«Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок русского языка
УМК «Перспективная начальная школа»
4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_klass.doc | 83 КБ |
prilozhenie_2.doc | 19.5 КБ |
prilozhenie.doc | 19.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
УМК «Перспективная начальная школа»
МБОУ «Прохоровская гимназия» Прохоровского района Белгородской области
Учитель: Чеботарева Елена Алексеевна
Тип урока: первичное предъявление новых знаний
Тема: «Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени».
Цель: обеспечить условия для формирования у учащихся навыка правописания безударных суффиксов глаголов прошедшего времени.
- Формирование речевых, творческих и коммуникативных компетенции обучающихся, познавательных УУД;
- Создание мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды;
- Развитие умения работать в группах, навыка работы со словарями, самоконтроля и самооценки.
Предполагаемые результаты формирования универсальных учебных действий:
- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- способность к итоговому и пооперационному самоконтролю.
- самостоятельно формулировать тему и цели урока, составлять план
- решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану,
- корректировать свою деятельность, сверяя свои действия с целью;
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения.
- умение применять орфографическое правило написания безударных суффиксов глаголов прошедшего времени.
- умение проверять написанное;
- умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как часть слова – суффикс, часть речи – глагол.
Х О Д У Р О К А
а) Создание проблемной ситуации
Цель деятельности учителя:
— подвести учащихся к выводу темы урока и наметить его задачи
— подготовка учащихся к продуктивной работе через позитивный настрой
— создание проблемной ситуации для постановки учебной задачи;
-активизация познавательных УУД
Цель деятельности учащихся:
— определить тему урока, наметить учебные задачи в соответствие с ней и спланировать свою деятельность
-побуждающий от проблемной ситуации диалог.
– Поприветствуйте гостей, проверьте, все у вас ли готово к уроку?
– Послушайте стихотворение и предположите, какая часть речи интересует нас на сегодняшнем уроке:
Мне их выучить пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
(Новый метод этот):
Я и прыгал! Я и пел!
Я и топал! И летел!
– Что такое глагол?
– Как изменяется глагол? (по временам, числам)
– Как называют изменение глагола по временам и числам?
– Сколько спряжений знаете?
– Как узнать, какого спряжения глагол?
– Что вам известно про суффикс –л– ?
– Как проверить написание безударного суффикса глагола прошедшего времени?
– В чем возникло затруднение? Чего не знаем? Какую цель поставим? (научиться писать безуд. суфф. глаг. прош. вр.)
– Как ее достичь? Давайте составим план урока:
- словарная работа
- чистописание
- работа над новым материалом
- работа по учебнику
- физминутка/игра
- работа в парах
- работа в группах
- итог урока
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:
-развивать орфографию и каллиграфию.
-постановка детей в ситуацию определения учебной задачи и поиска рационального ее решения.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
— повторить словарные слова,
— отработать письмо буквы «е».
1. Словарная работа:
– Посмотрите на доску и сформулируйте задание:
Биседа, винигред, жилезо, призидент, путешествие, сикрет.
ВЗАИМОПРОВЕРКА по словарю «Пиши правильно» у. 2 ч. с. 126
– Какое слов «лишнее»? Что общего у этих слов? (В месте ошибки – е )
– Что знаете о букве е ? Какую букву будем прописывать? Зачем нам чистописание?
2. Чистописание: Ее
– Какого спряжения будет глагол, если в его личных окончаниях стоит букве е ?
– Какого спряжения глагол терпеть ?
– Назовите глаголы-исключения 2 спряжения,
– Назовите глаголы-исключения 1 спряжения.
Изучение учебного материала.
Открытие новых знаний.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
-получает возможность задуматься.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:
-способствовать обсуждению проекта решения учебной задачи.
-формировать знания о фразеологических оборотах,
-развивать способности к анализу, синтезу.
