Без приставка корень суффикс окончание

Слова без окончания. Примеры

Слова без окон­ча­ния — это неиз­ме­ня­е­мые сло­ва, кото­рые при­над­ле­жат к раз­ным частям речи. Приведем при­ме­ры слов без окон­ча­ния, с при­став­кой, кор­нем и суф­фик­сом, с кор­нем и суффиксом.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Что такое окончание в слове?

В лек­си­ке рус­ско­го язы­ка с точ­ки зре­ния грам­ма­ти­ки суще­ству­ют изме­ня­е­мые и неиз­ме­ня­е­мые сло­ва. Слова изме­ня­ют­ся с помо­щью спе­ци­аль­но пред­на­зна­чен­ной для это­го мор­фе­мы — окон­ча­ния.

сто­рон а — вижу сто­рон у , в сто­рон е , рядом со сто­рон ой ;

тих ий — мимо тих ого дома, к тих ому месту, о тих ом голосе;

отпра­ви ть — отправл ю погу­лять, отправ им пись­мо, отправ ите посылку.

Кроме фор­мо­из­ме­не­ния, окон­ча­ния помо­га­ют свя­зать сло­ва в выска­зы­ва­ние. Сравним:

воз­ле, садо­вый, калитк а , рас ти , высок ий , берез а ;

Возле садов ой калитк и раст ет высок ая берез а .

Основа слова

Окончание в отли­чие от дру­гих мини­маль­ных зна­чи­мых частей сло­ва, при­став­ки, кор­ня, суф­фик­са, посто­ян­но изме­ня­ет­ся. По этой при­чине его не вклю­ча­ют в осно­ву сло­ва. Если отбро­сить окон­ча­ние у любо­го сло­ва, полу­чим его основу:

спла­ви ть — сплави- ;

домишк о — домишк -;

Основу сло­ва состав­ля­ют при­став­ка, корень, суф­фикс и ино­гда пост­фикс. В осно­ве сло­ва заклю­че­но его лек­си­че­ское значение.

От осно­вы сло­ва обра­зу­ют­ся его фор­мы и новые лексемы:

посея ть — посея л , посея в , посея вш ий, посея нн ый;

сея ть — рас сея ть, пере сея ть, за сея ть, у сея ть.

Неизменяемые слова без окончания

Окончание изме­ня­ет фор­му сло­ва. В рус­ском язы­ке суще­ству­ют сло­ва, кото­рые име­ют все­гда одну и ту же фор­му, то есть они не изме­ня­ют­ся ни по родам, ни по чис­лам, ни по паде­жам, ни по лицам. Соответственно такие сло­ва не име­ют окон­ча­ния.

Не будем ука­зы­вать окон­ча­ние в соста­ве сле­ду­ю­щих слов:

1. неиз­ме­ня­е­мых существительных

аве­ню, шоу, трю­мо, боа, зебу, шим­пан­зе, тор­на­до, шас­си, али­би, рефери;

2. неиз­ме­ня­е­мых прилагательных

  • юбка (какая?) макси;
  • шарф цве­та (како­го?) электрик;
  • народ­ность (какая?) урду;
  • вес (какой?) брутто;

3. наре­чий

  • рас­по­ло­жить­ся (где?) ряд ом ;
  • идти (как?) вру­ко­пашн ую ;
  • согла­сить­ся (как?) легк о ;
  • поло­жить справ а ;
  • сде­ла­ем по-тво ему ;
  • посту­пить по-рыцар ск и ;
  • кри­чать вдо­гон к у ;

4. в фор­ме срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­ных и наречий

  • паль­то (како­во?) длинн ее юбки;
  • синяя лен­та (како­ва?) шир е голубой;
  • сто­ять (где?) ближ е ;
  • бро­сить (куда?) подальш е ;

5. дее­при­ча­стий

  • взя вши сь за руки;
  • собр а в зерно;
  • гул я я по набережной.

Примеры слов без окончания с корнем и суффиксом

Схеме «корень + суф­фикс» соот­вет­ству­ют сле­ду­ю­щие неиз­ме­ня­е­мые сло­ва без окончания:

при­го­то­вить быстр о ;

оста­нем­ся дом а ;

выпол­нить легк о ;

вер­нуть­ся дом ой ;

Примеры слов без окончания с приставкой, корнем и суффиксом

Укажем неиз­ме­ня­е­мые сло­ва, мор­фем­ный состав кото­рых соот­вет­ству­ет схеме:

«при­став­ка + корень + суффикс»

идти на встреч у ;

дви­гать­ся в слеп ую ;

уви­деть в верх у ;

рас­ка­лить­ся до бел а ;

поло­жить с бок у ;

на утр о отправиться;

нагреть до красн а ;

выучить на зуб ок .

