Блок схема правописания приставок оканчивающихся на з

Правописание слов с приставками на «З» и «С»: разбор правила с примерами

Правило написания приставок, оканчивающихся на “з” и “с”

Очень часто мы сомневаемся, какую букву написать на конце приставки: “з” или “с” .

В русском языке существует правило, которое регламентирует написание приставок, оканчивающихся на “з” , “с” .

На конце приставки пишется буква “з” , если корень слова начинается со звонкой согласной буквы, и пишется буква “с” , если корень начинается с глухой согласной.

Рассмотрим на примере, как работает данное правило:

Во з д елывать (буква “д” звонкая, поэтому в приставке пишется звонкая “з” )

В данном слове на конце приставки пишется звонкая согласная буква “з” , так как корень “дел” начинается со звонкой согласной буквы “д” .

Виды приставок, оканчивающихся на “-з-“, “-с-”

Перечислим приставки, которые оканчиваются на “зс”:

  • “без-/бес-” (безбашенный/бестолковый)
  • “воз-(вз-)/вос-(вс-)” (воздержаться/воспрянуть)
  • “из-/ис-” (изгнать/испортить)
  • “низ-/нис-” (низвергнуть/нисходить)
  • “о-без-/о-бес-” (обезглавить/обесцветить)
  • “раз-/рас-” (разрядить/растратить)
  • “роз-/рос-” (розданный/роспись)
  • “чрез-/черес-” (чрезмерный/чресполосица)

Правило написания приставки “с-”

На примере рассмотрим написание приставки “с” в русском языке:

С б ежать

В глаголе “сбежать” в начале слова слышится звук “з” и корень начинается со звонкой согласной “б” .

В таком случае, почему пишется приставка “с” ?

Запомните правило:

В русском языке приставки “з-” не существует, поэтому всегда пишется приставка “с” .

Примечание: существует слово “здесь” , в котором многие ошибочно пишут букву “с” в начале слова. Обращаем ваше внимание на то, что в слове “здесь” нет приставки и буква “з” входит в состав корня, поэтому данное слово правилу выше не подчиняется.

Рассмотрим также слова, которые вызывают сложности при написании.

не с быточный

В данном слове “нес-“ не является приставкой, так как приставки “нес-“ не существует, а есть только приставка “нис-“ .

Слово “несбыточный” состоит из двух приставок “не” и “с” . Соответственно, в данном слове не может быть написана буква “з” , так как приставки “з” не существует.

Приведем еще примеры слов, которые имеют две приставки (“не” и “с”):

  • не с гибаемый
  • не с говорчивый
  • не с гораемый
  • не с данный
  • не с добровать

Предыдущая

Урок русского языка в 3-м классе. Тема: «Приставки, оканчивающиеся на -з, -с»

Цели:

  1. знакомство с правилом написания приставок на –з, -с;
  2. отработка правописания слов с этими приставками;
  3. развитие логического мышления, грамотной речи учащихся, умения анализировать, доказывать своё мнение, опираясь на правило, развитие орфографической зоркости;
  4. воспитание уважения к родному языку.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Чистописание. Актуализация знаний.

1. На доске строчные буквы б з с р (рядом закрыты гласные е и а)

– Найди лишний согласный ([р] , [с])

– Раздели согласные на группы (звонкие, глухие)

– Назови пару «звонкий — глухой», которая здесь представлена («з-с»)

– Составьте буквосочетания из букв этой пары (сз, зс)

Записать их в тетрадь, обращая внимание на верное написание элементов и соединений.

2. Открыть гласные е и а

– Составьте устно различные слоги (закрытые и открытые) из предложенных букв

– Я составила вот такие слоги из этих букв

Открыть: без бес ис из раз рас

– Что это может быть? (предлоги и приставки)

– Можно ли сказать, что всё это предлоги? (нет)

– Могут ли эти слоги быть приставками? (повесить вопрос на доску)

– С этим мы сегодня попробуем разобраться. Но сначала вспомним, что такое приставка? (правило)

3. Тренируемся в нахождении частей слова.

– Расшифруйте слово, с которого начнётся наша работа.

III. Введение темы.

1. Проблемная ситуация

Беззаботный бесполезный

– Почему в первом слове без, а во втором слове бес?

