Безударный глагольный суффикс прошедшего времени

Правописание суффиксов глаголов

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

О чем эта статья:

Понятие суффикса

Суффикс — часть слова, которая расположена обычно после корня.

У суффиксов есть две функции:

  • словообразовательная — образование новых слов;
  • формообразующая — образование новых форм одного и того же слова.

Знать особенности глагольных суффиксов нужно, чтобы правильно писать. Обычно затруднения вызывают безударные гласные в суффиксах и перед ними.

Словообразовательные суффиксы глаголов

Суффиксы -ова-/ева-, -ыва-/-ива-

Суффиксы -ова-/-ева- и -ыва-/-ива- образуют глаголы несовершенного вида:

Чтобы не ошибиться в выборе букв «о», «е» или «ы», «и», нужно запомнить правило правописания суффиксов глаголов.

Если в форме 1 лица единственного числа настоящего (будущего) времени глагол оканчивается на -ую/-юю, то в неопределенной форме и в прошедшем времени в нем пишется суффикс-ова- или -ева-.

Если в форме 1 лица глагол заканчивается на неударяемое -иваю/-ываю, то в неопределенной форме и в форме прошедшего времени пишется суффикс -ыва-/-ива-.

Как применить это правило:

  • я распробую— распро́бовать, распро́бовал;
  • запаздываю — запа́здывать, запа́здывал.

Глаголы с древним корнем -вед- («знать») могут сочетаться с разными суффиксами:

Суффикс -ва-

Правописание суффикса -ва- не вызывает затруднений, потому что гласная в нем находится под ударением. Проблемы обычно возникают с безударной гласной основы, которая стоит перед суффиксом:

  • разбить → разб_ва́ть;
  • созреть → созр_ва́ть.

Перед суффиксом -ва- всегда пишется та гласная, которая слышится в корне производящего слова под ударением.

Буквы «е», «ё», «и» в суффиксах глаголов

В суффиксах глаголов после шипящих пишутся буквы «е», «ё»:

В безударных суффиксах пишутся буквы «и» или «е» у глаголов с приставками о-бес/о-без-. Переходные глаголы; пишутся с суффиксом -и-, а непереходные — с суффиксом -е-. Вот так:

Формообразующие суффиксы глаголов

Суффикс -л-

Глаголы прошедшего времени изъявительного наклонения и условного наклонения имеют суффикс -л-, который присоединяется к основе неопределенной формы:

  • узнать — узналновость; узналбы поточнее.

Перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что стоит перед -ть в неопределенной форме глагола.

Чтобы правильно написать безударный суффикс -я- перед формообразующим суффиксом -л-, запомним список глаголов:

Нулевой суффикс

Формообразующий нулевой суффикс можно встретить в нескольких глагольных формах:

  • повелительном наклонении — читай, пой, сядь;
  • условном наклонении (мужской род, единственное число) — вез бы, высох бы;
  • изъявительном наклонении (прошедшее время, мужской род, единственное число) — унес, сох.

Постфикс -ся (-сь)

С помощью постфикса -ся (-сь) образуются возвратные глаголы:

Морфема -ся пишется после согласных, а -сь после гласных основы.

Таблица с суффиксами глаголов

Словообразующие суффиксы глаголов — разнообразная группа, каждый из них используется в своем случае. Разобраться в правописании суффиксов глаголов поможет таблица.

Суффикс

Правила написания суффикса

Используются как в неопределенной форме, так и в прошедшем времени, когда в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени глагол оканчивается на -ую (-юю):

балую — баловать, беседую — беседовать.

Используются как в неопределенной форме, так и в прошедшем времени, когда в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени глагол оканчивается на -иваю или -ываю:

Этот суффикс всегда под ударением. Чтобы понять, что перед нами именно суффикс -ва-, нужно выделить корень слова: если е, о, ы или и в нем не сохраняются, нужно действовать по правилам выше. Если сохраняются, то это как раз суффикс -ва-:

В глаголах после шипящих под ударением всегда пишется ё, без ударения — е:

Используются в тех глаголах, которые образованы от существительных:

лед — леденеть (стать как лед самому), леденить (покрывать льдом кого-то или что-то).

Эти суффиксы зависят от переходности или непереходности глагола. Если он переходный, то пишется суффикс и (обескровить), а если непереходный — то е (обескроветь).

Вот алгоритм, по которому можно проверить написание безударных гласных в суффиксах глаголов и перед ними.

«Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок русского языка
УМК «Перспективная начальная школа»
4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
4_klass.doc83 КБ
prilozhenie_2.doc19.5 КБ
prilozhenie.doc19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

УМК «Перспективная начальная школа»

МБОУ «Прохоровская гимназия» Прохоровского района Белгородской области

Учитель: Чеботарева Елена Алексеевна

Тип урока: первичное предъявление новых знаний

Тема: «Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени».

Цель: обеспечить условия для формирования у учащихся навыка правописания безударных суффиксов глаголов прошедшего времени.

  • Формирование речевых, творческих и коммуникативных компетенции обучающихся, познавательных УУД;
  • Создание мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды;
  • Развитие умения работать в группах, навыка работы со словарями, самоконтроля и самооценки.

Предполагаемые результаты формирования универсальных учебных действий:

  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • способность к итоговому и пооперационному самоконтролю.
  • самостоятельно формулировать тему и цели урока, составлять план
  • решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану,
  • корректировать свою деятельность, сверяя свои действия с целью;
  • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения.
  • умение применять орфографическое правило написания безударных суффиксов глаголов прошедшего времени.
  • умение проверять написанное;
  • умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как часть слова – суффикс, часть речи – глагол.

Х О Д У Р О К А

а) Создание проблемной ситуации

Цель деятельности учителя:

— подвести учащихся к выводу темы урока и наметить его задачи

— подготовка учащихся к продуктивной работе через позитивный настрой

— создание проблемной ситуации для постановки учебной задачи;

-активизация познавательных УУД

Цель деятельности учащихся:

— определить тему урока, наметить учебные задачи в соответствие с ней и спланировать свою деятельность

-побуждающий от проблемной ситуации диалог.

– Поприветствуйте гостей, проверьте, все у вас ли готово к уроку?

– Послушайте стихотворение и предположите, какая часть речи интересует нас на сегодняшнем уроке:

Мне их выучить пустяк!

У меня свой метод!

Применяется он так,

(Новый метод этот):

Я и прыгал! Я и пел!

Я и топал! И летел!

– Что такое глагол?

– Как изменяется глагол? (по временам, числам)

– Как называют изменение глагола по временам и числам?

– Сколько спряжений знаете?

– Как узнать, какого спряжения глагол?

– Что вам известно про суффикс –л– ?

– Как проверить написание безударного суффикса глагола прошедшего времени?

– В чем возникло затруднение? Чего не знаем? Какую цель поставим? (научиться писать безуд. суфф. глаг. прош. вр.)

– Как ее достичь? Давайте составим план урока:

  1. словарная работа
  2. чистописание
  3. работа над новым материалом
  4. работа по учебнику
  5. физминутка/игра
  6. работа в парах
  7. работа в группах
  8. итог урока

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

-развивать орфографию и каллиграфию.

-постановка детей в ситуацию определения учебной задачи и поиска рационального ее решения.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

— повторить словарные слова,

— отработать письмо буквы «е».

1. Словарная работа:

– Посмотрите на доску и сформулируйте задание:

Биседа, винигред, жилезо, призидент, путешествие, сикрет.

ВЗАИМОПРОВЕРКА по словарю «Пиши правильно» у. 2 ч. с. 126

– Какое слов «лишнее»? Что общего у этих слов? (В месте ошибки – е )

– Что знаете о букве е ? Какую букву будем прописывать? Зачем нам чистописание?

2. Чистописание: Ее

– Какого спряжения будет глагол, если в его личных окончаниях стоит букве е ?

– Какого спряжения глагол терпеть ?

– Назовите глаголы-исключения 2 спряжения,

– Назовите глаголы-исключения 1 спряжения.

Изучение учебного материала.

Открытие новых знаний.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

-получает возможность задуматься.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

-способствовать обсуждению проекта решения учебной задачи.

-формировать знания о фразеологических оборотах,

-развивать способности к анализу, синтезу.

– Какие из данных глаголов надо рассмотреть, работая по теме урока

– Почему? (глаголы прошедш. вр. с пропущенным безударным суффиксом)

– Как его проверить? Как узнать?

2. Новый материал: У. с. 95 упр. 69.

Читаем задание: Прочитай предложения. (Читаем). В каком времени стоят все глаголы в предложениях? (В прошедшем времени). Надо ли определять спряжение глагола прошедшего времени, чтобы правильно написать его безударный суффикс? (Кто-то знает?) Посмотри объяснение на плакате!

