Безударные суффиксы глагола в форме прошедшего времени

Суффиксы глаголов в русском языке

Суффиксы гла­го­лов чаще все­го име­ют без­удар­ные глас­ные. Рассмотрим, как пишут­ся суф­фик­сы гла­го­лов в соот­вет­ствии с пра­ви­ла­ми рус­ско­го языка.

В мор­фем­ном соста­ве гла­го­лов суф­фик­сы быва­ют сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные и фор­мо­об­ра­зу­ю­щие. Словообразовательные суф­фик­сы обра­зу­ют гла­го­лы совер­шен­но­го и несо­вер­шен­но­го вида. Узнаем, какое пра­ви­ло при­ме­нить в напи­са­нии без­удар­ных глас­ных в сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных суффиксах.

Словообразовательные суффиксы глаголов

Суффиксы -ова-/ева-, -ыва-/-ива-

Суффиксы -ова-/-ева- и -ыва-/-ива- обра­зу­ют гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида:

  • (что сде­лать?) осво́ить → (что делать?) осва́ ива ть;
  • (что сде­лать?) разма́зать → (что делать?) разма́з ыва ть.

Поставив уда­ре­ние, убе­дим­ся, что глас­ные в гла­голь­ных суф­фик­сах явля­ют­ся без­удар­ны­ми, из-за чего воз­ни­ка­ет затруд­не­ние в их напи­са­нии. Чтобы не оши­бить­ся в выбо­ре букв «о», «е» или «ы», «и» в суф­фик­сах, при­ме­ним пра­ви­ло орфографии.

Понаблюдаем, как при­ме­нить это правило:

  • я рас­проб ую — распро́б о ва ть, распро́б о вал;
  • я облиц ую — облиц е ва́ ть, облиц е ва́л;
  • запазд ываю — запа́зд ыва ть, запа́зд ы вал;
  • под­меш иваю — подме́ш и ва ть, подме́ш и вал.

Слова с эти­мо­ло­ги­че­ским кор­нем -вед- («знать») пишут­ся по-разному. Часть этих гла­го­лов име­ет суф­фикс -ова-:

  • завед ую — завед ова ть, заве­до­вал;
  • испо­вед ую — испо­вед ова ть, испо­ве­до­вал;
  • про­по­вед ую — про­по­вед ова ть, про­по­ве­до­вал.

А дру­гая часть гла­го­лов сохра­ня­ет суф­фикс -ыва- во всех грам­ма­ти­че­ских формах:

  • про­вед ыва ю — про­вед ыва ть, про­вед ыва л;
  • вывед ыва ю — вывед ыва ть, вывед ыва л;
  • отвед ыва ю — отвед ыва ть, отвед ыва л;
  • раз­вед ыва ю — раз­вед ыва ть, раз­вед ыва л.

Суффикс -ва-

Отличаем эти гла­го­лы от слов с удар­ным суф­фик­сом -ва-:

  • раз­бить → раз б и ва́ ть;
  • созреть → со зр е ва́ ть.

Гласный кор­ня, обо­зна­чен­ный бук­ва­ми «е», «и», ока­зал­ся в без­удар­ной пози­ции. Чтобы пра­виль­но напи­сать такое сло­во, вос­поль­зу­ем­ся пра­ви­лом орфографии.

Примеры

  • узна́ть → узн а в а́ ть;
  • запе́ть → зап е ва́ ть;
  • проли́ть → прол и ва́ ть;
  • запи́ть → зап и ва́ ть.

Исключения:

  • застр я́ ть — застр е ва́ть;
  • затм и́ ть — затм е ва́ть;
  • рас­тл и́ ть — рас­тл е ва́ть;
  • про­дл и́ ть — про­дл е ва́ть.

Буквы «е», «ё», «и» в суффиксах глаголов

1. В суф­фик­сах гла­го­лов после шипя­щих осно­вы пишут­ся бук­вы «е», «ё»:

  • затуш е ва́ ть → затуш ё вы вать;
  • корч е ва́ ть → рас­корч е ва ть → рас­корч ёв ыва ть;
  • ночь → ноч е ва́ть;
  • межа → меж е ва́ть → раз­меж е ва́ть → размежёвывать;
  • увещ е ва́ть.

