Блок как устроен наш язык и правописание

Конспект урока по русскому языку на тему: «Словосочетание»(4 класс), 2 урок. Блок «Как устроен наш язык»

План открытого урока по русскому языку. 4 класс.

Тема «Словосочетание», 2 урок. Блок «Как устроен наш язык»

  1. Актуализировать имеющиеся у детей знания о словосочетании и его существенных признаках.
  2. Подвести детей к выводу «Однородные члены предложения и фразеологизмы не являются словосочетаниями»; ввести понятие «сочинительная связь».
  3. Закреплять умение различать словосочетание и «не словосочетание».

— разрозненная таблица выводов на доске и таблицы на партах;

— алгоритм работы в парах; в группах;

— плакат на доску с предложением и словосочетаниями

— выводы в таблицу: «Однородные члены предложения – слова, связанные сочинительной связью»

1. Минута вхождения в урок. (Эмоции, тема, мотивация)

2. Повторение и актуализация знаний о словосочетании на качественно новом уровне.

— работа с таблицей выводов предыдущего урока на доске и параллельно в парах : повторение существенных признаков словосочетания, а также сочетаний слов, не являющихся словосочетаниями. (На доске – только названия граф таблицы: «Словосочетание» и «Не словосочетание».)

Дети заполняют таблицу на карточках – «Конструктор». Задание: используя слова для справок – подчинительная связь, грамматическая основа предложения, главное слово, зависимое слово – восстановить таблицу.

( У доски с учителем – слабоуспевающие дети. )

1. Слова не связаны по смыслу.

2. Грамматическая основа предложения.

(отсутствие подчинительной связи)

3. Применение имеющихся знаний для решения учебной задачи:

проверка и корректирование словосочетаний, выписанных на доске.

Задание: прочитайте словосочетания, проверьте, все ли сделано правильно. Запишите словосочетания, исправив ошибки, если они есть. Докажите правильность выполнения своей работы.

Закачал ветер тонкие ветки берез и осинок.

Работа в парах по алгоритму, одна из пар – на листе для проверки.

Какое соединение слов не является словосочетанием? Почему? (отсутствие подчинительной связи) Какой вывод мы можем сделать?

Прежде, чем мы дополним таблицу выводов, давайте обратимся к нашему помощнику – учебнику.

работа с учебником, стр.81. Прочитайте правило. Что нового вы узнали из учебника? (термин «сочинительная связь»)

Как вы думаете, что указывает на то, что слова связаны сочинительной связью? (союзы или запятая (интонация перечисления))

( Если не говорят, обратить внимание на примеры в правиле. )

Дополнение таблицы : словосочетанием не является соединение слов с сочинительной связью, т.е. однородные члены предложения.

самостоятельная дифференцированная работа – Упр. 1,2 – по выбору, с проверкой на листах и магнитной доске.

Оцените свою работу в карточке – плюс-минус

— работа в группах с фразеологизмами. (частичный поиск)

На карточках фразеологизмы : бить баклуши, валять дурака, зарубить на носу, водить за нос.

Задание: В какую графу таблицы занести «фразеологизм»? — обсудить, являются ли фразеологизмы словосочетаниями (по предложенному алгоритму). Для уточнения значений фразеологизмов и слов, входящих в него – обратиться к фразеологическому и толковому словарикам.

— выясните значение фразеологизма по фразеологическому словарику;

— проверьте, можно ли задать вопрос от главного слова к зависимому. Сохранится ли при этом фразеологизм как устойчивое сочетание слов или распадется на отдельные слова?

— выясните значение слов, входящих во фразеологизм с помощью толкового словарика;

— сохранится ли значение фразеологизма, если допустить, что между его словами есть подчинительная связь?

— сделайте вывод: фразеологизм…………………………..словосочетанием, так как………………

— проверьте ход своих рассуждений по карточке.

Обращение к учебнику: стр. 83.

Дополнение таблицы: фразеологизм не является словосочетанием.

