Безударные гласные в суффиксах задания

Безударные гласные в суффиксах задания

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) усидч..вый, переменч..вый

2) отстёг..вавший, глянц..вый

3) щегол..ватый, находч..вый

4) прислуш..ваться, гор..вать

5) заносч..вый, отапл..ваемый

Пояснение (см. также Правило ниже).

1. усидЧИВый, переменЧИВый — суф. ЧИВ, в краткой форме: усидЧИВ, переменЧИВ;

2. отстёгИВАвший—от инфинитива отстёгИВАть+ ВШ+ИЙ суффикс остаётся, написание ИВА регулируется правилом ЫВА/ИВА, я отстёгИВАю; глянцЕВый—суффикс −ЕВ− безударный всегда

3. щеголЕВатый— ЩЕГОЛ+еват+ый, суффикс ЕВАТ. Л—часть корня; находчИвый—суффикс ЧИВ/ЛИВ

4. прислушИВАться— я прислушИВАюсь, ИВА сохраняется; горЕвать—в 1 лице горюю ева не сохраняется

5. заносЧИВый—суф. ЧИВ, в краткой форме заносЧИВ; отаплиВАЮ, ИВА сохраняется. (Смотрите правило к заданию 10.2.4. ГЛАСНЫЕ БУКВЫ В СУФФИКСАХ −ИВА−/−ЫВА−, −ЕВА−/−ОВА−; ПЕРЕД ВА)

НАПИСАНИЕ СУФ­ФИК­СОВ РАЗ­ЛИЧ­НЫХ ЧА­СТЕЙ РЕЧИ

Суффикс — это зна­чи­мая часть слова, ко­то­рая на­хо­дит­ся после корня и слу­жит обыч­но для об­ра­зо­ва­ния новых слов.

На на­пи­са­ние того или иного суф­фик­са вли­я­ют раз­лич­ные факторы:

—часть речи, в ко­то­рой он употреблён;

—способ об­ра­зо­ва­ния слова;

—ударная или без­удар­ная позиция;

—пишется после ши­пя­щих или нет;

—какого рода слово с про­пу­щен­ной буквой

и так далее. По­это­му еди­ных пра­вил нет, все суф­фик­сы пи­шут­ся по осо­бым правилам.

10.1 БЕЗ­УДАР­НЫЕ СУФ­ФИК­СЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
10.1.1 СУФФИКСЫ ЕВ/ОВ; ИВ (ЧИВ/ЛИВ)
По РозенталюПо Лопатину:
Суффикс -ив- несет на себе ударение: краси́вый, правди́вый.

Исключения: ми́лостивый, юро́дивый.

В не­уда­ря­е­мом по­ло­же­нии ис­поль­зу­ет­ся суф­фикс -ЕВ-: боЕВой, сиренЕВый, алюминиЕВый, гелиЕВый (от гелий), но ге­лЕ­Вый (от гель).

В суф­фик­сах -ЛИВ- и -ЧИВ- (производных от -ИВ-) пи­шет­ся буква и: заботлИВый, заносчИВый.

Сле­ду­ет раз­ли­чать при­ла­га­тель­ные с суф­фик­са­ми -ЕВ-, с одной стороны, и -ИВ-, -ЛИВ-, -ЧИВ с другой.

Слова на -ЕВый — напр., соЕВый, ферзЕВый, фланел ЕВ ый, матчЕВый, замшЕВый, — со­дер­жат суф­фикс -ЕВ- (орфографическая раз­но­вид­ность суф­фик­са -ОВ-), про­ве­ря­ю­щий­ся под уда­ре­ни­ем в таких словах, как дубо́вый, рублёвый. Эти при­ла­га­тель­ные — относительные , у них нет крат­ких форм.

Слова на -ИВЫЙ яв­ля­ют­ся ка­че­ствен­ны­ми при­ла­га­тель­ны­ми (имеющими крат­кие формы) с суф­фик­са­ми -ИВ-: милостИВый; -ЛИВ-: заботЛИВый, завистЛИВый, непоседЛИВый, причудЛИВый; -ЧИВ-: забывЧИВый, находЧИВый, переменЧИВый. Эти же суф­фик­сы -ИВ- и -ЛИВ- под ударением: ленИВый, смешЛИВый, прихотЛИВый.

Примечание. Суф­фикс -ИВ- име­ет­ся также в слове юродивый, об­ра­зо­ван­ном от уста­рев­ше­го юрод.