2. В без­удар­ных суф­фик­сах пишут­ся бук­вы «и» или «е» у гла­го­лов с при­став­ка­ми о-бес/о-без-. Этот выбор сде­ла­ем в зави­си­мо­сти от кате­го­рии пере­ход­но­сти гла­го­ла и от смыс­ла сло­ва в контексте.

Переходные гла­го­лы пишут­ся с суф­фик­сом -и-, а непе­ре­ход­ные — с суф­фик­сом -е-.

Сравним:

Наша зем­ля совсем обес­плод е ла.

Она обес­сил е ла от этой тяже­лой ноши.

Формообразующие суффиксы глаголов

Суффикс -л-

Формы про­шед­ше­го вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и услов­но­го накло­не­ния гла­го­лов обра­зу­ет суф­фикс -л-, кото­рый при­со­еди­ня­ет­ся к осно­ве неопре­де­лен­ной формы:

  • напи­са ть — напи­са л пись­мо, напи­са л бы картину;
  • узна ть — узна л новость; узна л бы поточнее.
  • вы́смотр е ть — высмотр е л;
  • перекра́с и ть — перекра́с и л;
  • та́ я ть — та́ я ла;
  • му́ч и ть — му́ч и л.

Чтобы пра­виль­но напи­сать без­удар­ный суф­фикс, обо­зна­чен­ный бук­вой -я- перед фор­мо­об­ра­зу­ю­щим суф­фик­сом -л-, запом­ним спи­сок глаголов:

  • веять, зате­ять, каять­ся, лаять, леле­ять, маяться;
  • наде­ять­ся, отча­ять­ся, реять, сеять, таять, хаять, чуять.

Нулевой суффикс

Суффикс -л- может быть мате­ри­аль­но не выра­жен­ным бук­ва­ми или зву­ка­ми. Наличие нуле­во­го суф­фик­са в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода мож­но опре­де­лить, если срав­нить с дру­ги­ми фор­ма­ми про­шед­ше­го вре­ме­ни, в кото­рых он про­яв­ля­ет себя.

Сравним:

  • полз­ти — он полз , гусе­ни­ца полз л а, насе­ко­мое полз л о;
  • высох­нуть — ствол высох , лужа высох л а, поле высох л о.

Формообразующие морфемы повелительного наклонения

С помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­ще­го суф­фик­са -и- или нуле­во­го суф­фик­са обра­зу­ют­ся фор­мы един­ствен­но­го чис­ла пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­лов. Постфикс -те участ­ву­ет в грам­ма­ти­че­ском оформ­ле­нии гла­го­лов мно­же­ствен­но­го числа:

  • нести — нес и , нес и те ;
  • тащить — тащ и , тащ и те ;
  • навью­чить — навьючь , навьючь те ;
  • резать — режь , режь те .

Постфикс -ся (-сь)

С помо­щью пост­фик­са -ся(-сь) обра­зу­ют­ся воз­врат­ные глаголы:

  • купать — купать ся ;
  • нести — нести сь .

Морфема -ся пишет­ся после соглас­ных, а -сь после глас­ных основы.

Таблица

СуффиксУсловияПримеры
-ова- (-ева-)В неопре­де­лен­ной фор­ме и в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни, если гла­гол в 1-м лице ед. чис­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни окан­чи­ва­ет­ся на -ую, -юю.ноч ева ть (ноч ую )
бесед ова ть (бесед ую )
гор ева ть (гор юю )
-ыва- (-ива-)В неопре­де­лен­ной фор­ме и в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни, если гла­гол в 1-м лице ед. чис­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни окан­чи­ва­ет­ся на -ываю, -иваю.рас­сказ ыва ть (рас­сказ ываю )
учит ыва ть (учит ываю )
наста ива ть (наста иваю )
В осно­ве гла­го­ла про­шед­ше­го вре­ме­ни перед суф­фик­сом -л пишет­ся та же глас­ная, что и перед -ть в неопре­де­лен­ной форме.нач а л (нач а ть)
пон я л (пон я ть)
кле и л (кле и ть)
ве я л (ве я ть)
вид е л (вид е ть)

Правописание суффиксов глаголов

Видеоурок

«Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок русского языка
УМК «Перспективная начальная школа»
4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
4_klass.doc83 КБ
prilozhenie_2.doc19.5 КБ
prilozhenie.doc19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

УМК «Перспективная начальная школа»

МБОУ «Прохоровская гимназия» Прохоровского района Белгородской области

Учитель: Чеботарева Елена Алексеевна

Тип урока: первичное предъявление новых знаний

Тема: «Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени».

