Без это суффикс или окончание

Возвратные и невозвратные глаголы

Непереходные глаголы в русском языке по наличию суффикса -ся (сь) делятся на возвратные и невозвратные.

Возвратность или невозвратность – это постоянный морфологический признак глагола.

Возвратные глаголы

Возвратные глаголы — это непереходные глаголы, оканчивающиеся на -ся или -сь:

споткнул ся, заиграл ся, крашу сь, деру сь.

Суффиксы -ся и -сь называются постфиксами. Они отличаются от остальных суффиксов тем, что стоят в слове после окончания и сохраняются во всех формах возвратного глагола:

умыва ю сь – умыва ем ся

умыва ешь ся – умыва ете сь

умыва ет ся – умыва ют ся

Суффикс -ся пишется после согласных букв, суффикс -сь пишется после гласных:

толкае т ся – толка ю сь

дерё шь ся – дер у сь

Значение постфикса -ся

Постфикс -ся (-сь) в возвратных глаголах имеет имеет несколько значений:

    Непереходность действия, то есть действие, которое не обращено ни на какой предмет:

туман рассеивается, собака кусается, чашка разбивается.

Возвратное значение, то есть действие, возвращаемое на само действующее лицо:

краситься — красить самого себя,

одеваться — одевать самого себя.

Значение качественной характеристики:

Значение активного действия:

Значение взаимно направленного действия, то есть действие, происходящее между двумя или несколькими действующими лицами или предметами. При таких глаголах можно поставить вопрос с кем? с чем?:

сражаться (с кем?) с врагами,

веселиться (с кем?) с друзьями.

Страдательное значение. При таких глаголах можно поставить вопрос кем? чем?:

Тонкие ветки ломаются (чем?) ветром. Сравните: Ветер ломает тонкие ветки.

Безличное значение. Указание, что действие совершается само собой, помимо чьей-либо воли. При таких глаголах можно поставить вопрос кому? чему?:

нездоровиться (кому?) мне, мне мыслится, тебе кажется.

Невозвратные глаголы

Невозвратные глаголы — это глаголы, не имеющие суффиксов -ся и -сь на конце слова:

гулять, бежать, смотреть.

Невозвратные глаголы, в отличие от возвратных, могут быть переходными и непереходными:

чинить машину, провожать маму, сесть в кресло, играть на гитаре.

Образование возвратных глаголов

Возвратные глаголы образуются от переходных глаголов с помощью суффиксов -ся и -сь. Например:

брить – брить ся, толкать – толкать ся.

Некоторые возвратные глаголы образуются с помощью приставки и суффикса:

стоять – настоять ся, делать – разделать ся.

Примечание: от некоторых невозвратных глаголов нельзя образовать возвратный глагол с помощью суффиксов -ся и -сь, такие глаголы не бывают возвратными. Например:

привыкаю, бегу, присутствую, хожу, сплю, пою и так далее.

И наоборот, есть глаголы, которые без -ся (-сь) не употребляются, такие глаголы не бывают невозвратными. Например:

распоряжаюсь, сомневаюсь, надеюсь, боюсь, смеюсь, любуюсь, тружусь, ленюсь, улыбаюсь и другие.

Слова без окончания. Примеры

Слова без окон­ча­ния — это неиз­ме­ня­е­мые сло­ва, кото­рые при­над­ле­жат к раз­ным частям речи. Приведем при­ме­ры слов без окон­ча­ния, с при­став­кой, кор­нем и суф­фик­сом, с кор­нем и суффиксом.

Что такое окончание в слове?

В лек­си­ке рус­ско­го язы­ка с точ­ки зре­ния грам­ма­ти­ки суще­ству­ют изме­ня­е­мые и неиз­ме­ня­е­мые сло­ва. Слова изме­ня­ют­ся с помо­щью спе­ци­аль­но пред­на­зна­чен­ной для это­го мор­фе­мы — окон­ча­ния.

