Безударные личные окончания глаголов суффиксы причастий

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

Содержание:

От чего зависит выбор гласной в личных окончаниях глаголов, суффиксах причастий?

Когда буква зависит от спряжения

Спряжение пригодится для выбора буквы, если глагол или причастие НЕ в прошедшем времени:

  • он кле(И/Е)т, они кле(Я/Ю)т, кле(Я/Ю)щий, кле(И/Е)мый;
  • он стел(Е/И)т, они стел(Ю/Я)т, стел(Ю/Я)щийся;
  • он слыш(И/Е)т, они слыш(А/У)т, слыш(А/У)щийся, слыш(И/Е)мый.

Подборки слов в задании состоят из подобных примеров, когда на слух правильный вариант подобрать трудно, а иногда и невозможно. Чтобы решить задачу, определяем спряжение глагола.

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?

  1. Поставим глагол в неопределенную форму: пилит — (что делать?) пилить.
  2. Определить, какая гласная стоить перед — ть.

I спряжение

Глаголы на -ить (кроме брить, стелить), например: пилить, клеить

II спряжение

Все остальные глаголы, например: паять, таять, сеять, краснеть, открыть, бороться, танцевать + брить, стелить.

Определяя спряжение глаголов, не забываем про следующие тонкости:

1. Правильно поставить глагол в неопределенную форму (инфинитив) – это значит сохранить вид – совершенный/несовершенный, например:

(он) улов…т: вопрос к слову – что сделает? (сов.в), начальная форма – (что сделать?) – уловить II спр.

Если «потерять» вид, то получим ошибочный вариант :улавливать (что делать? – несов.в), в котором окончание пишется по I спр.

2. Спряжение не зависит от постфикса СЯ/СЬ – если эта часть мешает разобраться, ее убирают, но на результате это не сказывается.

Вернувшись к примерам, приведенным выше, получаем ответ:

  • он кле…т – клеИТЬ – II спр.;
  • он стел…т – стелИТЬ (искл.) – I спр.;
  • он слыш…т – слышАТЬ (искл.) – II спр.

Следующий шаг – выбор гласной.

Гласная в личных окончаниях

Зная спряжение глагола, букву выбирают, как показано в таблице:

Если слово начинается с приставки ВЫ-, попробуйте эту часть отбросить: чаще сразу получаем ударное окончание, например:

ВЫшь…шь – шЁшь, ВЫбер…шь – берЁшь, ВЫлет…т – летИт.

Возвращаясь к примерам, вписываем букву в окончание:

  • он клеИт, они клеЯт;
  • он стелЕт, они стелЮт,
  • он слышИт, они слышАт.
  • в окончаниях глаголов I спр. встречаются только гласные Е/У(Ю);
  • в окончаниях глаголов II спр. встречаются только гласные И/А(Я),

выпускник без труда разберется с суффиксами причастий наст. вр.

Гласная в суффиксах причастий настоящего времени

Причастия наст. вр. всегда образовываются от глаголов в той же форме с помощью суффиксов, в которых стоит та же гласная, что и в личных окончаниях глаголов:

  1. Страдательные причастия от глаголов I спр. – ЕМ: забываЕмый (забывать), читаЕмый (читать);
  2. Страдательные причастия от глаголов II спр. – ИМ: ненавидИмый (ненавидеть).
  3. Действительные причастия от глаг. I спр. – УЩ (ЮЩ): колЮщий (колоть);
  4. Действительные причастия от глаг. II спр. – АЩ (ЯЩ): строЯщий (строить).

Запомни слова, написание букв в суффиксе которых вызывают затруднения:

приемлЕМый, неотъемлЕмый, незыблЕмый.

Слово движимый пишется с ИМ, так как образовано не от слова «двигать» а от ныне устаревшего глагола второго спряжения движити.

