Безударный гласный в суффиксе проверяемый ударением 4 класс

Конспект урока русского языка по теме: «Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке» ПНШ
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Конспект урока русского языка по теме: «Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке.»

Скачать:

ВложениеРазмер
russkiy.docx222.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №3»

Конспект урока русского языка по теме: «Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке.

Шматова Дарья Петровна,

учитель начальных классов.

Цель : распространить уже знакомые закономерности ( « безударный гласный в корне, а также безударный гласный в окончании можно проверить, поставив его под ударение») на другие части слова – суффикс и приставку.

– орфографическое умение проверять безударный гласный в суффиксе тем же способом, что и безударный гласный в корне и в окончании слова;

– осуществить перенос этого умения на правописание приставок с безударной гласной.

Формировать познавательные УУД : умение работать с орфоэпическим словарем;

регулятивные УУД : умение определять задачи урока, анализировать достигнутые результаты;

проверять литературное произношение нужных слов с помощью орфоэпического словаря.

Орг. момент. Мотивация

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Начнём скорей урок!

Сегодня чудесный день! Давайте улыбнёмся друг другу. Я думаю сегодняшний урок принесёт нам радость от общения друг с другом.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Открываем тетради записываем сегодняшнее число третье сентября, классная работа. Какие задания мы можем выполнить с данным словом? искусный

Я предлагаю вам выполнить следующие задания со словом искусный.

Выбрать и записать одно предложение. В данном предложении подчеркнуть все члены предложений, надписать к какой части речи они относятся.(ответ: Проявил он себя и как искусный дипломат.)

Цель: формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.

Скажите, какой самый главный навык в русском языке? Уметь каллиграфически писать. Этап нашего урока – чистописание.

Сегодня мы повторим правильное написание буквы « Ии ».(презентация)

Какое слово зашифровано в данном ребусе ? Искусный.(презентация)

Сегодня на уроке, мы познакомимся со словарным словом искусный. В каком словаре мы можем найти данное слово? (в толковом словаре) Запись слова искусный Т.1 № 5

Цель: активация умственной деятельности, развитие умения логически мыс лить.

Предложи задание. Как проверить безударные гласные в корне, в суффиксе, приставке слова. Составьте алгоритм.

Д.скочить, скворечн.к, обидч.вый, з.гибать, н.пильник, смел.сть, бел.нький, п.дмастерье, з.поминать, ваз.чка.

Сформулируйте тему нашего урока. Какова цель нашего урока?

Сообщение темы урока

Работа по теме урока.

Цель: активация умственной деятельности.

Тема урока: Безударный гласный в корне, суффиксе и приставке .

Работа по учебнику стр. 12 — 14

  1. Упражнение 5. В этом упражнении школьники проверяют только что открытую закономерность и подтверждают ее на материале другого суффикса – «-ист-». Задание: в левый столбик нужно выписывать слова, в которых суффикс «-ист-» под ударением, а в правый – слова, где суффикс безударный.

В этом упражнении усвоенная закономерность («гласные в одних и тех же частях слова пишутся под ударением и без ударения одинаково») подтверждается на материале суффикса «-ов-».

Вывод: в корнях, суффиксах и окончаниях слов в позиции под ударением и без ударения пишется одна и та же буква. Такой вывод позволит им сделать и правильное предположение: это правило должно распространяться и на приставки, содержащие гласные звуки.

Цель: сменить вид деятельности.

Музыкальная физ. минутка.

Закрепление урока с комментариями.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

Суффиксы с проверяемыми безударными гласными

Безударные гласные в суффиксах.

В соответствии с общим правилом (см. § 33) написание букв на месте безударных гласных в суффиксах устанавливается путем проверки словами и формами с тем же суффиксом, в которых проверяемый гласный находится под ударением.

Примеры суффиксов с проверяемыми гласными (в скобках даются проверочные слова).

