Без дела жить небо коптить подлежащее сказуемое

Коварное тире

Повторяем правила русского языка вместе с онлайн-школой Тотального диктанта

Текст: Наталья Лебедева/РГ

«Мыслеотделительный знак», так раньше называли тире, появился впервые в России в произведениях Карамзина. А в учебнике по грамматике профессора Московского университета А. А. Барсова 1789 года тире было введено под названием «молчанка». Сегодня тире является единственным пунктуационным знаком, который ставится между подлежащим и сказуемым. Как правильно использовать в письменной речи тире, знает кандидат филологических наук, доцент кафедры общего и русского языкознания Новосибирского государственного университета Елена Сорокина.

Когда нужно ставить тире – все правила в наглядных схемах.

Тире между подлежащим и сказуемым

Изучать язык – значит различать сходные явления,

а не сволакивать их в кучу

(А. А. Потебня. «Из записок по русской грамматике»)

Чтение – вот лучшее учение

Тире – знак препинания, который употребляется как между отдельными словами, так и между частями сложного предложения. Если двоеточие ставится в пяти случаях, то тире – знак более распространенный. Тире показывает, где подлежащее, а где сказуемое; предупреждает, что после однородных членов стоит обобщающее слово; указывает, какие отношения между частями в бессоюзном сложном предложении; тире заменяет пропущенное слово в неполном предложении; при помощи тире выделяются приложения, развернутые определения, вводное предложение; тире отделяет одну реплику от другой в диалоге и, наконец, акцентирует, подчеркивает отдельные слова – так называемое интонационное тире.

При чтении тире требует большей паузы, чем запятая, совершенно особой интонации:

Прекрасно. Вот же вам совет.

Внемлите истине полезной:

Наш век – торгаш; в сей век железный

Без денег и свободы нет.

(А. С. Пушкин. «Разговор книгопродавца с поэтом»)

Тире появилось в России в произведениях Карамзина. В 1789 году в учебнике по грамматике профессора Московского университета А. А. Барсова тире было введено под названием «молчанка», которая «начатую речь прерывает либо совсем, либо на малое время для выражения жестокой страсти, либо для приготовления читателя к какому-нибудь чрезвычайному или неожиданному слову или действию впоследствии. Но больше всего служит она к разделению лиц разговаривающих, чтоб не иметь нужды именовать их при каждой перемене в продолжающемся разговоре».

Впоследствии тире стали называть «мыслеотделительным знаком». В современном русском языке тире – наиболее выразительный смысловой знак препинания. Тире – единственный пунктуационный знак, который ставится между подлежащим и сказуемым.

Разберем основные правила постановки тире между главными членами предложения.

Первое правило связано с определением частей речи, которыми выражены главные члены предложения. Напомним, что в самом привычном случае выражения компонентов грамматической основы – форма Им. падежа существительного или местоимения в роли подлежащего + личная форма глагола-сказуемого – тире между ними никогда не ставится.

Им.п. Существительное/местоимение Ø Личн.ф.глагол.

Рассмотрим подробнее случаи, когда необходимо ставить тире:

1) итак, тире ставится, если оба главных члена выражены существительными в именительном падеже.

Им.п. Существительное Им.п. существительное.

(Ю. Энтин. Из М/ф «Бременские музыканты»)

2) тире ставится, если один из главных членов предложения выражен формой именительного падежа существительного, а другой – неопределенной формой глагола (инфинитивом), ИЛИ и подлежащее, и сказуемое выражены инфинитивом.

Им.п. Существительное инфинитив.

(Ю. Энтин. Из м/ф «Бременские музыканты»)

Инфинитив Им.п. существительное.

3) тире ставится, если подлежащее и сказуемое выражены числительными (или словосочетанием с числительным), а также если числительным выражен один из главных членов предложения.

[ если бы она сказала,] что дважды два четыре [я бы и тогда ей не поверил] (А. Волос. «Недвижимость»)

Тридцать шесть лет зрелый возраст (В. Токарева. «Своя правда»)

Общий вес отряда – 865 кг. [Этак они к концу смены за тонну перевалят!]

