Безударные суффиксы глаголов прошедшего времени 4 класс

Правописание безударной гласной в суффиксах глаголов прошедшего времени (4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Коспект урока русского языка для 4-х классов по теме: «Правописание безударной гласной в суффиксах глаголов прошедшего времени перед -л»

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_po_rus._yazyku_2018.docx46.98 КБ

Предварительный просмотр:

21 февраля, Классная работа, записать до урока.

I. ОРГ. МОМЕНТ. – Я буду читать строки, а вы хором доскажите слово

Вы пришли сюда учиться

Не лениться, а … (трудиться)

Только тот, кто много знает

В жизни что-то … (достигает)

– Мы сегодня с вами продолжим открывать новое.

II. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

– Назовите одним словом. Вести беседу – беседовать

– Запишем с красной строки. Комментирует с места _________ . Ударение.

Оказывать помощь – помогать . Ком. _________ . Ударение.

Давать различные команды – командовать. Ком. _________ . Ударение.

Давать советы – советовать. Ком. _________ . Ударение

Вести наблюдение – наблюдать. Ком _________ . Ударение

Разъезжать по разным странам, городам – путешествовать. Ком _________

– Что общего у этих слов? Чем интересны эти глаголы? (-ть)

– Выделите суффикс неопределённой формы.

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. Устно.

– Продолжите мою фразу.

1. Глагол – это часть … (речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?)

2. Глаголы изменяются по ….. (временам и числам)

3. Глаголы в настоящем времени … Примеры

4. Глаголы в будущем времени… Примеры

5. Глаголы в прошедшем времени… Примеры

6. В прошедшем времени глаголы изменяются по … (числам), а в единственном числе… (по родам)

7. Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы… (что делать? что сделать?) Примеры

8. Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы… ( -ть-, -ти-, -чь-)

9. На какую форму глагола указывает суффикс -л-? (на форму глаголов прошедшего времени)

V. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ

– Запишем глаголы под диктовку В СТОЛБИК, поставим ударение.

(Два человека у доски _____________ , ________________ )

Залаял, заметил, слушал, таял, выплыл

– Проверим их написание. А как вы написали? Есть другие мнения? Может, вы сомневались, когда писали.

– Почему возникли ошибки, сомнения? (Не знаем правило)

(Если все у всех верно и нет сомнений)

– Тогда у меня к вам вопрос, почему в слове ТАЯЛ перед –л стоит буква –я -, а я слышу -таел. Объясните.

IV. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

– Что общего в этих словах? Докажи. (Это глаголы прошедшего времени)

– Выделите суффикс — л .

– В какой части слова возникло затруднение? Подчеркните буквы перед суффиксом — л .

– Что мы не знаем? (Какой суффикс надо писать перед суффиксом — л в глаголах прошедшего времени)

– Какая же тема нашего урока? (Правописание суффикса в глаголах прошедшего времени)

– Цель нашего урока: — найти способ проверки суффикса в глаголах прошедшего времени. Нам предстоит вывести правило.

– Запишем во 2-ой столбик слова. (залаять, заметить, слушать, таять, выплыть) — Выделим суффикс -ть.

– Проанализируйте слова в строчках и в столбиках. (Посоветуйтесь в парах)

– Есть ли какие предположения. СЛАЙД.

– Какие глаголы в 1 столбике? А во втором?

– Какая гласная вызывала затруднение?

– Попробуйте сформулировать правило в парах.

– Что у вас получилось?

СЛАЙД С ПЕРЕТАСКИВАНИЕМ

Чтение правила с доски. СЛАЙД В глаголах прошедшего времени перед -л пишется тот же суффикс, что и в неопределённой форме перед -ть .

V. СОСТАВЛЕНИЕ АЛГОРИТМА.

– Попробуем составить алгоритм проверки написания суффикса в глаголах прошедшего времени ? (Объединитесь в четвёрки для обсуждения, работайте на белых карточках-черновиках)

– Проверим, что получилось

1. ОПРЕДЕЛЯЮ ВРЕМЯ ГЛАГОЛА.

