Безударный гласный проверяемый ударением в корне суффиксе и приставке 4 класс пнш проверочная работа

Конспект урока русского языка по теме: «Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке» ПНШ
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Конспект урока русского языка по теме: «Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке.»

Скачать:

ВложениеРазмер
russkiy.docx222.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №3»

Конспект урока русского языка по теме: «Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке.

Шматова Дарья Петровна,

учитель начальных классов.

Цель : распространить уже знакомые закономерности ( « безударный гласный в корне, а также безударный гласный в окончании можно проверить, поставив его под ударение») на другие части слова – суффикс и приставку.

– орфографическое умение проверять безударный гласный в суффиксе тем же способом, что и безударный гласный в корне и в окончании слова;

– осуществить перенос этого умения на правописание приставок с безударной гласной.

Формировать познавательные УУД : умение работать с орфоэпическим словарем;

регулятивные УУД : умение определять задачи урока, анализировать достигнутые результаты;

проверять литературное произношение нужных слов с помощью орфоэпического словаря.

Орг. момент. Мотивация

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Начнём скорей урок!

Сегодня чудесный день! Давайте улыбнёмся друг другу. Я думаю сегодняшний урок принесёт нам радость от общения друг с другом.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Открываем тетради записываем сегодняшнее число третье сентября, классная работа. Какие задания мы можем выполнить с данным словом? искусный

Я предлагаю вам выполнить следующие задания со словом искусный.

Выбрать и записать одно предложение. В данном предложении подчеркнуть все члены предложений, надписать к какой части речи они относятся.(ответ: Проявил он себя и как искусный дипломат.)

Цель: формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.

Скажите, какой самый главный навык в русском языке? Уметь каллиграфически писать. Этап нашего урока – чистописание.

Сегодня мы повторим правильное написание буквы « Ии ».(презентация)

Какое слово зашифровано в данном ребусе ? Искусный.(презентация)

Сегодня на уроке, мы познакомимся со словарным словом искусный. В каком словаре мы можем найти данное слово? (в толковом словаре) Запись слова искусный Т.1 № 5

Цель: активация умственной деятельности, развитие умения логически мыс лить.

Предложи задание. Как проверить безударные гласные в корне, в суффиксе, приставке слова. Составьте алгоритм.

Д.скочить, скворечн.к, обидч.вый, з.гибать, н.пильник, смел.сть, бел.нький, п.дмастерье, з.поминать, ваз.чка.

Сформулируйте тему нашего урока. Какова цель нашего урока?

Сообщение темы урока

Работа по теме урока.

Цель: активация умственной деятельности.

Тема урока: Безударный гласный в корне, суффиксе и приставке .

Работа по учебнику стр. 12 — 14

  1. Упражнение 5. В этом упражнении школьники проверяют только что открытую закономерность и подтверждают ее на материале другого суффикса – «-ист-». Задание: в левый столбик нужно выписывать слова, в которых суффикс «-ист-» под ударением, а в правый – слова, где суффикс безударный.

В этом упражнении усвоенная закономерность («гласные в одних и тех же частях слова пишутся под ударением и без ударения одинаково») подтверждается на материале суффикса «-ов-».

Вывод: в корнях, суффиксах и окончаниях слов в позиции под ударением и без ударения пишется одна и та же буква. Такой вывод позволит им сделать и правильное предположение: это правило должно распространяться и на приставки, содержащие гласные звуки.

Цель: сменить вид деятельности.

Музыкальная физ. минутка.

Закрепление урока с комментариями.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке

развивать умение распозновать орфограммы.Развивать речь, память, мышление

Просмотр содержимого документа
«Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке»

Конспект урока русского языка 4 класс

Тема: Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке

Цели урока: развивать умение распознавать орфограммы и правильно обозначать безударные гласные в разных частях слова.

Развивать речь, память, мышление

-Вы любите загадки?

Кто, угадай-ка, седая хозяйка?

Тряхнула перинки – над миром пушинки.

-Правильно, зима! Наступила зима и наплела свои кружева из снежинок. А мы с вами напишем кружева из букв.

–Тема нашего урока для вас пока тоже загадка! Вы её узнаете, когда выполните задания.

3. Спишите предложение в тетрадь, разберите его по членам и дайте характеристику.

В воздухе закружили белые снежинки.

-Каждая команда разбирает слово по составу и называет орфограмму в этом слове.

1-ая команда работает над словом с предлогом в воздухе;

2-ая команда — над словом закружили;

3-я команда – над словом снежинки.

Дети в группах выполняют работу, один человек от каждой команды выступает.

в воздухе – окончание е, орфограмма – безударная гласная в окончании имени существительного;

Какая орфограмма встретилась во всех частях слова?

Кто догадался, какова тема урока?

Правописание безударных гласных в корнях слов, в приставках и в окончаниях имён существительных.

Сегодня мы будем тренироваться в безошибочно написании безударных гласных в корнях слов, в приставках и в окончаниях имён существительных. Но прежде, давайте вспомним, что нужно знать и помнить, чтобы писать слова без ошибок?

— Нужно знать правила!

— Проверка любой орфограммы имеет свой чёткий алгоритм.

1-ая команда выстраивает алгоритм правописания безударной гласной в окончании.

2-ая команда выстраивает алгоритм правописания безударной гласной в приставке.