Здесь не­об­хо­ди­мо сде­лать важ­ное замечание: в за­да­ни­ях часто встре­ча­ют­ся слова, име­ю­щие очень по­хо­жие написания, например, миндал..вый, назойл..вый, заботл..вый. Если сле­до­вать пра­ви­лу Лопатина, то по­пыт­ка об­ра­зо­вать крат­кие формы удаётся для слов «назойливый (назойлив)» и «заботливый (заботлив)», по­то­му и на­пи­са­на буква И, это суф­фикс ЛИВ. «Миндалевый» усечь не удалось, это при­ла­га­тель­ное с суф­фик­сом ЕВ, буква Л при­над­ле­жит корню. В этом плане ин­те­рес­но слово «гуттаперчевый», это на­зва­ние материала, их ко­то­ро­го когда-то де­ла­лись игрушки. В этом слове Ч тоже яв­ля­ет­ся ча­стью корня, а сде­лать крат­кую форму никак не получится, ведь это от­но­си­тель­ное при­ла­га­тель­ное с суф­фиксом ЕВ. Поэтому, как говорят, зрите в корень!

10.1.2. ДРУГИЕ СУФФИКСЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

• В без­удар­ном по­ло­же­нии после твер­дых со­глас­ных ис­поль­зу­ют­ся суф­фик­сы -ОВ-, -ОВАТ-, -ОВИТ-: делОВой, краснОВАТый, дарОВИТый. После мяг­ких согласных, ши­пя­щих и ц ис­поль­зу­ют­ся суф­фик­сы -ЕВ-, -ЕВАТ-, -ЕВИТ-: вещЕВой, Ба­рен­цЕВо море, синЕВАТый, глянцЕВИТый.;

• суф­фикс -ИСТ- все­гда пи­шет­ся с бук­вой И, так как у имён при­ла­га­тель­ных суф­фик­са -ест- не бы­ва­ет: породИСТый, покладИСТый;

• суф­фикс -ЧАТ- все­гда пи­шет­ся с бук­вой А: бревенЧАТый, взрывЧАТый;

• суф­фик­сы -ЕНЬК-, -ОНЬК- пи­шут­ся без из­ме­не­ния во всех словах, так как у имён при­ла­га­тель­ных суф­фик­сов -ИНЬК-, -АНЬК- не бы­ва­ет: белЕНЬКий, махОНЬКий.

10.2 БЕЗ­УДАР­НЫЕ СУФ­ФИК­СЫ ГЛАГОЛОВ
10.2.1. ГЛАСНЫЕ В ИНФИНИТИВЕ (НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЕ) ПЕРЕД -ТЬ. БАЗОВОЕ, ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО.

Глас­ный перед суф­фик­сом ин­фи­ни­ти­ва (неопределенной формы) -ТЬ может быть безударным. Для опре­де­ле­ния того, какую букву сле­ду­ет пи­сать на месте этого без­удар­но­го гласного, ис­поль­зу­ет­ся по­ня­тие усе­ка­е­мо­сти гла­голь­ной основы. Это по­ня­тие не изу­ча­ет­ся в школь­ном курсе, по­это­му слова с без­удар­ным глас­ным перед ТЬ не­об­хо­ди­мо за­учи­вать наизусть. Приведём при­ме­ры таких слов.

Список слов да­ле­ко не полный, гла­го­лов с без­удар­ным суф­фик­сом очень много. Помните, что до­бав­ле­ние при­став­ки не ме­ня­ет написания. Так, все слова с при­став­ка­ми от слова кле­ить — заклеить, подклеить, пе­ре­кле­ить и скле­ить пи­шут­ся оди­на­ко­во с суф­фик­сом И. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на зна­чи­мость этого правила: от вер­но­го на­пи­са­ния буквы перед ТЬ будет за­ви­сеть и на­пи­са­ние формы гла­го­ла про­шед­ше­го времени, и, соответственно, при­ча­стий и де­е­при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни, так как эти формы об­ра­зу­ют­ся от инфинитива.

По Спе­ци­фи­ка­ции 2015-2016 года на­пи­са­ние при­ча­стий про­ве­ря­ет­ся в за­да­нии 11.

