Бессмысленный правописание суффикса определяется правилом
Задания 6-9 по новой демоверсии.
Сочинение 9.1.
Сочинения по лингвистике.
Сочинение 9.3.
Сочинения на морально-этические темы.
- Вы здесь:
- Главная
- Подготовка к ГИА
- 2 варианта тестов ОГЭ — 2020 по русскому языку
2 варианта тестов ОГЭ — 2020 по русскому языку
Знакомьтесь с новыми двумя вариантами для проведения тренировочной работы по форме ОГЭ-2020 с девятиклассниками. Задания начинаются со 2 номера, пропущено сжатое изложение.
Автор-разработчик тестов: Тимошенко Е.В.
Вариант 1
Часть 2
Ответами к заданиям 2–8 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
- Синтаксический анализ.
(1)Вирусы поражают не только животных, но и растения, грибы, бактерии и даже другие вирусы. (2)Предполагают, что на каком то этапе эволюции эти агенты отделились от клеточных форм и продолжали эволюционировать параллельно. (3)Какую цель вирус ставит перед собой поражая клетку? (4)Начнём с того, что ни один вирус не может размножаться за пределами клетки-хозяина. (5)Попав в клетку, вирусу нужно как можно эффективнее размножатся, используя клеточные ферменты, что в большинстве случаев и нарушает её работу.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) вирусы поражают (предложение 1)
2) агенты отделились (предложение 2)
3) вирус ставит перед собой (предложение 3)
4) вирус не может размножаться (предложение 4)
5) что нарушает её работу (предложение 5)
- Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Очень часто вирусные частицы (1) которые образовались в клетке (2) могут убить её во время выхода в межклеточное пространство. Но это очень не выгодно — убивать свой дом. Большинство вирусов имеют своего хозяина (3) например(4) вирус герпеса человека (5) поражающий долгое время человеческий род. Такие вирусы (6) адаптировавшись под своих хозяев (7) не приносят им значительного вреда. Потому приблизительно 95% населения Земли (8) имеющие вирус герпеса человека (9) не грозит вымирание.
- Синтаксический анализ.
Замените словосочетание «вирусные частицы», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
- Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) торжественный – правописание суффикса определяется правилом «НН пишется в именах прилагательных, образованных от имен существительных с основой, оканчивающейся на — Н»
2) Придерживаясь – правописание определяется ее значением «приближение»
3) совершенно – в наречиях пишется столько букв Н, сколько в прилагательных, от которых они образованы
4) озираюсь – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от следующего за корнем суффикса
5) невольно – написание суффикса зависит от приставки
Прочитайте текст и выполните задания 6–9.
1)Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом. 2)«Всю квартиру собой заполонила. » – ворчал Борькин отец. 3)А мать робко возражала ему: «Старый человек. Куда же ей деться?» 4)«Зажилась на свете. – вздыхал отец. – В инвалидном доме ей место – вот где!»
5)Все в доме, не исключая и Борьки, смотрели на бабку как на совершенно лишнего человека. 6)Бабка спала на сундуке. 7)Всю ночь она тяжело ворочалась с боку на бок, а утром вставала раньше всех и гремела в кухне посудой. 8)Потом будила зятя и дочь: «Самовар поспел. Вставайте! Попейте горяченького-то на дорожку. » 9)Подходила к Борьке: «Вставай, батюшка мой, в школу пора!» 10)«Зачем?» – сонным голосом спрашивал Борька.11) «В школу зачем? Тёмный человек глух и нем – вот зачем!»
