Безударные гласные корня правописание согласных в корнях

Безударные гласные в корне слова

О чем эта статья:

Понятие безударных гласных

Безударные гласные — это буквы, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не падает ударение. Такие гласные делятся на два типа:

А еще есть безударные гласные в корнях с чередованием.

Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона и длинное звучание. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в разных частях слова:

Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.

Проверяемые безударные гласные

В русском языке мы проверяем написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.

Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые можно проверить ударением с помощью подбора родственных слов или изменением грамматической формы слова.

Чтобы избежать ошибок и правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными, нужно запомнить правило.

Правило для проверяемых безударных гласных в корне слова

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.

Если гласная под ударением, значит ее хорошо слышно и очевидно, какую букву нужно написать. Если без ударения — применяем специальные правила.

В качестве проверочного слова может выступать:

Однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи).

дождливый — дождь, лесной — лес.

Измененная форма этого же слова.

грибы — гриб, зима — зимы.

Если в корне несколько безударных гласных, нужно подобрать слова для проверки каждой:

молодой — молод, молоденький.

Давайте узнаем, в корне каких слов есть проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются без ударения:

В русском языке ударение в словах может падать на гласную любой морфемы:

Грамматический метод обучения русскому правописанию. Книга 1. Лекции по орфографии

Зачем нужны учебники по орфографии? С одной стороны, правила письма под ред. Лопатина или Розенталя всегда можно найти на сайте ГРАМОТА.РУ, но это всего лишь справочник, то есть сборник частных ответов (как писать?) обычно безо всякой мотивации принятого решения. В то же время русское письмо имеет строго системное построение, и лучший способ изучить предмет – это понять законы его устройства. Тогда вы будете знать правила, не заучивая их, и успешно пользоваться ими на практике.

Оглавление

  • О новой школе орфографии
  • Вводная лекция.. Основы русской орфографии
  • Лекция 1. Графические орфограммы
  • Лекция 2. Правописание гласных и согласных в корне слова

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Грамматический метод обучения русскому правописанию. Книга 1. Лекции по орфографии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Лекция 2. Правописание гласных и согласных в корне слова

Материал включает два раздела:

Раздел 1. Правописание гласных в корне слова

Раздел 2. Правописание согласных в корне слова

Раздел 1. Правописание гласных в корне слова

В разделе рассматриваются следующие темы:

1. Общие положения

2. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением

3. Безударные гласные в корне, не проверяемые ударением

4. Чередование гласных в корне

Тема 1. Общие положения

Как уже говорилось, безударные гласные в корне слова являются орфограммами, так как они не пишутся по слуху, а требуют предварительной проверки. Причиной орфограммы является фонетическое чередование гласных звуков, то есть данная орфограмма относится к разряду фонетических орфограмм.

Звуки, из которых состоит слышимое слово, неравнозначны. Часть звуков является смыслоразличительными, опорными для понимания смысла слова, и они обозначаются буквами без предварительной проверки. Другие звуки при обозначении их буквами необходимо проверить, так они имеют неполную различительную способность.

Так, безударный звук А с словах гора и трава имеет неполную различительную способность, так как может представлять различные смысловые звуки — фонемы О и А.

Звуки с неполной различительной способностью находятся в слабых позициях, а смыслоразличительные звуки (или фонемы) в сильных позициях.

Фонетическим (или позиционным) чередованием называется чередование смыслоразличительных звуков и звуков с неполной различительной способностью при изменении их позиции внутри одной морфемы в разных словах. Для гласных такое чередование происходит при смене ударной и безударной позиции звука: реки — река, воды — вода.

Гласные в безударной позиции меняются не только по своим функциям — также происходит их количественное и качественное изменение. Безударные гласные короче ударных и произносятся с меньшей силой, артикуляция их менее энергичная, а язык занимает положение, близкое к нейтральному. Например, звук О в безударной позиции после твердого согласного произносится, как звук похожий на А. Такие изменения гласных звуков называются редукцией.

Общий принцип решения

Перед записью слова необходимо восстановить звуковой (фонемный) состав корня, для чего определяются слабые позиции звука, в которых возможно фонетическое чередование; для гласных — это безударные позиции. Для восстановления звукового состава корня применяется один из следующих методов решения:

А) Проверка гласных ударением: водянОй — вОдный

Правописание корней

Теория к заданию 9 из ЕГЭ по русскому языку

Корень — это основная смысловая часть слова.
Корни можно разделить на три группы:
1) корни с безударными проверяемыми гласными
2) корни с безударными непроверяемыми гласными
3) корни с чередованием
Рассмотрим каждую из них.

Корни с безударными проверяемыми гласными

Выбор гласной буквы в безударном положении в корне определяется способом проверки. Проверять необходимо формами того же слова или однокоренными словами, в которых проверяемый гласный находится под ударением.
Например: звезда — звёздный, скреплять — скрепка, смотреть — смотрит
Есть несколько особенностей, на которые следует обратить внимание при такой проверке:
1. Есть слова старославянского по происхождения с сочетаниями ра/ла, которые в русском языке имеют сочетания оро/оло.
Например: врата-ворота, глава-голова, бразды-борозда.
2. Нельзя проверять безударную гласную о в корнях глаголов совершенного вида формами несовершенного вида.
Например: затопить-топка (а не затапливать), опоздать — поздно (а не опаздывать), проглотить — глотка (а не проглатывать).
3. При выборе написания о или а в безударных глагольных корнях не следует использовать для проверки глаголы несовершенного вида с суффиксом -ыва-/-ива-.
Например: бросать — бросить (а не набрасывать), топтать — топчет (а не вытаптывать) и т.п.

Корни с безударными непроверяемыми гласными

В русском языке есть множество слов, в которых нельзя проверить безударную гласную. Это, так назваемые, словарные слова. Их написание следует проверять по орфографическому словарю.
Например: винегрет, дирижабль, макулатура и т. п.

Корни с чередованием

1. Корни с чередующимися е//и завсисит от наличия/отсутствия суффикса -а-.

Если после корня есть суффикс -а-, то в корне пишем -и-, если суффикса -а- нет, то выбираем -е-.

Исключения: сочетать, сочетание

2. Корни с чередующимися о//а

Правописание корней -гар-//-гор-, -зар-//-зор-, -клан-//-клон-, -твар-//-твор- зависит от ударения.


источники:

http://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%9D%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%8F_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0_%D0%9A%D0%B8%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B0_%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%83_2/4

http://examer.ru/ege_po_russkomu_yaziku/teoriya/pravopisanie_kornei