10.2.2 ГЛАСНЫЕ БУКВЫ В СУФФИКСАХ ГЛАГОЛОВ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ

Написание глас­ной буквы в гла­го­лах про­шед­ше­го вре­ме­ни на­пря­мую за­ви­сит от суф­фик­са на­чаль­ной формы (инфинитива), так как для об­ра­зо­ва­ния про­шед­ше­го вре­ме­ни ра­бо­та­ет схема: ОС­НО­ВА инфинитива+ суф­фикс Л. Естественно, что -ТЬ усекается, так как в ос­но­ву не входят. В раз­ных учеб­ни­ках эта часть слова на­зы­ва­ет­ся либо суф­фик­сом неопределённой формы (инфинитива, на­чаль­ной формы), либо окончанием. Это со­вер­шен­но не кри­тич­но для объ­яс­не­ния правила: от­се­ка­ем — и всё. Итак, в слове каш­лЯл пи­шет­ся Я, по­то­му что слово об­ра­зо­ва­но от ос­но­вы кашлЯ(ть), в слове уви­дЕл пи­шет­ся Е, по­то­му что слово об­ра­зо­ва­но от ос­но­вы увидЕ(ть). Ещё примеры: увеличИл (от увеличИть), умно­жИ­ла (от умножИть), оби­дЕл­ся (от обидЕться). Как видно из примеров, зна­ние спря­же­ния гла­го­ла здесь не нужно.

10.2.3 ГЛАСНЫЕ БУКВЫ В ДЕЕПРИЧАСТИЯХ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ

Деепричастия про­шед­ше­го вре­ме­ни со­вер­шен­но­го вида об­ра­зу­ют­ся по схеме: Ос­но­ва инфинитива+суффикс ВШ (Ш). По­это­му пра­ви­ло то же самое: какая глас­ная в инфинитиве, такая и в деепричастии. Например: уви­дЕв (от увидЕть), воз­не­на­ви­дЕв (от возненавидЕть); услы­шАв (от услышАть). Ещё примеры: измерИв (площадь), за­му­чИв (расспросами), оби­дЕв (товарища).

10.2.4. ГЛАСНЫЕ БУКВЫ В СУФФИКСАХ -ИВА-/-ЫВА-, -ЕВА-/-ОВА-; ПЕРЕД ВА

В любом за­да­нии есть слова на дан­ное правило, и не по одному. Чаще всего ука­зан­ные суф­фик­сы встре­ча­ют­ся имен­но в глаголах, но не­ред­ко и в име­нах су­ще­стви­тель­ных или прилагательных, об­ра­зо­ван­ных от глаголов. Например, на­пи­са­ние буквы в слове «вскармл..вание» опре­де­ля­ет­ся на­пи­са­ни­ем гла­го­ла «вскармливать», а слово «развед..вательный» сло­вом «разведывать».

ЗатеЯтьКлеИтьОбидЕть
ВеЯтьСтроИтьЗависЕть
РеЯтьМучИтьНенавидЕть
СеЯтьМерИтьВидЕть
ЛаЯтьНаскучИтьОбессилЕть (потерять силы)
КашлЯтьУтешИтьВыздоровЕть
МаЯтьсяСосредоточИть
НадеЯтьсяЗиждИться (на чём-то основываться)
ЛелеЯтьЗыбИться (колыхаться, качаться)
ТаЯтьУвеличИть

РассеИВАть-рассеИВАл (пишется суф­фикс -ИВА-, так как я (что делаю?) рассеИВАю; окан­чи­ва­ет­ся на -ИВАЮ).

СглажИВАть-сглажИВАл (пишется суф­фикс -ИВА-,так как я (что делаю?) сглажИВАю; окан­чи­ва­ет­ся на -ИВАЮ).

СкладЫВАть-склыдЫВАла (пишется суф­фикс -ЫВА-, так как я (что делаю?) складЫВАю; окан­чи­ва­ет­ся на -ЫВАЮ).

ПотчЕВАть- пот­чЕ­ВАл (пишется суф­фикс -ЕВА-, так как я (что делаю?) потчУЮ; окан­чи­ва­ет­ся на УЮ).

ПопробОВАть-попробОВАл (пишется суф­фикс -ОВА-, так как я (что сделаю?) попробУЮ; окан­чи­ва­ет­ся на -УЮ).

КомандОВАть- ко­ман­дО­ВАл (пишется суф­фикс -ОВА-, так как я (что делаю?) командУЮ; окан­чи­ва­ет­ся на УЮ).

СуффиксыИх правописаниеПримеры
ИВА/ЫВАУ гла­го­лов в на­чаль­ной форме и в форме про­шед­шего вре­ме­ни пи­шет­ся суф­фикс -ИВА-/-ЫВА-, если в форме 1 лица (Я) на­сто­я­ще­го или бу­ду­ще­го вре­ме­ни гла­гол окан­чи­ва­ет­ся на — ИВАЮ /-ЫВАЮ.
ЕВА/ОВАУ гла­го­лов в на­чаль­ной форме и в форме про­шед­шем вре­ме­ни пи­шет­ся суф­фикс -ЕВА-/-ОВА-, если в форме 1 лица (Я) на­сто­я­ще­го или бу­ду­ще­го вре­ме­ни гла­гол окан­чи­ва­ет­ся на -УЮ/-ЮЮ.
Буквы Е или И перед удар­ным суф­фик­сом ВАОт гла­го­лов с суф­фик­са­ми -ИВА-/-ЫВА-, -ЕВА-/-ОВА- сле­ду­ет от­ли­чать глаголы, об­ра­зо­ван­ные при по­мо­щи суф­фик­са -ВА-.

