Суффиксы глаголов чаще всего имеют безударные гласные. Рассмотрим, как пишутся суффиксы глаголов в соответствии с правилами русского языка.
В морфемном составе глаголов суффиксы бывают словообразовательные и формообразующие. Словообразовательные суффиксы образуют глаголы совершенного и несовершенного вида. Узнаем, какое правило применить в написании безударных гласных в словообразовательных суффиксах.
Словообразовательные суффиксы глаголов
Суффиксы -ова-/ева-, -ыва-/-ива-
Суффиксы -ова-/-ева- и -ыва-/-ива- образуют глаголы несовершенного вида:
Поставив ударение, убедимся, что гласные в глагольных суффиксах являются безударными, из-за чего возникает затруднение в их написании. Чтобы не ошибиться в выборе букв «о», «е» или «ы», «и» в суффиксах, применим правило орфографии.
Понаблюдаем, как применить это правило:
я распроб ую — распро́б о ва ть, распро́б о вал;
я облиц ую — облиц е ва́ ть, облиц е ва́л;
запазд ываю — запа́зд ыва ть, запа́зд ы вал;
подмеш иваю — подме́ш и ва ть, подме́ш и вал.
Слова с этимологическим корнем -вед- («знать») пишутся по-разному. Часть этих глаголов имеет суффикс -ова-:
завед ую — завед ова ть, заведовал;
исповед ую — исповед ова ть, исповедовал;
проповед ую — проповед ова ть, проповедовал.
А другая часть глаголов сохраняет суффикс -ыва- во всех грамматических формах:
провед ыва ю — провед ыва ть, провед ыва л;
вывед ыва ю — вывед ыва ть, вывед ыва л;
отвед ыва ю — отвед ыва ть, отвед ыва л;
развед ыва ю — развед ыва ть, развед ыва л.
Суффикс -ва-
Отличаем эти глаголы от слов с ударным суффиксом -ва-:
разбить → раз б и ва́ ть;
созреть → со зр е ва́ ть.
Гласный корня, обозначенный буквами «е», «и», оказался в безударной позиции. Чтобы правильно написать такое слово, воспользуемся правилом орфографии.
Примеры
узна́ть → узн а в а́ ть;
запе́ть → зап е ва́ ть;
проли́ть → прол и ва́ ть;
запи́ть → зап и ва́ ть.
Исключения:
застр я́ ть — застр е ва́ть;
затм и́ ть — затм е ва́ть;
растл и́ ть — растл е ва́ть;
продл и́ ть — продл е ва́ть.
Буквы «е», «ё», «и» в суффиксах глаголов
1. В суффиксах глаголов после шипящих основы пишутся буквы «е», «ё»:
затуш е ва́ ть → затуш ё вы вать;
корч е ва́ ть → раскорч е ва ть → раскорч ёв ыва ть;
ночь → ноч е ва́ть;
межа → меж е ва́ть → размеж е ва́ть → размежёвывать;
увещ е ва́ть.
2. В безударных суффиксах пишутся буквы «и» или «е» у глаголов с приставками о-бес/о-без-. Этот выбор сделаем в зависимости от категории переходности глагола и от смысла слова в контексте.
Переходные глаголы пишутся с суффиксом -и-, а непереходные — с суффиксом -е-.
Сравним:
Наша земля совсем обесплод е ла.
Она обессил е ла от этой тяжелой ноши.
Формообразующие суффиксы глаголов
Суффикс -л-
Формы прошедшего времени изъявительного наклонения и условного наклонения глаголов образует суффикс -л-, который присоединяется к основе неопределенной формы:
написа ть — написа л письмо, написа л бы картину;
узна ть — узна л новость; узна л бы поточнее.
вы́смотр е ть — высмотр е л;
перекра́с и ть — перекра́с и л;
та́ я ть — та́ я ла;
му́ч и ть — му́ч и л.
Чтобы правильно написать безударный суффикс, обозначенный буквой -я- перед формообразующим суффиксом -л-, запомним список глаголов:
Суффикс -л- может быть материально не выраженным буквами или звуками. Наличие нулевого суффикса в форме единственного числа мужского рода можно определить, если сравнить с другими формами прошедшего времени, в которых он проявляет себя.
Сравним:
ползти — он полз , гусеница полз л а, насекомое полз л о;
высохнуть — ствол высох , лужа высох л а, поле высох л о.