4. Рефлексия и домашнее задание. Посмотрите на свою карточку оценки. Выяснение, в чем именно были трудности. Предложение индивидуальных коррекционных карточек для работы дома.

д\з По выбору — №3 или №4, стр. 83.

У кого были трудности в определенном виде работ – индивидуальное д/з на карточках.

Сделайте вывод – как вам работалось сегодня на уроке? Поставьте фишку на доску.

цветограмма: красный – «легко и интересно»

синий – «были небольшие затруднения»

зеленый – «мне было трудно и не все понятно»

Слова для справок : подчинительная связь, грамматическая основа предложения, главное слово, зависимое слово, слова не связаны по смыслу, отсутствие подчинительной связи, вопрос.

№ I . Алгоритм работы в парах:

1. Внимательно прочитайте слова для справок.

2. Заполните каждый свою часть таблицы.

3. Проверьте друг друга; исправьте недочеты, если они есть.

№ II. Алгоритм работы в парах:

1. Внимательно прочитайте словосочетания.

2. Обсудите друг с другом наличие или отсутствие в каждом из них подчинительной связи – задайте вопрос от главного слова к зависимому.

3. Запишите только словосочетания ( с доказательством) каждый в свою тетрадь.

4. Если вы не выписали какие-то соединения слов, подумайте, почему.

Алмаз — прозрачный драгоценный камень большой

Багрянец – багровый (темно-красный ) цвет.

Баклуши(устар.) – деревянные чурки для игры или

Баобаб – большое тропическое дерево с очень толстым

стволом и разветвленной кроной.

Бить — наносить удары.

Благословить – 1. Напутствовать.

Буйвол — крупное сильное животное из рода быков.

Валять — ворочать, перекатывать с боку на бок.

Верста(устар.) – русская мера длины. ( 1км 6м)

Вестибюль – большое помещение перед входом во

внутреннюю часть здания.

Водить – способствовать движению.

Галактика – большая звездная система.

Дурак — глупый человек.

Заворожить – околдовать, очаровать.

Зарубить – 1. Сделать выемку рубящим орудием в чем-либо.

2. Убить рубящим оружием.

Калорийность – питательность, ценность пищи.

Консул — 1. В Древнем Риме – высшее правительственное

2. Представитель страны в другом государстве.

Манго — тропический фрукт с сочной мякотью и большой

Масть — цвет шерсти у животных.

Нос — 1. Орган обоняния.

2. Передняя часть корабля.

Оплот — надежная защита, твердыня.

Плантация – большой участок земли для выращивания

специальных сельскохозяйственных культур.

Пуд(устар.) – русская мера веса. (16 кг 300г)

Бежать сломя голову — очень быстро.

Без сучка, без задоринки – без осложнений и помех.

Бить баклуши — бездельничать.

Валять дурака – бездельничать.

Водить за нос – обманывать.

Витать в облаках – мечтать, фантазировать, не замечая того,

что происходит вокруг.

До седьмого пота – долго и усердно.

Довести до белого каления — привести в состояние гнева и

Заварить кашу – затеять долгое, хлопотное дело.

Зарубить на носу – запомнить накрепко.

Залезть в бутылку – обидеться, рассердиться.

Заткнуть за пояс – превзойти в чем-либо.

За тридевять земель – очень далеко.

Играть в кошки-мышки – хитрить, обманывать.

Как с гуся вода – все нипочем, совершенно безразлично.

Как сыр в масле кататься – жить очень богато.

Клевать носом – засыпать.

Море по колено – готовность на любое дело.

На всех парах – очень быстро.

Намотать на ус – запомнить.

От корки до корки – целиком от начала до конца.

Писать как курица лапой – неразборчиво, неаккуратно.

С гулькин нос – очень мало.

След простыл – исчезнуть очень быстро и неожиданно.

Считать ворон – бездельничать, ротозейничать.

Щелкать как орешки – очень легко, без напряжения.

Алгоритм работы в группах.

1. Выясните значение фразеологизма по фразеологическому словарику и запишите его на листе.

