Безударные в корне слова правописание корней с чередованием

Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Учебники

Олимпиады

Видео

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Правописание корней с чередующимися гласными

Для того чтобы запомнить правила выбора букв в корнях с чередующимися гласными, нужно разделить эти корни на две группы: первая группа объединяет корни с чередующимися гласными И и Е, вторую группу составляют корни с чередующимися гласными А и О.

I. В корнях БИР/БЕР, ДИР/ДЕР, МИР/МЕР, ПИР/ПЕР, ТИР/ТЕР, БЛЕСТ/БЛИСТ, ЖЕГ/ЖИГ и других буква И пишется только в том случае, если после корня следует суффикс -А-. Например: БЛЕСТЕТЬ – БЛИСТАТЬ, УМЕРЕТЬ – УМИРАТЬ, ВЫТЕРЕТЬ – ВЫТИРАТЬ. Исключением из правила являются слова СОЧЕТАТЬ И СОЧЕТАНИЕ.

II. Написание корней с чередующимися гласными А и О может зависеть от места ударения в слове, от значения слова и от тех букв, которые следуют за чередующейся гласной.

1. От места ударения в слове зависит написание корней ГОР/ГАР, КЛОН/КЛАН, ТВОР/ТВАР, ПЛОВ/ПЛАВ, ЗOР/ЗАР. Под ударением в этих корнях пишется то, что слышится, там ошибку допустить невозможно, а вот гласные, пишущиеся в безударном положении следует выучить наизусть: ГОР, КЛОН, ТВОР, ПЛАВ, ЗАР. Исключения: ВЫГАРКИ, ИЗГАРЬ, ПРИГАРЬ, ПЛОВЕЦ, ПЛОВЧИХА.

2. От значения слова зависит выбор буквы в корнях МАК/МОК и РАВН/РОВН. Слово со значением «погружать в жидкость пишется с буквой А (МАКАТЬ КИСТЬ В КРАСКУ), если же его значение «постепенно пропитываться», то следует писать О (ОБУВЬ ПРОМОКАЕТ). Слово, имеющее значение «гладкий, горизонтальный, прямой», пишется с буквой О (РАЗРОВНЯТЬ ЗЕМЛЮ НА КЛУМБЕ), а слово со значением «одинаковый» следует писать с буквой А (РАВНЕНИЕ ПО РОСТУ, УРАВНОВЕШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК). Исключения: РАВНИНА, РОВЕСНИК, ПОРОВНУ, УРОВЕНЬ.

3. От следующих после чередующихся гласных букв зависит написание корней ЛАГ/ЛОЖ, РАСТ/РАЩ/РОС, КАС/КОСН, СКАК/СКОЧ. Рассмотрите примеры: ПРЕДЛАГАТЬ – ПРЕДЛОЖИТЬ, РАСТЕНИЕ – ВЫРАЩИВАТЬ – ПОДРОСЛИ, КАСАТЬСЯ – КОСНУТЬСЯ, СКАКАТЬ – ВСКОЧИТЬ. Исключения: ОТРАСЛЬ, РОСТОК, РОСТОВЩИК, РОСТОВ, РОСТИСЛАВ и СКАЧОК, СКАЧУ.

1. Небольшой дворянский домик на московский манер, в котором проживала Авдотья Никитишна Кукшина, находился в одной из нововыг _ ревших улиц города. (И. Тургенев. Отцы и дети.)

2. Постой, я был с тобой откровенен, как-то невольно я тебе все сразу выл _ жил, но если что-нибудь до него дойдет, я прямо так и скажу, что ты соврал. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

3. Эрнест грохнул на стойку пустую кружку, выхватил из холодильника бутылку, откупорил ее и накл _ нил над кружкой. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

4. Все мое вн _ мание было обращено на верстовые столбы, которые я замечал издалека, и на облака, прежде рассыпанные по небосклону, которые, приняв зловещие, черные тени, теперь соб _ рались в одну большую, мрачную тучу. (Лев Толстой. Отрочество.)

5. Среди бела дня … убили не кого иного, как главнокомандующего германской армией на Украине, фельдмаршала Эйхгорна, неприк _ сновенного и гордого генерала… (Михаил Булгаков. Белая гвардия.)