сто­рон а — вижу сто­рон у , в сто­рон е , рядом со сто­рон ой ;

тих ий — мимо тих ого дома, к тих ому месту, о тих ом голосе;

отпра­ви ть — отправл ю погу­лять, отправ им пись­мо, отправ ите посылку.

Кроме фор­мо­из­ме­не­ния, окон­ча­ния помо­га­ют свя­зать сло­ва в выска­зы­ва­ние. Сравним:

воз­ле, садо­вый, калитк а , рас ти , высок ий , берез а ;

Возле садов ой калитк и раст ет высок ая берез а .

Основа слова

Окончание в отли­чие от дру­гих мини­маль­ных зна­чи­мых частей сло­ва, при­став­ки, кор­ня, суф­фик­са, посто­ян­но изме­ня­ет­ся. По этой при­чине его не вклю­ча­ют в осно­ву сло­ва. Если отбро­сить окон­ча­ние у любо­го сло­ва, полу­чим его основу:

спла­ви ть — сплави- ;

домишк о — домишк -;

Основу сло­ва состав­ля­ют при­став­ка, корень, суф­фикс и ино­гда пост­фикс. В осно­ве сло­ва заклю­че­но его лек­си­че­ское значение.

От осно­вы сло­ва обра­зу­ют­ся его фор­мы и новые лексемы:

посея ть — посея л , посея в , посея вш ий, посея нн ый;

сея ть — рас сея ть, пере сея ть, за сея ть, у сея ть.

Неизменяемые слова без окончания

Окончание изме­ня­ет фор­му сло­ва. В рус­ском язы­ке суще­ству­ют сло­ва, кото­рые име­ют все­гда одну и ту же фор­му, то есть они не изме­ня­ют­ся ни по родам, ни по чис­лам, ни по паде­жам, ни по лицам. Соответственно такие сло­ва не име­ют окон­ча­ния.

Не будем ука­зы­вать окон­ча­ние в соста­ве сле­ду­ю­щих слов:

1. неиз­ме­ня­е­мых существительных

аве­ню, шоу, трю­мо, боа, зебу, шим­пан­зе, тор­на­до, шас­си, али­би, рефери;

2. неиз­ме­ня­е­мых прилагательных

  • юбка (какая?) макси;
  • шарф цве­та (како­го?) электрик;
  • народ­ность (какая?) урду;
  • вес (какой?) брутто;

3. наре­чий

  • рас­по­ло­жить­ся (где?) ряд ом ;
  • идти (как?) вру­ко­пашн ую ;
  • согла­сить­ся (как?) легк о ;
  • поло­жить справ а ;
  • сде­ла­ем по-тво ему ;
  • посту­пить по-рыцар ск и ;
  • кри­чать вдо­гон к у ;

4. в фор­ме срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­ных и наречий

  • паль­то (како­во?) длинн ее юбки;
  • синяя лен­та (како­ва?) шир е голубой;
  • сто­ять (где?) ближ е ;
  • бро­сить (куда?) подальш е ;

5. дее­при­ча­стий

  • взя вши сь за руки;
  • собр а в зерно;
  • гул я я по набережной.

Примеры слов без окончания с корнем и суффиксом

Схеме «корень + суф­фикс» соот­вет­ству­ют сле­ду­ю­щие неиз­ме­ня­е­мые сло­ва без окончания:

при­го­то­вить быстр о ;

оста­нем­ся дом а ;

выпол­нить легк о ;

вер­нуть­ся дом ой ;

Примеры слов без окончания с приставкой, корнем и суффиксом

Укажем неиз­ме­ня­е­мые сло­ва, мор­фем­ный состав кото­рых соот­вет­ству­ет схеме:

«при­став­ка + корень + суффикс»

идти на встреч у ;

дви­гать­ся в слеп ую ;

уви­деть в верх у ;

рас­ка­лить­ся до бел а ;

поло­жить с бок у ;

на утр о отправиться;

нагреть до красн а ;

выучить на зуб ок .