Цель: обеспечить условия для формирования у учащихся навыка правописания безударных суффиксов глаголов прошедшего времени.

  • Формирование речевых, творческих и коммуникативных компетенции обучающихся, познавательных УУД;
  • Создание мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды;
  • Развитие умения работать в группах, навыка работы со словарями, самоконтроля и самооценки.

Предполагаемые результаты формирования универсальных учебных действий:

  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • способность к итоговому и пооперационному самоконтролю.
  • самостоятельно формулировать тему и цели урока, составлять план
  • решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану,
  • корректировать свою деятельность, сверяя свои действия с целью;
  • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения.
  • умение применять орфографическое правило написания безударных суффиксов глаголов прошедшего времени.
  • умение проверять написанное;
  • умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как часть слова – суффикс, часть речи – глагол.

Х О Д У Р О К А

а) Создание проблемной ситуации

Цель деятельности учителя:

— подвести учащихся к выводу темы урока и наметить его задачи

— подготовка учащихся к продуктивной работе через позитивный настрой

— создание проблемной ситуации для постановки учебной задачи;

-активизация познавательных УУД

Цель деятельности учащихся:

— определить тему урока, наметить учебные задачи в соответствие с ней и спланировать свою деятельность

-побуждающий от проблемной ситуации диалог.

– Поприветствуйте гостей, проверьте, все у вас ли готово к уроку?

– Послушайте стихотворение и предположите, какая часть речи интересует нас на сегодняшнем уроке:

Мне их выучить пустяк!

У меня свой метод!

Применяется он так,

(Новый метод этот):

Я и прыгал! Я и пел!

Я и топал! И летел!

– Что такое глагол?

– Как изменяется глагол? (по временам, числам)

– Как называют изменение глагола по временам и числам?

– Сколько спряжений знаете?

– Как узнать, какого спряжения глагол?

– Что вам известно про суффикс –л– ?

– Как проверить написание безударного суффикса глагола прошедшего времени?

– В чем возникло затруднение? Чего не знаем? Какую цель поставим? (научиться писать безуд. суфф. глаг. прош. вр.)

– Как ее достичь? Давайте составим план урока:

  1. словарная работа
  2. чистописание
  3. работа над новым материалом
  4. работа по учебнику
  5. физминутка/игра
  6. работа в парах
  7. работа в группах
  8. итог урока

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

-развивать орфографию и каллиграфию.

-постановка детей в ситуацию определения учебной задачи и поиска рационального ее решения.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

— повторить словарные слова,

— отработать письмо буквы «е».

1. Словарная работа:

– Посмотрите на доску и сформулируйте задание:

Биседа, винигред, жилезо, призидент, путешествие, сикрет.

ВЗАИМОПРОВЕРКА по словарю «Пиши правильно» у. 2 ч. с. 126

– Какое слов «лишнее»? Что общего у этих слов? (В месте ошибки – е )

– Что знаете о букве е ? Какую букву будем прописывать? Зачем нам чистописание?

2. Чистописание: Ее

– Какого спряжения будет глагол, если в его личных окончаниях стоит букве е ?

– Какого спряжения глагол терпеть ?

– Назовите глаголы-исключения 2 спряжения,

– Назовите глаголы-исключения 1 спряжения.

Изучение учебного материала.

Открытие новых знаний.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

-получает возможность задуматься.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

-способствовать обсуждению проекта решения учебной задачи.

-формировать знания о фразеологических оборотах,

-развивать способности к анализу, синтезу.

– Какие из данных глаголов надо рассмотреть, работая по теме урока

– Почему? (глаголы прошедш. вр. с пропущенным безударным суффиксом)

– Как его проверить? Как узнать?

2. Новый материал: У. с. 95 упр. 69.

Читаем задание: Прочитай предложения. (Читаем). В каком времени стоят все глаголы в предложениях? (В прошедшем времени). Надо ли определять спряжение глагола прошедшего времени, чтобы правильно написать его безударный суффикс? (Кто-то знает?) Посмотри объяснение на плакате!

У. с. 96 плакат Летучей мыши (правило) .

– Нужно ли определять спряжение глагола, чтобы правильно написать безударный суффикс в прошедшем времени? (Нет)

– Что достаточно что знать? (Как пишется его начальная форма)

Коллективное обсуждение. Запись.