6. Пусть совесть … терзает на смертном одре старых р _ стовщиков! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

7. Я почтительно кланяюсь и, оп _ раясь на саблю, говорю: «Я счастлив, великий государь, что мог пролить кровь за свое отечество, и желал бы ум _ реть за него; но ежели ты так милостив, что позволяешь мне просить тебя, прошу об одном – позволь мне уничтожить врага моего, иностранца St.-Jerome’a». (Лев Толстой. Отрочество.)

8. Мне невольно хочется пробежать скорее пустыню отрочества и достигнуть той счастливой поры, когда снова истинно нежное, благородное чувство дружбы ярким светом оз _ рило конец этого возр _ ста и положило начало новой, исполненной прелести и поэзии, поре юности. (Лев Толстой. Отрочество.)

9. Учитель развернул тетрадь и, бережно обм _ кнув перо, красивым почерком написал Володе пять в графе успехов и поведения. (Лев Толстой. Отрочество.)

10. Схватив левой рукой правую, на которой было кольцо, с изумлением осматривалась она, пытая взглядом море и зеленые зар _ сли; но никто не шевелился, никто не притаился в кустах, и в синем, далеко оз _ ренном море не было никакого знака, и румянец покрыл Ассоль, а голоса сердца сказали вещее «да». (Александр Грин. Алые паруса.)

11. С одной стороны дороги – необозримое озимое поле, кое-где перерезанное неглубокими овражками, бл _ стит мокрой землею и зеленью и расст _ лается тенистым ковром до самого горизонта; с другой стороны — осиновая роща, поросшая ореховым и черемушным подседом, как бы в избытке счастия стоит, не шелохнется и медленно роняет с своих обмытых ветвей светлые капли дождя на сухие прошлогодние листья. (Лев Толстой. Отрочество.)

12. Мертвея, Лонгрен накл _ нился и увидел восьмимесячное существо, сосредоточенно взиравшее на его длинную бороду, затем сел, потупился и стал крутить ус. (Александр Грин. Алые паруса.)

13. От всех этих разговоров копился в душе какой-то осадок, непонятно какой. И он не раств _ рялся со временем, а, наоборот, все копился и копился. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

14. Левин вошел на приступки, разбежался сверху сколько мог и пустился вниз, удерживая в непривычном движении р _ вновесие руками. (Лев Толстой. Анна Каренина.)

15. Я ночевал в чулане, и никто не приходил ко мне; только на другой день, то есть в воскресенье, меня перевели в маленькую комнатку, подле классной, и опять зап _ рли. (Лев Толстой. Отрочество.)

16. Она была улыбка, оз _ рявшая все вокруг. (Лев Толстой. Анна Каренина.)

17. Все катавшиеся, казалось, совершенно р _ внодушно обгоняли, догоняли ее, даже говорили с ней и совершенно независимо от нее веселились, пользуясь отличным льдом и хорошею погодой. (Лев Толстой, Анна Каренина.)

18. И здесь р _ стет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей». (Н. М. Карамзин. Бедная Лиза.)

19. Найдя ключи на указанном месте, я хотел уже отп _ рать ящик, как меня остановило желание узнать, какую вещь отп _ рал крошечный ключик, висевший на той же связке. (Лев Толстой. Отрочество.)

20. В противоположном углу г _ рела лампадка перед большим темным образом Николая-чудотворца.(И. Тургенев. Отцы и дети.)

21. …Тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24-го числа непром _ каемые сапоги, был спасителем России. (Лев Толстой. Война и мир.)

22. С рассветом две новые батареи, устроенные в ночи, на р _ внине, занимаемой принцем Экмюльским, откроют огонь по двум противостоящим батареям неприятельским. (Лев Толстой. Война и мир.)

23. Толпа опять разр _ внялась, и дьячок вывел Петю, бледного и не дышащего, к царь-пушке. (Лев Толстой. Война и мир.)

24. Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разг _ ралось общее оживление. (Лев Толстой. Война и мир.)

25. Чуть не съехавшая на крыло Мария завизжала от страха, но самолет быстро выр _ внялся. (В. Пелевин. Чапаев и пустота.)