Перед удар­ным суф­фик­сом -ВА пи­шет­ся та же глас­ная буква, что и в не­опре­де­лен­ной форме, если в ней от­бро­сить этот суф­фикс -ВА-.

ЗА­СТРЕ­ВАТЬ (хотя застрЯть)

ЗА­ТМЕ­ВАТЬ (хотя затмИть)

ПРО­ДЛЕ­ВАТЬ (хотя продлИть)

РАСТЛЕВАТЬ (хотя растлЯть)

ЗАСТРЕВАТЬ, ВСТРЕ­ВАТЬ (хотя застрЯть, встрЯть)

УВЕЩЕВАТЬ, НАМЕРЕВАТЬСЯ, СО­МНЕ­ВАТЬ­СЯ (нет форм без ва, но в 1лице имеют -ВАЮ

ПовелеВАть — от­бра­сы­ва­ем удар­ный суф­фикс -ВА, по­лу­ча­ем повелЕть, такой гла­гол есть, значит, пра­ви­ло при­ме­не­но верно;

ПретерпеВАть — от­бра­сы­ва­ем удар­ный суффикс-ВА, по­лу­ча­ем претерпЕть, такой гла­гол есть.

Если же от­бро­сить суф­фикс ВА нельзя, значит, нужно ис­поль­зо­вать ос­нов­ное правило: например, в слове «ночевать» также уда­ре­ние па­да­ет на ВА. Но от­бро­сить его не удаётся, нет та­ко­го слова «ночеть»; в слове «горевать» также не ВА, а ЕВА, так как слово «гореть» уже дру­гое по значению, с «горевать» не однокоренное.

Следует отметить, что в не­ко­то­рых сло­вах ЕВА/ОВА или ЫВА/ИВА вхо­дит в со­став корня, например: обурева/ть, шпатлева/ть, рас/тушева́/ть(ся). Таких слов в КИМах быть не должно.

Обращаем вни­ма­ние на важ­ность общей грам­ма­ти­че­ской куль­ту­ры речи: если вме­сто «я командую, советую» го­во­рить «командываю/командоваю, советываю/советоваю», то пра­ви­ла при­ме­нить не получится, так как для них это форма яв­ля­ет­ся проверочной. Го­во­ри­те правильно!

10.3 БЕЗ­УДАР­НЫЕ СУФ­ФИК­СЫ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

1. Суф­фикс -ИК- (-НИК-, -ЧИК-) при скло­не­нии су­ще­стви­тель­но­го со­хра­ня­ет гласную: столик — столИКа, чай­ник — чайнИКа, паль­чик — пальчИКа; суф­фикс -ЕК- имеет «беглую» гласную: краешек — краешКа, ли­сто­чек — листочКа.

2. Су­ще­стви­тель­ные муж­ско­го рода имеют суф­фикс -ЕЦ- (с «беглой» гласной): горец — горца, крас­но­ар­ме­ец — красноармейца. Су­ще­стви­тель­ные жен­ско­го рода имеют суф­фикс -ИЦ-: владелица, красавица. Су­ще­стви­тель­ные сред­не­го рода имеют суф­фикс -ЕЦ-, если уда­ре­ние па­да­ет на слог после суффикса, и -ИЦ-, если уда­ре­ние пред­ше­ству­ет суффиксу: пальтЕЦо́, письмЕЦо́; кре́слИЦе, пла́тьИЦе.

3. Суф­фикс -ИЧК- имеют су­ще­стви­тель­ные жен­ско­го рода, об­ра­зо­ван­ные от слов с суф­фик­сом -иц-: лестнИЧКа ← лестница, пу­го­вИЧ­Ка ← пуговица.

В осталь­ных слу­ча­ях по­доб­ные формы су­ще­стви­тель­ных имеют суф­фикс -ЕЧК-: пешЕЧКа, троЕЧКа; ВанЕЧКа, ЗоЕЧКа; времЕЧКо, здоровьЕЧКо.

Примечание. Формы типа Фе­нич­ка (обычные в ли­те­ра­ту­ре XIX в.) от­но­сят­ся к числу устарелых.