Суффиксы с буквой и:

  • ик: виновник, умник, ежегодник (стари́к, озорни́к, дождеви́к);
  • ник: путник, дворник, коровник, ценник (грибни́к, цветни́к, ледни́к);
  • щик: атомщик, мороженщик (обувщи́к, кладовщи́к);
  • ик (а): журналистика, лингвистика, космонавтика, педагогика (производные типа педагоги́ческий, лингвисти́ческий), автоматика, символика, конкретика (производные типа символи́ческий);
  • иц (а): любимица, медведица (певи́ца, тигри́ца), кожица (води́ца);
  • ин (а): баранина (осетри́на, свини́на), трещина, царапина (морщи́на);
  • инк (а): бисеринка (икри́нка), лукавинка (хитри́нка);
  • ишк (с уменьшительно пренебрежительным значением): платьишко, сараишко, шинелишка (ружьи́шко, доми́шко, вори́шка);
  • нича и ича : столярничать, оригинальничать (домовни́чать);
  • ирова : маскировать (шаржи́ровать).

Буква −и является также суффиксом наречий, оканчивающихся на −ски, −цки, −ьи : братски, творчески, молодецки, по французски, по кошачьи (воровски́, по мужски́).

Суффикс с буквой ы:

Суффиксы с буквой о:

  • ость: смелость, радость (злость – единственное проверочное слово);
  • от (ш): красота, пестрота, широта (формы мн. ч.: красо́ты, широ́ты);
  • ович: Олегович (Петро́вич);
  • ок: подросток, набросок, обрубок (игро́к, движо́к);
  • ов : апельсиновый, береговой (сосно́вый, дубо́вый, холщо́вый);
  • овск : дедовский, шекспировский (старико́вский, днепро́вский);
  • ова : линовать, адресовать (лино́ванный, адресо́ванный, лино́вка, переадресо́вка).

Буква −о является также суффиксом наречий: смело, быстро, ежедневно (далеко́, хорошо́, свежо́), в том числе и с приставками в, за, на: влево, направо, на́сухо, на́черно, за́ново, за́просто (наголо́, заодно́).

Примечание. После мягких парных согласных, шипящих, ц и j в таких суффиксах вместо о пишется буква е , напр.: свежесть, нищета, Игоревич, ящичек, ножевой, тюлевый, ситцевый, боевой, магниевый (от бой, магний), уралмашевский (от Уралмаш), далевский (от Даль), межевать, горевать, неуклюже, искренне. То же в словах, образованных от несклоняемых иноязычных имен и фамилий на −и , напр.: вердиевский, руставелиевский (от Верди, Руставели), Генриевич (отчество от имени Генри).

Суффикс с буквой а:

  • арь: пекарь, лекарь, пахарь (звона́рь, бунтарь́).

Буква −а (−я) является суффиксом наречий с приставками до, из, с : до́сыта, до́синя, и́здавна, сле́ва, спра́ва, сно́ва (догола́, издалека́, сполна́), а также первых наречных элементов в составных прилагательных типа изжелта красный, иссиня чёрный, обозначающих оттенки цвета.

Суффиксы с буквой е:

  • ениj (в словах на −ение): упоря́дочение, крахма́ление (увеличе́ние, распределе́ние);
  • ец: любимец, счастливец (храбре́ц, глупе́ц);
  • еств (о): ничтожество, изящество, празднество, то́жество (устар. к тождество), вещество (р. мн. веще́ств, производные: веще́ственный, тоже́ственный);
  • ен (ый): жареный (варёный);
  • енн (ый) (суффикс причастий): направленный (оскорблённый);
  • ейш : красивейший, интереснейший (нежне́йший, полне́йший);
  • ее (проверяется первая буква): красивее, интереснее (полне́е, сильне́е);
  • ер (суффикс числительных): четверо, пятеро (производные типа четвёрка, пятёрка);
  • ер в основах косвенных падежей и форм мн. ч. слов мать и дочь: матери, дочери (доче́рний).

Буква −е является также суффиксом наречий с приставками в и на : вкратце, внове, вскоре, наготове (вполне́, вчерне́, наравне́).

Буквы е и о (о возможна только после твердых согласных г, к, х) пишутся в суффиксе прилагательных и наречий −еньк /−оньк : ста́ренький, чи́стенький, сла́бенький, бы́стренько; лёгонький и лёгенький, пло́хонький и пло́хенький ; проверка: наречия типа хороше́нько, лего́нько, тихо́нько. Так же (с буквами е и о соответственно после согласных ш и х) пишутся суффиксы −ёшеньк и −ёхоньк в прилагательных и наречиях типа белёшенький и белёхонький, полнёшенький и полнёхонький, радёшенек и радёхонек, точнёхонько, ранёхонько и ранёшенько.

Конспект урока и презентация по теме » Безударная гласная в суффиксах слов. Повторение»

Выбранный для просмотра документ 05.09.docx

Тема урока: Безударный гласный, про веряемый уда рением в суффиксе .

Усечение основы глагола.

Цель : распростра нить уже знакомые закономерности ( « безударный гласный в корне, а также безударный гласный в окончании можно проверить, поставив его под ударение») на другие части слова – суффикс и приставку.

Формировать орфографическое умение проверять безударный гласный в суффиксе тем же способом, что и безударный гласный в корне и в окончании слова (подбором слов с таким же суффиксом под ударением); закрепить умение писать слова с непроизносимым согласным в корне слова, опираясь на умение определять, от какой основы образовано новое слово.

познавательные УУД : умение работать с орфоэпическим словарем;

регулятивные УУД : умение определять задачи урока, анализировать достигнутые результаты;

проверять литературное произношение нужных слов с помощью орфоэпического словаря.

Орг. момент. Мотивация

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне.

Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?

Мы готовы. Стол в порядке.
Начинается урок.

Откройте тетради запишите

Цель: формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.

Скажите, какой самый главный навык в русском языке? Уметь каллиграфически писать. Этап нашего урока – чистописание.

Сегодня мы повторим правильное написание буквы «к».

Какое слово зашифровано в данном ребусе ? Коллекция.

Сегодня на уроке, мы закрепим словарное словом коллекция. В каком словаре мы можем найти данное слово? Словарь «Пиши правильно» стр. 126 ч № 2

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Какие задания мы можем выполнить с данным словом? Коллекция.

Я предлагаю вам выполнить следующие задания со словом коллекция.

Составить словосочетание. Составить предложение. В данном предложении подчеркнуть все члены предложений, надписать к какой части речи они относятся.

Написать мини сочинение из трех предложений, кто такой

Коллекционеры – это любознательные, беспокойные, одержимые люди. И у каждого свой предмет увлечения. Филателисты собирают марки, филокартисты – открытки, филуменисты – спичечные этикетки.

Нумизматы коллекционируют монеты, фалеристы – ордена, медали и значки. Собирателей книг называют библиофилами, а тех, кто увлекается грампластинками, – филофонистами. С каждым годом коллекционеры открывают всё новые предметы, достойные собирательства.

Цель: активация умственной деятельности, развитие умения логически мыс лить.

Предложи задание. Как проверить безударные гласные в суффиксе слова. Составьте алгоритм.

Дождл.. вый, непоседл..вый, талантл..вый.

Сформулируйте тему нашего урока. Какова цель нашего урока?

Сообщение темы урока

Работа по теме урока.

Цель: активация умственной деятельности.

Тема урока: Безударный гласный, проверяемый ударением в корне слова. Работа по учебнику стр. 9 — 11

Упражнение 3. Слова с суффиксом «-лив-» поделены в этом упражнении на две группы: в первой гласный в этом суффиксе стоит под ударением, во второй группе слов этот гласный – в безударной позиции.

Цель упражнения – проверить, насколько понята и усвоена только что разобранная закономерность; помогает ли зрительный образ слов в словаре (завистливый, жалостливый, совестливый) запомнить их написание; проверить, понимают ли дети, что в корнях пар слов засуха – засушливый; неряха – неряшливый есть чередование согласных.