Формообразующие морфемы повелительного наклонения
С помощью формообразующего суффикса -и- или нулевого суффикса образуются формы единственного числа повелительного наклонения глаголов. Постфикс -те участвует в грамматическом оформлении глаголов множественного числа:
нести — нес и , нес и те ;
тащить — тащ и , тащ и те ;
навьючить — навьючь , навьючь те ;
резать — режь , режь те .
Постфикс -ся (-сь)
С помощью постфикса -ся(-сь) образуются возвратные глаголы:
купать — купать ся ;
нести — нести сь .
Морфема -ся пишется после согласных, а -сь после гласных основы.
Таблица
Суффикс
Условия
Примеры
-ова- (-ева-)
В неопределенной форме и в форме прошедшего времени, если глагол в 1-м лице ед. числа настоящего времени оканчивается на -ую, -юю.
ноч ева ть (ноч ую ) бесед ова ть (бесед ую ) гор ева ть (гор юю )
-ыва- (-ива-)
В неопределенной форме и в форме прошедшего времени, если глагол в 1-м лице ед. числа настоящего времени оканчивается на -ываю, -иваю.
В основе глагола прошедшего времени перед суффиксом -л пишется та же гласная, что и перед -ть в неопределенной форме.
нач а л (нач а ть) пон я л (пон я ть) кле и л (кле и ть) ве я л (ве я ть) вид е л (вид е ть)
Правописание суффиксов глаголов
Видеоурок
Правописание суффиксов глаголов
О чем эта статья:
Понятие суффикса
Суффикс — часть слова, которая расположена обычно после корня.
У суффиксов есть две функции:
словообразовательная — образование новых слов;
формообразующая — образование новых форм одного и того же слова.
Знать особенности глагольных суффиксов нужно, чтобы правильно писать. Обычно затруднения вызывают безударные гласные в суффиксах и перед ними.
Словообразовательные суффиксы глаголов
Суффиксы -ова-/ева-, -ыва-/-ива-
Суффиксы -ова-/-ева- и -ыва-/-ива- образуют глаголы несовершенного вида:
Чтобы не ошибиться в выборе букв «о», «е» или «ы», «и», нужно запомнить правило правописания суффиксов глаголов.
Если в форме 1 лица единственного числа настоящего (будущего) времени глагол оканчивается на -ую/-юю, то в неопределенной форме и в прошедшем времени в нем пишется суффикс-ова- или -ева-.
Если в форме 1 лица глагол заканчивается на неударяемое -иваю/-ываю, то в неопределенной форме и в форме прошедшего времени пишется суффикс -ыва-/-ива-.
Как применить это правило:
я распробую— распро́бовать, распро́бовал;
запаздываю — запа́здывать, запа́здывал.
Глаголы с древним корнем -вед- («знать») могут сочетаться с разными суффиксами:
Суффикс -ва-
Правописание суффикса -ва- не вызывает затруднений, потому что гласная в нем находится под ударением. Проблемы обычно возникают с безударной гласной основы, которая стоит перед суффиксом:
разбить → разб_ва́ть;
созреть → созр_ва́ть.
Перед суффиксом -ва- всегда пишется та гласная, которая слышится в корне производящего слова под ударением.
Буквы «е», «ё», «и» в суффиксах глаголов
В суффиксах глаголов после шипящих пишутся буквы «е», «ё»:
В безударных суффиксах пишутся буквы «и» или «е» у глаголов с приставками о-бес/о-без-. Переходные глаголы; пишутся с суффиксом -и-, а непереходные — с суффиксом -е-. Вот так:
Формообразующие суффиксы глаголов
Суффикс -л-
Глаголы прошедшего времени изъявительного наклонения и условного наклонения имеют суффикс -л-, который присоединяется к основе неопределенной формы:
узнать — узналновость; узналбы поточнее.
Перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что стоит перед -ть в неопределенной форме глагола.
Чтобы правильно написать безударный суффикс -я- перед формообразующим суффиксом -л-, запомним список глаголов:
Нулевой суффикс
Формообразующий нулевой суффикс можно встретить в нескольких глагольных формах:
изъявительном наклонении (прошедшее время, мужской род, единственное число) — унес, сох.
Постфикс -ся (-сь)
С помощью постфикса -ся (-сь) образуются возвратные глаголы:
Морфема -ся пишется после согласных, а -сь после гласных основы.
Таблица с суффиксами глаголов
Словообразующие суффиксы глаголов — разнообразная группа, каждый из них используется в своем случае. Разобраться в правописании суффиксов глаголов поможет таблица.