Закончим с примерами из начала статьи:

Итак, в настоящем времени в глаголах I спр. и причастиях, образованных от них, пишем Е/ У(Ю), проще запомнить по одному соединению в букве. в остальных случаях – И/ А(Я). Две соединительные линии в буквах

Когда буква НЕ зависит от спряжения

Глаголы и причастия прошедшего времени пишут по другим правилам. Глаголы перед -Л- всегда сохраняют гласную инфинитива, а в причастиях все зависит от залога (действительные/страдательные):

  1. От инфинитива на -АТЬ, -ЯТЬ гласная перед ТЬ сохраняется в основе глаголов, действительных и страдательных причастий:
    • услышАть – услышАл, услышАвший, услышАнный;
    • посеЯть – посеЯл, посеЯвший, посеЯнный.
  2. Действительные причастия перед суффиксами Ш, ВШ сохраняют гласную инфинитива. По этому же правилу пишут деепричастия:
    • построИть – построИл, построИвший, построИв;
    • увидЕть – увидЕл, увидЕвший, увидЕв.
  3. В страдательных причастиях прошедшего времени перед НН никогда не встречается И, даже если исходный глагол на ИТЬ. Если слово не относится к первому пункту (АТЬ, ЯТЬ), то в суффиксе пишем Е.
    • простроИть – построЕнный;
    • увидЕть – увидЕнный.

Ряд слов, образованных от Похожих глаголов нужно отметить особо.

  • выкачАнная (качАть) из колодца вода — выкачЕнная из подвала бочка (выкатИть).
  • развешАнное бельё (развешАть) — навешЕнная дверь (навесИть); взвешЕнный товар (взвесИть);
  • замешАнный в авантюру (замешАть) — замешЕнное тесто (замесИть);
  • вывалЯнный в грязи (вывалЯть) — вывалЕнный мусор (вываЛить).

Знание правильной формы инфинитива помогает и в написании слов:

  • измучЕнный (измуЧить), слова «измучанный» нет.
  • измерЕнный (измерИть, что сделать?, от измерять причастия прошедшего времени не образуется).

Практика ЕГЭ по русскому языку:

Правописание безударных личных окончаний и суффиксов причастий

При написании суффиксов и личных окончаний причастий зачастую совершаются ошибки. Чтобы их избежать, необходимо брать во внимание спряжение глагола. В статье приведены правила написания безударных личных окончаний и суффиксов причастий с примерами.

В русском языке причастие – это особая форма глагола, которая обладает грамматическими признаками глаголов и прилагательных. При правописании личных окончаний глаголов и суффиксов причастий особое значение имеет спряжение глагола.

Спряжение глаголаЛичные окончания глаголовСуффиксы причастийПримеры
1 спряжение-ешь/-ет/-ем/-ете/-ют-ущ-/-ющ- (действительные причастия НВ);

-ем-/-ом- (страдательные причастия НВ)решаешь, решает, решаем, решаете, решают;

решающий, решаемый2 спряжение-ишь/-ит/-им/-ите/-ят-ащ-/-ящ- (действительные причастия НВ);

-им- (страдательные причастия НВ)хранишь, хранит, храним, храните, хранят;

хранящий, хранимый

Правописание суффиксов -енн-/-енн- в страдательных причастиях прошедшего времени зависит от основы инфинитива глагола:

  • -нн- образует причастия от глаголов на -ать/-ять (прочитать – прочитанный, разорвать – разорванный);
  • – енн- образует причастия от глаголов на -и- (найти – найденный, спасти – спасенный).

Как определить, какие гласные пишутся в безударной позиции?

Чтобы не допускать ошибок при правописании безударных личных окончаний и суффиксов причастий, достаточно определить спряжение глагола, поставив его в третье лицо единственного числа. Если окончание безударное, спряжение глагола определяется, как правило, по его неопределенной форме.

Урок «Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени»

Конспект урока русского языка №5

Предмет: русский язык

Школа: МОУ СОШ №72

Программа, по которой работает учитель: Русский язык. 10-11 классы. Учебник Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. — 8-е изд. — М.: 2011. — 448 с.

Тип урока: комбинированный урок

Тема урока: правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

Цель урока: систематизировать знания учащихся о правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени, подготовить к ЕГЭ.

· актуализировать знания о правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени;

· продолжить подготавливать учащихся к ЕГЭ.

· развивать логическое мышление в ходе выборочного и распределительного списывания;

· развивать логическое мышление в ходе составления таблицы по теории с примерами;

· развивать речь учащихся при устном ответе.

· воспитывать аккуратность при оформлении записей;

· воспитывать уважительное отношение к ответам одноклассников.

Оборудование: учебник, доска, раздаточный материал.

