Безударные гласные в суффиксе слова 4 класс

Прилагательные. Безударный гласный в суффиксе, который надо запомнить
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Работа с суффиксом -чив-

Скачать:

ВложениеРазмер
nosova_mariya_russkiy_yazyk.docx39.25 КБ

Предварительный просмотр:

Носова Мария 21(9) группа 44.02.02 Преподавание в начальных классах март, 2019

Конспект урока русского языка

студентки 21(9) группы

Носовой Марии Анатольевны

Подпись методиста ___________/А.Л. Ситникова

Подпись учителя _________/Т.Т. Фомичева

Дата: 13. 03. 2019

УМК « Перспективная начальная школа»

Тип урока: открытие нового знания

Тема: «Прилагательные. Безударный гласный в суффиксе, который надо запомнить».

Цель: познакомить учащихся с суффиксом «-чив-», с помощью которого образуются имена прилагательные от усечённых основ глаголов, и обобщить знания по основным изученным орфограммам.

Личностные результаты: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

— умение осуществлять логическое действие анализ, синтез, обобщение;

— умение устанавливать аналогии.

— умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации;

— умение формулировать и аргументировать свою точку зрения.

— умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи;

— умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей.

Предметные результаты: познакомятся с суффиксом «-чив-», научатся образовывать новые имена прилагательные от усечённых основ глаголов с помощь. суффикса «-чив-»

Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс, проектор, компьютер, презентация

Формы: фронтальная, парная, индивидуальная

секрет с.кр.т улица .л.ц. февраль ф.вр.ль футбол ф.тб.ол инженер .нж.н.р коллекция к.лл.кц.я солдат с.лд.т

Доверять+ чив= доверчивый

Находить+ чив= находчивый

Раз+ говорить+ чив=разговорчивый

Влюбиться+ чив= влюбчивый

От+ зыв+ чив=отзывчивый

Навязаться+ ив= навязчивый

Изменить+ чив= изменчивый

В+ думать+ чив= вдумчивый

Образец страницы тетради:

Мотивация к учебной деятельности

– Здравствуйте, меня зовут Мария Анатольевна и урок русского языка сегодня проведу у вас я. Улыбнитесь соседу слева, соседу справа, садитесь.

Приветствие учителя, друг друга и гостей.

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

— Откройте тетрадь, запишите число и классная работа.

— Прочитайте самостоятельно запись на доске.

— Поднимите руку, у кого возникли трудности? Поднимите руку, кто смог прочитать? Кто сможет предположить, какой секрет надо знать, чтобы прочитать зашифрованные слова? (из слов пропали гласные буквы, надо восстановить слова)

— Попробуйте в парах восстановить слова.

— Какие слова у вас получились? Что объединяет эти слова? (это словарные слова)

— Слова запишите в тетрадь, в строчку, через запятую, поставьте ударение и подчеркните букву, которую надо запомнить,

— Проверьте правильность выполнения работы по образцу.

ЭТАЛОН НА СЛАЙДЕ

(С е крет, ул и ца, ф е враль, фу т бол, и нж е нер, к олл екц и я, с о лдат).

— В словах этого столбика спряталась ещё одна загадка. Прочитайте слово по первым буквам этих словарных слов.

— Кто прочитал зашифрованное слово?

— Как вы думаете, как может это слово быть связано с темой урока?

Вставляет буквы в слова, которые называют ученики.

Называют слова, а учитель вставляет буквы.

Это слово связано с темой урока.

Открывают тетрадь, записывают число и классная работа. Переписывают словарные слова.

Читают слова, записывают в тетрадь, ставят ударение, подчеркивают букву, которую надо запомнить.

Сверяют слова с эталоном на слайде.

Определение темы и цели урока

— Откройте учебник на странице 96 (девяносто шест ой ).

Прочитайте тему урока.

— Поставьте цель урока по теме (чему будем учиться на уроке?)