2. СТАВЛЮ В НЕОПРЕДЕЛЕННУЮ ФОРМУ.

3. СМОТРЮ НА СУФФИКС ПЕРЕД -ТЬ.

3. ПИШУ ПЕРЕД -Л ТОТ ЖЕ СУФФИКС, ЧТО И В Н.Ф.

(Памятку оформить на доске)

– Вспомним правило . СЛАЙД В глаголах прошедшего времени перед -л пишется тот же суффикс, что и в неопределённой форме перед -ть .

VII. Mix (физминутка)

– Как вы будете действовать при написании глаголов прошедшего времени. (Кто выше)

– Всегда ли надо проверять суффикс у глагола? Приведите примеры. (Обсудите в паре)

– Выберите правильный вариант написания: (Объясняет тот, кто ниже) (У кого волосы темнее)

а) кушил б) кушол в) кушел

а) клеял б) клеел в) клеил

– А если не знаем, на что оканчивается неопределенная форма? Клеить, клеять, клееть. Как быть? (Надо посмотреть в орфографическом словаре) СЛАЙД

(Садятся на места)

– Словари у вас на столах. При необходимости можете воспользоваться.

По грамотности и почерку судят и о культуре человеческого общения. Будьте грамотны при любом общении: и устном, и письменном.

1) Работа на доске и в тетрадях , запись с комментированием . ПО АЛГОРИТМУ.

– Образуйте глаголы прошедшего времени, укажите суффиксы.

2) Работа на карточках розового цвета в парах по алгоритму

– Что нужно сделать?

– Что вы будете писать в скобках?

Поглад…ла ( _______________ ) рубашку

услыш…ли ( _______________ ) песню

отрез…л ( _______________ ) верёвку

повес…ла ( _______________ ) занавески

расстав…ли ( _______________) стулья

увид…ла ( _______________) кошку

засе…ли ( _______________) поле

Самопроверка по образцу на электронной доске.

– В каких словосочетаниях испытали трудности. Кто пользовался словарём для уточнения начальной формы?

3 ) Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам в тетрадях

– Кто готов попробовать свои силы самостоятельно?

Перед вами карточки жёлтого и голубого цвета. На жёлтой карточке лёгкое задание, на голубой – посложнее. Выберите для себя карточку и выполните задание самостоятельно. В ТЕТРАДЯХ.

– Прочитайте задание. Кому непонятно, что делать?

– Работаем в тетрадях самостоятельно.

– Не забываем пользоваться алгоритмом при написании глаголов прошедшего времени.

Карточка. Уровень 1.

Спиши текст, вставляя в предложения глаголы в прошедшем времени. Выдели суффиксы.

Не забывай пользоваться алгоритмом.

Лошадь (почуять) опас(?)ность. Охотник (увидеть) на дорог… м..дведя. Собака (залаять и наброситься) на зверя. Около дерева охотник (заметить) двух м…дв…жат. Они (пятиться) к лесу.

Карточка. Уровень 2.

Спиши текс. Выдели суффиксы.

Не забывай пользоваться алгоритмом

Лошадь …. опас(?)ность. Охотник … на дорог… м..дведя. Собака …. и …. на зверя. Около дерева охотник … двух м…дв…жат. Они … к лесу.

Слова для справок: увидеть, почуять, наброситься, пятиться, заметить, залаять.

Взаимопроверка по образцу самостоятельно. Взаимооценка.

– Кто ни разу не ошибся? Поставьте себе 5.

– Почему были ошибки? (Нужна тренировка)

– Как можно озаглавить текст?

Запишите ответы глаголами прошедшего времени (резерв):

  1. Рассыпать семена в почву.
  2. Обретать жидкое состояние под действием тела
  3. Возводить здание
  4. Скреплять клеем
  5. Громкие, резкие звуки, которые издает собака
  6. Проливать слезы

Проверка на слух

– Чему мы учились, выполняя это задание?

(Писать безударные суффиксы в глаголах прошедшего времени)

– Зачем мы открыли новое правило?

X. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Творческое задание (по желанию).

– Выразить правило в графической форме. (Рисунок, схема, таблица)

– Или выразите новые знания другим способом, например, сочините стихотворение, загадку

– Я прочитаю вам стихотворение, которое сочинил по этой теме мой бывший четвероклассник:

Ты на суффиксы смотри,

Их в глаголах повтори:

Вид е ть (е) и вид е л (е),

Слыш а ть (а) и слыш а л (а),

Та я ть (я) и та я л (я),

Вот такое правило!

XI. РЕФЛЕКСИЯ. Смайлики.

– Оцените свою работу на уроке. Кто хочет прокомментировать.

Я понял и научился писать безударный суффикс.

Я не понял новый материал, ошибался, мне надо потренироваться.

Конспект урока русского языка в 4–м классе. Тема «Написание безударного суффикса глагола в форме прошедшего времени»

Цель урока: познакомить детей с написанием глаголов в форме прошедшего времени.

Задачи урока:

  • научиться писать безударный суффикс глагола в форме прошедшего времени;
  • повторить написание словарных слов и слов с известными орфограммами;
  • закреплять умения в определении частей речи, разборе предложения по членам предложения, в разборе глаголов по составу;
  • продолжить учиться писать безударные личные окончания глаголов настоящего времени.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебники русского языка, тетради для самостоятельных работ.

Ход урока.

1. Орг. момент.

Сообщение темы и цели урока.

2. Чистописание:

С с со се си су ся сы са

— Назовите звуки, которые мы обозначаем буквой «С» на письме.

— Дайте характеристику этим звукам.

— Самопроверка. (Правильный ответ на экране)

3. Словарная работа.

— На экране появляются слова: б. седовать, иску. сный, иску. тво, г. реть, св. бодный, пр. фе. ия, ж. лать, пр. вительство, ру. кий.

— Дети работают в парах. Один ученик выписывает имена существительные, другой – имена прилагательные.

— Взаимопроверка. ( На экране – выписанные имена существительные и имена прилагательные.)

— Какие слова вы не выписали? К какой части речи они относятся?

— Выпишите эти слова в столбик. В какой форме стоят эти глаголы?

— Разберите эти глаголы по составу.

— Поставьте эти глаголы в форму настоящего времени единственного числа 2-го лица и 3-ьего лица множественного числа.

— В каком глаголе написание окончания не вызвало затруднений? Почему?

— Как определили написание окончания в остальных глаголах?

4. Работа с предложением.

На экране предложение: В лесу над росистой полянкой кукушка встречает рассвет.

— Назвать и объяснить правописание всех известных нам орфограмм.

— Разобрать по членам предложения.

— Глагол «встречает» разобрать как часть речи.

— Образовать от начальной формы этого глагола форму прошедшего времени.

— Разобрать по составу оба этих глагола. Сравнить глагольные суффиксы.

5. Работа над новым материалом.

1) Упр. 47, с. 44, тетрадь №1.

Глаголы в скобках поставьте в форму прошедшего времени ед.ч. м.р. Выделите глагольный суффикс и суффикс глагола прош.вр.

— Сравните глагольные суффиксы в начальной форме глагола и в форме прошедшего времени.

— Какой можем сделать вывод?

2) Наблюдения над глаголами с безударным глагольным суффиксом.

На экране слова: стро. ил, плак. л, обид. л, вид. л, услыш. л, ла. л, та. ял.

— Как пишется начальная форма этих глаголов? Значит, какой суффикс напишем в форме прошедшего времени?

Вывод. Сравнение вывода с правилом в учебнике на с. 96.

3) Упражнения в написании глагольного суффикса в форме прошедшего времени глагола.

— Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы.

На экране предложения: Я увид. л кошку. Кошка выгляд. ла неплохо. Они зате. ли недоброе. Отец достро. л баню.

— Надо ли определять спряжение глагола прошедшего времени, чтобы правильно написать его безударный суффикс?

— Что нужно знать, чтобы правильно написать безударный суффикс в глаголе прошедшего времени.

