Буква е в суффиксах причастий после шипящих

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

В уроке «Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени» учитель рассказывает о правилах написания таких слов. Этот урок завершает серию лекций о причастиях.

«Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени»

Цели урока:

  • Познакомиться с условиями выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
  • Повторить орфограмму “О, Е и Ё после шипящих в разных частях речи”
  • Формировать умения находить орфограмму “Е – Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий”

I. Организационный момент

II. Повторение предыдущего материала

Учитель: Скажите, пожалуйста, о словах какой части речи вы говорили на прошлом уроке.

Ученики: О причастии.

Учитель: А какие ещё части речи вы знаете?

Ученики: Существительное, прилагательное, глагол, наречие и другие.

Учитель: Я не случайно вас об этом спросила. Знание частей речи вам пригодится при выполнении первого задания нашего урока. Посмотрите на экран. Компьютер сегодня активный участник урока. Он будет давать вам задания, и помогать в проверке выполненного. Итак, на экране появилось первое задание.

Графически объяснить выбор гласной
после шипящей в корне, суффиксе, окончании.

тихий ш..пот,
ровный ш..в,
солнечным луч..м,
темной туч..й,
выпал снеж..к,
плюш..вый медведь,
освещ..нный светом,
выкраш..нная скамейка.

Записываем в тетрадь и графически обозначаем.

(После записи предлагается прокомментировать записанное, вспомнить, какие правила применялись для выполнения задания).

Учитель: А теперь проверьте, все ли вы записали. На экране появляется правильная запись с графическим обозначением.

Графически объяснить выбор гласной
после шипящей в корне, суффиксе, окончании.

тихий шёпот,
ровный шов,
солнечным лучом,
темной тучей,
выпал снежок,
плюшевый медведь,
освещ..нный светом,
выкраш..нная скамейка.

(После проверки учитель предлагает учащимся оценить свою работу)

Учитель: А скажите, пожалуйста, почему в двух последних словах компьютер не вставил пропущенные буквы и выделил словосочетания синим цветом?

(Ученики должны узнать причастия).

Учитель: Назовите разряд причастий.

Ученики: Страдательные причастия прошедшего времени.

Учитель: А может кто-то скажет, какие буквы надо писать после шипящих в данных причастиях.

(Ученики дают разные ответы, но близкие к правильному).

Учитель: Конечно, сразу сказать сложно, правы вы или нет. Ведь правила правописание гласных после шипящих в суффиксах страдательных причастиях прошедшего времени вы еще не знаете. Итак, попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

(После попыток учащихся сформулировать тему, на экране появляется запись темы урока).

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Цель нашего урока заключается в том, чтобы познакомиться с условиями выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Учитель: Так как же нам быть со словами. Давайте вспомним, какие условия мы соблюдали, чтобы правильно записать гласные после шипящих в существительных, прилагательных и глаголах.

Ученики: Ставили ударение и выделяли морфемы.

Учитель: Давайте применим данные требования и к нашим словам. Что вы заметили после постановки ударения и выделения морфем?

Освещ?нный

Выкраш?нная

Ученики: Оно падает на разные морфемы.

Учитель: Кто же попробует сформулировать правило написания гласных после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Учитель: Проверьте себя. Открываем учебники на стр. 167 (автор Баранов, Ладыженская).

Учитель: Применяем данное правило к словам и получаем…

(На экране появляется правильная запись, дети сравнивают свои выводы с этой записью).

Освещ?нныйВыкраш?нная

III. Работа с текстом

На экране слайд с темой урока. На партах у каждого лежат листочки с тексом. Сначала текст читает учитель, затем дети про себя, а затем кто-то из детей вслух.

Мы вошли в лес, освещенный лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы покрылись золотой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим желтые листья, тихо падающие на землю. И на дорожках листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадается дача, окруженная деревянным выкрашенным забором.

Учитель: Определите, к какому типу относится данный текст.

(Если сразу не отвечают, что это описание, то прибегнуть к подсказке).

А какие части речи помогают сделать текст более выразительным?