— Какой безударный гласный надо запомнить в суффиксе?

Работа с учебником.

Постановка темы и цели урока.

Безударный гласный в суффиксе, который надо запомнить.

Безударный гласный -и- надо запомнить

Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности

— Найдите упражнение 99. Прочитайте задание. Что нужно сделать?

Птич ь е щ е бетанье.

Тиканье к а пели.

В с ход и т утро ра ннее

В этот день улы б чивый

Ж и ть бе з шут о к плохо.

Если ты оби д чивый ,

Хмурый, неужи в чивый —

Бер е гись подвоха!

— Кто автор стихотворения?

— Валентин Берестов- русский писатель и переводчик, поэт-лирик. Мемуарист, пушкинист, исследователь. Писал для взрослых и детей.

— А каком дне в апреле говорится?

— Объясните значение слов: вспыльчивый, неуживчивый и обидчивый. Какого человека мы называем «вспыльчивый»? О каком человеке мы можем сказать «неуживчивый»? О каком человеке можем сказать «обидчивый»?

— Как вы думаете, это положительные или отрицательные качества человека? Почему?

— Как вы понимаете последнее предложение в стихотворении?

Если ты оби д чивый ,

Хмурый, неужи в чивый —

Бер е гись подвоха!

— Кто напомнит последовательность действий при выполнении разбора слова по составу.

(Выполнение разбора слов по составу)

Слова с разделительным Ь знаком подчеркни синим карандашом. Слова, в которых Ь показывает мягкость согласного, подчеркни желтым карандашом. Выпиши выделенные слова в столбик. Разбери по составу первые два слова. Какой общий суффикс есть в этих словах? Он ударный или безударный? Выдели этот же суффикс в остальных словах. Основы слов какой части речи дали жизнь этим словам? Напиши глагол, от основы которого было образовано третье слово.

Написание суффикса –чив- надо запомнить.

Работа с упражнением 99 на 96 странице.

Работа с упражнением.

Рассказывает про автора стихотворения «Первое апреля»

Выполняют 99 упражнение на 96 странице.

Вспыльчивый (вспылить. глагол)

Про первое апреля- день смеха

Вспыльчивый- склонный приходить внезапно в гнев, способный вспылить, раздражительный

Неуживчивый- плохо ладящий с окружающими, плохо уживающийся с другими.

Обидчивый- легко обижающийся, склонный чувствовать обиду.

4) приставка или суффикс

Читают и запоминают правило.

Реализация построенного проекта

-Я буду диктовать слова, а вам надо от них образовать прилагательные с суффиксом –чив- и разобрать их по составу

Доверять+ чив= доверчивый

Находить+ чив= находчивый

Раз+ говорить+ чив=разговорчивый

Влюбиться+ чив= влюбчивый

От+ зыв+ чив=отзывчивый

Навязаться+ ив= навязчивый

Изменить+ чив= изменчивый

В+ думать+ чив= вдумчивый

Называет слова при помощи суффикса –чив- образовывают прилагательные.

Пишут новые слова при помощи суффикса –чив-.

Разбирают слова по составу.

— Откройте Рабочую тетрадь на 46 странице упражнение 42.

— Прочитайте задание, что надо сделать?

Во саду ли, во поле

Во саду ли, во поле,

В город е Укрополе,

Где торчит струч о к дозорн ы й

Над оград о й помидорн о й,

За салатн о й слободою,

За горохов о й гор о ю,

За морковн ы м мокр ы м долом,

За чесночн ы м частокол о м,

Под св е тлицею свекольн о й

Сыт ы й, праздничн ы й, довольн ы й ,

Лёг на розов ы й боч о к

Держ и т лист и к на в е су.

П ь ёт м е довую р о су. (М. Яснов)

Найди в тексте прилагательные. Желтым карандашом подчеркнуть те из них, которые родились прилагательными. Прилагательные, образованные от основ существительных, в следующем порядке: 1. Прилагательные образованные от существительных с суффиксом –н- от основ существительных. В скобках написать существительные, в корнях подчеркнуть чередования.

