Прилагательные. Безударный гласный в суффиксе, который надо запомнить
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Работа с суффиксом -чив-
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nosova_mariya_russkiy_yazyk.docx | 39.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Носова Мария 21(9) группа 44.02.02 Преподавание в начальных классах март, 2019
Конспект урока русского языка
студентки 21(9) группы
Носовой Марии Анатольевны
Подпись методиста ___________/А.Л. Ситникова
Подпись учителя _________/Т.Т. Фомичева
Дата: 13. 03. 2019
УМК « Перспективная начальная школа»
Тип урока: открытие нового знания
Тема: «Прилагательные. Безударный гласный в суффиксе, который надо запомнить».
Цель: познакомить учащихся с суффиксом «-чив-», с помощью которого образуются имена прилагательные от усечённых основ глаголов, и обобщить знания по основным изученным орфограммам.
Личностные результаты: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
— умение осуществлять логическое действие анализ, синтез, обобщение;
— умение устанавливать аналогии.
— умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации;
— умение формулировать и аргументировать свою точку зрения.
— умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи;
— умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей.
Предметные результаты: познакомятся с суффиксом «-чив-», научатся образовывать новые имена прилагательные от усечённых основ глаголов с помощь. суффикса «-чив-»
Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс, проектор, компьютер, презентация
Формы: фронтальная, парная, индивидуальная
секрет с.кр.т улица .л.ц. февраль ф.вр.ль футбол ф.тб.ол инженер .нж.н.р коллекция к.лл.кц.я солдат с.лд.т
Доверять+ чив= доверчивый
Находить+ чив= находчивый
Раз+ говорить+ чив=разговорчивый
Влюбиться+ чив= влюбчивый
От+ зыв+ чив=отзывчивый
Навязаться+ ив= навязчивый
Изменить+ чив= изменчивый
В+ думать+ чив= вдумчивый
Образец страницы тетради:
Мотивация к учебной деятельности
– Здравствуйте, меня зовут Мария Анатольевна и урок русского языка сегодня проведу у вас я. Улыбнитесь соседу слева, соседу справа, садитесь.
Приветствие учителя, друг друга и гостей.
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
— Откройте тетрадь, запишите число и классная работа.
— Прочитайте самостоятельно запись на доске.
— Поднимите руку, у кого возникли трудности? Поднимите руку, кто смог прочитать? Кто сможет предположить, какой секрет надо знать, чтобы прочитать зашифрованные слова? (из слов пропали гласные буквы, надо восстановить слова)
— Попробуйте в парах восстановить слова.
— Какие слова у вас получились? Что объединяет эти слова? (это словарные слова)
— Слова запишите в тетрадь, в строчку, через запятую, поставьте ударение и подчеркните букву, которую надо запомнить,
— Проверьте правильность выполнения работы по образцу.
ЭТАЛОН НА СЛАЙДЕ
(С е крет, ул и ца, ф е враль, фу т бол, и нж е нер, к олл екц и я, с о лдат).
— В словах этого столбика спряталась ещё одна загадка. Прочитайте слово по первым буквам этих словарных слов.
— Кто прочитал зашифрованное слово?
— Как вы думаете, как может это слово быть связано с темой урока?
Вставляет буквы в слова, которые называют ученики.
Называют слова, а учитель вставляет буквы.
Это слово связано с темой урока.
Открывают тетрадь, записывают число и классная работа. Переписывают словарные слова.
Читают слова, записывают в тетрадь, ставят ударение, подчеркивают букву, которую надо запомнить.
Сверяют слова с эталоном на слайде.
Определение темы и цели урока
— Откройте учебник на странице 96 (девяносто шест ой ).
Прочитайте тему урока.
— Поставьте цель урока по теме (чему будем учиться на уроке?)
— Какой безударный гласный надо запомнить в суффиксе?
Работа с учебником.
Постановка темы и цели урока.
Безударный гласный в суффиксе, который надо запомнить.
Безударный гласный -и- надо запомнить
Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности
— Найдите упражнение 99. Прочитайте задание. Что нужно сделать?
