Правописание слов с приставками на «З» и «С»: разбор правила с примерами
Правило написания приставок, оканчивающихся на “з” и “с”
Очень часто мы сомневаемся, какую букву написать на конце приставки: “з” или “с” .
В русском языке существует правило, которое регламентирует написание приставок, оканчивающихся на “з” , “с” .
На конце приставки пишется буква “з” , если корень слова начинается со звонкой согласной буквы, и пишется буква “с” , если корень начинается с глухой согласной.
Рассмотрим на примере, как работает данное правило:
Во з д елывать (буква “д” звонкая, поэтому в приставке пишется звонкая “з” )
В данном слове на конце приставки пишется звонкая согласная буква “з” , так как корень “дел” начинается со звонкой согласной буквы “д” .
Виды приставок, оканчивающихся на “-з-“, “-с-”
Перечислим приставки, которые оканчиваются на “зс”:
- “без-/бес-” (безбашенный/бестолковый)
- “воз-(вз-)/вос-(вс-)” (воздержаться/воспрянуть)
- “из-/ис-” (изгнать/испортить)
- “низ-/нис-” (низвергнуть/нисходить)
- “о-без-/о-бес-” (обезглавить/обесцветить)
- “раз-/рас-” (разрядить/растратить)
- “роз-/рос-” (розданный/роспись)
- “чрез-/черес-” (чрезмерный/чресполосица)
Правило написания приставки “с-”
На примере рассмотрим написание приставки “с” в русском языке:
С б ежать
В глаголе “сбежать” в начале слова слышится звук “з” и корень начинается со звонкой согласной “б” .
В таком случае, почему пишется приставка “с” ?
Запомните правило:
В русском языке приставки “з-” не существует, поэтому всегда пишется приставка “с” .
Примечание: существует слово “здесь” , в котором многие ошибочно пишут букву “с” в начале слова. Обращаем ваше внимание на то, что в слове “здесь” нет приставки и буква “з” входит в состав корня, поэтому данное слово правилу выше не подчиняется.
Рассмотрим также слова, которые вызывают сложности при написании.
не с быточный
В данном слове “нес-“ не является приставкой, так как приставки “нес-“ не существует, а есть только приставка “нис-“ .
Слово “несбыточный” состоит из двух приставок “не” и “с” . Соответственно, в данном слове не может быть написана буква “з” , так как приставки “з” не существует.
Приведем еще примеры слов, которые имеют две приставки (“не” и “с”):
- не с гибаемый
- не с говорчивый
- не с гораемый
- не с данный
- не с добровать
Предыдущая
Урок русского языка в 3-м классе. Тема: «Приставки, оканчивающиеся на -з, -с»
Цели:
- знакомство с правилом написания приставок на –з, -с;
- отработка правописания слов с этими приставками;
- развитие логического мышления, грамотной речи учащихся, умения анализировать, доказывать своё мнение, опираясь на правило, развитие орфографической зоркости;
- воспитание уважения к родному языку.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Чистописание. Актуализация знаний.
1. На доске строчные буквы б з с р (рядом закрыты гласные е и а)
– Найди лишний согласный ([р] , [с])
– Раздели согласные на группы (звонкие, глухие)
– Назови пару «звонкий — глухой», которая здесь представлена («з-с»)
– Составьте буквосочетания из букв этой пары (сз, зс)
Записать их в тетрадь, обращая внимание на верное написание элементов и соединений.
2. Открыть гласные е и а
– Составьте устно различные слоги (закрытые и открытые) из предложенных букв
– Я составила вот такие слоги из этих букв
Открыть: без бес ис из раз рас
– Что это может быть? (предлоги и приставки)
– Можно ли сказать, что всё это предлоги? (нет)
– Могут ли эти слоги быть приставками? (повесить вопрос на доску)
– С этим мы сегодня попробуем разобраться. Но сначала вспомним, что такое приставка? (правило)
3. Тренируемся в нахождении частей слова.
– Расшифруйте слово, с которого начнётся наша работа.
III. Введение темы.
1. Проблемная ситуация
Беззаботный бесполезный
– Почему в первом слове без, а во втором слове бес?