12)Борька прятал голову под одеяло: «Иди ты, бабка. »
13)В сенях отец шаркал веником. «А куда вы, мать, галоши дели? Каждый раз во все углы тыкаешься из-за них!» 14)Бабка торопилась к нему на помощь. «Да вот они, Петруша, на самом виду. Вчерась уж очень грязны были, я их обмыла и поставила». 15). Приходил из школы Борька, сбрасывал на руки бабке пальто и шапку, швырял на стол сумку с книгами и кричал: «Бабка, поесть!» 16)Бабка прятала вязанье, торопливо накрывала на стол и, скрестив на животе руки, следила, как Борька ест. 17)В эти часы как-то невольно Борька чувствовал бабку своим, близким человеком.18) Он охотно рассказывал ей об уроках, товарищах. 19) Бабка слушала его любовно, с большим вниманием, приговаривая: «Всё хорошо, Борюшка: и плохое и хорошее хорошо. От плохого человек крепче делается, от хорошего душа у него зацветает». 20)Наевшись, Борька отодвигал от себя тарелку: «Вкусный кисель сегодня! Ты ела, бабка?»21) «Ела, ела, – кивала головой бабка. – Не заботься обо мне, Борюшка, я, спасибо, сыта и здрава». 21)Борьку вообще интересовало бабкино лицо. 22)«Чего это ты такая разрисованная? Старая очень?» – спрашивал он. 23)Бабка задумывалась. «По морщинам, голубчик, жизнь человеческую, как по книге, можно читать. Горе и нужда здесь расписались. Детей хоронила, плакала – ложились на лицо морщины. Нужду терпела, билась – опять морщины. Мужа на войне убили – много слёз было, много и морщин осталось. Большой дождь и тот в земле ямки роет».
24)Слушал Борька и со страхом глядел в зеркало: мало ли он поревел в своей жизни – неужели всё лицо такими нитками затянется? 25)Когда в доме бывали гости, наряжалась бабка в чистую ситцевую кофту, белую с красными полосками, и чинно сидела за столом. 26)Подавали на стол дочь и зять и делали вид, что мамаша занимает в доме почетное место, чтобы люди плохого не сказали, зато после ухода гостей бабке доставалось за все: и за почетное место, и за Борькины конфеты.
27) За последнее время бабка вдруг сгорбилась, спина у неё стала круглая, ходила она тише и всё присаживалась.28) «В землю врастает», – шутил отец. 29)«Не смейся ты над старым человеком», – обижалась мать. 30) А бабке в кухне говорила: «Что это, вы, мама, как черепаха по комнате двигаетесь? Пошлёшь вас за чем-нибудь и назад не дождёшься».
31)Умерла бабка перед майским праздником. 32)Умерла одна, сидя в кресле с вязаньем в руках: лежал на коленях недоконченный носок, на полу – клубок ниток. 33)Ждала, видно, Борьку. 34)Стоял на столе готовый прибор.
35)На другой день бабку схоронили. 36)Вернувшись со двора, Борька застал мать сидящей перед раскрытым сундуком. 37) На полу была свалена всякая рухлядь. 38)Пахло залежавшимися вещами. 39) Мать вынула смятый рыжий башмачок и осторожно расправила его пальцами. 40)«Мой ещё, – сказала она и низко наклонилась над сундуком. – Мой. » 41)На самом дне сундука загремела шкатулка – та самая, заветная, в которую Борьке всегда так хотелось заглянуть. 42)Когда отец встряхнул кофту и ключи со звоном упали на пол, у Борьки отчего-то сжалось сердце.43)Шкатулку открыли. 44)Отец вынул тугой свёрток: в нём были тёплые варежки для Борьки, носки для зятя и безрукавка для дочери. 45)За ними следовала вышитая рубашка из старинного выцветшего шёлка – тоже для Борьки. 46)В самом углу лежал пакетик с леденцами, перевязанный красной ленточкой. 47)На пакетике что-то было написано большими печатными буквами. 48)Отец повертел его в руках, прищурился и громко прочёл: «Внуку моему Борюшке».
49)Борька вдруг побледнел, вырвал у него пакет и убежал на улицу. 50)Там, присев у чужих ворот, долго вглядывался он в бабкины каракули: «Внуку моему Борюшке». 51)В букве «ш» было четыре палочки.52) «Не научилась!» – подумал Борька. 53)Сколько раз он объяснял ей, что в букве «ш» три палки. 54)И вдруг, как живая, встала перед ним бабка – тихая, виноватая, не выучившая урока. 55)Борька растерянно оглянулся на свой дом и, зажав в руке пакетик, побрёл по улице вдоль чужого длинного забора.