– Сегодня мы с этим будем разбираться. (открыть тему урока)

2. Открыть остальные слова в столбиках

безопасныйраспилить
разыгратьисправить
развеятьискусать
избежать

– По какому признаку распределены слова на группы? (1 ст. , 2 ст. )

3. Анализ приставок

– Как же разобраться?

– Как выбрать нужный согласный в приставке?

– Прочитайте слова первого столбика хором.

– Какой звук слышим в приставке? ([з])

– Как вы думаете, почему? (корень начинается с гласного звука, со звонкого согласного)

– Прочитайте слова второго столбика хором.

– Какой звук мы слышим в приставке? ([с])

– Почему? (корень начинается с глухого согласного)

IV. Составление схем из карточек на доске.

  1. Попробуйте этот вывод представить в виде схемы.
  2. Составьте правило, пользуясь схемами.
  3. Чтение правила в учебнике (с.56). Сравнение его с правилом, составленным детьми.
  4. Применение правила. Алгоритм.

(Дети вначале доказывают, что буква находится в приставке, выделяя корень. Затем рассуждают, пользуясь схемами, и вставляют нужную букву в приставку. Показывают стрелками нужный столбик для каждого из этих слов.)

V. Первичное закрепление.

1. Учимся применять правило. Алгоритм проговаривается для каждого слова.

На доске карточки с приставками на –з, -с, и слова, к которым нужно подобрать подходящую пристаку.

2. Презентация «Значение приставок»Приложение 1.

– Как меняются значения слов, когда к ним добавляются приставки?

Дети, просматривая слайды презентации, делают вывод о том, что значения исходных слов изменились.

– Возвращаемся к нашему вопросу: «Могут ли эти слоги быть приставками?» (пользуясь правилом о приставке, дети говорят «да»)

3. Коллективная работа (упр. 1 с. 56)

Выбор нужной буквы в приставке, распределение слов по столбикам, пользуясь алгоритмом доказательства.

VI. Физкультминутка.

VII. Самостоятельная (дифференцированная) работа.

1. Выполнение работы детьми.

Уровень 1

Вставь пропущенные буквы. Докажи свой выбор графически.

Бе. шумный, ра…дать, и…править, бе…жалостный, бе…дельник, ра…сказ, бе…опасный, ра…писание, бе…облачный.

Уровень 2

Вставь в слова подходящие приставки. ( )

….облачный, ….царапанный, ….битый, ….пугать, ….лучать, ….писать, ….тратить, ….заботный, ….кидать, ….грузить, ….гибать, ….сказ.

Уровень 3

Исправь ошибки и выпиши слова в исправленном виде. Докажи.

Всем очень хотелось изкупаться в озире. Утро было бесветренное. На поле разпустилось много цвитов. Можно было нагнуться и расговаривать с ними.

2. Проверка самостоятельной работы (Приложение 2)

VIII. Итог урока. Рефлексия.

– Что узнали сегодня на уроке?

– С какими приставками сегодня работали? (приставки на –з, -с)

– Что для вас было открытием? (каждый ребёнок говорит что-то своё)

Домашнее задание (на слайде):

С. 56 правило, алгоритм, с. 58 упр. 2 (списать, вставляя пропущ.буквы), или с. 57 упр. 1 (составить слова с приставками)

Урок русского языка в 3 классе на тему: Правописание приставок, оканчивающихся на з, с»

Воронкова Елена Владимировна

Русский язык в 3а классе

УМК «Начальная школа XXI века»

Тема урока : «Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з//с»

Педагогическая цель: Способствовать развитию умения писать и анализировать слова с приставками, оканчивающимися на з//с, применять алгоритм правила.

Тип урока : Открытие новых знаний и способов действий

Планируемые результаты (предметные):

-проверяют написанное, находят, сравнивают, классифицируют, характеризуют языковые единицы

— применяют приобретенные навыки в практической деятельности;

— используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач;

— осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

— формирование умения наблюдать, анализировать и обобщать, выдвигать гипотезу на основе наблюдения за языковым материалом

— формирование умения делать выводы в результате совместной деятельности класса и учителя

— формирование умения преобразовывать информацию из одной формы в другую

— поиск и выделение необходимой информации

— использование знаково-символических средств

— умение структурировать знания

— планирование учебного сотрудничества

— умение выражать свои мысли

— УМК «Начальная школа XXI века»

— карточки для парной и групповой работы

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы: состав слова, разбор слов по составу, словообразование.

