Безударные гласные в суффиксе глагола прошедшего времени

Правописание суффиксов глаголов

О чем эта статья:

Понятие суффикса

Суффикс — часть слова, которая расположена обычно после корня.

У суффиксов есть две функции:

  • словообразовательная — образование новых слов;
  • формообразующая — образование новых форм одного и того же слова.

Знать особенности глагольных суффиксов нужно, чтобы правильно писать. Обычно затруднения вызывают безударные гласные в суффиксах и перед ними.

Словообразовательные суффиксы глаголов

Суффиксы -ова-/ева-, -ыва-/-ива-

Суффиксы -ова-/-ева- и -ыва-/-ива- образуют глаголы несовершенного вида:

Чтобы не ошибиться в выборе букв «о», «е» или «ы», «и», нужно запомнить правило правописания суффиксов глаголов.

Если в форме 1 лица единственного числа настоящего (будущего) времени глагол оканчивается на -ую/-юю, то в неопределенной форме и в прошедшем времени в нем пишется суффикс-ова- или -ева-.

Если в форме 1 лица глагол заканчивается на неударяемое -иваю/-ываю, то в неопределенной форме и в форме прошедшего времени пишется суффикс -ыва-/-ива-.

Как применить это правило:

  • я распробую— распро́бовать, распро́бовал;
  • запаздываю — запа́здывать, запа́здывал.

Глаголы с древним корнем -вед- («знать») могут сочетаться с разными суффиксами:

Суффикс -ва-

Правописание суффикса -ва- не вызывает затруднений, потому что гласная в нем находится под ударением. Проблемы обычно возникают с безударной гласной основы, которая стоит перед суффиксом:

  • разбить → разб_ва́ть;
  • созреть → созр_ва́ть.

Перед суффиксом -ва- всегда пишется та гласная, которая слышится в корне производящего слова под ударением.

Буквы «е», «ё», «и» в суффиксах глаголов

В суффиксах глаголов после шипящих пишутся буквы «е», «ё»:

В безударных суффиксах пишутся буквы «и» или «е» у глаголов с приставками о-бес/о-без-. Переходные глаголы; пишутся с суффиксом -и-, а непереходные — с суффиксом -е-. Вот так:

Формообразующие суффиксы глаголов

Суффикс -л-

Глаголы прошедшего времени изъявительного наклонения и условного наклонения имеют суффикс -л-, который присоединяется к основе неопределенной формы:

  • узнать — узналновость; узналбы поточнее.

Перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что стоит перед -ть в неопределенной форме глагола.

Чтобы правильно написать безударный суффикс -я- перед формообразующим суффиксом -л-, запомним список глаголов:

Нулевой суффикс

Формообразующий нулевой суффикс можно встретить в нескольких глагольных формах:

  • повелительном наклонении — читай, пой, сядь;
  • условном наклонении (мужской род, единственное число) — вез бы, высох бы;
  • изъявительном наклонении (прошедшее время, мужской род, единственное число) — унес, сох.

Постфикс -ся (-сь)

С помощью постфикса -ся (-сь) образуются возвратные глаголы:

Морфема -ся пишется после согласных, а -сь после гласных основы.

Таблица с суффиксами глаголов

Словообразующие суффиксы глаголов — разнообразная группа, каждый из них используется в своем случае. Разобраться в правописании суффиксов глаголов поможет таблица.

Суффикс

Правила написания суффикса

Используются как в неопределенной форме, так и в прошедшем времени, когда в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени глагол оканчивается на -ую (-юю):

балую — баловать, беседую — беседовать.

Используются как в неопределенной форме, так и в прошедшем времени, когда в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени глагол оканчивается на -иваю или -ываю:

Этот суффикс всегда под ударением. Чтобы понять, что перед нами именно суффикс -ва-, нужно выделить корень слова: если е, о, ы или и в нем не сохраняются, нужно действовать по правилам выше. Если сохраняются, то это как раз суффикс -ва-:

В глаголах после шипящих под ударением всегда пишется ё, без ударения — е:

Используются в тех глаголах, которые образованы от существительных:

лед — леденеть (стать как лед самому), леденить (покрывать льдом кого-то или что-то).

Эти суффиксы зависят от переходности или непереходности глагола. Если он переходный, то пишется суффикс и (обескровить), а если непереходный — то е (обескроветь).