56)Домой он пришёл поздно вечером; глаза у него распухли от слёз, к коленкам пристала свежая глина. 57)Бабкин пакетик он положил к себе под подушку и, закрывшись с головой одеялом, подумал: «Не придёт утром бабка!»
Валентина Александровна Осеева (Осеева-Хмелева; 1902—1969) — русская советская детская писательница. Наиболее крупными произведениями писательницы являются её трилогия «Васёк Трубачёв и его товарищи», автобиографическая повесть «Динка», сборники рассказов для детей: «Бабка», «Волшебное слово», «Отцовская куртка», «Мой товарищ».
- Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
- Все в доме, исключая Борьку, смотрели на бабку как на совершенно лишнего человека.
- Борька чувствовал бабку своим, близким человеком.
- Бабка слушала внука любовно, с большим вниманием.
- За последнее время бабка вдруг сгорбилась, спина у неё стала круглая, ходила она тише и всё присаживалась.
- Анализ средств выразительности.
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение.
- На самом дне сундука загремела шкатулка – та самая, заветная, в которую Борьке всегда так хотелось заглянуть.
- Пахло залежавшимися вещами.
- И вдруг, как живая, встала перед ним бабка – тихая, виноватая, не выучившая урока.
- Были на этом лице разные морщины: глубокие, мелкие, тонкие, как ниточки, и широкие, вырытые годами.
Найдите в тексте стилистически нейтральный синоним к слову РУХЛЯДЬ (предложение 37). Напишите этот синоним.
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке ответов № 2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.
9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного современного лингвиста Н.С. Валгиной, которая считает, что пунктуационные знаки «помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н. С. Валгиной.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Бабкин пакетик он положил к себе под подушку и, закрывшись с головой одеялом, подумал: «Не придёт утром бабка!»».
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.3. Как Вы понимаете значение словосочетания ДУШЕВНАЯ ЩЕДРОСТЬ?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящее искусство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Вариант 2
Часть 2
Ответами к заданиям 2–8 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
- Синтаксический анализ.
(1)Звуки, которые мы слышим, возникают в результате вибрации воздуха. (2)Если ты дёрнешь за резинку, то увидишь, как она колеблется, и услышишь звук. (3)Если приложить палец к резинке и остановить её колебание, звук тоже прекратится. (4)Когда резинка колеблется, её движение заставляет колебаться и воздух рядом с ней, затем и следующий слой воздуха включается в колебание. (5)Когда вибрация воздуха достигает уха, она заставляет колебаться барабанную перепонку, и мы слышим звук.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) которые слышим (предложение 1)
2) ты дёрнешь, увидишь (предложение 2)
3) приложить и остановить (предложение 3)
4) движение заставляет (предложение 4)
5) она заставляет колебаться (предложение 5)
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Музыку Георгия Свиридова несколько десятилетий ежедневно слушает вся страна. Именно его мелодии «Время, вперед!» было суждено стать предвестником и символом всех главных новостей за последние полвека. Наверное(1) в этом и есть прозорливость судьбы – в прошедшем столетии не было композитора(2) творчество (3) которого настолько сильно связанно с Россией (4) ее исконной культурой (5)и духовными основами. Его музыка(6) наполненная нравственной чистотой(7) очень сильно воздействует на чувства слушателей(8)просветляя их (9) побуждает человека поверить в свои силы. Ответ: ___________________________.
- Синтаксический анализ.
Замените словосочетание «сильно воздействует», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
- Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) бессмысленный – правописание суффикса определяется правилом «НН пишется в именах прилагательных, образованных от имен существительных с основой, оканчивающейся на — Н»
2) пришкольный – правописание определяется ее значением «приближение»
3) маринованные (грибы) – правописание суффикса определяется правилом «НН пишется в причастии, образованом от глаголов с суффиксами -ова-/-ева-/-ирова»
4) пойдёшь – буква ь пишется для обозначения мягкости согласного звука
5) сначала – написание суффикса зависит от приставки
Прочитайте текст и выполните задания 6–9.