Список использованной литературы:

1. Организационный этап

Метод: слово учителя

Прием: приветственное слово учителя

— Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Слушание: детальное, оценочное, нерефлексивное

2. Сообщение темы и целей урока

Метод: слово учителя

Прием: сообщающее слово учителя

— Сегодня мы еще один урок уделим на правописание личных окончаний глаголов и суффиксов. Упор же мы сделаем именно на суффиксы, то есть на задание 10 в ЕГЭ. Так же в конце урока вы пишите тест по этим заданиям, поэтому постараемся работать быстро и четко. Запишите сегодняшнее число: «Десятое октября», «Классная работа».

Запись на доске даты, вида работы и темы урока

3. Изучение темы урока

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово+инструктирущее

Прежде чем перейти к практике, вспомним некоторые сведения из теории, а именно суффиксы глаголов, существительных и прилагательных. Для этого на листочке начертите таблицу из трех колонок. Первая — глагол, вторая — существительное, третья — прилагательное. Итак, я буду диктовать вам суффиксы. Ваша задача соотнести суффикс с частью речи .

Лив, ичк, ива,а , ва, ец, ева, иц, чив, ив, инк, изн.

Итак, вы записали данные суффиксы, распределив их по тем частям речи, в состав которых они входят. Теперь проверьте вашу работу и подпишите листочки, положите их на край парты.

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово + инструктирующее

Итак, мы повторили с вами теорию. Переходим к практике. Напишем комментированный диктант. Я буду диктовать слова, а вы будете записывать их, позже по цепочке объяснять написание суффикса. Начнем.

Фланелевый, расчетливый, обустраиваться, претерпевая, приноравливаться, креслице, кочевать, письмецо, перестраиваться, магниевый, зашпаклевать, незатейливый, запасливый, развеяться, целевой, запугивающий, протанцевать, нищета, настаивать, белизна, ленивый, ключевой, черешневый, алюминиевый, причудливый, обидчивый, рассеивать, ночевать, попробовать, повелевать, застревать, затмевать, продлевать, гвардеец, гостиница, растеньице, завалинка, песенка, белизна, желтизна, утречко, времечко, замочек.

(проверка записи, отметка)

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

А сейчас обратимся к заданию 11. Еще раз кратко повторим ту теорию, что я вам в прошлый раз раздавала.

(статья в приложении)

Прием: репродуктивная беседа

Итак, чем мы руководствуемся при правописании личных окончаний глаголов?

Какие глаголы мы относим к первому, ко второму спряжениям?

Если глагол относится к 1 спряжению, в его безударных личных окончаниях пишутся буквы.

А если ко 2 спряжению?

Чем мы руководствуемся при написании суффиксов причастий?

Метод: слово учителя

Прием: ведущее + инструктирующее слово

Молодцы. А сейчас я вам раздам ваши прошлый самостоятельные работы. Отметки за них пойдут в журнал. посмотрите на ваши ошибки. Разберем их.

(Работа над ошибками)

Метод: слово учителя

Прием: ведущее + инструктирующее слово

А сейчас напишем тест. У вас осталось 15 минут на работу с ним. Тест по вариантам. Будьте внимательны при работе, не торопитесь.

— суффикс ИВА (сглаживать — я сглаживаю.) ;

— суффикс ЕВА (потчевать — я потчую);

— ударный суффикс ВА (повелевать — повелеть).

— под ударением пишется ИВ, без ударения — ЕВ (ленивый, марлевый);

— суффиксы ЛИВ и ЧИВ всегда пишутся с буквой И.

— ж.р. — ИЦ (метелица);

— с.р.: — ЕЦ, если ударение падает на окончание (письмецо);

— ИЦ, если ударение не падает на окончание (креслице);

— ИНК пишется в именах существительных, образованных от слов, оканчивающихся на ИН (А), а суффикс ЕНК во всех остальных случаях (горошинка, вишенка);

— ИЗН и ИН всегда пишутся с буквой И, так как у имен существительных суффиксов ЕЗН и ЕН не бывает;

— суффикс ИЧК пишется в существительных, образованных от слов, оканчивающихся на ИЦ (А), а суффикс ЕЧК во всех остальных (умничка, умница, ситечко).

