Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Этот видеоурок доступен по абонементу
У вас уже есть абонемент? Войти
В уроке «Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени» учитель рассказывает о правилах написания таких слов. Этот урок завершает серию лекций о причастиях.
«Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени»
Цели урока:
- Познакомиться с условиями выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
- Повторить орфограмму “О, Е и Ё после шипящих в разных частях речи”
- Формировать умения находить орфограмму “Е – Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий”
I. Организационный момент
II. Повторение предыдущего материала
Учитель: Скажите, пожалуйста, о словах какой части речи вы говорили на прошлом уроке.
Ученики: О причастии.
Учитель: А какие ещё части речи вы знаете?
Ученики: Существительное, прилагательное, глагол, наречие и другие.
Учитель: Я не случайно вас об этом спросила. Знание частей речи вам пригодится при выполнении первого задания нашего урока. Посмотрите на экран. Компьютер сегодня активный участник урока. Он будет давать вам задания, и помогать в проверке выполненного. Итак, на экране появилось первое задание.
Графически объяснить выбор гласной
после шипящей в корне, суффиксе, окончании.
тихий ш..пот,
ровный ш..в,
солнечным луч..м,
темной туч..й,
выпал снеж..к,
плюш..вый медведь,
освещ..нный светом,
выкраш..нная скамейка.
Записываем в тетрадь и графически обозначаем.
(После записи предлагается прокомментировать записанное, вспомнить, какие правила применялись для выполнения задания).
Учитель: А теперь проверьте, все ли вы записали. На экране появляется правильная запись с графическим обозначением.
Графически объяснить выбор гласной
после шипящей в корне, суффиксе, окончании.
тихий шёпот,
ровный шов,
солнечным лучом,
темной тучей,
выпал снежок,
плюшевый медведь,
освещ..нный светом,
выкраш..нная скамейка.
(После проверки учитель предлагает учащимся оценить свою работу)
Учитель: А скажите, пожалуйста, почему в двух последних словах компьютер не вставил пропущенные буквы и выделил словосочетания синим цветом?
(Ученики должны узнать причастия).
Учитель: Назовите разряд причастий.
Ученики: Страдательные причастия прошедшего времени.
Учитель: А может кто-то скажет, какие буквы надо писать после шипящих в данных причастиях.
(Ученики дают разные ответы, но близкие к правильному).
Учитель: Конечно, сразу сказать сложно, правы вы или нет. Ведь правила правописание гласных после шипящих в суффиксах страдательных причастиях прошедшего времени вы еще не знаете. Итак, попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.
(После попыток учащихся сформулировать тему, на экране появляется запись темы урока).
Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Цель нашего урока заключается в том, чтобы познакомиться с условиями выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Учитель: Так как же нам быть со словами. Давайте вспомним, какие условия мы соблюдали, чтобы правильно записать гласные после шипящих в существительных, прилагательных и глаголах.
Ученики: Ставили ударение и выделяли морфемы.
Учитель: Давайте применим данные требования и к нашим словам. Что вы заметили после постановки ударения и выделения морфем?
Освещ?нный
Выкраш?нная
Ученики: Оно падает на разные морфемы.
Учитель: Кто же попробует сформулировать правило написания гласных после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Учитель: Проверьте себя. Открываем учебники на стр. 167 (автор Баранов, Ладыженская).
Учитель: Применяем данное правило к словам и получаем…
(На экране появляется правильная запись, дети сравнивают свои выводы с этой записью).
Освещ?нный
III. Работа с текстом
На экране слайд с темой урока. На партах у каждого лежат листочки с тексом. Сначала текст читает учитель, затем дети про себя, а затем кто-то из детей вслух.
Мы вошли в лес, освещенный лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы покрылись золотой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим желтые листья, тихо падающие на землю. И на дорожках листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадается дача, окруженная деревянным выкрашенным забором.
Учитель: Определите, к какому типу относится данный текст.
(Если сразу не отвечают, что это описание, то прибегнуть к подсказке).
А какие части речи помогают сделать текст более выразительным?
Ученики: Прилагательные и причастия.
Учитель: Найдите и выпишите из текста слова, которые соответствуют теме урока, объясняя орфограмму.
(На экране появляется слайд с правильно выполненным заданием)
освещённый
расчищенная
поражённые
окружённая
выкрашенным
Учитель: Проверьте правильность выполнения вами задания. Оцените работу своего товарища. (Взаимопроверка).