2. Прилагательные, образованные от существительных при помощи суффикса –ов-. В скобках написать существительные. Синим карандашом подчеркни прилагательное, у которого ударение падает на суффикс.

— Найдите на странице 48 (сорок восьм ой ) упражнение 43 (сорок трет ье ).

-Прочитайте задание. Расскажите, что надо сделать?

От основ существительных, записанных в скобках, образуй с помощью суффикса –ск- прилагательные и запиши их в нужной форме. Суффикс выдели.

— Кто идет вперед, откройте 51 страницу упражнение 46. Выполняйте самостоятельно.

Вставить пропущенные буквы. От основ существительных, записанных в скобках, образуй прилагательные с помощью суффикса –лив- и запиши их в нужной форме. В прилагательных поставь ударение. Синим карандашом подчеркни прилагательные, в которых ударение падает на суффикс.

(Сон) … да ленивый – два родных братца. (Запас) … лучше – богатого. (Зависть) … око видит далёко. (Стыд) … покраснеет, а бесстыжий побледнеет. (Слеза) … слезами обольётся, а (смех) … со смеху надорвётся.

Выделенные глаголы разбери по составу.

Прочитать. Вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть двумя чертами глагол- исключение.

Открывают рабочую тетрадь на 46 странице 42 упражнение.

Дозорный(дозор), помидорной(помидор), салатной( салат),чесночным(чеснок, свекольной(свекла)праздничный(праздник), довольный( довольство)

гороховой(горох), розовый(роза) медовую(мед)

Открывают 48 страницу 43 упражнение.

  1. ( Египет) е гипетские пирамиды
  2. (Афины) А финский акрополь
  3. (Форос) Ф оросский маяк
  4. (Москва) М осковский кремль
  5. (Родос) Р одосский Колосс
  6. (Рим) Р имский колизей

Сонливый да ленивый – два родных братца.

Запасливый лучше – богатого.

Завистливое око видит далёко.

Стыдливый покраснеет, а бесстыжий побледнеет.

Слезливый слезами обольётся, а смешливый со смеху надорвётся.

Рефлексия учебной деятельности (итог урока)

— Вспомните и назовите тему нашего урока

— Какой была цель урока?

— Как вы умаете, достигли ли мы цел урока?

— С каким суффиксом мы сегодня познакомились?

— Какое правило мы должны запомнить?

Написание суффикса –чив- надо запомнить

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Запишите домашнее задание. В рабочей тетради на 49 странице упражнение 44. Вам надо сначала прочитать текст, затем вставить пропущенные буквы. Показать с помощью знаков в какой части слова пропущена буква. Над местоимениями указать лицо, число и падеж, кроме подчеркнутого. Выделенные прилагательные запишите в начальной форме и покажите, как образовано каждое из них.

Объясняет домашнее задание.

Записывают домашнее задание в дневник. Слушают инструктаж о выполнении задания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта – это новый вид методической продукции,это способ графического проектирования урока в виде таблицы. В ней спланирована деятельность учителя и работа ученика.Обучение .

1 классРусский язык Технологическая карта.

Данный урок русского языка проводился как открытый урок для родителей учащихся 2 класса. Целью урока было ознакомление родителей с возможностями применения мультимедийного оборудования в на.

Урок русского языка на тему «Слова с непроизносимыми согласными, которые надо запомнить» проводится в 3 классе по системе Л.В. Занкова.Учебник А.В.Поляковой.

Коспект урока русского языка для 4-х классов по теме: «Правописание безударной гласной в суффиксах глаголов прошедшего времени перед -л&quot.

Методическая разрабока урока по русскому языку предназначена для 1 класса. Подходит к УМК «Школа России».

