Правописание безударной гласной в суффиксах глаголов прошедшего времени (4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Коспект урока русского языка для 4-х классов по теме: «Правописание безударной гласной в суффиксах глаголов прошедшего времени перед -л»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_rus._yazyku_2018.docx | 46.98 КБ |
Предварительный просмотр:
21 февраля, Классная работа, записать до урока.
I. ОРГ. МОМЕНТ. – Я буду читать строки, а вы хором доскажите слово
Вы пришли сюда учиться
Не лениться, а … (трудиться)
Только тот, кто много знает
В жизни что-то … (достигает)
– Мы сегодня с вами продолжим открывать новое.
II. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
– Назовите одним словом. Вести беседу – беседовать
– Запишем с красной строки. Комментирует с места _________ . Ударение.
Оказывать помощь – помогать . Ком. _________ . Ударение.
Давать различные команды – командовать. Ком. _________ . Ударение.
Давать советы – советовать. Ком. _________ . Ударение
Вести наблюдение – наблюдать. Ком _________ . Ударение
Разъезжать по разным странам, городам – путешествовать. Ком _________
– Что общего у этих слов? Чем интересны эти глаголы? (-ть)
– Выделите суффикс неопределённой формы.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. Устно.
– Продолжите мою фразу.
1. Глагол – это часть … (речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?)
2. Глаголы изменяются по ….. (временам и числам)
3. Глаголы в настоящем времени … Примеры
4. Глаголы в будущем времени… Примеры
5. Глаголы в прошедшем времени… Примеры
6. В прошедшем времени глаголы изменяются по … (числам), а в единственном числе… (по родам)
7. Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы… (что делать? что сделать?) Примеры
8. Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы… ( -ть-, -ти-, -чь-)
9. На какую форму глагола указывает суффикс -л-? (на форму глаголов прошедшего времени)
V. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ
– Запишем глаголы под диктовку В СТОЛБИК, поставим ударение.
(Два человека у доски _____________ , ________________ )
Залаял, заметил, слушал, таял, выплыл
– Проверим их написание. А как вы написали? Есть другие мнения? Может, вы сомневались, когда писали.
– Почему возникли ошибки, сомнения? (Не знаем правило)
(Если все у всех верно и нет сомнений)
– Тогда у меня к вам вопрос, почему в слове ТАЯЛ перед –л стоит буква –я -, а я слышу -таел. Объясните.
IV. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
– Что общего в этих словах? Докажи. (Это глаголы прошедшего времени)
– Выделите суффикс — л .
– В какой части слова возникло затруднение? Подчеркните буквы перед суффиксом — л .
– Что мы не знаем? (Какой суффикс надо писать перед суффиксом — л в глаголах прошедшего времени)
– Какая же тема нашего урока? (Правописание суффикса в глаголах прошедшего времени)
– Цель нашего урока: — найти способ проверки суффикса в глаголах прошедшего времени. Нам предстоит вывести правило.
– Запишем во 2-ой столбик слова. (залаять, заметить, слушать, таять, выплыть) — Выделим суффикс -ть.
– Проанализируйте слова в строчках и в столбиках. (Посоветуйтесь в парах)
– Есть ли какие предположения. СЛАЙД.
– Какие глаголы в 1 столбике? А во втором?
– Какая гласная вызывала затруднение?
– Попробуйте сформулировать правило в парах.
– Что у вас получилось?
СЛАЙД С ПЕРЕТАСКИВАНИЕМ
Чтение правила с доски. СЛАЙД В глаголах прошедшего времени перед -л пишется тот же суффикс, что и в неопределённой форме перед -ть .
V. СОСТАВЛЕНИЕ АЛГОРИТМА.
– Попробуем составить алгоритм проверки написания суффикса в глаголах прошедшего времени ? (Объединитесь в четвёрки для обсуждения, работайте на белых карточках-черновиках)
– Проверим, что получилось
1. ОПРЕДЕЛЯЮ ВРЕМЯ ГЛАГОЛА.
