Суффиксы глаголов в русском языке
Суффиксы глаголов чаще всего имеют безударные гласные. Рассмотрим, как пишутся суффиксы глаголов в соответствии с правилами русского языка.
В морфемном составе глаголов суффиксы бывают словообразовательные и формообразующие. Словообразовательные суффиксы образуют глаголы совершенного и несовершенного вида. Узнаем, какое правило применить в написании безударных гласных в словообразовательных суффиксах.
Словообразовательные суффиксы глаголов
Суффиксы -ова-/ева-, -ыва-/-ива-
Суффиксы -ова-/-ева- и -ыва-/-ива- образуют глаголы несовершенного вида:
- (что сделать?) осво́ить → (что делать?) осва́ ива ть;
- (что сделать?) разма́зать → (что делать?) разма́з ыва ть.
Поставив ударение, убедимся, что гласные в глагольных суффиксах являются безударными, из-за чего возникает затруднение в их написании. Чтобы не ошибиться в выборе букв «о», «е» или «ы», «и» в суффиксах, применим правило орфографии.
Понаблюдаем, как применить это правило:
- я распроб ую — распро́б о ва ть, распро́б о вал;
- я облиц ую — облиц е ва́ ть, облиц е ва́л;
- запазд ываю — запа́зд ыва ть, запа́зд ы вал;
- подмеш иваю — подме́ш и ва ть, подме́ш и вал.
Слова с этимологическим корнем -вед- («знать») пишутся по-разному. Часть этих глаголов имеет суффикс -ова-:
- завед ую — завед ова ть, заведовал;
- исповед ую — исповед ова ть, исповедовал;
- проповед ую — проповед ова ть, проповедовал.
А другая часть глаголов сохраняет суффикс -ыва- во всех грамматических формах:
- провед ыва ю — провед ыва ть, провед ыва л;
- вывед ыва ю — вывед ыва ть, вывед ыва л;
- отвед ыва ю — отвед ыва ть, отвед ыва л;
- развед ыва ю — развед ыва ть, развед ыва л.
Суффикс -ва-
Отличаем эти глаголы от слов с ударным суффиксом -ва-:
- разбить → раз б и ва́ ть;
- созреть → со зр е ва́ ть.
Гласный корня, обозначенный буквами «е», «и», оказался в безударной позиции. Чтобы правильно написать такое слово, воспользуемся правилом орфографии.
Примеры
- узна́ть → узн а в а́ ть;
- запе́ть → зап е ва́ ть;
- проли́ть → прол и ва́ ть;
- запи́ть → зап и ва́ ть.
Исключения:
- застр я́ ть — застр е ва́ть;
- затм и́ ть — затм е ва́ть;
- растл и́ ть — растл е ва́ть;
- продл и́ ть — продл е ва́ть.
Буквы «е», «ё», «и» в суффиксах глаголов
1. В суффиксах глаголов после шипящих основы пишутся буквы «е», «ё»:
- затуш е ва́ ть → затуш ё вы вать;
- корч е ва́ ть → раскорч е ва ть → раскорч ёв ыва ть;
- ночь → ноч е ва́ть;
- межа → меж е ва́ть → размеж е ва́ть → размежёвывать;
- увещ е ва́ть.
2. В безударных суффиксах пишутся буквы «и» или «е» у глаголов с приставками о-бес/о-без-. Этот выбор сделаем в зависимости от категории переходности глагола и от смысла слова в контексте.
Переходные глаголы пишутся с суффиксом -и-, а непереходные — с суффиксом -е-.
Сравним:
Наша земля совсем обесплод е ла.
Она обессил е ла от этой тяжелой ноши.
Формообразующие суффиксы глаголов
Суффикс -л-
Формы прошедшего времени изъявительного наклонения и условного наклонения глаголов образует суффикс -л-, который присоединяется к основе неопределенной формы:
- написа ть — написа л письмо, написа л бы картину;
- узна ть — узна л новость; узна л бы поточнее.
- вы́смотр е ть — высмотр е л;
- перекра́с и ть — перекра́с и л;
- та́ я ть — та́ я ла;
- му́ч и ть — му́ч и л.
