Конспект урока русского языка по теме: «Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке» ПНШ
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект урока русского языка по теме: «Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy.docx | 222.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №3»
Конспект урока русского языка по теме: «Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке.
Шматова Дарья Петровна,
учитель начальных классов.
Цель : распространить уже знакомые закономерности ( « безударный гласный в корне, а также безударный гласный в окончании можно проверить, поставив его под ударение») на другие части слова – суффикс и приставку.
– орфографическое умение проверять безударный гласный в суффиксе тем же способом, что и безударный гласный в корне и в окончании слова;
– осуществить перенос этого умения на правописание приставок с безударной гласной.
Формировать познавательные УУД : умение работать с орфоэпическим словарем;
регулятивные УУД : умение определять задачи урока, анализировать достигнутые результаты;
проверять литературное произношение нужных слов с помощью орфоэпического словаря.
Орг. момент. Мотивация
Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Начнём скорей урок!
Сегодня чудесный день! Давайте улыбнёмся друг другу. Я думаю сегодняшний урок принесёт нам радость от общения друг с другом.
Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
Открываем тетради записываем сегодняшнее число третье сентября, классная работа. Какие задания мы можем выполнить с данным словом? искусный
Я предлагаю вам выполнить следующие задания со словом искусный.
Выбрать и записать одно предложение. В данном предложении подчеркнуть все члены предложений, надписать к какой части речи они относятся.(ответ: Проявил он себя и как искусный дипломат.)
Цель: формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.
Скажите, какой самый главный навык в русском языке? Уметь каллиграфически писать. Этап нашего урока – чистописание.
Сегодня мы повторим правильное написание буквы « Ии ».(презентация)
Какое слово зашифровано в данном ребусе ? Искусный.(презентация)
Сегодня на уроке, мы познакомимся со словарным словом искусный. В каком словаре мы можем найти данное слово? (в толковом словаре) Запись слова искусный Т.1 № 5
Цель: активация умственной деятельности, развитие умения логически мыс лить.
Предложи задание. Как проверить безударные гласные в корне, в суффиксе, приставке слова. Составьте алгоритм.
Д.скочить, скворечн.к, обидч.вый, з.гибать, н.пильник, смел.сть, бел.нький, п.дмастерье, з.поминать, ваз.чка.
Сформулируйте тему нашего урока. Какова цель нашего урока?
Сообщение темы урока
Работа по теме урока.
Цель: активация умственной деятельности.
Тема урока: Безударный гласный в корне, суффиксе и приставке .
Работа по учебнику стр. 12 — 14
- Упражнение 5. В этом упражнении школьники проверяют только что открытую закономерность и подтверждают ее на материале другого суффикса – «-ист-». Задание: в левый столбик нужно выписывать слова, в которых суффикс «-ист-» под ударением, а в правый – слова, где суффикс безударный.
В этом упражнении усвоенная закономерность («гласные в одних и тех же частях слова пишутся под ударением и без ударения одинаково») подтверждается на материале суффикса «-ов-».
Вывод: в корнях, суффиксах и окончаниях слов в позиции под ударением и без ударения пишется одна и та же буква. Такой вывод позволит им сделать и правильное предположение: это правило должно распространяться и на приставки, содержащие гласные звуки.
Цель: сменить вид деятельности.
Музыкальная физ. минутка.
Закрепление урока с комментариями.
Цель: применение нового знания в типовых заданиях.
Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.
Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке
развивать умение распозновать орфограммы.Развивать речь, память, мышление
Просмотр содержимого документа
«Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке»
Конспект урока русского языка 4 класс
Тема: Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке
Цели урока: развивать умение распознавать орфограммы и правильно обозначать безударные гласные в разных частях слова.
Развивать речь, память, мышление
-Вы любите загадки?
Кто, угадай-ка, седая хозяйка?
Тряхнула перинки – над миром пушинки.
-Правильно, зима! Наступила зима и наплела свои кружева из снежинок. А мы с вами напишем кружева из букв.
–Тема нашего урока для вас пока тоже загадка! Вы её узнаете, когда выполните задания.
3. Спишите предложение в тетрадь, разберите его по членам и дайте характеристику.
В воздухе закружили белые снежинки.
-Каждая команда разбирает слово по составу и называет орфограмму в этом слове.
1-ая команда работает над словом с предлогом в воздухе;
2-ая команда — над словом закружили;
3-я команда – над словом снежинки.
Дети в группах выполняют работу, один человек от каждой команды выступает.
— в воздухе – окончание е, орфограмма – безударная гласная в окончании имени существительного;
—Какая орфограмма встретилась во всех частях слова?
— Кто догадался, какова тема урока?
— Правописание безударных гласных в корнях слов, в приставках и в окончаниях имён существительных.