2. СТАВЛЮ В НЕОПРЕДЕЛЕННУЮ ФОРМУ.
3. СМОТРЮ НА СУФФИКС ПЕРЕД -ТЬ.
3. ПИШУ ПЕРЕД -Л ТОТ ЖЕ СУФФИКС, ЧТО И В Н.Ф.
(Памятку оформить на доске)
– Вспомним правило . СЛАЙД В глаголах прошедшего времени перед -л пишется тот же суффикс, что и в неопределённой форме перед -ть .
VII. Mix (физминутка)
– Как вы будете действовать при написании глаголов прошедшего времени. (Кто выше)
– Всегда ли надо проверять суффикс у глагола? Приведите примеры. (Обсудите в паре)
– Выберите правильный вариант написания: (Объясняет тот, кто ниже) (У кого волосы темнее)
а) кушил б) кушол в) кушел
а) клеял б) клеел в) клеил
– А если не знаем, на что оканчивается неопределенная форма? Клеить, клеять, клееть. Как быть? (Надо посмотреть в орфографическом словаре) СЛАЙД
(Садятся на места)
– Словари у вас на столах. При необходимости можете воспользоваться.
По грамотности и почерку судят и о культуре человеческого общения. Будьте грамотны при любом общении: и устном, и письменном.
1) Работа на доске и в тетрадях , запись с комментированием . ПО АЛГОРИТМУ.
– Образуйте глаголы прошедшего времени, укажите суффиксы.
2) Работа на карточках розового цвета в парах по алгоритму
– Что нужно сделать?
– Что вы будете писать в скобках?
Поглад…ла ( _______________ ) рубашку
услыш…ли ( _______________ ) песню
отрез…л ( _______________ ) верёвку
повес…ла ( _______________ ) занавески
расстав…ли ( _______________) стулья
увид…ла ( _______________) кошку
засе…ли ( _______________) поле
Самопроверка по образцу на электронной доске.
– В каких словосочетаниях испытали трудности. Кто пользовался словарём для уточнения начальной формы?
3 ) Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам в тетрадях
– Кто готов попробовать свои силы самостоятельно?
Перед вами карточки жёлтого и голубого цвета. На жёлтой карточке лёгкое задание, на голубой – посложнее. Выберите для себя карточку и выполните задание самостоятельно. В ТЕТРАДЯХ.
– Прочитайте задание. Кому непонятно, что делать?
– Работаем в тетрадях самостоятельно.
– Не забываем пользоваться алгоритмом при написании глаголов прошедшего времени.
Карточка. Уровень 1.
Спиши текст, вставляя в предложения глаголы в прошедшем времени. Выдели суффиксы.
Не забывай пользоваться алгоритмом.
Лошадь (почуять) опас(?)ность. Охотник (увидеть) на дорог… м..дведя. Собака (залаять и наброситься) на зверя. Около дерева охотник (заметить) двух м…дв…жат. Они (пятиться) к лесу.
Карточка. Уровень 2.
Спиши текс. Выдели суффиксы.
Не забывай пользоваться алгоритмом
Лошадь …. опас(?)ность. Охотник … на дорог… м..дведя. Собака …. и …. на зверя. Около дерева охотник … двух м…дв…жат. Они … к лесу.
Слова для справок: увидеть, почуять, наброситься, пятиться, заметить, залаять.
Взаимопроверка по образцу самостоятельно. Взаимооценка.
– Кто ни разу не ошибся? Поставьте себе 5.
– Почему были ошибки? (Нужна тренировка)
– Как можно озаглавить текст?
Запишите ответы глаголами прошедшего времени (резерв):
- Рассыпать семена в почву.
- Обретать жидкое состояние под действием тела
- Возводить здание
- Скреплять клеем
- Громкие, резкие звуки, которые издает собака
- Проливать слезы
Проверка на слух
– Чему мы учились, выполняя это задание?
(Писать безударные суффиксы в глаголах прошедшего времени)
– Зачем мы открыли новое правило?
X. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Творческое задание (по желанию).
