая считает, что пунктуационные знаки «помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н. С. Валгиной.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящее искусство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.1 Основное назначение пунктуации — передавать логику предложения, связь между его частями. Современный лингвист Н. С. Валгина считает, что пунктуационные знаки «помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость». Действительно, знаки препинания функционально значимы, они имеют закреплённые за ними обобщённые значения, вносят дополнительную информацию, которую нельзя выражать словами.

Для подтверждения этого утверждения обратимся к тексту В. А. Осеевой-Хмелевой. В тексте много сложных и простых осложненных предложений, в которых часто используются запятые, они, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного. Запятые могут отделять части сложного предложения или однородные члены друг от друга, а могут выделять обособленные члены или слова, грамматически не связанные с предложением. Так, например, в предложении 19 (Портрет Катри, её живые, горящие глаза, притихший двойник портрета, Иоська, и сам несчастный, уединившийся здесь после смерти жены скрипач — всё это внушало ей ужас) запятые отделяют однородные члены предложения: живые, горящие; несчастный, уединившийся; а также выделяют уточняющий член предложения «Иоська». С помощью тире выделено обобщающее слово «все». В предложениях 3, 4, 5 с помощью запятых обособляются обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами или одиночными деепричастиями («сбегая вниз», «склонившись», «размахивая руками»), тем самым выделяют в составе высказывания специфические конструкции, передают на письме оттенки смысла.

Таким образом, нам удалось подтвердить на примерах использования запятых, что пунктуационные знаки очень важны, без них смысл предложения был бы не ясен.

15.2 Героиня текста В. А. Осеевой-Хмелёвой оказалась у избушки Якова и немного испугалась, ведь доброжелательного приёма она, непрошенная гостья, не могла ожидать. Яков немало испытал в жизни, поэтому был угрюм и суров. Когда он заиграл на скрипке, Динка успокоилась, потому что музыка сотворила с ним чудеса: он заулыбался. Да и на неё саму музыка оказала чарующее действие. Об этом говорится в финале текста.

В предложениях под номерами 18—20 говорится о состоянии Динки, когда она очутилась в избушке скрипача. Поражённая портретом Катри и печальным видом несчастного скрипача, оробевшая, она не знала, что ей делать дальше.

Яков всю свою беду, всю свою душу мог доверить скрипке, потому что музыка способна передавать состояние человека, его горе и радость. Он отдаётся музыке без остатка. Вот почему на суровом лице Якова улыбка появляется только тогда, когда зазвучала скрипка (предложение 25).

Таким образом, нам удалось подтвердить, что музыка обладает великой силой. Искусство прекрасно, потому что несет красоту и добро в мир, а значит вечно.

15.3 Искусство — это все самое прекрасное, что создано руками и разумом человека. Великолепие природного мира своей нерукотворной красотой сподвигает человека с помощью таланта запечатлеть неповторимость моментов жизни. Дух захватывает, когда стараешься разумом охватить всё, сотворенное гениями, сохраненное и продолженное их потомками и последователями. Сейчас невозможно представить себе, что нашу жизнь не сопровождало бы искусство, творчество.

Яков, герой текста В. А. Осеевой-Хмелёвой, всю свою беду, всю свою душу мог доверить скрипке, потому что музыка способна переда-вать состояние человека, его горе и радость. Он отдаётся музыке без остатка. Вот почему на суровом лице Якова улыбка появляется только тогда, когда зазвучала скрипка.

Когда я слушаю полонез Огинского «Прощание с Родиной», у меня в душе что-то начинает щемить от неизбывной тоски. Я представляю состояние композитора, когда он писал это произведение, если на меня спустя столько лет оно так действует. Какое страдание! Какова же должна быть сила музыки, если через столетие она может пронести переживание человека!

Без искусства наша жизнь была бы тусклой, грустной и обыденной. Поэтому, низкий поклон талантливым мастерам прошлого, настоящего и будущего, которые своим творчеством наполняют нашу жизнь ощущением сопричастности к великому.

Правописание приставок

Теория к заданию 10 из ЕГЭ по русскому языку

Необходимо запомнить, что большинство приставок в русском языке неизменяемые. То есть пишутся всегда одинаково. В любых словах.

! Заимствованные иноязычные приставки также неизменяемые:

В русском языке есть несколько небольших групп приставок, которые все-таки изменяются при определенных условиях. Иначе говоря, их правописание зависит от чего-то. Рассмотрим эти группы приставок.

1. Приставки, правописание которых зависит от глухости/звонкости последующего согласного.

Сюда относятся так называемые приставки на -з, — с, их ровно шесть:

2. Приставки, правописание которых зависит от лексического значения.

Это приставки пре-/при-.

Итак, какие значения характерны для каждой приставки:

а) Значения приставки пре:

1) Значение высшей степени качества. Проще говоря, это значение равно значению слова очень.

2) Значение, близкое значению приставки пере- (следует понимать, что не всегда в таких случаях приставку пре- можно заменить приставкой пере- , здесь важно сходство их значений)

б) Значения приставки при:

3) «недодействие», то есть неполнота действия, близко к значению «слегка»

4) «завершенное действие», то есть доведенное до конца

5) «близость к чему-либо», то есть «около»

3. Приставки, правописание которых зависит от ударения.

В эту группу входят приставки:
рас-/рос (раз-/роз-)
Если вы не забыли, то эти приставки относятся и к первой группе, поэтому имеют вариант написания —з/-с.

Без ударения в них пишется буква А, а под ударением. — под ударением проблемы нет, что слышим, то и пишем, как правило, это буква О.

Чтобы правильно выполнить задания на правописание приставок, надо знать еще два правила:

1. О выборе Ы-И после приставок в словах с корнями с первой буквой И.