Вот алгоритм, по которому можно проверить написание безударных гласных в суффиксах глаголов и перед ними.

Правописание безударной гласной в суффиксах глаголов прошедшего времени (4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Коспект урока русского языка для 4-х классов по теме: «Правописание безударной гласной в суффиксах глаголов прошедшего времени перед -л»

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_po_rus._yazyku_2018.docx46.98 КБ

Предварительный просмотр:

21 февраля, Классная работа, записать до урока.

I. ОРГ. МОМЕНТ. – Я буду читать строки, а вы хором доскажите слово

Вы пришли сюда учиться

Не лениться, а … (трудиться)

Только тот, кто много знает

В жизни что-то … (достигает)

– Мы сегодня с вами продолжим открывать новое.

II. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

– Назовите одним словом. Вести беседу – беседовать

– Запишем с красной строки. Комментирует с места _________ . Ударение.

Оказывать помощь – помогать . Ком. _________ . Ударение.

Давать различные команды – командовать. Ком. _________ . Ударение.

Давать советы – советовать. Ком. _________ . Ударение

Вести наблюдение – наблюдать. Ком _________ . Ударение

Разъезжать по разным странам, городам – путешествовать. Ком _________

– Что общего у этих слов? Чем интересны эти глаголы? (-ть)

– Выделите суффикс неопределённой формы.

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. Устно.

– Продолжите мою фразу.

1. Глагол – это часть … (речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?)

2. Глаголы изменяются по ….. (временам и числам)

3. Глаголы в настоящем времени … Примеры

4. Глаголы в будущем времени… Примеры

5. Глаголы в прошедшем времени… Примеры

6. В прошедшем времени глаголы изменяются по … (числам), а в единственном числе… (по родам)

7. Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы… (что делать? что сделать?) Примеры

8. Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы… ( -ть-, -ти-, -чь-)

9. На какую форму глагола указывает суффикс -л-? (на форму глаголов прошедшего времени)

V. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ

– Запишем глаголы под диктовку В СТОЛБИК, поставим ударение.

(Два человека у доски _____________ , ________________ )

Залаял, заметил, слушал, таял, выплыл

– Проверим их написание. А как вы написали? Есть другие мнения? Может, вы сомневались, когда писали.

– Почему возникли ошибки, сомнения? (Не знаем правило)

(Если все у всех верно и нет сомнений)

– Тогда у меня к вам вопрос, почему в слове ТАЯЛ перед –л стоит буква –я -, а я слышу -таел. Объясните.

IV. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

– Что общего в этих словах? Докажи. (Это глаголы прошедшего времени)

– Выделите суффикс — л .

– В какой части слова возникло затруднение? Подчеркните буквы перед суффиксом — л .

– Что мы не знаем? (Какой суффикс надо писать перед суффиксом — л в глаголах прошедшего времени)

– Какая же тема нашего урока? (Правописание суффикса в глаголах прошедшего времени)

– Цель нашего урока: — найти способ проверки суффикса в глаголах прошедшего времени. Нам предстоит вывести правило.

– Запишем во 2-ой столбик слова. (залаять, заметить, слушать, таять, выплыть) — Выделим суффикс -ть.

– Проанализируйте слова в строчках и в столбиках. (Посоветуйтесь в парах)

– Есть ли какие предположения. СЛАЙД.

– Какие глаголы в 1 столбике? А во втором?

– Какая гласная вызывала затруднение?

– Попробуйте сформулировать правило в парах.

– Что у вас получилось?

СЛАЙД С ПЕРЕТАСКИВАНИЕМ

Чтение правила с доски. СЛАЙД В глаголах прошедшего времени перед -л пишется тот же суффикс, что и в неопределённой форме перед -ть .

V. СОСТАВЛЕНИЕ АЛГОРИТМА.

– Попробуем составить алгоритм проверки написания суффикса в глаголах прошедшего времени ? (Объединитесь в четвёрки для обсуждения, работайте на белых карточках-черновиках)

– Проверим, что получилось

1. ОПРЕДЕЛЯЮ ВРЕМЯ ГЛАГОЛА.

2. СТАВЛЮ В НЕОПРЕДЕЛЕННУЮ ФОРМУ.

3. СМОТРЮ НА СУФФИКС ПЕРЕД -ТЬ.

3. ПИШУ ПЕРЕД -Л ТОТ ЖЕ СУФФИКС, ЧТО И В Н.Ф.