завис[т’] ‘ – завис[т’]/; завис[т’]/ + лив + … – завистливый;

жалос[т’] ‘ – жалос[т’]/; жалос[т’]/ + лив + … – жалостливый;

совес[т’] ‘ – совес[т’]/; совес[т’]/ + лив + … – совестливый.

Такая запись иногда помогает детям осознать, что, несмотря на мягкую основу исходных слов, не нужно писать Ь во вновь образованных словах.

Цель: сменить вид деятельности.

Музыкальная физ. минутка.

Закрепление урока с комментариями.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

Рабочая тетрадь 1, упражнение 3 (с. 5).

На луговой кочке

Стоит дубовая бочка.

Вокруг мелкая осочка-

У пенёчка в тенёчке.

Луговой – луг / ов/ой

Дубовой – дуб/ов/ой – ударение падает на суффикс.

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

Вставить пропущенные буквы.

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

«МЕТОД ПЯТИ ПАЛЬЦЕВ»

М ( мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

Выучить наизусть стр. 9 ( уч.), карточка.

Выбранный для просмотра документ 05.09.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Что такое? Что случилось? Почему звенит звонок? Мыготовы. Стол в порядке. Начинается урок. Н.Н.Коломина

Пятое сентября. Классная работа. Н.Н.Коломина

КОЛЛЕКЦИЯ Составить словосочетание. Н.Н.Коломина

КОЛЛЕКЦИЯ 2.Составитьпредложение. Вданном предложении подчеркнуть все члены предложений, надписать к какой части речи они относятся. Н.Н.Коломина

КОЛЛЕКЦИОНЕР 3. Написатьмини сочинение из трех предложений, ктотакиеколлекционеры. Н.Н.Коломина

Коллекционеры– это любознательные, беспокойные, одержимые люди. И у каждого свой предмет увлечения.Филателистысобирают марки,филокартисты– открытки,филуменисты– спичечныеэтикетки.Нумизматыколлекционируют монеты,фалеристы– ордена, медали и значки. Собирателей книг называютбиблиофилами, а тех, кто увлекается грампластинками, –филофонистами. С каждым годом коллекционеры открывают всё новые предметы, достойные собирательства. Н.Н.Коломина

дождл..вый непоседл..вый талантл..вый Н.Н.Коломина

Тема урока: Безударный гласный, проверяемый ударением в суффиксе. Н.Н.Коломина

Работа по учебнику: стр. 9 – 11, упр. 3 – 4 ТПО. упр. 3 Н.Н.Коломина

Самостоятельная работа. Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова. Н.Н.Коломина

Рефлексия – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил? – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг? – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение? – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал? – бодрость, физическая форма. Каким было моё физ. состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья? Н.Н.Коломина

Домашняя работа: Выучить наизусть с. 9 ( уч.), карточка РНО. Н.Н.Коломина

Выбранный для просмотра документ домашняя работа.docx

Выбранный для просмотра документ карточка.docx

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

  • Жиренкина Ольга ЯковлевнаНаписать 1086 04.09.2016

Номер материала: ДБ-176624

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    04.09.2016 514
    04.09.2016 491
    04.09.2016 354
    04.09.2016 297
    04.09.2016 415
    04.09.2016 274
    04.09.2016 2043

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

Время чтения: 2 минуты

В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами

Время чтения: 1 минута

На «Госуслугах» пройдет эксперимент по размещению документов об образовании

Время чтения: 2 минуты

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения подключит работодателей к разработке образовательных программ в колледжах

Время чтения: 2 минуты

Названа победительница конкурса «Директор года России — 2021»

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://orfogrammka.ru/%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F/%D1%81%D1%83%D1%84%D1%84%D0%B8%D0%BA%D1%81%D1%8B_%D1%81_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%8F%D0%B5%D0%BC%D1%8B%D0%BC%D0%B8_%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%BC%D0%B8_%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%BC%D0%B8/

http://infourok.ru/konspekt-uroka-i-prezentaciya-po-teme-bezudarnaya-glasnaya-v-suffiksah-slov-povtorenie-1176901.html