3-я команда выстраивает алгоритм правописания безударной гласной в корне.

Учитель ставит на парту схему части слова. Дети в группах собирают алгоритм на заданную орфограмму. Зачитывают получившиеся алгоритмы. Они появляются на экране.

Нахожу безударный гласный

Нахожу безударный гласный

Нахожу безударный гласный

Подбираю проверочное слово, вспоминаю правописание, смотрю в словарь.

Определяю часть речи.

Определяю склонение, падеж, подбираю слово-помощник.

— Теперь, используя эти алгоритмы, вы вставите пропущенные безударные гласные в тексте и сможете побывать в зимнем лесу!

Дети получают листочки с пропущенными орфограммами и вставляют буквы.

— Прочитайте текст про себя. Прочитайте текст вслух.

После метели лес прибывал в мире безмолвия. Он был красивый и удивительный. Ель стояла в хвойной кольчуге. Маленькие ёлочки занесло снегом. На макушке сосны появилась снежная шапка. У берёзки вьюга посеребрила инеем светлые косы. На лесной полянке у тропинки след лисицы. В поисках добычи пробежала куница. Пробороздил сугроб лось. А под сугробом продолжалась жизнь. Разгреби снег до земли. На этом месте видны кустики брусники и веточки черники.

Каждая команда вставляет все безударные гласные, а выписывает слова только на свою орфограмму.

— 1-ая команда объяснит орфограмму в приставках.

Ученик из первой команды объясняет правописание слов

безмолвия, занесло, появилась, разгребли.

— 2-ая команда объясняет орфограмму в корне. Слова

удивительный, кольчуге, верхушке, посеребрила, пробороздил, черника.

3-я команда объясняет орфограмму в окончании. Слова

в мире, инеем, на полянке, под сугробом, брусники.

Все буквы вставлены. Давайте ещё раз прочитаем этот текст. Вот мы в зимнем лесу. Скажите, к какому типу относится этот текст?

— Это текст повествование с элементами описания. Назовите тему текста? (Зимний лес) Назовите основную мысль текста? (Жизнь в зимнем лесу)

— Придумайте название к этому тексту.

Лучшее название записать с комментированием в тетрадь.

— Красивую картину словами нарисовал автор этого текста?

— Какие средства выразительности речи он использовал?

— Он использовал метафоры.

— Назовите их. (В хвойной кольчуге, снежная шапка)

— Ещё чем пользовался автор?

— Он использовал эпитет (светлые косы), олицетворение (посеребрила инеем)

— Как вы думаете, какую ещё работу можно выполнить по этому тексту?

— Найти самим слова на безударную гласную в приставке, корне и окончании имён существительных.

Дети находят и записывают по 3-4 слова на указанную им орфограмму, выделяя часть слова и ставя ударение.

1-ая команда выписывает слова с безударной гласной в корне, 2-ая команда – с безударной гласной в окончании, 3-я команда – с безударной гласной в приставке.

Дети выполняют работу в группе, проверяют друг друга.

-Какое упражнение было легче: вставить пропущенную букву или найти слова с орфограммой в тексте? Почему?

-Какое упражнение могло быть ещё труднее?

— Подобрать слова с указанной орфограммой.

— Подберите и запишите 4 слова с орфограммой в окончании — 1-ая команда, с орфограммой в приставке — 2-ая команда, с орфограммой в корне — 3-я команда.

Прочитайте слова, которые вы написали и объясните по алгоритму.

— Какой вывод можно сделать после выполнения этого задания?

— Для грамотного письма нужно знать алгоритм действий и чётко ему следовать.

А теперь проверим, как вы работаете самостоятельно, запишем на листочках диктант.

К снежной шубке, по лесной поляне, на вершине сосны, в удивительном наряде, по белоснежной скатерти, макушки сосны, к опушке леса, в зимнем убранстве, деревья в серебре, ветка ели, в белой шапке.

Придумайте несколько красивых предложений о зиме.

Наш урок подходит к концу. Сформулируйте тему нашего урока. Что вы можете рассказать о правописании безударной гласной в разных частях слова?

Тетрадь для проверочных работ по русскому языку (1 часть) 4 класс УМК «Перспективная начальная школа»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2»

для проверочных работ

по русскому языку

УМК «Перспективная начальная школа»

Составила Ткаченко Е.Ф.

учитель начальных классов

г. Богородицк-2016 г.

Проверочная работа № 1 по теме:

«Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и

1.Вставьте пропущенные гласные в корне, запишите проверочное слово, выделите корни:

Пос…..дел ( ) на скамейке, пос……дел ( ) к старости, пол…..скал ( ) котёнка, пол……скал ( ) бельё, прим…рял ( ) врагов, прим…..рял ( ) обувь, зап….вал ( ) таб-летку, зап…вал ( ) песню , прож…вал ( ) бутерброд, прож…-вал ( ) в доме, под….ил ( ) корову, под…рил ( ) букет, защ…щал ( ) Родину, пёс ощ….тинился ( ), отв….-рил ( ) картофель, отв…рил ( ) дверь. 2.Вставьте пропущенные гласные, выделите суффиксы: Трусливый, приветл…вый, угодл….вый, засушл….вый. Тенистый, ил…стый, обрыв…стый, жил…стый, глин…стый. Дубовый, пальм….вый, мандарин….вый, кокос….вый. Смелость, трус…..сть, честн…..сть, бледн….сть, храбр…сть. 3.Вставьте пропущенные гласные, выделите приставки: З…..писал, н….летел, пр….водил, вз…шло, п….спешил, р…сход, б…здарный, в…шёл, б….сподобный, ….ткрыть, н…дломить, п…дчеркнуть, вз….браться, п…д…грел, д….-лечился, п…р…мыл, …..стратил.