Суффикс
Правила написания суффикса
Используются как в неопределенной форме, так и в прошедшем времени, когда в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени глагол оканчивается на -ую (-юю):
балую — баловать, беседую — беседовать.
Используются как в неопределенной форме, так и в прошедшем времени, когда в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени глагол оканчивается на -иваю или -ываю:
Этот суффикс всегда под ударением. Чтобы понять, что перед нами именно суффикс -ва-, нужно выделить корень слова: если е, о, ы или и в нем не сохраняются, нужно действовать по правилам выше. Если сохраняются, то это как раз суффикс -ва-:
В глаголах после шипящих под ударением всегда пишется ё, без ударения — е:
Используются в тех глаголах, которые образованы от существительных:
лед — леденеть (стать как лед самому), леденить (покрывать льдом кого-то или что-то).
Эти суффиксы зависят от переходности или непереходности глагола. Если он переходный, то пишется суффикс и (обескровить), а если непереходный — то е (обескроветь).
Вот алгоритм, по которому можно проверить написание безударных гласных в суффиксах глаголов и перед ними.
ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНОГО СУФФИКСА В ГЛАГОЛАХ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ.
Урок 147 Тема: Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.
Освоение нового материала, развитие речи
Создать условия для ознакомления с правилом написания безударного суффикса в глаголах прошедшего времени; совершенствовать умение образовывать глаголы прошедшего времени от неопределенной формы глагола; способствовать развитию навыка составления текста на спортивную тему; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
Планируемые предметные результаты
Познакомятся с правилом написания безударного суффикса в глаголах прошедшего времени; научатся объяснять способ образования глаголов прошедшего времени; правильно писать безударный суффикс в глаголах прошедшего времени; образовывать глаголы прошедшего времени от неопределенной формы глагола; выполнять морфологический разбор слова; составлять текст на спортивную тему
Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: читать вслух и про себя текст учебника, понимать прочитанное; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого
Осознавать потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка; понимать значение ценностей: «благородство», «дружба», «понимание», «сочувствие»; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке
Организационная структура урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)
Еще не растаял снег, а на солнцепеке и на сухих местах уже высыхают прошлогодняя трава, листья, хвоя, мхи. Всё это легко загорается. Берегите лес от пожаров!
Работа над словами с непроверяемым написанием
СВОБОДА – отсутствие всего того, что мешает жизни и деятельности, отсутствие ограничений. Слово «свобода» когда-то было родственно слову СВОЙ. Изначально СВОБОДА – «своё, собственное, отдельное от других положение. СВОБОДА – СВОЙ = «своё, собственное, отдельное от других положение». Однокоренные слова : свободушка, освободитель, свободный, освободительница, освободить, освободительный.
– Сегодня на уроке мы научимся правильно писать безударный суффикс в глаголах прошедшего времени
и сохранять учебную задачу
IV. Объяснение нового материала.
Наблюдение над языковым материалом.
Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.
– Предлагаю поработать в группах. Составьте предложения, дополнив их данными словами.
Шёл … . Шла … . Шло … . Шли … .
Слова для справок: время, дождь, весна, осадки.
– Проверим, что получилось.
– Что заметили? Какие окончания вы выделяете у глаголов прошедшего времени?
Шёл£ дождь. Шл весна. Шл время. Шл осадки.
– Глаголы прошедшего времени связаны с существительными разного рода и числа.
Составляют алгоритм правописания окончаний глаголов прошедшего времени:
1. Найти имя существительное, с которым связан данный глагол.
2. Определить число и род этого существитель- ного.
3. Дописать окончание глагола прошедшего времени.
Осуществлять анализ объектов
Мысл_л, куш_л, закле_л.
– Вставьте пропущенные буквы в данных словах.
– Почему они вызывают при написании сомнение?
– Какая это часть речи? Предложите свой алгоритм написания гласной буквы перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени.
Составляют алгоритм правописания суффиксов глаголов прошедшего времени:
1. Поставить глагол в неопределенную форму.
2. Написать в глаголе прошедшего времени перед суффиксом -л- ту же букву, что и в инфинитиве перед суффиксом -ть.
– Вставьте пропущенные суффиксы, запишите инфинитив, подчеркните буквы перед формообразующими суффиксами. Определите число глаголов и род, где возможно.
