Буква е после шипящих в суффиксах страдательных причастий

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

В уроке «Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени» учитель рассказывает о правилах написания таких слов. Этот урок завершает серию лекций о причастиях.

«Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени»

Цели урока:

  • Познакомиться с условиями выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
  • Повторить орфограмму “О, Е и Ё после шипящих в разных частях речи”
  • Формировать умения находить орфограмму “Е – Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий”

I. Организационный момент

II. Повторение предыдущего материала

Учитель: Скажите, пожалуйста, о словах какой части речи вы говорили на прошлом уроке.

Ученики: О причастии.

Учитель: А какие ещё части речи вы знаете?

Ученики: Существительное, прилагательное, глагол, наречие и другие.

Учитель: Я не случайно вас об этом спросила. Знание частей речи вам пригодится при выполнении первого задания нашего урока. Посмотрите на экран. Компьютер сегодня активный участник урока. Он будет давать вам задания, и помогать в проверке выполненного. Итак, на экране появилось первое задание.

Графически объяснить выбор гласной
после шипящей в корне, суффиксе, окончании.

тихий ш..пот,
ровный ш..в,
солнечным луч..м,
темной туч..й,
выпал снеж..к,
плюш..вый медведь,
освещ..нный светом,
выкраш..нная скамейка.

Записываем в тетрадь и графически обозначаем.

(После записи предлагается прокомментировать записанное, вспомнить, какие правила применялись для выполнения задания).

Учитель: А теперь проверьте, все ли вы записали. На экране появляется правильная запись с графическим обозначением.

Графически объяснить выбор гласной
после шипящей в корне, суффиксе, окончании.

тихий шёпот,
ровный шов,
солнечным лучом,
темной тучей,
выпал снежок,
плюшевый медведь,
освещ..нный светом,
выкраш..нная скамейка.

(После проверки учитель предлагает учащимся оценить свою работу)

Учитель: А скажите, пожалуйста, почему в двух последних словах компьютер не вставил пропущенные буквы и выделил словосочетания синим цветом?

(Ученики должны узнать причастия).

Учитель: Назовите разряд причастий.

Ученики: Страдательные причастия прошедшего времени.

Учитель: А может кто-то скажет, какие буквы надо писать после шипящих в данных причастиях.

(Ученики дают разные ответы, но близкие к правильному).

Учитель: Конечно, сразу сказать сложно, правы вы или нет. Ведь правила правописание гласных после шипящих в суффиксах страдательных причастиях прошедшего времени вы еще не знаете. Итак, попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

(После попыток учащихся сформулировать тему, на экране появляется запись темы урока).

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Цель нашего урока заключается в том, чтобы познакомиться с условиями выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Учитель: Так как же нам быть со словами. Давайте вспомним, какие условия мы соблюдали, чтобы правильно записать гласные после шипящих в существительных, прилагательных и глаголах.

Ученики: Ставили ударение и выделяли морфемы.

Учитель: Давайте применим данные требования и к нашим словам. Что вы заметили после постановки ударения и выделения морфем?

Освещ?нный

Выкраш?нная

Ученики: Оно падает на разные морфемы.

Учитель: Кто же попробует сформулировать правило написания гласных после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Учитель: Проверьте себя. Открываем учебники на стр. 167 (автор Баранов, Ладыженская).

Учитель: Применяем данное правило к словам и получаем…

(На экране появляется правильная запись, дети сравнивают свои выводы с этой записью).

Освещ?нныйВыкраш?нная

III. Работа с текстом

На экране слайд с темой урока. На партах у каждого лежат листочки с тексом. Сначала текст читает учитель, затем дети про себя, а затем кто-то из детей вслух.

Мы вошли в лес, освещенный лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы покрылись золотой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим желтые листья, тихо падающие на землю. И на дорожках листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадается дача, окруженная деревянным выкрашенным забором.

Учитель: Определите, к какому типу относится данный текст.

(Если сразу не отвечают, что это описание, то прибегнуть к подсказке).

А какие части речи помогают сделать текст более выразительным?

Ученики: Прилагательные и причастия.

Учитель: Найдите и выпишите из текста слова, которые соответствуют теме урока, объясняя орфограмму.

(На экране появляется слайд с правильно выполненным заданием)

освещённый
расчищенная
поражённые
окружённая
выкрашенным

Учитель: Проверьте правильность выполнения вами задания. Оцените работу своего товарища. (Взаимопроверка).

IV. Работа с учебником.

Упражнение 140. Списать и вставить буквы, объясняя, сверяя с записью на экране. Объяснить написание пропущенных букв:

На выкрашенной в
зелёный цвет веранде,
скрученной проволокой,
очищенным воздухом,
остриженный наголо,
сильно рассержен,
лишён таланта
увлечённый делом,
потушен к утру,
испечённая булочка,
сожжённую бумажку,
подслащённую воду.

V. Подведение итогов

Учитель: Чему учились? Что помогало?

(По ходу ответов детей на экране появляется запись с выводами урока).

Подведем итоги:

Учились писать буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Помогала постановка ударения.

VI. Игра

Учитель: Мы с вами славно поработали, а теперь давайте поиграем. Ведь всем известно, что лучше всего закрепить полученные знания, играя. Всем известна игра “Крестики – нолики”. Возьмите игровые поля, там написаны слова с пропущенными буквами. Вставив пропущенные буквы, вы должны найти, по диагонали, по вертикали или по горизонтали все вставленные буквы одинаковые и зачеркнуть их.