Исключения: русские приставки МЕЖ- (межинститутский, после Ж невозможна Ы!) и СВЕРХ- (сверхинтеллект)и целое слово ВЗИМАТЬ.

! Обратите внимание, речь идет о происхождении приставки, а не корня.

2. Выбор Ъ после приставок.

Ъ также пишется в иноязычных словах после иноязычных приставок (как правило, в современном русском языке эти приставки уже не осознаются и не выделяются) аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс- и после начальной составной частицы пан-

! Не путать со словами, в корнях которых пишется Ь: обезЬяна, пЬедестал, пЬезозажигалка, арЬергард и т.п.

! Не пишутся ни Ъ, ни Ь после приставки перед корнем, начинающимся с нейотированных гласных, например Э, У: сэкономить, разудалый и т.п

Бескомпромиссный правописание приставки определяется ее значением

Задание № 4. Правописание приставок.

Возможные варианты вопросов

  • Выпишите приставки , в которых правописание определяетсязначением ( далее даётся это значение: приближение, присоединение, неполное действие и т.д.). Такой вопрос всегда связан с правописанием приставок ПРЕ- ПРИ.
  • Найдите слова , правописание которых определяется глухостью- звонкостью последующих согласных. Такой вопрос предполагает в ответе слово с приставками, оканчивающимися на З-С. Будьте внимательны, приставка — С пишется не по данному правилу!
  • Найдите слово, с неизменяемыми приставками. Неизменяемые — это все остальные приставки, которые не входят в перечисленные выше: по, над, по, с, пере, и прочие. Они пишутся всегда одинаково, независимо от произношения.
  • Найдите слово, в котором написание приставки зависит от ударения.

Правила правописания гласных в приставках.

1.Неизменяемые приставки.

Они пишутся всегда одинаково, независимо от произношения. Запомните их: с, со, от, об, до, о, пере, под, подо, про, на, над, за, вне, около, сверх, после, за, на, до, недо, о, пере, по, па, про, пра.

Например: подписать, отделить, сделать, пасынок, прадедушка.

Запомните: приставка С — неизменяемая!

Например: сделать

2. Приставки, оканчивающиеся на З — С.

Чтобы правильно писать эти приставки, нужно знать, что буква З на конце приставки пишется, если после неё стоит звонкая согласная или гласная буква, а буква С– если глухая согласная.

Приставки на З-С.

без-беззаветнобес-беспечно
вз-взлететьвс-вскрикнуть
воз-воззваниевос-восстание
из-известиеис-испытание
низ-низложитьнис —ниспадать
раз-раззадоритьрас-рассмеяться
чрез-чрезмерночерес-чересполосица

3.Приставки ПРЕ — ПРИ.

Правописание приставок ПРЕ — ПРИ является одним из трудных правил орфографии. Не только потому, что здесь много правил, которые надо запомнить, но и потому, что многие слова просто не попадают под эти правила – в них нельзя определить значение приставки. Многие слова являются иноязычными, поэтому в них ПРЕ и ПРИ — это часть корня. Такие слова надо запомнить.

Запомните значения приставок ПРЕ – ПРИ:

ПРЕ-ПРИ-
Значение «очень»,

« весьма», высокая степень качества.

преинтересный

прекрасный

приближениеприехать
Значение «через»,

« по-иному»,

= приставке ПЕРЕ.

преломление

преступление

присоединениеприклеить
неполное действиеприсесть
завершённое действиепридумать
сопутствующее действиеприпевать
пространственная близость, около чего-топриморский
выполнение действия в чьих-то интересахприпрятать

прикарманить

Трудные случаи написания приставок ПРЕ- и ПРИ-

  1. Запомните пары разных по значению слов, в которых приставки отличаются гласной

Преумножать (сильно умножать что-то) – приумножать (всего лишь незначительно)

Пребывать (то есть находиться где-то) – прибывать (приходить )

Предавать (кого-то или что-то) – придавать (значение чему-либо)

Презирать (ненавидеть) – призирать (присматривать, например, дома призрения)

Преклонить ( почтительно относиться) – приклонить (например, ветку к земле)

Преступить (нарушить, например, закон) – приступить (начать что-то делать)

Претворять (осуществлять, например, в жизнь планы) – притворить ( прикрыть , например, дверь)

Преходящий( временный, например, всё в мире преходяще)- приходящий(учитель, няня)

Превратный смысл (неверный, перетолкованный кем-то иначе)- привратник (в замке при вратах)

Преемник (продолжатель)- приёмник (техника)

Непременный (нельзя что-то переменить, например, условие) – применить(использовать в том или ином случае).

  1. Запомните написание слов, в которых значение приставки не определяется или ПРИ и ПРЕ являются частью корня.
президентнеприхотливый
президиумпривередливый
прельщатьпривидение
преследоватьпривилегия
претендентпридирчивый
претензияприключение
пресечьприоритет
пресмыкающиесяприсягать
препинания (знаки)притязание
(камень) преткновенияпричудливый
препятствиепримитивный
прекословитьприверженец
пресловутыйпристойный
преимуществоприскорбный
премьераприбор
препаратприятель
престолпривет
престижприлежный
прелюдияприсяга
преклонный (возраст)приурочить
непреложный (закон)примитив

4.Гласные в приставках РАС-РОС и РАЗ – РОЗ

В данных приставках А пишется без ударения, О — под ударением:

5.Приставки, зависящие от ударения.

НЕ- пишется под ударением.

НИ — пишется без ударения.

Примеры: никто- нЕкто, нигде- нЕгде.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.


источники:

http://examer.ru/ege_po_russkomu_yaziku/teoriya/pravopisanie_pristavok

http://testy-klass.ru/teoriya-zadanie-4-pravopisanie-pristavok/