(из х/ф «Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен!»)

4) Наконец, тире ставится при сказуемом, выраженном фразеологическим оборотом:

Им.п. Существительное фразеологический оборот.

Команда Сумина кто в лес, кто по дрова (= люди, совершающие несогласованные действия) (Новый регион 2, 2008.01.29),

(Клуб Почемучек // «Юный натуралист», 1976)

А теперь рассмотрим случаи, в которых тире перед именным сказуемым не ставится. Речь пойдет о предложениях, в которых один из главных членов (или оба) выражены местоимением. Это, во-первых, предложения с личным или указательным местоимением в роли подлежащего.

Я / ты /он / мы / вы / они Ø Им.п существительное.

[Мои деды с Заволжья.] Я кержачка. Вот. (Ю. О. Домбровский. «Леди Макбет»)

Ø Им.п существительное.

[Знакомьтесь, пожалуйста.] Это хозяин. [Георгий Николаевич Зыбин].

(Ю. О. Домбровский. «Факультет ненужных вещей»)

Во втором типе предложений один из главных членов выражен вопросительным (или относительным) местоимением, а другой – существительным или личным местоимением в Им. падеже:

Кто Ø существительное. / ?

(В. В. Седов. «Этногенез ранних славян» // «Вестник РАН», 2003)

Я / мы / ты / вы /он Ø кто?

Кто такой / Что такое Ø существительное ?

Дюпон кто такой, знаете? (Ф. Искандер. «Летним днем»)

Чей Ø существительное ?

А ножовка чья? Твоя? [А. Маринина. «Последний рассвет» (2013)]

Кроме того, тире не ставится, если сказуемое выражено прилагательным или причастием:

Существительное Ø прилагательное.

(Е. Белкина. «От любви до ненависти»)

Существительное Ø причастие.

До восьми дверь заперта. (В. Пелевин. «Чапаев и пустота»)

Второе правило связано с составом самой грамматической основы предложения.

Так, если в составе сказуемого есть указательные слова это, вот, значит или их комбинации, тире ставится всегда, вне зависимости от того, какой частью речи выражены главные члены предложения.

1) Существительное указательное слово существительное.

[Детей у неё не было, но она от этого не очень страдала:]

2) Существительное указательное слово местоимение.

(М. Горький. «О чиже, который лгал, и о дятле – любителе истины»).

3) Инфинитив указательное слово инфинитив.

[Самое страшное в войне – понять врага.]

4) Существительное указательное слово инфинитив.

(Ф. Искандер. «Начало»)

(5) Инфинитив указательное слово cуществительное.

[Зачем мне занюханная роза!] Бутон распотрошить вот упоение! (Ф. Искандер. «Сон о Боге и дьяволе»)

Напротив, тире не ставится, если перед сказуемым, которое выражено существительным, стоит:

а) любая другая частица, кроме это и вот: Существительное Ø частица существительное.

(А. Рыбаков. «Тяжелый песок»)

[Рядом другой такой же портрет человека немолодого, со стриженой головой,]

глаза как угольки [и улыбка беглая]. (Ю. Н. Тынянов. «Пушкин»)

Под нами трепещут былинки, / нам так хорошо и тепло, /у нас бирюзовые спинки, / а крылышки точно стекло (А. К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…»)

[Ему нравилось, что эти люди построили жилища свои кто где мог или хотел]

и поэтому каждая усадьба как будто монумент, возведенный ее хозяином самому себе. (М. Горький. «Жизнь Клима Самгина»)

[И только задним числом становилось ясно,] что это всего лишь хорей, только лишь анапестта-та-та’. (С. Гандлевский. НРЗБ)

Посетители исключительно американцы и русские. (А. Н. Толстой. «Черная пятница»)

! Это правило не распространяется на предложения, в которых грамматическая основа выражена двумя инфинитивами: тире между подлежащим и сказуемым сохраняется:

б) Постановку тире отменяет также наличие между подлежащим и сказуемым вводного слова или обращения:

Существительное, вводное слово/обращение, существительное.