Слова без окончания и слова с нулевым окончанием

Отличаем сло­ва без окон­ча­ния от изме­ня­е­мых слов, в соста­ве кото­рых име­ет­ся нуле­вая сло­во­из­ме­ни­тель­ная мор­фе­ма, кото­рая визу­аль­но не вид­на в началь­ной фор­ме един­ствен­но­го чис­ла име­ни­тель­но­го паде­жа, но при изме­не­нии сло­ва нуле­вое окон­ча­ние про­яв­ля­ет­ся в виде букв.

Примеры:

соло­вей — голос соловь я ;

авто­мо­биль — гудок авто­мо­бил я ;

багаж — без багаж а ;

малыш — играю с малыш ом ;

помощь — без помощ и ;

ветошь — с ветошь ю .

У дру­гих слов в ряде их форм появ­ля­ет­ся нуле­вое окончание:

поло­тенц е — мно­го поло­те­нец ;

учи­лищ е — несколь­ко учи­лищ ;

пожа­рищ е — воз­ле пожа­рищ ;

плес­ка ть ся — плес­кал ся, плес­кал а сь;

Как разбирать слова по составу

Русский язык — непростой школьный предмет, вызывающий сложности у многих учащихся. Кроме освоения грамотного письма, детям постоянно приходится выполнять различные виды заданий. Часто, в качестве задания после диктанта или в виде самостоятельной работы, выступают различные виды разбора, в том числе и морфемный разбор или разбор по составу. К сожалению, даже в начальной школе, когда для разбора берутся достаточно простые слова, некоторые дети испытывают затруднения.

Как научить ребенка разбирать слова по составу?

Заметив затруднения у ребёнка при разборе слов по составу, в первую очередь, следует разобраться и понять почему же не получается.

Причины этого затруднения могут заключаться в следующем:

  • ребёнок может плохо знать части слова: приставка, корень, суффикс и окончание;
  • не знает как правильно находить ту или иную часть слова;
  • не владеет алгоритмом разбора слов по составу.

Первое, что нужно сделать — это выучить части слова.

Выучить так, чтобы ребёнок не путал, не вспоминал, а четко знал, что такое корень, приставка, суффикс и окончание.

Корень

Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение слова.

Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.

Приставка

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.

Суффикс

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.

Приставка, корень и суффикс — это значимые части слова.

Окончание

Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Окончание стоит после корня или после суффикса. Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова. Другими словами изменить слово по падежам. Надо помнить, что в русском языке много слов с нулевым окончанием. Например: стол, конь.

Основа слова

Основа слова – это часть слова без окончания.

В основу слова входит приставка, корень и суффикс.

Второе — это знать, как правильно находить ту или иную часть слова.

Проверь свои знания

Тест «Состав слова»

1. Как называют слова ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК?
а) антонимы;
б) синонимы;
в) родственные.

2. Часть слова без окончания называется:
а) основой;
б) корнем;
в) суффиксом.

3. Общая часть родственных слов называется:
а) основой;
б) корнем;
в) окончанием.

4. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов — это:
а) окончание;
б) суффикс;
в) приставка.

5. Определи окончание в слове мечтой.
а) -той;
б) -ой;
в) -й.

6. Продолжи фразу. Основа слова — это:
а) изменяемая часть слова;
б) общая часть родственных слов;
в) часть слова без окончания.

7. Из каких частей может состоять основа слова?
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.

8. Определи, в какой строке все слова однокоренные.
а) гусеница, гусь, гусята, густой;
б) школа, школьный, пришкольный, школьник;
в) рисунок, рис, рисовать, рисовый.

9. Дополни фразу. Приставка — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) часть слова, которая стоит после корня;
в) служебная часть речи.

10. Какое из данных слов имеет приставку по-?
а) полезный;
б) подарок;
в) по дороге.

11. Дополни фразу. Суффикс — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) изменяемая часть слова;
в) часть слова, которая стоит после корня.

12. Выбери слово с суффиксом.
а) завод;
б) зонтик;
в) собака.

13. Выбери значимые части слова.
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.

Третье — это необходимо запомнить порядок разбора слов по составу.

Схема морфемного разбора слова

  1. Определи слово как часть речи.
  2. У изменяемого слова найди окончание ( измени слово, чтобы верно найти окончание; не забывай, что у неизменяемых слов нет окончания).
  3. Укажи основу слова.
  4. Выдели корень (для этого подбери однокоренные слова);
  5. Выдели приставку.
  6. Выдели суффикс.