У. с. 96 плакат Летучей мыши (правило) .

– Нужно ли определять спряжение глагола, чтобы правильно написать безударный суффикс в прошедшем времени? (Нет)

– Что достаточно что знать? (Как пишется его начальная форма)

Коллективное обсуждение. Запись.

1. Мальчик выбежал на крыльцо.

2. Во дворе ла я ла собака. (Какой глагольный суффикс в нач. форме? Если не знаем, как узнать?)

3.Бабушка приех а ла в гости.

4. Отец достро и л баню.

5. Я увид е л кошку.

6. Кошка выгляд е ла неплохо.

7. Они зате я ли недоброе.

Вы будете выполнять те действия, которые я называю с помощью глаголов прошедшего времени:

Встанем, все встаем, встали, поднимем руки вверх, поднимаем руки вверх, подняли руки вверх, опускаем, опустили. Посмотрели на меня, выполним гимнастику для глаз, выполнили гимнастику для глаз, сели.

Включение нового знания в систему знаний и повторение

Постановка целей и задач урока через коммуникативное общение учащихся в группах.

Самостоятельное ознакомление с материалом

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

-учиться понимать значение фразеологизма, правильно употреблять их в речи.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

-создать условия для формирования познавательных УУД: осмысление понятия, значения и правильного употребления фразеологизма в речи.

-развивать умение работать в группах, выполнять самоконтроль и самооценку.

— дать возможность каждому ребёнку почувствовать свою значимость в коллективе.

-самостоятельная деятельность уч-ся,

— работа со справочным материалом.

Родиной самовара считается Тула. В 1778 году был изготовлен первый тульский самовар. Он стал символом добра и домашнего уюта.

  1. Работа в парах (Демонстрируется картинка САПОГИ – предположите, как будем работать дальше? – «Два сапога – пара», работа в парах)

Время работы: 2 минуты.

Инструкция: договоритесь, кто записывает начальную форму глагола, кто – форму прошедшего времени, безударные суффиксы выделяйте.

Обид…, закле…, куш…, хлоп…, прыг…, трог…, мысл…, увид…, слуш…, брос…

П Р О В Е Р К А (хором)

  1. Работа в группах Т.1 с. 44, упр. 47

Поставить глаголы в скобках в форму единственного числа мужского рода. Выделить глагольный суффикс и суффикс глагола прошедшего времени.

Словарь образования слов у.ч.2 с. 157 Самовар – сам + вар/ит + соед. глас. (о)

— Сравните глагольные суффиксы в начальной форме глагола и в форме прошедшего времени.

— Какой можем сделать вывод?

П Р О В Е Р К А (индивидуально у каждой группы)

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

— осознать степень усвоения учебного материала и дать оценку деятельности своей и класса.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

-вызвать у детей чувство удовлетворённости результатами.

— формировать самооценку учащихся

Задача: содействовать осознанию учебной деятельности.

Подведем итоги, используя глаголы прошедшего времени:

– Чему научились на уроке?

Научился, узнал, понял, удивился, было, смотрел, работал, писал, объяснил
– Цели достигли?

Проверим: объясните, какой безударный суффикс надо написать в словах:

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНОГО СУФФИКСА В ГЛАГОЛАХ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ.

Урок 147 Тема: Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.

Освоение нового материала, развитие речи

Создать условия для ознакомления с правилом написания безударного суффикса в глаголах прошедшего времени;
совершенствовать умение образовывать глаголы прошедшего времени от неопределенной формы глагола; способствовать развитию навыка составления текста на спортивную тему; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты

Познакомятся с правилом написания безударного суффикса в глаголах прошедшего времени; научатся объяснять способ образования глаголов прошедшего времени; правильно писать безударный суффикс в глаголах прошедшего времени; образовывать глаголы прошедшего времени от неопределенной формы глагола; выполнять морфологический разбор слова; составлять текст на спортивную тему

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов
решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: читать вслух и про себя текст учебника, понимать прочитанное; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения;
понимать точку зрения другого

Осознавать потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка; понимать значение ценностей: «благородство», «дружба», «понимание», «сочувствие»; осознанно
готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности учащегося

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания (учебник, упражнение 236).

– Прочитайте предложения, ставя глаголы из скобок в форму прошедшего времени и вставляя пропущенные буквы. Назовите окончания глаголов.