26. И если уж кто нюхает табак, с какой предупредительностью он угощает им и с каким радушием предл _ гает его направо и налево! (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

27. Тогда расступился тесный кружок торговок; но когда молодой человек из него выск _ чил, старуха закричала ему вслед …(Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)

28. Возле нашего дома находился ров … и мы … бывало, взапуски стараемся через него переск _ чить. (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

29. Такое же решение приняла и ваша сестра: она намерена уйти в монастырь, благодать к _ снулась нас одновременно. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

30. И довольно долго все эти люди молча смотрели на далекое разг _ равшееся пламя нового пожара. (Лев Толстой. Война и мир.)

31. Лиза возвратилась в хижину свою совсем не в таком распол _ жении, в каком из нее вышла. (Н. М. Карамзин. Бедная Лиза.)

32. Да и можно ли ждать совершенства в столь нежном возр _ сте? (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

33. Из зар _ сли поднялся корабль; он всплыл и остановился по самой середине з _ ри. (Александр Грин. Алые паруса.)

34. Два часа по нему стреляли, попасть не могли. Два часа он мертвым притв _ рялся. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

35. Он не допускал даже возможности ср _ внения между женой и Фенечкой, но он пожалел о том, что она вздумала его отыскивать. (И. Тургенев. Отцы и дети.)

36. Блеск их деяний, что озаряет и нас, нал _ гает на нас обязанность воздавать им такую же честь… (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан или Каменный гость.)

37. З _ ря уже занималась, когда он окончил свою работу, – то было письмо к Ирине. (И. Тургенев. Отцы и дети.)

38. Долго я смотрел на Машу, которая, лежа на сундуке, ут _ рала слезы своей косынкой, и, всячески стараясь изменять свой взгляд на Василья, я хотел найти ту точку зрения, с которой он мог казаться ей столь привлекательным. (Лев Толстой. Отрочество.)

39. …Я-то прекрасно понимаю, что этот мир, который мы видим, не мог же выр _ сти, как гриб, за одну ночь. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

40. Итак, как сказано, студент Ансельм впал … в мечтательную апатию, делавшую его нечувствительным ко всяким внешним прик _ сновениям обыкновенной жизни. (Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)

41. Шпигельберг, в продолжение всего разговора сидевший в углу, … стремительно вск _ кивает… (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

42. Большой покинутый деревянный город необходимо должен был сг _ реть. (Лев Толстой. Война и мир.)

43. Ее доверие к старой Лизе р _ сло с каждым днем… (Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)

44. Сев за стол, я придвинул к себе стопку бумаг, обм _ кнул перо в чернильницу и крупными буквами вывел в верхней части листа: «Осторожно, двери закрываются! Следующая станция «Динамо»!» (В. Пелевин. Омон Ра.)

45. Вот тут бы ты посмотрел на него, как он с двумя пистолетами в руках подск _ кал к карете! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

46. …У меня на этот счет честолюбие завоевателя, который всегда летит от победы к победе и не в силах пол _ жить предел своим вожделениям. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

47. А то ли еще будет, когда великолепные р _ стки достигнут полной зрелости! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

48. Черные лайковые перчатки к _ сались вытертого шевиота, и глаза у толкаемого были совершенно стеклянными. (Михаил Булгаков. Белая гвардия.)

49. Сейчас ск _ чи туда и скажи, что я с него голову сниму, чтобы через неделю всё было. (Лев Толстой. Война и мир.)

50. Он все это видел, все учитывал, и стоило скрюченному Артуру хоть на шаг укл _ ниться от направления, как рот Рэдрика сам собой раскрывался и хриплый предостерегающий оклик сам собой вылетал из глотки. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

Упражнение подготовили И. Каменев, Р. Лозовский и Б. А. Панов («Лига Школ»).

2.3. Правописание гласных в корне

Правописание гласных в корне включает пять типов правил:

1) правописание безударных гласных;
2) правописание корней с чередованием гласных;
3) употребление э ;
4) правописание гласных после шипящих и ц ;
5) употребление ы/и после приставок.

Правила 4–5 рассмотрены нами в п. 1.5, 1.8, 1.9, 1.12, 1.13. В данном пункте остановимся более подробно на тех, что не подвергались анализу.

