Буква е в суффиксе ен существительных на мя упражнения

Разносклоняемые имена существительные. Склонение существительных на -МЯ. Буква Е в суффиксе -ЕН- существительных на -МЯ

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

Вы уже знаете типы склонений имен существительных, знаете, что существуют несклоняемые имена существительные. А еще есть группа имен существительных, которые «умудряются» изменяться по разным типам склонения. Об этих «капризных» существительных и особенностях их склонения пойдет речь на уроке.

задание на 04.12.2020

Тема урока «Буква Е в суффиксе -ЕН- существительных на -МЯ».

— Здравствуйте, продолжим изучение разносклоняемых существительных, оканчивающихся на -МЯ.

Давайте вспомним: д есять существительных среднего рода на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя и темя) и существительное мужского рода путь в родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе имеют окончания существительных 3-его склонения : к знамен[и], нет времен[и], в пламен[и], в пут[и] и т. д., а в творительном падеже принимают окончания существительных 2-го склонения —ем(-ём): пламен[ем], пут[ём].

Сегодня мы узнаем и запомним правило: У существительных на -мя в родительном, дательном, творительном и предложных падежах в единственном числе и во всех падежах во множественном числе к корню прибавляется суффикс -ен- (-ён-) : на знамЕНи, знамЁНа .

В словах семя, стремя в родительном падеже во множественном числе к корню прибавляется суффикс -ян : семЯН.

В безударном суффиксе -ен- существительных на -мя пишется буква Е . На знамЕНи (на -мя).

Прочитайте правило на странице учебника 144, параграф 49.

Зайдите в Российскую электронную школу по ссылке https :// resh . edu . ru / (введите личный логин и пароль).
В ыберите вкладку «ПРЕДМЕТЫ», найдите «Русский язык», 6 класс.

Выберите урок № 43, в основной части выполните: шаг 1 — посмотрите видеоролик, шаг 3 — прочитайте материал.

Домашнее задание: письменно в тетради выполните задания.

1. Просклоняйте существительные по образцу.

Конспект урока на тему: «Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе -ен- существительных на -мя» (6 класс)

1. Название модуля: « Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе -ен- существительных на -мя ».

2. Интегрирующая дидактическая цель: дать представление учащимся о разносклоняемых именах существительных и их особенностях.

3. Целевой план действий для учащихся:

углублять знания учащихся об имени существительном;

научить учащихся склонять разносклоняемые имена существительные;

развивать орфографическую зоркость;

воспитывать интерес к слову.

4. Банк информации: а) входной контроль.

Вспомните, сколько склонений и падежей есть у имен существительных? Расскажите о каждом из склонений и падежей .

Альтернативный вопрос. Дайте определение имени существительному. Какие категории Вы знаете у имени существительного? Как изменяются имена существительные? ( Имя существительное — часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?что?

Имена существительные относятся либо к мужскому, либо к женскому, дибо к среднему роду; являются собственными или нарицательными, одушевленными или неодушевленными.

Большинство имен существительных изменяется по падежам и числам.

В предложении имена существительные бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами.).

Определите склонение и падеж предложенных имен существительных.

Окно, дверь, юноша, день, земля, сеть.

Ответ. Окно (2-е скл., ср.р.), дверь (3-е скл., ж.р.), юноша (1-е скл., м.р.), день (2-е скл., м.р.), земля (1-е скл., ж.р.), сеть (3-е скл., ж.р.).

Альтернативный вопрос: задание уровня А.

Вставьте пропущенные буквы.

Сидел на пригорк_, куплю дочер_, вспомнил о мыш_, нет земл_, не бывал в филармони_, отдал долг стран_, почетную наград_ вручили Мари_ Ивановн_.

Ответ. Сидел на пригоркЕ, куплю дочерИ, вспомнил о мышИ, нет землИ, не бывал в филармониИ, отдал долг странЕ, почетную наградУ вручили МариИ ИвановнЕ .

Альтернативный вопрос : задание уровня В.

б) объяснение нового материала (адаптировано для всех уровней).

Разносклоняемые имена существительные

Десять существительных среднего рода на -мя ( бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя и темя ) и существительное мужского рода путь в родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе имеют окончания существительных 3-его склонения : к знамен[и], нет времен[и], в пламен[и], в пут[и] и т. д., а в творительном падеже принимают окончания существительных 2-го склонения — ем(-ём ): пламен[ем], пут[ём].

У существительных на -мя в родительном, дательном, творительном и предложных падежах в единственном числе и во всех падежах во множественном числе к корню прибавляется суффикс -ен- (-ён-) : на знамени, знамёна .

В словах семя, стремя в родительном падеже во множественном числе к корню прибавляется суффикс -ян : семян.

В безударном суффиксе -ен- существительных на -мя пишется буква Е .

На знамени (на -мя).

в) закрепление ранее изученного материала.

Цель: совершенствовать навык склонения разносклоняемых существительных .

Методический комментарий для учащихся: Просклоняйте имена существительные по образцу и выделите окончания.


источники:

http://2srv.uralschool.ru/?section_id=2963

http://infourok.ru/konspekt_uroka_na_temu_raznosklonyaemye_imena_suschestvitelnye._bukva_e_v_suffikse_-en—423390.htm