(А. В. Жвалевский, Е. Пастернак. «Время всегда хорошее»)

в) появление между подлежащим и сказуемым второстепенного члена предложения, а именно дополнения и обстоятельства, также препятствует постановке тире:

Существительное дополнение существительное.

для меня / тебя / него / каждого из нас / человечества и т. п.

[Мог же семнадцатилетний Аристотель сказать о шестидесятилетнем своём учителе:] «Платон мне друг, но истина дороже!»

Существительное обстоятельство существительное.

Отцы всегда образцы стойкости, суровости, безгрешности и умения.

(А. Иличевский. «Перс»)

Однако если между подлежащим и сказуемым оказывается согласованное или несогласованное определение то тире ставится.

Существительное определение – существительное.

(В. Аксенов. «Пора, мой друг, пора»)

Хотелось бы обратить внимание на особое «поведение» указательной частицы, которая выполняет роль некоей доминанты. Если оба компонента грамматической основы выражены именами существительными, субстантивированными частями речи или инфинитивом, а перед сказуемым стоит указательная частица (например, частица это), то тире ставится всегда, независимо от того, есть ли в предложении какие-либо факторы, которые могли бы отменить его постановку. Например:

(1) (а) Вообще мир для нас – это бухта, заставленная пароходами, жизнь – сплошная навигация, каждый день рейс (Л. Кассиль. «Кондуит и Швамбрания»);

В первом предложении имеется дополнение для нас. Без частицы это тире бы не ставилось, но если она есть, то тире строго обязательно.

(2) (а) Умное лицо это еще не признак ума, господа. (Г. Горин. к/ф «Приключения барона Мюнхгаузена»)

Во втором предложении перед сказуемым стоит усилительная частица еще и отрицательная частица не, но при наличии частицы это они не влияет на постановку тире.

Третье положение, собственно, является не правилом, а скорее рекомендацией, основанной на смысловом (и следовательно, интонационном) членении предложения.

Приведем примеры таких допущений из Полного академического справочника.

Так, тире может не ставиться, если в письменной речи отражено произношение с логическим ударением на сказуемом:

[ПАС] Моя сестра учительница.

Ср.: Моя сестра – учительница – ударение и на слове сестра, и на слове учительница.

Напротив, тире ставится обязательно: 1) если имеется сопоставление: Моя сестра – учительница, а брат – зоотехник; 2) если возможна синтаксическая или смысловая двусмысленность; ср.: Брат – мой учитель и Брат мой – учитель.

[ПАС] Примечание. При акцентировании сказуемого (обычно в стилистических целях) тире возможно даже в нарушение структурного принципа: Этот одинокий и, может быть, совершенно случайный выстрел – словно сигнал (Фурм.); Во рту у него горько от табаку-самосаду, голова – как гиря (Шол.).

Найти грамматическую основу, определить, требуется ли тире между подлежащим и сказуемым?

Русский язык | 1 — 4 классы

Найти грамматическую основу, определить, требуется ли тире между подлежащим и сказуемым.

Учить других учиться самому.

Хороший вкус это прежде всего чувство меры.

Курить здоровью вредить.

Без дела жить небо коптить.

Семья опора счастья.

2) Хороший вкус — это прежде всего

3) Курить — здоровьювредить.

4) Без дела жить — небо коптить.

5)Семья — опора счастья.

Грамматические основы : 1)Подлежащее — Учить, Сказуемое — учиться.

2)Подлежащее — вкус, Сказуемое — чувство.

4)Подлежащее — жить, , Сказуемое — коптить.

5))Подлежащее — Семья, Сказуемое — опора.

Найдите грамматическую основу предложения?

Найдите грамматическую основу предложения.

Определите, чем выражено подлежащее.

5) Есть у памяти свойство такое : после самых суровых невзгод забывается быстро плохое, а хорошее долго живет.

6) Большое это удовольствие — жить на земле.

7)Хорошее всегда вызывает желание лучшего.

8) Выздоравливающие — самые счастливые люди на свете.

9) Учиться — всегда пригодится.

10) В песке копошилось множество воробьев.

Расставьте знаки препинания, где это необходимо, подчеркните граматические основы?