1.Вставьте пропущенные гласные в корне, запишите проверочное слово, выделите корни:

Ледяной к…ток ( ), рыжий котенька – к….ток ( ), смо-ляной б….чок ( ), б….чок ( ) с водой, д…..лёкие ( ) страны, зелёные д…лины ( ), ув…..дал ( ) хорька, цве-ток ув….дал ( ) без воды, м….хнатый ( ) шмель, взм…..хнул ( ) рукой, пассажирский по…..зд ( ), кожа-ный по…….с ( ), дал п….нок ( ), старый п…..нёк( ), в……новен ( ) в краже , в…нозная ( ) кровь. 2. Вставьте пропущенные гласные, выделите суффиксы: Трусливый, молчал…вый, заботл….вый, неряшл….вый. Тенистый, глин…стый,обрыв….стый, ухаб…стый, ил…стый. Дубовый, пальм….вый, мандарин….вый, кокос….вый. Местность, молод…сть, стар…сть, крот….сть, кратк…сть.

3.Вставьте пропущенные гласные, выделите приставки: З…..плясал, н….грел, пр….ходил, вз…рвал, п….спешил, в…..ткнул, р…сход, б…здомный, б….сподобный, ….ткатился, п…. дчеркнуть, вз….браться, п…д…-грел, д….летел, п…р…прыгнул, …..згрыз.

Проверочная работа №2 по теме:

«Различение суффиксов, значение суффиксов».

Составьте от данных слов родственные слова при помощи суф-фиксов –чик и _-щик: баня, лёт, груз, сварка, перевод, уголь -чик -щик _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Какое значение имеют суффиксы –чик и -щик в этих словах? Вывод:________________________________________________ ____________________________________________________________________

Составьте от данных слов родственные слова при помощи суффиксов -чик и — ик: ключ, альбом, карандаш, мяч, стакан, диван -чик -ик ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Какое значение имеют суффиксы –чик и –ик в этих словах? Вывод:________________________________________________ ___________

Распределите слова в 2 столбика по значению суффикса: пулемётчик, мотивчик, учётчик, балкончик, ракетчик, флакончик, раз-ведчик, барабанчик, буфетчик, стульчик ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________ВЫВОД: В заданиях №….. и №…… суффиксы – синонимы, а в задании №…… суффиксы – омонимы.

Проверочная работа №3 по теме:

«Слова с удвоенными согласными, пришедшие из других языков».

1. Запишите ответы, используя слова с удвоенными согласными. А) Изготовление рисунков из наклеенных или нашитых кусков бумаги или ткани: ____________________________________________. Б) Исполнительный человек, соблюдающий во всём порядок:_________________. В) Игра с шайбой: __________________________________________. Г) Прибор, техническое устройство, приспособление (например, телефонный ________________________________________________). Д) Употребление пищи с большим удовольствием:____________________________________________. Е) Развлечения в местах общественных гуляний (карусель, качели и др.): _____________________________________________________. Ж) Документ об окончании среднего образования:______________________________________________.

З) Помощник специалиста (например, у хирурга при проведении операции): ________________________________________________. И) Устройство для накапливания энергии:_____________________ .

2. Запишите правильно: У об…их бортов бас…ейна, с об….их сторон кас…ы, об… телегра…….мы, об…. кол-…..ектива, с об….ими груп…ами, перед об…ими ап…….ликациями, по об…им ал-…еям, к об…им хок….еистам, доволен об….ими програм. …ами,знаком с об….ими метал…..ами, об… окна.

3. Запишите по 2 слова со следующими удвоенными согласными, разделите их для переноса:

1. Запишите по 2 слова со следующими удвоенными согласными, разделите их для переноса:

ЖЖ — __________________________________________________________________ СС- ___________________________________________________________________ ММ- __________________________________________________________________

2. Запишите ответы, используя слова с удвоенными согласными.

А) Употребление пищи с большим удовольствием:____________________________________________. Б) Развлечения в местах общественных гуляний (карусель, качели и др.): _____________________________________________________. В) Документ об окончании среднего образования:______________________________________________.

Г) Помощник специалиста (например, у хирурга при проведении операции): ________________________________________________. Д) Устройство для накапливания энергии:_____________________ .

Е) Изготовление рисунков из наклеенных или нашитых кусков бумаги или ткани: ____________________________________________. Ж) Исполнительный человек, соблюдающий во всём порядок: __________________________________________________________. З) Игра с шайбой: __________________________________________. И) Прибор, техническое устройство, приспособление (например, телефонный ________________________________________________).

3. Запишите правильно: Об…. окна , у об…их бортов бас…ейна, с об….их сторон кас…ы, об… телегра…….мы, об…. кол…..ектива, с об….ими груп…амии, перед об…ими ап…….ликациями, по об…им ал…еям, к об…им хок….еистам, доволен об….ими програм. …ами,знаком с об….ими метал…..ами.