– Какие из данных глаголов надо рассмотреть, работая по теме урока
– Почему? (глаголы прошедш. вр. с пропущенным безударным суффиксом)
– Как его проверить? Как узнать?
2. Новый материал: У. с. 95 упр. 69.
Читаем задание: Прочитай предложения. (Читаем). В каком времени стоят все глаголы в предложениях? (В прошедшем времени). Надо ли определять спряжение глагола прошедшего времени, чтобы правильно написать его безударный суффикс? (Кто-то знает?) Посмотри объяснение на плакате!
У. с. 96 плакат Летучей мыши (правило) .
– Нужно ли определять спряжение глагола, чтобы правильно написать безударный суффикс в прошедшем времени? (Нет)
– Что достаточно что знать? (Как пишется его начальная форма)
Коллективное обсуждение. Запись.
1. Мальчик выбежал на крыльцо.
2. Во дворе ла я ла собака. (Какой глагольный суффикс в нач. форме? Если не знаем, как узнать?)
3.Бабушка приех а ла в гости.
4. Отец достро и л баню.
5. Я увид е л кошку.
6. Кошка выгляд е ла неплохо.
7. Они зате я ли недоброе.
Вы будете выполнять те действия, которые я называю с помощью глаголов прошедшего времени:
Встанем, все встаем, встали, поднимем руки вверх, поднимаем руки вверх, подняли руки вверх, опускаем, опустили. Посмотрели на меня, выполним гимнастику для глаз, выполнили гимнастику для глаз, сели.
Включение нового знания в систему знаний и повторение
Постановка целей и задач урока через коммуникативное общение учащихся в группах.
Самостоятельное ознакомление с материалом
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
-учиться понимать значение фразеологизма, правильно употреблять их в речи.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:
-создать условия для формирования познавательных УУД: осмысление понятия, значения и правильного употребления фразеологизма в речи.
-развивать умение работать в группах, выполнять самоконтроль и самооценку.
— дать возможность каждому ребёнку почувствовать свою значимость в коллективе.
-самостоятельная деятельность уч-ся,
— работа со справочным материалом.
Родиной самовара считается Тула. В 1778 году был изготовлен первый тульский самовар. Он стал символом добра и домашнего уюта.
- Работа в парах (Демонстрируется картинка САПОГИ – предположите, как будем работать дальше? – «Два сапога – пара», работа в парах)
Время работы: 2 минуты.
Инструкция: договоритесь, кто записывает начальную форму глагола, кто – форму прошедшего времени, безударные суффиксы выделяйте.
Обид…, закле…, куш…, хлоп…, прыг…, трог…, мысл…, увид…, слуш…, брос…
П Р О В Е Р К А (хором)
- Работа в группах Т.1 с. 44, упр. 47
Поставить глаголы в скобках в форму единственного числа мужского рода. Выделить глагольный суффикс и суффикс глагола прошедшего времени.
Словарь образования слов у.ч.2 с. 157 Самовар – сам + вар/ит + соед. глас. (о)
— Сравните глагольные суффиксы в начальной форме глагола и в форме прошедшего времени.
— Какой можем сделать вывод?
П Р О В Е Р К А (индивидуально у каждой группы)
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
— осознать степень усвоения учебного материала и дать оценку деятельности своей и класса.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:
-вызвать у детей чувство удовлетворённости результатами.
— формировать самооценку учащихся
Задача: содействовать осознанию учебной деятельности.
Подведем итоги, используя глаголы прошедшего времени:
– Чему научились на уроке?
Научился, узнал, понял, удивился, было, смотрел, работал, писал, объяснил
– Цели достигли?
Проверим: объясните, какой безударный суффикс надо написать в словах:
Суффиксы глаголов в русском языке
Суффиксы глаголов чаще всего имеют безударные гласные. Рассмотрим, как пишутся суффиксы глаголов в соответствии с правилами русского языка.