– Выразить правило в графической форме. (Рисунок, схема, таблица)
– Или выразите новые знания другим способом, например, сочините стихотворение, загадку
– Я прочитаю вам стихотворение, которое сочинил по этой теме мой бывший четвероклассник:
Ты на суффиксы смотри,
Их в глаголах повтори:
Вид е ть (е) и вид е л (е),
Слыш а ть (а) и слыш а л (а),
Та я ть (я) и та я л (я),
Вот такое правило!
XI. РЕФЛЕКСИЯ. Смайлики.
– Оцените свою работу на уроке. Кто хочет прокомментировать.
Я понял и научился писать безударный суффикс.
Я не понял новый материал, ошибался, мне надо потренироваться.
Конспект урока русского языка в 4–м классе. Тема «Написание безударного суффикса глагола в форме прошедшего времени»
Цель урока: познакомить детей с написанием глаголов в форме прошедшего времени.
Задачи урока:
- научиться писать безударный суффикс глагола в форме прошедшего времени;
- повторить написание словарных слов и слов с известными орфограммами;
- закреплять умения в определении частей речи, разборе предложения по членам предложения, в разборе глаголов по составу;
- продолжить учиться писать безударные личные окончания глаголов настоящего времени.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебники русского языка, тетради для самостоятельных работ.
Ход урока.
1. Орг. момент.
Сообщение темы и цели урока.
2. Чистописание:
С с со се си су ся сы са
— Назовите звуки, которые мы обозначаем буквой «С» на письме.
— Дайте характеристику этим звукам.
— Самопроверка. (Правильный ответ на экране)
3. Словарная работа.
— На экране появляются слова: б. седовать, иску. сный, иску. тво, г. реть, св. бодный, пр. фе. ия, ж. лать, пр. вительство, ру. кий.
— Дети работают в парах. Один ученик выписывает имена существительные, другой – имена прилагательные.
— Взаимопроверка. ( На экране – выписанные имена существительные и имена прилагательные.)
— Какие слова вы не выписали? К какой части речи они относятся?
— Выпишите эти слова в столбик. В какой форме стоят эти глаголы?
— Разберите эти глаголы по составу.
— Поставьте эти глаголы в форму настоящего времени единственного числа 2-го лица и 3-ьего лица множественного числа.
— В каком глаголе написание окончания не вызвало затруднений? Почему?
— Как определили написание окончания в остальных глаголах?
4. Работа с предложением.
На экране предложение: В лесу над росистой полянкой кукушка встречает рассвет.
— Назвать и объяснить правописание всех известных нам орфограмм.
— Разобрать по членам предложения.
— Глагол «встречает» разобрать как часть речи.
— Образовать от начальной формы этого глагола форму прошедшего времени.
— Разобрать по составу оба этих глагола. Сравнить глагольные суффиксы.
5. Работа над новым материалом.
1) Упр. 47, с. 44, тетрадь №1.
Глаголы в скобках поставьте в форму прошедшего времени ед.ч. м.р. Выделите глагольный суффикс и суффикс глагола прош.вр.
— Сравните глагольные суффиксы в начальной форме глагола и в форме прошедшего времени.
— Какой можем сделать вывод?
2) Наблюдения над глаголами с безударным глагольным суффиксом.
На экране слова: стро. ил, плак. л, обид. л, вид. л, услыш. л, ла. л, та. ял.
— Как пишется начальная форма этих глаголов? Значит, какой суффикс напишем в форме прошедшего времени?
Вывод. Сравнение вывода с правилом в учебнике на с. 96.
3) Упражнения в написании глагольного суффикса в форме прошедшего времени глагола.
— Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы.
На экране предложения: Я увид. л кошку. Кошка выгляд. ла неплохо. Они зате. ли недоброе. Отец достро. л баню.
— Надо ли определять спряжение глагола прошедшего времени, чтобы правильно написать его безударный суффикс?
— Что нужно знать, чтобы правильно написать безударный суффикс в глаголе прошедшего времени.
— Самостоятельная работа. Упр. 69 (1- 3 предложения), с. 95.