Птич ь е щ е бетанье.
Тиканье к а пели.
В с ход и т утро ра ннее
В этот день улы б чивый
Ж и ть бе з шут о к плохо.
Если ты оби д чивый ,
Хмурый, неужи в чивый —
Бер е гись подвоха!
— Кто автор стихотворения?
— Валентин Берестов- русский писатель и переводчик, поэт-лирик. Мемуарист, пушкинист, исследователь. Писал для взрослых и детей.
— А каком дне в апреле говорится?
— Объясните значение слов: вспыльчивый, неуживчивый и обидчивый. Какого человека мы называем «вспыльчивый»? О каком человеке мы можем сказать «неуживчивый»? О каком человеке можем сказать «обидчивый»?
— Как вы думаете, это положительные или отрицательные качества человека? Почему?
— Как вы понимаете последнее предложение в стихотворении?
Если ты оби д чивый ,
Хмурый, неужи в чивый —
Бер е гись подвоха!
— Кто напомнит последовательность действий при выполнении разбора слова по составу.
(Выполнение разбора слов по составу)
Слова с разделительным Ь знаком подчеркни синим карандашом. Слова, в которых Ь показывает мягкость согласного, подчеркни желтым карандашом. Выпиши выделенные слова в столбик. Разбери по составу первые два слова. Какой общий суффикс есть в этих словах? Он ударный или безударный? Выдели этот же суффикс в остальных словах. Основы слов какой части речи дали жизнь этим словам? Напиши глагол, от основы которого было образовано третье слово.
Написание суффикса –чив- надо запомнить.
Работа с упражнением 99 на 96 странице.
Работа с упражнением.
Рассказывает про автора стихотворения «Первое апреля»
Выполняют 99 упражнение на 96 странице.
Вспыльчивый (вспылить. глагол)
Про первое апреля- день смеха
Вспыльчивый- склонный приходить внезапно в гнев, способный вспылить, раздражительный
Неуживчивый- плохо ладящий с окружающими, плохо уживающийся с другими.
Обидчивый- легко обижающийся, склонный чувствовать обиду.
4) приставка или суффикс
Читают и запоминают правило.
Реализация построенного проекта
-Я буду диктовать слова, а вам надо от них образовать прилагательные с суффиксом –чив- и разобрать их по составу
Доверять+ чив= доверчивый
Находить+ чив= находчивый
Раз+ говорить+ чив=разговорчивый
Влюбиться+ чив= влюбчивый
От+ зыв+ чив=отзывчивый
Навязаться+ ив= навязчивый
Изменить+ чив= изменчивый
В+ думать+ чив= вдумчивый
Называет слова при помощи суффикса –чив- образовывают прилагательные.
Пишут новые слова при помощи суффикса –чив-.
Разбирают слова по составу.
— Откройте Рабочую тетрадь на 46 странице упражнение 42.
— Прочитайте задание, что надо сделать?
Во саду ли, во поле
Во саду ли, во поле,
В город е Укрополе,
Где торчит струч о к дозорн ы й
Над оград о й помидорн о й,
За салатн о й слободою,
За горохов о й гор о ю,
За морковн ы м мокр ы м долом,
За чесночн ы м частокол о м,
Под св е тлицею свекольн о й
Сыт ы й, праздничн ы й, довольн ы й ,
Лёг на розов ы й боч о к
Держ и т лист и к на в е су.
П ь ёт м е довую р о су. (М. Яснов)
Найди в тексте прилагательные. Желтым карандашом подчеркнуть те из них, которые родились прилагательными. Прилагательные, образованные от основ существительных, в следующем порядке: 1. Прилагательные образованные от существительных с суффиксом –н- от основ существительных. В скобках написать существительные, в корнях подчеркнуть чередования.
2. Прилагательные, образованные от существительных при помощи суффикса –ов-. В скобках написать существительные. Синим карандашом подчеркни прилагательное, у которого ударение падает на суффикс.
— Найдите на странице 48 (сорок восьм ой ) упражнение 43 (сорок трет ье ).