Тема: «Повторение слов, написание которых надо запомнить»Цели:повторить слова, написание которых надо запомнить;развивать умение самостоятельно работать с учебной книгой;развивать воображе.

Суффиксы с проверяемыми безударными гласными

Безударные гласные в суффиксах.

В соответствии с общим правилом (см. § 33) написание букв на месте безударных гласных в суффиксах устанавливается путем проверки словами и формами с тем же суффиксом, в которых проверяемый гласный находится под ударением.

Примеры суффиксов с проверяемыми гласными (в скобках даются проверочные слова).

Суффиксы с буквой и:

  • ик: виновник, умник, ежегодник (стари́к, озорни́к, дождеви́к);
  • ник: путник, дворник, коровник, ценник (грибни́к, цветни́к, ледни́к);
  • щик: атомщик, мороженщик (обувщи́к, кладовщи́к);
  • ик (а): журналистика, лингвистика, космонавтика, педагогика (производные типа педагоги́ческий, лингвисти́ческий), автоматика, символика, конкретика (производные типа символи́ческий);
  • иц (а): любимица, медведица (певи́ца, тигри́ца), кожица (води́ца);
  • ин (а): баранина (осетри́на, свини́на), трещина, царапина (морщи́на);
  • инк (а): бисеринка (икри́нка), лукавинка (хитри́нка);
  • ишк (с уменьшительно пренебрежительным значением): платьишко, сараишко, шинелишка (ружьи́шко, доми́шко, вори́шка);
  • нича и ича : столярничать, оригинальничать (домовни́чать);
  • ирова : маскировать (шаржи́ровать).

Буква −и является также суффиксом наречий, оканчивающихся на −ски, −цки, −ьи : братски, творчески, молодецки, по французски, по кошачьи (воровски́, по мужски́).

Суффикс с буквой ы:

Суффиксы с буквой о:

  • ость: смелость, радость (злость – единственное проверочное слово);
  • от (ш): красота, пестрота, широта (формы мн. ч.: красо́ты, широ́ты);
  • ович: Олегович (Петро́вич);
  • ок: подросток, набросок, обрубок (игро́к, движо́к);
  • ов : апельсиновый, береговой (сосно́вый, дубо́вый, холщо́вый);
  • овск : дедовский, шекспировский (старико́вский, днепро́вский);
  • ова : линовать, адресовать (лино́ванный, адресо́ванный, лино́вка, переадресо́вка).

Буква −о является также суффиксом наречий: смело, быстро, ежедневно (далеко́, хорошо́, свежо́), в том числе и с приставками в, за, на: влево, направо, на́сухо, на́черно, за́ново, за́просто (наголо́, заодно́).

Примечание. После мягких парных согласных, шипящих, ц и j в таких суффиксах вместо о пишется буква е , напр.: свежесть, нищета, Игоревич, ящичек, ножевой, тюлевый, ситцевый, боевой, магниевый (от бой, магний), уралмашевский (от Уралмаш), далевский (от Даль), межевать, горевать, неуклюже, искренне. То же в словах, образованных от несклоняемых иноязычных имен и фамилий на −и , напр.: вердиевский, руставелиевский (от Верди, Руставели), Генриевич (отчество от имени Генри).

Суффикс с буквой а:

  • арь: пекарь, лекарь, пахарь (звона́рь, бунтарь́).

Буква −а (−я) является суффиксом наречий с приставками до, из, с : до́сыта, до́синя, и́здавна, сле́ва, спра́ва, сно́ва (догола́, издалека́, сполна́), а также первых наречных элементов в составных прилагательных типа изжелта красный, иссиня чёрный, обозначающих оттенки цвета.

