Брат с сестрой вернулись порознь подлежащее сказуемое чем выражено

§ 186. Сказуемое при подлежащем типа брат с сестрой

1. При оборотах указанного типа, образованных сочетанием «именительный падеж плюс творительный падеж с предлогом с» сказуемое может стоять как в форме множественного, так и в форме единственного числа.

Форма множественного числа сказуемого показывает, что в роли подлежащего выступает все сочетание, т. е. действие приписывается двум взаимосвязанным равноправным субъектам, например: После обеда Лось с Русаковым пошли посмотреть склады и магазины (Т. Семушкин); Встали и Вбропаев с Корытовым (П. Павленко).

Форма единственного числа сказуемого показывает, что подлежащим является только существительное в именительном падеже, а существительное в творительном падеже выступает в роли дополнения, обозначая лицо, сопутствующее производителю действия, например: Граф Илья Андреевич в конце января с Наташей и Соней приехал в Москву (Л. Толстой);…Пришел Разметнов с Демкой Ушаковым (Шолохов).

Выбор одной из двух возможных форм согласования сказуемого зависит от смысловой соотнесенности действия и его производителя. Иногда на решение этого вопроса влияет лексическое значение слов, входящих в сочетание, например: Мать с ребенком пошла в амбулаторию; Старший брат с сестренкой уехал в деревню. Ср.: И графиня со своими девушками пошла за ширмами оканчивать свой туалет (Пушкин).

В других случаях играет роль лексическое значение сказуемого, например: Мать с дочерью долго не могли успокоиться и вспоминали случившееся (оба действия могут производиться при равноправном участии субъектов действия); Коля с Петей поступили в одну и ту же школу; Брат с сестрой возвратились порознь. Ср.: Клычков с Чапаевым разъехались по флангам… (Фурманов).

Иногда играет роль порядок слов в сочетании. Ср.: Муж с женой пошли в театр. — Жена с мужем пошла в театр (обычно в рассматриваемых конструкциях при различной родовой принадлежности существительных на первом месте фигурирует более сильный в грамматическом отношении мужской род, например: отец с матерью, дед с бабкой, мальчик с девочкой; поэтому выдвижение на первое место существительного в форме женского рода подчеркивает его роль, а отсюда согласование с ним сказуемого).

2. При наличии в конструкции слов вместе, совместно употребляется форма единственного числа сказуемого, например: Операцию делал профессор вместе с ассистентом; Режиссер совместно со своими помощниками подготовил новые мизансцены в спектакле. Ср.: Еще мальчиком Русаков вместе со своим отцом уехал от безземелья с переселенцами в Сибирь (Т. Семушкин).

3. В рассматриваемое сочетание могут входить личные местоимения, например: Он с сестрой сообща наметили маршрут поездки, Она с ним подружилась. При наличии местоимений я или ты сказуемое ставится в форме единственного числа, например: Ты с Олей будешь в одной камнате пока что… (Чехов).

4. Согласование по смыслу (со всем сочетанием, а не с первым словом в форме именительного падежа) встречается при конструкциях, состоящих из существительного в именительном падеже, предлога за и того же существительного в творительном падеже, например: Медленно проходят день за днем; Падали капля за каплей; Лист за листом устилали землю желтым шуршащим покровом.

На данный момент нет содержимого, классифицированного этим термином.

Конспект урока «Подлежащее и способы его выражения» 8 класс

Конспект урока русского языка в 8 классе ( Авторы учебника: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова и др… Москва. Просвещение 2018.)

Тема: Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения.

Цель: расширить понятие о подлежащем и способах его выражения.

Задачи: научить находить подлежащее и определять, какой частью речи оно может быть выражено.

Предметные: учащиеся научатся находить в предложении подлежащее, выраженное разными частями речи.

Личностные: учащиеся оценивают ситуацию на уроке с точки зрения важности образования, положительно относятся к учению, желают приобретать новые знания.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют необходимые действия.

Познавательные: осознают познавательную задачу, извлекают нужную информацию в материалах учебника, учебных тетрадях.

Коммуникативные: слушают и отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения, аргументируя ее.

Оборудование к уроку: учебник, раздаточный материал, дифференцированные задания, презентация

2. Проверка домашнего задания

Приветствую уч-ся, проверяю внешний вид, организацию рабочих мест, фиксирую отсутствующих.

№66, карточка «Хар-ка предложения». Индивидуальная работа у доски. Разбор словосочетания. Горные вершины (Согл.) – заменить синонимичным словосочетанием со связью управление (вершины гор).

Дать задание слабым учащимся: вспомнить части речи.