– Сегодня мы с этим будем разбираться. (открыть тему урока)
2. Открыть остальные слова в столбиках
безопасный | распилить |
разыграть | исправить |
развеять | искусать |
избежать |
– По какому признаку распределены слова на группы? (1 ст. , 2 ст.
)
3. Анализ приставок
– Как же разобраться?
– Как выбрать нужный согласный в приставке?
– Прочитайте слова первого столбика хором.
– Какой звук слышим в приставке? ([з])
– Как вы думаете, почему? (корень начинается с гласного звука, со звонкого согласного)
– Прочитайте слова второго столбика хором.
– Какой звук мы слышим в приставке? ([с])
– Почему? (корень начинается с глухого согласного)
IV. Составление схем из карточек на доске.
- Попробуйте этот вывод представить в виде схемы.
- Составьте правило, пользуясь схемами.
- Чтение правила в учебнике (с.56). Сравнение его с правилом, составленным детьми.
- Применение правила. Алгоритм.
(Дети вначале доказывают, что буква находится в приставке, выделяя корень. Затем рассуждают, пользуясь схемами, и вставляют нужную букву в приставку. Показывают стрелками нужный столбик для каждого из этих слов.) V. Первичное закрепление.1. Учимся применять правило. Алгоритм проговаривается для каждого слова. На доске карточки с приставками на –з, -с, и слова, к которым нужно подобрать подходящую пристаку. 2. Презентация «Значение приставок» – Приложение 1. – Как меняются значения слов, когда к ним добавляются приставки? Дети, просматривая слайды презентации, делают вывод о том, что значения исходных слов изменились. – Возвращаемся к нашему вопросу: «Могут ли эти слоги быть приставками?» (пользуясь правилом о приставке, дети говорят «да») 3. Коллективная работа (упр. 1 с. 56) Выбор нужной буквы в приставке, распределение слов по столбикам, пользуясь алгоритмом доказательства. VI. Физкультминутка.VII. Самостоятельная (дифференцированная) работа.1. Выполнение работы детьми. Уровень 1 Вставь пропущенные буквы. Докажи свой выбор графически. Бе. шумный, ра…дать, и…править, бе…жалостный, бе…дельник, ра…сказ, бе…опасный, ра…писание, бе…облачный. Уровень 2 Вставь в слова подходящие приставки. ( ….облачный, ….царапанный, ….битый, ….пугать, ….лучать, ….писать, ….тратить, ….заботный, ….кидать, ….грузить, ….гибать, ….сказ. Уровень 3 Исправь ошибки и выпиши слова в исправленном виде. Докажи. Всем очень хотелось изкупаться в озире. Утро было бесветренное. На поле разпустилось много цвитов. Можно было нагнуться и расговаривать с ними. 2. Проверка самостоятельной работы (Приложение 2) VIII. Итог урока. Рефлексия.– Что узнали сегодня на уроке? – С какими приставками сегодня работали? (приставки на –з, -с) – Что для вас было открытием? (каждый ребёнок говорит что-то своё) Домашнее задание (на слайде): С. 56 правило, алгоритм, с. 58 упр. 2 (списать, вставляя пропущ.буквы), или с. 57 упр. 1 (составить слова с приставками) Урок русского языка в 3 классе на тему: Правописание приставок, оканчивающихся на з, с»Воронкова Елена Владимировна Русский язык в 3а классе УМК «Начальная школа XXI века» Тема урока : «Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з//с» Педагогическая цель: Способствовать развитию умения писать и анализировать слова с приставками, оканчивающимися на з//с, применять алгоритм правила. Тип урока : Открытие новых знаний и способов действий Планируемые результаты (предметные): -проверяют написанное, находят, сравнивают, классифицируют, характеризуют языковые единицы — применяют приобретенные навыки в практической деятельности; — используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; — осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий. Универсальные учебные действия (метапредметные): — формирование умения наблюдать, анализировать и обобщать, выдвигать гипотезу на основе наблюдения за языковым материалом — формирование умения делать выводы в результате совместной деятельности класса и учителя — формирование умения преобразовывать информацию из одной формы в другую — поиск и выделение необходимой информации — использование знаково-символических средств — умение структурировать знания — планирование учебного сотрудничества — умение выражать свои мысли — УМК «Начальная школа XXI