1)Как-то вечером мы сидели с отцом дома на крылечке.
2)У отца в последнее время было какое-то темное лицо, красные веки, чем-то он напоминал мне начальника станции, гулявшего вдоль вокзального сквера в красной шапке.
3)Неожиданно внизу, под крыльцом, словно из-под земли выросла собака. 4)У нее были пустынно-тусклые, какие-то непромыто желтые глаза и ненормально взлохмаченная на боках, на спине, серыми клоками шерсть. 5)Она минуту-другую пристально глядела на нас своим пустующим взором и исчезла столь же мгновенно, как и появилась.
6) — Что это у неё шерсть так растет? — спросил я.
7) Отец помолчал, нехотя пояснил:
8) — Выпадает… От голода. Хозяин ее сам, наверное, с голодухи плешивеет.
9) И меня словно обдало банным паром. 10) Я, кажется, нашел самое, самое несчастное существо в поселке. 11) Слонов и шкилетников нет-нет да кто-то и пожалеет, пусть даже тайком, стыдясь, про себя, нет-нет да и найдется дурачок вроде меня, который сунет им хлебца. 12)А собака… 13)Даже отец сейчас пожалел не собаку, а ее неизвестного хозяина — «с голодухи плешивеет». 14)Сдохнет собака, и не найдется даже Абрама, который бы ее прибрал.
15)На следующий день я с утра сидел на крыльце с карманами, набитыми кусками хлеба. 16)Сидел и терпеливо ждал — не появится ли та самая…
17)Она появилась, как и вчера, внезапно, бесшумно, уставилась на меня пустыми, немытыми глазами. 18)Я пошевелился, чтоб вынуть хлеб, и она шарахнулась… 19) Но краем глаза успела увидеть вынутый хлеб, застыла, уставилась издалека на мои руки — пусто, без выражения.
20) — Иди… Да иди же. Не бойся.
21) Она смотрела и не шевелилась, готовая в любую секунду исчезнуть. 22) Она не верила ни ласковому голосу, ни заискивающим улыбкам, ни хлебу в руке. 23) Сколько я ни упрашивал — не подошла, но и не исчезла.
24) После получасовой борьбы я наконец бросил хлеб.25) Не сводя с меня пустых, не пускающих в себя глаз, она боком, боком приблизилась к куску. 26) Прыжок — и… ни куска, ни собаки.
27) На следующее утро — новая встреча, с теми же пустынными переглядками, с той же несгибаемой недоверчивостью к ласке в голосе, к доброжелательно протянутому хлебу. 28) Кусок был схвачен только тогда, когда был брошен на землю. 29) Второго куска я ей подарить уже не мог.
30)То же самое и на третье утро, и на четвертое… 31)Мы не пропускали ни одного дня, чтоб не встретиться, но ближе друг другу не стали. 32)Я так и не смог приучить ее брать хлеб из моих рук. 33)Я ни разу не видел в ее желтых, пустых, неглубоких глазах какого-либо выражения — даже собачьего страха, не говоря уже о собачьей умильности и дружеской расположенности.
34)Похоже, я и тут столкнулся с жертвой времени. 35)Я знал, что некоторые ссыльные питались собаками, подманивали, убивали, разделывали и что, наверное, и моя знакомая попадала к ним в руки.37) Убить ее они не смогли, зато убили в ней навсегда доверчивость к человеку. 38)А мне, похоже, она особенно не доверяла. 39)Воспитанная голодной улицей, могла ли она вообразить себе такого дурака, который готов дать корм просто так, ничего не требуя взамен… даже благодарности.
40) Да, даже благодарности.41) Это своего рода плата, а мне вполне было достаточно того, что я кого-то кормлю, поддерживаю чью-то жизнь, значит, и сам имею право есть и жить.
42) Не облезшего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть.
43)Моя совесть продолжала воспаляться, но не столь сильно, не опасно для жизни.
44)В тот месяц застрелился начальник станции, которому по долгу службы приходилось ходить в красной шапке вдоль вокзального скверика. 45)Он не догадался найти для себя несчастную собачонку, чтоб кормить каждый день, отрывая хлеб от себя.