-Прочитайте задание. Расскажите, что надо сделать?
От основ существительных, записанных в скобках, образуй с помощью суффикса –ск- прилагательные и запиши их в нужной форме. Суффикс выдели.
— Кто идет вперед, откройте 51 страницу упражнение 46. Выполняйте самостоятельно.
Вставить пропущенные буквы. От основ существительных, записанных в скобках, образуй прилагательные с помощью суффикса –лив- и запиши их в нужной форме. В прилагательных поставь ударение. Синим карандашом подчеркни прилагательные, в которых ударение падает на суффикс.
(Сон) … да ленивый – два родных братца. (Запас) … лучше – богатого. (Зависть) … око видит далёко. (Стыд) … покраснеет, а бесстыжий побледнеет. (Слеза) … слезами обольётся, а (смех) … со смеху надорвётся.
Выделенные глаголы разбери по составу.
Прочитать. Вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть двумя чертами глагол- исключение.
Открывают рабочую тетрадь на 46 странице 42 упражнение.
Дозорный(дозор), помидорной(помидор), салатной( салат),чесночным(чеснок, свекольной(свекла)праздничный(праздник), довольный( довольство)
гороховой(горох), розовый(роза) медовую(мед)
Открывают 48 страницу 43 упражнение.
- ( Египет) е гипетские пирамиды
- (Афины) А финский акрополь
- (Форос) Ф оросский маяк
- (Москва) М осковский кремль
- (Родос) Р одосский Колосс
- (Рим) Р имский колизей
Сонливый да ленивый – два родных братца.
Запасливый лучше – богатого.
Завистливое око видит далёко.
Стыдливый покраснеет, а бесстыжий побледнеет.
Слезливый слезами обольётся, а смешливый со смеху надорвётся.
Рефлексия учебной деятельности (итог урока)
— Вспомните и назовите тему нашего урока
— Какой была цель урока?
— Как вы умаете, достигли ли мы цел урока?
— С каким суффиксом мы сегодня познакомились?
— Какое правило мы должны запомнить?
Написание суффикса –чив- надо запомнить
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Запишите домашнее задание. В рабочей тетради на 49 странице упражнение 44. Вам надо сначала прочитать текст, затем вставить пропущенные буквы. Показать с помощью знаков в какой части слова пропущена буква. Над местоимениями указать лицо, число и падеж, кроме подчеркнутого. Выделенные прилагательные запишите в начальной форме и покажите, как образовано каждое из них.
Объясняет домашнее задание.
Записывают домашнее задание в дневник. Слушают инструктаж о выполнении задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта – это новый вид методической продукции,это способ графического проектирования урока в виде таблицы. В ней спланирована деятельность учителя и работа ученика.Обучение .
1 классРусский язык Технологическая карта.
Данный урок русского языка проводился как открытый урок для родителей учащихся 2 класса. Целью урока было ознакомление родителей с возможностями применения мультимедийного оборудования в на.
Урок русского языка на тему «Слова с непроизносимыми согласными, которые надо запомнить» проводится в 3 классе по системе Л.В. Занкова.Учебник А.В.Поляковой.
Коспект урока русского языка для 4-х классов по теме: «Правописание безударной гласной в суффиксах глаголов прошедшего времени перед -л".
Методическая разрабока урока по русскому языку предназначена для 1 класса. Подходит к УМК «Школа России».
Тема: «Повторение слов, написание которых надо запомнить»Цели:повторить слова, написание которых надо запомнить;развивать умение самостоятельно работать с учебной книгой;развивать воображе.
Суффиксы с проверяемыми безударными гласными
Безударные гласные в суффиксах.
В соответствии с общим правилом (см. § 33) написание букв на месте безударных гласных в суффиксах устанавливается путем проверки словами и формами с тем же суффиксом, в которых проверяемый гласный находится под ударением.
Примеры суффиксов с проверяемыми гласными (в скобках даются проверочные слова).
