Бир это корень или суффикс

Корни бер-бир – что это такое, как запомнить их правописание и правильно комментировать их на уроке русского языка

Если после корня есть «а» – пишем «и». Если нет «а» – пишем е. Например: забирать – заберу.

Если у вас в слове корень «бер» или «бир», то надо смотреть, какая буква после корня. Если после корня «а», то в корне пишется «и», если нет «а» – «е». Например: забирать – заберу, отбирать – отберу.

Бер-бир – это так называемые корни с чередованием. То есть гласная в них «чередуется». В одном и том же корне может быть или «и», или «е». Выбор гласной зависит от условий чередования – как раз от того, есть буква «а» после корня или ее нет.

Давайте знакомиться с этой орфограммой подробнее.

Как объяснять орфограмму в корнях бер-бир

Какое бы вам ни попалось слово, принцип объяснения везде одинаковый. Давайте рассмотрим его на двух примерах – на слове «разбирать» и на слове «разберу». Общее правило объяснения можете посмотреть вот в этом моем видеоролике про орфограмму.

Пример со словом «разбирать»

Итак, вот вы стоите у доски, переписываете текст из учебника. В этом тексте вам встречается слово «разб…рать». Вы должны написать его с буквой «и». И сказать следующее:

  1. Что? Буква «и».
  2. Где? В корне «бир». Однокоренные слова: отбирать, перебирать, выбирать.
  3. Почему? Потому что после корня «бир» есть суффикс «а».

А графически вот это объяснение надо оформить следующим образом. Под буквой «и» вы проводите одну черту, под буквой «а» – две. Это показывает, что в букве «и» вы сомневаетесь, а буква «а» подтверждает правильность ее написания.

Кроме этого надо выделить морфемы. То есть «дугой» выделить корень «бир» и «треугольничком» – суффикс «а». Никакие дополнительные пояснения не нужны, вашему учителю этого будет достаточно.

Пример со словом «разберу»

В этом слове вы напишете в корне букву «е», а вслух проговорите следующее:

  1. Что? Буква «е».
  2. Где? В корне «бер». Однокоренные слова: отберу, переберу, выберу.
  3. Почему? После корня «бер» нет суффикса «а».

Графическое оформление будет таким. Одной чертой подчеркиваем «е», рисуем «дугу» над корнем «бер». А рядом со словом в скобочках пишем «(нет а)». И «а» подчеркиваем двумя чертами, а над ней рисуем «треугольничек», чтобы показать, что это суффикс.

Поймите, что это надо не вашему учителю, а вам. Если вы вот так графически будете объяснять каждую орфограмму и проговаривать вслух правило, то вы доведете правописание корней бер/бир до автоматизма. И никогда не будете делать ошибок.

Как объяснить чередование «е» и «и»

Не надо его никак объяснять. Потому что вы все равно не объясните. Причина чередования находится в далеком-далеком прошлом, когда наш с вами язык формировался и развивался. На основании древних особенностей русского языка в одних словах мы пишем «е», а в других – «и».

Поймите, что суффикс «а» – не причина чередования. Это просто способ легко запомнить правило.

В школе никто не будет вас просить обосновывать чередование бер/бир с точки зрения истории языка. Потому что учителя сами не всегда могут его обосновать. Это вопрос для профессиональных филологов, профессоров и академиков. А не для школьных учителей и не для вас.

Примеры слов с корнями бер-бир

Я рекомендую вам произнести каждый пример вслух. И устно объяснить правописание букв «е» и «и». Так вам будет намного проще запомнить правило.

Итак, десять примеров:

  1. Я заберу детей из садика в пять.
  2. Мы выбираем Президента.
  3. Вы долго будете выбирать очки для плавания?
  4. Убирайтесь!
  5. Приберись дома, чтобы было чисто.
  6. Отбери картофелины, которые еще не начали гнить.
  7. Как правильно подбирать проверочные слова?
  8. Забирайте все, мне ничего не жаль!
  9. Переберите все носки.
  10. Набираем номерок.

Можете даже сами продолжить этот список. Слов с бер/бир в русском языке тьма.

О чем надо помнить

О том, что есть очень много похожих корней. И я вам рекомендую запоминать их все одновременно. Например:

  1. Мер/мир: замирать – замереть.
  2. Дер/дир: выдирать – выдеру.
  3. Тер/тир: вытирать – вытереть
  4. Пер/пир: отпирать – отпереть.
  5. Жег/жиг: зажигать – зажечь.
  6. Стел/стил: постелить – выстилать

На все эти шесть корней действует то же самое правило, что и на бер/бир. Есть «а» после корня – пишем «и». Нет «а» – пишем «е».

Это ведь фантастически просто, согласны?

Полезные материалы по теме

В этом блоке я хочу вам предложить пару-тройку полезностей. Они пригодятся всем, кто учит русский. Но особенно – ученикам, которые готовятся сдавать ЕГЭ, ОГЭ или писать ВПР.

Оставьте мне ваш электронный адрес на этой странице. Я на него сброшу ZIP-архив, а в этом архиве вас будут ждать четыре очень хороших электронных пособия по русскому. Они написаны как раз для учеников. Там все объясняется простыми словами, там есть таблицы и схемы для запоминания. Учиться по этим пособиям – одно удовольствие.