I .Прием «Верите ли вы, что…». Если верите, ставим +, если нет —

1.Синтаксис – раздел науки о языке, в котором изучается словосочетание, предложение и текст (+)

2.По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и восклицательные (-).

3.Односоставное предложения – предложение, в котором есть лишь один главный член (+).

4. Ночь прекрасна – двусоставное предложение (+)

5. В предложении «Сережа вырастил цветок» подлежащим является существительное ЦВЕТОК (-).

6. Подлежащее может быть выражено местоимением в именительном падеже (+).

Проверка. За каждый правильный ответ ставим на полях 1 балл. Почему некоторые утверждения не верны? Объясните.

3.Определение темы и цели урока

№66. Прочитайте двусоставные предложения, назовите грамматические основы. Чем выражено подлежащее в каждом предложении?

Прошу прочитать тему урока, записанную на доске, и сформулировать цель урока.

Что такое подлежащее?

На какие вопросы отвечает подлежащее?

— Что мы будем делать на уроке?

— Так какова цель нашего урока?

— Для чего нужны знания о подлежащем?

(Чтобы правильно находить грамматическую основу, знания о подлежащем и сказуемом будут проверяться на экзамене).

Самостоятельная работа по учебнику. Чтение теории параграф 10 стр.46, 48 Рубрика «Это интересно»

5.Первичное усвоение новых знаний

Чем может быть выражено подлежащее?

6.Первичная проверка понимания

(Место подлежащего может занять любая часть речи.) Проверим, верна ли эта информация.

Для этого проведем исследование. Возьмите карточку №1 с предложениями. Ваша задача – найти в этих предложениях подлежащее и определить, какой частью речи оно является. Не забывайте, что подлежащее – это о ком? или о чем? говорится в предложении.

— Работу выполняем на листочках.

1.По утрам Игорь нежится в кровати.

2. Я помню чудное мгновенье

3. Семь – любимое число Светы.

4. Курить – здоровью вредить.

4. Неопр. ф. глагола

5.Смелый победит труса.

5. Прилаг. в форме сущ.

6.Опоздавшие не увидели первое действие.

6.Прич. в форме сущ.

7.Светлое завтра в наших руках.

8.По лесу разносилось «ау».

9.Семь пятниц на неделе у ленивого.

10. Брат с сестрой вернулись порознь.

11.МГУ объявил набор студентов.

Обратите внимание на 5 и 6 предложения! Прилагательные и причастия, занимая место подлежащего, приобретают некоторые признаки существительных и могут перейти в существительные. (Явление субстантивации – переход различных частей речи в существительные)

Вывод : подлежащее может быть разными частями речи

7.Самостоятельная работа (письменно)

Работа по карточке. Задание 1. Найти и подчеркнуть подлежащее, определить, какой частью речи оно выражено.

1. Незабудка – твой любимый цветок.

2. Врага уничтожить – большая заслуга.

3. Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

4. Семеро одного не ждут.

5. Он вернулся в дом.

6. Кто-то постучался в дверь.

Карточка. Задание 2.Заполнить примерами.

Способы выражения подлежащего

1. Именем сущ. В И. п.

2. Местоимением в И. п.

3. Именем прилагательным в И. п.

4. Причастием в И. п.

5. ИМ. числит. В И. п.

7. Синт. недел. сл./соч.

Взаимопроверка. Выставление оценок. 0 ош. – «5»,1-2 ош. –«4»,

П.10, выучить определение подлежащего.№ 70 или №71

9.Подведение итогов урока.

Подвожу итоги урока. Прошу ответить на вопросы:

— Почему подлежащее и сказуемое называют главными членами предложения?

Они выполняют самую главную функцию: подлежащее предназначено для введения предмета речи, т.е. того, о чем или о ком говорится в предложении; без него было бы неясно, о чем идет речь. Сказуемое несет информацию об этом предмете – что он делает? Каков он? Что с ним происходит? Кто он такой? Что он такое? Другими словами, в подлежащем заключена главная, основная информация речи.

— Что обозначает подлежащее?

(Обозначает предмет речи)

Самые различные предметы, явления действительности и абстрактные понятия.

— На какие вопросы отвечает?

— Какими частями речи может быть выражено?

Всеми частями речи .

— Понравился ли урок?

— Кто, по вашему мнению, активнее всех работал на уроке?

Благодарю всех за работу, называю особенно активных, поощряю, выставляю оценки.

Ребята, возьмите в руки анкеты и подчеркните нужное:

1. На уроке я был активен/пассивен

2. Урок показался длинным/коротким

3. Материал урока мне понятен/не понятен

4. Своей работой я доволен/не доволен

5. Я смогу применять полученные знания.

Карточка. Задание 2.Способы выражения подлежащего ( для сильных). Заполнить примерами вторую часть.