IV. Работа с учебником.
Упражнение 140. Списать и вставить буквы, объясняя, сверяя с записью на экране. Объяснить написание пропущенных букв:
На выкрашенной в зелёный цвет веранде, скрученной проволокой, очищенным воздухом, остриженный наголо, сильно рассержен, лишён таланта | увлечённый делом, потушен к утру, испечённая булочка, сожжённую бумажку, подслащённую воду. |
V. Подведение итогов
Учитель: Чему учились? Что помогало?
(По ходу ответов детей на экране появляется запись с выводами урока).
Подведем итоги:
Учились писать буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Помогала постановка ударения.
VI. Игра
Учитель: Мы с вами славно поработали, а теперь давайте поиграем. Ведь всем известно, что лучше всего закрепить полученные знания, играя. Всем известна игра “Крестики – нолики”. Возьмите игровые поля, там написаны слова с пропущенными буквами. Вставив пропущенные буквы, вы должны найти, по диагонали, по вертикали или по горизонтали все вставленные буквы одинаковые и зачеркнуть их.
(На экране появляется возможный вариант).
Поиграем! “Крестики – нолики”
трубачом
пищей
стрижёт
Врачом
освещена
посаженный
освещённый
девчонка
(Дети получают разные варианты игровых полей)
Пищ..вой
Кирпич..м
Экипаж..м
Вооруж..нный
Напереч..т
Приближ..нный
Свинц..вый
Береж..т
Ж..лтый
Чертеж..м
Реч..нка
Обиж..нный
Окруж..нный
Холщ..вый
Плюш..вый
VII. Домашнее задание: § учебника на странице 167, упражнение 142.
Написание о/е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и наречий
Написание букв «о» или «е» после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и наречий зависит от ударения. Укажем алгоритм написания о/е после шипящих в суффиксах и окончаниях слов этих частей речи согласно правилу русского языка.
Алгоритм выбора букв о/е после шипящих
Чтобы выбрать букву «о» или «е» после шипящего, действуем пошагово, используя следующий алгоритм.
- Первый шаг — определение части речи, к которой принадлежит слово.
- Второй шаг — разбор слова по составу (морфемный разбор), чтобы выяснить, в какой его части находится орфографическая проблема.
- Третий шаг — поставить ударение в слове.
- Четвёртый шаг — написать букву «о» или «е»/»ё» в соответствии с правилом орфографии.
Разобрав слово по составу, убедимся, что это суффикс или окончание существительного, прилагательного или наречия. Тогда, чтобы правильно написать после шипящего согласного букву «е» или «о» в суффиксе или окончании слов этих частей речи, руководствуемся орфографическим правилом:
Рассмотрим, как действует это правило, на примерах слов указанных частей речи.
Написание букв о/е после шипящих у существительных
У существительных под ударением после шипящих корня в суффиксах и окончаниях форм творительного падежа напишем букву «о».
Примеры:
слуш о́к , сундуч о́к , прыж о́к ;
девч о́нк а, деньж о́нк и, рубаш о́нк а;
с силач о́м , борщ о́м , под стеллаж о́м , тираж о́м ;
с врач о́м , грач о́м , свеч о́й , саранч о́й , плащ о́м .
Без ударения напишем букву — «е»:
В заимствованных существительных с суффиксом -ёр- и в русском слове «ухажёр» после шипящих корня пишется буква «ё»:
Отличаем эти написания от слова «мажор» и производного прилагательного, в морфемном составе которых нет указанного суффикса:
мажор н ый — корень/суффикс/окончание.
Имеем в виду, что существительные, образованные от глаголов, сохраняют суффикс этой части речи и пишутся после шипящих корня с буквой «ё»:
ноч ева ть — ноч ёв к а;
корч ева ть — корч ёв к а;
меж ева ть — меж ёв к а;
растуш ева ть — растуш ёв к а;
перекоч ева ть — перекоч ёв к а.
Написание букв о, е после шипящих в суффиксах и окончаниях прилагательных
У прилагательных аналогично под ударением в суффиксах -ов-, -он и окончаниях после шипящих согласных корня пишется буква «о».
Примеры:
- морж о́в ый
- камыш о́в ый
- парч о́в ый
- грош о́в ый
- еж о́в ый
- холщ о́в ый
- смеш о́н (беглое «о»)
- больш о́й
- чуж о́й
но рыж е му , хорош е й .
Написание суффиксов наречий после шипящих
В соответствии с указанным орфографическим правилом в суффиксах наречий после шипящих согласных основы под ударением пишется буква «о», без ударения — «е»:
- горяч о́
- свеж о́
- общ о́
- голыш о́м
- нагиш о́м ,
но ти́ш е , бли́ж е , да́ль ше , неуклю́ж е
Видеоурок
http://urok.1sept.ru/articles/416011
http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/napisanie-o-e-posle-shipyashhih.html