— Сегодня мы будем тренироваться в безошибочно написании безударных гласных в корнях слов, в приставках и в окончаниях имён существительных. Но прежде, давайте вспомним, что нужно знать и помнить, чтобы писать слова без ошибок?
— Нужно знать правила!
— Проверка любой орфограммы имеет свой чёткий алгоритм.
1-ая команда выстраивает алгоритм правописания безударной гласной в окончании.
2-ая команда выстраивает алгоритм правописания безударной гласной в приставке.
3-я команда выстраивает алгоритм правописания безударной гласной в корне.
Учитель ставит на парту схему части слова. Дети в группах собирают алгоритм на заданную орфограмму. Зачитывают получившиеся алгоритмы. Они появляются на экране.
Нахожу безударный гласный
Нахожу безударный гласный
Нахожу безударный гласный
Подбираю проверочное слово, вспоминаю правописание, смотрю в словарь.
Определяю часть речи.
Определяю склонение, падеж, подбираю слово-помощник.
— Теперь, используя эти алгоритмы, вы вставите пропущенные безударные гласные в тексте и сможете побывать в зимнем лесу!
Дети получают листочки с пропущенными орфограммами и вставляют буквы.
— Прочитайте текст про себя. Прочитайте текст вслух.
После метели лес прибывал в мире безмолвия. Он был красивый и удивительный. Ель стояла в хвойной кольчуге. Маленькие ёлочки занесло снегом. На макушке сосны появилась снежная шапка. У берёзки вьюга посеребрила инеем светлые косы. На лесной полянке у тропинки след лисицы. В поисках добычи пробежала куница. Пробороздил сугроб лось. А под сугробом продолжалась жизнь. Разгреби снег до земли. На этом месте видны кустики брусники и веточки черники.
Каждая команда вставляет все безударные гласные, а выписывает слова только на свою орфограмму.
— 1-ая команда объяснит орфограмму в приставках.
Ученик из первой команды объясняет правописание слов
безмолвия, занесло, появилась, разгребли.
— 2-ая команда объясняет орфограмму в корне. Слова
удивительный, кольчуге, верхушке, посеребрила, пробороздил, черника.
3-я команда объясняет орфограмму в окончании. Слова
в мире, инеем, на полянке, под сугробом, брусники.
Все буквы вставлены. Давайте ещё раз прочитаем этот текст. Вот мы в зимнем лесу. Скажите, к какому типу относится этот текст?
— Это текст повествование с элементами описания. Назовите тему текста? (Зимний лес) Назовите основную мысль текста? (Жизнь в зимнем лесу)
— Придумайте название к этому тексту.
Лучшее название записать с комментированием в тетрадь.
— Красивую картину словами нарисовал автор этого текста?
— Какие средства выразительности речи он использовал?
— Он использовал метафоры.
— Назовите их. (В хвойной кольчуге, снежная шапка)
— Ещё чем пользовался автор?
— Он использовал эпитет (светлые косы), олицетворение (посеребрила инеем)
— Как вы думаете, какую ещё работу можно выполнить по этому тексту?
— Найти самим слова на безударную гласную в приставке, корне и окончании имён существительных.
Дети находят и записывают по 3-4 слова на указанную им орфограмму, выделяя часть слова и ставя ударение.
1-ая команда выписывает слова с безударной гласной в корне, 2-ая команда – с безударной гласной в окончании, 3-я команда – с безударной гласной в приставке.
Дети выполняют работу в группе, проверяют друг друга.
-Какое упражнение было легче: вставить пропущенную букву или найти слова с орфограммой в тексте? Почему?
-Какое упражнение могло быть ещё труднее?
— Подобрать слова с указанной орфограммой.
— Подберите и запишите 4 слова с орфограммой в окончании — 1-ая команда, с орфограммой в приставке — 2-ая команда, с орфограммой в корне — 3-я команда.
Прочитайте слова, которые вы написали и объясните по алгоритму.
— Какой вывод можно сделать после выполнения этого задания?
— Для грамотного письма нужно знать алгоритм действий и чётко ему следовать.
А теперь проверим, как вы работаете самостоятельно, запишем на листочках диктант.
К снежной шубке, по лесной поляне, на вершине сосны, в удивительном наряде, по белоснежной скатерти, макушки сосны, к опушке леса, в зимнем убранстве, деревья в серебре, ветка ели, в белой шапке.
Придумайте несколько красивых предложений о зиме.
Наш урок подходит к концу. Сформулируйте тему нашего урока. Что вы можете рассказать о правописании безударной гласной в разных частях слова?
Конспект урока и презентация по теме » Безударный гласный в корне, суффиксе и приставке.»
Выбранный для просмотра документ 06.09.docx
Тема урока: Безударный гласный в кор не, суффиксе и приставке .
Цель : распростра нить уже знакомые закономерности ( « безударный гласный в корне, а также безударный гласный в окончании можно проверить, поставив его под ударение») на другие части слова – суффикс и приставку.