1. Мальчик выбежал на крыльцо.

2. Во дворе ла я ла собака. (Какой глагольный суффикс в нач. форме? Если не знаем, как узнать?)

3.Бабушка приех а ла в гости.

4. Отец достро и л баню.

5. Я увид е л кошку.

6. Кошка выгляд е ла неплохо.

7. Они зате я ли недоброе.

Вы будете выполнять те действия, которые я называю с помощью глаголов прошедшего времени:

Встанем, все встаем, встали, поднимем руки вверх, поднимаем руки вверх, подняли руки вверх, опускаем, опустили. Посмотрели на меня, выполним гимнастику для глаз, выполнили гимнастику для глаз, сели.

Включение нового знания в систему знаний и повторение

Постановка целей и задач урока через коммуникативное общение учащихся в группах.

Самостоятельное ознакомление с материалом

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

-учиться понимать значение фразеологизма, правильно употреблять их в речи.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

-создать условия для формирования познавательных УУД: осмысление понятия, значения и правильного употребления фразеологизма в речи.

-развивать умение работать в группах, выполнять самоконтроль и самооценку.

— дать возможность каждому ребёнку почувствовать свою значимость в коллективе.

-самостоятельная деятельность уч-ся,

— работа со справочным материалом.

Родиной самовара считается Тула. В 1778 году был изготовлен первый тульский самовар. Он стал символом добра и домашнего уюта.

  1. Работа в парах (Демонстрируется картинка САПОГИ – предположите, как будем работать дальше? – «Два сапога – пара», работа в парах)

Время работы: 2 минуты.

Инструкция: договоритесь, кто записывает начальную форму глагола, кто – форму прошедшего времени, безударные суффиксы выделяйте.

Обид…, закле…, куш…, хлоп…, прыг…, трог…, мысл…, увид…, слуш…, брос…

П Р О В Е Р К А (хором)

  1. Работа в группах Т.1 с. 44, упр. 47

Поставить глаголы в скобках в форму единственного числа мужского рода. Выделить глагольный суффикс и суффикс глагола прошедшего времени.

Словарь образования слов у.ч.2 с. 157 Самовар – сам + вар/ит + соед. глас. (о)

— Сравните глагольные суффиксы в начальной форме глагола и в форме прошедшего времени.

— Какой можем сделать вывод?

П Р О В Е Р К А (индивидуально у каждой группы)

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

— осознать степень усвоения учебного материала и дать оценку деятельности своей и класса.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

-вызвать у детей чувство удовлетворённости результатами.

— формировать самооценку учащихся

Задача: содействовать осознанию учебной деятельности.

Подведем итоги, используя глаголы прошедшего времени:

– Чему научились на уроке?

Научился, узнал, понял, удивился, было, смотрел, работал, писал, объяснил
– Цели достигли?

Проверим: объясните, какой безударный суффикс надо написать в словах:

Безударные суффиксы глагола в форме прошедшего времени

Автор: Ирина Вячеславовна Фурзикова

Организация: МОБУ «Медведевская СОШ №2»

Населенный пункт: Республика Марий Эл, пгт. Медведево

Аннотация

Методическая разработка содержит материалы урока, проведенного в 4-м классе в рамках Республиканского семинара учителей начальных классов по теме «Формирующее оценивание». Тема урока «Правописание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени». Это второй урок по данной теме. Данный урок является логическим продолжением первого урока по данной проблеме. На уроке использовались технологии исследовательской деятельности, проблемного обучения и интерактивного обучения. Использовались такие формы работы, как фронтальная, парная. Оценивание своей деятельности на уроке проводилось с помощью самооценки, взаимооценки. Формирующее оценивание проводилось по определенному алгоритму. Базовый учебник, по которому построен урок, «Русский язык», 4 класс, М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова УМК «Перспективная начальная школа».

Тема: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ СУФФИКСОВ ГЛАГОЛА

В ФОРМЕ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ

Цель урока: Обучение учащихся правильному написанию безударного гласного в суффиксах глагола прошедшего времени.

Задачи урока:

– определять грамматические признаки глагола;

– образовывать начальную форму глагола для определения правописания

безударного суффикса перед суффиксом прошедшего времени;

– объяснять правописание изученных орфограмм.

Формировать регулятивные УУД:

– работать с инструкцией учебника;

личностные и коммуникативные УУД:

– учитывать позицию собеседника, самоопределяться.