(Памятку оформить на доске)

– Вспомним правило . СЛАЙД В глаголах прошедшего времени перед -л пишется тот же суффикс, что и в неопределённой форме перед -ть .

VII. Mix (физминутка)

– Как вы будете действовать при написании глаголов прошедшего времени. (Кто выше)

– Всегда ли надо проверять суффикс у глагола? Приведите примеры. (Обсудите в паре)

– Выберите правильный вариант написания: (Объясняет тот, кто ниже) (У кого волосы темнее)

а) кушил б) кушол в) кушел

а) клеял б) клеел в) клеил

– А если не знаем, на что оканчивается неопределенная форма? Клеить, клеять, клееть. Как быть? (Надо посмотреть в орфографическом словаре) СЛАЙД

(Садятся на места)

– Словари у вас на столах. При необходимости можете воспользоваться.

По грамотности и почерку судят и о культуре человеческого общения. Будьте грамотны при любом общении: и устном, и письменном.

1) Работа на доске и в тетрадях , запись с комментированием . ПО АЛГОРИТМУ.

– Образуйте глаголы прошедшего времени, укажите суффиксы.

2) Работа на карточках розового цвета в парах по алгоритму

– Что нужно сделать?

– Что вы будете писать в скобках?

Поглад…ла ( _______________ ) рубашку

услыш…ли ( _______________ ) песню

отрез…л ( _______________ ) верёвку

повес…ла ( _______________ ) занавески

расстав…ли ( _______________) стулья

увид…ла ( _______________) кошку

засе…ли ( _______________) поле

Самопроверка по образцу на электронной доске.

– В каких словосочетаниях испытали трудности. Кто пользовался словарём для уточнения начальной формы?

3 ) Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам в тетрадях

– Кто готов попробовать свои силы самостоятельно?

Перед вами карточки жёлтого и голубого цвета. На жёлтой карточке лёгкое задание, на голубой – посложнее. Выберите для себя карточку и выполните задание самостоятельно. В ТЕТРАДЯХ.

– Прочитайте задание. Кому непонятно, что делать?

– Работаем в тетрадях самостоятельно.

– Не забываем пользоваться алгоритмом при написании глаголов прошедшего времени.

Карточка. Уровень 1.

Спиши текст, вставляя в предложения глаголы в прошедшем времени. Выдели суффиксы.

Не забывай пользоваться алгоритмом.

Лошадь (почуять) опас(?)ность. Охотник (увидеть) на дорог… м..дведя. Собака (залаять и наброситься) на зверя. Около дерева охотник (заметить) двух м…дв…жат. Они (пятиться) к лесу.

Карточка. Уровень 2.

Спиши текс. Выдели суффиксы.

Не забывай пользоваться алгоритмом

Лошадь …. опас(?)ность. Охотник … на дорог… м..дведя. Собака …. и …. на зверя. Около дерева охотник … двух м…дв…жат. Они … к лесу.

Слова для справок: увидеть, почуять, наброситься, пятиться, заметить, залаять.

Взаимопроверка по образцу самостоятельно. Взаимооценка.

– Кто ни разу не ошибся? Поставьте себе 5.

– Почему были ошибки? (Нужна тренировка)

– Как можно озаглавить текст?

Запишите ответы глаголами прошедшего времени (резерв):

  1. Рассыпать семена в почву.
  2. Обретать жидкое состояние под действием тела
  3. Возводить здание
  4. Скреплять клеем
  5. Громкие, резкие звуки, которые издает собака
  6. Проливать слезы

Проверка на слух

– Чему мы учились, выполняя это задание?

(Писать безударные суффиксы в глаголах прошедшего времени)

– Зачем мы открыли новое правило?

X. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Творческое задание (по желанию).

– Выразить правило в графической форме. (Рисунок, схема, таблица)

– Или выразите новые знания другим способом, например, сочините стихотворение, загадку

– Я прочитаю вам стихотворение, которое сочинил по этой теме мой бывший четвероклассник:

Ты на суффиксы смотри,

Их в глаголах повтори:

Вид е ть (е) и вид е л (е),

Слыш а ть (а) и слыш а л (а),

Та я ть (я) и та я л (я),

Вот такое правило!

XI. РЕФЛЕКСИЯ. Смайлики.

– Оцените свою работу на уроке. Кто хочет прокомментировать.