В морфемном составе глаголов суффиксы бывают словообразовательные и формообразующие. Словообразовательные суффиксы образуют глаголы совершенного и несовершенного вида. Узнаем, какое правило применить в написании безударных гласных в словообразовательных суффиксах.
Словообразовательные суффиксы глаголов
Суффиксы -ова-/ева-, -ыва-/-ива-
Суффиксы -ова-/-ева- и -ыва-/-ива- образуют глаголы несовершенного вида:
- (что сделать?) осво́ить → (что делать?) осва́ ива ть;
- (что сделать?) разма́зать → (что делать?) разма́з ыва ть.
Поставив ударение, убедимся, что гласные в глагольных суффиксах являются безударными, из-за чего возникает затруднение в их написании. Чтобы не ошибиться в выборе букв «о», «е» или «ы», «и» в суффиксах, применим правило орфографии.
Понаблюдаем, как применить это правило:
- я распроб ую — распро́б о ва ть, распро́б о вал;
- я облиц ую — облиц е ва́ ть, облиц е ва́л;
- запазд ываю — запа́зд ыва ть, запа́зд ы вал;
- подмеш иваю — подме́ш и ва ть, подме́ш и вал.
Слова с этимологическим корнем -вед- («знать») пишутся по-разному. Часть этих глаголов имеет суффикс -ова-:
- завед ую — завед ова ть, заведовал;
- исповед ую — исповед ова ть, исповедовал;
- проповед ую — проповед ова ть, проповедовал.
А другая часть глаголов сохраняет суффикс -ыва- во всех грамматических формах:
- провед ыва ю — провед ыва ть, провед ыва л;
- вывед ыва ю — вывед ыва ть, вывед ыва л;
- отвед ыва ю — отвед ыва ть, отвед ыва л;
- развед ыва ю — развед ыва ть, развед ыва л.
Суффикс -ва-
Отличаем эти глаголы от слов с ударным суффиксом -ва-:
- разбить → раз б и ва́ ть;
- созреть → со зр е ва́ ть.
Гласный корня, обозначенный буквами «е», «и», оказался в безударной позиции. Чтобы правильно написать такое слово, воспользуемся правилом орфографии.
Примеры
- узна́ть → узн а в а́ ть;
- запе́ть → зап е ва́ ть;
- проли́ть → прол и ва́ ть;
- запи́ть → зап и ва́ ть.
Исключения:
- застр я́ ть — застр е ва́ть;
- затм и́ ть — затм е ва́ть;
- растл и́ ть — растл е ва́ть;
- продл и́ ть — продл е ва́ть.
Буквы «е», «ё», «и» в суффиксах глаголов
1. В суффиксах глаголов после шипящих основы пишутся буквы «е», «ё»:
- затуш е ва́ ть → затуш ё вы вать;
- корч е ва́ ть → раскорч е ва ть → раскорч ёв ыва ть;
- ночь → ноч е ва́ть;
- межа → меж е ва́ть → размеж е ва́ть → размежёвывать;
- увещ е ва́ть.
2. В безударных суффиксах пишутся буквы «и» или «е» у глаголов с приставками о-бес/о-без-. Этот выбор сделаем в зависимости от категории переходности глагола и от смысла слова в контексте.
Переходные глаголы пишутся с суффиксом -и-, а непереходные — с суффиксом -е-.
Сравним:
Наша земля совсем обесплод е ла.
Она обессил е ла от этой тяжелой ноши.
Формообразующие суффиксы глаголов
Суффикс -л-
Формы прошедшего времени изъявительного наклонения и условного наклонения глаголов образует суффикс -л-, который присоединяется к основе неопределенной формы:
- написа ть — написа л письмо, написа л бы картину;
- узна ть — узна л новость; узна л бы поточнее.
- вы́смотр е ть — высмотр е л;
- перекра́с и ть — перекра́с и л;
- та́ я ть — та́ я ла;
- му́ч и ть — му́ч и л.