Влади́мир Фёдорович Тендряко́в (5 декабря 1923 — 3 августа 1984) — русский и советский писатель, автор остроконфликтных повестей о духовно-нравственных проблемах современной ему жизни, острых проблемах советского общества, о жизни в деревне.
6. Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
- Мальчик нашел самое несчастное существо в поселке.
- После долгих упрашиваний собака все-таки подошла к мальчику.
- Мальчик ни разу не видел в ее желтых, пустых, неглубоких глазах какого-либо выражения.
- Мальчику было важно осознавать, что он кого-то кормит, поддерживает чью-то жизнь.
7. Анализ средств выразительности.
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.
- У отца в последнее время было какое-то темное лицо, красные веки, чем-то он напоминал мне начальника станции, гулявшего вдоль вокзального сквера в красной шапке.
- Неожиданно внизу, под крыльцом, словно из-под земли выросла собака.
- У нее были пустынно-тусклые, какие-то непромыто желтые глаза и ненормально взлохмаченная на боках, на спине, серыми клоками шерсть.
- Не сводя с меня пустых, не пускающих в себя глаз, она боком, боком приблизилась к куску.
Найдите в тексте антоним к слову ШАРАХНУЛАСЬ (предложение 18).
Напишите этот антоним.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя В. А. Солоухина: «Эпитеты — одежда слов». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В. А. Солоухина.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Это своего рода плата, а мне вполне было достаточно того, что я кого-то кормлю, поддерживаю чью-то жизнь, значит, и сам имею право есть и жить».
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое нравственный выбор», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Бессмысленно или безсмысленно?
Правописание наречий часто вызывает определённые трудности. Какую выбрать приставку? Писать в слове «н» или «нн»? Как понять, что это именно наречие? В статье можно найти ответы на все эти вопросы и, наконец, узнать, как пишется: бессмысленно или безсмысленно?
Правописание слова
Слово бессмысленно в русском языке употребляется, чтобы обозначить бесполезность, бессмысленность действия, не имеющего разумных оснований либо не приносящего желаемых результатов. Данное слово образовано благодаря сочетанию существительного с предлогом — без смысла, в котором предлог преобразовался в приставку.
Давайте проведём морфемный разбор данного слова. Его можно разложить на приставки бес- и -с-, корень -мысл- и суффиксы -енн- и -о-.
- Чтобы разобраться в правописании слова бессмысленно и избежать путаницы, используем правило написания приставок бес- и без-.
Приставка «с» — глухая согласная, следовательно, перед ней пишем бес-.
Существительное бессмыслица является однокоренным словом, написание которого также зависит от данного правила.
- Теперь разберёмся с выбором одной или двух «н».
Итак, слово бессмысленно — неизменяемая часть речи и в предложении выступает как обстоятельство, отвечает на вопросы «как», «каким образом». То есть является наречием образа действия, которое сформировалось от прилагательного бессмысленный.
Воспользуемся следующим правилом:
Так как в прилагательном бессмысленный две «н», то в наречии бессмысленно также остаётся удвоенная буква «н».
Примеры предложений
- Спорить с двоюродным братом мне оказалось абсолютно бессмысленно, он был слишком упрям, чтобы его переубедить.
- Бессмысленно мне звонить в выходные, как правило, я провожу это время с семьей.
- Тратить время на этот нудный фильм оказалось бессмысленно.
- Карл Иванович смотрел на Евдокию Семёновну бессмысленно, совершенно не понимая, о чём же она ему так долго и увлекательно рассказывает.
- Быть несчастным человеком — бессмысленно, ты попробуй посмотреть на жизнь по-другому.
- Говорить об этом бессмысленно, давай лучше закончим наш полуторачасовой спор.
Ошибочное написание
Самые частые ошибки встречаются в следующих вариантах написания:
- в виде отдельного предлога:
без смысленно, без смыслено;
Синонимы
Рассматриваемое в данной статье слово имеет множество синонимов, которые можно смело использовать в речи:
Напрасно, безрезультатно, попусту, бесполезно, безуспешно, не зачем, несуразно, без смысла.