Слова без окончания и слова с нулевым окончанием

Отличаем сло­ва без окон­ча­ния от изме­ня­е­мых слов, в соста­ве кото­рых име­ет­ся нуле­вая сло­во­из­ме­ни­тель­ная мор­фе­ма, кото­рая визу­аль­но не вид­на в началь­ной фор­ме един­ствен­но­го чис­ла име­ни­тель­но­го паде­жа, но при изме­не­нии сло­ва нуле­вое окон­ча­ние про­яв­ля­ет­ся в виде букв.

Примеры:

соло­вей — голос соловь я ;

авто­мо­биль — гудок авто­мо­бил я ;

багаж — без багаж а ;

малыш — играю с малыш ом ;

помощь — без помощ и ;

ветошь — с ветошь ю .

У дру­гих слов в ряде их форм появ­ля­ет­ся нуле­вое окончание:

поло­тенц е — мно­го поло­те­нец ;

учи­лищ е — несколь­ко учи­лищ ;

пожа­рищ е — воз­ле пожа­рищ ;

плес­ка ть ся — плес­кал ся, плес­кал а сь;

СУФФИКС ИЛИ ОКОНЧАНИЕ?

Л.С.СТЕПАНОВА

В большинстве принятых сейчас учебников и учебных пособий морфемы неопределенной формы глаголов (-ть, -ти и -чь) называют «окончанием инфинитива» или «показателем неопределенной формы». Эта точка зрения встречается, например, в учебниках С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко.

В пособии М.Т. Баранова, Т.А. Костяевой, А.В. Прудниковой «Русский язык. Справочные материалы» (М.: Просвещение, 1987) говорится: «Глаголы в неопределенной форме имеют следующие окончания. » (с. 104). Далее приводится таблица, где -ть и -ти называются окончаниями, а -чь – суффиксом, после которого следует нулевое окончание. В «Сборнике упражнений по русскому языку для поступающих в вузы» Д.Э. Розенталя (Изд-во Московского университета, 1994) также читаем: «Неопределенная форма образуется посредством окончаний -ть или -ти» (с. 109).

Однако в том же «Сборнике упражнений. » Д.Э. Розенталя в § 17 «Состав слова» говорится: «Слова русского языка с точки зрения морфологической структуры делятся на слова, имеющие формы словоизменения, и слова, не имеющие форм словоизменения. Слова первой группы распадаются на две части: основу и окончание, или флексию; слова второй группы представляют собой чистую основу» (с. 37–38). И далее: «Окончание, или флексия, – это изменяемая часть слова, которая указывает на отношение данного слова к другим словам, т.е. является средством выражения синтаксических свойств слова в предложении» (с. 38). То же находим и в пособии «Русский язык. Справочные материалы» М.Т. Баранова и др.: «В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание. а в неизменяемых – только основа. ». И дальше: «Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Неизменяемые слова окончаний не имеют» (с. 34).

Налицо противоречие: если неопределенная форма глагола имеет окончание, то в соответствии с приведенными определениями она должна представлять собой грамматическую категорию, имеющую формы словоизменения, т.е. надо тогда признать неопределенную форму глагола изменяющейся. Однако во всех приведенных изданиях мы без труда найдем недвусмысленное указание на неизменяемость инфинитива. В разделе «Словосочетание» при определении примыкания, естественно, приводятся примеры примыкания инфинитива, а в учебнике русского языка С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко для 8-го класса прямо говорится: «Зависимое слово при примыкании является неизменяемым (наречие, неопределенная форма глагола, деепричастие)».

Вероятно, чтобы избежать этого непримиримого противоречия, в учебном пособии под ред. В.В. Бабайцевой («Русский язык. Теория и практика». М.: Просвещение) конечные морфемы инфинитива -ть, -ти и -чь определяются как суффиксы. Так же определяются эти морфемы и в справочном издании «Русский язык. Энциклопедия» (Изд. 2-е, перераб. и доп. Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М.: «Большая Российская энциклопедия», «Дрофа», 1997). Здесь в статье «Инфинитив» говорится: «Инфинитив состоит из основы и суффикса» (с. 158).