Чтобы правильно написать безударный суффикс, обозначенный буквой -я- перед формообразующим суффиксом -л-, запомним список глаголов:
- веять, затеять, каяться, лаять, лелеять, маяться;
- надеяться, отчаяться, реять, сеять, таять, хаять, чуять.
Нулевой суффикс
Суффикс -л- может быть материально не выраженным буквами или звуками. Наличие нулевого суффикса в форме единственного числа мужского рода можно определить, если сравнить с другими формами прошедшего времени, в которых он проявляет себя.
Сравним:
- ползти — он полз , гусеница полз л а, насекомое полз л о;
- высохнуть — ствол высох , лужа высох л а, поле высох л о.
Формообразующие морфемы повелительного наклонения
С помощью формообразующего суффикса -и- или нулевого суффикса образуются формы единственного числа повелительного наклонения глаголов. Постфикс -те участвует в грамматическом оформлении глаголов множественного числа:
- нести — нес и , нес и те ;
- тащить — тащ и , тащ и те ;
- навьючить — навьючь , навьючь те ;
- резать — режь , режь те .
Постфикс -ся (-сь)
С помощью постфикса -ся(-сь) образуются возвратные глаголы:
- купать — купать ся ;
- нести — нести сь .
Морфема -ся пишется после согласных, а -сь после гласных основы.
Таблица
Суффикс | Условия | Примеры |
---|---|---|
-ова- (-ева-) | В неопределенной форме и в форме прошедшего времени, если глагол в 1-м лице ед. числа настоящего времени оканчивается на -ую, -юю. | ноч ева ть (ноч ую ) бесед ова ть (бесед ую ) гор ева ть (гор юю ) |
-ыва- (-ива-) | В неопределенной форме и в форме прошедшего времени, если глагол в 1-м лице ед. числа настоящего времени оканчивается на -ываю, -иваю. | рассказ ыва ть (рассказ ываю ) учит ыва ть (учит ываю ) наста ива ть (наста иваю ) |
-л | В основе глагола прошедшего времени перед суффиксом -л пишется та же гласная, что и перед -ть в неопределенной форме. | нач а л (нач а ть) пон я л (пон я ть) кле и л (кле и ть) ве я л (ве я ть) вид е л (вид е ть) |
Правописание суффиксов глаголов
Видеоурок
Правописание суффиксов глаголов
О чем эта статья:
Понятие суффикса
Суффикс — часть слова, которая расположена обычно после корня.
У суффиксов есть две функции:
- словообразовательная — образование новых слов;
- формообразующая — образование новых форм одного и того же слова.
Знать особенности глагольных суффиксов нужно, чтобы правильно писать. Обычно затруднения вызывают безударные гласные в суффиксах и перед ними.
Словообразовательные суффиксы глаголов
Суффиксы -ова-/ева-, -ыва-/-ива-
Суффиксы -ова-/-ева- и -ыва-/-ива- образуют глаголы несовершенного вида:
Чтобы не ошибиться в выборе букв «о», «е» или «ы», «и», нужно запомнить правило правописания суффиксов глаголов.
Если в форме 1 лица единственного числа настоящего (будущего) времени глагол оканчивается на -ую/-юю, то в неопределенной форме и в прошедшем времени в нем пишется суффикс-ова- или -ева-.
Если в форме 1 лица глагол заканчивается на неударяемое -иваю/-ываю, то в неопределенной форме и в форме прошедшего времени пишется суффикс -ыва-/-ива-.
Как применить это правило:
- я распробую— распро́бовать, распро́бовал;
- запаздываю — запа́здывать, запа́здывал.
Глаголы с древним корнем -вед- («знать») могут сочетаться с разными суффиксами:
Суффикс -ва-
Правописание суффикса -ва- не вызывает затруднений, потому что гласная в нем находится под ударением. Проблемы обычно возникают с безударной гласной основы, которая стоит перед суффиксом:
- разбить → разб_ва́ть;
- созреть → созр_ва́ть.
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_rus._yazyku_2018.docx | 46.98 КБ |
Предварительный просмотр:
21 февраля, Классная работа, записать до урока.
I. ОРГ. МОМЕНТ. – Я буду читать строки, а вы хором доскажите слово
Вы пришли сюда учиться
Не лениться, а … (трудиться)
Только тот, кто много знает
В жизни что-то … (достигает)
– Мы сегодня с вами продолжим открывать новое.
II. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
– Назовите одним словом. Вести беседу – беседовать
– Запишем с красной строки. Комментирует с места _________ . Ударение.
Оказывать помощь – помогать . Ком. _________ . Ударение.
Давать различные команды – командовать. Ком. _________ . Ударение.
Давать советы – советовать. Ком. _________ . Ударение
Вести наблюдение – наблюдать. Ком _________ . Ударение
Разъезжать по разным странам, городам – путешествовать. Ком _________
– Что общего у этих слов? Чем интересны эти глаголы? (-ть)
– Выделите суффикс неопределённой формы.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. Устно.
– Продолжите мою фразу.
1. Глагол – это часть … (речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?)
2. Глаголы изменяются по ….. (временам и числам)
3. Глаголы в настоящем времени … Примеры
4. Глаголы в будущем времени… Примеры
5. Глаголы в прошедшем времени… Примеры
6. В прошедшем времени глаголы изменяются по … (числам), а в единственном числе… (по родам)
7. Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы… (что делать? что сделать?) Примеры
8. Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы… ( -ть-, -ти-, -чь-)
9. На какую форму глагола указывает суффикс -л-? (на форму глаголов прошедшего времени)
V. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ
– Запишем глаголы под диктовку В СТОЛБИК, поставим ударение.
(Два человека у доски _____________ , ________________ )
Залаял, заметил, слушал, таял, выплыл
– Проверим их написание. А как вы написали? Есть другие мнения? Может, вы сомневались, когда писали.
– Почему возникли ошибки, сомнения? (Не знаем правило)
(Если все у всех верно и нет сомнений)
– Тогда у меня к вам вопрос, почему в слове ТАЯЛ перед –л стоит буква –я -, а я слышу -таел. Объясните.
IV. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
– Что общего в этих словах? Докажи. (Это глаголы прошедшего времени)
– Выделите суффикс — л .
– В какой части слова возникло затруднение? Подчеркните буквы перед суффиксом — л .
– Что мы не знаем? (Какой суффикс надо писать перед суффиксом — л в глаголах прошедшего времени)
– Какая же тема нашего урока? (Правописание суффикса в глаголах прошедшего времени)
– Цель нашего урока: — найти способ проверки суффикса в глаголах прошедшего времени. Нам предстоит вывести правило.
– Запишем во 2-ой столбик слова. (залаять, заметить, слушать, таять, выплыть) — Выделим суффикс -ть.
– Проанализируйте слова в строчках и в столбиках. (Посоветуйтесь в парах)
– Есть ли какие предположения. СЛАЙД.
– Какие глаголы в 1 столбике? А во втором?
– Какая гласная вызывала затруднение?
– Попробуйте сформулировать правило в парах.
– Что у вас получилось?
СЛАЙД С ПЕРЕТАСКИВАНИЕМ
Чтение правила с доски. СЛАЙД В глаголах прошедшего времени перед -л пишется тот же суффикс, что и в неопределённой форме перед -ть .
V. СОСТАВЛЕНИЕ АЛГОРИТМА.
– Попробуем составить алгоритм проверки написания суффикса в глаголах прошедшего времени ? (Объединитесь в четвёрки для обсуждения, работайте на белых карточках-черновиках)
– Проверим, что получилось
1. ОПРЕДЕЛЯЮ ВРЕМЯ ГЛАГОЛА.
2. СТАВЛЮ В НЕОПРЕДЕЛЕННУЮ ФОРМУ.
3. СМОТРЮ НА СУФФИКС ПЕРЕД -ТЬ.
3. ПИШУ ПЕРЕД -Л ТОТ ЖЕ СУФФИКС, ЧТО И В Н.Ф.
(Памятку оформить на доске)
– Вспомним правило . СЛАЙД В глаголах прошедшего времени перед -л пишется тот же суффикс, что и в неопределённой форме перед -ть .