Облако проплыл Сирень отцвел Такси подъ-ехал Помидоры покраснел Картофель сварил£ся. Самолет взлетел£. Пшеница поспел Мышь пробежал Телефон зазвонил£. Радио
заговорил

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осознанно

– Прочитайте составленные распространенные предложения.

Распространяют любое предложение второсте-пенными членами. Читают составленное пред-
ложение.

В саду отцвела душистая сирень.

Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, задание 145).

– Прочитайте отрывок стихотворения В. Лунина. Что дано в скобках: предлоги? приставки? Где
пропущены запятые?

– Как можно продолжить текст?

Читают текст. Называют предлоги и изученные орфограммы.

Влетел в окошко,

Возле меня полежал немножко,

Потом уселся на ухо кошки,

Потом попил компот из ложки…

– Запишите буквосочетания и слова.

– Спишите предложения, вставляя пропущенные орфограммы.

Еще не растаял снег, а на солнцепеке и на сухих местах уже высыхают прошлогодняя трава,
листья, хвоя, мхи. Всё это легко загорается. Берегите лес от пожаров!

Работа над словами с непроверяемым
написанием

СВОБОДА – отсутствие всего того, что мешает жизни и деятельности, отсутствие ограничений. Слово «свобода» когда-то было родственно слову СВОЙ. Изначально СВОБОДА – «своё, собственное, отдельное от других положение. СВОБОДА – СВОЙ = «своё, собственное, отдельное от других положение». Однокоренные слова : свободушка, освободитель, свободный, освободительница, освободить, освободительный.

Синонимы : независимость, воля, приволье, раздолье.

Антонимы : гнёт, неволя, рабство, угнетение.

III. Сообщение темы
урока.

Определение целей урока

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные
слова

– Сегодня на уроке мы научимся правильно писать безударный суффикс в глаголах прошедшего времени

и сохранять учебную
задачу

IV. Объяснение нового
материала.

Наблюдение над языковым материалом.

Организует работу по теме урока. Объясняет
новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Предлагаю поработать в группах. Составьте предложения, дополнив их данными словами.

Шёл … . Шла … . Шло … . Шли … .

Слова для справок: время, дождь, весна, осадки.

– Проверим, что получилось.

– Что заметили? Какие окончания вы выделяете
у глаголов прошедшего времени?

Шёл£ дождь. Шл весна. Шл время. Шл
осадки.

– Глаголы прошедшего времени связаны с существительными разного рода и числа.

Составляют алгоритм правописания окончаний глаголов прошедшего времени:

1. Найти имя существительное, с которым связан данный глагол.

2. Определить число и род этого существитель-
ного.

3. Дописать окончание глагола прошедшего
времени.

Осуществлять анализ
объектов

Мысл_л, куш_л, закле_л.

– Вставьте пропущенные буквы в данных словах.

– Почему они вызывают при написании сомнение?

– Какая это часть речи? Предложите свой алгоритм написания гласной буквы перед суффиксом
-л- в глаголах прошедшего времени.

Составляют алгоритм правописания суффиксов глаголов прошедшего времени:

1. Поставить глагол в неопределенную форму.

2. Написать в глаголе прошедшего времени перед суффиксом -л- ту же букву, что и в инфинитиве
перед суффиксом -ть.

– Вставьте пропущенные суффиксы, запишите инфинитив, подчеркните буквы перед формообразующими суффиксами. Определите число глаголов и род, где возможно.

Работа по учебнику (упражнение 239)

– Скажите, от основы какой формы глагола и с помощью какого суффикса и окончания образована каждая форма прошедшего времени? Сравните написание букв перед суффиксами -ть и -л- в данных глагольных формах

Делают вывод: прошедшее время глаголов образуется от неопределенной формы глагола при помощи суффикса -л- и родовых окончаний -а, -о
или окончания -и множественного числа.

В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л- пишется та же гласная буква, что и перед суффиксом -ть в глаголах неопределенной формы

V. Первичное закрепление знаний.

Работа по учебнику (упражнение 240).

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий.

– Прочитайте. Образуйте от данных глаголов все формы прошедшего времени.

– Запишите формы глаголов прошедшего времени. Выделите глагольные суффиксы и окончания.

Слышать – слышал£, слышал слышал слышал

Растаять – растаял£, растаял растаял растаял

Осознанно
и произвольно строить
речевое вы-
сказывание
в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласо-

Подчеркните буквы глагольных суффиксов перед суффиксами -ть, -л-.