Проверочная работа №4 по теме:

«Однородные члены предложения. Где поставить запятую?».

1.Запишите предложения в таком порядке: А) Предложение с однородными подлежащими: _______________________________________________________________________ Б) Предложение с однородными сказуемыми: _______________________________________________________________________ В) Предложение с однородными определениями: _______________________________________________________________________

Г) Предложение с однородными дополнениями: _______________________________________________________________________ Д) Предложение с однородными обстоятельствами: _______________________________________________________________________

Медведь угрюмый, малоподвижный, очень ленивый. Однако медведь умеет плавать,бегать,лазить по деревьям.Медведь питается почками, плодами, насеко-мыми, иногда мясом. Встретить медведя можно в лесу, на лугу, в поле, на пасеке, даже в деревне. К реке приходят на водопой медведи, лисы, волки, барсуки, ежи.

2. Расставь знаки препинания: У нашего дома растут берёзы дубки осинки. Одна певунья-ласточка под крышей дома обжилась свила слепила гнёздышко детьми обзавелась. Птенчики её ма-ленькие прямо крохотные. Кормят их родители комарами мошками гусеницами.

1.Запишите предложения в таком порядке: А) Предложение с однородными подлежащими: _______________________________________________________________________ Б) Предложение с однородными сказуемыми: _______________________________________________________________________ В) Предложение с однородными определениями: _______________________________________________________________________

Г) Предложение с однородными дополнениями: _______________________________________________________________________ Д) Предложение с однородными обстоятельствами: _______________________________________________________________________

Заяц трусливый, робкий, тихий, безобидный. Встретить зайчика можно в лесу, в поле, даже в саду. Питается косой травой, корой деревьев, капустой, морковью. Заяц умеет быстро бегать, ловко прыгать, путать следы. Зайцы, ежи, белки боятся лису. Осторожно, бесшумно они стараются передвигаться по лесу.

2. Расставь знаки препинания: У нашего дома растут берёзы дубки осинки. Одна певунья-ласточка под крышей дома обжилась свила слепила гнёздышко детьми обзавелась. Птенчики её ма-ленькие прямо крохотные. Кормят их родители комарами мошками гусеницами.

Проверочная работа №5 по теме:

«Однородные члены предложения. Что такое союзы?»

1.Союз – это ____________________. Союзы живут между___________________ или __________________ и связывают их между собой.

2.Закрасьте союзы жёлтым карандашом: у, по, но, а, и, да, из, или .

3.К какому конкретному слову относятся союзы? А) К существительному. Б) К глаголу. В) Ни к какому. Г) К прилагательному.

4.Каким членом предложения является союз? А) Дополнением. Б) Никаким. В) Обстоятельством.

5.Запишите союзы, перед которыми всегда ставится запятая: _______________.

6.Запишите союзы, перед которыми запятая не ставится: ___________________.

7.Запишите союзы, перед которыми ставится запятая, если они повторяются: ______________________________________________________________________.

8.Вставьте союзы 1)а, 2)но, 3)да(но), 4)да(и) и расставьте знаки препинания: 1)На смелого собака лает ………..трусливого кусает. 2)Гуляй…….дела не забывай. 3) Стреляет редко……….метко. 4)Однажды Лебедь, Рак ……..Щука везти с поклажей воз взялись.

1.Союз – это ____________________. Союзы живут между___________________ или __________________ и связывают их между собой.

2.Закрасьте союзы жёлтым карандашом: у, по, но, а, и, да, из, или.

3.К какому конкретному слову относятся союзы? А) К существительному. Б) К глаголу. В) Ни к какому. Г) К прилагательному.

4.Каким членом предложения является союз? А) Дополнением. Б) Никаким. В) Обстоятельством.

5.Запишите союзы, перед которыми всегда ставится запятая: _______________.

6.Запишите союзы, перед которыми запятая не ставится: ___________________.

7.Запишите союзы, перед которыми ставится запятая, если они повторяются: ______________________________________________________________________.

8.Вставьте союзы 1)а, 2) да(и), 3)да(но), 4) но и расставьте знаки препинания: 1) Не по словам судят……..по делам. 2)Однажды Лебедь, Рак ……..Щука везти с поклажей воз взялись. 3)Откладывай безделье……..не откладывай дело. 4) Гуляй………дела не забывай.

9.Расставьте знаки препинания: После ночных заморозков редко но обильно посыпались на землю осенние лис-тья. Ни у одного месяца нет такой богатой красками палитры, как у октября. Берё-зы орешнник клёны стали золотыми. Листья осины не зелёные а оранжевые. В ажурные одежды облачились рябины да кусты калины. И медью и золотом отли-вают листья дуба. Или радоваться такой красоте или огорчаться, так как скоро зи-ма сорвёт эти наряды.

Проверочная работа №6 по теме:

«Глагол. Спряжение. Ударные и безударные личные окончания».

1.Спряжением глаголов называется изменение глаголов по__________________ и __________________.

2.Спрягаются глаголы только в________________ времени или в _____________ времени.

3. Глаголы бывают ___ и ___спряжения.

4.Проспрягайте глаголы ПЕТЬ и ЛЕТЕТЬ,выделите окончания: я_________________________________мы__________________________________

Проверочная работа №7 по теме:

« Учимся различать спряжение глаголов по ударным личным окончаниям».