Я понял и научился писать безударный суффикс.

Я не понял новый материал, ошибался, мне надо потренироваться.

Суффиксы глаголов в русском языке

Суффиксы гла­го­лов чаще все­го име­ют без­удар­ные глас­ные. Рассмотрим, как пишут­ся суф­фик­сы гла­го­лов в соот­вет­ствии с пра­ви­ла­ми рус­ско­го языка.

В мор­фем­ном соста­ве гла­го­лов суф­фик­сы быва­ют сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные и фор­мо­об­ра­зу­ю­щие. Словообразовательные суф­фик­сы обра­зу­ют гла­го­лы совер­шен­но­го и несо­вер­шен­но­го вида. Узнаем, какое пра­ви­ло при­ме­нить в напи­са­нии без­удар­ных глас­ных в сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных суффиксах.

Словообразовательные суффиксы глаголов

Суффиксы -ова-/ева-, -ыва-/-ива-

Суффиксы -ова-/-ева- и -ыва-/-ива- обра­зу­ют гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида:

  • (что сде­лать?) осво́ить → (что делать?) осва́ ива ть;
  • (что сде­лать?) разма́зать → (что делать?) разма́з ыва ть.

Поставив уда­ре­ние, убе­дим­ся, что глас­ные в гла­голь­ных суф­фик­сах явля­ют­ся без­удар­ны­ми, из-за чего воз­ни­ка­ет затруд­не­ние в их напи­са­нии. Чтобы не оши­бить­ся в выбо­ре букв «о», «е» или «ы», «и» в суф­фик­сах, при­ме­ним пра­ви­ло орфографии.

Понаблюдаем, как при­ме­нить это правило:

  • я рас­проб ую — распро́б о ва ть, распро́б о вал;
  • я облиц ую — облиц е ва́ ть, облиц е ва́л;
  • запазд ываю — запа́зд ыва ть, запа́зд ы вал;
  • под­меш иваю — подме́ш и ва ть, подме́ш и вал.

Слова с эти­мо­ло­ги­че­ским кор­нем -вед- («знать») пишут­ся по-разному. Часть этих гла­го­лов име­ет суф­фикс -ова-:

  • завед ую — завед ова ть, заве­до­вал;
  • испо­вед ую — испо­вед ова ть, испо­ве­до­вал;
  • про­по­вед ую — про­по­вед ова ть, про­по­ве­до­вал.

А дру­гая часть гла­го­лов сохра­ня­ет суф­фикс -ыва- во всех грам­ма­ти­че­ских формах:

  • про­вед ыва ю — про­вед ыва ть, про­вед ыва л;
  • вывед ыва ю — вывед ыва ть, вывед ыва л;
  • отвед ыва ю — отвед ыва ть, отвед ыва л;
  • раз­вед ыва ю — раз­вед ыва ть, раз­вед ыва л.

Суффикс -ва-

Отличаем эти гла­го­лы от слов с удар­ным суф­фик­сом -ва-:

  • раз­бить → раз б и ва́ ть;
  • созреть → со зр е ва́ ть.

Гласный кор­ня, обо­зна­чен­ный бук­ва­ми «е», «и», ока­зал­ся в без­удар­ной пози­ции. Чтобы пра­виль­но напи­сать такое сло­во, вос­поль­зу­ем­ся пра­ви­лом орфографии.

Примеры

  • узна́ть → узн а в а́ ть;
  • запе́ть → зап е ва́ ть;
  • проли́ть → прол и ва́ ть;
  • запи́ть → зап и ва́ ть.

Исключения:

  • застр я́ ть — застр е ва́ть;
  • затм и́ ть — затм е ва́ть;
  • рас­тл и́ ть — рас­тл е ва́ть;
  • про­дл и́ ть — про­дл е ва́ть.

Буквы «е», «ё», «и» в суффиксах глаголов

1. В суф­фик­сах гла­го­лов после шипя­щих осно­вы пишут­ся бук­вы «е», «ё»:

  • затуш е ва́ ть → затуш ё вы вать;
  • корч е ва́ ть → рас­корч е ва ть → рас­корч ёв ыва ть;
  • ночь → ноч е ва́ть;
  • межа → меж е ва́ть → раз­меж е ва́ть → размежёвывать;
  • увещ е ва́ть.