А также изучаемое нами слово можно заменить фразой:
Не имеет смысла.
Заключение
Выбрать правильное написание слова совсем несложно, нужно лишь выполнить два простых шага:
- Вспомнить написание приставок с/з – бессмысленно.
- И проверить правописание суффикса –енн- через производное слово (от прилагательного бессмысленный).
А если выбор написания слова всё равно вызывает у вас затруднение, то его можно смело заменить на вышеупомянутые синонимы.
Тренировочные задания ОГЭ по русскому языку — задание 5
ЗАДАНИЕ 5 ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ОГЭ. Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано ВЕРНОЕ объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) РАСЦЕНИВАТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
2) ПОДВЕДЕНЫ (итоги) – в краткой форме причастия пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.
3) РАССТИЛАТЬСЯ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
4) (решил много) ЗАДАЧ – в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.
5) (говорил) ПО-АНГЛИЙСКИ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса — И.
1) ВЫРАЩЕННЫЙ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от согласных в конце корня.
2) СЪЯЗВИТЬ — разделит. твёрдый знак пишется после приставок на согласную перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И.
3) ЛЫЖНИЦЫ — в окончаниях слов после Ц пишется буква Ы.
4) СТАРОЖИЛЫ — написание безударной гласной А в корне слова необходимо запомнить.
5) ДОКРАСНА — в наречиях, образованных приставочно-суффиксальным способом от имён прилагательных с помощью приставок ИЗ-, ДО-, С-, на конце пишется буква А.
1) БЕЗВКУСНЫЙ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква З.
2) ЗАРЕВАТЬ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от УДАРЕНИЯ.
3) СКЛЕЕНЫ — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме.
4) ПОДЬЯЧИЙ — разделительный мягкий знак пишется перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И после приставок.
5) БЕЗЫНИЦИАТИВНЫЙ — в словах с русскими приставками, которые оканчиваются на согласную, вместо И пишется Ы согласно произношению.
1) ТВОРИТЕЛЬНЫЙ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от УДАРЕНИЯ.
2) РУМЯНЫЙ — одна буква Н пишется в отглагольных прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, не имеющих ни приставок, ни зависимых слов.
3) ПРИСКАКАТЬ — правописание приставки определяется её значением — “приближение”.
4) ВИДИМЫЙ — безударная гласная И в суффиксе проверяется подбором формы слова, в которой суффикс окажется под ударением.
5) НА СОЛНЦЕ — в окончаниях имён существительных 1-го склонения в предложном падеже пишется буква Е.
1) НАВЗНИЧЬ — мягкий знак после шипящих на конце слова пишется у имён существительных 3-го склонения.
2) ПРИГОРЮНИТЬСЯ — написание безударной гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова с ударной проверяемой гласной.
3) НЕДОСОЛИТЬ — НЕ с глаголом пишется слитно, потому что слово без НЕ не употребляется.
4) ОЦИНКОВАННЫЙ — в полных причастиях на -ованный, образованных от глаголов с суффиксом -ов- (-ев-), пишется НН.
5) ПРЕВРАТНЫЙ — правописание приставки ПРЕ- в этом слове необходимо запомнить.
1) ДЕРЖАЩИЙ — в суффиксе действительного причастия прошедшего времени пишется буква А, потому что причастие образовано от глагола II спряжения держать.
2) КОСНУТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова с ударной проверяемой гласной.
3) ДОСРОЧНО — наречие образовано от прилагательного с приставкой ДО- (досрочный), поэтому в суффиксе наречия пишется буква О.
4) БЕСШУМНЫЙ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
5) ЗАМОЧЕК — в суффиксе существительного пишется буква Е, потому что при склонении гласный выпадает.
1) ПРЕЛЮБОПЫТНЕЙШИЕ — написание приставки зависит от его лексического значения.
2) ПАРАЛИЗОВАНЫ — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.
3) РАСШАТЫВАТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
4) ШОКИРОВАННЫЙ — в полных страдат. причастиях прошедшего времени с суффиксом -ИРОВА- пишется НН.
