Безударная гласная в приставках и суффиксах 2 класс

Правописание безударных гласных в приставках
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Материал урока позволяет выработать умение правильно писать безударные гласные в корне. На материале урока дети учатся подбирать однокоренные слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
maloletkina.docx15.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема ; Правописание безударных гласных в приставках.

цель ; 1. Развитие умений наблюдать за правописанием букв гласных в приставках.

2. Формировать умения написания букв безударных гласных в приставках.

2.Проверка дом. задания

-Вспомните,какие части слова мы знаем?

-Какая главная часть слова?

-С помощью каких частей слова образуются новые слова?

-Что такое приставка?

-Как обнаружить в слове приставку?

-Назовите слова из дом. задания с приставкой?

3.Постановка проблемного вопроса

(на доске слова : подпилить,подумать,подарить,подремать)

-Запишите слова в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните безударные гласные .

-В какой части слова эти безударные гласные,для этого определите части слова.

-Можем ли мы проверить безударные гласные в корне?

-Можем ли мы проверить безударную гласную в приставке?

-Найдите лишнее слово. Почему7

— Чем же мы будем заниматься сегодняна уроке?-Откройте учебник стр.157

(учитель диктует словарные слова , а ученики образуют однокоренные слова с приставкой и делают разбор слов)

— Сделайте звуковой анализ слова.( подосиновик [падас’инав’ик])

-Почему слышим а, а пишем о?

5.Работа над новым материалом

(на столах карточки со словами — работа в парах:

— Выделите приставки.Поставьте ударения. Понаблюдайте ,как пишутся безударные гласные в приставках и ударные гласные в этих же приставках.Сделайте вывод.

-Прочитаем правило на стр.158.

-Какие приставки с буквой о запомнили?

-Можно ли проверить эти гласные в приставках?

-Откройте стр.159 упр.116. Прочитайте задание.

-Прочитайте текст и найдите слова с безударной гласной в приставках. Какая гласная пишется? Почему?

-Найдите слова с безударной гласной в корне? Какая гласная? Почему?

-Запишите текс и выделите пропущенные орфограммы.

-Прочитайте 1 предложение. Найдите однородные члены предложения.Разберите это предложение.(работа у доски)

_А сейчас задание для проверки усвоения темы. выпишите слова с безударной гласной в приставке.

Облетели листья клена. Осторожно ветер

Клен от холода дрожит. Из калитки вышел,

На дорожке у балкона Постучал в окошко,

Золотой ковер лежит. Пробежал по крыше.

В лесу открылся детский сад.

Лиса ведет туда лисят,

Волчица маленьких волчат,

А барсучиха барсучат.

-Какие слова выписали?

-Вызвало ли это задание затруднения?

В каких частях слова встречается орфограмма — буква безударного гласного?

Приведите примеры слов с безударными гласными в приставках.

Конспект урока и презентация по теме » Безударный гласный в корне, суффиксе и приставке.»

Выбранный для просмотра документ 06.09.docx

Тема урока: Безударный гласный в кор не, суффиксе и приставке .

Цель : распростра нить уже знакомые закономерности ( « безударный гласный в корне, а также безударный гласный в окончании можно проверить, поставив его под ударение») на другие части слова – суффикс и приставку.

– орфографическое умение проверять безударный гласный в суффиксе тем же способом, что и безударный гласный в корне и в окончании слова;

– осуществить перенос этого умения на правописание приставок с безударной гласной.

Формировать познавательные УУД : умение работать с орфоэпическим словарем;

регулятивные УУД : умение определять задачи урока, анализировать достигнутые результаты;

проверять литературное произношение нужных слов с помощью орфоэпического словаря.

Орг. момент. Мотивация

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне.

Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?

Мы готовы. Стол в порядке.
Начинается урок.

Откройте тетради запишите

Цель: формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.

Скажите, какой самый главный навык в русском языке? Уметь каллиграфически писать. Этап нашего урока – чистописание.