2. В без­удар­ных суф­фик­сах пишут­ся бук­вы «и» или «е» у гла­го­лов с при­став­ка­ми о-бес/о-без-. Этот выбор сде­ла­ем в зави­си­мо­сти от кате­го­рии пере­ход­но­сти гла­го­ла и от смыс­ла сло­ва в контексте.

Переходные гла­го­лы пишут­ся с суф­фик­сом -и-, а непе­ре­ход­ные — с суф­фик­сом -е-.

Сравним:

Наша зем­ля совсем обес­плод е ла.

Она обес­сил е ла от этой тяже­лой ноши.

Формообразующие суффиксы глаголов

Суффикс -л-

Формы про­шед­ше­го вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и услов­но­го накло­не­ния гла­го­лов обра­зу­ет суф­фикс -л-, кото­рый при­со­еди­ня­ет­ся к осно­ве неопре­де­лен­ной формы:

  • напи­са ть — напи­са л пись­мо, напи­са л бы картину;
  • узна ть — узна л новость; узна л бы поточнее.
  • вы́смотр е ть — высмотр е л;
  • перекра́с и ть — перекра́с и л;
  • та́ я ть — та́ я ла;
  • му́ч и ть — му́ч и л.

Чтобы пра­виль­но напи­сать без­удар­ный суф­фикс, обо­зна­чен­ный бук­вой -я- перед фор­мо­об­ра­зу­ю­щим суф­фик­сом -л-, запом­ним спи­сок глаголов:

  • веять, зате­ять, каять­ся, лаять, леле­ять, маяться;
  • наде­ять­ся, отча­ять­ся, реять, сеять, таять, хаять, чуять.

Нулевой суффикс

Суффикс -л- может быть мате­ри­аль­но не выра­жен­ным бук­ва­ми или зву­ка­ми. Наличие нуле­во­го суф­фик­са в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода мож­но опре­де­лить, если срав­нить с дру­ги­ми фор­ма­ми про­шед­ше­го вре­ме­ни, в кото­рых он про­яв­ля­ет себя.

Сравним:

  • полз­ти — он полз , гусе­ни­ца полз л а, насе­ко­мое полз л о;
  • высох­нуть — ствол высох , лужа высох л а, поле высох л о.

Формообразующие морфемы повелительного наклонения

С помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­ще­го суф­фик­са -и- или нуле­во­го суф­фик­са обра­зу­ют­ся фор­мы един­ствен­но­го чис­ла пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­лов. Постфикс -те участ­ву­ет в грам­ма­ти­че­ском оформ­ле­нии гла­го­лов мно­же­ствен­но­го числа:

  • нести — нес и , нес и те ;
  • тащить — тащ и , тащ и те ;
  • навью­чить — навьючь , навьючь те ;
  • резать — режь , режь те .

Постфикс -ся (-сь)

С помо­щью пост­фик­са -ся(-сь) обра­зу­ют­ся воз­врат­ные глаголы:

  • купать — купать ся ;
  • нести — нести сь .

Морфема -ся пишет­ся после соглас­ных, а -сь после глас­ных основы.

Таблица

СуффиксУсловияПримеры
-ова- (-ева-)В неопре­де­лен­ной фор­ме и в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни, если гла­гол в 1-м лице ед. чис­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни окан­чи­ва­ет­ся на -ую, -юю.ноч ева ть (ноч ую )
бесед ова ть (бесед ую )
гор ева ть (гор юю )
-ыва- (-ива-)В неопре­де­лен­ной фор­ме и в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни, если гла­гол в 1-м лице ед. чис­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни окан­чи­ва­ет­ся на -ываю, -иваю.рас­сказ ыва ть (рас­сказ ываю )
учит ыва ть (учит ываю )
наста ива ть (наста иваю )
В осно­ве гла­го­ла про­шед­ше­го вре­ме­ни перед суф­фик­сом -л пишет­ся та же глас­ная, что и перед -ть в неопре­де­лен­ной форме.нач а л (нач а ть)
пон я л (пон я ть)
кле и л (кле и ть)
ве я л (ве я ть)
вид е л (вид е ть)

Правописание суффиксов глаголов

Видеоурок


источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2018/09/30/pravopisanie-bezudarnoy-glasnoy-v-suffiksah-glagolov-0

http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/suffiksy-glagolov-v-russkom-yazyke.html