– орфографическое умение проверять безударный гласный в суффиксе тем же способом, что и безударный гласный в корне и в окончании слова;
– осуществить перенос этого умения на правописание приставок с безударной гласной.
Формировать познавательные УУД : умение работать с орфоэпическим словарем;
регулятивные УУД : умение определять задачи урока, анализировать достигнутые результаты;
проверять литературное произношение нужных слов с помощью орфоэпического словаря.
Орг. момент. Мотивация
Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне.
Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?
Мы готовы. Стол в порядке.
Начинается урок.
Откройте тетради запишите
Цель: формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.
Скажите, какой самый главный навык в русском языке? Уметь каллиграфически писать. Этап нашего урока – чистописание.
Сегодня мы повторим правильное написание буквы « Ии ».
Какое слово зашифровано в данном ребусе ? Искусный.
Сегодня на уроке, мы познакомимся со словарным словом искусный. В каком словаре мы можем найти данное слово? Словарь «Пиши правильно» стр. 126 ч № 2
Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
Какие задания мы можем выполнить с данным словом? искусный
Я предлагаю вам выполнить следующие задания со словом искусный.
Выбрать и записать два словосочетания.
Выбрать и записать одно предложение. В данном предложении подчеркнуть все члены предложений, надписать к какой части речи они относятся.
Цель: активация умственной деятельности, развитие умения логически мыс лить.
Предложи задание. Как проверить безударные гласные в корне, в суффиксе, приставке слова. Составьте алгоритм.
Д.скочить, скворечн.к, обидч.вый, з.гибать, н.пильник, смел.сть, бел.нький, п.дмастерье, з.поминать, ваз.чка.
Сформулируйте тему нашего урока. Какова цель нашего урока?
Сообщение темы урока
Работа по теме урока.
Цель: активация умственной деятельности.
Тема урока: Безударный гласный в кор не, суффиксе и приставке .
Работа по учебнику стр. 12 — 14
Упражнение 5. В этом упражнении школьники проверяют только что открытую закономерность и подтверждают ее на материале другого суффикса – «-ист-». Задание: в левый столбик нужно выписывать слова, в которых суффикс «-ист-» под ударением, а в правый – слова, где суффикс безударный.
В этом упражнении усвоенная закономерность («гласные в одних и тех же частях слова пишутся под ударением и без ударения одинаково») подтверждается на материале суффикса «-ов-».
Вывод: в корнях, суффиксах и окончаниях слов в позиции под ударением и без ударения пишется одна и та же буква. Такой вывод позволит им сделать и правильное предположение: это правило должно распространяться и на приставки, содержащие гласные звуки.
Цель: сменить вид деятельности.
Музыкальная физ. минутка.
Закрепление урока с комментариями.
Цель: применение нового знания в типовых заданиях.
Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.
Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.
«МЕТОД ПЯТИ ПАЛЬЦЕВ»
М ( мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?
У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?
Рабочая тетрадь 1, упражнение 4 (с. 5–6).
Выбранный для просмотра документ 06.09.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Что такое? Что случилось? Почему звенит звонок? Мы готовы. Стол в порядке. Начинается урок.
Шестое сентября. Классная работа.
Д.скочить — Скворечн.к- З.гибать- Смел.сть — Бел.нький- П.дмастерье-
Безударный гласный в корне, суффиксе и приставке.
стр. 12 – 14, упр. 5 – 6 ТПО. упр. 5
Какие знания, опыт я сегодня получил? Что я сегодня делал и чего достиг? Каким было сегодня преобладающее настроение? Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал? Что я сделал для своего здоровья?
ТПО упр. 4 (с. 5–6). РНО.
Выбранный для просмотра документ карточка.docx
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
- Жиренкина Ольга ЯковлевнаНаписать 5517 05.09.2016
Номер материала: ДБ-177952
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 05.09.2016 983
- 05.09.2016 909
- 05.09.2016 1666
- 05.09.2016 764
- 05.09.2016 6799
- 05.09.2016 899
- 05.09.2016 1464
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Интерес российской молодежи к книгам вырос на 62,7%
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах
Время чтения: 2 минуты
Решение по формату сдачи ЕГЭ в 2022 году будет принято в ближайшее время
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки подготовит методику изучения склонности учащихся к агрессии
Время чтения: 2 минуты
В России разработают план по развитию футбола для девочек в школах
Время чтения: 2 минуты
В Югре в 2022 году откроют школьный центр генетики
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
http://multiurok.ru/index.php/files/biezudarnyi-ghlasnyi-provieriaiemyi-udarieniiem-v.html
http://infourok.ru/konspekt-uroka-i-prezentaciya-po-teme-bezudarniy-glasniy-v-korne-suffikse-i-pristavke-1178229.html