(На экране появляется возможный вариант).

Поиграем! “Крестики – нолики”

трубачом

пищей

стрижёт

Врачом

освещена

посаженный

освещённый

девчонка

(Дети получают разные варианты игровых полей)

Пищ..вой

Кирпич..м

Экипаж..м

Вооруж..нный

Напереч..т

Приближ..нный

Свинц..вый

Береж..т

Ж..лтый

Чертеж..м

Реч..нка

Обиж..нный

Окруж..нный

Холщ..вый

Плюш..вый

VII. Домашнее задание: § учебника на странице 167, упражнение 142.

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Урок русского языка в 7 классе по теме «Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени». Цель: познакомить воспитанников с условиями выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени; формировать навыки написания гласной после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени; закрепить пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий29.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

  • познакомить воспитанников с условиями выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени;
  • формировать навыки написания гласной после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени;
  • развивать речь воспитанников на основе составления предложений по данной иллюстраций;
  • корригировать образную память, логическое мышление на основе выполнения заданий на выделение конкретного из общего;
  • воспитывать любовь к осенней природе.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, карточки с заданиями, иллюстрация об осени.

– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас присутствуют гости.

    Сообщение темы и цели урок.

-Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я как прилагательное,
На все вопросы его отвечаю,
Глагол по значению напоминаю. (П.Чесноков).
— О какой части речи эта загадка? ( О причастии).

-Ребята, сегодня мы с вами дальше продолжим изучение большой и сложной темы: «Причастие ». Тема нашего урока : «Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени»

Запишите в тетрадях число, классная работа и тему урока.

III. Актуализация знаний учащихся.

Опрос воспитанников по индивидуальным карточкам (2 человека за первыми партами).

Задание: Расставить в предложениях недостающие знаки препинания. Обозначить причастные обороты.
Листья пригретые солнцем падали на сырые дорожки.

Листья пригретые солнцем падали на сырые дорожки.

Не закрытая тучей заря освещала окна.

Не закрытая тучей заря освещала окна.

Замёрзшие за ночь цветы оживали.

Замёрзшие за ночь цветы оживали.

Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.

Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.

  1. Фронтальная проверка усвоения остальными учащимися темы предыдущего урока «-Н- и –НН- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных»

-Задание: вместо точек вставьте нужную букву.

Подреза…ые деревья
Краше…ые стены
Заплете…ая коса
Выстрое…ая школа
Упакова…ые книги
Моче…ое яблоко
Прочита…ая книга
Вяза…ые варежки

Подрезанные деревья
Крашеные стены
Заплетенная коса
Выстроенная школа
Упакованные книги
Моченое яблоко
Прочитанная книга
Вязаные варежки

Задание: 1. Распредели слова в два столбика 1) причастие, 2) прилагательное
(Ненавис(?)ный, (не)уклюжий, (не)нас(?)ный, (не)скоше(н,нн)ый луг, никогда (не)вида(н,нн)ые станции, никем (не)занятая гостиница, (не)выслуша(н,нн)ый ответ.

  1. Показ иллюстрации об осени, составление предложений по ней. (Синтаксический разбор предложения, морфологический разбор.)

Наступает золотая осень, приносящая дожди.

Приносящая (осень)- причастие.

  1. Осень (какая?) — приносящая, нач. ф.- приносящий.
  2. Пост. признаки: действит., наст. вр., несов. в., невозвр.;

Непост. признаки: полн., ед. ч., им. п., ж. р.

  1. Осень (какая?)- приносящая, определение.

4. Фронтальная беседа

1. Что называется причастием?

2. Какие группы причастий мы знаем?

3. Что такое причастный оборот? Как он выделяется на письме?

Физминутка для глаз.

IV. Подготовка к восприятию нового материала.

— В связи с какими частями речи и какими морфемами мы говорили о правописании О-Ё после шипящих? (Правописание О-Ё после шипящих в корне; суффиксах и окончаниях имен существительных и прилагательных).

V. Объяснение нового материала.

-Какую гласную надо писать в суффиксах страдательных причастий после шипящих?

Всеми униженное, всеми обиженное, никем не привечённое, почти не замеченное, бедное, бедное страдательное причастие.

— Вывод: Так как причастия образованы от глаголов, то в нём, как и в глаголах, под ударением после шипящих пишется буква Ё, без ударения- Е:

— В существительных, образованных от причастий, гласная Ё под ударением после шипящих также сохраняется:

— А теперь давайте посмотрим на примере:

-Его хребет казался напряжён

И, на когтях всё поднимаясь выше,

Пуститься в лёт готовится дракон.

-Какое причастие нашли в данном стихотворении?

-Напряжён- краткая форма страдательного причастия образована от глагола напрягаться, в безударном положении после шипящей Ж пишется Ё.

А теперь другой пример :

-Измученный уроками школьник с трудом дошёл до дома.

— Причастие измученный образовалось от глагола измучить, после шипящей Ч в суффиксе пишется Е.

Вставьте в суффиксы причастий либо букву Ё, либо букву Е:


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/416011

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/02/26/bukvy-e-i-yo-posle-shipyashchih-v-suffiksah-stradatelnyh