Расставьте знаки препинания, где это необходимо, подчеркните граматические основы.

А) Ночь тиха и безлунна.

Б) Краткость душа поэзии.

В) Хороший вкус это прежде всего чувство меры.

Г) Облако за месяц зацепилось.

Учить — ум точить найти подлежащее и сказуемое?

Учить — ум точить найти подлежащее и сказуемое.

1)простота есть необходимое условие прекрасного 2)хороший вкус это прежде всего чувство меры 3)очень важное проявление вежливости поздороваться первым где и почему ставиться тире в этих предложениях?

1)простота есть необходимое условие прекрасного 2)хороший вкус это прежде всего чувство меры 3)очень важное проявление вежливости поздороваться первым где и почему ставиться тире в этих предложениях?

Чем выражены подлежащее и сказуемое ?

Сделайте синтаксический разбор?

Сделайте синтаксический разбор!

Всматриваясь в эти здания понимаешь что хороший вкус это прежде всего чувство меры.

Грамоте учиться — всегда пригодится найти подлежащее и сказуемое?

Грамоте учиться — всегда пригодится найти подлежащее и сказуемое.

Определить способ выражения подлежащего?

Определить способ выражения подлежащего.

1)неразумного учить — в бездонную кадку воду лить.

2)учить — ум точить.

3)жить — значит чувствовать и мыслить, страдать и блаженствовать, всякая другая жизнь — смерть.

4)без дела жить — только небо коптить 5)мне было жаль бездомного старика : но я хотел вырваться на волю и доказать , что уж я не ребенок.

Найти грамматическую основу, определить, требуется ли тире между подлежащим и сказуемым?

Найти грамматическую основу, определить, требуется ли тире между подлежащим и сказуемым.

Учить других учиться самому.

Хороший вкус это прежде всего чувство меры.

Курить здоровью вредить.

Без дела жить небо коптить.

Семья опора счастья.

Предложение : Курить — здоровью вредить?

Предложение : Курить — здоровью вредить.

Здесь есть подлежащее?

Укажите предложение, в котором тире между подлежащим и сказуемым не ставится?

Укажите предложение, в котором тире между подлежащим и сказуемым не ставится.

1)Повторение мать учения.

2)Здоровье человека самое ценное его достояние.

3)Курить здоровью вредить.

4)Дедушка стал моим лучшим другом.

Вот только не надо мне объяснять!

Будте добры просто цифру где не надо(Там один вариант).

Вы перешли к вопросу Найти грамматическую основу, определить, требуется ли тире между подлежащим и сказуемым?. Он относится к категории Русский язык, для 1 — 4 классов. Здесь размещен ответ по заданным параметрам. Если этот вариант ответа не полностью вас удовлетворяет, то с помощью автоматического умного поиска можно найти другие вопросы по этой же теме, в категории Русский язык. В случае если ответы на похожие вопросы не раскрывают в полном объеме необходимую информацию, то воспользуйтесь кнопкой в верхней части сайта и сформулируйте свой вопрос иначе. Также на этой странице вы сможете ознакомиться с вариантами ответов пользователей.

Для начало приберись на рабочем столе чтобы было удобно работать. Потом подготовь предметы и сосредоточься. Затем открой учебник и повтори правило (лучше выучи) и начинай делать упражнение строго по заданию. Удачи).

Во первый надо знать все правила. Не допускать ошибок ну и знать о чем идёт речь в тексте или упражнение.

К большому терпению придет и умение. (пословица).

Молот молотьба молоток.

Проверочное слово молот.

Именительный(кто? Что? ) Родительный(кого? Чего? ) Дательный(кому? Чему? ) Винительный(кого? Что? ) Творительный(кем? Чем? ) Предложный(о ком? О чем? ).

Именительный кто? Что? родительный кого? Чего? Дательный кому? Чему? Винительный кого? Что? творительный кем? Чем? предложный о ком ? О чем.

Десять — корень нулевое окончание десять — основа слова.

1) стороны света 2) знаки препинания 3) второстепенные члены предложения.

На бортике — 2скл. П. п. На книге — 1скл. П. п. На сливе — (дерево)1скл. П. п. О мятежнике — 2скл. П. п. О ватнике — 2скл. П. п. О нраве — 2скл. П. п. На отлёте — 2скл. П. п. На шифере — 2скл. П. п. В отъезде — 2скл. П. п. Об остатк..

Конспект урока по русскому языку на тему «Тире между подлежащим и сказуемым»

Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.

Отработать навыки учащихся по постановке тире между подлежащим и сказуемым.

Обучающие: Систематизировать знания учащихся о постановке тире между подлежащим и сказуемым; углубить знания учащихся о нормах пунктуации

Развивающие : Формировать навык использования нового пунктуационного правила на практике; формировать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, умение учиться и способность организовать свою деятельность; развивать коммуникативную и информационную компетентность; способствовать развитию грамотной, точной, выразительной речи, позволяющей ученику наиболее точно выражать собственные мысли, чувства, эмоции;

Воспитательные : воспитывать интерес к выразительным возможностям русского языка; прививать любовь и интерес к русскому языку через художественное слово

Оборудование: карточки, портрет писателя

Эпиграф: « Краткость-сестра таланта»

Здравствуйте ,ребята! .Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку : «Краткость-сестра таланта»

Кому принадлежит данное высказывание? (Антону Павловичу Чехову)

Да, эти слова принадлежать классику русской литературы Антону Павловичу Чехову. Как мы с вами знаем он был мастером коротких рассказов .В своих рассказах он высмеивал пороки общества. Поэтому мы понимаем слова классика таким образом «Любая информация должна подаваться кратко и емко.. Поэтому что даже самые умные мысли ,высказанные долго и витиевато могут терять свою убедительность . А лаконичная, четкая информация всегда обречена на максимальный эффект .И мы сегодня на уроке проверим, умеем ли мы коротко и ясно излагать свои мысли.

II . Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся . Отгадайте тему урока.

А теперь еще раз обратимся к этому высказыванию «Краткость-сестра таланта»

-Объясните расстановку знаков препинания

Да, в этом предложении и подлежащее, и сказуемое выражены именами существительными. В таком случае между подлежащим и сказуемым ставится тире.

Как вы думаете , о чем мы будем говорить на уроке?

-О расстановке тире между подлежащим и сказуемым

. III . Актуализация знаний.

1) Прежде чем открывать что-то новое, надо повторить то, что изучали ранее.

1. Главные члены предложения – это.

2. Подлежащее – это.

4. Подлежащее чаще всего выражается.

5. Сказуемое – это главный член предложения, который.

6. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется.

7. Составными сказуемыми называются такие сказуемые, в которых.

8. Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое.

9. Составное именное сказуемое – это…

2) Рассматривается таблица, анализируются примеры

Тире в простом предложении между подлежащим и сказуемым.

Ремеслозолотой кормилец

Сущ. И. п. – сущ. И.п.

(будто, словно, как)

Гл. неопр. ф. – гл. неопр. ф.

Расстояние не помеха для друзей.

Наша задача – хорошо учиться .

Сущ. им. п. – гл. неопр. ф.

Чтение – вот лучшее учение .

тире между подлежащим и сказуемым ставится :

а) если подлежащее и сказуемое выражены существительным или числительным в именительном падеже;

б) если оба главных члена выражены неопределенной формой глагола;

в) если один главный член выражен неопределенной формой глагола, а другой – именем существительным;

г) когда перед сказуемым стоит указательная частица это, или вот.

а) если сказуемое присоединяется союзом КАК или другими сравнительными союзами;

б) если подлежащее выражено личным местоимением;

в) если при сказуемом есть отрицательная частица НЕ.

IV . Первичное усвоение новых знаний .

Великие люди в своих высказываниях использовали тире Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире .

Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть. (А.Чехов)
1. Дар поэта — ласкать и карябать, роковая на нём печать (С. Есенин).