Суффиксы с буквой и:
- −ик: виновник, умник, ежегодник (стари́к, озорни́к, дождеви́к);
- −ник: путник, дворник, коровник, ценник (грибни́к, цветни́к, ледни́к);
- −щик: атомщик, мороженщик (обувщи́к, кладовщи́к);
- −ик (а): журналистика, лингвистика, космонавтика, педагогика (производные типа педагоги́ческий, лингвисти́ческий), автоматика, символика, конкретика (производные типа символи́ческий);
- −иц (а): любимица, медведица (певи́ца, тигри́ца), кожица (води́ца);
- −ин (а): баранина (осетри́на, свини́на), трещина, царапина (морщи́на);
- −инк (а): бисеринка (икри́нка), лукавинка (хитри́нка);
- −ишк (с уменьшительно пренебрежительным значением): платьишко, сараишко, шинелишка (ружьи́шко, доми́шко, вори́шка);
- −нича и −ича : столярничать, оригинальничать (домовни́чать);
- −ирова : маскировать (шаржи́ровать).
Буква −и является также суффиксом наречий, оканчивающихся на −ски, −цки, −ьи : братски, творчески, молодецки, по французски, по кошачьи (воровски́, по мужски́).
Суффикс с буквой ы:
Суффиксы с буквой о:
- −ость: смелость, радость (злость – единственное проверочное слово);
- −от (ш): красота, пестрота, широта (формы мн. ч.: красо́ты, широ́ты);
- −ович: Олегович (Петро́вич);
- −ок: подросток, набросок, обрубок (игро́к, движо́к);
- −ов : апельсиновый, береговой (сосно́вый, дубо́вый, холщо́вый);
- −овск : дедовский, шекспировский (старико́вский, днепро́вский);
- −ова : линовать, адресовать (лино́ванный, адресо́ванный, лино́вка, переадресо́вка).
Буква −о является также суффиксом наречий: смело, быстро, ежедневно (далеко́, хорошо́, свежо́), в том числе и с приставками в, за, на: влево, направо, на́сухо, на́черно, за́ново, за́просто (наголо́, заодно́).
Примечание. После мягких парных согласных, шипящих, ц и j в таких суффиксах вместо о пишется буква е , напр.: свежесть, нищета, Игоревич, ящичек, ножевой, тюлевый, ситцевый, боевой, магниевый (от бой, магний), уралмашевский (от Уралмаш), далевский (от Даль), межевать, горевать, неуклюже, искренне. То же в словах, образованных от несклоняемых иноязычных имен и фамилий на −и , напр.: вердиевский, руставелиевский (от Верди, Руставели), Генриевич (отчество от имени Генри). |
Суффикс с буквой а:
- −арь: пекарь, лекарь, пахарь (звона́рь, бунтарь́).
Буква −а (−я) является суффиксом наречий с приставками до, из, с : до́сыта, до́синя, и́здавна, сле́ва, спра́ва, сно́ва (догола́, издалека́, сполна́), а также первых наречных элементов в составных прилагательных типа изжелта красный, иссиня чёрный, обозначающих оттенки цвета.
Суффиксы с буквой е:
- −ениj (в словах на −ение): упоря́дочение, крахма́ление (увеличе́ние, распределе́ние);
- −ец: любимец, счастливец (храбре́ц, глупе́ц);
- −еств (о): ничтожество, изящество, празднество, то́жество (устар. к тождество), вещество (р. мн. веще́ств, производные: веще́ственный, тоже́ственный);
- −ен (ый): жареный (варёный);
- −енн (ый) (суффикс причастий): направленный (оскорблённый);
- −ейш : красивейший, интереснейший (нежне́йший, полне́йший);
- −ее (проверяется первая буква): красивее, интереснее (полне́е, сильне́е);
- −ер (суффикс числительных): четверо, пятеро (производные типа четвёрка, пятёрка);
- −ер в основах косвенных падежей и форм мн. ч. слов мать и дочь: матери, дочери (доче́рний).
Буква −е является также суффиксом наречий с приставками в и на : вкратце, внове, вскоре, наготове (вполне́, вчерне́, наравне́).