2.3.1. Правописание безударных гласных в корне

ПравилоПримеры
1. В безударном положении употребляется та буква, которая пишется в том же слоге, когда она находится под ударением.Гром о здиться – гром о́ здкий, вообр а жать, обр а з – обр а́ зчик, раздр а жать – др а́ знит, ум о лять – м о́ лит, ум а лять – м а́л ый.
2. Если под ударением пишется ё , то без ударения в том же слоге пишется е .Ч ё ркать – ч е ркнуть, п ё стрый – исп е щрить, тв ё рдый – затв е рдеть.
3. В словах старославянского происхождения в безударном положении пишется неполногласное сочетание с одним гласным а–ра, ла ; в параллельных исконно русских словах пишется полногласное сочетание с двумя гласными о–оро, оло .Б р а зды – б о р о зда, об л а ко – об о л о чка, ох л а ждение – х о л о д, возг л а с – г о л о с, ог р а да – ог о р о дить, г л а ва – г о л о ва, сок р а щать – к о р о ткий.
4. Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю).Возр а жать, нав а ждение, а ромат, п а норама, л а б и ринт, л о т е рея, б е тон, к а стрюля, пр и в и легия, эт и кет.

2) Имена существительные к а мпания и к о мпания различаются по значению.

3) Гласные о–а в корнях глаголов нельзя проверять при помощи формы несовершенного вида на -ывать ( -ивать ), ср.: раск о лет – раск а лывать, гов о рить – разгов а ривать.

4) В некоторых заимствованных словах с выделявшимся в прошлом суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные относятся к разным по происхождению суффиксам, ср.:

Примечание. Читайте также о способах проверки безударных гласных в корне на странице: Как проверить слова с безударными гласными в корне?

2.3.2. Правописание корней с чередованием гласных

Корни с чередующимися гласными А / О

1. Зависимость от ударения

КорниПравилоПримерыИсключения
Гар-/гор-Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а или о ), в безударном положении пишется о .Заг а́ р – заг о релый, уг о реть, пог о релец.Приг а рь, изг а рь, выг а рки.
Клан-/клон-Кл а́ няться, покло́н – покл о ниться, скл о нять, накл о нение, скл о нение.
Твар-/твор-Тв а́ рь, тво́рчество – тв о рить, сотв о рить, претв о рить, притв о риться.Утв а рь.
Зар-/зор-Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а или о ), в безударном положении пишется а .З а́ рево, з о́ рька – з а ря, з а рница, оз а рять.З о ревать, з о рянка.
Плав-/плов-Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а , о , или ы ), в безударном положении пишется а .Пл а́ вать, пл ы́ ть – пл а вучесть, попл а вок, жук-пл а вунец.Пл о вец, пл о вчиха;
пл ы вуны

2. Зависимость от конечных согласных корня

КорниПравилоПримерыИсключения
Раст-
Ращ-/рос-
Перед ст и щ пишется а , перед с пишется о .Р а ст и, р а ст ение, выр а щ ивать, нар а щ ение – выр о с ший, зар о с ли, пор о с ль.а) Р о стов, Р о стислав, р о сток, р о стовщик, выр о сток (и производные от них, например: р о стовщический).
б) отр а сль (и производные от них, например: отр а слевой).
Скак-/скоч-Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а или о ), в безударном положении перед к пишется а , перед ч пишется о .Ск а к ать, проск а к ать, на ск а к у – выск о ч ка, заск о ч ить, выск о ч ить.Ск а чу, ск а чок, ск а чи, вск а чь.
Лаг-/лож-Перед г пишется а , перед ж пишется о .Сл а г аемое, пол а г ать, разл а г ать – сл о ж ить, пол о ж ить, разл о ж ить.Пол о г.

3. Зависимость от наличия суффикса -а-

КорниПравилоПримеры
Кас-/кос-Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется а , если суффикса нет, то в корне пишется о .К а с а ться, к а с а тельная – к о снуться, прик о снуться.