Запомните: без­удар­но­го суф­фик­са -ячк- в рус­ском языке нет.

4. Со­че­та­ние -ИНК- имеют существительные, об­ра­зо­ван­ные от слов жен­ско­го рода на -ин(а): впадИНКа ← впадина, за­ва­лИН­Ка ← завалина.

Сочетание -ЕНК- имеют умень­ши­тель­ные существительные, об­ра­зо­ван­ные с по­мо­щью суф­фик­са -к- от слов на -ня и -на, у ко­то­рых в форме ро­ди­тель­но­го па­де­жа мно­же­ствен­но­го числа мяг­кий знак на конце не пишется: ви­шЕН­Ка ← вишня (вишен), сосЕНКа ← сосна (сосен), а также в не­ко­то­рых словах, обо­зна­ча­ю­щих лиц жен­ско­го пола: нежЕНКа, нищЕНКа, францужЕНКа. По этому же пра­ви­лу пи­шет­ся слово лесенка.

5. Уменьшительно-ласкательные су­ще­стви­тель­ные имеют суффиксы:

-ОНЬК-, реже -ЕНЬК- — после твер­дых согласных: берёзОНЬКа (берёза), ли­сОНЬ­Ка (лиса), Мар­фЕНЬ­Ка (Марфа);

-ЕНЬК- после мяг­ких согласных, ши­пя­щих и гласных: КатЕНЬКка (Катя), тучЕНЬКа, ЗоЕНЬКа.

Запомни слова-исключения: Исключения: баиньки, заинька, паинька.

Примечание. Суф­фик­сов -ыньк-, -аньк-, -иньк- в со­вре­мен­ном ли­те­ра­тур­ном языке нет; формы полосынька, лисанька, Марфинька, Любинька, Ан­нинь­ка и т. п. встре­ча­ют­ся толь­ко в про­из­ве­де­ни­ях пи­са­те­лей XIX в. и в фольклоре.

6. -ИНСТВ-, -ЕНСТВ-. Раз­ли­ча­ют­ся суф­фик­сы -ИНСТВ- в сло­вах большинство́, меньшинство́, старшинство́ (с уда­ре­ни­ем на окончании, в ва­ри­ан­те меньши́нство — на суффиксе) и -ЕНСТВ- в слове пе́рвенство (с уда­ре­ни­ем на корне).

7. -ЫШК-, -ЫШЕК, -ЕШЕК и -УШК- (-ЮШК-), -УШЕК. В суф­фик­сах уменьшительно-ласкательных су­ще­стви­тель­ных -ЫШК- (в сло­вах сред, рода) и -ЫШЕК (в сло­вах муж. рода) без уда­ре­ния после твер­дых со­глас­ных пи­шет­ся буква ы, напр.: пятнЫШКо, крылЫШКо, стёклЫШКо, гнёздЫШКо, пе­рЫШ­Ко (слова сред­не­го рода); колЫШЕК, клинЫШЕК, воробЫШЕК. В слове краешек в суф­фик­се перед ш пи­шет­ся буква е.

Эти су­ще­стви­тель­ные сле­ду­ет от­ли­чать от су­ще­стви­тель­ных с лас­ка­тель­ны­ми суф­фик­са­ми -УШК- (-ЮШК-) и -УШЕК, также безударными: травушка, волюшка, дедушка, дядюшка, соловушка, ребятушки, Аннушка, Иванушка, полюшко, горюшко, хлебушек, камушек. Име­ют­ся ва­ри­ан­ты с бук­ва­ми ы и у в суффиксах: во­ро­бы­шек и воробушек, ола­дыш­ки и оладушки.

8. -(М)ЕН-. В ос­но­вах кос­вен­ных па­де­жей и форм мн. ч. су­ще­стви­тель­ных на —мя пи­шет­ся суф­фикс -ЕН- с бук­вой е на месте без­удар­но­го гласного, напр.: время — вре­ме­ни и времена, имя — имени и имена, семя — се­ме­ни и семена.

10.4 СУФ­ФИК­СЫ НАРЕЧИЙ

1.Наречия с при­став­ка­ми В-, ЗА-, НА-, об­ра­зо­ван­ные от имён прилагательных, имеют на конце букву о: ВправО← правый;, ЗАсветлО←светлый, НАкрепкО←крепкий.