Работа по учебнику (упражнение 239)
– Скажите, от основы какой формы глагола и с помощью какого суффикса и окончания образована каждая форма прошедшего времени? Сравните написание букв перед суффиксами -ть и -л- в данных глагольных формах
Делают вывод: прошедшее время глаголов образуется от неопределенной формы глагола при помощи суффикса -л- и родовых окончаний -а, -о или окончания -и множественного числа.
В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л- пишется та же гласная буква, что и перед суффиксом -ть в глаголах неопределенной формы
V. Первичное закрепление знаний.
Работа по учебнику (упражнение 240).
Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий.
– Прочитайте. Образуйте от данных глаголов все формы прошедшего времени.
– Запишите формы глаголов прошедшего времени. Выделите глагольные суффиксы и окончания.
Слышать – слышал£, слышал слышал слышал
Растаять – растаял£, растаял растаял растаял
Осознанно и произвольно строить речевое вы- сказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласо-
Подчеркните буквы глагольных суффиксов перед суффиксами -ть, -л-.
вывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте.
Осуществлять контроль по результату.
Работа по учебнику (упражнение 241)
– Прочитайте. Дошел ли до наших дней славный обычай древних греков?
– Запишите ответы на вопросы.
• Прошедшее время глагола образуется от ___________ при помощи__________ и родовых __________ и окончания ____ во ________________ числе.
• Суффиксы -л- и -ть- служат для образования _______________ и называются ______________.
• В прошедшем времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в ______________
Записывают ответы на вопросы.
Олимпийские игры проходили каждые четыре года в долине около города Олимпии. В них участвовали самые сильные, ловкие и быстрые юноши. Юноши состязались в борьбе, беге, метании диска и молота. Обычай проводить Олимпийские игры для греков был священным, так как в день начала олимпийских игр разом прекращались все войны и начиналась одна общая война – спортивная. Тяжкое наказание грозило тому, кто поднимал меч на своего соседа, пока шли олимпийские состязания.
Выполняют морфологический разбор слова.
(В) борьбе – сущ., в чем?, нач. ф. – борьба, неодушевленное, нарицательное, ж. р., 1-е скл., ед. ч., П. п., дополнение.
Выполняют звуко-буквенный разбор слова «война»
VI. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.
Тест «Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени».
– Обведите в кружок букву правильного ответа. Прочитайте полученное слово.
1. Ребятишки мастерил.. веселых зверей.
2. Таня усадил.. малышей в кружок.
3. Воробей сидел.. на ветке.
4. Молоко вскипел.. на плите.
5. Ворона каркал.. в гнезде.
6. Ученик делал.. уроки.
7. Гости пришл.. на урок.
Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями.
Выполняют тест. Читают слово.
Понимать на слух ответы одноклас-сников. Слушать собеседника.. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Строить монологические высказывания.
Работа по учебнику (упражнение 242).
– Нравится ли вам заниматься спортом? А каким видом спорта вы увлекаетесь? В каких спортивных соревнованиях вам приходилось участвовать? Расскажите о своих спортивных достижениях.
– Составьте текст на любую спортивную тему. Придумайте к нему заголовок. Вы можете воспользоваться для составления текста любыми из данных тем.
– Подготовьтесь рассказать составленный текст.
Адекватно использовать речевые сред-ства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию
Работа в тетради (задание 147).
Организует работу в рабочей тетради.
– Прочитайте. Подчеркните в словах орфограммы.
– Составьте из слов нераспространенные предложения, употребляя глаголы в прошедшем времени. Запишите предложения.
– Выполните устный разбор любого глагола как части речи.
Расцвела – глагол, что сделала? нач. ф. – расцвести, совершенный вид, невозвратный, I спряжение, прошедшее время, ед. ч., ж. р., сказуемое.
Работа в тетради (задание 148)
– Прочитайте. Образуйте от каждого глагола формы прошедшего времени по образцу. Запишите
Светить – светился, светилась, светились.
Баловаться – баловался, баловалась, баловались.
Обидеться – обиделся, обиделась, обиделись.
Одеваться – одевался, одевалась, одевались.
Извиняться – извинялся, извинялась, извинялись
VII. Итог урока. Рефлексия
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– Расскажите о правописании безударного суф-фикса в глаголах прошедшего времени.
– Какие окончания имеют глаголы прошедшего времени?
– Какую цель ставили перед собой?
– Кого из ребят вы можете поблагодарить сегодня за помощь?
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя
Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению правил.
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке
Осуществлять самоконтроль учебной деятельности
– Выполнить задание 149 в рабочей тетради
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы
Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение