Конспект урока русского языка по теме: «Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке» ПНШ
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект урока русского языка по теме: «Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy.docx | 222.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №3»
Конспект урока русского языка по теме: «Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке.
Шматова Дарья Петровна,
учитель начальных классов.
Цель : распространить уже знакомые закономерности ( « безударный гласный в корне, а также безударный гласный в окончании можно проверить, поставив его под ударение») на другие части слова – суффикс и приставку.
– орфографическое умение проверять безударный гласный в суффиксе тем же способом, что и безударный гласный в корне и в окончании слова;
– осуществить перенос этого умения на правописание приставок с безударной гласной.
Формировать познавательные УУД : умение работать с орфоэпическим словарем;
регулятивные УУД : умение определять задачи урока, анализировать достигнутые результаты;
проверять литературное произношение нужных слов с помощью орфоэпического словаря.
Орг. момент. Мотивация
Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Начнём скорей урок!
Сегодня чудесный день! Давайте улыбнёмся друг другу. Я думаю сегодняшний урок принесёт нам радость от общения друг с другом.
Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
Открываем тетради записываем сегодняшнее число третье сентября, классная работа. Какие задания мы можем выполнить с данным словом? искусный
Я предлагаю вам выполнить следующие задания со словом искусный.
Выбрать и записать одно предложение. В данном предложении подчеркнуть все члены предложений, надписать к какой части речи они относятся.(ответ: Проявил он себя и как искусный дипломат.)
Цель: формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.
Скажите, какой самый главный навык в русском языке? Уметь каллиграфически писать. Этап нашего урока – чистописание.
Сегодня мы повторим правильное написание буквы « Ии ».(презентация)
Какое слово зашифровано в данном ребусе ? Искусный.(презентация)
Сегодня на уроке, мы познакомимся со словарным словом искусный. В каком словаре мы можем найти данное слово? (в толковом словаре) Запись слова искусный Т.1 № 5
Цель: активация умственной деятельности, развитие умения логически мыс лить.
Предложи задание. Как проверить безударные гласные в корне, в суффиксе, приставке слова. Составьте алгоритм.
Д.скочить, скворечн.к, обидч.вый, з.гибать, н.пильник, смел.сть, бел.нький, п.дмастерье, з.поминать, ваз.чка.
Сформулируйте тему нашего урока. Какова цель нашего урока?
Сообщение темы урока
Работа по теме урока.
Цель: активация умственной деятельности.
Тема урока: Безударный гласный в корне, суффиксе и приставке .
Работа по учебнику стр. 12 — 14
- Упражнение 5. В этом упражнении школьники проверяют только что открытую закономерность и подтверждают ее на материале другого суффикса – «-ист-». Задание: в левый столбик нужно выписывать слова, в которых суффикс «-ист-» под ударением, а в правый – слова, где суффикс безударный.
В этом упражнении усвоенная закономерность («гласные в одних и тех же частях слова пишутся под ударением и без ударения одинаково») подтверждается на материале суффикса «-ов-».
Вывод: в корнях, суффиксах и окончаниях слов в позиции под ударением и без ударения пишется одна и та же буква. Такой вывод позволит им сделать и правильное предположение: это правило должно распространяться и на приставки, содержащие гласные звуки.
Цель: сменить вид деятельности.
Музыкальная физ. минутка.
Закрепление урока с комментариями.
Цель: применение нового знания в типовых заданиях.
Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.
Безударные гласные в корне слова
О чем эта статья:
Понятие безударных гласных
Безударные гласные — это буквы, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не падает ударение. Такие гласные делятся на два типа:
А еще есть безударные гласные в корнях с чередованием.
Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона и длинное звучание. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в разных частях слова:
Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.
Проверяемые безударные гласные
В русском языке мы проверяем написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.
Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые можно проверить ударением с помощью подбора родственных слов или изменением грамматической формы слова.
Чтобы избежать ошибок и правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными, нужно запомнить правило.
Правило для проверяемых безударных гласных в корне слова
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.
Если гласная под ударением, значит ее хорошо слышно и очевидно, какую букву нужно написать. Если без ударения — применяем специальные правила.
В качестве проверочного слова может выступать:
Однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи).
дождливый — дождь, лесной — лес.
Измененная форма этого же слова.
грибы — гриб, зима — зимы.
Если в корне несколько безударных гласных, нужно подобрать слова для проверки каждой:
молодой — молод, молоденький.
Давайте узнаем, в корне каких слов есть проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются без ударения:
В русском языке ударение в словах может падать на гласную любой морфемы:
Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке
развивать умение распозновать орфограммы.Развивать речь, память, мышление
Просмотр содержимого документа
«Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке»
Конспект урока русского языка 4 класс
Тема: Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке
Цели урока: развивать умение распознавать орфограммы и правильно обозначать безударные гласные в разных частях слова.
Развивать речь, память, мышление
-Вы любите загадки?
Кто, угадай-ка, седая хозяйка?
Тряхнула перинки – над миром пушинки.
-Правильно, зима! Наступила зима и наплела свои кружева из снежинок. А мы с вами напишем кружева из букв.
–Тема нашего урока для вас пока тоже загадка! Вы её узнаете, когда выполните задания.
3. Спишите предложение в тетрадь, разберите его по членам и дайте характеристику.
В воздухе закружили белые снежинки.
-Каждая команда разбирает слово по составу и называет орфограмму в этом слове.
1-ая команда работает над словом с предлогом в воздухе;
2-ая команда — над словом закружили;
3-я команда – над словом снежинки.
Дети в группах выполняют работу, один человек от каждой команды выступает.
— в воздухе – окончание е, орфограмма – безударная гласная в окончании имени существительного;
—Какая орфограмма встретилась во всех частях слова?
— Кто догадался, какова тема урока?
— Правописание безударных гласных в корнях слов, в приставках и в окончаниях имён существительных.
— Сегодня мы будем тренироваться в безошибочно написании безударных гласных в корнях слов, в приставках и в окончаниях имён существительных. Но прежде, давайте вспомним, что нужно знать и помнить, чтобы писать слова без ошибок?
— Нужно знать правила!
— Проверка любой орфограммы имеет свой чёткий алгоритм.
1-ая команда выстраивает алгоритм правописания безударной гласной в окончании.
2-ая команда выстраивает алгоритм правописания безударной гласной в приставке.
3-я команда выстраивает алгоритм правописания безударной гласной в корне.
Учитель ставит на парту схему части слова. Дети в группах собирают алгоритм на заданную орфограмму. Зачитывают получившиеся алгоритмы. Они появляются на экране.
Нахожу безударный гласный
Нахожу безударный гласный
Нахожу безударный гласный
Подбираю проверочное слово, вспоминаю правописание, смотрю в словарь.
Определяю часть речи.
Определяю склонение, падеж, подбираю слово-помощник.
— Теперь, используя эти алгоритмы, вы вставите пропущенные безударные гласные в тексте и сможете побывать в зимнем лесу!
Дети получают листочки с пропущенными орфограммами и вставляют буквы.
— Прочитайте текст про себя. Прочитайте текст вслух.
После метели лес прибывал в мире безмолвия. Он был красивый и удивительный. Ель стояла в хвойной кольчуге. Маленькие ёлочки занесло снегом. На макушке сосны появилась снежная шапка. У берёзки вьюга посеребрила инеем светлые косы. На лесной полянке у тропинки след лисицы. В поисках добычи пробежала куница. Пробороздил сугроб лось. А под сугробом продолжалась жизнь. Разгреби снег до земли. На этом месте видны кустики брусники и веточки черники.
Каждая команда вставляет все безударные гласные, а выписывает слова только на свою орфограмму.
— 1-ая команда объяснит орфограмму в приставках.
Ученик из первой команды объясняет правописание слов
безмолвия, занесло, появилась, разгребли.
— 2-ая команда объясняет орфограмму в корне. Слова
удивительный, кольчуге, верхушке, посеребрила, пробороздил, черника.
3-я команда объясняет орфограмму в окончании. Слова
в мире, инеем, на полянке, под сугробом, брусники.
Все буквы вставлены. Давайте ещё раз прочитаем этот текст. Вот мы в зимнем лесу. Скажите, к какому типу относится этот текст?
— Это текст повествование с элементами описания. Назовите тему текста? (Зимний лес) Назовите основную мысль текста? (Жизнь в зимнем лесу)
— Придумайте название к этому тексту.
Лучшее название записать с комментированием в тетрадь.
— Красивую картину словами нарисовал автор этого текста?
— Какие средства выразительности речи он использовал?
— Он использовал метафоры.
— Назовите их. (В хвойной кольчуге, снежная шапка)
— Ещё чем пользовался автор?
— Он использовал эпитет (светлые косы), олицетворение (посеребрила инеем)
— Как вы думаете, какую ещё работу можно выполнить по этому тексту?
— Найти самим слова на безударную гласную в приставке, корне и окончании имён существительных.
Дети находят и записывают по 3-4 слова на указанную им орфограмму, выделяя часть слова и ставя ударение.
1-ая команда выписывает слова с безударной гласной в корне, 2-ая команда – с безударной гласной в окончании, 3-я команда – с безударной гласной в приставке.
Дети выполняют работу в группе, проверяют друг друга.
-Какое упражнение было легче: вставить пропущенную букву или найти слова с орфограммой в тексте? Почему?
-Какое упражнение могло быть ещё труднее?
— Подобрать слова с указанной орфограммой.
— Подберите и запишите 4 слова с орфограммой в окончании — 1-ая команда, с орфограммой в приставке — 2-ая команда, с орфограммой в корне — 3-я команда.
Прочитайте слова, которые вы написали и объясните по алгоритму.
— Какой вывод можно сделать после выполнения этого задания?
— Для грамотного письма нужно знать алгоритм действий и чётко ему следовать.
А теперь проверим, как вы работаете самостоятельно, запишем на листочках диктант.
К снежной шубке, по лесной поляне, на вершине сосны, в удивительном наряде, по белоснежной скатерти, макушки сосны, к опушке леса, в зимнем убранстве, деревья в серебре, ветка ели, в белой шапке.
Придумайте несколько красивых предложений о зиме.
Наш урок подходит к концу. Сформулируйте тему нашего урока. Что вы можете рассказать о правописании безударной гласной в разных частях слова?
http://skysmart.ru/articles/russian/bezudarnye-glasnye-v-korne-slova
http://multiurok.ru/index.php/files/biezudarnyi-ghlasnyi-provieriaiemyi-udarieniiem-v.html