— Самостоятельная работа. Упр. 69 (1- 3 предложения), с. 95.

Проверка работы. Повторение правила написания безударного суффикса в глаголе прошедшего времени.

— Перед глаголами с пропущенными буквами в скобках напиши начальную форму. Вставь пропущенные буквы. Общие для двух глагольных форм суффиксы выдели и подчеркни.

Ворона сидела на лавке,
И Митя (——————) увид. л
Ворону.

Он не (——————-) обид. л
Ворону,
А только (————-) поглад. л ей лапки.

— Почему Митя не обидел ворону?

6. Итог.

-Нужно ли определять спряжение глагола, чтобы правильно написать безударный суффикс в глаголах прошедшего времени?

Конспект урока по русскому языку «Правописание безударного суффикса глаголов прошедшего времени» 4 класс

Тема: Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.

УМК « Школа России»

(учебник « Русский язык» 4 класс, В. П. Канакина В. Г. Горецкий, часть 2)

Цель: создать условия для формирования умения грамотно писать суффиксы в глаголах прошедшего времени.

— открыть способ проверки написания безударных суффиксов в глаголах прошедшего времени перед суффиксом –л

— формирование общеучебных УУД:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели при образовании и написании глаголов в форме прошедшего времени;

структурирования знаний при составлении алгоритма;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания при ответе на вопросы учителя;

рефлексии при работе в парах и при выполнении дифференцированных заданий;

контроля и оценки при взаимопроверке ;

— формирование логических УУД:

анализа и синтеза при нахождении глаголов среди других частей речи;

выбора основания для классификации объектов при делении глаголов на группы;

сравнения при наблюдении за суффиксами глаголов в неопределённой форме и в форме прошедшего времени;

обобщения на основе самостоятельного открытия учащимися способа проверки написания суффиксов в глаголах прошедшего времени перед суффиксом –л

— формирование регулятивных УУД:

целеполагания через постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно;

контроля и коррекции при сравнении результата с заданным эталоном при проверке дифференцированных заданий;

— формирование коммуникативных УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками при работе в парах и при фронтальной работе;

умение аргументировать свою позицию и координировать её с позицией партнёра при подведении итогов;

— ориентировать учащихся на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности, на самоанализ и самоконтроль результата

— способствовать формированию у учащихся осознания необходимости грамотно писать и беречь своё время

1. Самоопределение к деятельности.

На уроке наши глаза внимательно (смотрят)
Смотрят и все … (видят).
Уши внимательно слушают
Слушают и всё …(слышат).
Голова хорошо … (думает).

Вот с таким настроем давайте начнем работу.

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

-Слова какой части речи вы сейчас добавляли?

— Какую тему мы продолжаем изучать?

Предлагаю провести игру «Блицтурнир» «Что знаем по данной теме?»

Я читаю утверждения, а вы отмечаете их правильность знаками + или — .

1 Глагол-это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что?

2.Спряжение — это изменение глагола по лицам и числам?

3. Глаголы изменяются по временам и числам?

4.Глагол в предложении является главным членом предложения сказуемым?

5.Спряжение глагола с безударным окончанием можно определить по неопределённой форме?

6. Глаголы слышать, гнать, дышать, держать относятся к 1 спряжению?

7. Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам?

3. Организация деятельности по выходу на тему, цель урока. Постановка учебных задач.

— Послушайте стихотворение и найдите в нем глаголы.

От жара облака вскипали,

Дрожал от грома Байконур,

А через час смоленский парень

В полете Землю обогнул…

-Какие глаголы выписали?

-Что их объединяет? (прошедшее время)

— Какой суффикс нам подсказывает, что это глаголы прошедшего времени? Выделите его.

— Глаголы какого времени мы продолжаем изучать? -О каком человеке идет речь?

-Как вы думаете, почему я прочитала это стихотворение? (12 апреля — День космонавтики)

Прочитайте текст. Определите его основную мысль.