4. Зависимость от значения

КорниПравилоПримерыИсключения
Мак-/мок-Корень мак- ( мач- ) пишется в словах, имеющих значение «погружать в жидкость».
Корень мок- ( моч- ) пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость, становиться мокрым».
Обм а кнуть перо в чернила («погрузить»), м а кать хлеб в сметану («погружать») – пром о кнуть пятно («пропустить жидкость»), пром о кательная бумага («пропускающая жидкость»), см о чить («сделать мокрым»).
Равн-/ровн-Корень равн- пишется в словах, имеющих значение «одинаковый, наравне, равный».
Корень ровн- пишется в словах, имеющих значение «гладкий, прямой».
Пор а вняться («оказаться на одной линии, в одинаковом положении»), ур а внение («математическое равенство») – подр о внять кусты («сделать ровными»), разр о внять песок («сделать ровным, гладким»).Р а внина, пор о вну, ур о вень, р о весник.

Корни с чередующимися гласными И / Е

Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется и , если суффикса нет, то в корне пишется е .

.

Выч и т а ть – выч е ты.

Исключения: соч е тание, соч е тать, ч е та.

КорниПравилоПримеры
Бир-/бер-Заб и р а ть – заб е ру.
Жиг-/жег-Выж и г а ть – выж е гший.
Стил-/стел-Заст и л а ть – пост е лить.
Блист-/блест-Бл и ст а ть – бл е стеть.
Мир-/мер-Ум и р а ть – ум е реть.
Тир-/тер-Ст и р а ть – ст е реть.
Дир-/дер-Разд и р а ть – разд е рёт.
Пир-/пер-Зап и р а ть – зап е реть.
Чит-/чет-

Вым и рать – вым е реть, зам и рать – зам е реть.

М и р, м и рный, усм и рять.

М е рить, изм е рять, прим е рять платье, м е рило.

Зап и рать – зап е реть, отп и рать – отп е реть, вып и рать – вып е реть.

В словах с корнем пир- со значением «обильное угощение, пиршество» всегда пишется и .

Чередование A(Я) / им(ин)

КорниПравилоПримеры
Корни с чередованием а(я) / им(ин) Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется им ( ин ), если суффикса нет, то в корне пишется а / я .Пож им а ть – пож а ть, наж им а ть – наж а ть, разм ин а ть – разм я ть, пон им а ть – пон я ть, нач ин а ть – нач а ть, пом ин а ть – пам я ть.

2.3.3. Употребление буквы Э

Как отмечалось (см. п. 1.5), гласная буква е используется, прежде всего, после мягких согласных и в начале слова, после гласных, если обозначает два звука [ j ] + гласный ( е да, кра е вед).

В то же время по традиции во многих словах после твёрдых согласных и после гласных (там, где нет звука [ j ] ) также пишется е , а не э .

При выборе гласной следует пользоваться следующими правилами:

Чередующиеся гласные в корне слова. Таблица

Чередующиеся глас­ные в корне — это заме­на глас­ных «а» и «о», «и» и «е» в раз­ных фор­мах одно­го и того же сло­ва или в род­ствен­ных сло­вах. Таблица с при­ме­ра­ми и исклю­че­ни­я­ми помо­жет усво­ить пра­ви­ло напи­са­ния чере­ду­ю­щих­ся гласных.