Пособия и оборудование для урока:

  • компьютер;
  • проектор;
  • экран;
  • презентация;
  • учебник «Русский язык», ч.1 (с.98–100);
  • карточки;
  • лист самооценки.

Тип урока – закрепление знаний.

Формы работы учащихся – коллективная, парная, индивидуальная, самостоятельная.

I. Организационный момент.

Он пойдет ребята впрок.

Мы тетрадки открываем

И к работе приступаем.

(Записывают в тетради число, классная работа).

II. Словарная работа (Слайд)

1. Вычеркните все буквы согласных звуков. Сад, мак.
2. Вычеркните буквы гласных звуков. Зов, тир.
3. Из оставшихся букв собери слово (Завтра)
4. Впишите новое словарное слово в стихотворение, подчеркните орфограмму, которую надо запомнить. Над глаголами укажите время.

Нет, не пойму я что-то

б) Допишите по смыслу слова из словаря, выделить орфограммы
Душистая ____, спелая ____, широкая ____, русский ____.

(Душистая малина, спелая ягода, широкая дорога, русский язык.)

Один ученик работает у доски.

в) оценивание работы по алгоритму.
Ученик у доски оценивает себя по алгоритму.
Проверим выполнение работы по алгоритму:

– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?

III. Постановка проблемы. Формулирование темы урока.

— Вспомните, с какой темой мы работали на прошлом уроке.

— Сформулируйте тему урока. (Правописание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени.) (Слайд)

— Это новая тема? (Нет)

— Какова же цель нашего урока? (Научиться правильно писать безударный гласный в суффиксах глагола прошедшего времени) (Слайд)

— Оцените свою успешность в данной теме. Кто считает, что ему еще нужна тренировка?

— Для чего вам необходимы эти знания?

— Чему будем учиться?

IV. Работа над новым материалом.

— Что мы знаем о глаголе? (Называют что такое глагол и его отличительные признаки).

— Внимание на экран. (Слайд)

— Давайте проверим ваши знания!

  • Глагол – это … (самостоятельная часть речи)
  • Глагол в прошедшем времени отвечает на вопросы… (Что делал? Что сделал?)
  • Глаголы в прошедшем времени в ед. числе изменяются… (по родам)
  • Для образования формы прошедшего времени служит … (суффикс –л-)
  • В форме прошедшего времени перед суффиксом -л- пишется …. (глагольный суффикс начальной формы)

— Как правильно написать безударный гласный в суффиксе глагола прошедшего времени? (Слайд)

  • Поставить глагол прошедшего времени в начальную форму
  • Выяснить, какой глагольный суффикс стоит перед -ть
  • Написать в глаголе прошедшего времени то суффикс, который стоит в начальной форме

Ла…л – лаять, лаял.

  1. Работа с учебником (упр.73 с.98) (письменно в тетради)

1) — Прочитайте отрывок из рассказа. Вы помните, как называется этот рассказ? («Ровно 25 кило») А кто его автор? (Виктор Драгунский)

— Найдите в предложениях на цветном фоне глаголы с пропущенными буквами. Как вы будете действовать, чтобы написать правильную букву? (Нужно поставить глаголы в начальную форму.)

— В начальной форме этот гласный ударный или безударный? (безударный)

— Как быть в такой ситуации? (Нужно подобрать родственное слово без приставки или с другой приставкой, в котором этот гласный будет ударным.)

— Запишите предложения на цветном фоне. После каждого глагола с пропущенным суффиксом напишите в скобках его начальную форму. Общие для двух глагольных форм суффиксы выделите и подчеркните.

2) Взаимопроверка тетрадей по образцу.

3) — Выпишите выделенные слова столбиком. Рядом в скобках запишите слова, которые дали им жизнь. Покажите, как образовано каждое из выделенных слов. Разберите их по составу. (Один ученик работает на доске)

— Чтобы выяснить, какое слово дало жизнь данному слову, необходимо объяснить данное слово через родственное слово.

Наконечник (стрелы) – это небольшой предмет на конце стрелы.

Следовательно, слову наконечник дало жизнь слово конец.

Это слово образовано при помощи приставки и суффикса: к основе слова конец добавили суффикс «-ник-», приставку «на-» и нулевое окончание. При этом в корне произошло чередование согласных [ц/ч’].