5) ВЫБИРАТЬ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
Среди приведённых ниже выделенных слов есть слово, написание которого иллюстрирует правило орфографии: «Глаголы I спряжения в форме 3-го лица единственного числа в настоящем времени в личных окончаниях имеют букву Е». Найдите это слово. Запишите номер ответа.
1) барабан..т (дождь) 2) побре..т (бороду) 3) прикле..т (марку) 4) услыш..т (звуки) 5) выгон..т (из дома)
1) РЕШЁННЫЙ – в суффиксах –ЕНН-/-ЁНН- отглагольного прилагательного с приставкой пишется НН
2) экзамены КОНЧАТСЯ – в окончании глагола II спряжения пишется А
3) СООРУЖЁН – в суффиксе краткого причастия после шипящего пишется Ё, т.к. проверяется — СООРУЖЕНИЕ
4) ДИАГНОЗ – безударная гласная корня не проверяется, это слово является словарным
5) ЛОМАНАЯ (учеником парта) — в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется одна буква Н, если слово образовано от глагола совершенного вида
1) ЗОЛОЧЁНЫЕ – суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени пишется одна буква Н.
2) ПРИБЫТИЕ — приставка ПРИ- обозначает приближение, поэтому пишется буква И
3) СТЕРИЛИЗОВАТЬ – в слове пишется непроверяемая безударная гласная в корне И
4) ИЗБЕЖАТЬ — в приставке перед звонким согласным корня пишется буква З
5) СТИРАНЫЙ — в суффиксе полного страдательного причастия несовершенного вида пишется одна буква Н
1) ЛЕБЕДИНОЕ (перо) — в прилагательном, образованном от существительного с помощью суффикса –ИН-, пишется одна буква Н
2) СТАРИННАЯ (картина) – в прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного с основой на -Н, пишется две буквы НН
3) ЗАРНИЦА – в слове пишется безударная гласная корня А, проверяемая ударением
4) В ТЕЧЕНИЕ года – имя существительное с предлогом В пишется раздельно и оканчивается на букву Е
5) НЕ ВЫУЧЕННОЕ учеником правило — частица НЕ с причастием, имеющим зависимое слово, пишется раздельно
1) НЕ ЗНАЯ — НЕ с глаголом всегда пишется раздельно
2) НЕЧИЩЕНЫЙ пол – полное причастие с приставкой НЕ- пишется слитно
3) В ТЕЧЕНИЕ года — предлог пишется раздельно и оканчивается на Е
4) СЛЫШИМЫЙ — в суффиксе страдат. причастия, образованного от глагола 2 спряжения, пишется буквы И
5) ДЕВЧОНКА — в суффиксе существительного после шипящего под ударением пишется О
1) СТЕКЛЯННЫЙ (бокал) – в суффиксе -ЯН- относительных прилагательных всегда пишется одна Н, кроме трёх исключений.
2) ЗАКОННО — в наречии, образованном от прилагательного с -НН-, пишется две Н
3) ДЕШЁВЫЙ — в прилагательном под ударением пишется суффикс –ЁВ-
4) МЕЖИНСТИТУТСКИЙ – после приставки МЕЖ- начальная гласная корня И всегда сохраняется
5) КОСНУТЬСЯ — безударная гласная в корне проверяется ударением, поэтому в корне пишется буква О
1) РАСШЕВЕЛИТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С. 2) СДЕЛАНО – в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.
3) ЗАГОРЕТЬ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
4) ХОРОШ — на конце кратких прилагательных мужского рода после шипящего буква Ь не пишется.
5) ПО-НЕМЕЦКИ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.