2. Проверьте, есть ли во фразеологизме подчинительная связь – запишите фразеологизм как словосочетание, задайте вопрос от главного слова к зависимому. Сохранится ли при этом фразеологизм как устойчивое сочетание слов или распадется на отдельные слова?

3. Выясните лексическое значение слов, входящих во фразеологизм, по толковому словарику и запишите на листе.

4. Обсудите: сохранится ли значение фразеологизма, если допустить, что между его словами есть подчинительная связь?

5. Сделайте вывод: фразеологизм (является, не является) словосочетанием, так как это устойчивое сочетание слов с определенным лексическим значением.

6. Проверьте правильность своих рассуждений по карточке поддержки.

Проверьте ход своих рассуждений и подготовьтесь к красивой и грамотной защите своей работы.

Схема вашего ответа:

1. Значение фразеологизма «________________________» — …………………. .

2. Допустим, что фразеологизм является словосочетанием и между его словами есть подчинительная связь. Тогда он состоит из отдельных слов – главного ____________и зависимого____________ .

3. Значение слова « _____» — ……………………. , значение слова «_________» — ……………. .

4. Значит – если допустить, что фразеологизм – это словосочетание, то он утрачивает свое значение.

5. Вывод: фразеологизм (является, не является) словосочетанием, так как это устойчивое сочетание слов с определенным лексическим значением.

фразеологизм — значение из словаря

первое слово второе слово

первое слово — значение из словаря

второе слово — значение из словаря.

1 Сегодня прекрасная погода, у нас хорошее настроение, верно? К нам пришло много гостей. Улыбнитесь им, чтобы у них тоже было хорошее настроение.

Сейчас мы начинаем урок русского языка, который, как всегда, продолжает раскрывать нам свои тайны.

2. Но прежде, чем мы приступим к новому и еще неизвестному, давайте вспомним материал предыдущего урока. Мы составляли таблицу. Вот она – только незаполненная. Пожалуйста, заполните ее. Работать будем в парах по алгоритму №1. Двое – со мной на доске.

3 . Справились? Очень хорошо. Посмотрите на свое домашнее задание. Проверьте его по таблице.

Если вы не допустили ошибок, поставьте на полях плюс.

4. Ну что ж, вы проверили друг друга, проверили себя, а теперь проверьте, как я выполнили задание – правильно ли выписаны словосочетания на доске? Работайте в парах по алгоритму №2.

Грабилова Таня – на листе.

5. Что скажете о работе Тани? Какое соединение слов вы не выписали? Что вы скажете про эти слова? Можно ли сказать, что одно из этих слов подчинено другому?

Какой вывод вы сделаете? Прежде чем дополнить таблицу, давайте обратимся к нашему помощнику – учебнику. Прочитайте правило на стр. 81. Что нового вы узнали из учебника?

Сочинительная связь указывает на то, что слова равноправны по отношению друг к другу. Как они соединяются? ( Обратить внимание на союзы в примерах.) Как вы думаете, только ли однородные дополнения не являются словосочетаниями? Посмотрите на предложения в учебнике.

Вывод: любые однородные члены не являются словосочетаниями. Дополнение таблицы.

6. Ребята, скажите, есть ли те, кому это не понятно? Хорошо. Значит, все будут работать самостоятельно. Но если кому-нибудь моя помощь потребуется, обращайтесь. Самостоятельно мы будем выполнять №1 или 2 на стр. 82. Прочитайте задание к обоим упражнениям. Выберите любое из них упражнений и выполните его в тетради. Для проверки – на доске №1 – Аня Боева, №2 – на листах Дерунов Паша, Ковалева Кристина, Травников Алеша.

Проверка. Оценивание – работ на доске, самих себя на карточке оценивания.

7. Прочитайте соединения слов, которые написаны на доске. Что это? (повесить название) Сейчас мы должны выяснить, являются ли фразеологизмы словосочетаниями, или нет. (повесить вопрос)

Работать будем в группах по алгоритму. Для работы вам понадобятся толковый и фразеологический словарики. Проверка. Взаимооценка.