КореньПравилоПримеры
-Г А Р-
-Г О Р-
Под уда­ре­ни­ем пишет­ся А ,
без уда­ре­ния — О
Уг а́ рный, заг а́ р
заг о ре́лый, пог о ре́лец
Исключение: вы́гарки, и́згарь, при́гарь
-КЛ А Н-
-КЛ О Н-
Без уда­ре­ния пишет­ся бук­ва О ,
под уда­ре­ни­ем то, что слышится
кл а́ нять­ся
скл о не́ние, укл о́ н,
накл о ни́ться
-ТВ А Р-
-ТВ О Р-
Без уда­ре­ния пишет­ся бук­ва О ,
под уда­ре­ни­ем в соот­вет­ствии с произношением
тв а рь, сотв о ри́ть,
затв о́ р, притв о́ р
Исключение: у́тварь
-З А Р-
-З О Р-
Без уда­ре­ния пишет­ся А ,
под уда­ре­ни­ем то, что слышится
з а рни́ца, з а́ рево
з о́ ри, з о́ рень­ка
-ПЛ А В-
-ПЛ О В-
Всегда пишет­ся бук­ва А ,
кро­ме двух слов
спл а вля́ть, попл а во́к, пл а ву́честь
пл о ве́ц, пл о вчи́ха
-К А С-
-К О С-
Буква А пишет­ся, если за кор­нем сле­ду­ет -а- ,
О – в осталь­ных случаях
к а с а ние, к а с а тель­ная
к о снись, прик о сно­ве­ние
-М А К-
-М О К-
Буква А пишет­ся в корне со зна­че­ни­ем «погру­жать в жид­кость»,
бук­ва О — «про­пус­кать, впи­ты­вать жидкость»
м а кать
вым о кнуть, нам о кнуть
-Р А ВН-
-Р О ВН-
А пишет­ся в корне, име­ю­щем зна­че­ние «оди­на­ко­вый, рав­ный, сходный»,
О — при зна­че­нии «ров­ный, пря­мой, гладкий»
р а вно­пра­вие, ср а внять (счет)
подр о внять
Исключение: рав­ни­на,
уро­вень, поравняться,
поровну
-Р А СТ-
-Р А Щ-
-Р О С-
Буква А пишет­ся перед ст, щ,
О — перед осталь­ны­ми буквами
отр а сти, нар а щен­ный, пор о сль
Исключение: отрасль,
росток, ростовщик,
Ростов, Ростислав
-СК А К-
-СК О Ч-
Буква А пишет­ся перед к,
О — перед ч
ск а кал­ка, выск о чка
Исключение: ска­чок,
лич­ные формы
гла­го­ла ска­кать –
ска­чу
и пр.
-Л А Г-
-Л О Ж-
Буква А пишет­ся перед г,
О — перед ж
пол а гать, обл а гать
отл о жить, обл о жение
-Б Е Р-/-Б И Р-
-Д Е Р-/-Д И Р-
-М Е Р-/-М И Р-
-П Е Р-/-П И Р-
-Т Е Р-/-Т И Р-
-Ж Е Г-/-Ж И Г-
-БЛ Е СТ-/-БЛ И СТ-
-СТ Е Л-/-СТ И Л-
-Ч Е Т-/-Ч И Т-
Буква И пишет­ся, если за кор­нем сле­ду­ет -а- ,
Е — в осталь­ных случаях
наб и р а ть — наб е ру
отд и р а ть — отд е решь
отм и р а ть — отм е реть
отп и р а ть — отп е реть
ст и р а ть — ст е реть
приж и г а ть — приж ё г
бл и ст а ть — бл е стя­щий
заст и л а ть — заст е лить
выч и т а ть — выч е ты
— ИМ -/- А ( Я )
— ИН -/- А ( Я )-
Сочетание -ИМ- или -ИН- пишет­ся, если за кор­нем сле­ду­ет -а-переж им а ть — переж а ть
зан им а ть — зан я ть
нач ин а ть — нач а ть

Чередующиеся глас­ные «о» или «а», «и» или «е» в корне слов пишут­ся в зави­си­мо­сти от раз­ных условий:

  • места уда­ре­ния (гар-/гор-, клан-/клон-, твар-/твор-, зар-зор-);
  • нали­чия или отсут­ствия суф­фик­са -а- после кор­ня (кас-/кос-, бер-/бир-, мер-/мир- и пр.);
  • конеч­ной бук­вы кор­ня (скак-/скоч-, раст-/ ращ-, рос-);
  • смыс­ло­вых раз­ли­чий (равн-/ровн-, мак-/моч-).

Безударные глас­ные в корне с чере­до­ва­ни­ем невоз­мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем, изме­нив грам­ма­ти­че­скую фор­му сло­ва или подо­брав род­ствен­ное сло­во. В таких сло­вах в удар­ном поло­же­нии пишет­ся та глас­ная, кото­рая слышится.

Написание без­удар­ных чере­ду­ю­щих­ся глас­ных в корне выби­ра­ем в соот­вет­ствии с орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом рус­ско­го язы­ка. Наглядно пред­ста­вим в таб­ли­це пра­ви­ло, при­ме­ры напи­са­ния чере­ду­ю­щих­ся глас­ных в корне слов и исключения.

Видеоурок «Чередующиеся безударные гласные в корне»


источники:

http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/39-kurs_russkogo_yazyka_fonetika__slovoobrazovanie__morfologiya_i_orfografiya/stages/646-

http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/chereduyuschiesya-glasnye-v-korne.html