2.В камни стрелять — стрелы терять (М. Горький

1. Грубость – такое же уродство, как горб. (М.Горький)
2. Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души. (И.Тургенев)
3. Воспоминанья – старцев мед. (А.Марков

Ах, красота – это страшная сила. (С.Надсон)
3. Высшая и самая характерная черта нашего народа – это чувство справедливости и жажда ее. (Ф.Достоевский)
5. Самое трудное для человека – это борьба с самим собой. (Г.Троепольский)
7. Мы – это воля людей, устремленных только вперед, вперед! (А.Прокофьев)
6. Острый язык– дарование, длинный язык – наказание . (Д.Минаев)

9. Жить – это значит радоваться. (В.Сидоров)

V . Первичное закрепление .

1 ..Изменить предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире .

1) Антон Павлович Чехов коллекционировал марки

2) Антон Павлович Чехов написал рассказ «Каштанка»

3) Антон Павлович Чехов родился в городе Таганрог.

4)Иван Бунин был близким товарищем Антона Павловича Чехова.

2. В каком предложении не ставится тире?

1)Жизнь прекрасна и удивительна!

2)Сияют переливаются купола собора.

3)Незнакомка долго пыталась раскрыть зонт.

4)Краткость достоинство прозы.

5) Наш долг__совершенствовать знания.

6) Эти равнины__словно море бескрайнее

7).А.П.Чехов… Пушкин в прозе

. В каком предложении ставится тире?

1). Без дела жить – небо коптить. (Пословица

2) .Курить .. здоровью вредить. (Пословица))
3.) Жить .. родине служить. (Пословица)

4) Твои радость и горе__это радость и горе для меня.
5) Этот яркий свет__словно ливень золотой.
6). Без дела жить – небо коптить. (Пословица

7). Без дела жить .. небо коптить. (Пословица

2 . Поставить тире, где это необходимо, объяснить.

1. Слово полководец человечьей силы (В. Маяковский).Любовь и дружба взаимное эхо: они дают столько, сколько берут (А. Герцен). Писательство не ремесло и не занятие. 2. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун большой праздник для крестьянских мальчиков (И. Тургенев). 3. Тринадцать цифра загадочная и волнующая воображение. 4. Дело художника противостоять страданию всеми силами, всем талантом. 5. Счастье умов благородных видеть довольство вокруг (Н. Некрасов). 6. Курить здоровью вредить (Пословица). 7. Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти (Л. Толстой).

VI. Итог урока. Рефлексия деятельности. Задачи: содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

Итак, мы сегодня говорили о постановке тире между подлежащим и сказуемым. Предлагаю пройти тест и проверить, насколько хорошо вы усвоили тему и поставить себе оценку.

1 Тест ( Приложение №2)

-.Какова тема урока?

— Какие цели ставили перед собой и достигли ли результатов?

-Что выполняли на уроке?

-. Какое задание вызвало затруднение при его выполнении?

— Как оцениваете свою деятельность на уроке? — А сейчас оценим результаты своей деятельности на уроке

IV . Выставление оценок . Итоги урока.

Всем спасибо за урок. Надеюсь ,в будущем продолжим работу над совершенствованием

логичности ,точности нашей речи.

Дом. зад.: правило стр. с. 62-63, упр.98

2. В каком предложении не ставится тире?

1)Жизнь прекрасна и удивительна!

2)Сияют переливаются купола собора.

3)Незнакомка долго пыталась раскрыть зонт.

4)Краткость достоинство прозы.

5) Наш долг__совершенствовать знания.

6) Эти равнины__словно море бескрайнее

7).А.П.Чехов… Пушкин в прозе

. В каком предложении ставится тире?

1). Без дела жить – небо коптить. (Пословица

2) .Курить .. здоровью вредить. (Пословица))
3.) Жить .. родине служить. (Пословица)

4) Твои радость и горе__это радость и горе для меня.
5) Этот яркий свет__словно ливень золотой.
6). Без дела жить – небо коптить. (Пословица

7). Без дела жить .. небо коптить. (Пословица


источники:

http://russkij-azyk.my-dict.ru/q/6595472_najti-grammaticeskuu-osnovu-opredelit-trebuetsa-li/

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yazyku-na-temu-tire-mezhdu-podlezhashim-i-skazuemym-4487845.html