Ученики: Прилагательные и причастия.

Учитель: Найдите и выпишите из текста слова, которые соответствуют теме урока, объясняя орфограмму.

(На экране появляется слайд с правильно выполненным заданием)

освещённый
расчищенная
поражённые
окружённая
выкрашенным

Учитель: Проверьте правильность выполнения вами задания. Оцените работу своего товарища. (Взаимопроверка).

IV. Работа с учебником.

Упражнение 140. Списать и вставить буквы, объясняя, сверяя с записью на экране. Объяснить написание пропущенных букв:

На выкрашенной в
зелёный цвет веранде,
скрученной проволокой,
очищенным воздухом,
остриженный наголо,
сильно рассержен,
лишён таланта
увлечённый делом,
потушен к утру,
испечённая булочка,
сожжённую бумажку,
подслащённую воду.

V. Подведение итогов

Учитель: Чему учились? Что помогало?

(По ходу ответов детей на экране появляется запись с выводами урока).

Подведем итоги:

Учились писать буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Помогала постановка ударения.

VI. Игра

Учитель: Мы с вами славно поработали, а теперь давайте поиграем. Ведь всем известно, что лучше всего закрепить полученные знания, играя. Всем известна игра “Крестики – нолики”. Возьмите игровые поля, там написаны слова с пропущенными буквами. Вставив пропущенные буквы, вы должны найти, по диагонали, по вертикали или по горизонтали все вставленные буквы одинаковые и зачеркнуть их.

(На экране появляется возможный вариант).

Поиграем! “Крестики – нолики”

трубачом

пищей

стрижёт

Врачом

освещена

посаженный

освещённый

девчонка

(Дети получают разные варианты игровых полей)

Пищ..вой

Кирпич..м

Экипаж..м

Вооруж..нный

Напереч..т

Приближ..нный

Свинц..вый

Береж..т

Ж..лтый

Чертеж..м

Реч..нка

Обиж..нный

Окруж..нный

Холщ..вый

Плюш..вый

VII. Домашнее задание: § учебника на странице 167, упражнение 142.

Презентация к уроку «Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени»

Описание презентации по отдельным слайдам:

новорождённый нормировать, (доп.)нормировать обеспечение обетованный облегчить ободрить обострить озлобленный олигархия опериться оптовый осуждённый

новорождённый нормировать, (доп.)нормировать обеспечение обетованный облегчить ободрить обострить озлобленный олигархия опериться оптовый осуждённый

вручит втридорога гастрономия гладильный гололедица гордиев узел давнишний двоюродный демократия департамент деспо

вручит втридорога гастрономия гладильный гололедица гордиев узел давнишний двоюродный демократия департамент деспот

кичиться класть, клала клеить коклюш красивее красивейший кремень кулинария (искусство приготовления пищи) кулинария (магазин) кухонный

кичиться класть, клала клеить коклюш красивее красивейший кремень кулинария (искусство приготовления пищи) кулинария (магазин) кухонный

Синтаксическая пятиминутка Записать предложения. Вставить пропущенные буквы и объяснить их правописание. Составить схемы предложений, объяснить постановку знаков препинания. В Берлине, на холодной сцене, Пел немец, ране…ый в Испании, По обвинению в измене Казне…ый за глаза заранее, Пять раз друзьями похороне…ый, Пять раз гестапо провороне…ый. (К.Симонов)

Наблюдение над материалом Сравни произношение и написание гласных в суффиксах полных и кратких причастий. Сделай вывод. Огорчённый (огорчён) – ограниченный (ограничен) Приглушённый (приглушён) – раскрашенный (раскрашен) Просвещённый (просвещён) – очищенный (очищен) Когда пишется в суффиксах полных и кратких причастий Е, а когда Ё?

Орфограмма «Буквы е, ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени» После шипящих под ударением в суффиксах страдательных причастий –енн- (-ённ-), -ен- (-ён-) прошедшего времени гласный звук обозначается буквой ё, в безударном положении – буквой е. Обобщённый (прич.), рассерженный (прич.) Рассержен (прич.) Орфограмму можно найти по опознавательному признаку – положению после шипящего.