Суффиксы с буквой е:

  • ениj (в словах на −ение): упоря́дочение, крахма́ление (увеличе́ние, распределе́ние);
  • ец: любимец, счастливец (храбре́ц, глупе́ц);
  • еств (о): ничтожество, изящество, празднество, то́жество (устар. к тождество), вещество (р. мн. веще́ств, производные: веще́ственный, тоже́ственный);
  • ен (ый): жареный (варёный);
  • енн (ый) (суффикс причастий): направленный (оскорблённый);
  • ейш : красивейший, интереснейший (нежне́йший, полне́йший);
  • ее (проверяется первая буква): красивее, интереснее (полне́е, сильне́е);
  • ер (суффикс числительных): четверо, пятеро (производные типа четвёрка, пятёрка);
  • ер в основах косвенных падежей и форм мн. ч. слов мать и дочь: матери, дочери (доче́рний).

Буква −е является также суффиксом наречий с приставками в и на : вкратце, внове, вскоре, наготове (вполне́, вчерне́, наравне́).

Буквы е и о (о возможна только после твердых согласных г, к, х) пишутся в суффиксе прилагательных и наречий −еньк /−оньк : ста́ренький, чи́стенький, сла́бенький, бы́стренько; лёгонький и лёгенький, пло́хонький и пло́хенький ; проверка: наречия типа хороше́нько, лего́нько, тихо́нько. Так же (с буквами е и о соответственно после согласных ш и х) пишутся суффиксы −ёшеньк и −ёхоньк в прилагательных и наречиях типа белёшенький и белёхонький, полнёшенький и полнёхонький, радёшенек и радёхонек, точнёхонько, ранёхонько и ранёшенько.

Правописание суффиксов существительных

Рассмотрим пра­во­пи­са­ние суф­фик­сов суще­стви­тель­ных в рус­ском языке.

В боль­шин­стве суф­фик­сов суще­стви­тель­ных явля­ют­ся без­удар­ны­ми глас­ные «о» и «е», «и» или «е». Укажем пра­ви­ла, с помо­щью кото­рых мож­но выбрать пра­виль­ное напи­са­ние суф­фик­сов -ек- или -ик-, -ец- или -иц-, -ок- и -ек- после шипя­щих и т. д. Для нагляд­но­сти соста­вим таб­ли­цу пра­во­пи­са­ния суф­фик­сов имен суще­стви­тель­ных и при­ве­дем в ней при­ме­ры слов.

Ряд суф­фик­сов суще­стви­тель­ных име­ют тра­ди­ци­он­ное напи­са­ние с бук­вой «о», «е» или «и». Перечислим эти суффиксы.

Какие бывают суффиксы существительных?

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют два вида суф­фик­сов существительных:

  • суф­фик­сы субъ­ек­тив­ной оцен­ки (оце­ноч­ные суффиксы);
  • сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные суффиксы.

Суффиксы субъективной оценки

Суффиксы субъ­ек­тив­ной оцен­ки -ек-, -ик-, -чик-, -ец- -иц-, -ич-к-, -ечк-, -оньк-, -еньк-, -ин-к-, -ышк-, -ушк, -юшк-, -ищ- выра­жа­ют оцен­ку пред­ме­та или лица, о кото­ром ведет­ся речь.

Примеры:

  • кир­пич — кир­пич ик
  • лепе­сток — лепе­сточ ек
  • посла­нье — посла́нь иц е
  • пуго­ви­ца — пугов ич к а
  • Таня — Тан ечк а
  • тётя — тёт еньк а
  • чер­но­сли­ви­на — чер­но­слив ин к а
  • гор­ло — горл ышк о
  • кума — кум ушк а
  • горе — гор юшк о
  • туф­ля — туфл ищ а.

Словообразовательные суффиксы

Словообразовательные суф­фик­сы -чик-, -щик-, -ец-, -иц-, -ичн-, -от-, -отн-, -ость, -овств-, -ев-, -еств-, -енств-, -ин-, -изн- и пр. обра­зу­ют суще­стви­тель­ные от одно­ко­рен­ных слов раз­ных частей речи:

  • белый — бел изн а
  • варить — вар ев о
  • сту­чать — стук отн я
  • хва­стать — хваст овств о.