Проверка работы. Повторение правила написания безударного суффикса в глаголе прошедшего времени.
— Перед глаголами с пропущенными буквами в скобках напиши начальную форму. Вставь пропущенные буквы. Общие для двух глагольных форм суффиксы выдели и подчеркни.
Ворона сидела на лавке,
И Митя (——————) увид. л
Ворону.
Он не (——————-) обид. л
Ворону,
А только (————-) поглад. л ей лапки.
— Почему Митя не обидел ворону?
6. Итог.
-Нужно ли определять спряжение глагола, чтобы правильно написать безударный суффикс в глаголах прошедшего времени?
Конспект урока по русскому языку «Правописание безударного суффикса глаголов прошедшего времени» 4 класс
Тема: Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.
УМК « Школа России»
(учебник « Русский язык» 4 класс, В. П. Канакина В. Г. Горецкий, часть 2)
Цель: создать условия для формирования умения грамотно писать суффиксы в глаголах прошедшего времени.
— открыть способ проверки написания безударных суффиксов в глаголах прошедшего времени перед суффиксом –л
— формирование общеучебных УУД:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели при образовании и написании глаголов в форме прошедшего времени;
структурирования знаний при составлении алгоритма;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания при ответе на вопросы учителя;
рефлексии при работе в парах и при выполнении дифференцированных заданий;
контроля и оценки при взаимопроверке ;
— формирование логических УУД:
анализа и синтеза при нахождении глаголов среди других частей речи;
выбора основания для классификации объектов при делении глаголов на группы;
сравнения при наблюдении за суффиксами глаголов в неопределённой форме и в форме прошедшего времени;
обобщения на основе самостоятельного открытия учащимися способа проверки написания суффиксов в глаголах прошедшего времени перед суффиксом –л
— формирование регулятивных УУД:
целеполагания через постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно;
контроля и коррекции при сравнении результата с заданным эталоном при проверке дифференцированных заданий;
— формирование коммуникативных УУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками при работе в парах и при фронтальной работе;
умение аргументировать свою позицию и координировать её с позицией партнёра при подведении итогов;
— ориентировать учащихся на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности, на самоанализ и самоконтроль результата
— способствовать формированию у учащихся осознания необходимости грамотно писать и беречь своё время
1. Самоопределение к деятельности.
На уроке наши глаза внимательно (смотрят)
Смотрят и все … (видят).
Уши внимательно слушают
Слушают и всё …(слышат).
Голова хорошо … (думает).
Вот с таким настроем давайте начнем работу.
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
-Слова какой части речи вы сейчас добавляли?
— Какую тему мы продолжаем изучать?
Предлагаю провести игру «Блицтурнир» «Что знаем по данной теме?»
Я читаю утверждения, а вы отмечаете их правильность знаками + или — .
1 Глагол-это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что?
2.Спряжение — это изменение глагола по лицам и числам?
3. Глаголы изменяются по временам и числам?
4.Глагол в предложении является главным членом предложения сказуемым?
5.Спряжение глагола с безударным окончанием можно определить по неопределённой форме?
6. Глаголы слышать, гнать, дышать, держать относятся к 1 спряжению?
7. Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам?
3. Организация деятельности по выходу на тему, цель урока. Постановка учебных задач.
— Послушайте стихотворение и найдите в нем глаголы.
От жара облака вскипали,
Дрожал от грома Байконур,
А через час смоленский парень
В полете Землю обогнул…
-Какие глаголы выписали?
-Что их объединяет? (прошедшее время)
— Какой суффикс нам подсказывает, что это глаголы прошедшего времени? Выделите его.
— Глаголы какого времени мы продолжаем изучать? -О каком человеке идет речь?
-Как вы думаете, почему я прочитала это стихотворение? (12 апреля — День космонавтики)
— Прочитайте текст. Определите его основную мысль.
(Чтение про себя, потом вслух)
(1)Детство первого в мире космонавта Юрия Гагарина выпало на тяжёлое послевоенное время. (2)Страна продолж..́ла жить голодно, дети постоянно хот..́ли есть. (3)Поэтому в школе приду́м..ли завтраки: ученикам выдав..́ли по 50 граммов хлеба, присыпанного сахаром.