Поздравить – поздравил£, поздравил
поздравил поздравил

Ответить – ответил£, ответил ответил ответил

Увидеть – увидел£, увидел увидел увидел

Ужалить – ужалил£, ужалил ужалил ужалил

Чистить – чистил£, чистил чистил чистил

Наклеить – наклеил£, наклеил наклеил
наклеил

вывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте.

Осуществлять
контроль
по результату.

Работа по учебнику (упражнение 241)

– Прочитайте. Дошел ли до наших дней славный обычай древних греков?

– Запишите ответы на вопросы.

• Прошедшее время глагола образуется от ___________ при помощи__________ и родовых __________ и окончания ____ во ________________ числе.

• Суффиксы -л- и -ть- служат для образования
_______________ и называются ______________.

• В прошедшем времени перед суффиксом -л-
пишется та же буква, что и в ______________

Записывают ответы на вопросы.

Олимпийские игры проходили каждые четыре года в долине около города Олимпии. В них участвовали самые сильные, ловкие и быстрые юноши. Юноши состязались в борьбе, беге, метании диска и молота. Обычай проводить Олимпийские игры для греков был священным, так как в день
начала олимпийских игр разом прекращались все войны и начиналась одна общая война – спортивная. Тяжкое наказание грозило тому, кто поднимал меч на своего соседа, пока шли олимпийские состязания.

Выполняют морфологический разбор слова.

(В) борьбе – сущ., в чем?, нач. ф. – борьба, неодушевленное, нарицательное, ж. р., 1-е скл., ед. ч., П. п., дополнение.

Выполняют звуко-буквенный разбор слова
«война»

VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Тест «Правописание окончаний глаголов
в прошедшем времени».

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

Проводит тест на карточках.

– Обведите в кружок букву правильного ответа. Прочитайте полученное слово.

1. Ребятишки мастерил.. веселых зверей.

2. Таня усадил.. малышей в кружок.

3. Воробей сидел.. на ветке.

4. Молоко вскипел.. на плите.

5. Ворона каркал.. в гнезде.

6. Ученик делал.. уроки.

7. Гости пришл.. на урок.

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями.

Выполняют тест. Читают слово.

Понимать
на слух ответы одноклас-сников. Слушать собеседника.. Аргументировать свою точку зрения.
Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Строить монологические высказывания.

Работа по учебнику (упражнение 242).

– Нравится ли вам заниматься спортом? А каким видом спорта вы увлекаетесь? В каких спортивных соревнованиях вам приходилось участвовать? Расскажите о своих спортивных достижениях.

– Составьте текст на любую спортивную тему. Придумайте к нему заголовок. Вы можете воспользоваться для составления текста любыми из данных тем.

– Подготовьтесь рассказать составленный текст.

Адекватно использовать речевые сред-ства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию

Работа в тетради (задание 147).

Организует работу в рабочей тетради.

– Прочитайте. Подчеркните в словах орфограммы.

– Составьте из слов нераспространенные предложения, употребляя глаголы в прошедшем времени. Запишите предложения.

– Выполните устный разбор любого глагола как части речи.

Расцвела сирень. Подрумянился картофель. Подъ-ехало такси. Пробежала мышь. Начался спектакль. Сварилось варенье. Друзья помирились.
Кафе открылось.

Выполняют морфологический разбор глагола.

Расцвела – глагол, что сделала? нач. ф. – расцвести, совершенный вид, невозвратный, I спряжение, прошедшее время, ед. ч., ж. р., сказуемое.

Работа в тетради (задание 148)

– Прочитайте. Образуйте от каждого глагола формы прошедшего времени по образцу. Запишите

Светить – светился, светилась, светились.

Баловаться – баловался, баловалась, баловались.

Обидеться – обиделся, обиделась, обиделись.

Одеваться – одевался, одевалась, одевались.

Извиняться – извинялся, извинялась, извинялись

VII. Итог урока. Рефлексия

– Что особенно заинтересовало вас во время
урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Расскажите о правописании безударного суф-фикса в глаголах прошедшего времени.

– Какие окончания имеют глаголы прошедшего времени?

– Какую цель ставили перед собой?

– Кого из ребят вы можете поблагодарить сегодня
за помощь?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению
правил.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

– Выполнить задание 149 в рабочей тетради

Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы

Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение


источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2016/01/12/napisanie-bezudarnyh-suffiksov-glagola-v-forme

http://infourok.ru/pravopisanie-bezudarnogo-suffiksa-v-glagolah-proshedshego-vremeni-2868520.html