Чаще все­го глас­ные в суф­фик­сах суще­стви­тель­ных явля­ют­ся без­удар­ны­ми, из-за чего воз­ни­ка­ет затруд­не­ние в их напи­са­нии. Рассмотрим пра­ви­ла напи­са­ния суф­фик­сов имен суще­стви­тель­ных. Сгруппируем их в таб­ли­це и при­ве­дем примеры.

Правила написания суффиксов существительных

СуффиксыОсобенности пра­во­пи­са­нияПримеры
-ек-

-ик-/-чик

В суф­фик­се -ек- пишет­ся бук­ва «е», если в фор­ме р.п. она ста­но­вит­ся беглой.
При скло­не­нии суф­фикс -ик- сохра­ня­ет бук­ву «и».
венич ек (венич к а)
дожд ик (дожд ик а)
-ок-

-ек-

После шипя­щих под уда­ре­ни­ем пишет­ся -ок,
без уда­ре­ния — -ек-
баш­мач ок
друж ок
но
цве­точ ек
горош ек
-ец-

-иц-

Суффикс -ец обра­зу­ет сло­ва муж­ско­го рода.
Суффикс -иц- вхо­дит в состав слов жен­ско­го рода.
У сущ. ср. рода пишет­ся суф­фикс -ец-, если уда­ре­ние пада­ет на -цо.
Суффикс -иц- пишет­ся, если уда­ре­ние пада­ет на основу.
мороз ец
кра­сав ец
рож иц а
книж иц а

бель ец о́
серебр ец о́
зда́нь иц е
-инк-

-енк-

Суффиксы -ин-к- име­ют сло­ва, обра­зо­ван­ные от сущ. с суф­фик­сом -ин-.

Суффикс -енк- пишет­ся в осталь­ных случаях.

пере­клад ин к а
ссад ин к а
беж енк а
неж енк а
-ушкк-

-ышк-

Сущ. ж.р. и оду­шев­лен­ные сущ. м.р. после суф­фик­сов -ишк-, ушк-/-юшк- име­ют окон­ча­ние .

Сущ ср.р. и неоду­шев­лен­ные сущ. м.р. име­ют окон­ча­ние .

трав ушк а
дол юшк а
воробь ишк а
пальт ишк о
ум ишк о
голос ишк о
-ич-к-

-ечк-

Суффиксы -ич-к- пишут­ся в сло­вах, обра­зо­ван­ных на -иц-(а).

Суффикс -ечк- обра­зу­ет осталь­ные существительные.

луко­ви­ца → луков ич к а
ули­ца → ул ич к а
сито → сит ечк о
бума­га → бумаж ечк а
-оньк-/-онок-

-еньк-

Суффикс -оньк-/онок- пишет­ся после твер­дых соглас­ных кор­ня и после шипя­щих под ударением.
Суффикс -еньк- пишет­ся после мяг­ких соглас­ных, шипя­щих и гласных.
лапа → лап оньк а
скворч онок
душ еньк а
Зо еньк а
-ищ-С суф­фик­сом -ищ- у сущ. м.р. и ср.р. пишет­ся окон­ча­ние ,
у суще­стви­тель­ных ж.р. — .
вели­кан ищ е
болот ищ е
ску­кот ищ а
гряз ищ а
-чик-

-щик-

Суффикс -чик пишет­ся после соглас­ных осно­вы д, т, ж, з, с.
В осталь­ных слу­ча­ях пишет­ся суф­фикс -щик-.
раз­ве д чик
пуле­ме т чик
пере­бе ж чик
зака з чик
под­пи с чик
фонар щик
выдум щик

Правописание без­удар­ных суф­фик­сов -иц- и -ец- мож­но про­ве­рять скло­не­ни­ем. Если при скло­не­нии суще­стви­тель­но­го глас­ная суф­фик­са выпа­да­ет (хле́бец — хле́бца), то пишет­ся суф­фикс -ец-. Если глас­ная сохра­ня­ет­ся, в сло­ве пишет­ся суф­фикс -иц- (лужи­ца — лужи­цы).