века» — карточки для парной и групповой работы Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы: состав слова, разбор слов по составу, словообразование. Этапы урока и хронометраж Технологическая карта урока Деятельность учителя и учащихся к учебной деятельности (организационный момент) — Прозвенел звонок веселый, Значит, начался урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели. На меня все посмотрели И работать захотели. -А начать его я предлагаю такой фразой… Выберите из предложенных ту, которая, на ваш взгляд, подходит к нашему уроку: «Грамоте учиться- век пригодится», « Лето-припасиха, а зима -прибериха » или «Математика – царица всех наук».Почему именно эту выбрали? (русский язык) — Как вы понимаете эту народную мудрость? — К какому блоку относится урок? — Какую главную цель мы ставим на уроках блока «Правописание»? (Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком) -Ребята, что вы ждете от урока? (Новых открытий). Я очень рада видеть ваши весёлые и пытливые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. Удачи вам и новых открытий! А я от вас жду активной работы на уроке, хороших оценок. Познавательные УУД (целеполагание) — Откройте тетради и запишите фразу, которую вы выбрали. Актуализация знаний и выявление проблемы Работа в группах «Найди 4 лишнее». ( Каждая группа получает 2 цепочки). — В группе слов найдите лишнее, объясните, почему вы его выбрали. 1 гр. -1) Красивый, бесшумный, ясный, чистый 2) Новый, уличный, бездомный, осенний 2 гр. -3) Весёлый, живой, избитый, яркий 4) Испуг, радость, счастье, доброта 3 гр. -5)Работа, разговор, дом, посуда 6) Кисточка, фломастер, карандаш, раскраска — Почему выбрали эти слова? (В этих словах есть приставки) -Что такое приставка? (Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов) — Соберите ваши слова на интерактивной доске бес ш ум н ый без д ом н ый из б ит ый ис п уг раз г овор рас к рас к а (по 1 ученику из группы работают у интерактивной доски) — Проверьте свою работу. Что вы заметили? Посмотрите на последнюю букву в приставке и первую букву в корне (одни приставки пишутся с буквой з , а другие- с буквой с) Разделимся по вариантам. 1 в. – спишет слова с приставками, заканчивающимися на з , а 2 в. –на с. Выделите приставку и подчеркните 1 букву в корне. — Как вы думаете, есть ли какая-то закономерность в написании этих приставок? Можем ли мы их проверить? Охарактеризуйте эти звуки Познавательные УУД ( анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация) Познавательные УУД (обобщение, аналогия) Регулятивные УУД (волеваясаморегуляция в ситуации затруднения) Коммуникативные УУД (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью) Познавательные УУД ( постановка и формулирование проблемы) Определение темы и постановка учебной задачи. Постановка темы и учебной задачи . — Попробуйте сформулировать тему урока. (Учимся писать приставки, которые заканчиваются на з,с) — Сформулируйте цель урока. (Научиться правильно писать приставки, оканчивающиеся на –з- и –с-. ). Где нам пригодится эта тема? — Где мы можем узнать эту информацию? (в учебнике, справочнике, в Интернете). — Но интереснее догадаться самим. Давайте попробуем составить план урока. -Как вы думаете, что мы сделаем сначала? (План выносится на панно) Формулировка темы урока Поиск новых знаний Упражнение в использовании изученного правила -Все согласны с таким порядком, прочитайте весь план. Регулятивные УУД ( целеполагание, как постановка учебной деятельности) Зарядка дляглаз. (Офтольмологический тренажер Базарного) Открытие новых знаний. — Я предлагаю вам провести исследование и понаблюдать за словами с интересующими нас приставками. А чтобы исследование прошло успешно, используем алгоритм. — Возьмите конверт. В нём лежат карточки и таблица (см. приложение). Вы должны распределить работу и заполнить предложенную таблицу. Не забывайте о правилах работы, для того, чтобы ваша группа успешно справилась с заданием. — Какое время необходимо для выполнения работы? — Давайте обобщим ваши наблюдения и сделаем выводы. — Когда же в приставках пишется буква з? А когда буква с? — Как мы можем себя проверить? (сравнить свой вывод