Но тут мы сталкиваемся с другим противоречием – с традиционным определением основы как части слова без окончания. Получается, что в неопределенной форме глагола суффикс не входит в основу.

Однако все противоречия снимаются, если в школьную программу ввести давно принятое в лингвистике деление суффиксов на словообразовательные и словоизменительные, или формообразующие. В процитированном издании «Русский язык. Энциклопедия» в статье «Суффикс» читаем: «Суффиксы могут быть словообразовательными (служащими для образования отдельных слов) и словоизменительными (служащими для образования форм слова). Словоизменительными являются суффиксы сравнительной и превосходной степени (сильн-ее, сильн-ейш-ий), прошедшего времении (нес-л-а), инфинитива (нес-ти), причастий (нес-ущ-ий, нес-ш-ий, принес-енн-ый) и деепричастий (гляд-я, написа-вши). » (с. 547). В учебнике для студентов высших учебных заведений «Современный русский язык» под ред. Д.Э. Розенталя, ч. 1. (М.: Высшая школа, 1979) словоизменительные аффиксы называются формообразующими: «По. своей функции аффиксы делятся на словообразовательные и формообразующие. Формообразующие аффиксы новых слов не образуют, они не меняют лексического значения слова, а используются для образования форм того же самого слова» (с. 146). В этом же учебнике совершенно определенно говорится: «Большинство глаголов образует неопределенную форму при помощи суффиксов -ть и -ти. Глаголы на -чь представляют в современном языке небольшую группу. ».

Понятно, что в этом случае несколько меняется и определение основы. Поскольку формообразующие суффиксы не входят в основу слова, то и само понятие основы можно определить так: основа – это часть слова, остающаяся после отсечения окончания и формообразующего суффикса (писа-ть, писа-л, писа-вш-ий). На практике основа так и определялась всегда (объясняя учащимся, например, образование формы глаголов прошедшего времени, учитель говорил, что она образуется прибавлением к основе суффикса прошедшего времени -л-), поэтому тем более стоит устранить путаницу в теории.

Основываясь на вышесказанном, я предлагаю внести в курс изучения русского языка в школе следующие изменения.

1. В разделе «Словообразование» дать подразделение суффиксов на словообразовательные и формообразующие 1 .

    Словообразовательные суффиксы служат для образования новых слов, меняя лексическое значение слова: дом – дом-ик (маленький дом), узна-ть – узна-ва-ть (глагол приобретает значение длительности/многократности и незавершенности действия) и т.д.

    Формообразующие суффиксы служат для образования форм слова и не меняют лексического значения слова. Формообразующие суффиксы отличаются от окончаний прежде всего тем, что не могут служить для выражения связи слов в словосочетании и предложении. К формообразующим суффиксам относятся следующие:

    суффиксы сравнительной и превосходной степени -ее, -е (быстр-ый – быстр-ее, быстр-о – быстр-ее; чищ-е), -ейш-, -айш- (скучн-ый – скучн-ейш-ий, велик-ий – велич-айш-ий);

    суффикс прошедшего времени глаголов -л- (писа-л, сиде-л-а);

    суффиксы инфинитива (писа-ть, нес-ти, бере-чь)

    суффиксы инфинитива (писа-ть, нес-ти, бере-чь) (при этом в случае с суффиксом -чь происходит явление наложения (аппликации), когда -ч- одновременно принадлежит и корню, и суффиксу (историч. изменения: берег-ти – бере-чь);

    суффиксы причастий -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- (пиш-ущ-ий, чита-ющ-ий, стро-ящ-ий, дыш-ащ-ий), -ш-, -вш-, -нн-, -енн-, -т- (нес-ш-ий, писа-вш-ий, разодра-нн-ый, купл-енн-ый, обу-т-ый), -ем-, -ом-, -им- (преследу-ем-ый, вед-ом-ый, гон-им-ый);

    суффиксы деепричастий -а, -я (крич-а, чита-я), -учи, -ючи (крад-учи-сь, жале-ючи), -в, -вши, -ши (увиде-в, умы-вши-сь, вынес-ши);

    суффикс повелительного наклонения (в глаголах с основой наст. вр. на согласный) (попрос-и) 2 .