Наречия та­ко­го же про­ис­хож­де­ния с при­став­ка­ми ИЗ-, ДО-, С- имеют на конце букву а: ДОсытА←сытый, ИЗредкА←редкий, СновА←новый, СначалА-

Важное замечание: дан­ные на­ре­чия об­ра­зо­ва­ны приставочно-суффиксальным способом, то есть од­но­вре­мен­ным до­бав­ле­ни­ем

при­став­ки и суффикса. По­это­му на­пи­са­ние слов типа досрочно, избирательно, сногсшибательно, достаточно ре­гу­ли­ру­ет­ся дру­ги­ми правилами: эти слова об­ра­зо­ва­ны только при по­мо­щи суффиксов от уже су­ще­ству­ю­щих досрочный, избирательный, сног­сши­ба­тель­ный и достаточный.

10.5 ГЛАС­НЫЕ ПОСЛЕ ШИ­ПЯ­ЩИХ В СУФ­ФИК­САХ РАЗ­НЫХ ЧА­СТЕЙ РЕЧИ

По Спе­ци­фи­ка­ции эти пра­ви­ла НЕ ДОЛЖ­НЫ про­ве­рять­ся в ЕГЭ. Но в ос­нов­ном по­со­бии для под­го­тов­ки к ЕГЭ ав­то­ра И.П.Цыбулько (2016 год) такие за­да­ния встречаются. По­то­му счи­та­ем не­об­хо­ди­мым ука­зать на сле­ду­ю­щие моменты.

После ж, ч, ш, щ для пе­ре­да­чи ударного гласного [о] пи­шет­ся буква О или Ё. Рас­смот­рим пра­ви­ла на­пи­са­ния ши­пя­щих в суффиксах, не ка­са­ясь кор­ней и окончаний.

Буква О пи­шет­ся в сле­ду­ю­щих случаях.

1.В суф­фик­се на­ре­чий -О: свежО, горячО, хорошО, общО

2. В суф­фик­сах имен существительных:

-ОК, напр.: кружОК, крючОК, петушОК, борщОК, прыжОК, толчОК, и в про­из­вод­ных от таких слов: кружочек, крючочек, пры­жо­чек и т. п.;

-ОНОК и -ЧОНОК, напр.: медвежОНОК, мышОНОК, галчОНОК, бочОНОК, арапЧОНОК;

-ОНК(а) и -ОНК(и), напр.: книжОНКа, ручОНКа, рубашОНКа, распашОНКа, деньжОНКи, брючОНКи;

-ОВК(а) (в оты­мен­ных про­из­вод­ных словах), напр.: чижОВКа (самка чижа), мы­шОВ­Ка (грызун), мелочОВКа;

-ОБ(а): чащоба, чи­що­ба (лесная вырубка); то же в слове трущоба, где суф­фикс в со­вре­мен­ном языке не выделяется, и в со­здан­ном по его об­раз­цу иро­ни­че­ском об­ра­зо­ва­нии хрущоба. Исключение: в слове учёба пи­шет­ся ё;

3. В суф­фик­се имен при­ла­га­тель­ных -ОВ-, напр.: ежовый, парчовый, грошовый, холщовый, а также в су­ще­стви­тель­ных на -ОВК, -ОВНИК, про­из­вод­ных от при­ла­га­тель­ных с суф­фик­сом -ОВ- (-ЕВ-): ножовка (ср. но­же­вой и ва­ри­ант ножовый), пла­щов­ка (плащевой), ре­чов­ка (речевой)..

Примечание 1. Оты­мен­ные су­ще­стви­тель­ные на –овка типа «мелочовка, ножовка, пла­щов­ка »следует от­ли­чать от от­гла­голь­ных су­ще­стви­тель­ных типа ночёвка. (см ниже).

Примечание 2. В рус­ских фа­ми­ли­ях на ши­пя­щий + -ов (-ёв) пи­шет­ся о или ё в со­от­вет­ствии с тра­ди­ци­ей и с ре­ги­стра­ци­ей в офи­ци­аль­ных документах: ср., например, Чер­ны­шов и Чернышёв, Ка­ла­чов и Калачёв, Хру­щов и Хрущёв; Еме­льян Пугачёв.

Буква Е на месте зву­ча­ще­го [о]пишется в сле­ду­ю­щих случаях.

1. В гла­го­лах не­со­вер­шен­но­го вида на -ЁВЫВАТЬ и от­гла­голь­ных су­ще­стви­тель­ных на -ЁВЫВАНИЕ, напр.: размежёвывать, выкорчёвывать, перекочёвывать, затушёвывать; размежёвывание, выкорчёвывание, затушёвывание; в стра­да­тель­ных при­ча­сти­ях на -ёванный, напр.: размежёванный, раскорчёванный, затушёванный.

2. В от­гла­голь­ных су­ще­стви­тель­ных на -ЁВКа, напр.: ночЁВКа (от ночевать), корчЁВКа, перекочЁВКа, размежЁВКа, ретушЁВКа (от ретушировать).