4. (Выжечь) со..нцем трава гл..дит уныло, Безнадёжно: хоть и будет дождь, но уже не з..л..неть ей… 5. Часто пр..пом..наю я себя в карет.. Даже не всегда (запрячь) лошадьми.

Образуй от данных глаголов полную и краткую форму страдательных причастий прошедшего времени. В каких корнях встречается чередование согласных? Пр..гласить, пр..влечь, обнаружить, зар.дить, Заключить, запр..тить, огр..ничить, возмутить, л..шить, погл..тить, и..печь и и я е а и о с

Спиши, образуя от глаголов, данных в скобках, страдательные причастия прошедшего времени и согласуя их с определяемыми словами. Сильвио вынул из кармана утром (получить) письмо и дал мне его читать. 2. Это было на ра..вете. Я стоял на (назначить) месте вместе с моими тремя с..кундантами. Наконец достигнул он [Дубровский] маленькой лощины со всех ст..рон (окружить) лесом; руч..ёк изв..вался молча около дерев..ев (полуобнажить) осе..ю.

Распредели причастия по двум столбикам: с буквой ё и с буквой е в суффиксе Сожж..нные, сожж..но, измельч..нный, изображ..нный, изображ..н, увелич..нный, увелич..н, сообщ..нный, полож..нный, окруж..нный, очищ..нная, очищ..на, украш..нный, сраж..нный, подслащ..нный, потуш..нный

ё е Сожжённый, Сожжён, Измельчённый, Изображённый, Изображён, Сообщённый, Окружённый, Сражённый, Подслащённый Увеличенный, Увеличен, Положенный, Очищенная, Очищена, Украшенный, Потушенный.

Буквы О, Ё, Е после шипящих и Ц в словах разных частей речи Определить часть речи. Поставить в слове ударение. Выделить морфему с орфограммой. В корне: — Под ударением пишем Ё (шёпот, шёлк). — Слова-исключения: шов, шорох, крыжовник, капюшон, обжора.

Буквы О, Ё, Е после шипящих и Ц в словах разных частей речи В суффиксе: — В сущ. и прил. под ударением пишем О, без ударения – Е (ежовый, грушевый). — В прич. под ударением пишем Ё, без ударения – Е. В окончании: В глаг. под ударением пишем Ё (печёт). В сущ. и прил. под ударением пишем О, без ударения – Е (врачом, полотенцем).

Самостоятельная работа Спиши, вставляя пропущенные буквы, выдели морфему, в которой они находятся, определи часть речи. Возмущ..нная девч..нка, деш..вая расч..ска, пораж..нный клещ..м крыж..вник, приглуш..нный ш..пот, тяж..лая щ..тка, загруж..нный багаж..м, небольш..й роднич..к, под ж..лтым луч..м, раскрш..нные ш..лка, увлеч..нный внуч..нок, увлеч..н ж..нглёрами.

Параграф 27, упражнение №163

Е и Ё после шипящих в суффиксах причастий Под густым северным ветром склоняются вершины и глухо шумят иссечённые осколками сосны Смоленщины и Подмосковья. Невысокое солнце глядело на разукрашенную в иней берёзку.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

  • Фомина Нина ВасильевнаНаписать 2126 12.01.2018

Номер материала: ДБ-1036175

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    12.01.2018 780
    12.01.2018 965
    12.01.2018 845
    12.01.2018 1176
    12.01.2018 360
    12.01.2018 771
    12.01.2018 568
    12.01.2018 391

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

С кем чаще работают школьные психологи

Время чтения: 3 минуты

В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами

Время чтения: 1 минута

В Воронеже всех школьников переведут на удаленку из-за COVID-19

Время чтения: 1 минута

Названа победительница конкурса «Директор года России — 2021»

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/416011

http://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-bukvi-e-i-yo-posle-shipyaschih-v-suffiksah-stradatelnih-prichastiy-proshedshego-vremeni-2457995.html