1.Определите спряжение глаголов, поставив их в форму 2 лица единственного числа и 3 лица множественного числа. Запиши глаголы в 2 столбика по образ-цу. ОБРАЗЕЦ: бью, говорю

Зову, ползу, пищу, вью,шумлю, спасу, лежу, кричу, звеню, горю, иду, цвету. I спряжение II спряжение __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Выделите окончания глаголов и по ним пределите спряжение глаголов: Лежат ( ),пищим ( ), пьют ( ), прилетите ( ), горишь ( ),замолчат ( ), пропол-зёте ( ), грызёт ( ), снуём ( ), занесёт ( ), сохранишь ( ), найдут ( ), побе-дят ( ), трещите ( ), сгрызут ( ), утаят( ), мычит ( ), кипим ( ), споём ( ).

1.Определите спряжение глаголов, поставив их в форму 2 лица единственного числа и 3 лица множественного числа. Запиши глаголы в 2 столбика по образ-цу. ОБРАЗЕЦ: бью, говорю

Пищу,шиплю,шью, звеню,вью, лью, жужжу,сгрызу, увезу, утаю, мычу, зову.

I спряжение II спряжение __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________

2.Выделите окончания глаголов и по ним пределите спряжение глаголов:

Снуём ( ), занесёт ( ), сохранишь ( ), найдут ( ), победят ( ), трещите ( ), сгрызут ( ), утаят( ), мычит ( ), кипим ( ), споём ( ), лежат ( ),пищим ( ), пьют ( ), прилетите ( ), горишь ( ),замолчат ( ), проползёте ( ), грызёт ( ).

Проверочная работа №8 по теме:

«Учимся правильно писать безударные личные окончания глаголов».

1.Если у глагола с безударным личным окончанием в начальной форме есть глагольный суффикс -И- , то это глагол____спряжения, а если нет, то это глагол ____ спряжения.

2. Если глагол I спряжения, то у него окончания: -….шь, -….т, -….м, -…..те , а в 3 лице множественного числа: -…..т, -…..т . 3. Если глагол II спряжения, то у него окончания: -….шь, -….т, -….м, -…..те , а в 3 лице множественного числа: -…..т, -…..т .

4.Распредели глаголы в 3 столбика, поставив их в форму 3 лица мн. числа: 1 ст. – глаголы с ударными окончаниями, определи их спряжение. 2 ст. – глаголы с безударными окончаниями I спряжения. 3 ст. – глаголы с безударными окончаниями II спряжения.

1 столбик 2 столбик ( I ) 3 столбик ( II ) живут ( I ) шепчут грузят Колоть, тушить, налить, готовить, сеять, тонуть, мочь, торопить, забить, сушить, звенеть, вскипеть, строить, мыть, трещать.

1 столбик 2 столбик ( I ) 3 столбик ( II ) ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Вставь пропущенные безударные личные окончания глаголов, предвари-тельно поставив глаголы в начальную форму и определив их спряжение:

У меня друзей немало, Но я всех нарисовала. Коля (__________,___) кол….т. Поля (_________,___) пол….т. Паша ( __________,___) паш….т. Варя( _________,___) вар….т. Света( _________,___) свет….т. Соня (__________,___) дремл….т. Тоня ( __________,____) тон…..т. Но не дам ей утонуть. Я спасу подружку Тоню, Подрисую что – нибудь.

( Г. Комаровский, Г. Ладонщиков)

Проверочная работа №9 по теме:

« Правило употребления предлогов О и ОБ».

1.Поставь данные существительные в форму П. п. ед. ч., употребив их с предлогами О или ОБ: Ягода, енот, альбом, орёл, погода, собака, игра, юла, ёж, уж, колос, сок, осина, до-ждик, Яна, Инна, Оксана, Мария, Елена, Ульяна, Артём. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.Поставь данные существительные в форму П. п. ед. ч., употребив их с предлогами О или ОБ: Якорь, ельник, асфальт, осёл, пингвин, кот, ил, юмор, ёлка, ухо, карман, сосуль-ка,огонь, дорога, Яша, Ира, Олеся, Маша, Елисей, Устин, Аня. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 1,2 вариант.

2.Запиши, выбрав нужный предлог: Бабушка Вера рассказала внукам (о/об) …… огороде много интересного. Дети слу-шали (о/об) …… малине и (о/об) …… ежевике, (о/об) …… клубнике и (о/об) …… зе-млянике, (о/об) ……грядках с овощами и зеленью. Бабушка попросила внучат по-заботиться (о/об) …… огурцах, (о/об) ……помидорах, (о/об) …… кабачках, (о/об)….. редисе, (о/об) ……… моркови, (о/об) …… луке, (о/об) …… укропе. Бабушка показа-ла внукам сорняки и поведала (о/об) …… осоте, (о/об) …… лебеде, (о/об) …… оду-ванчиках и (о/об) …… пырее. Теперь Даша и Тёма знают, как позаботиться (о/об) ….. урожае.

Проверочная работа №10 по теме:

«Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме».