4. В суф­фик­се су­ще­стви­тель­ных -ЁР, напр.: дирижёр, ретушёр, стажёр, ухажёр, тренажёр, массажёр.

5. В суф­фик­сах стра­да­тель­ных при­ча­стий и от­гла­голь­ных при­ла­га­тель­ных -ЁНН- и -ЁН-, напр.: напряжЁННый (и напряжён), прожжЁННый, пропечЁННый, размягчЁННый, отрешЁННый, упрощЁННый; гружЁНый, жжЁНый, печЁНый, учЁНый, тушЁНый, вощЁНый; то же в словах, про­из­вод­ных от таких при­ча­стий и прилагательных, напр.: напряжЁННость, отрешЁННость, упрощЁННость, учЁНость, напряжЁННо, отрешЁННо, упрощЁННо, напряжЁНка, жжЁНка, тушЁНка, сгущЁНка.

Конспект урока и презентация по теме » Безударная гласная в суффиксах слов. Повторение»

Выбранный для просмотра документ 05.09.docx

Тема урока: Безударный гласный, про веряемый уда рением в суффиксе .

Усечение основы глагола.

Цель : распростра нить уже знакомые закономерности ( « безударный гласный в корне, а также безударный гласный в окончании можно проверить, поставив его под ударение») на другие части слова – суффикс и приставку.

Формировать орфографическое умение проверять безударный гласный в суффиксе тем же способом, что и безударный гласный в корне и в окончании слова (подбором слов с таким же суффиксом под ударением); закрепить умение писать слова с непроизносимым согласным в корне слова, опираясь на умение определять, от какой основы образовано новое слово.

познавательные УУД : умение работать с орфоэпическим словарем;

регулятивные УУД : умение определять задачи урока, анализировать достигнутые результаты;

проверять литературное произношение нужных слов с помощью орфоэпического словаря.

Орг. момент. Мотивация

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне.

Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?

Мы готовы. Стол в порядке.
Начинается урок.

Откройте тетради запишите

Цель: формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.

Скажите, какой самый главный навык в русском языке? Уметь каллиграфически писать. Этап нашего урока – чистописание.

Сегодня мы повторим правильное написание буквы «к».

Какое слово зашифровано в данном ребусе ? Коллекция.

Сегодня на уроке, мы закрепим словарное словом коллекция. В каком словаре мы можем найти данное слово? Словарь «Пиши правильно» стр. 126 ч № 2

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Какие задания мы можем выполнить с данным словом? Коллекция.

Я предлагаю вам выполнить следующие задания со словом коллекция.

Составить словосочетание. Составить предложение. В данном предложении подчеркнуть все члены предложений, надписать к какой части речи они относятся.

Написать мини сочинение из трех предложений, кто такой

Коллекционеры – это любознательные, беспокойные, одержимые люди. И у каждого свой предмет увлечения. Филателисты собирают марки, филокартисты – открытки, филуменисты – спичечные этикетки.

Нумизматы коллекционируют монеты, фалеристы – ордена, медали и значки. Собирателей книг называют библиофилами, а тех, кто увлекается грампластинками, – филофонистами. С каждым годом коллекционеры открывают всё новые предметы, достойные собирательства.

Цель: активация умственной деятельности, развитие умения логически мыс лить.

Предложи задание. Как проверить безударные гласные в суффиксе слова. Составьте алгоритм.

Дождл.. вый, непоседл..вый, талантл..вый.

Сформулируйте тему нашего урока. Какова цель нашего урока?

Сообщение темы урока

Работа по теме урока.

Цель: активация умственной деятельности.

Тема урока: Безударный гласный, проверяемый ударением в корне слова. Работа по учебнику стр. 9 — 11

Упражнение 3. Слова с суффиксом «-лив-» поделены в этом упражнении на две группы: в первой гласный в этом суффиксе стоит под ударением, во второй группе слов этот гласный – в безударной позиции.

Цель упражнения – проверить, насколько понята и усвоена только что разобранная закономерность; помогает ли зрительный образ слов в словаре (завистливый, жалостливый, совестливый) запомнить их написание; проверить, понимают ли дети, что в корнях пар слов засуха – засушливый; неряха – неряшливый есть чередование согласных.

завис[т’] ‘ – завис[т’]/; завис[т’]/ + лив + … – завистливый;

жалос[т’] ‘ – жалос[т’]/; жалос[т’]/ + лив + … – жалостливый;

совес[т’] ‘ – совес[т’]/; совес[т’]/ + лив + … – совестливый.