Нашлёпка – предмет, который нашлепнули на что-либо.

Это слово образовано от усеченной основы глагола нашлепнуть с помощью

Суффикса «-к-» (+ окончание «-а»). В свою очередь, глагол нашлёпнуть образован от слова шлёпнуть при помощи приставки «-на-».

Запись на доске и в тетрадях учеников выглядит так:

На + конец/+ ник + нулевое окончание = наконечник

Нашлёп/+ к + а = нашлёпка

4) Самооценивание по алгоритму.

Раз – подняться, потянуться.

Два – нагнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

головою три кивка.

На четыре руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть.

V. Продолжение работы по теме урока.

1. Работа с пословицами. (Слайд)

— Прочитайте пословицы. Как вы понимаете их смысл.

Замет..л чужую ошибку, умей увидеть и свою.

Хвались не тем, что нач..л делать, а тем, что уже конч..л.

Кто много вид..л и слыш..л, тот много знает.

— Назовите глаголы в прошедшем времени. Что нужно сделать, чтобы правильно написать пропущенную букву? (Нужно поставить глагол в начальную форму. Глагольный суффикс начальной формы сохраняется и в глаголе прошедшего времени.)

— Запишите глаголы в тетрадь вместе с глаголами в начальной форме.

Коллективное оценивание с комментировнием.

2. Работа в парах. (Слайд)

— У вас на партах лежат карточки с заданием. Прочитайте его.

Соедини глаголы первого столбика с глаголами второго столбика и вставь пропущенные буквы.

— Кому непонятно задание? Работаем парами.

— Проверяем. (Самопроверка, сравнение с эталоном)

3.Работа в тетрадях (Слайд)

— Перед глаголами с пропущенными буквами в скобках напиши начальную форму. Вставь пропущенные буквы. Общие для двух глагольных форм суффиксы выдели и подчеркни.

Ворона сидела на лавке,

И Митя (__________________) увид…л

Он не (__________________) обид…л

А только
(___________________) Погладил ей лапки.

Самопроверка с объяснением.

— Чему научились на уроке?

— В жизни нам эти знания пригодятся?

— Продолжите фразу о собственной работе:

— Выберите одну фразу для соседа по парте:

Делают выводы о собственной работе:

  • Сегодня я узнал…
  • На этом уроке я похвалил бы себя за….
  • Было интересно…
  • Было трудно…

Выбирают одну фразу для соседа по парте:

  • Ты молодец.
  • Доволен твоей работой на уроке.
  • Ты мог бы поработать лучше.
  1. Домашнее задание. У. с 99-100, упр.74.

Приложение

Карточки для парной работы

Лист самооценки Ф.И. _______________________________

  1. Словарная работа
  1. Повторение о глаголе
  1. Работа с учебником (упр. 73)
  1. Работа с пословицами
  1. Работа в парах
  1. Работа в тетрадях

– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?

Заключение

Выбранные технологии обучения, использованные при изучении данной темы, повышают интерес обучающихся к изучаемому материалу, стимулируют их мыслительную деятельность. Внедрение современных образовательных технологий, применение интерактивной презентации Power Point делают урок более насыщенным, наглядным, современным. Применение ИКТ позволило быстро проверить выполненные задания.

Обучение идет через постановку познавательных проблемы, использование знаний прошлых уроков. Работа проходит в сотрудничестве с учителем. Структурные элементы занятия взаимосвязаны, осуществляется логичный переход от одного этапа к другому.

Мотивация учащихся поддерживается благодаря смене видов деятельности. Материал урока подобран так, чтобы он был доступен и интересен каждому ученику.

После выполнения каждого вида заданий учащиеся проводят оценку своей работы. Для этого используются различные формы оценивания. Это и самооценивание своей работы, и взаимопроверка, и оценивание работы соседа по парте, и коллективное оценивание с комментированием. В течение всего урока учащиеся фиксируют данные самооценки на «Листе самооценки» и в конце урока по результатам сами выставляют себе оценку. Все это способствует формированию навыков самоконтроля и взаимоконтроля.

Библиографический список

  1. Байкова Т.А., Малаховская О.В., Чуракова Н.А. Русский язык. 4 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.
  2. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык. 4 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 1. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.


источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2016/01/12/napisanie-bezudarnyh-suffiksov-glagola-v-forme

http://www.1urok.ru/categories/10/articles/19370