Чтобы правильно написать безударный суффикс, обозначенный буквой -я- перед формообразующим суффиксом -л-, запомним список глаголов:
- веять, затеять, каяться, лаять, лелеять, маяться;
- надеяться, отчаяться, реять, сеять, таять, хаять, чуять.
Нулевой суффикс
Суффикс -л- может быть материально не выраженным буквами или звуками. Наличие нулевого суффикса в форме единственного числа мужского рода можно определить, если сравнить с другими формами прошедшего времени, в которых он проявляет себя.
Сравним:
- ползти — он полз , гусеница полз л а, насекомое полз л о;
- высохнуть — ствол высох , лужа высох л а, поле высох л о.
Формообразующие морфемы повелительного наклонения
С помощью формообразующего суффикса -и- или нулевого суффикса образуются формы единственного числа повелительного наклонения глаголов. Постфикс -те участвует в грамматическом оформлении глаголов множественного числа:
- нести — нес и , нес и те ;
- тащить — тащ и , тащ и те ;
- навьючить — навьючь , навьючь те ;
- резать — режь , режь те .
Постфикс -ся (-сь)
С помощью постфикса -ся(-сь) образуются возвратные глаголы:
- купать — купать ся ;
- нести — нести сь .
Морфема -ся пишется после согласных, а -сь после гласных основы.
Таблица
Суффикс | Условия | Примеры |
---|---|---|
-ова- (-ева-) | В неопределенной форме и в форме прошедшего времени, если глагол в 1-м лице ед. числа настоящего времени оканчивается на -ую, -юю. | ноч ева ть (ноч ую ) бесед ова ть (бесед ую ) гор ева ть (гор юю ) |
-ыва- (-ива-) | В неопределенной форме и в форме прошедшего времени, если глагол в 1-м лице ед. числа настоящего времени оканчивается на -ываю, -иваю. | рассказ ыва ть (рассказ ываю ) учит ыва ть (учит ываю ) наста ива ть (наста иваю ) |
-л | В основе глагола прошедшего времени перед суффиксом -л пишется та же гласная, что и перед -ть в неопределенной форме. | нач а л (нач а ть) пон я л (пон я ть) кле и л (кле и ть) ве я л (ве я ть) вид е л (вид е ть) |
Правописание суффиксов глаголов
Видеоурок
Правописание суффиксов глаголов
О чем эта статья:
Понятие суффикса
Суффикс — часть слова, которая расположена обычно после корня.
У суффиксов есть две функции:
- словообразовательная — образование новых слов;
- формообразующая — образование новых форм одного и того же слова.
Знать особенности глагольных суффиксов нужно, чтобы правильно писать. Обычно затруднения вызывают безударные гласные в суффиксах и перед ними.
Словообразовательные суффиксы глаголов
Суффиксы -ова-/ева-, -ыва-/-ива-
Суффиксы -ова-/-ева- и -ыва-/-ива- образуют глаголы несовершенного вида:
Чтобы не ошибиться в выборе букв «о», «е» или «ы», «и», нужно запомнить правило правописания суффиксов глаголов.
Если в форме 1 лица единственного числа настоящего (будущего) времени глагол оканчивается на -ую/-юю, то в неопределенной форме и в прошедшем времени в нем пишется суффикс-ова- или -ева-.
Если в форме 1 лица глагол заканчивается на неударяемое -иваю/-ываю, то в неопределенной форме и в форме прошедшего времени пишется суффикс -ыва-/-ива-.
Как применить это правило:
- я распробую— распро́бовать, распро́бовал;
- запаздываю — запа́здывать, запа́здывал.
Глаголы с древним корнем -вед- («знать») могут сочетаться с разными суффиксами:
Суффикс -ва-
Правописание суффикса -ва- не вызывает затруднений, потому что гласная в нем находится под ударением. Проблемы обычно возникают с безударной гласной основы, которая стоит перед суффиксом:
- разбить → разб_ва́ть;
- созреть → созр_ва́ть.