1) МАРИНОВАННЫЕ (огурцы) — в суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени пишется две буквы Н, потому что слово образовано от глагола с суффиксом -ОВА-
2) РАСТЕРЕТЬ – в корне пишется буква А, так как дальше следует сочетание СТ
3) БОРЮТСЯ – в окончании глагола первого спряжения 3 лица мн.ч. пишется буквы Ю
4) КУЦЫЙ — в окончании прилагательного после Ц пишется Ы
5) СЛОЖЕНИЕ — корневая безударная гласная проверяется ударением (слОжим)
1) ПРИСТРОЙКА — здесь приставка ПРИ-со значением неполноты действия
2) ПОКРАШЕНА (крыша) — в кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется одна буква Н
3) БЕССМЫСЛЕННЫЙ — в суффиксе -ЕНН- прилагательного, образованного от существительного, пишется НН
4) БЕЗДУМНЫЙ — в приставке перед звонким согласным корня пишется 3
5) ИСПЕЧЁННЫЙ (пирог) – в суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени пишется две буквы Н, т.к. слово образовано от глагола несовершенного вида
1) БЕЗВЕТРЕННЫЙ — в суффиксе -ЕНН- прилагательного, образованного от существительного, пишется НН
2) ПОЗИЦИЯ — в окончании существительного после Ц пишется И
3) ПЛАТЬИЦЕ — в окончаниях существ-ных после шипящих и Ц под ударением пишется О, в безударном положении Е
4) ПО-ЗИМНЕМУ (оденусь) — наречие с приставкой ПО- и суффиксом -ОМУ- пишется через дефис
5) ЗДАНИЕ — в приставке пишется буква 3, так как корень начинается со звонкого согласного
1) ЛЕКАРСТВЕННЫЙ — в прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительных с основой на -Н, пишется НН
2) СУШЕННАЯ на солнце дыня — в суффиксе отымённого прилагательного -ЁНН- пишется две буквы НН
3) ТОЖЕ – слово всегда пишется слитно
4) ВСЛЕДСТВИЕ (дождя) — это предлог, поэтому слово пишется слитно и на конце буква Е
5) ВПЯТЕРОМ – это наречие, которое пишется слитно
1) ДАЛЕКО НЕ ПРАЗДНЫЙ — НЕ с прилагательным пишется раздельно при наличии слова с усилительным значением
2)СДЕЛАЙ-КА – частица -КА с глаголами пишется через дефис
3) МЕДЛЕННО (шёл) – в наречии на -о(-е) пишется столько же Н, сколько в слове, от которого оно образовано
4) НЕЧИЩЕНЫЙ (пол) — отглагольное прилагательное с приставкой соверш. вида пишется с одной буквой Н
5) ПРИСТЕГНУТЬ —в приставке ПРИ- пишется И, потому что она сходна по значению с наречием ОЧЕНЬ
1) ДЕРЕВЯННЫЙ — правописание суффикса в прилаг-ном не определяется правилом (является исключением)
2) СЖАТЬ — в приставке перед звонким согласным корня пишется С
3) НЕ ВЫУЧЕННОЕ учеником правило — частица пишется с причастием раздельно при наличии зависимого от причастия слова
4) НЕ С КЕМ – неопределённое местоимение с предлогом пишется раздельно
5) ЗАМУЖ — имя существительное м.р. пишется без -Ь
ЗАДАНИЕ 5 ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ОГЭ.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Входная работа по русскому языку (5 класс)
Речевые ошибки в студенческих работах
Урок русского языка «Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных»
«Проектная деятельность. Индивидуальный проект. Мини — проекты на уроках»
Задания для проведения олимпиад по русскому языку
Конспект к открытому уроку русского языка «Действительные и страдательные причастия».
Презентация к открытому уроку «Действительные и страдательные причастия»
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (ФГОС) по учебнику М.Т. Баранова, Т. А. Ладыженской и др.
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5168318 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021
Время чтения: 1 минута
В России выбрали лучшего педагога-психолога
Время чтения: 1 минута
В России предложили ввести бесплатное второе высшее образование по IT-специальностям
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения порекомендовало снизить бюрократическую нагрузку на учителей
Время чтения: 1 минута
На «Госуслугах» пройдет эксперимент по размещению документов об образовании
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
http://correctno.ru/orfografiya/bessmyslenno_ili_bezsmyslenno
http://infourok.ru/trenirovochnye-zadaniya-oge-po-russkomu-yazyku-zadanie-5-4935194.html