8. Вы выслушали друг друга. Давайте вернемся к вопросу на доске – мы на него ответили? Но прежде чем дополнить таблицу, давайте обратимся к учебнику – стр. 82. Прочитайте рубрику «Давайте подумаем» и правило на стр.83. совпадает ваше мнение с мнением авторов учебника?

Значит, мы можем дополнить таблицу.

9. Дома я предлагаю вам выполнить №3 или №4 на стр. 83. Прочитайте задание. Вы видите, что упражнение 4 проходит под грифом «трудное». Вы можете выбрать любое из этих упражнений, или я могу предложить вам другое задание. Посмотрите на свою карточку самооценки.

10 Может быть, у кого-то из вас возникли затруднения? Если кто-то считает, что ему нужно поработать с однородными членами предложения или с фразеологизмами, то можно подойти ко мне и взять свое домашнее задание. А сейчас возьмите цветную фишку и поставьте ее на доску. – оцените свою работу в течение всего урока.

1. Однородные члены предложения – слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и являются одним и тем же членом предложения.

Однородные подлежащие: Мои мама и папа работают на заводе.

Однородные сказуемые: Летом дети купались, загорали, играли в футбол.

2. Однородные второстепенные члены относятся к одному и тому же слову:

Однородные дополнения: У школы ребята посадили березки, дубки и осинки.

посадили (что?) березки, дубки и осинки

Однородные обстоятельства: Снег лежал на домах, деревьях и скамейках в парке.

лежал (где?) на домах, деревьях и скамейках

Однородные определения: Красными, желтыми, синими флажками украсили зал.

флажками (какими?) красными, желтыми, синими

3. Однородные члены предложения не являются словосочетаниями, так как связаны сочинительной связью.

Выпиши словосочетания из предложений:

Ели и сосны надели нарядные шапки из снега.

В августе и сентябре колхозники приступают к уборке урожая.

Фразеологизм – устойчивое сочетание слов с определенным лексическим значением. Фразеологизм можно заменить одним словом.

Фразеологизмы не являются словосочетаниями, так как их значение не зависит от значения слов, в них входящих.

Выполни упражнение №3 на стр. 83 учебника.

Подумай, в каких соединениях слова теряют свои значения. Это фразеологизмы.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Особенности методики уроков блока «Как устроен наш язык»

Коллеги, наступает новый учебный год, а значит, мы готовим для вас новые, интересные и практические онлайн-трансляции, мастер-классы и вебинары! Чтобы не пропустить полезные видео, подписывайтесь на Youtube-канал для педагогов (красная кнопка в правом углу «подписаться») и нажимайте на колокольчик.

В ходе вебинара будут даны ответы на следующие вопросы:

  1. Какова цель ознакомления учащихся начальных классов с основами лингвистических знаний?
  2. В чем особенность изложения материала в данном блоке: почему выбран линейный принцип построения учебного материала?
  3. Какие универсальные учебные действия учащихся являются ведущими на уроках блока «Как устроен наш язык»?
  4. Каковы критерии оценивания деятельности учеников на уроке данного блока?

Рекомендуем по теме:

1. О чём мы узнаём на уроках,объединённых в блоки » Как

1. О чём мы узнаём на уроках,объединённых в блоки » Как устроен наш язык » и » Правописание»? 2. Что изучают разделыязыка «Фонетика», «Состав слова»,»Лексика»,»Синтаксис»? 3. С какими частями речи мы познакомились в 3 классе? 4.Объясни название рубрик «Давай подумаем»,»Тайны языка»,»Из истории языка». 5. С какими правилами правописания(орфограммы) мы познакомились во 2 и в 3 классах? 6. Чему учат уроки,объединённые в блок «Развитие речи»?


источники:

http://uchitel.club/events/osobennosti-metodiki-urokov-bloka-kak-ustroen-nash-yazyk/

http://shkolnikru.com/qa192829.html