Этапы урока и хронометраж

Технологическая карта урока

Деятельность учителя и учащихся

к учебной деятельности (организационный момент)

— Прозвенел звонок веселый,

Значит, начался урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели.

На меня все посмотрели

И работать захотели.

-А начать его я предлагаю такой фразой… Выберите из предложенных ту, которая, на ваш взгляд, подходит к нашему уроку: «Грамоте учиться- век пригодится», « Лето-припасиха, а зима -прибериха » или «Математика – царица всех наук».Почему именно эту выбрали? (русский язык)

— Как вы понимаете эту народную мудрость?

— К какому блоку относится урок?

— Какую главную цель мы ставим на уроках блока «Правописание»? (Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком)

-Ребята, что вы ждете от урока? (Новых открытий). Я очень рада видеть ваши весёлые и пытливые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. Удачи вам и новых открытий! А я от вас жду активной работы на уроке, хороших оценок.

Познавательные УУД (целеполагание)

— Откройте тетради и запишите фразу, которую вы выбрали.

Актуализация знаний и выявление проблемы

Работа в группах «Найди 4 лишнее». ( Каждая группа получает 2 цепочки).

— В группе слов найдите лишнее, объясните, почему вы его выбрали.

1 гр. -1) Красивый, бесшумный, ясный, чистый

2) Новый, уличный, бездомный, осенний

2 гр. -3) Весёлый, живой, избитый, яркий

4) Испуг, радость, счастье, доброта

3 гр. -5)Работа, разговор, дом, посуда

6) Кисточка, фломастер, карандаш, раскраска

— Почему выбрали эти слова? (В этих словах есть приставки)

-Что такое приставка? (Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)

— Соберите ваши слова на интерактивной доске

бес ш ум н ый без д ом н ый из б ит ый ис п уг

раз г овор рас к рас к а

(по 1 ученику из группы работают у интерактивной доски)

— Проверьте свою работу. Что вы заметили? Посмотрите на последнюю букву в приставке и первую букву в корне (одни приставки пишутся с буквой з , а другие- с буквой с) Разделимся по вариантам. 1 в. – спишет слова с приставками, заканчивающимися на з , а 2 в. –на с. Выделите приставку и подчеркните 1 букву в корне.

Как вы думаете, есть ли какая-то закономерность в написании этих приставок? Можем ли мы их проверить? Охарактеризуйте эти звуки

Познавательные УУД ( анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация)

Познавательные УУД (обобщение, аналогия)

Регулятивные УУД (волеваясаморегуляция в ситуации затруднения)

Коммуникативные УУД (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью)

Познавательные УУД ( постановка и формулирование проблемы)

Определение темы и постановка учебной задачи.

Постановка темы и учебной задачи .

— Попробуйте сформулировать тему урока. (Учимся писать приставки, которые заканчиваются на з,с)

— Сформулируйте цель урока. (Научиться правильно писать приставки, оканчивающиеся на –з- и –с-. ). Где нам пригодится эта тема?

— Где мы можем узнать эту информацию? (в учебнике, справочнике, в Интернете).

— Но интереснее догадаться самим. Давайте попробуем составить план урока.

-Как вы думаете, что мы сделаем сначала? (План выносится на панно)

Формулировка темы урока

Поиск новых знаний

Упражнение в использовании изученного правила

-Все согласны с таким порядком, прочитайте весь план.

Регулятивные УУД ( целеполагание, как постановка учебной деятельности)

Зарядка дляглаз. (Офтольмологический тренажер Базарного)

Открытие новых знаний.

— Я предлагаю вам провести исследование и понаблюдать за словами с интересующими нас приставками. А чтобы исследование прошло успешно, используем алгоритм.

— Возьмите конверт. В нём лежат карточки и таблица (см. приложение).

Вы должны распределить работу и заполнить предложенную таблицу. Не забывайте о правилах работы, для того, чтобы ваша группа успешно справилась с заданием.

— Какое время необходимо для выполнения работы?

— Давайте обобщим ваши наблюдения и сделаем выводы.

— Когда же в приставках пишется буква з? А когда буква с?

