Разносклоняемые имена существительные. Склонение существительных на -МЯ. Буква Е в суффиксе -ЕН- существительных на -МЯ
Этот видеоурок доступен по абонементу
У вас уже есть абонемент? Войти
Вы уже знаете типы склонений имен существительных, знаете, что существуют несклоняемые имена существительные. А еще есть группа имен существительных, которые «умудряются» изменяться по разным типам склонения. Об этих «капризных» существительных и особенностях их склонения пойдет речь на уроке.
задание на 04.12.2020
Тема урока «Буква Е в суффиксе -ЕН- существительных на -МЯ».
— Здравствуйте, продолжим изучение разносклоняемых существительных, оканчивающихся на -МЯ.
Давайте вспомним: д есять существительных среднего рода на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя и темя) и существительное мужского рода путь в родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе имеют окончания существительных 3-его склонения -и : к знамен[и], нет времен[и], в пламен[и], в пут[и] и т. д., а в творительном падеже принимают окончания существительных 2-го склонения —ем(-ём): пламен[ем], пут[ём].
Сегодня мы узнаем и запомним правило: У существительных на -мя в родительном, дательном, творительном и предложных падежах в единственном числе и во всех падежах во множественном числе к корню прибавляется суффикс -ен- (-ён-) : на знамЕНи, знамЁНа .
В словах семя, стремя в родительном падеже во множественном числе к корню прибавляется суффикс -ян : семЯН.
В безударном суффиксе -ен- существительных на -мя пишется буква Е . На знамЕНи (на -мя).
Прочитайте правило на странице учебника 144, параграф 49.
Зайдите в Российскую электронную школу по ссылке https :// resh . edu . ru / (введите личный логин и пароль).
В ыберите вкладку «ПРЕДМЕТЫ», найдите «Русский язык», 6 класс.
Выберите урок № 43, в основной части выполните: шаг 1 — посмотрите видеоролик, шаг 3 — прочитайте материал.
Домашнее задание: письменно в тетради выполните задания.
1. Просклоняйте существительные по образцу.
Конспект урока на тему: «Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе -ен- существительных на -мя» (6 класс)
1. Название модуля: « Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе -ен- существительных на -мя ».
2. Интегрирующая дидактическая цель: дать представление учащимся о разносклоняемых именах существительных и их особенностях.
3. Целевой план действий для учащихся:
углублять знания учащихся об имени существительном;
научить учащихся склонять разносклоняемые имена существительные;
развивать орфографическую зоркость;
воспитывать интерес к слову.
4. Банк информации: а) входной контроль.
Вспомните, сколько склонений и падежей есть у имен существительных? Расскажите о каждом из склонений и падежей .
Альтернативный вопрос. Дайте определение имени существительному. Какие категории Вы знаете у имени существительного? Как изменяются имена существительные? ( Имя существительное — часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?что?
Имена существительные относятся либо к мужскому, либо к женскому, дибо к среднему роду; являются собственными или нарицательными, одушевленными или неодушевленными.
Большинство имен существительных изменяется по падежам и числам.
В предложении имена существительные бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами.).
Определите склонение и падеж предложенных имен существительных.
Окно, дверь, юноша, день, земля, сеть.
Ответ. Окно (2-е скл., ср.р.), дверь (3-е скл., ж.р.), юноша (1-е скл., м.р.), день (2-е скл., м.р.), земля (1-е скл., ж.р.), сеть (3-е скл., ж.р.).
Альтернативный вопрос: задание уровня А.
Вставьте пропущенные буквы.
Сидел на пригорк_, куплю дочер_, вспомнил о мыш_, нет земл_, не бывал в филармони_, отдал долг стран_, почетную наград_ вручили Мари_ Ивановн_.
Ответ. Сидел на пригоркЕ, куплю дочерИ, вспомнил о мышИ, нет землИ, не бывал в филармониИ, отдал долг странЕ, почетную наградУ вручили МариИ ИвановнЕ .
Альтернативный вопрос : задание уровня В.
б) объяснение нового материала (адаптировано для всех уровней).
Разносклоняемые имена существительные
Десять существительных среднего рода на -мя ( бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя и темя ) и существительное мужского рода путь в родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе имеют окончания существительных 3-его склонения -и : к знамен[и], нет времен[и], в пламен[и], в пут[и] и т. д., а в творительном падеже принимают окончания существительных 2-го склонения — ем(-ём ): пламен[ем], пут[ём].
У существительных на -мя в родительном, дательном, творительном и предложных падежах в единственном числе и во всех падежах во множественном числе к корню прибавляется суффикс -ен- (-ён-) : на знамени, знамёна .
В словах семя, стремя в родительном падеже во множественном числе к корню прибавляется суффикс -ян : семян.
В безударном суффиксе -ен- существительных на -мя пишется буква Е .
На знамени (на -мя).
в) закрепление ранее изученного материала.
Цель: совершенствовать навык склонения разносклоняемых существительных .
Методический комментарий для учащихся: Просклоняйте имена существительные по образцу и выделите окончания.
http://2srv.uralschool.ru/?section_id=2963
http://infourok.ru/konspekt_uroka_na_temu_raznosklonyaemye_imena_suschestvitelnye._bukva_e_v_suffikse_-en—423390.htm