(Чтение про себя, потом вслух)

(1)Детство первого в мире космонавта Юрия Гагарина выпало на тяжёлое послевоенное время. (2)Страна продолж..́ла жить голодно, дети постоянно хот..́ли есть. (3)Поэтому в школе приду́м..ли завтраки: ученикам выдав..́ли по 50 граммов хлеба, присыпанного сахаром.

(4)Эти кусочки нареза́ли в учительской, а потом учительница приносила их детям в класс. (5)Однажды она надолго заболела, и ребята вместо неё ответственным за хлеб назначили Юру Гагарина. (6)Что Юра самый честный, узнали ещё в четвёртом классе. (7)Тогда в морозную зиму многие, прибегая в класс, мечтали погреться у печки. (8)Но не все, кто приходил раньше других, освобождали тёплое местечко. (9)И только Юра сам всегда подзывал вошедшего: «Вставай сюда, погрейся!» (10)Поэтому Юре и доверили приносить порции хлеба для всех. (11)Иногда, чтобы получились равные порции, к ним подкладывали довесок – небольшой кусочек. (12)Юре очень сильно хотелось есть, но он ни разу не соблазнился чужим довеском, хотя никто бы не заметил , если бы мальчик съел один из них.

(13)Настоящие подвиги могут быть негромкими. (14)Гагарин, как любой мальчишка, мечтал кого-нибудь спасти из реки или огня. (15)Юра даже не догадывался, что в те минуты, когда он, голодный пятиклассник, нёс чужие завтраки в класс, он совершал настоящий подвиг.

(По В. Воскобойникову)

-Найдите и запишите основную мысль текста. ( Настоящие подвиги могут быть негромкими.)

-Как вы это понимаете?

2. Задайте друг другу по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно вы поняли его содержание.

— Какие вопросы можно задать по тексту?

3.Найдите во 2 и 3 предложениях глаголы прошедшего времени. В какой части слова пропущены буквы?

— Какую задачу нам предстоит решить на уроке?

(Будем учиться правильно писать суффиксы)

4. Построение проекта решения учебных задач урока.

— Вставьте суффиксы, выделите их. Какое слово вызвало затруднение? (Придумали )

— Как вы думаете, какой безударный суффикс надо написать?

— Какой вывод можно сделать о безударных суффиксах глаголов прошедшего времени?

Проверим правильность выводов.

Работа с учебником

5. Первичное закрепление.

-Напишите сначала начальную форму глагола придумали , потом все формы прошедшего времени. Выделите суффиксы.

(Придумать, придумал, придумала, придумало, придумали.)

-Какой безударный суффикс вы написали?

— Я назову вам глаголы, если это:

глагол настоящего времени – руки вверх;

глагол прошедшего времени – присядьте;

глагол будущего времени – ходьба на месте.

(Глаголы: будут прыгать, катается, сварила, клюет, промахнулся, нарисую, украсят, поют, писали)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

— Найдите во второй части текста глаголы прошедшего времени с безударным суффиксом, напишите сначала его начальную форму, затем форму прошедшего времени из текста. Выделить суффиксы. Постарайтесь найти все глаголы.

(Назначить-назначили, доверить-доверили, заметить-заметили)

Словарная работа. С. 113

— Правописание какого словарного слова мы должны запомнить на уроке?

Запишите, подчеркните орфограмму.

-Какие еще однокоренные слова можно подобрать? Запишите.

(Свобода, свободный, свободно, освободить).

Выделите корень, подчеркните орфограммы. Найдите в тексте однокоренной глагол, допишите его, выделите корень. Что происходит в корне?

Составьте из слов пословицу

Воля, золотая, птичка, клетка, дороже .

( Воля птичке дороже золотой клетки.)

-Каким словом можно заменить в этой пословице слово воля?

Как называются эти слова?

Какой еще синоним можно подобрать ? (независимость)

9. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Домашнее задание: запомнить написание словарного слова, выучить правило, выполнить упражнение № 240, подобрать пословицы и поговорки со словом свобода (по желанию)


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/579494

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-pravopisanie-bezudarnogo-suffiksa-glagolov-proshedshego-vremeni-klass-3300358.html