(4)Эти кусочки нареза́ли в учительской, а потом учительница приносила их детям в класс. (5)Однажды она надолго заболела, и ребята вместо неё ответственным за хлеб назначили Юру Гагарина. (6)Что Юра самый честный, узнали ещё в четвёртом классе. (7)Тогда в морозную зиму многие, прибегая в класс, мечтали погреться у печки. (8)Но не все, кто приходил раньше других, освобождали тёплое местечко. (9)И только Юра сам всегда подзывал вошедшего: «Вставай сюда, погрейся!» (10)Поэтому Юре и доверили приносить порции хлеба для всех. (11)Иногда, чтобы получились равные порции, к ним подкладывали довесок – небольшой кусочек. (12)Юре очень сильно хотелось есть, но он ни разу не соблазнился чужим довеском, хотя никто бы не заметил , если бы мальчик съел один из них.
(13)Настоящие подвиги могут быть негромкими. (14)Гагарин, как любой мальчишка, мечтал кого-нибудь спасти из реки или огня. (15)Юра даже не догадывался, что в те минуты, когда он, голодный пятиклассник, нёс чужие завтраки в класс, он совершал настоящий подвиг.
(По В. Воскобойникову)
-Найдите и запишите основную мысль текста. ( Настоящие подвиги могут быть негромкими.)
-Как вы это понимаете?
2. Задайте друг другу по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно вы поняли его содержание.
— Какие вопросы можно задать по тексту?
3.Найдите во 2 и 3 предложениях глаголы прошедшего времени. В какой части слова пропущены буквы?
— Какую задачу нам предстоит решить на уроке?
(Будем учиться правильно писать суффиксы)
4. Построение проекта решения учебных задач урока.
— Вставьте суффиксы, выделите их. Какое слово вызвало затруднение? (Придумали )
— Как вы думаете, какой безударный суффикс надо написать?
— Какой вывод можно сделать о безударных суффиксах глаголов прошедшего времени?
Проверим правильность выводов.
Работа с учебником
5. Первичное закрепление.
-Напишите сначала начальную форму глагола придумали , потом все формы прошедшего времени. Выделите суффиксы.
(Придумать, придумал, придумала, придумало, придумали.)
-Какой безударный суффикс вы написали?
— Я назову вам глаголы, если это:
глагол настоящего времени – руки вверх;
глагол прошедшего времени – присядьте;
глагол будущего времени – ходьба на месте.
(Глаголы: будут прыгать, катается, сварила, клюет, промахнулся, нарисую, украсят, поют, писали)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
— Найдите во второй части текста глаголы прошедшего времени с безударным суффиксом, напишите сначала его начальную форму, затем форму прошедшего времени из текста. Выделить суффиксы. Постарайтесь найти все глаголы.
(Назначить-назначили, доверить-доверили, заметить-заметили)
Словарная работа. С. 113
— Правописание какого словарного слова мы должны запомнить на уроке?
Запишите, подчеркните орфограмму.
-Какие еще однокоренные слова можно подобрать? Запишите.
(Свобода, свободный, свободно, освободить).
Выделите корень, подчеркните орфограммы. Найдите в тексте однокоренной глагол, допишите его, выделите корень. Что происходит в корне?
Составьте из слов пословицу
Воля, золотая, птичка, клетка, дороже .
( Воля птичке дороже золотой клетки.)
-Каким словом можно заменить в этой пословице слово воля?
Как называются эти слова?
Какой еще синоним можно подобрать ? (независимость)
9. Инструктаж по выполнению домашнего задания.
Домашнее задание: запомнить написание словарного слова, выучить правило, выполнить упражнение № 240, подобрать пословицы и поговорки со словом свобода (по желанию)
http://urok.1sept.ru/articles/579494
http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-pravopisanie-bezudarnogo-suffiksa-glagolov-proshedshego-vremeni-klass-3300358.html