Учтем, что от суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода с конеч­ным бук­во­со­че­та­ни­ем -ня обра­зу­ют­ся сло­ва с помо­щью суф­фик­са -к-:

  • виш­ня — вишен к а
  • баш­ня — башен к а
  • сос­на — сосен к а.

В их мор­фем­ном соста­ве нет суф­фик­са -енк-, а появ­ля­ет­ся в осно­ве сло­ва бег­лая глас­ная «е» после шипя­ще­го или мяг­ко­го согласного.

Ряд суф­фик­сов суще­стви­тель­ных пишут­ся все­гда оди­на­ко­во. Такие напи­са­ния явля­ют­ся тра­ди­ци­он­ны­ми в рус­ском языке.

Суффиксы, написание которых запомним

Всегда с бук­вой «о» в без­удар­ном поло­же­нии пишется

1. суф­фикс -от-, кото­рый обра­зу­ет суще­стви­тель­ные от основ одно­ко­рен­ных прилагательных:

  • кра­си­вый → крас от а
  • бед­ный → бедн от а
  • право­та → прав от а

2. суф­фикс -отн-, обра­зу­ю­щий сло­ва от глаголов:

  • бегать → бег отн я
  • ругать → руг отн я
  • тол­кать → толк отн я

3. суф­фикс -ость обра­зу­ет отвле­чен­ные име­на суще­стви­тель­ные от при­ла­га­тель­ных и причастий:

  • вялый → вял ость
  • дикий → дик ость
  • обид­чи­вый → обид­чив ость
  • воз­буж­дён­ный → воз­буж­денн ость

4. суф­фикс -овств- обра­зу­ет суще­стви­тель­ные от гла­голь­ных основ:

  • кол­до­вать → колд овств о
  • воро­вать → вор овств о
  • сва­тать → сват овств о.

С бук­вой «е» пишут­ся суф­фик­сы после мяг­ких соглас­ных и шипящих.

1. суф­фикс -ев- обра­зу­ет суще­стви­тель­ные от гла­голь­ных основ:

  • кру­жить → круж ев о
  • курить → кур ев о
  • месить → мес ив о
  • топить → топл ив о
  • нищий → нищ енств о
  • пер­вый → перв енств о
  • жуль­нич еств о
  • кустар­нич еств о

С бук­вой «и» пишут­ся все­гда суф­фик­сы -изн- и -ин-, обра­зу­ю­щие суще­стви­тель­ные от прилагательных:

  • голу­бой → голуб изн а
  • новый → нов изн а
  • пря­мой → прям изн а
  • глу­бо­кий → глуб ин а
  • седой → сед ин а
  • быст­рый → быстр ин а.

Традиционные напи­са­ния суф­фик­сов суще­стви­тель­ных с бук­ва­ми «о», «е» или «и» сле­ду­ет запом­нить или справ­лять­ся о них в словаре.

Правописание гласных в суффиксах существительных

Чтобы пра­виль­но напи­сать глас­ную бук­ву в суф­фик­се, выяс­ня­ем вна­ча­ле мор­фем­ный состав суще­стви­тель­но­го, а затем при­ме­ня­ем соот­вет­ству­ю­щее пра­ви­ло или сле­ду­ем тра­ди­ци­он­но­му написанию.

Видеоурок «Правописание суффиксов существительных (6 класс)»


источники:

http://orfogrammka.ru/%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F/%D1%81%D1%83%D1%84%D1%84%D0%B8%D0%BA%D1%81%D1%8B_%D1%81_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%8F%D0%B5%D0%BC%D1%8B%D0%BC%D0%B8_%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%BC%D0%B8_%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%BC%D0%B8/

http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/pravopisanie-suffiksov.html