1.Образуйте от данных глаголов родственные глаголы с приставками по-, за-, про-, на-,от — : ходит ( II )- ______________________________________________________________ сеет ( I ) — ______________________________________________________________ 2.Запишите глаголы – исключения на -ать: _______________________________ _______________________________________________________________________ 3.Запишите глаголы – исключения на -еть :_________________________________ _______________________________________________________________________ 4. Запиши глаголы, поставив их в форму 2 лица множественного числа: ОБРАЗЕЦ: подержать (искл., II )-подержите, игр а ть( I )- играете. Терпеть, потеть,смотреть, скакать, обидеть, дышать, нюхать,сеять, вертеть, гнать. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.Образуйте от данных глаголов родственные глаголы с приставками по-, за-, на-, про-, от — : рубит ( II )- ______________________________________________________________ колет ( I ) — _____________________________________________________________ 2.Запишите глаголы – исключения на -ать: _________________________________ _______________________________________________________________________ 3.Запишите глаголы – исключения на -еть :_________________________________ _______________________________________________________________________ 4. Запиши глаголы, поставив их в форму 1 лица множественного числа: ОБРАЗЕЦ: подержать (искл., II )-подержим, игр а ть( I )- играем. Зависеть, уколоть, слышать, ненавидеть, гнать, держать, сторожить, видеть, веять. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Запишите правильно личные окончания глаголов: Кто вперёд смотр….т (смотр еть , искл., II ), тот далеко вид….т (________________, __) . Песней коня не накорм….шь (накорм и ть, II ). Кто много вид….т (__________, __) и слыш….т (_________________,__), тот много зна….т (__________,__). В реше-те воду не удерж….шь (___________________,___). Не посмотр….шь (___________ _____,__)- не увид….шь (_________________,___) не расспрос….шь (____________ _____,__)- не найдёшь.В лес не съезд….шь (___________,___), так и на печи замёр- зн….шь (__________________,___). В осеннее ненастье семь погод на дворе: се….т (се я ть,___), ве….т (ве я ть,__), крут….т (___________,___), мут….т (___________,___), ревёт и льёт.

Проверочная работа № 11 по теме:

« Характеристика предложения и разбор слова как части речи».

1.Сделайте полный синтаксический разбор данного предложения: Утром Яков отправился с плетёной корзиной в лес за Волгу . ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОВОСОЧЕТАНИЯ:

ПРЕДЛОЖЕНИЯ : _______________________________ 1.___________________. _______________________________ 2.___________________. _______________________________ 3.___________________. _______________________________ 4.___________________. _______________________________ 2.Сделай морфологический разбор выделенных слов.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.Сделайте полный синтаксический разбор данного предложения: Лесная гадюка выбрала для солнечных ванн огромную шляпку гриба. ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОВОСОЧЕТАНИЯ:

ПРЕДЛОЖЕНИЯ : _______________________________ 1.___________________. _______________________________ 2.___________________. _______________________________ 3.___________________. _______________________________ 4.___________________. _______________________________ 2.Сделай морфологический разбор выделенных слов.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверочная работа №12 по теме:

«Спряжение глаголов БРИТЬ, СТЕЛИТЬ».

1.Проспрягайте глаголы БРИТЬ и СТЕЛИТЬ,выделите их окончания: Я_______________________________МЫ___________________________________ ТЫ______________________________ВЫ____________________________________ ОН______________________________ОНИ__________________________________

2.Запишите правильно безударные личные окончания глаголов: Что посе….шь (посе я ть, I ), то и пожнёшь. Нерадивый цирюльник так побре….т (по-бр ить , искл., I ), что родная матушка не узна….т (___________,___). Мягко стел…шь (_____________,_______,___), да жёстко спать. Не заплат…шь (_____________,__), не получ….шь (_______________,___).

Проверочная работа № 13 по теме:

«Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени».

1.Образуйте от данных глаголов глаголы прошедшего времени: обидеть — _____________ поправить — ________________услышать — ___________ повеять — ______________ растаять — _________________ рыбачить — ____________ резать — _______________ обмерить — ________________ клеить — ______________ засеять — _______________ клюнуть — _________________ заверить — ____________ увидеть — ______________ ненавидеть — ______________ ехать — _______________

1.Образуйте от данных глаголов глаголы прошедшего времени:

засеять — _______________ клюнуть — _________________ заверить — ____________ увидеть — ______________ ненавидеть — ______________ ехать — _______________ обидеть — _____________ поправить — ________________услышать — ___________ повеять — ______________ растаять — _________________ рыбачить — ____________ резать — _______________ обмерить — ________________ клеить — ______________

2.Вставь пропущенные суффиксы, выдели их: Пригрело весеннее солнышко. Почу…ли (почу я ть) медведица с медвежонком тёп-лый запах , увид…ли( ___________)солнечного зайчика на стене берлоги, услыш…-ли (____________ )пение птичек. Вышел ещё сонный медвежонок из берлоги. По- ве…..ло (пове я ть) на него весенним теплом. Повёл медвежонок носом, учу….л (__ ________) свежий запах зелени, аромат цветов.Выпят….л (_____________) малыш свой животик, вытян…л (_____________) шею, застыл на месте. Зате…..л (зате я ть) медвежонок игру с медведицей в догонялки. Медведица после зимы выгляд…..ла (_________________) худой и бег….ла (__________) неохотно. Однако и она была рада весне.

Проверочная работа №14 по теме:

«Суффиксы повелительной формы глагола. Различение повелительной фор-мы глагола во мн. ч. и формы 2-го лица мн. ч.».