Фланелевый, расчетливый, обустраиваться, претерпевая, приноравливаться, креслице, кочевать, письмецо, перестраиваться, магниевый, зашпаклевать, незатейливый, запасливый, развеяться, целевой, запугивающий, протанцевать, нищета, настаивать, белизна, ленивый, ключевой, черешневый, алюминиевый, причудливый, обидчивый, рассеивать, ночевать, попробовать, повелевать, застревать, затмевать, продлевать, гвардеец, гостиница, растеньице, завалинка, песенка, белизна, желтизна, утречко, времечко, замочек.

Ленивый — имя прилагательное, в суффиксе пишется и, так как гласная находится под ударением. Ключевой — прилагательное, в суффиксе пишется е, так как гласная без ударения.

 Правописание личных окончаний глаголов зависит от спряжения;

 Чтобы определить спряжение, необходимо узнать, ударным или безударным является его личное окончание;

 Для этого следует поставить глагол в форму третьего лица единственного числа и посмотреть, какая гласная отчетливо слышится;

 Если отчетливо слышится гласная Ё, это глагол первого спряжения (плыть, плывет);

 Если отчетливо слышится гласная буква И, то это глагол второго спряжения (лететь, летит);

 Если глагол с безударным окончанием, то его спряжение определяется по инфинитиву.

1. Все глаголы не на ИТЬ (ать, ять, еть и т.д.).

2. Глаголы-исключения: брить, стелить, зиждиться.

3. Глаголы, оканчивающиеся в начальной форме на ЯТЬ: (сеять, веять, лелеять, таять, лаять, каяться, реять, блеять, затеять, кашлять, чуять, надеяться).

1. Глаголы на ИТЬ в начальной форме.

2. Глаголы-исключения (гнать, держать, дышать, зависеть, видеть, слышать, обидеться, терпеть, вертеть, ненавидеть, смотреть)

Правописание суффиксов причастий

А) Правописание суффиксов УЩ, ЮЩ, АЩ,ЯЩ, ЕМ, ИМ зависит от спряжения исходного глагола, от которого они образованы.

Действительные причастия настоящего времени

Страдательные причастия настоящего времени

Глагол 1 спряжения

Образуются от основы наст. времени исходного глагола при помощи суффиксов УЩ,ЮЩ (шепчут, шепчущий).

Образуются от основы наст. времени исходного глагола при помощи суффиксов ОМ, ЕМ (читают, читаемый).

Глагол второго спряжения

Образуются от основы инфитива исходного глагола при помощи суффиксов АЩ,ЯЩ (дышать, дышащий)

Образуются от основы инфитива исходного глагола при помощи суффикса ИМ (видеть, видимый)

Б) Правописание гласной буквы перед суффиксами причастий прошедшего времени ВШ, НН

Гласная буква перед ВШ действительный причастий прошедшего времени

Гласная буква перед НН страдательных причастий прошедшего времени

Перед ВШ пишется та же гласная, что и перед окончанием ТЬ в начальной форме глагола:

Если исходный глагол оканчивается в начальной форме на АТЬ или ЯТЬ, то гласная А,Я сохраняется перед НН в страдательных причастиях прошедшего времени:

Если исходный глагол оканчивается на ИТЬ или ЕТЬ, то перед НН пишется только Е:

Постелешь, веривший, выходишь, проверенный, на-деешься, развеянный, ограничишься, слышимый, лечишь, приемлемый, лепечешь, тащишь, невидимый, выскочишь, изучаемый, выгоришь, добываемый, задержешься, подстреленный, дремлешь, зависимый, бреешь, закручиваемый, задержишься, атакуемый, выглядишь, перекормленный, просишь, сфотографируешься, предвидевший, зависишь, обидевшийся, задержишь, колеблемый, борешься, вытащенный, вертишься, поставленный.

(Учащиеся пишут тест)

6. Этап обобщения

Метод: слово учителя

Прием: обобщающее слово учителя

— Итак, сегодня на уроке мы повторили правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени, выполнили несколько заданий для подготовки к ЕГЭ . Всем спасибо за работу.

Слушание: детальное, оценочное, нерефлексивное


источники:

http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/pravopisanie-okonchaniy-glagolov-i-suffiksov-prichastiy

http://infourok.ru/urok-pravopisanie-lichnyh-okonchanij-glagolov-i-suffiksov-prichastij-nastoyashego-vremeni-5360876.html