Буквы е и о (о возможна только после твердых согласных г, к, х) пишутся в суффиксе прилагательных и наречий −еньк /−оньк : ста́ренький, чи́стенький, сла́бенький, бы́стренько; лёгонький и лёгенький, пло́хонький и пло́хенький ; проверка: наречия типа хороше́нько, лего́нько, тихо́нько. Так же (с буквами е и о соответственно после согласных ш и х) пишутся суффиксы −ёшеньк и −ёхоньк в прилагательных и наречиях типа белёшенький и белёхонький, полнёшенький и полнёхонький, радёшенек и радёхонек, точнёхонько, ранёхонько и ранёшенько.
Правописание суффиксов существительных
Рассмотрим правописание суффиксов существительных в русском языке.
В большинстве суффиксов существительных являются безударными гласные «о» и «е», «и» или «е». Укажем правила, с помощью которых можно выбрать правильное написание суффиксов -ек- или -ик-, -ец- или -иц-, -ок- и -ек- после шипящих и т. д. Для наглядности составим таблицу правописания суффиксов имен существительных и приведем в ней примеры слов.
Ряд суффиксов существительных имеют традиционное написание с буквой «о», «е» или «и». Перечислим эти суффиксы.
Какие бывают суффиксы существительных?
В русском языке существуют два вида суффиксов существительных:
- суффиксы субъективной оценки (оценочные суффиксы);
- словообразовательные суффиксы.
Суффиксы субъективной оценки
Суффиксы субъективной оценки -ек-, -ик-, -чик-, -ец- -иц-, -ич-к-, -ечк-, -оньк-, -еньк-, -ин-к-, -ышк-, -ушк, -юшк-, -ищ- выражают оценку предмета или лица, о котором ведется речь.
Примеры:
- кирпич — кирпич ик
- лепесток — лепесточ ек
- посланье — посла́нь иц е
- пуговица — пугов ич к а
- Таня — Тан ечк а
- тётя — тёт еньк а
- черносливина — чернослив ин к а
- горло — горл ышк о
- кума — кум ушк а
- горе — гор юшк о
- туфля — туфл ищ а.
Словообразовательные суффиксы
Словообразовательные суффиксы -чик-, -щик-, -ец-, -иц-, -ичн-, -от-, -отн-, -ость, -овств-, -ев-, -еств-, -енств-, -ин-, -изн- и пр. образуют существительные от однокоренных слов разных частей речи:
- белый — бел изн а
- варить — вар ев о
- стучать — стук отн я
- хвастать — хваст овств о.
Чаще всего гласные в суффиксах существительных являются безударными, из-за чего возникает затруднение в их написании. Рассмотрим правила написания суффиксов имен существительных. Сгруппируем их в таблице и приведем примеры.
Правила написания суффиксов существительных
Суффиксы | Особенности правописания | Примеры |
---|---|---|
-ек- -ик-/-чик | В суффиксе -ек- пишется буква «е», если в форме р.п. она становится беглой. При склонении суффикс -ик- сохраняет букву «и». | венич ек (венич к а) дожд ик (дожд ик а) |
-ок- -ек- | После шипящих под ударением пишется -ок, без ударения — -ек- | башмач ок друж ок но цветоч ек горош ек |
-ец- -иц- | Суффикс -ец образует слова мужского рода. Суффикс -иц- входит в состав слов женского рода. У сущ. ср. рода пишется суффикс -ец-, если ударение падает на -цо. Суффикс -иц- пишется, если ударение падает на основу. | мороз ец красав ец рож иц а книж иц а бель ец о́ серебр ец о́ зда́нь иц е |
-инк- -енк- | Суффиксы -ин-к- имеют слова, образованные от сущ. с суффиксом -ин-. Суффикс -енк- пишется в остальных случаях. | переклад ин к а ссад ин к а беж енк а неж енк а |
-ушкк- -ышк- | Сущ. ж.р. и одушевленные сущ. м.р. после суффиксов -ишк-, ушк-/-юшк- имеют окончание -а. Сущ ср.р. и неодушевленные сущ. м.р. имеют окончание -о. | трав ушк а дол юшк а воробь ишк а пальт ишк о ум ишк о голос ишк о |