1.Выделите суффиксы и окончания глаголов в повелительном наклонении: Переспросите , скрой , бросайте , строй , пиши , учи , спойте , отнеси , убери , испугай , смойте , защитите , кричи , спрячь , смей ся , улыбни сь , запеленай .

2.Запиши правильно личные окончания глаголов в форме 2-ого лица множе-стенного числа (выделите окончания) и глаголы в форме повелительного на-клонения множественного числа (выделите суффикс и окончание).

Аня, Соня, запиш…те домашнее задание. Девочки, вы запиш…..те домашнее зада-ние? Ребята, вы укаж…..те Пете дорогу? Коля, Стёпа, укаж….те Пете дорогу. Алла Николаевна, расскаж….те о поездке в Москву. Вы ведь расскаж….те о поезд-ке в Москву? Спрос….те, пожалуйста, адрес Евгения Петровича. Вы спрос…те его адрес?

2.Запиши правильно личные окончания глаголов в форме 2-ого лица множе-стенного числа (выделите окончания) и глаголы в форме повелительного на-клонения множественного числа (выделите суффикс и окончание).

Протян…те мне свою руку, я на неё обопрусь. Вы ведь протян…те мне руку? Катя, Оля, вы напиш…те мне письмо? Напиш…те мне, девочки, письмо, я скучаю. Докаж…те мне теорему. Ребята, вы докаж…те теорему? Друзья, вы ведьпровод….те меня до дома? Прод…..те меня до дома, а то я боюсь темноты.

Прверочная работа №15 по теме:

«Трудности написания глаголов на – ЯТЬ в настоящем (будущем) и в прошед-шем времени».

1.Образуйте от данных глаголов форму настоящего времени 3-его лица, мн.ч. и форму прошедшего времени, ед. ч., муж. рода. ЛАЯТЬ — _________,_________ СЕЯТЬ — ______,______ ТАЯТЬ -________,_________ ВЕЯТЬ -__________,_________ ЧУЯТЬ — ______,______ ЛЕЛЕЯТЬ-_________,_______

1.Образуйте от данных глаголов форму будущего времени 3-его лица, мн.ч. и форму прошедшего времени, ед. ч., жен. рода.

ЗАТЕЯТЬ — ____________,____________ ПОЛАЯТЬ — _____________,______ ______

РАСТАЯТЬ -____________,____________ РАЗВЕЯТЬ -_____________,_____________

ПОЧУЯТЬ — _____________,___________ ЗАСЕЯТЬ — ______________,____________

Проверочная работа №16 по теме:

«Как изменяются глаголы с основой на шипящий в начальной форме».

1.От данных глаголов образуй форму 1-ого лица ед. ч. и мн. ч., выдели окончания: ОБРАЗЕЦ: беречь – берег у , береж ём

испечь-________________________прилечь-________________________________ течь-___________________высечь-__________________жечь-__________________ привлечь-_______________________разжечь-_______________________________ выстричь-_______________________стеречь-________________________________

2.Запиши правильно: Если из огнива высе (к/ч)…ешь искру, то подож(г/ж)….ёшь дрова. Мы разож-(г/ж)…ём костёр, напеч(к/ч)…ём картошки. Если в лодку натеч(к/ч)….ёт вода, то не сбере(г/ж)…ёшь улов.Не поостере(г/ж)…ёшься огня, обож(г/ж)…..ёшься!

Проверочная работа №17 по теме:«Усекаемая и неусекаемая основа глагола».

1.Образуй от данных глаголов форму 2-ого лица единственного числа:

ЛАЯТЬ( )________________________ ШАГАТЬ( )________________________ СТЕЛИТЬ( )______________________ СКУЧАТЬ( )_______________________ СКАКАТЬ( )______________________ БОЛЕТЬ( )________________________ БРИТЬ( )________________________ ВЫРУЧАТЬ( )______________________ КОЛОТЬ( )_______________________ КРАСНЕТЬ( )_______________________ ТОНУТЬ( )_______________________ САЖАТЬ( )_________________________ ПРОМЫТЬ( )_____________________ ЖЕЛТЕТЬ( )________________________

ВЫВОД: У глаголов____спряжения может быть усекаемая и неусекаемая основа.

2. Образуй от данных глаголов форму 2-ого лица единственного числа:

ДЫШАТЬ( )______________________ НАПОИТЬ( )________________________ СТРОИТЬ( )______________________ ПИЛИТЬ( )_______________________ __ ЗАГНАТЬ( )______________________ ТЕРПЕТЬ( )_________________________ ВЕРТЕТЬ( )_______________________ НОСИТЬ( )__________________________

ВЫВОД: У глаголов____спряжения всегда усекаемая основа.

Проверочная работа №18 по теме:

1.Проспрягайте глаголы БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ, выделите их окончания:

Я_______________________________МЫ___________________________________ ТЫ______________________________ВЫ____________________________________ ОН______________________________ОНИ__________________________________

2.Запишите правильно личные окончания глаголов,выдели их:

Без труда не вылов…шь рыбку из пруда. Лёжа хлеба не добуд….шь. Масло с водой не смеша….шь. В решете воду не удерж….шь. Куда хоч….шь, туда и скач…..шь. По – се….шь в пору, соберёшь зерна гору. Руки не протян….шь, с полки не достан….шь. Что намолот…шь, то и в закрома полож….шь. Мягко стел…шь, да жёстко спать.