Попробуйте позаниматься на онлайн-тренажерах по русскому языку. Ссылка, которую я дал, ведет на тренажеры с платформы Викиум. Они там полностью бесплатные. Все тренажеры размещены на одной странице, чтобы быстрее найти нужные, перейдите в «Способность к работе с текстом».

Мне самому эти программки очень нравятся, потому что на них можно заниматься, даже пока едешь в автобусе. И это более увлекательно, чем просто решать упражнения.

Еще на Викиуме есть курс «Идеальный русский». За него уже надо будет заплатить денежку, но стоит он всего 890 рублей. В крупных городах это один час занятия с репетитором.

В курсе хорошо объясняется теория, а для практики есть три тренажера. Обращаю внимание, тренажеры в курсе «уникальные», то есть на общей странице с тренажерами Викиума их нет. Посмотрите, может быть, вас заинтересует.

И последнее – несколько моих статей:

  1. Как стать грамотным. Я даю в этой статье практические рекомендации и конкретные «указания к действиям», которые помогут вам в короткий срок выработать автоматическое грамотное письмо.
  2. Что такое орфограмма – даю понятное определение слову, учу работать с орфограммами. И рассказываю про свою первую двойку по русскому – мне ее поставили как раз за то, что я списал текст и не объяснил орфограммы.
  3. Что такое пунктуация – об основных правилах расстановки знаков препинания в тексте.
  4. Что такое орфография – даю определение этому разделу языкознания и советы по его быстрому освоению.

Полезный совет

Если вы делаете упражнение по русскому, видите слово с пропущенной буквой и не знаете, как его объяснить – гуглите. В гугле можно найти ответы на все вопросы. Обязательно узнайте, как объясняется нужная орфограмма и постарайтесь ее запомнить.

Если вы будете вот так заставлять себя искать правила, то со временем сформируете очень системное представление об орфографии и пунктуации. И сможете «автоматически» писать правильно. Вы будете как бы чувствовать, что вот эта буква или этот знак – правильные. Это очень круто.

Заключение

Наш разговор про корни бер/бир подошел к концу. Остались ли у вас какие-то вопросы? Поняли ли вы, как правильно надо объяснять буквы в этих корнях? Пригодились ли вам дополнительные материалы, которые я приводил по ходу статьи?

БЕР/БИР — правило и примеры правописания

В словах с корнями «бер»/ «бир», правило написания которых легко запомнить, безударный гласный не проверяется с помощью ударения. Правописание этих корней зависит от других факторов.

Хотя тема изучается в младших классах средней школы, многие взрослые продолжают совершать ошибки. Вспомним, что нам говорили на уроках русского языка, и рассмотрим конкретные примеры словосочетаний и предложений.

Правило при написании слов с корнями «бер» / «бир»

Выделяют ряд корней, которые имеют варианты написания: в них чередуются согласные или гласные звуки. К их числу относятся исследуемые корни.

Чтобы правильно выбрать гласный звук в этой морфеме, применяют правило:

Буква «И» в корне «бир» пишется в том случае, если за ним следует суффикс «А».

Если его нет, в корне нужно писать «бер».

Примеры слов

Значения всех слов с чередованием корней «бер» / «бир» восходят к слову «брать».

«выбирАть подарок для друга»;

«собирАемся в музей»;

«уберИте за собой мусор»;

«выберУт членов жюри.

Всего в русском языке 9 корней, которые подчиняются этой орфограмме:

Корни с чередующимися гласными

Примеры слов в словосочетаниях и предложениях

собирАю ягоды в корзинку

замерЕть от восторга

сердце замирАло от страха

долго отпирАл дверь

блестИт на солнце

выдерУ сорняк с корнем

ежедневно вытирАть пыль

ветер обжигАет лицо

выжЕгший на ложке узор

учимся вычитАть Исключения: чета, сочетание, сочетать

произвести вычЕт налогов

Правописание слов с корнем бер-/бир-

В напи­са­нии слов с кор­нем бер-/бир- при­ме­ним орфо­гра­фи­че­ское пра­ви­ло о чере­ду­ю­щих­ся глас­ных е/и.

В неко­то­рых сло­вах рус­ско­го язы­ка не все­гда без­удар­ный глас­ный мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем. Существует мно­же­ство слов с чере­ду­ю­щи­ми­ся глас­ны­ми е/и в корне бер-/бир-. Тогда, что­бы пра­виль­но выбрать бук­ву «и» или «е» в сло­ве, вос­поль­зу­ем­ся пра­ви­лом орфографии.

Сравним:

  • изб и р а ть, изб и р а тель, изб и р а тель­ный — изб е ру, изб е рёшь, изб е рут;
  • заб и р а ть — заб е ру, заб е рёшь, заб е рём, заб е рет;
  • отб и р а ть — отб е ру, отб е рёшь, отб е рём, отб е рут;
  • приб и р а ть, приб и р а ние — приб е ру, приб е рёте, приб е рём;
  • соб и р а ть, соб и р а тель, соб и р а тель­ный — соб е ру, соб е рёшь, соб е рут.

Это пра­ви­ло при­ме­ним в напи­са­нии слов с чере­ду­ю­щи­ми­ся без­удар­ны­ми глас­ны­ми е/и в корнях:


источники:

http://nauka.club/russkiy-yazyk/orfografiya/ber-bir-pravilo.html

http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/pravopisanie-slov-s-kornem-ber-bir.html