Сегодня мы повторим правильное написание буквы « Ии ».

Какое слово зашифровано в данном ребусе ? Искусный.

Сегодня на уроке, мы познакомимся со словарным словом искусный. В каком словаре мы можем найти данное слово? Словарь «Пиши правильно» стр. 126 ч № 2

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Какие задания мы можем выполнить с данным словом? искусный

Я предлагаю вам выполнить следующие задания со словом искусный.

Выбрать и записать два словосочетания.

Выбрать и записать одно предложение. В данном предложении подчеркнуть все члены предложений, надписать к какой части речи они относятся.

Цель: активация умственной деятельности, развитие умения логически мыс лить.

Предложи задание. Как проверить безударные гласные в корне, в суффиксе, приставке слова. Составьте алгоритм.

Д.скочить, скворечн.к, обидч.вый, з.гибать, н.пильник, смел.сть, бел.нький, п.дмастерье, з.поминать, ваз.чка.

Сформулируйте тему нашего урока. Какова цель нашего урока?

Сообщение темы урока

Работа по теме урока.

Цель: активация умственной деятельности.

Тема урока: Безударный гласный в кор не, суффиксе и приставке .

Работа по учебнику стр. 12 — 14

Упражнение 5. В этом упражнении школьники проверяют только что открытую закономерность и подтверждают ее на материале другого суффикса – «-ист-». Задание: в левый столбик нужно выписывать слова, в которых суффикс «-ист-» под ударением, а в правый – слова, где суффикс безударный.

В этом упражнении усвоенная закономерность («гласные в одних и тех же частях слова пишутся под ударением и без ударения одинаково») подтверждается на материале суффикса «-ов-».

Вывод: в корнях, суффиксах и окончаниях слов в позиции под ударением и без ударения пишется одна и та же буква. Такой вывод позволит им сделать и правильное предположение: это правило должно распространяться и на приставки, содержащие гласные звуки.

Цель: сменить вид деятельности.

Музыкальная физ. минутка.

Закрепление урока с комментариями.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

«МЕТОД ПЯТИ ПАЛЬЦЕВ»

М ( мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

Рабочая тетрадь 1, упражнение 4 (с. 5–6).

Выбранный для просмотра документ 06.09.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Что такое? Что случилось? Почему звенит звонок? Мы готовы. Стол в порядке. Начинается урок.

Шестое сентября. Классная работа.

Д.скочить — Скворечн.к- З.гибать- Смел.сть — Бел.нький- П.дмастерье-

Безударный гласный в корне, суффиксе и приставке.

стр. 12 – 14, упр. 5 – 6 ТПО. упр. 5

Какие знания, опыт я сегодня получил? Что я сегодня делал и чего достиг? Каким было сегодня преобладающее настроение? Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал? Что я сделал для своего здоровья?

ТПО упр. 4 (с. 5–6). РНО.

Выбранный для просмотра документ карточка.docx

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

  • Жиренкина Ольга ЯковлевнаНаписать 5512 05.09.2016

Номер материала: ДБ-177952

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    05.09.2016 983
    05.09.2016 909
    05.09.2016 1666
    05.09.2016 764
    05.09.2016 6799
    05.09.2016 899
    05.09.2016 1464

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В России предложили ввести бесплатное второе высшее образование по IT-специальностям

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения создаст цифровую платформу для колледжей по конструированию программ

Время чтения: 2 минуты

В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами

Время чтения: 1 минута

Роскачество предупредило об опасности для детей азартной механики в мобильных играх

Время чтения: 2 минуты

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Слова с безударной гласной

Безударные гласные – это буквы, которые находятся в слабой позиции, т.е. на них не падает ударение. Такие гласные делятся на проверяемые и непроверяемые. Также есть безударные гласные в корнях с чередованием.

Безударные гласные могут находиться в разных частях слова – морфемах: в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании. Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.