Именем сущ-ым в И.п.

Местоимением в И.п.

Причастием в И.п.

Неопр. формой глагола

Синтак. неделим. сл/соч

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Конспект урока русского языка в 8 классе. К уроку прилагается Карта наблюдения за учеником, разработанная с использованием педагогического подхода Lesson study для получения высоких образовательных результатов и успеха каждого ученика.

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Эссе Русский язык как язык мира.

Текст. Главная мысль текста

Сценарий урока по русскому языку на тему: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова.»

КИМы по русскому языку для 6 класса

Конспект урока на тему «что такое текст»

Конспект урока Обобщающее повторение по теме «Имя прилагательное как часть речи»

Статья «Формирование орфографических навыков на уроках русского языка»

«диалог и монолог» конспект русский язык 2 класс

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5237002 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минпросвещения намерено включить проверку иллюстраций в критерии экспертизы учебников

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки внедрит в программы вузов модуль по Великой Отечественной войне

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

В Москве стартует онлайн-чемпионат для школьников Soft Skills — 2035

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Гинцбург анонсировал регистрацию детской вакцины от COVID-19

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Сказуемое при подлежащем типа «брат с сестрой»

При сочетании существительного в именительном падеже с существительным в творительном падеже (с предлогом с) форма множественного числа сказуемого свидетельствует о том, что подлежащим мыслится не одно лицо или предмет, что действие приписывается равноправным его субъектам, например: Комендантша с дочерью удалились (Пушкин); К Миките отец с матерью пришли (Л. Толстой); Рябина с черемухой росли в палисаднике. Форма единственного числа сказуемого показывает, что подлежащим является только существительное в именительном падеже, а существительное в творительном падеже выступает в роли дополнения, т.е. ооозначает лицо, сопутствующее производителю действия, например: . пришел Разметное с Демкой Ушаковым (Шолохов). Поэтому в подобных случаях выбор формы сказуемого зависит от смыслового отнесения действия к его производителю.

Иногда этот вопрос решается лексическим значением слов, входящих в словосочетание, например: Кошка с котятами спряталась под стол (основной производитель действия — кошка). Ср.: И графиня со своими девушками пошла за ширмами оканчивать свой туалет (Пушкин); Граф Илья Андреич в конце января с Наташей и Соней приехал в Москву (Л. Толстой).

В других случаях выяснению вопроса помогает лексическое значение сказуемого, например: Мать с дочерью долго не могли успокоиться и вспоминали. (оба действия могут производиться при полном равноправии субъектов действия); Галя с Таней поступили в один и тот же институт. Ср.: Гость с Николаем Семеновичем и доктором вышли на веранду (Л. Толстой); Через пять минут на опустевшей площади возле амбаров остались только Давыдов с Макаровым (Шолохов); Клычков с Чапаевым разъехались по флангам. (Фурманов); И молча тешились забавой майор с научным стариком (Твардовский).

В большинстве случаев вопрос решается в зависимости от смысла, который вкладывается в предложение, например: Брат с сестренкой поехал в дальнюю деревню. — Брат с сестрой поехали в дальнюю деревню; Редактор с автором решили. — Профессор с ассистентом наметил.

При наличии слов вместе, совместно (указывающих именно на совместность действия) чаще употребляется форма единственного числа сказуемого, например: Директор вместе с сотрудниками института подготовил проект; Талантливый инженер совместно с мастером разработал интересное рационализаторское предложение. Ср.: Однажды Наташа, вместе с Аннушкой отправилась на дальний рынок за линию (Паустовский); Еще мальчиком Русаков вместе со своим отцом уехал от безземелья с переселенцами в Сибирь (Семушкин).

В сочетание могут входить местоимения, например: Она с ним подружилась; Он с женой решили уехать.

При сочетании местоимений 1-го и 2-го лица единственного числа я и ты с существительным или местоимением сказуемое ставится в форме единственного числа: я с братом уеду, ты с сестрой уедешъ чаще в этих случаях говорят: мы с братом уедем, вы с сестрой уедете.

Такое же согласование по смыслу — со всем сочетанием, а не с одним первым словом в именительном падеже единственного числа — встречается при конструкциях, состоящих из существительного в именительном падеже, предлога за и того же существительного в творительном падеже, например: Медленно проходили день за днем;Лист за листом устилали землю золотистым ковром. Ср.: Несмотря на все это, он поочередно сек весь класс; так парта за партой и выдвигались к печке (Помяловский).


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-podlezhashee-i-sposoby-ego-vyrazheniya-8-klass-5414236.html

http://ozlib.com/1087373/literatura/skazuemoe_podlezhaschem_tipa_brat_sestroy