VII. Mix (физминутка)
– Как вы будете действовать при написании глаголов прошедшего времени. (Кто выше)
– Всегда ли надо проверять суффикс у глагола? Приведите примеры. (Обсудите в паре)
– Выберите правильный вариант написания: (Объясняет тот, кто ниже) (У кого волосы темнее)
а) кушил б) кушол в) кушел
а) клеял б) клеел в) клеил
– А если не знаем, на что оканчивается неопределенная форма? Клеить, клеять, клееть. Как быть? (Надо посмотреть в орфографическом словаре) СЛАЙД
(Садятся на места)
– Словари у вас на столах. При необходимости можете воспользоваться.
По грамотности и почерку судят и о культуре человеческого общения. Будьте грамотны при любом общении: и устном, и письменном.
1) Работа на доске и в тетрадях , запись с комментированием . ПО АЛГОРИТМУ.
– Образуйте глаголы прошедшего времени, укажите суффиксы.
2) Работа на карточках розового цвета в парах по алгоритму
– Что нужно сделать?
– Что вы будете писать в скобках?
Поглад…ла ( _______________ ) рубашку
услыш…ли ( _______________ ) песню
отрез…л ( _______________ ) верёвку
повес…ла ( _______________ ) занавески
расстав…ли ( _______________) стулья
увид…ла ( _______________) кошку
засе…ли ( _______________) поле
Самопроверка по образцу на электронной доске.
– В каких словосочетаниях испытали трудности. Кто пользовался словарём для уточнения начальной формы?
3 ) Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам в тетрадях
– Кто готов попробовать свои силы самостоятельно?
Перед вами карточки жёлтого и голубого цвета. На жёлтой карточке лёгкое задание, на голубой – посложнее. Выберите для себя карточку и выполните задание самостоятельно. В ТЕТРАДЯХ.
– Прочитайте задание. Кому непонятно, что делать?
– Работаем в тетрадях самостоятельно.
– Не забываем пользоваться алгоритмом при написании глаголов прошедшего времени.
Карточка. Уровень 1.
Спиши текст, вставляя в предложения глаголы в прошедшем времени. Выдели суффиксы.
Не забывай пользоваться алгоритмом.
Лошадь (почуять) опас(?)ность. Охотник (увидеть) на дорог… м..дведя. Собака (залаять и наброситься) на зверя. Около дерева охотник (заметить) двух м…дв…жат. Они (пятиться) к лесу.
Карточка. Уровень 2.
Спиши текс. Выдели суффиксы.
Не забывай пользоваться алгоритмом
Лошадь …. опас(?)ность. Охотник … на дорог… м..дведя. Собака …. и …. на зверя. Около дерева охотник … двух м…дв…жат. Они … к лесу.
Слова для справок: увидеть, почуять, наброситься, пятиться, заметить, залаять.
Взаимопроверка по образцу самостоятельно. Взаимооценка.
– Кто ни разу не ошибся? Поставьте себе 5.
– Почему были ошибки? (Нужна тренировка)
– Как можно озаглавить текст?
Запишите ответы глаголами прошедшего времени (резерв):
- Рассыпать семена в почву.
- Обретать жидкое состояние под действием тела
- Возводить здание
- Скреплять клеем
- Громкие, резкие звуки, которые издает собака
- Проливать слезы
Проверка на слух
– Чему мы учились, выполняя это задание?
(Писать безударные суффиксы в глаголах прошедшего времени)
– Зачем мы открыли новое правило?
X. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Творческое задание (по желанию).
– Выразить правило в графической форме. (Рисунок, схема, таблица)
– Или выразите новые знания другим способом, например, сочините стихотворение, загадку
– Я прочитаю вам стихотворение, которое сочинил по этой теме мой бывший четвероклассник:
Ты на суффиксы смотри,
Их в глаголах повтори:
Вид е ть (е) и вид е л (е),
Слыш а ть (а) и слыш а л (а),
Та я ть (я) и та я л (я),
Вот такое правило!
XI. РЕФЛЕКСИЯ. Смайлики.
– Оцените свою работу на уроке. Кто хочет прокомментировать.
Я понял и научился писать безударный суффикс.
Я не понял новый материал, ошибался, мне надо потренироваться.
http://skysmart.ru/articles/russian/pravopisanie-suffiksov-glagolov
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2018/09/30/pravopisanie-bezudarnoy-glasnoy-v-suffiksah-glagolov-0