Примеры морфемного разбора слов разных частей речи:

покупка

1. Часть речи -имя существительное

2. окончание -А (нет покупкИ, горжусь покупкОЙ)

3. основа — ПОКУПК-

пришкольный

1. Часть речи -прилагательное

2. окончание -ЫЙ (пришкольнОГО, пришкольнОМУ)

3. основа — ПРИШКОЛЬН-

расцветают

1. Часть речи -глагол

2. окончание -ЮТ (расцветаЕТ)

3. основа — РАСЦВЕТА-

Четвёртое — знание приставок и суффиксов разных частей речи.

Знание приставок и, особенно, суффиксов существительных, прилагательных и глаголов облегчает ребенку процесс разбора слова по составу.

Самые распространённые приставки русского языка:

без- (бес-), в- (во-), воз- (вос-, возо-), вз- (вс-), вы-, до-, за-, из- (ис-, изо-), на-, наи-, недо-, над- (надо-), не-, низ- (нис-, низо-), о-, об- (обо-), обез- (обес-), от- (ото-), по-, под- (подо-), пере-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (рас-, разо-), с- (со-)

Чтобы ребёнок легко узнавал их в словах, можно потренироваться образовывать новые слова при помощи подходящих приставок. Как правило, это упражнение очень нравится детям. Например, берём глагол ШЁЛ и начинаем подбирать приставки: ушёл, пришёл, дошёл, обошёл, отошёл и т.д.

Самые распространённые с уффиксы имен существительных

ан -(- ян -), — ани (- яни ), — анин (- янин ), — ач , — ени , — ет -,- ть -, — еств -(- ств -), — есть , — ец , — изм , — изн -, — ик (- ник ), — ин , — ист , — итель (- тель ), — их — иц -(- ниц -), — к -, — л -, — лк , — льник , — льщик (- льщиц -), — от -, — ость , ун , — чик (- чиц -, — щик )

Как правило суффиксы придают слову какое-либо значение.

  • ик — образует лицо , обладающее качеством ( медик , старик )
  • иц — лицо или животное женского пола ( девица , курица , тигрица )
  • ист, щик, ач — лицо , принадлежащее к области деятельности ( парашютист , барабанщик, скрипач)
  • ник — лицо, предмет, место, животное ( всадник, плавник , хищник, ледник )
  • ошк, ушк,чик, юшк, юшк, еньк, ёшк—придают уменьшительно — ласкательную форму предмету .

Суффиксы прилагательных

— ал (- ел -), — ан (- ян -), — аст (- ат -), — ев (- ов ), — еват (- оват -), — ен , — енн (- онн -), — енск (- инск -), — ив (- лив ,- чив -), — ин , — ит (- овит -), — к , — л , — н (- шн -), — тельн -, — уч (- юч ,- яч -), — чат , — к ( а ), — ск , — тель , — ист —

Суффиксы глаголов

— а (- я , — ка ), — е , — ева (- ова , — ыва , — ива ), — и , — л , — ну , — ся , сь, — ть (- ти )

Полезно помнить:

  • л — образует прошедшее время ( был , спал , плыл )
  • ти, ть, чь — образуют неопределенную форму глагола ( инфинитив ) ( нести , делать,беречь)

Пятое — обязательная тренировка.

Чем больше ребенок выполнит тренировочных упражнений, тем легче у него будет получаться выполнять разбор слов по составу без ошибок.

Предлагаю вам тренировочную работу по теме «Состав слова» в двух вариантах.

Данные тренировочные упражнения можно использовать для отработки данной темы, а также в качестве проверочной работы на уроке.

1 вариант

1.Разбери слова по составу:

Времена, перевязь, глоток, гнёздышко, горный, подосиновик, далёкий, подарок, денёк, длинный, вздох, дочурка, свинина, дровишки, еловый, пирожок, билет, свисали, проводила, беленький

2. Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:

Тропа — …………………………………………………………………………

Тепло — …………………………………………………………………………

3. Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.

приставкакореньсуффиксокончание
беззащитныйдаритьвкусныйдобрый
подъехатьводасводныйтяжёлый
безобразныйжизньсъеденныйбелый
донёспришкольныйводныйчёрный
простотадомашнийцветикключи
поворотсадиксвалкарыба
замёрзсухаякучакурица
вышёлдумакаменщиксмысл
завёлжаркийрыбкаодежда
подходзаставалавкасорока

2 вариант

1)Разбери по составу:

качка, победа, выпечка, плясун, заместитель, разлиновка, завязка, раскидистый, вымостил, рыбаки, взгляд, выдумщик, сырок, сторожить, прихватка, поговорка, рассказ, повис, подбородок, желток

2.Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:

Сырой — ………………………………………………………………………….

Стекло — …………………………………………………………………………

Стена — …………………………………………………………………………..

3.Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.