Проверочная работа №19 по теме: «Написание О и Е (Ё) после шипящих».

1.Запишите правильно О и Ё в корнях имён существительных: а) ш….ссе, ш….фёр, ж…нглёр, ж….кей, ш….колад, корниш…ны, ш…винистка б) ш….рты, капюш….н, ш…рох, крыж…..вник, ш…в, ш…у, ш…к , Ж….ра, обж…ра в) ш….лк, ж….лудь, ш….пот, щ….лка, ч…лка, беч…вка, реш…тка, расч…ска,щ….тка

2. Запишите правильно О и Е в окончаниях имён существительных, прилага-тельных и глаголов: а) ключ…м, завуч…м, парч…й, борщ…м, плюш…м, плач…м, училищ..м, еж…м б)о больш…м, о горяч…м, о могуч….й, о колюч…й, о трескуч…м, о настоящ…..м в) рассеч…т, лж….т, береж….т, увлеч…т, стереж…т, теч….т, сеч…т, подожж…т

3. Запиши правильно О и Е в суффиксах имён существительных, прилага-тельных и наречий: а) овраж….к, круж….к, горош…к, еж….нок, волч…нок, замоч…к, медвеж….нок б) холщ…вый, плюш…вый, парч…вый, груш…вый, чесуч…вый, морж….вый в) горяч…, тягуч…, свеж…., неуклюж…., хорош…., жгуч…., похож…. тянуч….

1. Запишите правильно О и Е в окончаниях имён существительных, прилага-тельных и глаголов: а) ключ…м, завуч…м, парч…й, борщ…м, плюш…м, плач…м, училищ..м, еж…м б)о больш…м, о горяч…м, о могуч….й, о колюч…й, о трескуч…м, о настоящ…..м в) рассеч…т, лж….т, береж….т, увлеч…т, стереж…т, теч….т, сеч…т, подожж…т

2. Запиши правильно О и Е в суффиксах имён существительных, прилага-тельных и наречий: а) овраж….к, круж….к, горош…к, еж….нок, волч…нок, замоч…к, медвеж….нок б) холщ…вый, плюш…вый, парч…вый, груш…вый, чесуч…вый, морж….вый в) горяч…, тягуч…, свеж…., неуклюж…., хорош…., жгуч…., похож…. тянуч….

3.Запишите правильно О и Ё в корнях имён существительных: а) ш….ссе, ш….фёр, ж…нглёр, ж….кей, ш….колад, корниш…ны, ш…винизм б) ш….рты, капюш….н, ш…рох, крыж…..вник, ш…в, ш…у, ш…к , Ж…ра , обж…ра в) ш….лк, ж….лудь, ш….пот, щ….лка, ч…лка, беч…вка, реш…тка, расч…ска,щ….тка

Проверочная работа №20 по теме: «Повторение пройденного».

1.Запишите слова с шипящими на конце:

Смерч……(сущ., м. р.), неуклюж…(крат. прил.), из-за туч …(сущ., мн. ч., Р. п.), по-мощ…(сущ., ж.р.), прилеч….( гл., н.ф.), спряч….(гл., повел. Накл.), упряж… (сущ., ж.р.), молодёж…. (сущ., ж.р.), скачеш….. (гл.,2 л.,ед.ч.), отстрич…. (гл.,н.ф.), на-маж….(гл., повел. накл.), пригож…..(кр. Прил.), товарищ…(сущ., м.р.), ёж…(м.р.).

2.Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания:

Не всяк..го лесно. о жит(е/и)…ля ты мож(е/и)…ш…. увид(е/и)…ть. Очень ре(т/д)…ко мы вид(и/е)….м лося кабана или белку. И(з/с)….редка пр(а/о)-м(е/и)…лькнёт рыж…й хвост ( на) лугу, или покажутся вдалеке кабаны, или с(и/е)…мейство л(о/а)….сей степенно (про) шеству(и/е)….т ( к) в(а/о)…д(о/а). -пою. Озорной бельч(ё/о)…нок прыга(и/е)….т (с) ветк…. (на) ветку (в) парк… .
И только зимой мы вид(е/и)…м сл(е/и)…ды каб(а/о)…нов зайц(и/е)…..в х(а/о)…рьков и сов. След(а/о)…пыты (на)ходят сл(и/е)…ды п(о/а)….лёвок кр(о/а)….тов . ( П(о/а))…. падаются п(а/о)…валенные д(и/е)….рев…я (у) реки. Это работают д(и/е)….ловитые б(о/а)….бры.
Егери ( по) сл(е/и)….дам узнают, какие ж…вотные з(е/и)…мой об(е/и)…тают (в) их лесах. В(и/е)…сной ( в ) половод….е зв(и/е)….рям быва(и/е)….т нужна помощ… человека. Помн(е/и)…ш.. историю деда Мазая и зайц(и/е)…..в? И сейчас л(и/е)…с…ники охотники егери сп(а/о)…сают зв(е/и)….рушек (в) по-ловод…е.


источники:

http://multiurok.ru/index.php/files/biezudarnyi-ghlasnyi-provieriaiemyi-udarieniiem-v.html

http://infourok.ru/tetrad-dlya-proverochnih-rabot-po-russkomu-yaziku-chast-umk-perspektivnaya-nachalnaya-shkola-1128881.html