-ич-к- -ечк- | Суффиксы -ич-к- пишутся в словах, образованных на -иц-(а). Суффикс -ечк- образует остальные существительные. | луковица → луков ич к а улица → ул ич к а сито → сит ечк о бумага → бумаж ечк а |
-оньк-/-онок- -еньк- | Суффикс -оньк-/онок- пишется после твердых согласных корня и после шипящих под ударением. Суффикс -еньк- пишется после мягких согласных, шипящих и гласных. | лапа → лап оньк а скворч онок душ еньк а Зо еньк а |
-ищ- | С суффиксом -ищ- у сущ. м.р. и ср.р. пишется окончание -е, у существительных ж.р. — -а. | великан ищ е болот ищ е скукот ищ а гряз ищ а |
-чик- -щик- | Суффикс -чик пишется после согласных основы д, т, ж, з, с. В остальных случаях пишется суффикс -щик-. | разве д чик пулеме т чик перебе ж чик зака з чик подпи с чик фонар щик выдум щик |
Правописание безударных суффиксов -иц- и -ец- можно проверять склонением. Если при склонении существительного гласная суффикса выпадает (хле́бец — хле́бца), то пишется суффикс -ец-. Если гласная сохраняется, в слове пишется суффикс -иц- (лужица — лужицы).
Учтем, что от существительных женского рода с конечным буквосочетанием -ня образуются слова с помощью суффикса -к-:
- вишня — вишен к а
- башня — башен к а
- сосна — сосен к а.
В их морфемном составе нет суффикса -енк-, а появляется в основе слова беглая гласная «е» после шипящего или мягкого согласного.
Ряд суффиксов существительных пишутся всегда одинаково. Такие написания являются традиционными в русском языке.
Суффиксы, написание которых запомним
Всегда с буквой «о» в безударном положении пишется
1. суффикс -от-, который образует существительные от основ однокоренных прилагательных:
- красивый → крас от а
- бедный → бедн от а
- правота → прав от а
2. суффикс -отн-, образующий слова от глаголов:
- бегать → бег отн я
- ругать → руг отн я
- толкать → толк отн я
3. суффикс -ость образует отвлеченные имена существительные от прилагательных и причастий:
- вялый → вял ость
- дикий → дик ость
- обидчивый → обидчив ость
- возбуждённый → возбужденн ость
4. суффикс -овств- образует существительные от глагольных основ:
- колдовать → колд овств о
- воровать → вор овств о
- сватать → сват овств о.
С буквой «е» пишутся суффиксы после мягких согласных и шипящих.
1. суффикс -ев- образует существительные от глагольных основ:
- кружить → круж ев о
- курить → кур ев о
- месить → мес ив о
- топить → топл ив о
- нищий → нищ енств о
- первый → перв енств о
- жульнич еств о
- кустарнич еств о
С буквой «и» пишутся всегда суффиксы -изн- и -ин-, образующие существительные от прилагательных:
- голубой → голуб изн а
- новый → нов изн а
- прямой → прям изн а
- глубокий → глуб ин а
- седой → сед ин а
- быстрый → быстр ин а.
Традиционные написания суффиксов существительных с буквами «о», «е» или «и» следует запомнить или справляться о них в словаре.
Правописание гласных в суффиксах существительных
Чтобы правильно написать гласную букву в суффиксе, выясняем вначале морфемный состав существительного, а затем применяем соответствующее правило или следуем традиционному написанию.
Видеоурок «Правописание суффиксов существительных (6 класс)»
http://orfogrammka.ru/%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F/%D1%81%D1%83%D1%84%D1%84%D0%B8%D0%BA%D1%81%D1%8B_%D1%81_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%8F%D0%B5%D0%BC%D1%8B%D0%BC%D0%B8_%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%BC%D0%B8_%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%BC%D0%B8/
http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/pravopisanie-suffiksov.html