приставкакореньсуффиксокончание
коньлетоплакучиймягкий
подтянуллокотокмясникмолодость
вписатьпроходитьзимамяч
прожитьводителькнигасады
заяцчасыкормовойземляной
сроккотёнокмирножницы
заряшколалесникрадость
ссорапокраситьнизкийлодка
стулсиреневыйпогодакарандаш
подъездполекрышаполк

По ссылке ниже вы можете скачать эту работу.

Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Глоссарий. Русский язык и литература

Словообразование — раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.

Состав слова.

Слово состоит из основы и окончания. В основу водят: приставка, корень суффикс. Приставка, корень, суффикс, окончание — части слова.

Основа и окончание.

В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание, а в неизменяемых — только основа. Основа — это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение. Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Примечания. 1. Чтобы выделить окончание, надо изменить слово. 2. Неизменяемые слова окончаний не имеют. При изменении слова или образовании какой- либо его формы: числа, рода, падежа, лица — изменяются окончания. Окончание выражает разные грамматические значения: у существительных, числительных и личных местоимений (без предлога иди вместе с ним) — падеж и число; у прилагательных, причастий, некоторых местоимений — падеж, число, род; у глаголов в настоящем и будущем времени — лицо и число, а в прошедшем времени — род и число. Окончание может быть нулевым, то есть таким, которое не выражено звуками. Оно обнаруживается при сравнении форм слова. В именительном падеже нулевое окончание (как любое другое в косвенных падежах) означает, что существительное конь, орёл употреблены в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода, 2-го склонения. В основе самостоятельного слова можно выделить значимые части слова: приставку, корень, суффикс.

Корень слова.

Корень — это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными. Примечания.

  1. Однокоренные слова могут относиться к одной части речи или к разным.
  2. Следует различать совпадающие по звучанию, но разные по значения (омонимичные) корни. Слова с подобными корнями однокоренными не являются.
  3. Слов, состоящих из корня и окончания, в русском языке сравнительно немного; большинство основ слов состоит из корня и суффикса; корня, приставки и суффикса.
  4. Некоторые корни в «свободном» виде (корень + окончание) не встречаются. Они имеются в словах только в сочетании с приставками, суффиксами или другими корнями: — де — — надеть, переодеть; — ня — — занять, нанять, отнять; — пт — — птенец, пташка, птица; — сяг — — присяга, досягать, посягать; — у — — разуть, обуть; — ул — — улица, переулок; — й — — войти, отойти, пройти, зайти.

В слове может быть один корень или два корня.

Суффикс.

Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов. Примечание. Суффиксы могут служить для образования форм слов.

Приставка.

Способы образования слов.

Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже — предложений, которые для нового слова являются исходными. Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно—суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом одной части речи в другую.

Приставочный способ.

При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Так образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия.

Суффиксальный способ.

Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Таким образом образуются слова всех самостоятельных частей речи. Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речи. Суффиксальный способ является основным для образования имен существительных, прилагательных и наречий. Он является более сложным по сравнению с приставочным способом, так как суффикс прибавляется не к целому слову, а к его основе, причем основа слова иногда видоизменяется: происходит отсечение части основы, изменяется ее звуковой состав, происходит чередование звуков.

Приставочно-суффиксальный способ.

Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса. Наиболее часто образуются этим способом существительные с суффиксами -ник, -й (е), -ок, глаголы с суффиксом -ся, наречия в приставкой по- и суффиксами -и, -ому, -ему.

Бессуффиксный способ.

Сложение как способ образования слов.

Сложение сокращенных основ.

Многие слова образуются путем сложения сокращенных основ исходных слов. В результате образуются сложносокращенные слова.Сложносокращенные слова образуются:

  1. сложением слогов или частей слов полного названия: колхоз (коллективное хозяйство), ликбез (ликвидация безграмотности), спецкор (специальный корреспондент);
  2. сложением названий начальных букв: ЦК (Центральный Комитет), ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства);
  3. сложением начальных звуков: вуз (высшее учебное заведение), МХАТ (Московский Художественный академический театр);
  4. смешанным способом (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком и др.): главк (главный комитет), районо (районный отдел народного образования).

Сложные и сложносокращенные слова могут служить основой для образования новых слов: вуз — вузовец; колхоз — колхозный — колхозник.

Переход слов одной части речи в другую.

Слова образуются также путем перехода одной части речи в другую. При этом, употребляясь в роли другой части речи, они приобретают иное общее значение, теряют ряд своих грамматических признаков. Например: ехали шагом (слово шагом, являясь наречием, не изменяется).


источники:

http://naymenok.ru/kak-razobrat-slovo-po-sostavu/

http://edu.glavsprav.ru/info/slovoobrazovanie