    2. При графическом морфемном и словообразовательном разборе обозначать формообразующие суффиксы обычным, принятым для обозначения суффиксов значком ^ 3 .

    3. При графическом морфемном и словообразовательном разборе не включать формообразующие суффиксы в состав основы слова (умыва-я-сь, прочита-вш-ий, буд-учи).

    4. Изменить определение основы. Основа – это часть слова, выражающая его лексическое значение и остающаяся после отсечения от слова окончания и формообразующего суффикса. В склоняемых или спрягаемых словах (кроме причастий, превосходной степени прилагательных и прошедшего времени глаголов) основа определяется при отсечении от них окончания (мор-е, торопл-ю-сь, осенн-ий). В причастиях, прилагательных превосходной степени и глаголах прошедшего времени, кроме того, при определении основы отсекаются формообразующие суффиксы (бушу-ющ-ий, свеж-айш-ий, привез-л-а). В сравнительной степени наречий и прилагательных, в деепричастиях, инфинитивах и повелительном наклонении глаголов при определении основы отсекаются формообразующие суффиксы (быстр-ее, проигра-в, откры-ть, принес-и).

    5. Безусловно, такое определение основы потребует и несколько иного, чем принятый сейчас, порядка изучения морфемного состава слова. Понятие об основе слова и ее практическое нахождение станет возможным лишь после знакомства учащихся с категорией «суффикс» и «формообразующий суффикс».

    Все перечисленные изменения позволят, по моему мнению, не слишком усложняя обучение русскому языку в школе, избежать непримиримых противоречий и путаницы в данном вопросе, механического запоминания учениками морфемного состава слова, а также помогут приблизить уровень школьного изучения русского языка к вузовским требованиям.

    1 Термин «формообразующие суффиксы» представляется более удачным, чем «словоизменительные», прежде всего потому, что словоизменительной морфемой является окончание, которое действительно служит средством изменения слов в соответствии с синтаксическими требованиями. Окончания как словоизменительная морфема есть только у изменяемых (склоняемых или спрягаемых) слов. Формообразующие суффиксы присутствуют и у неизменяемых слов и не выполняют синтаксической функции. Они именно образуют особые формы слова.

    2 Суффикс повелительного наклонения -и выделяется как формообразующий в цитировавшемся ранее учебнике Д.Э. Розенталя для студентов высших учебных заведений, т. 1, с. 258. В некоторых других работах -и определяется как окончание глаголов повелительного наклонения (см. «Русский язык. Энциклопедия», изд. 2-е, с. 346). Однако, на мой взгляд, эта морфема не соответствует определению окончания, т.к. не служит для выражения синтаксических связей данного слова с другими словами в словосочетании и предложении.

    3 В некоторых новейших работах можно встретить значок «^» («домик») для обозначения конечной морфемы инфинитива. Мотивировано это тем, что данная морфема совмещает признаки суффикса и окончания. Однако мне представляется эта точка зрения неубедительной, т.к. окончание – это словоизменительная морфема, служащая для выражения синтаксических отношений согласования и управления данного слова с другими словами словосочетания и предложения. Формообразующий суффикс никогда не выполняет и не может выполнять такую синтаксическую функцию, т.е. он лишен главных свойств и признаков окончания.


    источники:

    http://russkiiyazyk.ru/sostav-slova/okonchanie/slova-bez-okonchaniia.html

    http://rus.1sept.ru/article.php?ID=200100608