Примеры слов с проверяемой безударной гласной в корне

Чтобы проверить безударную гласную в корне, подберите проверочное слово, в котором она стоит под ударением.

  • весна – вЕсны;
  • леснОй – лЕс;
  • дождлИвый – дОждь;
  • водА – вОды;
  • мировОй – мИр;
  • тяжЕлый – тЯжесть;
  • мерный – мЕра;
  • стенА – стЕны;
  • письмО – пИшет;
  • цветОк – цвЕт;
  • снежОк – снЕг;
  • голОдный – гОлод;
  • ветерОк – вЕтер;
  • ногА – нОги;
  • читАть – чИтка;
  • свидАние – вИдеть;
  • пороховОй – пОрох;
  • снегА – снЕг;
  • морскОй – мОре;
  • землЯ – зЕмли;
  • волосянОй – вОлос;
  • смешнОй – смЕх;
  • небЕсный – нЕбо;
  • святОй – свЯтость;
  • учениИк – учЕба;
  • достижЕние – достИгнуть.

Примеры слов с непроверяемой безударной гласной в корне

Непроверяемая гласная в корне не может быть проверена. Такие слова необходимо запомнить. Их написание не контролируется правилами. Чаще всего словарными являются слова иностранного происхождения.

  • собака;
  • молоко;
  • карандаш;
  • картина;
  • диван;
  • бегемот;
  • человек;
  • горшок;
  • помидор;
  • огурец;
  • стакан;
  • крокодил;
  • потолок;
  • колодец;
  • кенгуру.

Примеры слов с чередующимися гласными в корне слова

Написание таких слов регулируются правилами. В зависимости от того, какой корень перед вами, его написание регламентируется определенными условиями (ударением, значением, конечной согласной корня, буквами после корня).

  • ложиться;
  • коснуться;
  • гореть;
  • блестеть;
  • заря;
  • стирать;
  • уравнять;
  • прикосновение;
  • отдирать;
  • блистать;
  • расти;
  • выращенный;
  • прилагается;
  • приложение.

Примеры слов с безударной гласной в приставке

Чтобы проверить гласную в приставке, нужно подобрать слово с аналогичной приставкой: гласная в приставке должна быть под ударением.

Проверочное слово не обязательно должно быть однокоренным!

  • Бестолковый (бестолочь);
  • Бессердечный (бестолочь);
  • Бездарный (бездарь);
  • Безотказный (бездарь);
  • Заморозить (заморозки);
  • Загубить (заморозки);
  • Подписать (подпись);
  • Подпилить (подпись);
  • Подшить (подпись);

Примеры слов с безударной в суффиксе

Если вы хотите проверить безударную гласную в суффиксе, нужно подобрать слово с аналогичным ударным суффиксом.

  • умник (ученик);
  • говядина (осетрина);
  • платьишко (домишка);
  • бездельник (ученик);
  • смелость (злость);
  • храбрость (злость);
  • воспитанность (злость);
  • громко (хорошо);
  • радость (злость);
  • апельсиновый (дубовый);
  • резиновый (дубовый);
  • медведица (сестрица);
  • совесть(злость);
  • царапина (морщина);
  • сверстник (ученик).

Примеры слов с безударной гласной в окончании

Безударная гласная в окончании прилагательных проверяется путем задавания вопроса в прилагательному: какая гласная стоит в вопросе, такая будет писаться и в окончании прилагательного.

Если нужно проверить безударную гласную в окончании существительного, необходимо подобрать существительное этого же склонения и рода с ударным окончанием: точно такое же окончание будет писаться в проверяемом слове.

  • Высокого (какого?);
  • озеро (село);
  • кони (пни);
  • колено(окно);
  • синим (каким?);
  • поле(ружье);
  • о платье (о коне).


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-i-prezentaciya-po-teme-bezudarniy-glasniy-v-korne-suffikse-i-pristavke-1178229.html

http://russkyaz.ru/bukvy-i-zvuki/glasnye/slova-s-bezudarnoj-glasnoj.html