Такая запись иногда помогает детям осознать, что, несмотря на мягкую основу исходных слов, не нужно писать Ь во вновь образованных словах.

Цель: сменить вид деятельности.

Музыкальная физ. минутка.

Закрепление урока с комментариями.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

Рабочая тетрадь 1, упражнение 3 (с. 5).

На луговой кочке

Стоит дубовая бочка.

Вокруг мелкая осочка-

У пенёчка в тенёчке.

Луговой – луг / ов/ой

Дубовой – дуб/ов/ой – ударение падает на суффикс.

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

Вставить пропущенные буквы.

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

«МЕТОД ПЯТИ ПАЛЬЦЕВ»

М ( мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

Выучить наизусть стр. 9 ( уч.), карточка.

Выбранный для просмотра документ 05.09.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Что такое? Что случилось? Почему звенит звонок? Мыготовы. Стол в порядке. Начинается урок. Н.Н.Коломина

Пятое сентября. Классная работа. Н.Н.Коломина

КОЛЛЕКЦИЯ Составить словосочетание. Н.Н.Коломина

КОЛЛЕКЦИЯ 2.Составитьпредложение. Вданном предложении подчеркнуть все члены предложений, надписать к какой части речи они относятся. Н.Н.Коломина

КОЛЛЕКЦИОНЕР 3. Написатьмини сочинение из трех предложений, ктотакиеколлекционеры. Н.Н.Коломина

Коллекционеры– это любознательные, беспокойные, одержимые люди. И у каждого свой предмет увлечения.Филателистысобирают марки,филокартисты– открытки,филуменисты– спичечныеэтикетки.Нумизматыколлекционируют монеты,фалеристы– ордена, медали и значки. Собирателей книг называютбиблиофилами, а тех, кто увлекается грампластинками, –филофонистами. С каждым годом коллекционеры открывают всё новые предметы, достойные собирательства. Н.Н.Коломина

дождл..вый непоседл..вый талантл..вый Н.Н.Коломина

Тема урока: Безударный гласный, проверяемый ударением в суффиксе. Н.Н.Коломина

Работа по учебнику: стр. 9 – 11, упр. 3 – 4 ТПО. упр. 3 Н.Н.Коломина

Самостоятельная работа. Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова. Н.Н.Коломина

Рефлексия – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил? – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг? – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение? – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал? – бодрость, физическая форма. Каким было моё физ. состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья? Н.Н.Коломина

Домашняя работа: Выучить наизусть с. 9 ( уч.), карточка РНО. Н.Н.Коломина

Выбранный для просмотра документ домашняя работа.docx

Выбранный для просмотра документ карточка.docx

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

Курс профессиональной переподготовки

Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

  • Жиренкина Ольга ЯковлевнаНаписать 1074 04.09.2016

Номер материала: ДБ-176624

    04.09.2016 514
    04.09.2016 491
    04.09.2016 354
    04.09.2016 297
    04.09.2016 415
    04.09.2016 274
    04.09.2016 2043

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

В Москве открылся Всероссийский профессиональный конкурс «Флагманы образования»

Время чтения: 4 минуты

Минпросвещения создаст цифровую платформу для колледжей по конструированию программ

Время чтения: 2 минуты

На «Госуслугах» пройдет эксперимент по размещению документов об образовании

Время чтения: 2 минуты

Сколько россияне тратят на репетиторов

Время чтения: 1 минута

Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Русский язык. 3 класс

Безударные гласные в приставке

Запишите слова в нужный столбик.

Безударный гласный «а» в приставке

Безударный гласный «о» в приставке

Безударные гласные в суффиксах

Найдите ошибки в написании безударных гласных в суффиксах и эти слова зачеркните.

Каменщик, воспитатель, разносчик, белинький , розавый , лампочка, храбрость, маханький , находчевый .

Суффиксы

Раскрасьте кораблик бирюзовым цветом, если в слове пишется суффикс -ик-. Если в слове пишется суффикс -ек- — синим.

Орфограмма в приставке

Выделите цветом слова, в которых есть орфограмма в приставке.

Насмешить , бездарный , проблеск, бестолковый , запись, подписать , прервать роспись, переписать , подрезать , пропуск.

Слово без приставки

Найдите в каждой строке слово без приставки и подчеркните его.

Наука , назначить, наклонить, научить.

Срисовать, спеть, слепить, стеклянный .

Договориться, дождаться, дождливый , доесть.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-i-prezentaciya-po-teme-bezudarnaya-glasnaya-v-suffiksah-slov-povtorenie-1176901.html

http://resh.edu.ru/subject/lesson/4392/train/