— Как мы можем себя проверить? (сравнить свой вывод с выводом в учебнике стр.66 )

Учащиеся читают вывод в учебнике на стр.66.

Ты запомни, что приставки

Перед согласными глухими

Всегда меняют з на с

(планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение выражать свои мысли)

Познавательные УУД ( анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация)

Познавательные УУД (использование знаково-символических средств)

Усвоение новых знаний и способов действий

— А теперь наш помощник будет помогать нам в выборе нужной приставки.

— Предлагаю вам поработать в парах, для того, чтобы лучше запомнить алгоритм и потренироваться в написании слов с приставками, оканчивающимися на з//с. 2 гр. работают за конторками.

Учащиеся выполняют упражнение 2 на странице 67.

Проверим. Образец на слайде

Коммуникативные УУД (умение работать в паре, умение выражать свои мысли)

Регулятивные УУД (умение действовать по алгоритму)

— А сейчас отдохнем. Двигательная физминутка

Обратимся к плану, что осталось не выполненным?

Закрепление знаний и способов действий

(Самоконтроль с самопроверкой по эталону)

— Какую учебную задачу мы ставили? (научиться писать слова с приставками, которые оканчиваются на з и с)

— Проверить, достигли ли мы её, нам поможет самостоятельная работа, которую мы выполним с помощью теста.

Учащиеся выполняют тест «Правописание приставок» После выполнения проходит обсуждение результатов. Результаты на экране. Самопроверка

1. Выпиши все слова с пропущенной буквой з.

2. Выпиши все слова с пропущенной буквой с.

3 . Найди все слова с ошибкой и исправь

— Когда же в приставках пишется буква з? А когда буква с?

Резерв Дополнительные задания

— Замените словосочетание одним словом с приставкой, оканчивающейся на «з-» или «с-». Записывать будем в два столбика, догадались как?

Вход без платы … (бесплатный)

Пустыня без воды … (безводная)

Движение без шума … (бесшумное)

Сбор сведений о противнике … (разведка)

Время перед восходом солнца … (рассвет)

Предательство интересов родни, переход на сторону врага. Нарушение верности кому-нибудь, чему-нибудь… (измена)

Внезапное чувство страха … (испуг)

– Посмотрите на части пословиц (даны на доске), соберите их и запишите в тетрадь, вставляя пропущенные буквы в приставках:

(самоконтроль, саморегуляция, оценивание качества и уровня усвоения)

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

— Какую учебную задачу мы поставили? Смогли ли мы её достичь?

— Как вы оцениваете свою работу на уроке?

— Что я нового узнал для себя?

— Смогу ли я в дальнейшем применять это в жизни?

— Что во мне изменилось в результате моей деятельности?

— В ваших конвертах есть грибы, украсим ими доску. Если у вас на уроке все получалось, все вам было понятно – наклейте большой гриб. Если есть ещё недочеты, сомнения по теме урока – наклейте средний гриб.

— Посмотрите, какой красивый коллаж у нас получился. А следующий урок у нас окружающий мир и мы будем знакомиться с царством грибов. ( Если много больших грибов – значит, этот урок помог вам подняться ещё на одну ступеньку грамотности . Если есть средние и грибы – значит, предстоит ещё работать над темой урока.)

— Спасибо вам всем, желаю вам дальнейших открытий! (слайд)

— Какой пункт плана не выполнен? (д\з)

Познавательные УУД (умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности, прогнозирование)

Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли)

— Мы много сегодня узнали. Тема трудная, слух нас иногда обманывает. Но алгоритм остаётся у вас, пользуйтесь им при затруднениях.

— Домашнее задание у вас будет дифференцированным.

1 гр. – выполняет упр.2 из РТ стр. 21

2 гр. и 3 гр. – выполняют упр.1 из РТ стр. 21

Список используемой литературы.

Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М: Просвещение, 2011

Иванов С. В. Русский язык 3 класс часть1. М: Вентана-граф-2013

Ковалева Г. С. Планируемые результаты начального общего образования М: Просвещение, 2011

Никольская О. С. Специальный Федеральный государственный стандарт начального образования- М: просвещение,2013


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/621326

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-v-klasse-na-temu-pravopisanie-pristavok-okanchivayuschihsya-na-z-s-1186036.html