с выводом в учебнике стр.66 ) Учащиеся читают вывод в учебнике на стр.66. Ты запомни, что приставки Перед согласными глухими Всегда меняют з на с (планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение выражать свои мысли) Познавательные УУД ( анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация) Познавательные УУД (использование знаково-символических средств) Усвоение новых знаний и способов действий — А теперь наш помощник будет помогать нам в выборе нужной приставки. — Предлагаю вам поработать в парах, для того, чтобы лучше запомнить алгоритм и потренироваться в написании слов с приставками, оканчивающимися на з//с. 2 гр. работают за конторками. Учащиеся выполняют упражнение 2 на странице 67. Проверим. Образец на слайде Коммуникативные УУД (умение работать в паре, умение выражать свои мысли) Регулятивные УУД (умение действовать по алгоритму) — А сейчас отдохнем. Двигательная физминутка Обратимся к плану, что осталось не выполненным? Закрепление знаний и способов действий (Самоконтроль с самопроверкой по эталону) — Какую учебную задачу мы ставили? (научиться писать слова с приставками, которые оканчиваются на з и с) — Проверить, достигли ли мы её, нам поможет самостоятельная работа, которую мы выполним с помощью теста. Учащиеся выполняют тест «Правописание приставок» После выполнения проходит обсуждение результатов. Результаты на экране. Самопроверка 1. Выпиши все слова с пропущенной буквой з. 2. Выпиши все слова с пропущенной буквой с. 3 . Найди все слова с ошибкой и исправь — Когда же в приставках пишется буква з? А когда буква с? Резерв Дополнительные задания — Замените словосочетание одним словом с приставкой, оканчивающейся на «з-» или «с-». Записывать будем в два столбика, догадались как? Вход без платы … (бесплатный) Пустыня без воды … (безводная) Движение без шума … (бесшумное) Сбор сведений о противнике … (разведка) Время перед восходом солнца … (рассвет) Предательство интересов родни, переход на сторону врага. Нарушение верности кому-нибудь, чему-нибудь… (измена) Внезапное чувство страха … (испуг) – Посмотрите на части пословиц (даны на доске), соберите их и запишите в тетрадь, вставляя пропущенные буквы в приставках: (самоконтроль, саморегуляция, оценивание качества и уровня усвоения) Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) — Какую учебную задачу мы поставили? Смогли ли мы её достичь? — Как вы оцениваете свою работу на уроке? — Что я нового узнал для себя? — Смогу ли я в дальнейшем применять это в жизни? — Что во мне изменилось в результате моей деятельности? — В ваших конвертах есть грибы, украсим ими доску. Если у вас на уроке все получалось, все вам было понятно – наклейте большой гриб. Если есть ещё недочеты, сомнения по теме урока – наклейте средний гриб. — Посмотрите, какой красивый коллаж у нас получился. А следующий урок у нас окружающий мир и мы будем знакомиться с царством грибов. ( Если много больших грибов – значит, этот урок помог вам подняться ещё на одну ступеньку грамотности . Если есть средние и грибы – значит, предстоит ещё работать над темой урока.) — Спасибо вам всем, желаю вам дальнейших открытий! (слайд) — Какой пункт плана не выполнен? (д\з) Познавательные УУД (умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности, прогнозирование) Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли) — Мы много сегодня узнали. Тема трудная, слух нас иногда обманывает. Но алгоритм остаётся у вас, пользуйтесь им при затруднениях. — Домашнее задание у вас будет дифференцированным. 1 гр. – выполняет упр.2 из РТ стр. 21 2 гр. и 3 гр. – выполняют упр.1 из РТ стр. 21 Список используемой литературы. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М: Просвещение, 2011 Иванов С. В. Русский язык 3 класс часть1. М: Вентана-граф-2013 Ковалева Г. С. Планируемые результаты начального общего образования М: Просвещение, 2011 Никольская О. С. Специальный Федеральный государственный стандарт начального образования- М: просвещение,2013 источники: http://urok.1sept.ru/articles/621326 http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-v-klasse-na-temu-pravopisanie-pristavok-okanchivayuschihsya-na-z-s-1186036.html |